Североморский лётчик. 1944, июль.
I I июля 1944 г., № 163 (233). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК — 3 Мой опыт торпедирования ---------------~ герой Советского Союза капитан В. Рукавицьш ■----------------------------- 1. ВЫБОР АТАКИ Всякая торпедная атака состоит из грех основных элементов: 1; вы бор атаки; 2) сама атака; 3) выход из атаки. Постараюсь на своем боевом опыте разобрать каждый из этих элементов в отдельности. Прежде чем выбрать атаку, на до хорошо знать тип корабля, уметь безошибочно определять его положение. Это ясно лаждому. Определение положения к о рабля, скорости его движения бо лее сложный вопрос, но после 2 — 3 атак летчик безошибочно справляется с этим делом. Лично я состояние транспорта определяю по буруну. Если сзади судна остается белый бурлящий след, значит скорость его движения 8— ill узлов, если остаются «усы» — 4—5 узлов, если ничего нет—тран спорт движется очень медленно или стоит на якоре. Такие данные меня вполне удовлетворяют. Подлетая к цели, летчик-торпе доносец обязательно должен опре делить тип корабля, его скорость. Это важно потому, что некоторые торпедоносцы атакуют корабли «с хода», основываясь исключи тельно на данных разведки. -По добный случай был и со мной. Воздушные разведчики дали нам квадрат движения каравана и его данные. Он оказался правильным. Мы пришли в указанный район и обнаружили транспорт в охранении мелких кораблей. Пошли в атаку. Сбросили торпеды. Прекрасно был виден след их движения — торпе ды шли в цель. Мы проскочили конвой и развернулись. В нем все оставалось на месте. В чем дел о ?— для нас это было неясно. Только позднее мы узнали, что это шли не транспорты, а камуфлированные под них быстроходные десантные баржи. А у барж, как известно, и скорость движения больше и осад ка малая. Значит наши торпеды прошли или за кормой, или ниже дна барж. Если бы мы не механи чески подошли к выполнению своей задачи, а, приблизившись к цели, разглядели бы ее как сл е дует (что было вполне возможно), а та кж е определили Ькорость дви жения барж—атака была бы навер няка. Отсюда вывод; перед ата кой торпедоносец должен обяза тельно и точно определить тип корабля и скорость его движения. Важным элементом успешности торпедной атаки является выбор направления ее. Как-то раз мы вылетели в море и'а торпедирова ние транспортов, идущих в сопро вождении охраны. К каравану по дошли на встречных курсах. Сра зу же отвернули от лих в сторону и пошли в атаку. К началу, атаки курсовой угол по отношению к транспортам составлял у нас 45—* 60 градусов. Во время атаки нем цы вовсе развернулись на нас, на ши торпеды могли пройти мимо. Это случилось потому, что мы не смогли подойти к каравану, а з а тем, когда были обнаружены, не смогли скрыться от врага и ата ковать его под нужным углом. Только во втором заходе летчики потопили два транспорта. Чаще всего немецкие караваны Автор статьи Герой Советско го Союза капитан В. Рукавицын имеет на своем счету 115 боевых вылетов. Он произвел 9 дерзких торпедных атак, во время кото рых потопил эсминец и четыре транспорта. ходят около берега. Но иногда их приходится настигать- и в откры том море. В открытом море летчик .может атаковать суда с разных бортов. Этим достигается рас- средотачивание зенитного огня и истребителей прикрытия. Как мы выбирали направление атаки? Ес> ли шли четверкой, одна пара выхо дила с правого борта одного транспорта, вторая—с левого д р у гого, или заходили па транспорты каждый по одному с разных на правлений. В августе 1943 года я в четвер ке с другими летчиками вылетел в открытое море на торпедирова ние двух вражеских кораблей. Еще на земле договорились атако вать их парами с разных направле ний. Шли ниже сплошной облач ности на 20 метров. При подходе к цели ведущий двумя условными знаками да"л команду паре, идущей справа, начинать заход с обратной стороны. Получив приказание, пра вая пара оторвалась от группы и иод облачностью, на повышенной скорости, стала обходить караван. Ведущий сбавил газ и снизился к воде. Атака прошла успешно. 2. АТАКА Атака для летчика наиболее ответственный момент во всей операции. Она требует от него большой выдержки и силы воли. Во время атаки, которая длится всего несколько секунд, прове ряются все личные качества торпе доносца. Важно, не обращая ника кого внимания на зенитный огонь, точно выдержать заданную высоту и скорость. Рай пошел в атаку — удержи высоту, не маневрируй, не отворачивай ни вправо, ни влево. Главное для летчиков в атаке— сбросить торпеду на, таком уда л е нии, чтобы она была эффективной. Нельзя брать слишком большую дистанцию и слишком малую. 18 сентября 1943 года зненом нам пришлось атаковать три тран спорта, идущие вдоль берега. Ц ель была хороша, и мы, у в ле к шись ею, с очень близкой дистан ции сбросили торпеды (примерно метров с 200) и развернулись над сушей. Все три транспорта стояли на месте. Не попасть в них мы никак не могли. Через 3—4 дня нам стало известно, что средний транспорт, пораженный насквозь торпедой, выбросился на мель, тщетой был также пробит торпе дой, но немцы залатали отверстие и вышли в море. Однако морская вода раз’ела наспех залатанное о т верстие, и корабль затонул. Почему же не произошло взры-, ва? По одной простой причине: мы бросили торпеды с очень малой дистанции, и взрыватели их не Штурман подразделения дважды орденогіосец капитан Г. Пи сарев беседует с Героем Советского Союза капитаном В. Рукави- цыньш. Справа стоит стрелок-радист дважды орденоносец Г. Вер- тюков, слева — воздушный стрелок А. Успенский. Фото И. Тихонова. успели сработать. Поэтому в при веденном выше примере торпеды, не взорвавшись, прошли сквозь оба борта транспортов и вышли «на волю». Ясно, что от такого торпедирования толку мало. Еще хуже, когда летчики броса ют торпеду с большой дистанции. Недостатки в этом случае Следу ющие: 1) атакуемый корабль, з а метив, что по нему сброшена торпе да (столб воды при падении торпеды виден до 10 километров), может легко сманеврировать, п од ставив идущей на него торпеде корму или нос; 2) заметив, что тор педа сброшена с упреждением, корабль может или дать задний ход, или увеличить скорость, з а тормозить. Вероятность попада ния от этого снизится. В моей практике был случай, когда я бросил торпеду с 1000 метров и не попал по транспорту. Вышло это потому, что, учтя при личную скорость корабля, я взял упреждение вперед. Этим восполь зовался враг и дал задний ход. Стрелки доложили, что торпеда прошла по носу транспорта. Значит, отсюда еще один вывод: дистанцию торпедной атаки 1.000 метров следует считать слишком большой. Торпедировать нужно с минимального расстояния, при ко тором торпеда становится в боевом положении. Ни в коем случае нельзя торпе дировать, идя на цель кильватер ным строем: он дает возможность противнику сосредотачивать свой огонь по отдельным самолетам (особенно по ведущему). Строем для торпедной атаки должен быть фронт. Это также вывод, который не требует ника ких подтверждений. 3. ВЫХОД ИЗ АТАКИ Почему-то мы, летчики, после сбрасывания торпеды самоуспока иваемся и часто не заботимся о правильном выходе из атаки. К о нечно, основное для нас—точно по разить цель, но сохранить после тога, как дело сделано, экипаж, мащииу-гие менее важная задача. А опыт показывает, что на отходе от цели мы несем большинство потерь. Почему так получается? По сле сбрасывания торпеды пи л о т продолжает лететь на той же высоте, подходит к транспорту до момента, пока нос самолета не на чинает закрывать его и делает горку. Такая высота полета, о с о бенно горка, позволяет противнику вести по нашим самолетам эфф ек тивный зенитный огонь, а истре бителям врага—атаковать торпедо носцев снизу при перескакивании их через корабль. Однажды при торпедировании звеном мы потеряли одного хоро- I .шего летчика. И потеряли его по I той причине, о.которой я выше го ворил. Летчик при подходе к транспорту сделал большую горку, и в момент набора высоты зенит ный снаряд с корабля пробил у I его самолета центральные баки. I Как же лучше производить вы- I ход из атаки? После сбрасывания I торпеды летчик должен сиизить- 1 с я до воды на предельную высоту. Этим он за счет снижения увели чит скорость полета и ввиду не возможности уменьшения угла н а клона не даст крупным зенитным орудиям обстреливать себя. Во время полета маневрировать надо, но без больших кренов. Маневрами экипаж сохранит себя от огня автоматов. Если есть возможность, лучше проскочить транспорт у кормы или носа. Нет такой воз можности—энергичной горкой пе рескочить через корабль и снова прижаться к воде. Уходить от ц е ли следует с горизонтальным ма невром. * ■* * В этой статье я разобрал основ ные элементы торпедной атаки и и зложил ряд выводов, которые сде лал из боевого опыта. Очень бы желательно увидеть на страницах газеты «Североморский летчик» материалы, касающиеся других торпедных операций. Особенно хотел бы почитать вы сказывания Героя Советского Со юза тов. Пирогова, летчиков-тор- педоносцев тт. Литвинова, Шкару- бы, Францева, Гусева, штурманов тт. Скнаревэ и Мосина, — ЗАПОВЕДИ ИСТРЕБИТЕЛЯ 10. Не зазнавайся Г ва рд и и капитан Сергей Ло гн н ав во сп и та л д ѳ с я тк н мола д ы х л ятчн коз. Он б л иж а йш и й д р уг и ученик Гѳ ряй С о в етск о го Союза т. С гибнева. На бо е вом счету т. Л о ги н о ва н е ск о л ь ко с б и т ы х сам о л е т о в противника Ч ГЩтт-' Первая победа —волнующее событие в жизни. каждого летчика. И горе тому, кто после нее зазнается, решит, что он уже зрелый истребитель. Молодой летчик должен очень трезво оцени вать свои заслуги. Тот, кто зазнается, перестает учиться, совершенствоваться,—как правило, ока зывается в последующих боях жертвой противни ка. Зазнайство- враг истребителя. Гвардии капитан С. ЛОГИНОВ. Спасибо катерникам П И С Ь М О ГЕРО Я СОВЕТСКО ГО СОЮЗА КАПИ ТАНА В. БУРМ АТОВА б июля в нашей газета подробно раооказываиооь о том, хан лейтенант Леонид Зайцев, выручая своего командира Город Советского Союза капи тана Бурматова, навел на место его вынужденной посадки североморские торпедные катера. Тов. Бурматов прислал в редакцию пиоьмо, адресованное командиру группы то^.іэдиых клгз )оз, о.іаош х его, тоз. Алзкоээзу. По просъів ка питана Бурматова публикуем это пиоьмо. Тов. А Л Е К С Е Е В У Искренне благодарю Вас и лич ный состав торпедных катеров за оказанную мне помощь при вынуж денной посадке на воду. Желаю дальнейших . успехов в Вашей боевой работе. Герой Советского Союза капитан В. БУРМАТОВ . ВЕСТИ С ЧЕРНОМОРЬЯ Ночной налет на порт врага Ночь. Огромное поле аэродрома во мраке. Неподалеку от самолетов выстроилась небольшая группа лю дей. В строю — прославленные воздушные воины гвардейской ча сти: Корнилов, Дуплий, Дарьин, Федоров, Минаков, Аглотков, Чу- пров, Жестков, Карпенко, Локтю- хин и другие. Выслушивая доклады о готов ности к вылету, командир доволен. В голосе кажд ого он слышит у в е ренность, спокойствие. Летчики отлично представляют себе район удара, прекрасно знают маршрут полета, заходы, маневры, во змож ные варианты противодействия противника. Взлетели с интервалами. Одна за другой машины пронеслись над аэродромом и скрылись в темноте... Вблизи от цели наши, самолеты были обнаружены противником. До десятка крупных батарей о т крыли огонь, десятки прожекторов пытались нас поймать, но п одсв е чивание луны и наступающий р ас свет не давали врагу никакого эф фекта. По плану мы должны были у д а рить все с одного направления, но когда мы были невдалеке от цели, луна находилась с левой сторо ны и берег был затемнен. Тогда ударили с разных сторон и вполне эффективно. Экипажи наблюдали несколько сильных взрывов и три очага пожара. В этом дерзком ночном налете на порт противника летчики снова проявили отличную технику пил о тирования в сложных метеоусло виях, штурманы четко ориентиро вались в ночной обстановке. Герой Советского Союза офицер Конаірев об’явил благодарность всем участникам полета. Старший лейтенант Л. ДУБНОЙ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz