Североморский лётчик. 1944, июль.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК июля 1944 г., № 160 (230), Перехватывать и каждый самолет С ЛЕТВО -ТАКТИЧЕСКОЙ (КОНФЕРЕНЦИИ ГВАРДЕЙЦЕВ -САФОНОВЦЕВ уничтожать противника В помещении светло и уютно Внимание каждого вошедшего ту да привлекает хорошо оформлен ный чьей-то рукой сафоновский уголок. Под портретом дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Са фонова приведены слова про славленного североморского аса 0 том, что победить может лишь тот истребитель, который смело і№ ведая страха и презирая смерть идет на врага. Здесь и будет проходить легко тактическая конференция гвардей­ цев. Один за другим сюда входят летчики, офицеры штабов, предста­ вители взаимодействующих частей. 1Ірисутствуют начальники постов наблюдения, сообщающие гвардей цам о времени и месте, появления самолетов противника, с земли на­ водящие летчиков на цель. Л етчи­ ки видят людейі которым обязаны многими своими боевыми успехами знакомятся с ними и крепко жмут им руки. С докладом «Как лучше органи­ зовать перехват воздушного про­ тивника» выступает гвардии майор т. Маренко. Он говорит о де й ст ­ виях истребителей в системе ПВО/ — Мы,—говорит тов. Маренко,— не можем допускать, чтобы фаши­ стские са-молеты летали в нашем небе. Умело перехватывать и уничтожать их — наша боевая задача. Д л я этого у нас имеется достаточно сил и средств. Немцы сейчас перешли к обороне, они в е­ д у т разведку, кой-когда пытаются производить мелкие налеты на н а­ ши об’екты, применяя в варианте бомбардировщика «ФВ-190». Ино г­ да, довольно редко, противник в е­ дет стратегическую разведку, и с ­ пользуя для этой цели самолеты «10-88». Перехватить такого р аз­ ведчика нелегко, ибо он, распола­ гая скоростью и дальностью, мо­ ж ет уходить гораздо мористее. Противник старается разведать наши аэродромы, возвращаясь на гною базу со снижением через ли ­ нию фронта. Мы обязаны насти­ гать врага и истреблять его. Дело что трудное, оио требует большой подготовки летчика. Чтобы спра­ виться с задачей перехвата против­ ника', необходима хорошая подго­ товка летчика и высокая боеготов­ ность всей части. Надо быстро оповещать летный состав о против­ нике, иметь четко действующую связь между самолетами в воздухе и с землей, отлично работающие наземные посты. — Надо, — указывает тов. М а ­ ренко,—учитывать рельефные осо­ бенности нашего театра военных действий. Это не гладкая степь, не суша с побережьем, а пересечен­ ная местность с множеством фиор­ дов, которыми противник п о ль­ зуется, чтобы пройти незаметно. Мы должны моментально подни­ маться в воздух, успеть встретить врага п отрезать ему путь до под­ хода к цели. Большое внимание докладчик уд ел я ет работе наших постов на­ блюдения и оповещения, отмечает положительные примеры и крити­ к у е т недостатки. Ведя указкой по схеме, он показывает, где и ск о л ь ­ ко постов у нас есть, где и на к а ­ ких участках противник может про­ скочить незамеченным, требует от начальников постов большей бди ­ тельности, взаимосвязи между со­ бой. Фашисты никуда не денутся, если все лазейки будут наглухо з а ­ крыты. Летчик, идущий на пере­ хват, должен верить приборам, знать напамять воздушную ско­ рость. Тов. Маренко рекомендует практические приемы, позволяю­ щие всегда обнаруживать врага. Он подвергает резкой критике радио- болтунов, мешающих выполнению боевой задачи. Меньше болтовни в воздухе—вернее победа. После доклада развернулись оживленные прения. Желающих высказаться — много. Первым получает слово гвардии капитан т. •Данилов. — Обстановка на театре, — гово­ рит он, — резко изменилась в луч­ шую для нас сторону. Яркое тому доказательство — последние опе­ рации, в которых участвовали на­ ши летчики. Противник несет большие поте­ ри, его тактика изменилась, нет у немцев былой уверенности, они не­ охотно вступают в бой. Основной их метод — внезапно атаковать и уйти. Нужно решительно вылавли­ вать и сбивать самолеты-разведчи­ ки. «Ю-88», например, ходят на вы ­ соте от 1.500 метров и спускаются до бреющего полета1, держатся мо­ ристее. «Фокке-Вульфы», главным образом, используются дл я развед­ ки нашей главной базы, ходят т а к ­ же на небольшой высоте. Нам надо, — говорит т. Д ан и ­ лов, — повысить свою осмотри­ тельность, улучшить слетанность пар и тогда мы лишим противника внезапности. Герой Советского Союза тов. Бо- кий поделился опытом перехвата немецких самолетов. — Решающее условие в пере­ хвате, — указывает тов. Бокий, — это осмотрительность. От летчика требуется напряженное внимание, умение первым найти противника и атаковать его. Когда я вылетаю, то, как правило, ориентировочно знаю воздушную обстановку, знаю, где находится неприятельский са­ молет, какова метеорологическая обстановка'. Я всегда учитываю об ­ лачность: если она доходит до 10 баллов, то барражирую. При р а­ зорванной облачности противник обычно выскакивает в окна, вы­ сматривает наши самолеты и вне­ запно атакует. Если видимость о т ­ личная, небо чистое, то противник использует местность; маскируясь, он ходит перпендикулярно моей стороне. Переднюю полусферу осматриваю полностью. Часто нем­ цы ходят на бреющем, поэтому, барражируя над каким-либо об’ек- том, надо обязательно наблюдать за тем, что делается внизу. Тов, Бокий в подтверждение ск а­ занного приводит ряд эпизодов из своей личной практики. Много полезных советов моло­ дым сафоновцам дал в своем вы ­ ступлении гвардии капитан Коло- миец. Он подробно остановился па наших тактических приемах,, на том, как лучше находить и атако­ вать вражеских разведчиков. — На перехват, — говорит Ко- ломиец, — надо высылать четвер- ку. Она ходит парами. Ведущая — на предельно малой высоте, в едо­ мая — с некоторым превышением в стороне. Заметив самолет против­ ника, она выходит вперед и сковы­ вает его действия. — Свое выска­ зывание т. Коломиец подтверж ­ дает примером, когда одн аж ­ ды «мессер», прикрываясь фо­ ном местности, на бреющем ускользнул от расправы. Необхо­ димо поэтому не терять его из ви ­ ду, не выпускать из поля зрения, а догонять на малой высоте. С «Фокке-Вульфом-190» лучше всего бон вести на вертикалях. Как пользоваться радиоинформа­ цией при поисках вражеских р аз­ ведчиков, поделился опытом гвар­ дии капитан т. Максимович. На конкретных фактах он по­ казывает, что несвоевременная радиоинформация мешает делу. Он упрекает представителей наземных постов в том, что они недостаточно участвуют в непосредственном н а­ ведении наших истребителей на «Ю-88». Некоторые посты иногда не умеют опознавать типы самоле­ тов, различать своих от чужих. Д алее тов. Максимович выдви­ гает предложение, ч т о бы нашим летчикам, вылетающим на пере­ хват противника, сообщали точнее место его нахождения. Летчик в е ­ дет наблюдение я сам в полете ве­ сти расчеты подчас не может. Иногда в нашей практике бывает так. Нам у кажут район н ахожде­ ния самолетов противника, но его там не оказывается, а уходить из района летчик не имеет права. Капитан тов. Рисин детально ра­ зобрал элементы наведения на са­ молеты неприятеля. Он выдвигает требование своевременно и пол­ ностью обеспечивать наших истре­ бителей данными о воздушной об ­ становке. На конференции с дельными предложениями выступили также летчики тт. Диденко, Сорокин, ин­ женер т. Козбель, т. Беляков и другие. Летно-тактическая конференция истребите лей-сафоновцев прошла активно, принесла летному со ­ ставу большую пользу. Особенно много поучительного д л я себя по­ черпнули молодые гвардейцы, для которых конференция послужила хорошей школой. Старший лейтенант Г. КА Г А Л Ь Н И Ц К И Й . ЗАПОВЕДИ ПОТРЕБИ тип 9. Ищи врага Герой Советского Союза капитан Василий Адонкин с первых дней войны в рядах северо­ морской авиации. Многие его ученики сейчас стали прославленными летчиками. На личном счету т. Адонкина 15 сбитых немецких с а м о ­ летов. Мы, летчики-истребители, предназначены для боя. Мы должны постоянно искать врага и унич­ тожать его. Герой Советского Союза капитан В. АДОНКИН. ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЮБИЛЕЮ ЧАСТИ Недавно в Н-ской части со сто ял ­ ся вечер, посвященный второй г о ­ довщине со дня сформирования. С докладом о боевой деятельности летчиков-бомбардировщиков вы ­ ступил Герой Советского Союза тов. Ефремов. Н а конкретных ф а к ­ тах докладчик рассказал о боевой спайке летного и технического со­ става. «Нашим успехам, — сказал он, — во многом, помогает боевая офицерская дружба. Наши люди преданы Родине, в их сердцах по­ стоянно горит ж гуч ая ненависть к врагу. Ид я в бой, летчики увере­ ны в своих машинах, подготовлен­ ных к полету техниками». После до к л ад а состоялось вру­ чение орденов. Орден Краевого Знамени получил летчик Моисеев, орден Отечественной войны 1-й степени — летчик Гіротас, орден Кпасной З в е зды—летчик Больша­ ков. Большой похвалы заслуживает художественная самодеятельность. Она отличалась Массовостью. В са­ модеятельности участвовали луч­ шие, заслуженные летчики и тех­ ники. Среди них Герой Советского Союза капитан т. Клюшкин, штур­ ман Маркин и л "'т и е . С большим умением прочитал стихи В. М а­ яковского «О советском паспорте» штурман лейтенант т. Гнездов, на- гражденный орденом Красной Звезды. Майор Н. Аіатвеео Активный бой 3&/*У(?ежноі АВИАЦИИ ВЫСОТНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ Об- во , Хендли П э дж “ (Англия) закончило со ор у ­ жение нового тран­ спортного Самоле­ та типа .Гали­ факс", но с более крупным фюзеля­ жем и герметиче­ ской кабиной для высотных полетов. На самолете у с ­ тановлены четыре двухрядных ра­ диальных мотора (вероятно, Брис­ толь .Г ерк ул е с” по 1650 л. c.J. Мак­ симальная ско­ рость полета 420 км|час, крейсер­ ская—свыше 320 км. час. .Инівравиа- Активный воздушный бой в строго выдержанных оборонитель­ ных порядках является наиболее действенным средством, обеспечи­ вающим совместно с истребителя­ ми прикрытия неуязвимость с в оз­ духа самолетов «Ил-2». По своим, летно-тактическим к а ­ чествам и огневому вооружению «Ильюшин-2» может с успехом в е ­ сти такой бой против бомбардиров­ щиков и истребителей противника. Разумеется, не в сегда следует вступать и вести активный бой. При решении этого вопроса надо исходить из создавшейся обстанов­ ки и характера выполняемой з а ­ дачи. Но бесспорно одно: при встрече, наоример, с «Юнкерсами-87» необ­ ходимо вступать в бой. Нападая на них, штурмовики неизбежно рас­ строят боевой порядок немецких пикировщиков, что д а е т возмож­ ность нашим истребителям сопро­ вождения уничтожать их пооди ­ ночке. Некоторые могут возразить, что, мол, вступ ать в бой рискованно, это, деск ать, приведет к расстрой­ ству боевого порядка групп штур­ мовиков и к излишним потерям. О д ­ нако опыт показывает, что подоб­ ные опасения напрасны. Правиль­ ное руководство боем ведущего группы штурмовиков, умелое взаи­ модействие с истребителями при­ крытия, дерзость, мастерство и внезапность действий летчиков полностью обеспечивают успех а к ­ тивного наступательного боя. В доказательство этого у т в ерж ­ дения приведу характерный при­ мер боя, проведенного восьмеркой штурмовиков во взаимодействии с истребителями прикрытия. Совместное базирование на о д ­ ном аэродроме позволило штурмо­ викам заранее договориться с и ст ­ ребителями о сигналах, боевых п о ­ рядках, об элементах взаимодей­ ствия на случай встречи с во здуш ­ ным противником. Весь боевой вы ­ лет протекал в сложной метеоро­ логической обстановке, при облач­ ности в 10 баллов и видимости 1,5 — 2 километра. «Ильюшины» шли на высоте 400 метров строем правого пеленга с интервалом в паре 50 метров и с такой ж е д и ­ станцией. И сх одя из воздушной обстанов­ ки, был выбран и строй истребите­ лей сопровождения. Группа непо­ средственного прикрытия состояла из четверки «Ла-5», причем одна пара д ерж ал ась на уровне «Илов» в стороне от нее на 200—300 мет­ ров. Вторая четверка «Лавочки­ ных» — ударная группа попарно шла сзади строя «Илов», на рас­ стоянии хорошей видимости. При пересечении линии фронта я заметил две группы «Ю-87», кото­ рые, построившись в два круга, з а ­ ходили на бомбометание но нашим наземным войскам. Я принял реше­ ние с хода атаковать обе группы и передал об этом по радио веду­ щему истребителей прикрытия. Прямо с хода, внезапно д л я про­ тивника, мы навалились на «Юн- керсов», поймав немцев в тот мо­ мент, когда они выходили из пике. Я и мой ведомый лейтенант Тихо­ нов сразу ж е сбили по одному не­ мецкому пикировщику. Одновременно с нами в атаку ^ бросились истребители. Их веду­ щий отважный летчик Семенов с ? дистанции в 75 метров короткой очередью сбил еще одного «Юн- керса». Среди немцев началась па­ ника. Сбрасывая бомбы на свои войска, они стали поспешно рети­ роваться. Преследовать противника мы не стали, потому что в это время к месту боя подошла группа немец­ ких истребителей «ФВ-190» в коли­ честве 12 машин и четверка «Ме-109», очевидно, вызванные во радио. Я подал команду своим ве­ домым перестроиться в оборони­ тельный круг. При замыкании кру­ га один «ФВ» пытался атаковать мою машину снизу сзади. Это за­ метил младший лейтенант Андреев. Немного отвернув в сторону, он мощным лобовым огнем своего «Ила» сбил и этого стервятника. Завязался ожесточенный воздуш­ ный бой. Все попытки немцев про- биться к «Ильюшиным» на ДИ' станцию своего действительного огня отсекались истребителя1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz