Североморский лётчик. 1944, июль.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Майор М. Хорунженко Боевой листок помощник командира Боевые листки в подразделении т. Гуляева пользуются популяр­ ностью. Своей злободневностью они привлекают внимание личного состава. С того момента, как подразделе­ ние начало воевать, не было ни одной боевой операции, которая не освещалась бы в боевом листке. Партийная организация во многом способствовала тому, что боевые д е ­ ла освещаются оперативно и ярко. Парторг офицер тов. Казаков по­ могает редактору т. Бродскому практическим советом и личным участием. Боевые листки написаны живо, хорошо оформлены и выхо­ дят регулярно. Редактор т. Бр о д ­ ский и его помощник т. Щербак — коммунисты, со всей ответствен­ ностью относятся к партийному з а ­ данию. Отличительная черта бое­ вых листков — их целеустремлен­ ность, пропаганда передовиков, у которых следует учиться летчи­ кам подразделения. Боевой листок № 34, вышедший 10 мая, освещает боевую операцию по аэродрому Луостари. Когда летчики уж е находились в самолетах, стало известно, что Красная Армия освободила Сева­ стополь. Боевой листок немедлен­ но откликнулся на это радостное сообщение. В заметке «Наш салют» он призвал летчиков последовать примеру доблестных войск, освобо­ дивших город русской славы. Во­ одушевленные новым успехом, штурмовики уничтожили в завязав­ шемся бою 5 самолетов противника, взорвали склад с боеприпасами, разрушили мастерские. При подготовке машин особо от­ личились механик самолета Попо­ вич и оружейник Здобнов. Коман­ дир т. 'Гамаров через боевой л и ­ сток вынес обоим благодарность. В этом же номере лейтенант Ни- каноров в статье «Мой первый» рассказывает о своих впечатле­ ниях, полученных в первом боевом полете. Хорошо оформлен и содержате­ лен боевой листок, выпущенный 15 мая, в котором освещен успеш­ ный штурмовой удар по Киркене- су. Листок открывается общим за­ головком: «Так приказал товарищ Сталин». В этом номере в статье «Две штурмовки» рассказано, как группы летчиков Белашева и Гуляева гро­ мили фашистский караван в порту Киркенес и потопили два транс­ порта; показано, как Белашев, уме­ ло использовав облачность, скрыт­ но подошел к цели. — Внезапность налета, — пишет автор, — не позволила немцам ис­ пользовать огневые средства. Вра­ жеские батареи, открывшие огонь, вынуждены были его рассредото­ чить, так как самолеты подходили с различных направлений и высот. Боевой листок призывает всех летчиков воевать так же умело, применяя воинскую хитрость и смекалку, как Белашев и Гуляев. В номере . помещена заметка о ■летчике Никанорове, вылетавшем фотографировать результаты уда­ ров. Никаноров успешно справил­ ся с порученным делом, и боевые Механики торпедоносца гвар­ дии старший сержант П. Фесюк (слева) и гвардии старший сер­ жант В. Кимлык подготовляют самолет к боевому вылету. Фото И. Михеева. штурмовиков прикрытия, огнем стрелков и свое­ временным маневром летчиков «Илов», направлявших свои маши­ ны в сторону атакующего врага. Один немецкий истребитель, атакуя мою машину, подвернулся под ее лобовой огонь и, окутанный дымом, ушел на свою территорию. Пока наши истребители разде­ лывались с немцами, мы в оборо­ нительном строю сделали четыре круга. Противник не сумел до­ биться успеха и, потеряв еще че­ тыре «ФВ-190», сбитых нашими истребителями сопровождения, вы­ шел из боя. Мы ж е пошли на свою цель и успешно выполнили боевое задание. В результате совместно прове­ денного нами активного боя про­ тивнику не только не удалось бом­ бить наши наземные войска, но при этом он потерял семь самолетов. Успех был обеспечен внезапностью атаки, точностью и силой лобово­ го огня «Ильюшиных» и быстрым перестроением штурмовикор в обо­ ронительный круг. Мы на деле убедились, что «Ильюшин» может успешно вести наступательный воздушный бой даже с бомбовой нагрузкой. Как подсказывает опыт, активный воздушный бой крайне необходим штурмовикам и при отражении атак вражеских истребителей. Это самый верный тактический прием, позволяющий не только уйти без дрѵзья в заметке «Прекрасный фо­ тограф» отметили успех летчика. Заслѵженным почетом и у в аж е­ нием в части пользуется летчик т. Белашев. Боевой листок пока­ зывает путь, который прошел за короткое время этот командир. «На Север т. Белашев прибыл рядовым летчиком, краснофлот­ цем. Он стал воевать и учиться в боях. Совершенствуя боевое ма­ стерство, Белашев стал искусным воздушным бойцом. Он извлекал уроки из каждого боя, учился на ошибках, поэтому стал мастером штурмового удара. Теперь о тваж ­ ный командир сам водит группы «Илов» на штурмовку. Молодым летчикам нужно совершенствовать свои знания так же настойчиво и непрерывно, как т. Белашев». Содержателен боевой листок № 42, выпущенный под лозунгом «Не жалея сил, подготовь к по­ лету «Ил». Здесь, в заметке стар­ шего техник-лейтенанта Силантье­ ва показаны лучшие техники и оружейники. Другая заметка рас­ сказывает об опыте старшего сер­ жанта Скрыльникова, который уст­ ранил дефект на моторе самолета, не снимая агрегатов, тогда как д р у­ гие механики, устраняя эту же неисправность, снимали много аг­ регатов. Боевой листок, выпускаемый тт. Бродским и Щербак,— помощ­ ник командира. Он воспитывает в молодых летчиках наступатель­ ный порыв, стремление совершен­ ствоваться, заставляет их подтя­ гиваться до уровня передовых лю ­ дей подразделения. Но наряду с достижениями, бое­ вой листок не лишен некоторых недостатков. Главные из них—это, во-первых, то, что большинство боевых листков выпускается по итогам боевых операций и слабо освещает учебно-боевую подго­ товку; во-вторых, не все коммуни­ сты и комсомольцы помогают ре­ дактору в его нужной и важной ра­ боте. Партийная организация подраз­ деления т. Беляева накопила нема­ лый опыт в выпуске боевых лист­ ков. Она способна быстро испра­ вить эти недостатки. SO побед летчика Николая Гулаева потерь от преследования врага, но при случае нанести ему и пораже­ ние в воздухе. Очень важно в та­ кой обстановке во-время принять соответствующий оборонительный строй. Особенно оправдал себя замкнутый круг, построенный с т а ­ ким расчетом, чтобы каждый само­ лет своим лобовым огнем мог п а­ рировать атаки истребителей про­ тивника, а стрелки дружным сов­ местным огнем держать на почти­ тельном расстоянии другие само­ леты нападающей вражеской груп­ пы. Семь «Ил-2» нашей части в со­ провождении четверки «Ла-5» под­ верглись нападению восьмерки «ФВ-190». Штурмовики быстро по­ строились в замкнутый круг. П ер­ вая атака немцев была отражена совместно с истребителями при­ крытия. В это время к месту схват­ ки подошла еще четверка «ФВ-190». Разгорелся ожесточенный воздуш­ ный бой. Все атаки гитлеровцев умело отбивались огнем стрелков и летчиков. К ак только немецкий истребитель шел в атаку на какой- нибудь «Ил-2», следовавший за ним по кругу штурмовик, отвалив в сторону атакующего противника, встречал его мощным лобовым огнем. В разгаре боя один «Ла-5» по­ гнался за немцем, сбил его, но сам был подбит и в сопровождении на­ парника вышел из боя, На всю группу штурмовиков осталась в се­ го пара «Лавочкиных». Семнад­ цать минут продолжалась беспри­ мерная воздушная схватка. Строй «Ильюшиных» и их ответные ата­ ки были надежной броней, о кото­ рую разбились все попытки немцев добиться успеха. В этой схватке противник потерял пять самолетов, повредив только один «Ил-2». В нашей части есть немало сле- танных групп, которые, применяя этот способ отражения атак немец­ ких истребителей, неизменно без потерь выполняют боевые задания. Можно сослаться на богатый бое­ вой опыт капитана Селиверстова, который успешно провел уже д е ­ сятки воздушных боев. Надо сказать, что активный воз­ душный бой штурмовиков против истребителей немыслим без стро­ гой дисциплины. Это особенно важно при уходе от цели. Глубоко ошибочно мнение тех, которые по­ лагают, что в одиночку на полной скорости можно скорее выйти из зоны действия истребителей про­ тивника, а затем уже собраться и строем следовать в базу. Подоб­ ная тактика на руку врагуг Ведь известно, что, уходя на полной ско­ рости по прямой, невольно стано­ вишься в положение, удобное для атаки вражескому истребителю. Немцы пользуются этим и пытают­ ся всегда атаковать одиночные са ­ молеты. И районе города Яссы шесть наших истребителей под ксман- дованием Героя Советского Союза Николая Гулаева встре­ тили 30 немецких бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей. Советские летчики атаковали противника. Гулаев зашел в хвост немецкому истребителю и первой же очередью сбил его. Выходя из атаки, Николай Гулаев сбил еще один самолет неприятеля. В этом бою шесть советских летчиков сбили 7 не­ мецких самолетов. Всего за время войны Н. Гулаев уничтожил 50 самолетов противника. НА СНИМКЕ: самолет приземлился на аэродроме. Техники поздравляют Героя Советского Союза Николая Гулаева (первый слева) с пятидесятой победой над врагом. Фото И. Довбня. Фотохроника ТАСС. Забыли о главном В авиабазах еще встречаются по­ рою факты, когда отдельные крас­ нофлотцы, сержанты, а порой и офицеры недостаточно представля­ ют себе характер работы авиацион­ ных частей и организацию назем­ ной обороны. Обычно это является результатом недостаточно проду­ манного военного воспитания. В планах боевой подготовки оказы ­ ваются темы, оторванные от специ­ фики работы подразделений, тог­ да как н асущны е вопросы воен­ ной учебы отсутствуют. В подразделении офицера тов. Гельфанд запланирована подготов­ ка снайперов, автоматчиков, броне­ бойщиков и истребителей танков. Начинание, в принципе, хорошее. Оно имеет целью подготовить в се­ сторонне боеспособные кадры, о бу ­ чить их второй военной специаль­ ности. Однако такая учеба необ­ ходима при условии, если личный состав в совершенстве овладел своей основіюй профессией, на­ учился разбираться в авиационной специфике, без знания которой нельзя успешно обслуживать л е т ­ ные подразделения. К сожалению, заботясь о приоб­ ретении подчиненными второй во­ инской специальности, т. Гельфанд упустил из виду то, что у него есть краснофлотцы и сержанты, не знающие, как поступить с вымпе­ лом, сброшенным с самолета, как о казать'помощь потерпевшему а в а ­ рию летчику. Недавно во время ■Тренировочных прыжков с п арашю ­ том одного из летчиков отнесло в воду. Никто из подчиненных т. Гельфанд не сумел оказать по­ мощи очутившемуся в воде п ар а­ шютисту. Если бы не находивший­ ся поблизости офицер летного п о д ­ разделения, дело могло бы окон ­ читься печально. Н е менее, важное значение имеет отражение возможных налетов вра­ жеской авиации. Но и здесь д о ­ биться успеха подчиненны^ т. Г е л ь ­ фанд будет трудно, ибо среди них есть люди, слабо разбирающиеся в силуэтах неприятельских самоле тов. Учить подчиненных надо в п е р ­ вую очередь тому, что необходимо на войне, и учить так, как бывает па войне. Придерживаясь этой истины, следует заботиться о более глубоком изучении боевой работы обслуживаемых летных частей, и вопросов, связанных с их о б с л уж и ­ ванием. Л. ДИМИ Т РИ Е В . НА ЛЕТНОМ ПОЛЕ У взлетной площадки — взры­ тая полоса земли. Вывороченные песчаные пласты грунта усеяны множеством камней. Из конца в конец неутомимо ползут трактора, волоча за собой сцепы землепере­ носных лопат. День и ночь идет го­ рячая работа. Здесь выполняет спе­ циальное задание командования подразделение лейтенанта Н емце­ ва. Командир взвода т. Ионов хозяй­ ственно ходит по участку, руково­ дя работой. Он умелый, опыт­ ный руководитель. Командование ДЬверило ему большое и о тветст­ венное дело. Своих подчиненных Ионов знает как самого себя — его взвод дружный, спаянный. Все они, подстать своему командиру, само­ отверженно трудятся на летном по­ ле, не щадят ничего, чтобы в срок выполнить задание. Этот участок аэродрома очень трудный—камень на камне. Стальные ковши лопат со скрежетом вгрызаются в неподат ливый грунт, трактор» буксуют. Но дело идет. Благодаря внимательно­ му отношению бойцов, механизмы круглые сутки работают б е з о т к а з ­ но. Особенно среди трактористов своим энтузиазмом выделяется тов. Рупаісов. Он тщательно бережет машину, придумывает всяческие предосторожности, чтобы избежать лишней перегрузки механизмов. И благодаря этому Рупасов ежеднев но дает полторы нормы в смену, несмотря на все трудности. Не о т ­ стает от Рупасова и тракторист Бибик, который та кж е системати­ чески перевыполняет задания. Вме­ сто 78 поездок в смену Бибик д е ­ лает 100. Д ружно работая, бойцы взвода постоянно помогают друг другу изучать свое дело, д елятся мы с л я ­ ми, как лучше наладить рабочий процесс. А рядом с просторного старта уходят в небо боевые самолеты. Они пробегают по площадке, в о зд е ­ ланной руками бойцов аэродромной службы, и отрываются от земли легко и красиво. Они идут в бой, истреблять врага. И это еще б о л ь ­ ше воодушевляет аэродромных тружеников, Г ГРАНИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz