Североморский лётчик. 1944, июль.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Майор М. Хорунженко Боевой листок помощник командира Боевые листки в подразделении т. Гуляева пользуются популяр ностью. Своей злободневностью они привлекают внимание личного состава. С того момента, как подразделе ние начало воевать, не было ни одной боевой операции, которая не освещалась бы в боевом листке. Партийная организация во многом способствовала тому, что боевые д е ла освещаются оперативно и ярко. Парторг офицер тов. Казаков по могает редактору т. Бродскому практическим советом и личным участием. Боевые листки написаны живо, хорошо оформлены и выхо дят регулярно. Редактор т. Бр о д ский и его помощник т. Щербак — коммунисты, со всей ответствен ностью относятся к партийному з а данию. Отличительная черта бое вых листков — их целеустремлен ность, пропаганда передовиков, у которых следует учиться летчи кам подразделения. Боевой листок № 34, вышедший 10 мая, освещает боевую операцию по аэродрому Луостари. Когда летчики уж е находились в самолетах, стало известно, что Красная Армия освободила Сева стополь. Боевой листок немедлен но откликнулся на это радостное сообщение. В заметке «Наш салют» он призвал летчиков последовать примеру доблестных войск, освобо дивших город русской славы. Во одушевленные новым успехом, штурмовики уничтожили в завязав шемся бою 5 самолетов противника, взорвали склад с боеприпасами, разрушили мастерские. При подготовке машин особо от личились механик самолета Попо вич и оружейник Здобнов. Коман дир т. 'Гамаров через боевой л и сток вынес обоим благодарность. В этом же номере лейтенант Ни- каноров в статье «Мой первый» рассказывает о своих впечатле ниях, полученных в первом боевом полете. Хорошо оформлен и содержате лен боевой листок, выпущенный 15 мая, в котором освещен успеш ный штурмовой удар по Киркене- су. Листок открывается общим за головком: «Так приказал товарищ Сталин». В этом номере в статье «Две штурмовки» рассказано, как группы летчиков Белашева и Гуляева гро мили фашистский караван в порту Киркенес и потопили два транс порта; показано, как Белашев, уме ло использовав облачность, скрыт но подошел к цели. — Внезапность налета, — пишет автор, — не позволила немцам ис пользовать огневые средства. Вра жеские батареи, открывшие огонь, вынуждены были его рассредото чить, так как самолеты подходили с различных направлений и высот. Боевой листок призывает всех летчиков воевать так же умело, применяя воинскую хитрость и смекалку, как Белашев и Гуляев. В номере . помещена заметка о ■летчике Никанорове, вылетавшем фотографировать результаты уда ров. Никаноров успешно справил ся с порученным делом, и боевые Механики торпедоносца гвар дии старший сержант П. Фесюк (слева) и гвардии старший сер жант В. Кимлык подготовляют самолет к боевому вылету. Фото И. Михеева. штурмовиков прикрытия, огнем стрелков и свое временным маневром летчиков «Илов», направлявших свои маши ны в сторону атакующего врага. Один немецкий истребитель, атакуя мою машину, подвернулся под ее лобовой огонь и, окутанный дымом, ушел на свою территорию. Пока наши истребители разде лывались с немцами, мы в оборо нительном строю сделали четыре круга. Противник не сумел до биться успеха и, потеряв еще че тыре «ФВ-190», сбитых нашими истребителями сопровождения, вы шел из боя. Мы ж е пошли на свою цель и успешно выполнили боевое задание. В результате совместно прове денного нами активного боя про тивнику не только не удалось бом бить наши наземные войска, но при этом он потерял семь самолетов. Успех был обеспечен внезапностью атаки, точностью и силой лобово го огня «Ильюшиных» и быстрым перестроением штурмовикор в обо ронительный круг. Мы на деле убедились, что «Ильюшин» может успешно вести наступательный воздушный бой даже с бомбовой нагрузкой. Как подсказывает опыт, активный воздушный бой крайне необходим штурмовикам и при отражении атак вражеских истребителей. Это самый верный тактический прием, позволяющий не только уйти без дрѵзья в заметке «Прекрасный фо тограф» отметили успех летчика. Заслѵженным почетом и у в аж е нием в части пользуется летчик т. Белашев. Боевой листок пока зывает путь, который прошел за короткое время этот командир. «На Север т. Белашев прибыл рядовым летчиком, краснофлот цем. Он стал воевать и учиться в боях. Совершенствуя боевое ма стерство, Белашев стал искусным воздушным бойцом. Он извлекал уроки из каждого боя, учился на ошибках, поэтому стал мастером штурмового удара. Теперь о тваж ный командир сам водит группы «Илов» на штурмовку. Молодым летчикам нужно совершенствовать свои знания так же настойчиво и непрерывно, как т. Белашев». Содержателен боевой листок № 42, выпущенный под лозунгом «Не жалея сил, подготовь к по лету «Ил». Здесь, в заметке стар шего техник-лейтенанта Силантье ва показаны лучшие техники и оружейники. Другая заметка рас сказывает об опыте старшего сер жанта Скрыльникова, который уст ранил дефект на моторе самолета, не снимая агрегатов, тогда как д р у гие механики, устраняя эту же неисправность, снимали много аг регатов. Боевой листок, выпускаемый тт. Бродским и Щербак,— помощ ник командира. Он воспитывает в молодых летчиках наступатель ный порыв, стремление совершен ствоваться, заставляет их подтя гиваться до уровня передовых лю дей подразделения. Но наряду с достижениями, бое вой листок не лишен некоторых недостатков. Главные из них—это, во-первых, то, что большинство боевых листков выпускается по итогам боевых операций и слабо освещает учебно-боевую подго товку; во-вторых, не все коммуни сты и комсомольцы помогают ре дактору в его нужной и важной ра боте. Партийная организация подраз деления т. Беляева накопила нема лый опыт в выпуске боевых лист ков. Она способна быстро испра вить эти недостатки. SO побед летчика Николая Гулаева потерь от преследования врага, но при случае нанести ему и пораже ние в воздухе. Очень важно в та кой обстановке во-время принять соответствующий оборонительный строй. Особенно оправдал себя замкнутый круг, построенный с т а ким расчетом, чтобы каждый само лет своим лобовым огнем мог п а рировать атаки истребителей про тивника, а стрелки дружным сов местным огнем держать на почти тельном расстоянии другие само леты нападающей вражеской груп пы. Семь «Ил-2» нашей части в со провождении четверки «Ла-5» под верглись нападению восьмерки «ФВ-190». Штурмовики быстро по строились в замкнутый круг. П ер вая атака немцев была отражена совместно с истребителями при крытия. В это время к месту схват ки подошла еще четверка «ФВ-190». Разгорелся ожесточенный воздуш ный бой. Все атаки гитлеровцев умело отбивались огнем стрелков и летчиков. К ак только немецкий истребитель шел в атаку на какой- нибудь «Ил-2», следовавший за ним по кругу штурмовик, отвалив в сторону атакующего противника, встречал его мощным лобовым огнем. В разгаре боя один «Ла-5» по гнался за немцем, сбил его, но сам был подбит и в сопровождении на парника вышел из боя, На всю группу штурмовиков осталась в се го пара «Лавочкиных». Семнад цать минут продолжалась беспри мерная воздушная схватка. Строй «Ильюшиных» и их ответные ата ки были надежной броней, о кото рую разбились все попытки немцев добиться успеха. В этой схватке противник потерял пять самолетов, повредив только один «Ил-2». В нашей части есть немало сле- танных групп, которые, применяя этот способ отражения атак немец ких истребителей, неизменно без потерь выполняют боевые задания. Можно сослаться на богатый бое вой опыт капитана Селиверстова, который успешно провел уже д е сятки воздушных боев. Надо сказать, что активный воз душный бой штурмовиков против истребителей немыслим без стро гой дисциплины. Это особенно важно при уходе от цели. Глубоко ошибочно мнение тех, которые по лагают, что в одиночку на полной скорости можно скорее выйти из зоны действия истребителей про тивника, а затем уже собраться и строем следовать в базу. Подоб ная тактика на руку врагуг Ведь известно, что, уходя на полной ско рости по прямой, невольно стано вишься в положение, удобное для атаки вражескому истребителю. Немцы пользуются этим и пытают ся всегда атаковать одиночные са молеты. И районе города Яссы шесть наших истребителей под ксман- дованием Героя Советского Союза Николая Гулаева встре тили 30 немецких бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей. Советские летчики атаковали противника. Гулаев зашел в хвост немецкому истребителю и первой же очередью сбил его. Выходя из атаки, Николай Гулаев сбил еще один самолет неприятеля. В этом бою шесть советских летчиков сбили 7 не мецких самолетов. Всего за время войны Н. Гулаев уничтожил 50 самолетов противника. НА СНИМКЕ: самолет приземлился на аэродроме. Техники поздравляют Героя Советского Союза Николая Гулаева (первый слева) с пятидесятой победой над врагом. Фото И. Довбня. Фотохроника ТАСС. Забыли о главном В авиабазах еще встречаются по рою факты, когда отдельные крас нофлотцы, сержанты, а порой и офицеры недостаточно представля ют себе характер работы авиацион ных частей и организацию назем ной обороны. Обычно это является результатом недостаточно проду манного военного воспитания. В планах боевой подготовки оказы ваются темы, оторванные от специ фики работы подразделений, тог да как н асущны е вопросы воен ной учебы отсутствуют. В подразделении офицера тов. Гельфанд запланирована подготов ка снайперов, автоматчиков, броне бойщиков и истребителей танков. Начинание, в принципе, хорошее. Оно имеет целью подготовить в се сторонне боеспособные кадры, о бу чить их второй военной специаль ности. Однако такая учеба необ ходима при условии, если личный состав в совершенстве овладел своей основіюй профессией, на учился разбираться в авиационной специфике, без знания которой нельзя успешно обслуживать л е т ные подразделения. К сожалению, заботясь о приоб ретении подчиненными второй во инской специальности, т. Гельфанд упустил из виду то, что у него есть краснофлотцы и сержанты, не знающие, как поступить с вымпе лом, сброшенным с самолета, как о казать'помощь потерпевшему а в а рию летчику. Недавно во время ■Тренировочных прыжков с п арашю том одного из летчиков отнесло в воду. Никто из подчиненных т. Гельфанд не сумел оказать по мощи очутившемуся в воде п ар а шютисту. Если бы не находивший ся поблизости офицер летного п о д разделения, дело могло бы окон читься печально. Н е менее, важное значение имеет отражение возможных налетов вра жеской авиации. Но и здесь д о биться успеха подчиненны^ т. Г е л ь фанд будет трудно, ибо среди них есть люди, слабо разбирающиеся в силуэтах неприятельских самоле тов. Учить подчиненных надо в п е р вую очередь тому, что необходимо на войне, и учить так, как бывает па войне. Придерживаясь этой истины, следует заботиться о более глубоком изучении боевой работы обслуживаемых летных частей, и вопросов, связанных с их о б с л уж и ванием. Л. ДИМИ Т РИ Е В . НА ЛЕТНОМ ПОЛЕ У взлетной площадки — взры тая полоса земли. Вывороченные песчаные пласты грунта усеяны множеством камней. Из конца в конец неутомимо ползут трактора, волоча за собой сцепы землепере носных лопат. День и ночь идет го рячая работа. Здесь выполняет спе циальное задание командования подразделение лейтенанта Н емце ва. Командир взвода т. Ионов хозяй ственно ходит по участку, руково дя работой. Он умелый, опыт ный руководитель. Командование ДЬверило ему большое и о тветст венное дело. Своих подчиненных Ионов знает как самого себя — его взвод дружный, спаянный. Все они, подстать своему командиру, само отверженно трудятся на летном по ле, не щадят ничего, чтобы в срок выполнить задание. Этот участок аэродрома очень трудный—камень на камне. Стальные ковши лопат со скрежетом вгрызаются в неподат ливый грунт, трактор» буксуют. Но дело идет. Благодаря внимательно му отношению бойцов, механизмы круглые сутки работают б е з о т к а з но. Особенно среди трактористов своим энтузиазмом выделяется тов. Рупаісов. Он тщательно бережет машину, придумывает всяческие предосторожности, чтобы избежать лишней перегрузки механизмов. И благодаря этому Рупасов ежеднев но дает полторы нормы в смену, несмотря на все трудности. Не о т стает от Рупасова и тракторист Бибик, который та кж е системати чески перевыполняет задания. Вме сто 78 поездок в смену Бибик д е лает 100. Д ружно работая, бойцы взвода постоянно помогают друг другу изучать свое дело, д елятся мы с л я ми, как лучше наладить рабочий процесс. А рядом с просторного старта уходят в небо боевые самолеты. Они пробегают по площадке, в о зд е ланной руками бойцов аэродромной службы, и отрываются от земли легко и красиво. Они идут в бой, истреблять врага. И это еще б о л ь ше воодушевляет аэродромных тружеников, Г ГРАНИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz