Североморский лётчик. 1944, июль.
6 июля 1944 г., № 159 (229). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Старший техник-лейтенант И. Лейбовт Инициатива в партийной работе К концу апреля мы составили план работы коммунистов на май. План о б с уждал ся на бюро, был у т вержден заместителем командира по политчасти и стал основой пар тийной деятельности. В нем преду сматривалось раз’яснение молодым коммунистам приказа № 70 това рища Сталина, активизация учебы сержантов, пропаганда боевых тра диций Героя Советского Союза П а нина, ■ка'шгтана Харламова и другие вопросы. Но в мае перед партийной орга низацией стали совершенно другие задачи. И если бы мы продолжали работать в рамках намеченного пла на, то наверняка отстали бы от жизни. В часть прибыло несколько л ет чиков, не имеющих боевого опыта. Необходимо было быстро ввести в строй прибывших товарищей и под готовить наиболее грамотных мото ристов д л я самостоятельной экс- плоатации материальной части. Наш план, составленный заранее, не отражал в себе этих задач, стоящих перед частью. Поэтому деятельность партийной организа ции приняла несколько иное на правление. Все вопросы плана по- прежнему выполнялись, но уже под определенным углом зрения. Вос питание сержантов было целеуст- ремлено, чтобы выдвинуть из них умелых хозяев самолетов, пропа ганда же боевых традиций не толь ко не потеряла свое значение а, наоборот, стала еще более необхо димой. В беседе с молодыми летчиками я узнал, что они недостаточно усвои ли особенности материальной ча сти, театра военных действий, экс- плоатации вооружения в бою. В беседах выявилась различная под готовка молодых истребителей. К каждому из них нужен был инди видуальный подход. И, конечно, я не смог бы оказать помощи коман диру в этом важном деле, если бы не опирался на членов партбюро и активистов. Члены партийного бюро инже нер-капитан Глиничев, старший техник-лейтенант Плотников и сержант Вихеров, получив указа ния командира подразделения, при ложили много усилий д л я того, чтобы летчики в кратчайший срок освоили сложную материальную часть. Тов. Глиничев выявил зна ния летчиков, узнал, на каких ма шинах они летали. В соответствии с уровнем их знаний он составил учебный план и в 5—6 дней добил ся неплохого освоения молодежью особенностей конструкции самоле та, оборудования кабины, эксплоа- тации мотора и вооружения ско ростного истребителя. После первых учебных полетов выявились отдельные недостатки во владении машиной, пилоты еще недостаточно четко реагировали на световые сигналы уборки и выпу ск а шасси, иногда забывали вклю чать отдельные агрегаты. Комму нисты и здесь помогли командиру, облегчили ему работу с молодым пополнением. Так тов. Плотников организовал помощь молодым л ет чикам в изучении кабины, под мечал их промахи при запуске мо тора и предполетной проверке обо рудования. Сержант Вихеров об’яс- н ял им правила эксплоатации и устранения несложных задержек авиационного вооружения. Опытные летчики комсорг т. Е го ров, кандидат ВКП(б) Зайцев и другие коммунисты, не считаясь со временем и усталостью, быстро ввели в гтрой все молодое попол нение. В эти напряженные д.ни боевой учебы со мной говорил майор Т у л ь ский. Он спрашивал, что я делаю, как парторг, по воспитанию вновь прибывших. Внимательно выслу шав меня, он да л ряд практиче ских указаний, посоветовал пору чить отдельным летчикам-коммуни- стам воспитание молодежи, выпу скать боевые листки, посвященные ходу учебы и т. д, Со .мной также много раз беседовал капита’н Рас- сад кин. Он подсказал, кому из опытных летчиков-коммунистов лучше всего поручить важное дело воспитания молодого пополнения. — Наша главная задача, — гово рил капитан, — это добиться; что бы летчики в сложной обстановке боя помнили все элементы пилоти рования, выработали в себе х л а д нокровие, точный расчет, умение итти на разумный риск. Поэтому парторганизация должна организо вать пропаганду опыта передови ков, отобразить в наглядной агита ции успехи молодежи. ИЗ ОПЫТА ПАРТОРГА Одновременно с учебой комму нисты рассказывали новому попол нению о боевых традициях истре- бителей-краснознаменцев. Това рищи Рассадкин, Власов и другие говорили им о заслуженных вои нах ІІаиине, Харламове, Попове, завоевавших полку краснознамен ную славу, воскрешали в памяти боевые эпизоды, необходимые для воспитания в молодежи панинской отваги, мастерства и готовности грудью отразить нападение на под шефные самолеты. Немного об инициативе парторга в проведении культурных меро приятий. Последние несколько не дель показали, что план демонст рации кинокартин, существующий в Доме Флота, нас не может удов летворить. К нам часто привозили кинокартины тогда, когда все были занятына полетах. В свободные же часы, которые изредка выпадали в плохую погоду, мы картин не ви дели.,Тогда за это дело мне при шлось взяться самому. Как только я видел, что у людей есть свобод ное время, я звонил в клуб, либо брал у инженера автомашину и привозил кинокартину. Поэтому, несмотря на большую загружен ность, летчики и техники просмот рели много кинофильмов. Я не по нимаю тех политработников, парт оргов подразделений, которые не могут организовать культурное об служивание личного состава и ча сто ссылаются на об’екгивные при чины. По-моему, они просто небо леют за порученное им дело. Организуя досуг летного и тех нического состава., мыдостали две партии шахмат—одну из них выто чили сами, из дюраля, сделали ба лалайки, натянув вместо струн жи лы телефонного провода. До по следнего времени у нас не было камер для мячей. Тогда для этой цели мы использовали негодный шар-пилот. Получился отличный футбольный мяч. Мы провели уже три футбольных встречи на пер венство подразделений и шахмат ныйтурнир. Короче, в большом и малом не обходима инициатива. Если парт орг будет меньше ссылаться на об’ективныепричины, а больше про являть инициативы — партийная жизнь в подразделении забьет клю чом. Летчик-истребитель лейтенант И. Едуш. Его боевой счет: по топленный немецкий корабль, 3 неприятельских самолета. Фото И. Михеева. СЕКРЕТ УСПЕХА-В УЧЕБЕ ДОКЛАД СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА т. ЕДУШ НА ПАРТИЙНОМ СОБРАНИИ помогали мне познавать тактику воздушного боя, перенимать опыт у Героя Советского Союза капита на Адонкина, капитана Плотнико ва, старшего лейтенанта Диденко. Переходя с одного типа самолета на другой, более совершенный, я старался до конца познать особен ности новой машины, добивался, чтобы она была послушна моейво ле, старался «выжать» из нее все. — Имея уже некоторые боевы успехи, — продолжал далее тов. Едуш, — я вступил кандидатом в члены ВКП(б), а спустя три меся ца стал полноправным членомболь шевистской партии. Это наложило на меня новые, большие обязан ности. Я стал передавать боевой опыт, который удалось мне приоб рести, молодым летчикам нашего подразделения. Летая в бойкомму нистом, я знал: от меня ждут, что каждая наша встреча с немцем должна всегда оканчиваться ги белью врага. Для достижения этой благородной цели я прилагал все свои силы, знания и опыт. Закан чивая свое выступление, — сказал тов. Едуш, — я хочу, чтобы все летчики поняли, что победа над врагом сама неприходит, ее одер жишь только тогда, когда будешь неустанно готовить ее на земле и в воздухе упорной учебой. Долг каждого летчика учиться опыту воздушного боя у наших героев. Если же сам имеешь опыт, непре менно передавай своим боевым то варищам. Учись у старших, опыт ных, — передавай свойопыт моло дым — это правило должно быть воспринято каждым летчиком. Если летчик-истребитель будет постоян но бороться за слетанность пары, звена, любить свой самолет, отра батывать технику пилотирования, готовить себя к любым неожидан ностям предстоящих боев — побе да всегда будет за ним. В выступлениях по докладу лет чики и техники рассказывали о том, что коммунист Иван Едуш, проявляя в бою высокое мужество и умение, достиг успехов. Он про извел 150 боевых вылетов, сбил 3 «Ме-109» и потопил один корабль. В жестоких боях коммунист Иван Едуш с честью выполняет приказы Верховного Главнокомандующего товарища Сталина. Он добился то- го, что молодые летчики учатся: «Бомбить по Иван Едуш». «Драться с врагом, как Едуш». А. КОЛПАКОВ , А. МИЛЬЧАКОВ. Весной позапрошлого года враз гар ожесточенных воздушных сра жений в нашу часть прибыл лет чик-истребитель сержант Едуш. Боевой путь сержант начал в подразделении, которым ранее командовал дважды Герой Совет ского Союза Б. Ф. Сафонов. Попав в среду опытных летчиков-сафо- новцев, молодой пилот перенимал у них боевые качества. Вскоре сер жант Едуш получил звание офице ра и был назначен командирамзве на. Недавно на партийном собра нии старший лейтенант Едуш вы ступил с докладом «Мои 150 бое вых вылетов». — Со школьной скамьи, — гово рил в своем докладе тов. Едуш, — я попал в подразделение, где еще недавно сражался отец северомор ских асов, легендарный герой Бо рис Сафонов. Передо мной встала задача перенять опыт старших бое вых товарищей, чтобы быть до стойным преемником сафоновской славы, поддержать боевые тради ции подразделения. Для этойце ли,—продолжал далее тов. Едуш,— я каждую свободную минуту ис пользовал на учебу, на совершен ствование. Были у меня и неудачи, познал я и радость победы. Критический анализ своих оши бок, замечания старших товарищей транспортам, как іи и у іег* f6* Ив. Ремезов ПЕСНЕТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА «Покажите мне народ, — гово рит в своих «Петербургских за писках» Н. В. Гоголь, — у которо го бы больше было песен. Наша Украина звенит песнями. По Вол ге, от верховья до моря, на всейве ренице влекущихся барок залива ются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как гри бы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоро нится русский человек». [Ісистине — драгоценная сокро вищница русской народной песни неисчерпаема. Уже на заре своего государственного бытия русский народ создает великолепные пес ни-сказыо могучих богатырях, сте ною стоящих на границах рождаю щегося русского государства. Бое вые подвиги Ильи Муромца и его славных соратников— это подвиги самого народа-богатыря, мужест венно оборонявшего свою юную еще Родину от всяческих посяга тельств на ее свободу, независим мость и честь. Олицетворением самого народа и его созидательной мощи является и былинныйобраз богатыря-земле- роба Микулы Селяниновича, пере пахивающего бескрайние просторы русских полей. По определению А. М. Горького, запечатленные в былинах образы древне-русских богатырей — это «гениальные символы», «гигант ские обобщения жизненного опыта народного» за первые столетия его государственной жизни. Песня- сказ сопутствует народу и в по следующей его жизни, становится художественной летописью его исторических судеб. Рождение песни о Родине — родоначальницы исторических песен — мастерски изображено в романе лауреата сталинской премии С. Бородина «Дмитрий Донской»: рязанцы при нялись за восстановление сожжен ного врагом города: «Вокруг бу шевали леса молодою зеленью, за цветали буйно и пестро луга. И лишь городище убого высилось над пожарищем, — о нем печадовались люди, ему служили усердные руки, и песня гремела о нем: Ой, да ты, пустынюшка- пустыня, Наша тыпрекрасная раиняі Р^иней, раем высился для строи телей этот разоренный, унылый холм, ибо это была их родина, и они с песней подымали ее из пеп ла». С боевой песней громил народ русскийврага под знаменами Алек сандра Невского и Дмитрия Дон ского, с песней возрождал к жиз ни разоренную, но непокоренную врагом родную страну. В песнях сохранены для последующих поко ленийимена, подвиги и труды во славу Родины Минина и Пожар ского, Ивана Грозного и Петра Первого; до наших днейживут в песнях Емельян Пугачов и Степан Разин. Отечественная война 1812 года и ее герои воспеты народом с таким же воодушевлением, с ка ким сейчас слагаются песни Вели койОтечественнойвойнысоветско го народа. Но не только художественной летописью государственного бы тия русского народа стала песня. Исстари она была и зеркалом бы та народногб: колыбельные, сва дебные, похоронные песни; песни, связанные с ежегодным кругом крестьянских работ; песни, под звуки которых трудится городской люд, — как в зеркале, отражен в них Повседневныйнародныйбыт. А рядом—игровые, хороводные, пля совые, пересмешные, шуточные пес ни, которыми народ стремился празднично украсить досуг свой. И еще: другом неизменным и верным сделал песню народ идру гу этому много веков поверял он все свои горести и радости, все свои заботы и тревоги, все свои надежды и мечты. Быть может, са мыми нежными ипоэтическими сре ди разнообразнейших песен рус ского народа являются эти лири ческие песни, простые и задушев ные. Природу их чудесно раскрыл А. П. Чехов в рассказе «Степь». «Неожиданно послышалось ти хое пение. Где-то — не близко — пела женщина, — а где именно и в какой стороне, трудно было по нять... Казалось, что это пела тра ва. В своей песне она, полумерт вая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренно убеждала ко го-то, что она ни в чем не винова та, что солнце выжгло ее пона прасну; она уверяла, что ейстраст но хочется жить, что она еще мо лода и была бы красивой, если бы не знойи не засуха...», В иносказательных поэтических образах опаленной зноем травы, одиноко растущей рябины песня воспроизводит нередко немногими словами историю целой человече ской жизни. Вот тут-то неоцени мую помощь слову оказывает на пев, дополняющий и досказываю щий то, что бессильно порой бы вает выразить слово. И как же разнообразны, как вы разительны, как задушевны эти родные напевы, чего только не рас слышит в них сердце русского че ловека! И. С. Тургенев в рассказе «Пев цы» с огромной художественной силой передал-впечатление от та кого напева: «... В нем была и неподдель ная, глубокая страсть, и моло дость, и сила, и сладость, и какая- то увлекательно беспечная, груст ная скорбь. Русская правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и хватала вас за сердце, хва тала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась, — и от каждого звука веяло чем-то род ным и необозримо широким: слов но знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль...». Величайшие русские композито ры, с основоположником русской классической музыки М. И. Глин койво главе, неизменно проникали к живительному роднику поэзии и песни своего народа. Они знали, что, говоря словами композитора и критика А. Н. Серова, «музыка, как и человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с поч вою этого народа, с его историче ским развитием». Музыкальной «почвой» нашего народа является его песня, нераз рывно связанная с его историче ским развитием М. И Глинка, его соратники, последователи и учени ки твердо встали на народную му зыкальную пдчву; песнетворчеетво русского народа было и остается первоосновой русской классиче ской музыки, русской музыкаль нойкультуры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz