Североморский лётчик. 1944, июль.

I I июля 1944 г., № 163 (233). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК — 3 Мой опыт торпедирования ---------------~ герой Советского Союза капитан В. Рукавицьш ■----------------------------- 1. ВЫБОР АТАКИ Всякая торпедная атака состоит из грех основных элементов: 1; вы ­ бор атаки; 2) сама атака; 3) выход из атаки. Постараюсь на своем боевом опыте разобрать каждый из этих элементов в отдельности. Прежде чем выбрать атаку, на­ до хорошо знать тип корабля, уметь безошибочно определять его положение. Это ясно лаждому. Определение положения к о ­ рабля, скорости его движения бо­ лее сложный вопрос, но после 2 — 3 атак летчик безошибочно справляется с этим делом. Лично я состояние транспорта определяю по буруну. Если сзади судна остается белый бурлящий след, значит скорость его движения 8— ill узлов, если остаются «усы» — 4—5 узлов, если ничего нет—тран­ спорт движется очень медленно или стоит на якоре. Такие данные меня вполне удовлетворяют. Подлетая к цели, летчик-торпе­ доносец обязательно должен опре­ делить тип корабля, его скорость. Это важно потому, что некоторые торпедоносцы атакуют корабли «с хода», основываясь исключи­ тельно на данных разведки. -По­ добный случай был и со мной. Воздушные разведчики дали нам квадрат движения каравана и его данные. Он оказался правильным. Мы пришли в указанный район и обнаружили транспорт в охранении мелких кораблей. Пошли в атаку. Сбросили торпеды. Прекрасно был виден след их движения — торпе­ ды шли в цель. Мы проскочили конвой и развернулись. В нем все оставалось на месте. В чем дел о ?— для нас это было неясно. Только позднее мы узнали, что это шли не транспорты, а камуфлированные под них быстроходные десантные баржи. А у барж, как известно, и скорость движения больше и осад­ ка малая. Значит наши торпеды прошли или за кормой, или ниже дна барж. Если бы мы не механи­ чески подошли к выполнению своей задачи, а, приблизившись к цели, разглядели бы ее как сл е­ дует (что было вполне возможно), а та кж е определили Ькорость дви­ жения барж—атака была бы навер­ няка. Отсюда вывод; перед ата­ кой торпедоносец должен обяза­ тельно и точно определить тип корабля и скорость его движения. Важным элементом успешности торпедной атаки является выбор направления ее. Как-то раз мы вылетели в море и'а торпедирова­ ние транспортов, идущих в сопро­ вождении охраны. К каравану по­ дошли на встречных курсах. Сра­ зу же отвернули от лих в сторону и пошли в атаку. К началу, атаки курсовой угол по отношению к транспортам составлял у нас 45—* 60 градусов. Во время атаки нем­ цы вовсе развернулись на нас, на­ ши торпеды могли пройти мимо. Это случилось потому, что мы не смогли подойти к каравану, а з а ­ тем, когда были обнаружены, не смогли скрыться от врага и ата­ ковать его под нужным углом. Только во втором заходе летчики потопили два транспорта. Чаще всего немецкие караваны Автор статьи Герой Советско­ го Союза капитан В. Рукавицын имеет на своем счету 115 боевых вылетов. Он произвел 9 дерзких торпедных атак, во время кото­ рых потопил эсминец и четыре транспорта. ходят около берега. Но иногда их приходится настигать- и в откры ­ том море. В открытом море летчик .может атаковать суда с разных бортов. Этим достигается рас- средотачивание зенитного огня и истребителей прикрытия. Как мы выбирали направление атаки? Ес> ли шли четверкой, одна пара выхо­ дила с правого борта одного транспорта, вторая—с левого д р у ­ гого, или заходили па транспорты каждый по одному с разных на­ правлений. В августе 1943 года я в четвер­ ке с другими летчиками вылетел в открытое море на торпедирова­ ние двух вражеских кораблей. Еще на земле договорились атако­ вать их парами с разных направле­ ний. Шли ниже сплошной облач­ ности на 20 метров. При подходе к цели ведущий двумя условными знаками да"л команду паре, идущей справа, начинать заход с обратной стороны. Получив приказание, пра­ вая пара оторвалась от группы и иод облачностью, на повышенной скорости, стала обходить караван. Ведущий сбавил газ и снизился к воде. Атака прошла успешно. 2. АТАКА Атака для летчика наиболее ответственный момент во всей операции. Она требует от него большой выдержки и силы воли. Во время атаки, которая длится всего несколько секунд, прове­ ряются все личные качества торпе­ доносца. Важно, не обращая ника­ кого внимания на зенитный огонь, точно выдержать заданную высоту и скорость. Рай пошел в атаку — удержи высоту, не маневрируй, не отворачивай ни вправо, ни влево. Главное для летчиков в атаке— сбросить торпеду на, таком уда л е ­ нии, чтобы она была эффективной. Нельзя брать слишком большую дистанцию и слишком малую. 18 сентября 1943 года зненом нам пришлось атаковать три тран­ спорта, идущие вдоль берега. Ц ель была хороша, и мы, у в ле к ­ шись ею, с очень близкой дистан­ ции сбросили торпеды (примерно метров с 200) и развернулись над сушей. Все три транспорта стояли на месте. Не попасть в них мы никак не могли. Через 3—4 дня нам стало известно, что средний транспорт, пораженный насквозь торпедой, выбросился на мель, тщетой был также пробит торпе­ дой, но немцы залатали отверстие и вышли в море. Однако морская вода раз’ела наспех залатанное о т­ верстие, и корабль затонул. Почему же не произошло взры-, ва? По одной простой причине: мы бросили торпеды с очень малой дистанции, и взрыватели их не Штурман подразделения дважды орденогіосец капитан Г. Пи­ сарев беседует с Героем Советского Союза капитаном В. Рукави- цыньш. Справа стоит стрелок-радист дважды орденоносец Г. Вер- тюков, слева — воздушный стрелок А. Успенский. Фото И. Тихонова. успели сработать. Поэтому в при­ веденном выше примере торпеды, не взорвавшись, прошли сквозь оба борта транспортов и вышли «на волю». Ясно, что от такого торпедирования толку мало. Еще хуже, когда летчики броса­ ют торпеду с большой дистанции. Недостатки в этом случае Следу­ ющие: 1) атакуемый корабль, з а ­ метив, что по нему сброшена торпе­ да (столб воды при падении торпеды виден до 10 километров), может легко сманеврировать, п од ­ ставив идущей на него торпеде корму или нос; 2) заметив, что тор ­ педа сброшена с упреждением, корабль может или дать задний ход, или увеличить скорость, з а ­ тормозить. Вероятность попада­ ния от этого снизится. В моей практике был случай, когда я бросил торпеду с 1000 метров и не попал по транспорту. Вышло это потому, что, учтя при­ личную скорость корабля, я взял упреждение вперед. Этим восполь­ зовался враг и дал задний ход. Стрелки доложили, что торпеда прошла по носу транспорта. Значит, отсюда еще один вывод: дистанцию торпедной атаки 1.000 метров следует считать слишком большой. Торпедировать нужно с минимального расстояния, при ко­ тором торпеда становится в боевом положении. Ни в коем случае нельзя торпе­ дировать, идя на цель кильватер­ ным строем: он дает возможность противнику сосредотачивать свой огонь по отдельным самолетам (особенно по ведущему). Строем для торпедной атаки должен быть фронт. Это также вывод, который не требует ника­ ких подтверждений. 3. ВЫХОД ИЗ АТАКИ Почему-то мы, летчики, после сбрасывания торпеды самоуспока­ иваемся и часто не заботимся о правильном выходе из атаки. К о ­ нечно, основное для нас—точно по­ разить цель, но сохранить после тога, как дело сделано, экипаж, мащииу-гие менее важная задача. А опыт показывает, что на отходе от цели мы несем большинство потерь. Почему так получается? По сле сбрасывания торпеды пи­ л о т продолжает лететь на той же высоте, подходит к транспорту до момента, пока нос самолета не на­ чинает закрывать его и делает горку. Такая высота полета, о с о ­ бенно горка, позволяет противнику вести по нашим самолетам эфф ек­ тивный зенитный огонь, а истре­ бителям врага—атаковать торпедо­ носцев снизу при перескакивании их через корабль. Однажды при торпедировании звеном мы потеряли одного хоро- I .шего летчика. И потеряли его по I той причине, о.которой я выше го ­ ворил. Летчик при подходе к транспорту сделал большую горку, и в момент набора высоты зенит­ ный снаряд с корабля пробил у I его самолета центральные баки. I Как же лучше производить вы- I ход из атаки? После сбрасывания I торпеды летчик должен сиизить- 1 с я до воды на предельную высоту. Этим он за счет снижения увели­ чит скорость полета и ввиду не­ возможности уменьшения угла н а­ клона не даст крупным зенитным орудиям обстреливать себя. Во время полета маневрировать надо, но без больших кренов. Маневрами экипаж сохранит себя от огня автоматов. Если есть возможность, лучше проскочить транспорт у кормы или носа. Нет такой воз­ можности—энергичной горкой пе­ рескочить через корабль и снова прижаться к воде. Уходить от ц е ­ ли следует с горизонтальным ма­ невром. * ■* * В этой статье я разобрал основ­ ные элементы торпедной атаки и и зложил ряд выводов, которые сде­ лал из боевого опыта. Очень бы желательно увидеть на страницах газеты «Североморский летчик» материалы, касающиеся других торпедных операций. Особенно хотел бы почитать вы­ сказывания Героя Советского Со­ юза тов. Пирогова, летчиков-тор- педоносцев тт. Литвинова, Шкару- бы, Францева, Гусева, штурманов тт. Скнаревэ и Мосина, — ЗАПОВЕДИ ИСТРЕБИТЕЛЯ 10. Не зазнавайся Г ва рд и и капитан Сергей Ло гн н ав во сп и та л д ѳ с я тк н мола д ы х л ятчн коз. Он б л иж а йш и й д р уг и ученик Гѳ ряй С о в етск о го Союза т. С гибнева. На бо е вом счету т. Л о ги н о ва н е ск о л ь ко с б и т ы х сам о л е т о в противника Ч ГЩтт-' Первая победа —волнующее событие в жизни. каждого летчика. И горе тому, кто после нее зазнается, решит, что он уже зрелый истребитель. Молодой летчик должен очень трезво оцени­ вать свои заслуги. Тот, кто зазнается, перестает учиться, совершенствоваться,—как правило, ока ­ зывается в последующих боях жертвой противни­ ка. Зазнайство- враг истребителя. Гвардии капитан С. ЛОГИНОВ. Спасибо катерникам П И С Ь М О ГЕРО Я СОВЕТСКО ГО СОЮЗА КАПИ ТАНА В. БУРМ АТОВА б июля в нашей газета подробно раооказываиооь о том, хан лейтенант Леонид Зайцев, выручая своего командира Город Советского Союза капи­ тана Бурматова, навел на место его вынужденной посадки североморские торпедные катера. Тов. Бурматов прислал в редакцию пиоьмо, адресованное командиру группы то^.іэдиых клгз )оз, о.іаош х его, тоз. Алзкоээзу. По просъів ка­ питана Бурматова публикуем это пиоьмо. Тов. А Л Е К С Е Е В У Искренне благодарю Вас и лич­ ный состав торпедных катеров за оказанную мне помощь при вынуж ­ денной посадке на воду. Желаю дальнейших . успехов в Вашей боевой работе. Герой Советского Союза капитан В. БУРМАТОВ . ВЕСТИ С ЧЕРНОМОРЬЯ Ночной налет на порт врага Ночь. Огромное поле аэродрома во мраке. Неподалеку от самолетов выстроилась небольшая группа лю ­ дей. В строю — прославленные воздушные воины гвардейской ча­ сти: Корнилов, Дуплий, Дарьин, Федоров, Минаков, Аглотков, Чу- пров, Жестков, Карпенко, Локтю- хин и другие. Выслушивая доклады о готов­ ности к вылету, командир доволен. В голосе кажд ого он слышит у в е ­ ренность, спокойствие. Летчики отлично представляют себе район удара, прекрасно знают маршрут полета, заходы, маневры, во змож ­ ные варианты противодействия противника. Взлетели с интервалами. Одна за другой машины пронеслись над аэродромом и скрылись в темноте... Вблизи от цели наши, самолеты были обнаружены противником. До десятка крупных батарей о т ­ крыли огонь, десятки прожекторов пытались нас поймать, но п одсв е­ чивание луны и наступающий р ас­ свет не давали врагу никакого эф­ фекта. По плану мы должны были у д а ­ рить все с одного направления, но когда мы были невдалеке от цели, луна находилась с левой сторо­ ны и берег был затемнен. Тогда ударили с разных сторон и вполне эффективно. Экипажи наблюдали несколько сильных взрывов и три очага пожара. В этом дерзком ночном налете на порт противника летчики снова проявили отличную технику пил о ­ тирования в сложных метеоусло­ виях, штурманы четко ориентиро­ вались в ночной обстановке. Герой Советского Союза офицер Конаірев об’явил благодарность всем участникам полета. Старший лейтенант Л. ДУБНОЙ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz