Североморский лётчик. 1944, июль.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Т июля 1944 г., № 155 (225). I / И РК ЕН ЕС І Какой немец, побывавший в Северной Норвегии ие зн ает этого города? Сюда в 1941 году высадили немцы своих «героев» Нарвика—будущих «завоевателей» Мурманска, вокруг К ир к ен еса построили они свои о с новные аэродромы. В Киркенесе немцы устроили несколько прито нов, сюда они прибывали дл я к у тежа. Киркенесекий порт работал д ен ь и ночь. И з Германии приво зились со л даты и оружие, из Н о р вегии вывозилась никелевая р у да. Н ебо Киркенеса было постоян но наполнено гулом «Юнкерсов» и «Мессеошмиттов». Оттуда, с Кир кенеса, пьяные фрицы посылали свои семерки и девятки пикиров щиков д л я предания огню М у р манска и других заполярных г о родов и поселков. Это было летом 1941 года и летом 1942 года. Наша авиация была то г да малочисленна, и только лишь и зр едк а североморские «СБ» п о яв л яли сь над Киркенесом. Но этого было мало. Мы эналн, что придет лучшее время, что Ки р к е нес ответи т за Мурманск. И вы шло по нашему. Советское И н формбюро уж е не раз сообщало о н але тах наших летчиков на этот в ажный порт Северной Норвегии. М Е Порт горит, у его пирса тонут транспорта — пришла справедли вая месть. Мы не знаем, как назовут фашисты вечер 27 и ночь на 28 июня. Любители страш ных характеристик, они, видимо, подберут для них самое ж у т кое название. Нам известно одно — в порту Киркенес потоплено — 4 немецких транспорта общим водо измещением 29—31 тысяча тонн, 1 тральщик, 2 сторожевых катера, Вызвано свыше 15 очагов пожара и до 37 взрывов, в воздушных боях сбито 13 самолетов противника. Наша месть в действии, она р аз вертывается во всю ширь! ...Киркенес уже горел. К небу тянулись черные и белые клубы дыма. Легкий ветер рассасывал их, и вражеское логово казалось свер ху каким-то серым, расплывчатым. Работа предыдущих групп наших самолетов отчетливо видна, и это, пожалуй, было самым приятным ощущением для бомбардировщи ков, которых вели сейчас три бо е вых друга — Петр Обухов, Григо Бомбы—в цель! Свыше 27.000 тонн пустили на дно североморские бомбардировщики Р А С С К А ЗЫ У Ч А С ТНИ КО В Б ОМ БО В О Г О У Д А Р А К . З а р о д о в С тГь~Й Д Е Т ! Как и впервый вылет, льви ную долю потерь ианесли врагу бомбардировщики Н-ской части. На этот раз их вновь вел капитан Хамков, ведущим второй группы шел летчик 'Клечугин. Новые взры вы в порту, новые пожары. Три крупных транспорта сгорели и з а тонули на этот раз от бомб летчи ков Хамкова и Клечупша. Почти полные сутки продолжал ся пожар в Киркенесе. Почти пол ные сутки бессменно гудели над Киркенесом моторы наших самоле тов. Советские летчики мстили врагу. Мстили за Россию, за род ных и любимых, за сожженные кварталы Мурманска. Нам удалось поговорить с лет чиками-бомбардировщиками, пу ставшими в порту Киркенес на дно моря ,свыше 27.000 тонн. Все они имеют одно желание, горят одним стремлением — наступать, искать врага и в любом месте уничтожать «Пощады немцам от нас не , — говорит капитан Уб у Такое же мнение высказыва ют и его товарищи. А раз говорят такие летчики, то нет сомнения, чтц слово свое они сдержат. Нигде не спасется немец. Месть идет! В порту Киркенес, на рейде, мы видели скопление транспор тов. Около 30 кораблей охранения вели по «ашей группе зенитный огонь. На боевом курсе я был ранен в бок осколком зенитного снаряда, но пр одолж ал вести с а молет. Бомбы сбросили прицель но. Бы л о видно, к ак одна 1.000 кг. бомба точно ударила по крупному транспорту и тот сразу ж е был охвачен дымом и п лам е нем. Др у гие бомбы легли также в г ущ у фашистских кораблей. Весь порт был окутан дымом. Ух од из атаки моя группа про и зводил а со снижением и с про тивозенитным маневром. Хочется отметить отличное сопровождение истребителей, к о торых вел т. Тульский. Они бы ли все время со мной, и когда одного из моих ведомых- стал атаковывать «стодевятый», его немедленно сбили. В честь годовщины РАССКАЗ Я. ТКАЧЕНКО Капитан Яков Антонович Ткаченко—опытный штурман. За боевые успехи он награжден орденами Красного Знамени н Отечественной войны 1-й сте пени. К аждый из нас стр е мился попасть в этот вылет. И н ач е и не мог ло быть: вылет п р о и с х о дил в канун годовщнны нашей части. П ер ед вылетом я с к а зал своим штурманам, чтобы они внимательно следили за мной, как за штурманом ведущей ма шины, и бомбили только но моему сигналу. Сразу же после взлета я п р о извел все расчеты. Под летая к Киркенесу, мы видели больши е пожары и точные разрывы бомб предыдущей группы н а ших самолетов. Это р а довало, придавало нам силы. Не подкачали и мы. После трех команд: „Довернуть самолет вправо", я точно вывел группу на цель. Бомбы ложились отлично. В местах нашей оомбежки я наблюдал сплошной огонь а дым. Обратно вся группа дошла также хорошо. По примеру ведущих РАССКАЗ С. БОЙКО Старший лейтенант Сергей Яковлевич Б о й к о - молодой летчик. 27 июня он впервые дважды вы летал на боевые задания. 27 июня командование мне оказало большую честь, доверив вместе со старыми, опытными лет чиками вылететь на бом бардировку Киркенеса. Этого дня я ожидал долго, в моем представлении он был каким-то о с о бенным. Однако все ок а залось на много проще, чем я думал. Ведущие мои были опытными лет чиками, их пример по мог мне умело держаться в строю и точно отбом биться. После сбрасыва ния бомб мы рассредото чились. Я стал маневри ровать. И тут азарт меня взял. Шурую ногами и руками. Вижу разрывы слева—вправо ухожу, снизу-—высоту набираю. Через семь часов меня снова взяли в боевой вылет. Теперь я нагру зился потяжелее, но в полете чувствовал себя увереннее. Не так нерв ничал и хватал ручку, более точно определял расстояние от своего самолета до разрывов. Бомбил я оба раза по примеру ведущих. Успех в слетанности рий Ильюшкин и Григорий Хамков. Они шли на разных высотах, груп па за группой. Небо, ме успев шее избавиться от пятен разрывов зенитных снарядов, снова наполни лось ими. Огонь вели 30 кораблей охранения и около десятка назем ных батарей. Хлопья разрывов воз никали мгновенно сплошными ви сячими стенами. Легче было прой ти их нашим самолетам с манев ром и в одиночку. Но бомбарди ровщики не покидали строя. Они шли крыло в крыло. Главное для них было: точно, по ведущему сбросить бомбовый груз и потопить фашистские корабли. -Ради выпол нения этой задачи летчики прене брегали опасностью. г)то был риск, необходимый для победы. Тог риск, который всегда проявляют люди спаянной летной семьи. Во главе первой группы шел к а питан П е тр Обухов. Это один из лучших летчиков Военно-Морского Флота, кавалер ордена Суворова Ш-й степни. Это он 28 августа про шлого года вместе с другими на Удар по ѵ транспортам РАССКАЗ П. ОБУХОВ^ V' Капитан Петр Николаевич Обухов—кавалер ордена Cty?0- рова 111-й степени, Краснсіір Знамени и Отечественной войньЦ 1-й степени. Он совершил 76 боевых вылетов, участвовал в 14 торпедных атаках и потопил 7 немецких транспортов. В эту операцию ю мной шли бывалые воины— Герой Совет ск о го Союза т. Рукавицын и другие. С собой мы везли по две бомбы в 1.000 кг. кажд ая. Взлет и сбор в труппу произошел исключительно организованно. П ер ед целью условным сигна лом я п о д а л команду: «Ложимся на боевой курс». Точно опреде лив высоту нашего полета, нем цы открыли сильный загр ади тельный огонь. Участники бомбового удара по порту Киркенес и судам, стоявшим в нем (слева направо): капитан П. Обухов, летчики И. Волынкин, С. Батраков, техник звена, отлично обеспечивший подготовку матери альной части к вылетам, С. Сабитов, летчик К-Моисеев, штурман Я. Ткаченко и капитан Г. Ильюшкин. о р т г о р и т РАССКА З КАПИТАНА Г. ИЛЬЮШКИНА Капитан Григорий Иванович Илыошкин — мастер бомбоударов. На его счету 78 боевых вылетов. ч'Т ов. Ильюшкин награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. ‘•4^п своей группой бомбардировщиков я шел в след змцшитаном Обуховым. В мою задачу вхо дило: зажиг1трч9»ціыми бомбами ударить по порто вым с о о р у ж е н и я \Г л Іійііі^іпйдетный состав, к ото рый я вел в этот раз, сужтаЯ*т*19Йев)«^_засТавлял приспосабливаться под их маневры. Как Обухова, мы прорвали зенитный огонь противника и точно сбросили бомбы. Огромные взрывы воз никли во многих местах. Весь порт был Окутан дымом. После сбрасывания бомб вра>г усилил огонь. Я видел, что Обухов пошел со снижением, а поэто му стал набирать высоту. Этим заставил немцев рассредотачиаать огонь. На отходе от цели Стрелки доложили мне, что один из бензобаков самолета пробит осколком снаряда и из него течет бензин. Переключив ра боту мотора на этот бак, я дал приказание воздуш ному стрелку не вести огня, т. к, при стрельбе мо ж ет произойти воспламенение, вышли из зенитного ____ рошо в и д н о . 1 . рт «—rptHrcBOpta, стоявшие у причала, и портовые сооружения. В городе я насчитал 9 сильных очагов пожара, сопровождав шихся взрывами. Как и капитан Обухов, отмечаю отличное при крытие истребителями сопровождения. Они ни на метр не отрывались от нас, шли вместе с нами и в зенитном огне. РАССКАЗ С. БАТРАКОВА Младший лейтенант Сергей Павлович Батраков имеет 17 бое вых вылетов на бомбардировку военных об’ектов противника. Он награжден орденом Красной Звезды. 27 июня мне пришлось выле тать на удар по Киркенесу вече ром и ночью. Во .время .первого вылета мы бомбили -^'■'Во второн вылет наша группа попала под более интенсивный огонь. Разрывы ложились точно по курсу и по высоте. В кабинах самолетов от разрывов снарядов стоял оплошной дым. На боевом курсе машина командира была подбита. Я вышел вперед и дал сигнал: «Пристраиваться ко мне». От цели отошли благополучно. При подходе к родным берегам летчик Негуляев передал яо ра дио: — У меня отказал прибор пока зателя скорости. — Идите в строю,—ответил я ему. Не зная скорости полета, п о садку произвести очень трудно, поэтому, когда мы подлетели к аэродрому, я последовательно стал передавать Негуляеву: • — Пристраивайся ко мне. Я выпускаю шасси,, выпускай и ты. Делаю последний ра'зворот, иду на посадку... Подведя самолет Негуляева до высоты 15—20 метров, я при казал летчику: «Ухожу на вто рой круг, производи посадку». Негуляев спланировал, выров нял машину и прекрасно призем лился. Успех этой операции обеспе чила слетанность экипажей, х о рошая подготовка летчиков и штурманов. шими летчиками ворвался в румын ский порт Констанца. Это он, не имея возможности потопить ф а шистский транспорт с одного тор педного захода, несколько раз под ожесточенным опнем неприятеля заходил во вторую атаку. Во главе второй группы шел к а питан Григорий Ильюшкин — т а к же не менее известный летчик. Вслед за ним вел свою группу к а питан Григорий Хамков — люби мец всего летного состава части. Разве могли такие люди отвернуть в сторону, спасовать перед огнем противника! Т вердо, грозным строем подошли они к вражескому порту и точно сброшенными бом бами потопили один крупный транс порт, два сторожевых катера и тральщик. Новые очаги пожара появились над Киркенесом... Семь часов с воздуха трудно было разобрать Киркенес: его окутал сплошной дым. И только к ночи, когда немного стих пожар, вновь появились над Киркенесом наши самолеты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz