Североморский лётчик. 1944, июль.
4 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 5 июля 1944 г., № 158 (228), j ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО Окончание оперативной сводки за 4 июля Войска 3-го Белорусского фрон- та развивали успешное наступле ние. Северо-западнее Минска на ши части, действующие в трудно проходимой лесисто-болотистой местности, вышли к реке Нарочь. Н-ская кавалерийская часть окру жила в лесу большой отряд о т ступавших немцев. В бою, продол жавшемся сутки, конники наголо ву разбили противника. Убито свы ше 1.200 немецких солдат и офи церов. Остатки отряда в количе стве 400 человек сдались в плен. Захвачено 280 автомашин и 10 ору дий. Севернее шоссе Бобруйск — Минск наши войска уничтожали разрозненные группы немцев, скры вающиеся в лесах. В районе сел е ния Жуковец части Н-ского сое динения прижали противника к р е ке Березина. В результате упорно го боя вражеская группировка уничтожена. На берегу Березины осталось свыше 2 тысяч трупов гитлеровцев. Кроме того, более 500 немцев утонуло в реке. З а х в а чено 17 танков, 20 самоходных орудий, 52 шестиствольных лшно- мет), 120 полевых орудий и 1.500 автомашин. В районе селений Дрехча и Домовицкое наши бойцы разгромили остатки двух моторизо ванных дивизий. Уничтожено 3 т ы сячи гитлеровцев. Более 600 н е мецких солдат и офицеров взято в плен. На Барановичском направлении немцы ввели в бой свежую тан ко вую дивизию, резервные пехотные части и на отдельных участках предприняли контратаки. Ломая сопротивление противника, части Н-ского соединения продвинулись вперед и уничтожили до полка не мецкой пехоты. Взято в плен 1.200 немецких солдат и офицеров. На другом участке советские бойцы захватили 21 орудие, 260 лошадей, артиллерийский и продовольствен ный склады и пленили 300 немцев. Н аш а авиация наносила удары по скоплениям войск противника в районе Негорелое, а также штур мовала воинские эшелоны немцев на Брест-Литовской железной дороге. Уничтожено несколько п а ровозов и 60 вагонов. В ряде мест разрушено железнодорожное по лотно. ЛУЧШИЕ ДОМЕНЩИКИ СОЮЗА „ОДНА ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ВОЕННЫХ ПОБЕД- В о Всесоюзном социалистиче ском соревновании металлур гов доменщики Кузнецкого ор дена Ленина металлургического комбината имени Сталина подряд 8 месяцев держат переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны и звание «Лучший доменный цех Совет ского Союза». НА СНИМКЕ: лучшие до менщики 4-ой печи (слева напра во) С. И. Севастьянов, М. X. Ру синов и М. А. Алексеенко. Фото А. Фатеева. Фотохроника ТАСС. ---------♦ ♦ --------- МЕЖДУГОРОДНИЕ ФУТБОЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ Во всесоюзный день физкультур ника 16 июля впервые в летнем се зоне состоятся массовые междуго родние футбольные встречи. В Ленинград из Москвы вы ез жают футболисты ЦДКА . Коман да ленинградского «Зенита» встре тится в Сталинграде с командой «Трактора». В Киев приедет команда «Динамо-1», а в Ч е л я бинск — «Динамо-2». Футболисты «Спартака» выедут в Свердловск, общества «Крылья Советов» — в Куйбышев, общества «Локомо тив»—в Харьков, команда мастеров Н-ского авиаучилища....в Горький. (5 Москву приехала команда тбилисского «Динамо». Ее первую тренировку 2 июля наблюдали многие любители футбола. 16 ию ля на центральном стадионе « Д и намо» тбилисские динамовцы встретятся с одним из лидеров ны нешнего розыгрыша приза москов ского городского коми тета по д е лам физкультуры и спорта — командой мастеров «Торпедо». (ГАСС). ОТКЛИКИ АНГЛИ НА ОСВОБОЖДЕНИЕ СТОЛИЦЫ СОВЕТСКОЙ Л О Н Д О Н , 4 июля. (ТАСС), Весть об освобождении советски ми войсками столицы Советской Белоруссии — Минска произвела в Англии огромное впечатление. Как сообщает агентство Рейтер, за г о ловки помещенных в утренних г а зетах сообщений об этой победе о тражают радость, с какой встре чена эта новость. Английская пе чать счи тает быстрое падение Минска, превращенного немцами в главный барьер, который должен был преградить Красной Армии путь на запад, свидетельством серьезной дезорганизации герман ской обороны на советско-герман ском фронте. Газета. «Дейли мейл» рассматри вает занятие Минска Красной Ар мией, к ак «одну из величайших военных побед» и подчеркивает, что «германская армия, наконец, разваливается». «На восточном фронте, — пишет газета «Таймс»,—сегодня откры- ЙСКОЙ ПЕЧАТИ КРАСНОЙ АРМИЕЙ БЕЛОРУССИИ — МИНСКА вается зрелище разгрома г е рм а н ской армии». Газета «Дейли телеграф э н д Морнинг пост» подчеркивает, ч т о характерной чертой боев в Б е л о руссии являются огромные потери германской армии. Огромная г е р манская армия численностью с в ы ше 200 тысяч солдат и офицеров полностью уничтожена за п е р и о д немногим больше недели, пишет газета. В помещенной ранее в этой ж е газете статье ее военного о б о з р е вателя отмечается, что К р ас н ая Армия продолжает «свой за м е ч а тельный путь». Сражение на в о с т о к е «является одним из самых р еш а ющих мировых сражений». Военный обозреватель «Д ей л и экспресс» пишет, что, б л агод ар я сильному удару, нанесенному р у с скими, война может значительно приблизиться к своему за в е рш е нию». ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СЕВЕРНОЙ Ф РАНЦИИ СООБЩЕНИЯ ШГАБА ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ СИЛ СОЮЗНИКОВ Л О Н Д О Н , 4 июля. (ТАСС). В опубликованном сегодня утром сообщении штаба верховного командования экспедиционных сил союзников говорится: «Утром 3 июля войска союзни ков, находящиеся у основания по луострова Котантен продвинулись в нескольких пунктах на расстоя нии до 2,5 мили, несмотря на си ль ные дожди , ограничивавшие мас штабы поддержки с воздуха. К в е черу 3 июля погода несколько улучшилась, истребители-бомбар дировщики совершили успешный налет на вражеские укрепленные пункты, артиллерийские позиции и склад боеприпасов в Лессе. Пози ции в выступе на реке Одон проч но удерживаются нашими войска ми». Л О Н Д О Н , 4 июля. (ТАСС). В вечернем сообщении штаба вер ховного командования экспедици онных сил союзников, опублико ванном вечером 4 июля, говорится: «Сегодня утром наши войска цр ед - приняли 2 крупных атаки. В районе Кана наши войска, продвигаясь в юго-восточном направлении по о б е им сторонам железной дороги и шоссе Байе—Кан, заняли Карпике. На аэродроме в этом пункте п р о долж ае тс я сражение. Другие союзные части, п р о д в и гаясь от восточного фланга п р е д мостного укрепления на реке Одон, прошли несколько миль, зан яли Версон и соединились с нашими войсками, действовавшими слева. У основания полуострова К о т а н тен союзные войска, продвигаясь на юг, заняли сегодня утром в ы соту, расположенную севернее Л а-Э -дю Пюи. Успешный штурм этой командной высоты п о с л е д о вал за продвижениями вблизи Сен- Рями-де Ланд, Бланшланд и Л а - ГІотри, где достигнуты зн а ч и т е л ь ные успехи. ВОЙСКА СОЮЗНИКОВ ВЫСАДИЛИСЬ НА ОСТРОВЕ НОЕМФУР паду от острова Биак (у побережья Голландской Новой Гвинеи). Во время высадки войска союзников не понесли никаких потерь и б е з боя заняли японский аэродром с находившимися на нем 30 ча с ти ч но поврежденными самолетами. Л О Н Д О Н , 4 июля. (ТАСС). Штаб о б ’единенного командования вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что войска союзников высадились на острове Ноемфур, расположенном в 100 милях к за- КАНАДСКАЯ ПЕЧАТЬ О ПОБЕДНОМ НАСТУПЛЕНИИ КРАСНОЙ АРМИИ ОТТАВА, 4 июля. (ТАСС) Канадские газеты продолжают по мещать на видных местах сообще. ния о наступлении Красной Др. мни. Газета «Оттава ситизен» в передовой статье заявляет, что «Гитлер, несомненно, поддался то. му ж е соблазну завоевать непобе димую Россию, что и Наполеон но судьба гитлеровского вторже ния уже предрешена®. В обзоре обстановки на советско- германском фронте военный обо зреватель торонтской газеты «Стар» Плюм'эн пишет: «Советские армии одержали большую победу, которая значительно сократит сро- ки войны». Плюмэн считает нане сенный немцам в Белоруссии удар таким тяжелым поражением, како го еще никогда не терпела «непо бедимая» германская армия. «Не часто в истории войн, — пишет Плюмэн, — удавалось уничтожить двухсоттысячную армию за восемь дней». ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ f ЛОНДОН , 4 июля. (ТАСС). Английское министерство авиации сообщает, что прошлой ночью английские бомбардировщики «Мо- скито» совершили налет на об’екты в Рурской области. ЗВЕРСТВА НЕМЕЦКИХ ОККУПАНТОВ В ИСТРИИ ЖЕНЕВА , 3 июля. (ТАСС). Как передают из Югославии, немецкие., оккупанты залили кровью Истрию. Сожжены и стерты с лица земли десятки сел и деревень. Особенно жестокой и свирепой была распра ва немцев над населением села Липа. Гитлеровские звери, ворвав шись в село, начали поголовно уничтожать всех женщин, детей и стариков, не успевших скрыться, Было убито около 300 человек. Не мецкие солдаты и офицеры затем подожгли село, запретив населе нию выходить из домов. Всех, кто пробовал выбраться из горящих домов, немецкие солдаты бросали обратно в огонь. Среди дымящихся развалин остались десятки трупов матерей, детей с разможженными / головами, растерзанных стариков. ГИБЕЛЬ ГЕРМАНСКОГО ГЕНЕРАЛА НА СОВЕТСКО- ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ ЖЕНЕВА , 4 июля. (ТАСС). Берлинское радио сообщило о том, что умер от тяжелых ран, получен ных на советско-германском фрон те, генерал-лейтенант Вернер Рих тер. Инжен ер И. Д м ит р и е в По страницам иностранной печати Борьба за высоту Возможность достижения более высоких -скоростей полета при меньшей затрате энергии—одно из основных преимуществ высотных полетов. Так, на высоте 10.000 м. скорость полета самолета у вели чивается, примерно, па 40 проц., а радиус действия, по сравнению с самолетом, летящим с таким же запасом горючего, на более н из кой высоте—на 50 проц. Кроме т о го, на больших высотах нет «пло хой погоды», отсутствует явление обледенения и т. п. Однако на больших высотах в о з никает ряд отрицательных ф ак т о ров. В частности большую угрозу д л я экипажей вызывает недоста ток кислорода. Как показали лабораторные ис следования, до высоты 3000 м. не нарушаются функции человече ского организма. Выше идет зона приспособляемости организма к недостатку кислорода, причем на 4000—4500 м. уже начинается зона неполной компенсации недостатка кислорода. Пределом послед ней является критическая зона смертельной угрозы для челове ческого организма, в случае непо дачи дополнительного кислорода. Кислородные маски применяют ся на высоте порядка 4500 м. и я в ляются достаточно надежным и с точником подачи кислорода до в ы соты в 9000 м. Выше этого уровня атмосферное давление настолько понижается, что д аж е вдыхание чистого кислорода вызывает н едо статочное насыщение кислородом крови человеческого организма. В связи с этим при полетах на высо тах, превышающих 9000 м. необхо димо применение герметических кабин дл я компенсации наружного понижения давления атмосферы. Влияние разреженной атмосфе ры сказывается также на работе авиамотора и на коэфидиенте по лезного действия пропеллера, в связи с чем за последнее время на высотных самолетах широко при меняется наддув. Как показали опыты, проведен ные в Англии, дл я самолетов- истребителей очень эффективным оказалось применение двухступен чатого двѵхскоростного приводного центробежного нагнетателя, снаб женного рубашкой охлаждения и радиатором на выходе из нагнета теля. Такой нагнетатель установ лен на английском моторе «Ролльс-Ройс Мерлин 61». Во Франции эта задача решена другим путем. Два мотора у ст а навливаются рядом, в фюзеляже, с приводом на пропеллеры с лопа стями, вращающимися во взаимно противоположных направлениях. Имеются сведения, что такой стра топлан может достигать высоты полета в 15.000 м. Наконец, одной из последних новинок является применение т р е х скоростного нагнетателя, запатен тованного фирмой «Нэпир» (Анг лия), обеспечивающего почти п о л ное устоанение так называемого «провала мощности» мотора на вы соте переключения скоростей. Такой нагнетатель улучшает «кривую мощности» на боевых вы сотах, в связи с чем его примене ние представляет несомненный ин терес. Трехскоростная передача осно вана на применении фрикционных муфт типа Рато, включаемых в действие статическим давлением и давлением от центробежных сил масла, подводимого в рабочие по лости турбомуфты. Необходимо также учитывать влияние холода: температура на высоте порядка 11.000 м. колеблет ся в пределах от" минус 50 до ми нус 40 град., тогда как на уровне земли в это время она равна плюс 4 — плюс 16 град. Очень низкие температуры вы зывают заедание некоторых с о ч л е нений и, наоборот, слабину других, благодаря различию сжатия р а з ных металлов, из которых и зго т о в лены эти детали. Резиновые рукава с матерчатой оболочкой, например, в р азр еж е н ной атмосфере становятся ст о л ь жесткими и хрупкими, что н е р е д ко разлетаются на куски под в о з действием вибраций самолета. Смазочные масла застывают, с и л ь но уменьшая маневренность с ам о лета. Большой проблемой является конструкция герметической к а б и ны, в частности, уплотнение швов, создание достаточно жестокой оболочки кабины, воздушных ш л ю зов и т. п. На английских самолетах приме няют прокладки из надуваемой р е зиновой трубки, но пока что о т сутствует прибор, автоматически регулирующий давление в трубке в соответствии с изменением д а в ления атмосферы. Уплотнение с о п ряжений (например, двери и д в е р ной рамы) на американских сам о летах «Боинг» осуществл яется прокладкой, плотно прижимаемой дверью к раме . под воздействием давления в кабине. Д л я автоматического п о д д е рж а ния необходимого давления в к а бине применяется английский п р и бор, с успехом используемый и на американских самолетах. Прибор осуществляет поддержание непре рывного более высокого давления в кабине, чем снаружи последней, обеспечивая надлежащую вентиля цию и выпуск в атмосферу испор-, ченного воздуха. На стратоплане «Боинг» регуля тор давления в кабине об’единен с краном нагнетателя для регулиро- вания потока горючей смеси, что упрощает установку и делает ее более компактной. Регулирование давления осуществляется автома- тически. Наконец, для обеспечения неойк ходимого к. п. д. пропеллера прі высотных полетах, кроме описав* ных выше мероприятий по нацд)1, ву мотора, применяются воздуи ные винты с лопастями, вращаю щимися в противоположных на правлениях. Т акой шестилопастныі (т. е. вернее два трехлопастны* винта на одном валу) винт дает возможность значительно умень1 шить диаметр ометаемой окружно сти, т. е. очень сильно уменьшить его габариты, обеспечив одновре менно более простую и надежную конструкцию. Высотные полеты требуют осо бой тренировки и навыка, я связи( чем экипажи стратопланов прохо дят вначале специальную лабо-ра1 торную тренировку дл я выявлен»! приспособленности организма 0 высотных полетов. ішшттвашшшштшшнтшввштатшшттаттнлтшшш**'*' Ответственный редактор Г. БЕССОНОВ. ГМ 115698, Заказ № 273,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz