Североморский лётчик. 1944, июль.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Т июля 1944 г., № 155 (225). I / И РК ЕН ЕС І Какой немец, побывавший в Северной Норвегии ие зн ает этого города? Сюда в 1941 году высадили немцы своих «героев» Нарвика—будущих «завоевателей» Мурманска, вокруг К ир к ен еса построили они свои о с ­ новные аэродромы. В Киркенесе немцы устроили несколько прито­ нов, сюда они прибывали дл я к у ­ тежа. Киркенесекий порт работал д ен ь и ночь. И з Германии приво­ зились со л даты и оружие, из Н о р ­ вегии вывозилась никелевая р у ­ да. Н ебо Киркенеса было постоян ­ но наполнено гулом «Юнкерсов» и «Мессеошмиттов». Оттуда, с Кир ­ кенеса, пьяные фрицы посылали свои семерки и девятки пикиров­ щиков д л я предания огню М у р ­ манска и других заполярных г о ­ родов и поселков. Это было летом 1941 года и летом 1942 года. Наша авиация была то г­ да малочисленна, и только лишь и зр едк а североморские «СБ» п о яв л яли сь над Киркенесом. Но этого было мало. Мы эналн, что придет лучшее время, что Ки р к е ­ нес ответи т за Мурманск. И вы­ шло по нашему. Советское И н ­ формбюро уж е не раз сообщало о н але тах наших летчиков на этот в ажный порт Северной Норвегии. М Е Порт горит, у его пирса тонут транспорта — пришла справедли­ вая месть. Мы не знаем, как назовут фашисты вечер 27 и ночь на 28 июня. Любители страш­ ных характеристик, они, видимо, подберут для них самое ж у т ­ кое название. Нам известно одно — в порту Киркенес потоплено — 4 немецких транспорта общим водо­ измещением 29—31 тысяча тонн, 1 тральщик, 2 сторожевых катера, Вызвано свыше 15 очагов пожара и до 37 взрывов, в воздушных боях сбито 13 самолетов противника. Наша месть в действии, она р аз­ вертывается во всю ширь! ...Киркенес уже горел. К небу тянулись черные и белые клубы дыма. Легкий ветер рассасывал их, и вражеское логово казалось свер­ ху каким-то серым, расплывчатым. Работа предыдущих групп наших самолетов отчетливо видна, и это, пожалуй, было самым приятным ощущением для бомбардировщи­ ков, которых вели сейчас три бо е ­ вых друга — Петр Обухов, Григо­ Бомбы—в цель! Свыше 27.000 тонн пустили на дно североморские бомбардировщики Р А С С К А ЗЫ У Ч А С ТНИ КО В Б ОМ БО В О Г О У Д А Р А К . З а р о д о в С тГь~Й Д Е Т ! Как и впервый вылет, льви­ ную долю потерь ианесли врагу бомбардировщики Н-ской части. На этот раз их вновь вел капитан Хамков, ведущим второй группы шел летчик 'Клечугин. Новые взры­ вы в порту, новые пожары. Три крупных транспорта сгорели и з а ­ тонули на этот раз от бомб летчи­ ков Хамкова и Клечупша. Почти полные сутки продолжал­ ся пожар в Киркенесе. Почти пол­ ные сутки бессменно гудели над Киркенесом моторы наших самоле тов. Советские летчики мстили врагу. Мстили за Россию, за род­ ных и любимых, за сожженные кварталы Мурманска. Нам удалось поговорить с лет чиками-бомбардировщиками, пу ставшими в порту Киркенес на дно моря ,свыше 27.000 тонн. Все они имеют одно желание, горят одним стремлением — наступать, искать врага и в любом месте уничтожать «Пощады немцам от нас не , — говорит капитан Уб у Такое же мнение высказыва­ ют и его товарищи. А раз говорят такие летчики, то нет сомнения, чтц слово свое они сдержат. Нигде не спасется немец. Месть идет! В порту Киркенес, на рейде, мы видели скопление транспор­ тов. Около 30 кораблей охранения вели по «ашей группе зенитный огонь. На боевом курсе я был ранен в бок осколком зенитного снаряда, но пр одолж ал вести с а ­ молет. Бомбы сбросили прицель­ но. Бы л о видно, к ак одна 1.000 кг. бомба точно ударила по крупному транспорту и тот сразу ж е был охвачен дымом и п лам е ­ нем. Др у гие бомбы легли также в г ущ у фашистских кораблей. Весь порт был окутан дымом. Ух од из атаки моя группа про­ и зводил а со снижением и с про­ тивозенитным маневром. Хочется отметить отличное сопровождение истребителей, к о ­ торых вел т. Тульский. Они бы ­ ли все время со мной, и когда одного из моих ведомых- стал атаковывать «стодевятый», его немедленно сбили. В честь годовщины РАССКАЗ Я. ТКАЧЕНКО Капитан Яков Антонович Ткаченко—опытный штурман. За боевые успехи он награжден орденами Красного Знамени н Отечественной войны 1-й сте­ пени. К аждый из нас стр е­ мился попасть в этот вылет. И н ач е и не мог­ ло быть: вылет п р о и с х о ­ дил в канун годовщнны нашей части. П ер ед вылетом я с к а ­ зал своим штурманам, чтобы они внимательно следили за мной, как за штурманом ведущей ма­ шины, и бомбили только но моему сигналу. Сразу же после взлета я п р о ­ извел все расчеты. Под­ летая к Киркенесу, мы видели больши е пожары и точные разрывы бомб предыдущей группы н а ­ ших самолетов. Это р а­ довало, придавало нам силы. Не подкачали и мы. После трех команд: „Довернуть самолет вправо", я точно вывел группу на цель. Бомбы ложились отлично. В местах нашей оомбежки я наблюдал сплошной огонь а дым. Обратно вся группа дошла также хорошо. По примеру ведущих РАССКАЗ С. БОЙКО Старший лейтенант Сергей Яковлевич Б о й к о - молодой летчик. 27 июня он впервые дважды вы­ летал на боевые задания. 27 июня командование мне оказало большую честь, доверив вместе со старыми, опытными лет­ чиками вылететь на бом ­ бардировку Киркенеса. Этого дня я ожидал долго, в моем представлении он был каким-то о с о ­ бенным. Однако все ок а ­ залось на много проще, чем я думал. Ведущие мои были опытными лет­ чиками, их пример по­ мог мне умело держаться в строю и точно отбом­ биться. После сбрасыва­ ния бомб мы рассредото­ чились. Я стал маневри­ ровать. И тут азарт меня взял. Шурую ногами и руками. Вижу разрывы слева—вправо ухожу, снизу-—высоту набираю. Через семь часов меня снова взяли в боевой вылет. Теперь я нагру­ зился потяжелее, но в полете чувствовал себя увереннее. Не так нерв­ ничал и хватал ручку, более точно определял расстояние от своего самолета до разрывов. Бомбил я оба раза по примеру ведущих. Успех в слетанности рий Ильюшкин и Григорий Хамков. Они шли на разных высотах, груп­ па за группой. Небо, ме успев­ шее избавиться от пятен разрывов зенитных снарядов, снова наполни­ лось ими. Огонь вели 30 кораблей охранения и около десятка назем­ ных батарей. Хлопья разрывов воз­ никали мгновенно сплошными ви­ сячими стенами. Легче было прой­ ти их нашим самолетам с манев­ ром и в одиночку. Но бомбарди­ ровщики не покидали строя. Они шли крыло в крыло. Главное для них было: точно, по ведущему сбросить бомбовый груз и потопить фашистские корабли. -Ради выпол­ нения этой задачи летчики прене­ брегали опасностью. г)то был риск, необходимый для победы. Тог риск, который всегда проявляют люди спаянной летной семьи. Во главе первой группы шел к а ­ питан П е тр Обухов. Это один из лучших летчиков Военно-Морского Флота, кавалер ордена Суворова Ш-й степни. Это он 28 августа про­ шлого года вместе с другими на­ Удар по ѵ транспортам РАССКАЗ П. ОБУХОВ^ V' Капитан Петр Николаевич Обухов—кавалер ордена Cty?0- рова 111-й степени, Краснсіір Знамени и Отечественной войньЦ 1-й степени. Он совершил 76 боевых вылетов, участвовал в 14 торпедных атаках и потопил 7 немецких транспортов. В эту операцию ю мной шли бывалые воины— Герой Совет­ ск о го Союза т. Рукавицын и другие. С собой мы везли по две бомбы в 1.000 кг. кажд ая. Взлет и сбор в труппу произошел исключительно организованно. П ер ед целью условным сигна­ лом я п о д а л команду: «Ложимся на боевой курс». Точно опреде­ лив высоту нашего полета, нем­ цы открыли сильный загр ади ­ тельный огонь. Участники бомбового удара по порту Киркенес и судам, стоявшим в нем (слева направо): капитан П. Обухов, летчики И. Волынкин, С. Батраков, техник звена, отлично обеспечивший подготовку матери­ альной части к вылетам, С. Сабитов, летчик К-Моисеев, штурман Я. Ткаченко и капитан Г. Ильюшкин. о р т г о р и т РАССКА З КАПИТАНА Г. ИЛЬЮШКИНА Капитан Григорий Иванович Илыошкин — мастер бомбоударов. На его счету 78 боевых вылетов. ч'Т ов. Ильюшкин награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. ‘•4^п своей группой бомбардировщиков я шел в след змцшитаном Обуховым. В мою задачу вхо­ дило: зажиг1трч9»ціыми бомбами ударить по порто­ вым с о о р у ж е н и я \Г л Іійііі^іпйдетный состав, к ото­ рый я вел в этот раз, сужтаЯ*т*19Йев)«^_засТавлял приспосабливаться под их маневры. Как Обухова, мы прорвали зенитный огонь противника и точно сбросили бомбы. Огромные взрывы воз­ никли во многих местах. Весь порт был Окутан дымом. После сбрасывания бомб вра>г усилил огонь. Я видел, что Обухов пошел со снижением, а поэто­ му стал набирать высоту. Этим заставил немцев рассредотачиаать огонь. На отходе от цели Стрелки доложили мне, что один из бензобаков самолета пробит осколком снаряда и из него течет бензин. Переключив ра­ боту мотора на этот бак, я дал приказание воздуш­ ному стрелку не вести огня, т. к, при стрельбе мо­ ж ет произойти воспламенение, вышли из зенитного ____ рошо в и д н о . 1 . рт «—rptHrcBOpta, стоявшие у причала, и портовые сооружения. В городе я насчитал 9 сильных очагов пожара, сопровождав­ шихся взрывами. Как и капитан Обухов, отмечаю отличное при­ крытие истребителями сопровождения. Они ни на метр не отрывались от нас, шли вместе с нами и в зенитном огне. РАССКАЗ С. БАТРАКОВА Младший лейтенант Сергей Павлович Батраков имеет 17 бое­ вых вылетов на бомбардировку военных об’ектов противника. Он награжден орденом Красной Звезды. 27 июня мне пришлось выле­ тать на удар по Киркенесу вече­ ром и ночью. Во .время .первого вылета мы бомбили -^'■'Во второн вылет наша группа попала под более интенсивный огонь. Разрывы ложились точно по курсу и по высоте. В кабинах самолетов от разрывов снарядов стоял оплошной дым. На боевом курсе машина командира была подбита. Я вышел вперед и дал сигнал: «Пристраиваться ко мне». От цели отошли благополучно. При подходе к родным берегам летчик Негуляев передал яо ра­ дио: — У меня отказал прибор пока­ зателя скорости. — Идите в строю,—ответил я ему. Не зная скорости полета, п о ­ садку произвести очень трудно, поэтому, когда мы подлетели к аэродрому, я последовательно стал передавать Негуляеву: • — Пристраивайся ко мне. Я выпускаю шасси,, выпускай и ты. Делаю последний ра'зворот, иду на посадку... Подведя самолет Негуляева до высоты 15—20 метров, я при­ казал летчику: «Ухожу на вто­ рой круг, производи посадку». Негуляев спланировал, выров нял машину и прекрасно призем лился. Успех этой операции обеспе­ чила слетанность экипажей, х о ­ рошая подготовка летчиков и штурманов. шими летчиками ворвался в румын­ ский порт Констанца. Это он, не имея возможности потопить ф а ­ шистский транспорт с одного тор­ педного захода, несколько раз под ожесточенным опнем неприятеля заходил во вторую атаку. Во главе второй группы шел к а ­ питан Григорий Ильюшкин — т а к ­ же не менее известный летчик. Вслед за ним вел свою группу к а ­ питан Григорий Хамков — люби­ мец всего летного состава части. Разве могли такие люди отвернуть в сторону, спасовать перед огнем противника! Т вердо, грозным строем подошли они к вражескому порту и точно сброшенными бом­ бами потопили один крупный транс­ порт, два сторожевых катера и тральщик. Новые очаги пожара появились над Киркенесом... Семь часов с воздуха трудно было разобрать Киркенес: его окутал сплошной дым. И только к ночи, когда немного стих пожар, вновь появились над Киркенесом наши самолеты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz