Североморский лётчик. 1944, июль.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК; ................... 12 июля 1944 г„ № 164 (234). И З ОПЫТА ПО СЛЕДНИХ ОПЕРАЦИЙ Д. Николаев Боевой день техника Чеснокова ОГОНЬ И МАНЕВР- СЛАГАЕМЫЕ ПОБЕДЫ Майор А. Полковников Советский истребитель — воин высоких моральных качеств. Он и каждом вылете ищет врага и, най д я его, дерется не жалея жизни. Уничтожение немца — вот стрем ление нашего истребителя. Но эти хорошие качества дают победу при одном условии: если летчик умело сочетает в бою огонь с маневром. Грамотный маневр обеспечивает летчи к у успешную прицельную ат а к у и умелый у ход от огия как' истребителей противника, так и зенитного. Летчик, не умеющий правильно маневрировать, непри цельно стреляет и является, как правило, жертвой немецких, истре бителей и зенитчиков. Огонь и маневр — слагаемые победы. Некоторые пилоты, возвращаясь из боя, удивленно разводят руками: «К аж ет ся , огонь вел точно, а не по пал», Или «Маневрировал как сле д у ет , а немца в прицел поймать не мог». Причину ж е этого н большинст ве не о б ’ясняют. А она ясна: такие летчики не сочетают огня с манев ром. Все маневры истребителя сводят- к одной цели: так подвести само лет, чтобы сбить врага с одной очереди, ибо дальнейший бой у сл ожн я ет и маневр и огонь. Ата к а истребителя скоротечна, поэто му летчик обязан искусство манев ра и огня довести до автоматизма. Кабина, управление самолетом не д о лж ны отнимать у летчика ни од ной лишней секунды. «Удивить — значит победить», — говорил пол к овод ец Суворов. Свой маневр и ст ребитель д о лж ен строить так, что бы эволюции были быстрыми, энергичными, такими, которых про тивник не ожидает. Но как бы хорошо ни пилотиро в ал летчик QHOfft самолет, какие бы маневры он ни производил, грош ц ена этому, если летчик не умеет прицельно вести огня. Лучшей ди станцией открытия огня является малая дистанция. В этом убедились все летчики. Но мне кажется, что при мощности нашего оружия нель з я пренебрегать стрельбой и с ди станции порядка 800 — 600 метров. Особенно это относится к ведению огня по выходящим в атаку само летам и при отсечках их. Такой стрельбой летчик может достичь двух целей: во-первых, заставить противника принять бой, а, вв-вто рых, поразить немца (как известно, снаряды пу-шек разрываются на большой дистанции и имеют пло щадное поражение). Вопрос сочетания огня с манев ром — большой вопрос. В боевой практике летчик должен придер живаться нескольких правил. В зо не огня ЗА его маневр строится независимо от координации д в иж е ний. Bo-время изменять направле ние полета — вот главное .для л е т чика, При стрельбе в горизонталь ной плоскости под ракурсом 2/4 он должен обращать должное внима ние на прицельность в вертикаль ной плоскости, т. к. длина фю зел я жу в проекции равна половине его, а ширина фюзеляжа меньше. Некоторые наши истребители л е тают сейчас в качестве бомбарди ровщиков. Прицельная бомбарди ровка с истребителя по кораблям имеет для нас существенное зна чение. З д есь сочетание момента сбрасывания бомбы с маневром т а к же необходимо. Важно правильно выбрать момент выхода в атаку на цель. От выбора момента зависит результат атаки и прицельность бомбометания. Если летчик произ вел разворот строго в положенной точке, его ■пикирование будет устойчиво, без сноса, точно в цель. Умение правильно определять эту точку дает практика. Ориентиром на цель д л я нас служит внутрен ний пулемет, расположенный в плоскости самолета. При подходе истребителя к цели на такое р а с стояние, когда угол д о нее будет составлять 5—7 градусов, летчик полупереворотом входит в пикиро вание. Угол пикирования мы берем 70 градусов. Поправку— 1/2 кораб ля по его ходу. Сочетание огня и маневра добы вается постепенно, в боях. Это должны помнить все истребители и повседневно совершенствовать свое боевое мастерство. КОЛХОЗНЫЙ ПОДАРОК МАРШАЛУ КОНЕВУ КИРОВ, 8 июля. (ТАСС). Подо- синовский район, Кировской обла сти — родина Маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева. Трудящиеся района решили с д е лать своему земляку подарок—по строить на личные средства для фронта, которым командует мар шал Конев, танковую колонну «Подосиновский колхозник». В районное отделение госбанка уже поступило 410 тысяч рублей на личными и на 458 тысяч рублей облигаций государственных займов. Тсчько колхозники сельхозартели «Стрела» внесли 130 тысяч рублей. Техник-лейтенант Николай Чесноков Фото И. Михеева. 1. КОГДА ПОЛУЧЕН ПРИКАЗ... Накануне вечером Чесноков тщательно осмотрел свою машину. Вместе с оружейником серж ан том Марковым он выявил д е ф е к ты в системе сбрасывания бомб, I так как во время учебных полетов над полигоном у летчика Д зюбы |і одна бомба ок азалась не сброшен ной. Причиной явилась плохая п о д готовка ушка бомбы. Чесноков д ал указание вооруженцу заготовить несколько запасных ушков, чтобы в случае вылета не повторилось происшедшее. Мотор и самолет осматривались также досконально. Чесноков сни мал все капоты, просматривал агр е гаты, системы. Ничто не у с к о л ь з нуло от опытного глаза техника. А утром был получен приказ. В о семь самолетов, в варианте бом бардировщиков, срочно подготав ливались к боевому заданию. На предполетную подготовку коман дование отвело сжатый срок. За это время надо было полностью осмотреть машины, проверить в о оружение, опробовать моторы. Чесноков и Марков начали с-под вески бомбы. Хотя подгонкой уш ков -избегалось повторение д е ф е к та — техник и вооруженец еще раз проверили действие замка сбрасы вания. Подвесив бомбы, они вх оло стую сбросили их на земле. Это полностью давал о гарантию безот казности. Марков еще заканчивал с воору жением, когда Чесноков внешним осмотром проверял самолет. ,Он осмотрел шасси, фю зел яж , гид ро систему. Потом, забравшись в к а бину, попробовал выпуск щитков, действие рулей и, когда все было готово, приступил к запуску мо тора. — Без пробы мотора я никогда утром не выпускаю самолет в в о з дух. Это главное. Т олько когда опробуешь и убедишься, что все нормально, с уверенностью можно судить о исправности .машины, — говорйт Чесноков. Пробу мотора он произвел строго по графику, с обязательной провер кой полного наддува, автомата вин та и магнето. Чесноков всегда тщательно проверяет действие всех приборов и каждый раз убеждается в нормальной работе мотора на слух. Д л я этой цели он отк л оняет с я от кабины и внимательно в сл у шивается в моторный рокот. После того, как мотор был опро бован, Чесноков проверил заправку горючего, масла и антифриза. В крыльевые бензобаки можно еще дозаправить бензина, но сейчас это делать было некогда. На линейку спешили летчики, торопились с вы руливанием. Техник отрапортовал командиру экипажа о подготовке самолета, помог летчику запустить мотор и убрал колодки. Истребители - бомбардировщики пошли на взлет. 2. ДЕФЕКТ НА Техник - лейтенант Николай Чесноков свыше 1.000 раз выпу скал свой самолет в воздух. К о г д а грянула война, Чесноков с первого дня начал обслуживать боевые вылеты летчиков. Снача ла на Балтике, потом на Севере он безустали обеспечивает бое вую работу истребителей. Чесно ков — механик знаменитой сгиб- невской машины, на борту кото рой красовалось двенадцать красных звезд. Теперь техник- лейтенант Чесноков обслуживает машину молодого летчика млад шего лейтенанта Дзюбы. Ниже мы рассказываем о том, как Чесноков обеспечил д§а бое вых вылета летчика при налете нашей авиации на Киркенес. вылез из кабины озабоченный. Он сказал, что почему-то вдруг на о б ратном маршруте стало падать д а в ление масла. Чесноков упорно искал причину дефекта. Он сразу бросился к фил ьтр у Куно. Могло быть, что от чрезмерного засорения масла д а в ление терялось в фильтре. Техник осмотрел и проверил работу мано метра. Наконец, он заменил все старое масло на новое и уж е в т р е тий раз запуск ал мотор. — В чем ж е дело? — спрашивал сам себя Чесноков. Он подумал вновь о редукцион ном клапане масляной системы, к о торый до этого уж е был подвернут доотказа. Чесноков вспомнил об «усталости металла», про которую т а к много говорили на уроках ф и зики в десятилетке. — Ведь могла ж е пружина за 122 часа работы утерять свою у п ру гость? — говорил про себя Ч есн о ков. Заменить пружину новой быстро не. удалось. Время подпирало. С минуты на минуту ожид ал ся вылет. Чесноков решил временно под пробку клапана положить шайбу. И когда это было сделано, манометр показал нормальное давление. Т е х ник-лейтенант сразу дол ожил ин ж ен еру о готовности машины к по вторному вылету. 3. ПОСЛЕПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР В этот день Чесноков особо внимательно осматривал свою ма шину. Во-первых, потому, что п а дение давления масла в первом вы лете могло привести к п ерегре ву мотора, и потому, что второй взлет летчик производил с б о л ь шой нагрузкой, чтб могло о т р а зиться на шасси. Мотор был полностью вскрыт от капотов. С ключом в руках техник проверял крепление всех агрега тов и тут же, на месте, подтягивал ослабевшие гайки. Бдительность Чеснокова дала свои результаты. 1Іроверяя еще раз фильтр Куно, он заметил, что одна из шпилек креп ления имеет значительный износ. , Хозяин самолета стал внимательно ■ наблюдать за поворачиванием ган ки. О казалось — шпилька вместе с гайкой выворачивается из гнезда. Н адо было ее срочно заменить на новую. Чесноков снял точные размеры и отправился в авиаремонтные ма стерские. Там вместе с токарем и з готовил новую деталь, там ж е н а шел новую пружину редукционно го клапана масляной системы, в. I і которой н уж д а л с я еще после пер вого вылета. Послеполетный осмотр требует продолжительного времени. «Л у ч ше поработать дольше, но прове рить все. Я никогда ничего не оставляю на завтра», — говорит техник-лейтенант. Летом, кроме всего прочего, на техника ложи тся большая забота по борьбе с пылыо. З а два взлета и две посадки, за р у л ежк у пыль проникла всюду. З н ая какие губительные последствия она при носит деталям машины, Чесноков в конце рабочего дня промыл управ ление всеми рулями, противоие- сочный фильтр всасывающей си стемы, стойки шасси. Техник ушел от самолета только тогда, когда он был полностью осмотрен, вычищен и аккуратно п о крыт чехлами. 4. ЛЕТЧИК И ТЕХНИК Весь летный день Чесноков не имел времени как с л е д у е т по говорить с Дзюбой о задании, о том, к ак летчики бомбили К ир к е нес. Т ол ько теперь, когд а зак о н чился послеполетный осмотр, т е х ник мог расспросить о результатах удара. Д зю б а всегда охотно р ас сказывает Чеснокову про свои бое вые дела. — Крепко досталось немцам. Н а ши бомбы точно легли в цель. Правда, подраться не удалось. Боятся теперь немцы вести бой с группой... Слушая рассказ летчика, Чесно ков гордился своим боевым другом. И на этот раз Д зю б а отлично вы полнил задание. А летчик похвалил техника, который, несмотря на большие трудности, обеспечил два боевых вылета и подготовил маши ну к завтрашнему дню. Вдоволь наговорившись, летчик и техник пошли на отдых в землян ку. По дороге к аждый из них лю бовно смотрел на линейку, г д е стояли самолеты. П о б л е с к и в а л ^ на солнце и их машина — неРг ,ый и надежный друг, на борту к0т0р0 г 0 за один тол ько меся>д "появилось две красных зв езд^,чки Мастера по в<)оружению тт. Самакин, Титов и Пустотный г о т о в я т очередной подарок немцам - бомбу весом в 250 килограммов. Ф ото И. Мчхееза, РАБОТЫ МОТОРА За то время, пока летчики сл ед о вали до цели, наносили удар и шли по обратному маршруту, т е х ники производили подготовку бомб и другого оборудования к повтор ному вылету. На самолете Чеснокова п одхо дил регламент замены масла. П о этому, пока машина была в воздухе, он приготовил бидоны и воронку. Время прошло незаметно. Вскоре вернувшиеся из боя самолеты з а ходили на посадку. Техник был уверен, что машина и на сей раз, как всегда, придет с задания исправной. Однако Д зюба
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz