Североморский лётчик. 1944, июль.
Свято выполнять приказы командиров Майор Г. Павлов Одним из главнейших качеств военного человека является бес прекословное повиновение стар шему, точное и своевременное вы полнение приказов командиров і начальников, любая часть и даже небольшое подразделение пред ставляет собой в бою несокруши мую силу, если все ее бойцы дис циплинированы, если они любой ценой всегда точно и своевремен но выполняют ііриказы командира Выполняя приказы Верховного Главнокомандования, части Крас ной Армии и Военно-Морского Фло га сдержали яростный натиск фашистов и 1941 и 1942 гг,, измота ли и перемололи их технику, нане сли огромный урон немецкой ар мии и перешли в наступление. Блистательные победы трех Бело русскцх, 1-го Прибалтийского, ленинградского и Карельского фронтов ежедневно показывают всему миру, как четко и настой чиво советские солдаты умеют вы полнять приказы командования. Псе мы смотрели пьесу Алек сандра Корнейчука «Фронт». Там показано, как небольшое подраз деление артиллеристов-гвардейцев под командованием гвардии лейте нанта Сергея Горлова, выполняя приказ командующего армией, сдерживало натиск многочислен ных танков противника. Гвардейцы шли на смерть, жертвовали собой, но выполнили приказ. Они знали, что от этого зависит судьба всей армии, успех сражения. Следя за героями Корнейчука, за их бррьбой во имя выполнения приказа гене рала Огнева, мы гордились их подвигами. И наверное у многих на всю жизнь запечатлится кадр, когда многие подчиненные лейте нанта 1орлова по примеру своего командира идут на самопожертво вание, гибнут, но до конца выпол няют приказ. Условия боевых действий авиа ции несколько отличаются от дей ствии других родов войск. Они специфичны. Сложность маневра и обстановки боя, краткотечность его и ряд других особенностей приводят к тому, что зачастую ко мандиру и бою некогда бывает об думывать и передавать свои рас поряжения подчиненным, застав ляет его большинство приказов ве домым отдавать перед вылетом, во время проработки задания и под готовки операции. Естественно, что все это накладывает на подчи ненных еще большую ответствен ность за выполнение каждого при казания и распоряжения командира. Успешный бой группы немыслим без точного и неуклонного выпол нения приказов ведущего. Он тре бует от каждого ведомого исклю чительной точности исполнения во ли командира, быстроты. Ведомый обязан понимать каждое веление командира по условному сигналу, по одному слову, а иногда просто по его действиям. В авиации, как нигде, должно быть развито каче ство немедленного, беспрекослов ного н точного выполнения приказа. Боевые операции североморских штурмовиков и успехи, кото рых добились они в ожесто ченных боях, свидетельству ют о том, что наши летчики всегда готовы выполнить лю бое задание командования. Девиз «Штурмовики с боевого курса не сворачивают!», .родившийся, как необходимое средство борьбы, — наилучшее доказательство этому. Он означает—любой ценой выпол ни приказ, умри, но добейся побе ды! Можно было бы привести немало примеров, рассказывающих, как на ши летчики выполняют приказы командиров. Мне хорошо помнится первая штурмовка вражеского а э родрома. Детально разрабатывая задание по нанесению удара, веду щий группы «Ильюшиных» Ми хайлов каждому экипажу ставил тогда определенную задачу, указы вал где, когда и как должны дей ствовать летчики. — Нас могут встретить истреби тели. Приказываю—любым количе ством итти на цель, любым количе ством штурмовать второй раз аэро дром противника, — говорил перед вылетом командир. Нелегко досталось тогда штур мовикам. Им пришлось вести воз душный бой, преодолевать огневое заграждение фашистских зениток. Но ничто не могло остановить л е т чиков, следовавших за своим командиром. Несколько машин по лучили повреждения при первом заходе. Машина командира также получила повреждения — осколка ми зенитных снарядов было пере бито питание мотора. Но Михай лов заходил вторично штурмовать немецкое логово. За ним уверенно шла вся группа. Штурмовики вы полнили свой долг до конца. Я помню, как высоко оценило командование действия группы Ми хайлова, а ведущий — своих ведо мых, которые на протяжении всей операции точно выполняли его при казы. В историю нашей части навсегда, как лучшая ее страница, войдет бессмертный подвиг Герои Совет ского Союза Катунина и Маркина. Таран немецкого транспорта, с о вершенный ими,—самый яркий при мер того, как нужно выполнять приказы командиров. В одну из весенних операций по немецкому аэродрому мы, к сожа лению, имели место неточного вы полнения воли ведущего некоторы ми ведомыми. Получилось гак, что часть ведомых вместо того, чтобы выйти из атаки в сторону, к у д і было указано командиром, вышла в противоположную сторожу и тем самым оторвалась от группы. Ясно, что этот факт невыполнения при каза ведущего сказался на резуль тате удара, дал возможность про тивнику вести прицельный огонь по оторвавшимся самолетам и привел к потере двух экипажей. Характерно провести некоторую параллель. В этот же день по аэро дрому действовала другая группа штурмовиков. Она нанесла более эффективный удар и не имела ни одной по-тери. Почему первая группа выполнила задание ху же, чем вторая? Ответ на этот,во прос простой. Там, где больше ор ганизованности, где все ведомые точно и своевременно выполняют приказы ведущего — там больше шансов на победу, там нет потерь. Некоторые летчики не придают должного значения предполетнон подготовке и проработке задания. Кое-кто думает: «Мне там, в воз духе, все станет ясно». Между тем, в разобранном нами случае отрыв ведомых произошел только по то му, что они как следует не уясни ли своей задачи перед вылетом на земле. Успех каждой операции, к аж д о го боя полностью зависит от точно го и своевременного выполнения подчиненными приказов, — от т о го, как они претворят в жизнь волю своих командиров. Памятуя это, каждый летчик, штурман, стрелок должен свято выполнять приказ командир;!, являющийся приказом Родины. Летчики-истребители лейтенант Зайцев (справа), о поступке которого рассказывается ниже в корреспонденции, и лейтенант Егоров. Фото И. Михеева. БЛАГОРОДНЫЙ ПОСТУПОК Герой Советского Союза капи тан Бурматов вел группу истреби телей сопровождения. Самолеты подходили к цели. Впереди п л о т ным строем шли бомбардировщики, сзади них, с боков следовали и с т ребители. В воздухе было спокой но. Стояла та напряженная тиши на, которая обычно бывает перед боем. Но вот на вражеских кораб лях замелькали языки пламени и через несколько секунд ниже с ев е роморских машин появилась шапка рваного дыма: фашистские зенит чики били с недолетом. За п ер вым залпом последовал второй. На этот раз разрывы легли ближе. Бѵрматов услышал удар. Что-то сильно подбросило его машину кверху, Капитан прислушался. М о тор обороты давал, но тяги не бы ло: зенитный снаряд пробил бен зобак. — Иду на вынужденную, при крой, — передал Бурматов своему ведомому летчику Леониду З а й цеву. — Будь спокоен, прикрываю, — ответил Зайцев. Высота 4.500 метров. Бурматов повернул в направлении своих б е регов и стал планировать. Зайцев прикрывал его. Раненая маши на слушалась летчика плохо. Море все приближалось. «Не д о тяну, буду садиться на воду», — решил Бурматов. Зайцев, вир ажи руя над ним, передавал на землю о случившемся. Но Земля почему- то не отвечала. Убедившись в том, что Бурматов выбрался на шлюп ку, Зайцев еще раз прошел над ним, помахал крыльями и напра вился к берегу. Пролетев н е с к о л ь ко километров, он заметил рыболо вецкую шлюпку. «Наведу рыбаков на Бурматова», — решил летчик и стал над ними кружиться, периоди чески выходя в направление на м е сто посадки своего командира. Не сидящие в шлюпке не понимали летчика. Зайцев сд ел ал еще круг и направился обратно к Бурматову. Капитан старался грести, но в о л ны относили его от нашего берега. «Нужна немедленная помощь». — Зайцев вспомнил, что не так д а л е ко расположена база торпедных катеров и повел машину туда. На базе его поняли быстро. В зволно ванная и -необычная «походка» и с т ребителя встревожила моряков. На втором вираже Зайцев увидел бе гающий от служебного помещения к пристани людей и дым, появив шийся около катеров. «Прекрасно, значит поняли»,—обрадовался З а й цев и вновь пошел к Бурматову. На малой высоте он прошел над г о л о вой командира и покачал ему крыльями. «Будь спокоен, скоро придут катера», — крикнул Зайцев, но рокот мотора заглушил его го лос. Л етчик вернулся в базу. Один за другим четыре катера отошли от пирса. Зайцев стал к ружиться над ними и, периодически вырываясь вперед, показывал направление движения. 'Катера точно подошли к Бурматову и взяли его на борт. Убедившись, что командир в безопасности, Л е о ни д Зайцев бре ющим проскочил н а д катерами и, рванув машину вверх, несколько pa 1 переложил ее с крыла на кры ло — летчик благодарил моряков за боевую выручку. ‘На другой день Герой Советско го Союза Бурматов прилетел на наш аэродрому За й ц е в только что вернулся из учебного полета и летчики встретились на стоянке самолетов. Бурматов подошел к Зайцеву и протянул ему руку. — Молодец, Зайцев, спасибо, — сказал капитан. « — Все сделал, что мог, — о тве тил летчик. Л е о н и д Зайцев совершил бл аго родный поступок, за который его еще больше стали у в аж ат ь боевые товарищи. К. ЗА РОДОВ . Старший техник-лейтенант С. Леонов ВЕК MOTOPft „ л л л и с о н << Как продлить срок службы мо тора «Аллисон»? На это можно сказать только одно: соблюдай все инструкции и наставления по экс- плоатации данных моторов, и они отработают свой срок. При эксплоатащии мотора «Алли сон» , необходимо руководствовать'- ся следующими правилами: 1. При температуре наружного воздуха ниже 0 град, перед за п у ском мотора надо обязательно про изводить его подогрев. Е с ю а о с л е п о л е р и производилось р а зж иж е ние масла, то все равно запустить мотор без подогрева нельзя, т а к к ак смазка подшипников недостаточна и возможно появление стружки в моторе. Кроме того, при холодном запуске получается неравномерная работа мотора-, а резкая перемена Старший техник подразделения К. Кирьяков (слева), механик А. Киселев, механик И. Боковой и техник звена К. Рубищев за монтажом мотора. Фото И. Михеева, температур отдельных деталей по степенно вызовет общее р азруше ние мотора. 2. В процессе подогрева мотора лампой АПЛ -1 или РП -4 необхо димо 20—30 раз провернуть винт, чтобы ко всем д етал ям поступило масло. 3. После запуска не повышать обороты мотора выше 800 в мину ту до момента, тюка температура масла не буд ет достигнута плюс 20 град., а температура антифриза достигнет 60—70 градусов. Затем постепенно повышать обороты до 1.400, но не выше. После д о с т иж е ния температуры масла плюс 40 град, и антифриза плюс 70 — 80 град, произвести пробу мотора, д а вая максимальные обороты — 2.500. Бывают случаи, когда при про верке мотора на свечах при 2.200 оборотов в минуту мотор работает хорошо, но как только переведешь его на режим, он начинает давать перебои. Это у к азыв ает на отказ свечей в работе при данном р еж и ме. В процессе пробы мотора с т а раться его не прогревать на оборо тах от 950 до 400, так к эк на эіих оборотах происходит тряска. Эксплоатируя мотор на земле и в воздухе, необходимо т емп ер ату ру ох л ажд ающ е й жидкости — а н тифриза д е рж а т ь не выше 100 град. Высокая температура сокращает срок службы свечей, а, с л е д о в а тельно, и мотора. Больше всего беспокойства причиняет о т к а з свечей. Зависит он от ряда причин: продолжительная работа на ма- и в ожиданий старта (замаслива ются свечи); свечи выработали свой срок сл уж бы и имеются большие зазоры м ежду электродами; недоброкачественное со ст а в л е ние горючего. При составлении г о рючего 4 Б—78 п р о д у к т Р -9 н е д о статочно перемешивается в ем кости. Вследствие неоднородности горючего происходит о тложени е свинца на электродах и замыкание контактов. Этот недостаток легко определить по образованию свин цовых игл на выхлопных п ат р у б ках. Если свечи во время пробы рабо тают хорошо, необходимо перед стартом дать мотору повышенные обороты, чтобы прожечь свечи и таким образом и збежать их отказа во время взлета. Большое внимание в процессе работы сл еду ет у д е л я т ь контролю за чистотой заправляемого масла. Как правило, масло заправляется предварительно профильтпованное через шелк. Н адо тщател ьно с л е дить за сроком работы масла, з а меняя его согласно инструкции по эксплоатации. Необходимо отметить, что п ер вые 30—40 часов работы мотор требует самого тщательного к он т роля и бережного отношения к н е му. В период этих часов необходи мо после к ажд о го полета промы вать масляный фильтр «Куно». Прид ержи ваясь описанных вкрат це правил, механики самолетов и мотористы добьются хороших р е зультатов. Моторы на их машинах выработают свой ресурс и все-гаки покажут отличные результаты ври лом газу во время пробы, ру л ежки боте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz