Североморский лётчик. 1944, июль.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК июля 1944 г., № 160 (230), Перехватывать и каждый самолет С ЛЕТВО -ТАКТИЧЕСКОЙ (КОНФЕРЕНЦИИ ГВАРДЕЙЦЕВ -САФОНОВЦЕВ уничтожать противника В помещении светло и уютно Внимание каждого вошедшего ту да привлекает хорошо оформлен ный чьей-то рукой сафоновский уголок. Под портретом дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Са фонова приведены слова про славленного североморского аса 0 том, что победить может лишь тот истребитель, который смело і№ ведая страха и презирая смерть идет на врага. Здесь и будет проходить легко тактическая конференция гвардей цев. Один за другим сюда входят летчики, офицеры штабов, предста вители взаимодействующих частей. 1Ірисутствуют начальники постов наблюдения, сообщающие гвардей цам о времени и месте, появления самолетов противника, с земли на водящие летчиков на цель. Л етчи ки видят людейі которым обязаны многими своими боевыми успехами знакомятся с ними и крепко жмут им руки. С докладом «Как лучше органи зовать перехват воздушного про тивника» выступает гвардии майор т. Маренко. Он говорит о де й ст виях истребителей в системе ПВО/ — Мы,—говорит тов. Маренко,— не можем допускать, чтобы фаши стские са-молеты летали в нашем небе. Умело перехватывать и уничтожать их — наша боевая задача. Д л я этого у нас имеется достаточно сил и средств. Немцы сейчас перешли к обороне, они в е д у т разведку, кой-когда пытаются производить мелкие налеты на н а ши об’екты, применяя в варианте бомбардировщика «ФВ-190». Ино г да, довольно редко, противник в е дет стратегическую разведку, и с пользуя для этой цели самолеты «10-88». Перехватить такого р аз ведчика нелегко, ибо он, распола гая скоростью и дальностью, мо ж ет уходить гораздо мористее. Противник старается разведать наши аэродромы, возвращаясь на гною базу со снижением через ли нию фронта. Мы обязаны насти гать врага и истреблять его. Дело что трудное, оио требует большой подготовки летчика. Чтобы спра виться с задачей перехвата против ника', необходима хорошая подго товка летчика и высокая боеготов ность всей части. Надо быстро оповещать летный состав о против нике, иметь четко действующую связь между самолетами в воздухе и с землей, отлично работающие наземные посты. — Надо, — указывает тов. М а ренко,—учитывать рельефные осо бенности нашего театра военных действий. Это не гладкая степь, не суша с побережьем, а пересечен ная местность с множеством фиор дов, которыми противник п о ль зуется, чтобы пройти незаметно. Мы должны моментально подни маться в воздух, успеть встретить врага п отрезать ему путь до под хода к цели. Большое внимание докладчик уд ел я ет работе наших постов на блюдения и оповещения, отмечает положительные примеры и крити к у е т недостатки. Ведя указкой по схеме, он показывает, где и ск о л ь ко постов у нас есть, где и на к а ких участках противник может про скочить незамеченным, требует от начальников постов большей бди тельности, взаимосвязи между со бой. Фашисты никуда не денутся, если все лазейки будут наглухо з а крыты. Летчик, идущий на пере хват, должен верить приборам, знать напамять воздушную ско рость. Тов. Маренко рекомендует практические приемы, позволяю щие всегда обнаруживать врага. Он подвергает резкой критике радио- болтунов, мешающих выполнению боевой задачи. Меньше болтовни в воздухе—вернее победа. После доклада развернулись оживленные прения. Желающих высказаться — много. Первым получает слово гвардии капитан т. •Данилов. — Обстановка на театре, — гово рит он, — резко изменилась в луч шую для нас сторону. Яркое тому доказательство — последние опе рации, в которых участвовали на ши летчики. Противник несет большие поте ри, его тактика изменилась, нет у немцев былой уверенности, они не охотно вступают в бой. Основной их метод — внезапно атаковать и уйти. Нужно решительно вылавли вать и сбивать самолеты-разведчи ки. «Ю-88», например, ходят на вы соте от 1.500 метров и спускаются до бреющего полета1, держатся мо ристее. «Фокке-Вульфы», главным образом, используются дл я развед ки нашей главной базы, ходят т а к же на небольшой высоте. Нам надо, — говорит т. Д ан и лов, — повысить свою осмотри тельность, улучшить слетанность пар и тогда мы лишим противника внезапности. Герой Советского Союза тов. Бо- кий поделился опытом перехвата немецких самолетов. — Решающее условие в пере хвате, — указывает тов. Бокий, — это осмотрительность. От летчика требуется напряженное внимание, умение первым найти противника и атаковать его. Когда я вылетаю, то, как правило, ориентировочно знаю воздушную обстановку, знаю, где находится неприятельский са молет, какова метеорологическая обстановка'. Я всегда учитываю об лачность: если она доходит до 10 баллов, то барражирую. При р а зорванной облачности противник обычно выскакивает в окна, вы сматривает наши самолеты и вне запно атакует. Если видимость о т личная, небо чистое, то противник использует местность; маскируясь, он ходит перпендикулярно моей стороне. Переднюю полусферу осматриваю полностью. Часто нем цы ходят на бреющем, поэтому, барражируя над каким-либо об’ек- том, надо обязательно наблюдать за тем, что делается внизу. Тов, Бокий в подтверждение ск а занного приводит ряд эпизодов из своей личной практики. Много полезных советов моло дым сафоновцам дал в своем вы ступлении гвардии капитан Коло- миец. Он подробно остановился па наших тактических приемах,, на том, как лучше находить и атако вать вражеских разведчиков. — На перехват, — говорит Ко- ломиец, — надо высылать четвер- ку. Она ходит парами. Ведущая — на предельно малой высоте, в едо мая — с некоторым превышением в стороне. Заметив самолет против ника, она выходит вперед и сковы вает его действия. — Свое выска зывание т. Коломиец подтверж дает примером, когда одн аж ды «мессер», прикрываясь фо ном местности, на бреющем ускользнул от расправы. Необхо димо поэтому не терять его из ви ду, не выпускать из поля зрения, а догонять на малой высоте. С «Фокке-Вульфом-190» лучше всего бон вести на вертикалях. Как пользоваться радиоинформа цией при поисках вражеских р аз ведчиков, поделился опытом гвар дии капитан т. Максимович. На конкретных фактах он по казывает, что несвоевременная радиоинформация мешает делу. Он упрекает представителей наземных постов в том, что они недостаточно участвуют в непосредственном н а ведении наших истребителей на «Ю-88». Некоторые посты иногда не умеют опознавать типы самоле тов, различать своих от чужих. Д алее тов. Максимович выдви гает предложение, ч т о бы нашим летчикам, вылетающим на пере хват противника, сообщали точнее место его нахождения. Летчик в е дет наблюдение я сам в полете ве сти расчеты подчас не может. Иногда в нашей практике бывает так. Нам у кажут район н ахожде ния самолетов противника, но его там не оказывается, а уходить из района летчик не имеет права. Капитан тов. Рисин детально ра зобрал элементы наведения на са молеты неприятеля. Он выдвигает требование своевременно и пол ностью обеспечивать наших истре бителей данными о воздушной об становке. На конференции с дельными предложениями выступили также летчики тт. Диденко, Сорокин, ин женер т. Козбель, т. Беляков и другие. Летно-тактическая конференция истребите лей-сафоновцев прошла активно, принесла летному со ставу большую пользу. Особенно много поучительного д л я себя по черпнули молодые гвардейцы, для которых конференция послужила хорошей школой. Старший лейтенант Г. КА Г А Л Ь Н И Ц К И Й . ЗАПОВЕДИ ПОТРЕБИ тип 9. Ищи врага Герой Советского Союза капитан Василий Адонкин с первых дней войны в рядах северо морской авиации. Многие его ученики сейчас стали прославленными летчиками. На личном счету т. Адонкина 15 сбитых немецких с а м о летов. Мы, летчики-истребители, предназначены для боя. Мы должны постоянно искать врага и унич тожать его. Герой Советского Союза капитан В. АДОНКИН. ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЮБИЛЕЮ ЧАСТИ Недавно в Н-ской части со сто ял ся вечер, посвященный второй г о довщине со дня сформирования. С докладом о боевой деятельности летчиков-бомбардировщиков вы ступил Герой Советского Союза тов. Ефремов. Н а конкретных ф а к тах докладчик рассказал о боевой спайке летного и технического со става. «Нашим успехам, — сказал он, — во многом, помогает боевая офицерская дружба. Наши люди преданы Родине, в их сердцах по стоянно горит ж гуч ая ненависть к врагу. Ид я в бой, летчики увере ны в своих машинах, подготовлен ных к полету техниками». После до к л ад а состоялось вру чение орденов. Орден Краевого Знамени получил летчик Моисеев, орден Отечественной войны 1-й степени — летчик Гіротас, орден Кпасной З в е зды—летчик Больша ков. Большой похвалы заслуживает художественная самодеятельность. Она отличалась Массовостью. В са модеятельности участвовали луч шие, заслуженные летчики и тех ники. Среди них Герой Советского Союза капитан т. Клюшкин, штур ман Маркин и л "'т и е . С большим умением прочитал стихи В. М а яковского «О советском паспорте» штурман лейтенант т. Гнездов, на- гражденный орденом Красной Звезды. Майор Н. Аіатвеео Активный бой 3&/*У(?ежноі АВИАЦИИ ВЫСОТНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ Об- во , Хендли П э дж “ (Англия) закончило со ор у жение нового тран спортного Самоле та типа .Гали факс", но с более крупным фюзеля жем и герметиче ской кабиной для высотных полетов. На самолете у с тановлены четыре двухрядных ра диальных мотора (вероятно, Брис толь .Г ерк ул е с” по 1650 л. c.J. Мак симальная ско рость полета 420 км|час, крейсер ская—свыше 320 км. час. .Инівравиа- Активный воздушный бой в строго выдержанных оборонитель ных порядках является наиболее действенным средством, обеспечи вающим совместно с истребителя ми прикрытия неуязвимость с в оз духа самолетов «Ил-2». По своим, летно-тактическим к а чествам и огневому вооружению «Ильюшин-2» может с успехом в е сти такой бой против бомбардиров щиков и истребителей противника. Разумеется, не в сегда следует вступать и вести активный бой. При решении этого вопроса надо исходить из создавшейся обстанов ки и характера выполняемой з а дачи. Но бесспорно одно: при встрече, наоример, с «Юнкерсами-87» необ ходимо вступать в бой. Нападая на них, штурмовики неизбежно рас строят боевой порядок немецких пикировщиков, что д а е т возмож ность нашим истребителям сопро вождения уничтожать их пооди ночке. Некоторые могут возразить, что, мол, вступ ать в бой рискованно, это, деск ать, приведет к расстрой ству боевого порядка групп штур мовиков и к излишним потерям. О д нако опыт показывает, что подоб ные опасения напрасны. Правиль ное руководство боем ведущего группы штурмовиков, умелое взаи модействие с истребителями при крытия, дерзость, мастерство и внезапность действий летчиков полностью обеспечивают успех а к тивного наступательного боя. В доказательство этого у т в ерж дения приведу характерный при мер боя, проведенного восьмеркой штурмовиков во взаимодействии с истребителями прикрытия. Совместное базирование на о д ном аэродроме позволило штурмо викам заранее договориться с и ст ребителями о сигналах, боевых п о рядках, об элементах взаимодей ствия на случай встречи с во здуш ным противником. Весь боевой вы лет протекал в сложной метеоро логической обстановке, при облач ности в 10 баллов и видимости 1,5 — 2 километра. «Ильюшины» шли на высоте 400 метров строем правого пеленга с интервалом в паре 50 метров и с такой ж е д и станцией. И сх одя из воздушной обстанов ки, был выбран и строй истребите лей сопровождения. Группа непо средственного прикрытия состояла из четверки «Ла-5», причем одна пара д ерж ал ась на уровне «Илов» в стороне от нее на 200—300 мет ров. Вторая четверка «Лавочки ных» — ударная группа попарно шла сзади строя «Илов», на рас стоянии хорошей видимости. При пересечении линии фронта я заметил две группы «Ю-87», кото рые, построившись в два круга, з а ходили на бомбометание но нашим наземным войскам. Я принял реше ние с хода атаковать обе группы и передал об этом по радио веду щему истребителей прикрытия. Прямо с хода, внезапно д л я про тивника, мы навалились на «Юн- керсов», поймав немцев в тот мо мент, когда они выходили из пике. Я и мой ведомый лейтенант Тихо нов сразу ж е сбили по одному не мецкому пикировщику. Одновременно с нами в атаку ^ бросились истребители. Их веду щий отважный летчик Семенов с ? дистанции в 75 метров короткой очередью сбил еще одного «Юн- керса». Среди немцев началась па ника. Сбрасывая бомбы на свои войска, они стали поспешно рети роваться. Преследовать противника мы не стали, потому что в это время к месту боя подошла группа немец ких истребителей «ФВ-190» в коли честве 12 машин и четверка «Ме-109», очевидно, вызванные во радио. Я подал команду своим ве домым перестроиться в оборони тельный круг. При замыкании кру га один «ФВ» пытался атаковать мою машину снизу сзади. Это за метил младший лейтенант Андреев. Немного отвернув в сторону, он мощным лобовым огнем своего «Ила» сбил и этого стервятника. Завязался ожесточенный воздуш ный бой. Все попытки немцев про- биться к «Ильюшиным» на ДИ' станцию своего действительного огня отсекались истребителя1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz