Североморский лётчик. 1944, июль.

6 июля 1944 г., № 159 (229). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Старший техник-лейтенант И. Лейбовт Инициатива в партийной работе К концу апреля мы составили план работы коммунистов на май. План о б с уждал ся на бюро, был у т ­ вержден заместителем командира по политчасти и стал основой пар­ тийной деятельности. В нем преду­ сматривалось раз’яснение молодым коммунистам приказа № 70 това­ рища Сталина, активизация учебы сержантов, пропаганда боевых тра­ диций Героя Советского Союза П а ­ нина, ■ка'шгтана Харламова и другие вопросы. Но в мае перед партийной орга­ низацией стали совершенно другие задачи. И если бы мы продолжали работать в рамках намеченного пла­ на, то наверняка отстали бы от жизни. В часть прибыло несколько л ет­ чиков, не имеющих боевого опыта. Необходимо было быстро ввести в строй прибывших товарищей и под­ готовить наиболее грамотных мото­ ристов д л я самостоятельной экс- плоатации материальной части. Наш план, составленный заранее, не отражал в себе этих задач, стоящих перед частью. Поэтому деятельность партийной организа­ ции приняла несколько иное на­ правление. Все вопросы плана по- прежнему выполнялись, но уже под определенным углом зрения. Вос­ питание сержантов было целеуст- ремлено, чтобы выдвинуть из них умелых хозяев самолетов, пропа­ ганда же боевых традиций не толь­ ко не потеряла свое значение а, наоборот, стала еще более необхо­ димой. В беседе с молодыми летчиками я узнал, что они недостаточно усвои­ ли особенности материальной ча­ сти, театра военных действий, экс- плоатации вооружения в бою. В беседах выявилась различная под­ готовка молодых истребителей. К каждому из них нужен был инди­ видуальный подход. И, конечно, я не смог бы оказать помощи коман­ диру в этом важном деле, если бы не опирался на членов партбюро и активистов. Члены партийного бюро инже­ нер-капитан Глиничев, старший техник-лейтенант Плотников и сержант Вихеров, получив указа­ ния командира подразделения, при­ ложили много усилий д л я того, чтобы летчики в кратчайший срок освоили сложную материальную часть. Тов. Глиничев выявил зна­ ния летчиков, узнал, на каких ма­ шинах они летали. В соответствии с уровнем их знаний он составил учебный план и в 5—6 дней добил­ ся неплохого освоения молодежью особенностей конструкции самоле­ та, оборудования кабины, эксплоа- тации мотора и вооружения ско­ ростного истребителя. После первых учебных полетов выявились отдельные недостатки во владении машиной, пилоты еще недостаточно четко реагировали на световые сигналы уборки и выпу­ ск а шасси, иногда забывали вклю­ чать отдельные агрегаты. Комму­ нисты и здесь помогли командиру, облегчили ему работу с молодым пополнением. Так тов. Плотников организовал помощь молодым л ет ­ чикам в изучении кабины, под­ мечал их промахи при запуске мо­ тора и предполетной проверке обо­ рудования. Сержант Вихеров об’яс- н ял им правила эксплоатации и устранения несложных задержек авиационного вооружения. Опытные летчики комсорг т. Е го­ ров, кандидат ВКП(б) Зайцев и другие коммунисты, не считаясь со временем и усталостью, быстро ввели в гтрой все молодое попол­ нение. В эти напряженные д.ни боевой учебы со мной говорил майор Т у л ь ­ ский. Он спрашивал, что я делаю, как парторг, по воспитанию вновь прибывших. Внимательно выслу­ шав меня, он да л ряд практиче­ ских указаний, посоветовал пору­ чить отдельным летчикам-коммуни- стам воспитание молодежи, выпу­ скать боевые листки, посвященные ходу учебы и т. д, Со .мной также много раз беседовал капита’н Рас- сад кин. Он подсказал, кому из опытных летчиков-коммунистов лучше всего поручить важное дело воспитания молодого пополнения. — Наша главная задача, — гово­ рил капитан, — это добиться; что­ бы летчики в сложной обстановке боя помнили все элементы пилоти­ рования, выработали в себе х л а д ­ нокровие, точный расчет, умение итти на разумный риск. Поэтому парторганизация должна организо­ вать пропаганду опыта передови­ ков, отобразить в наглядной агита­ ции успехи молодежи. ИЗ ОПЫТА ПАРТОРГА Одновременно с учебой комму­ нисты рассказывали новому попол­ нению о боевых традициях истре- бителей-краснознаменцев. Това­ рищи Рассадкин, Власов и другие говорили им о заслуженных вои­ нах ІІаиине, Харламове, Попове, завоевавших полку краснознамен­ ную славу, воскрешали в памяти боевые эпизоды, необходимые для воспитания в молодежи панинской отваги, мастерства и готовности грудью отразить нападение на под­ шефные самолеты. Немного об инициативе парторга в проведении культурных меро­ приятий. Последние несколько не­ дель показали, что план демонст­ рации кинокартин, существующий в Доме Флота, нас не может удов­ летворить. К нам часто привозили кинокартины тогда, когда все были занятына полетах. В свободные же часы, которые изредка выпадали в плохую погоду, мы картин не ви­ дели.,Тогда за это дело мне при­ шлось взяться самому. Как только я видел, что у людей есть свобод­ ное время, я звонил в клуб, либо брал у инженера автомашину и привозил кинокартину. Поэтому, несмотря на большую загружен­ ность, летчики и техники просмот­ рели много кинофильмов. Я не по­ нимаю тех политработников, парт­ оргов подразделений, которые не могут организовать культурное об­ служивание личного состава и ча­ сто ссылаются на об’екгивные при­ чины. По-моему, они просто небо­ леют за порученное им дело. Организуя досуг летного и тех­ нического состава., мыдостали две партии шахмат—одну из них выто­ чили сами, из дюраля, сделали ба­ лалайки, натянув вместо струн жи­ лы телефонного провода. До по­ следнего времени у нас не было камер для мячей. Тогда для этой цели мы использовали негодный шар-пилот. Получился отличный футбольный мяч. Мы провели уже три футбольных встречи на пер­ венство подразделений и шахмат­ ныйтурнир. Короче, в большом и малом не­ обходима инициатива. Если парт­ орг будет меньше ссылаться на об’ективныепричины, а больше про­ являть инициативы — партийная жизнь в подразделении забьет клю­ чом. Летчик-истребитель лейтенант И. Едуш. Его боевой счет: по­ топленный немецкий корабль, 3 неприятельских самолета. Фото И. Михеева. СЕКРЕТ УСПЕХА-В УЧЕБЕ ДОКЛАД СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА т. ЕДУШ НА ПАРТИЙНОМ СОБРАНИИ помогали мне познавать тактику воздушного боя, перенимать опыт у Героя Советского Союза капита­ на Адонкина, капитана Плотнико­ ва, старшего лейтенанта Диденко. Переходя с одного типа самолета на другой, более совершенный, я старался до конца познать особен­ ности новой машины, добивался, чтобы она была послушна моейво­ ле, старался «выжать» из нее все. — Имея уже некоторые боевы успехи, — продолжал далее тов. Едуш, — я вступил кандидатом в члены ВКП(б), а спустя три меся­ ца стал полноправным членомболь­ шевистской партии. Это наложило на меня новые, большие обязан­ ности. Я стал передавать боевой опыт, который удалось мне приоб­ рести, молодым летчикам нашего подразделения. Летая в бойкомму­ нистом, я знал: от меня ждут, что каждая наша встреча с немцем должна всегда оканчиваться ги­ белью врага. Для достижения этой благородной цели я прилагал все свои силы, знания и опыт. Закан­ чивая свое выступление, — сказал тов. Едуш, — я хочу, чтобы все летчики поняли, что победа над врагом сама неприходит, ее одер­ жишь только тогда, когда будешь неустанно готовить ее на земле и в воздухе упорной учебой. Долг каждого летчика учиться опыту воздушного боя у наших героев. Если же сам имеешь опыт, непре­ менно передавай своим боевым то­ варищам. Учись у старших, опыт­ ных, — передавай свойопыт моло­ дым — это правило должно быть воспринято каждым летчиком. Если летчик-истребитель будет постоян­ но бороться за слетанность пары, звена, любить свой самолет, отра­ батывать технику пилотирования, готовить себя к любым неожидан­ ностям предстоящих боев — побе­ да всегда будет за ним. В выступлениях по докладу лет­ чики и техники рассказывали о том, что коммунист Иван Едуш, проявляя в бою высокое мужество и умение, достиг успехов. Он про­ извел 150 боевых вылетов, сбил 3 «Ме-109» и потопил один корабль. В жестоких боях коммунист Иван Едуш с честью выполняет приказы Верховного Главнокомандующего товарища Сталина. Он добился то- го, что молодые летчики учатся: «Бомбить по Иван Едуш». «Драться с врагом, как Едуш». А. КОЛПАКОВ , А. МИЛЬЧАКОВ. Весной позапрошлого года враз­ гар ожесточенных воздушных сра­ жений в нашу часть прибыл лет­ чик-истребитель сержант Едуш. Боевой путь сержант начал в подразделении, которым ранее командовал дважды Герой Совет­ ского Союза Б. Ф. Сафонов. Попав в среду опытных летчиков-сафо- новцев, молодой пилот перенимал у них боевые качества. Вскоре сер­ жант Едуш получил звание офице­ ра и был назначен командирамзве­ на. Недавно на партийном собра­ нии старший лейтенант Едуш вы­ ступил с докладом «Мои 150 бое­ вых вылетов». — Со школьной скамьи, — гово­ рил в своем докладе тов. Едуш, — я попал в подразделение, где еще недавно сражался отец северомор­ ских асов, легендарный герой Бо­ рис Сафонов. Передо мной встала задача перенять опыт старших бое­ вых товарищей, чтобы быть до­ стойным преемником сафоновской славы, поддержать боевые тради­ ции подразделения. Для этойце­ ли,—продолжал далее тов. Едуш,— я каждую свободную минуту ис­ пользовал на учебу, на совершен­ ствование. Были у меня и неудачи, познал я и радость победы. Критический анализ своих оши­ бок, замечания старших товарищей транспортам, как іи и у іег* f6* Ив. Ремезов ПЕСНЕТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА «Покажите мне народ, — гово­ рит в своих «Петербургских за­ писках» Н. В. Гоголь, — у которо­ го бы больше было песен. Наша Украина звенит песнями. По Вол­ ге, от верховья до моря, на всейве­ ренице влекущихся барок залива­ ются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как гри­ бы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоро­ нится русский человек». [Ісистине — драгоценная сокро­ вищница русской народной песни неисчерпаема. Уже на заре своего государственного бытия русский народ создает великолепные пес­ ни-сказыо могучих богатырях, сте­ ною стоящих на границах рождаю­ щегося русского государства. Бое­ вые подвиги Ильи Муромца и его славных соратников— это подвиги самого народа-богатыря, мужест­ венно оборонявшего свою юную еще Родину от всяческих посяга­ тельств на ее свободу, независим мость и честь. Олицетворением самого народа и его созидательной мощи является и былинныйобраз богатыря-земле- роба Микулы Селяниновича, пере­ пахивающего бескрайние просторы русских полей. По определению А. М. Горького, запечатленные в былинах образы древне-русских богатырей — это «гениальные символы», «гигант­ ские обобщения жизненного опыта народного» за первые столетия его государственной жизни. Песня- сказ сопутствует народу и в по­ следующей его жизни, становится художественной летописью его исторических судеб. Рождение песни о Родине — родоначальницы исторических песен — мастерски изображено в романе лауреата сталинской премии С. Бородина «Дмитрий Донской»: рязанцы при­ нялись за восстановление сожжен­ ного врагом города: «Вокруг бу­ шевали леса молодою зеленью, за­ цветали буйно и пестро луга. И лишь городище убого высилось над пожарищем, — о нем печадовались люди, ему служили усердные руки, и песня гремела о нем: Ой, да ты, пустынюшка- пустыня, Наша тыпрекрасная раиняі Р^иней, раем высился для строи­ телей этот разоренный, унылый холм, ибо это была их родина, и они с песней подымали ее из пеп­ ла». С боевой песней громил народ русскийврага под знаменами Алек­ сандра Невского и Дмитрия Дон­ ского, с песней возрождал к жиз­ ни разоренную, но непокоренную врагом родную страну. В песнях сохранены для последующих поко­ ленийимена, подвиги и труды во славу Родины Минина и Пожар­ ского, Ивана Грозного и Петра Первого; до наших днейживут в песнях Емельян Пугачов и Степан Разин. Отечественная война 1812 года и ее герои воспеты народом с таким же воодушевлением, с ка­ ким сейчас слагаются песни Вели­ койОтечественнойвойнысоветско­ го народа. Но не только художественной летописью государственного бы­ тия русского народа стала песня. Исстари она была и зеркалом бы­ та народногб: колыбельные, сва­ дебные, похоронные песни; песни, связанные с ежегодным кругом крестьянских работ; песни, под звуки которых трудится городской люд, — как в зеркале, отражен в них Повседневныйнародныйбыт. А рядом—игровые, хороводные, пля­ совые, пересмешные, шуточные пес­ ни, которыми народ стремился празднично украсить досуг свой. И еще: другом неизменным и верным сделал песню народ идру­ гу этому много веков поверял он все свои горести и радости, все свои заботы и тревоги, все свои надежды и мечты. Быть может, са­ мыми нежными ипоэтическими сре­ ди разнообразнейших песен рус­ ского народа являются эти лири­ ческие песни, простые и задушев­ ные. Природу их чудесно раскрыл А. П. Чехов в рассказе «Степь». «Неожиданно послышалось ти­ хое пение. Где-то — не близко — пела женщина, — а где именно и в какой стороне, трудно было по­ нять... Казалось, что это пела тра­ ва. В своей песне она, полумерт вая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренно убеждала ко­ го-то, что она ни в чем не винова­ та, что солнце выжгло ее пона­ прасну; она уверяла, что ейстраст­ но хочется жить, что она еще мо­ лода и была бы красивой, если бы не знойи не засуха...», В иносказательных поэтических образах опаленной зноем травы, одиноко растущей рябины песня воспроизводит нередко немногими словами историю целой человече­ ской жизни. Вот тут-то неоцени­ мую помощь слову оказывает на­ пев, дополняющий и досказываю­ щий то, что бессильно порой бы­ вает выразить слово. И как же разнообразны, как вы­ разительны, как задушевны эти родные напевы, чего только не рас­ слышит в них сердце русского че­ ловека! И. С. Тургенев в рассказе «Пев­ цы» с огромной художественной силой передал-впечатление от та­ кого напева: «... В нем была и неподдель­ ная, глубокая страсть, и моло­ дость, и сила, и сладость, и какая- то увлекательно беспечная, груст­ ная скорбь. Русская правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и хватала вас за сердце, хва­ тала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась, — и от каждого звука веяло чем-то род­ ным и необозримо широким: слов­ но знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль...». Величайшие русские композито­ ры, с основоположником русской классической музыки М. И. Глин­ койво главе, неизменно проникали к живительному роднику поэзии и песни своего народа. Они знали, что, говоря словами композитора и критика А. Н. Серова, «музыка, как и человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с поч вою этого народа, с его историче ским развитием». Музыкальной «почвой» нашего народа является его песня, нераз­ рывно связанная с его историче­ ским развитием М. И Глинка, его соратники, последователи и учени­ ки твердо встали на народную му­ зыкальную пдчву; песнетворчеетво русского народа было и остается первоосновой русской классиче­ ской музыки, русской музыкаль нойкультуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz