Североморский лётчик. 1944, июль.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ........................... — —— — ----- " ” 5 июля 1944 г., № 158 (228). Гвардии майор А. Усков Политическая работа в боевой операции За осмотром материальной части перед вылетом на учебное задание. Фото И. Михеева. Недавно летчики нашей части выполняли серьезную боевую за д а ­ чу — обеспечивали разгром в раже­ ского каравана. Д л я этого требо­ валось сн ять барраж н ад конвоем немецких истребителей, устано­ вить над ним свой барраж и рас­ чистить путь к транспортам торпе­ доносцам, штурмовикам и бомбар­ дировщикам. Успеху операции в значительной мере способствовали массово-поли- тические мероприятия, которые нам удалось провести среди летного и технического состава. Участие в боевой операции сов­ пало со знаменательной дл я полка датой — двухлетием присвоения ему имени Сафонова. Вся подго­ товка к боевым вылетам проходила под лозунгами: гвардейцы свято чтят и с честыо несут имя Сафо­ нова; традиции Сафонова живы в боевых д е л а х гвардейцев; успехи Красной Армии на центральных фронтах п оддержим сокруши­ тельными удараіми по врагу на пра­ вом фланге Отечественной войны. В политическом обеспечении предстоящей операции участвовал весь партийный и комсомольский актив, агитаторы. Командиры эскадрилий подробно информирова­ ли своих партийных и комсомоль­ ских организаторов о задачах, по­ ставленных перед подразделением, выдвигали перед ни,ми свои требо­ вания, лично они на-коротке прове­ ли беседы с летчиками на тему: «Искать и бить врага, как Сафо­ нов». После постановки задачи летчи­ ки были призваны достойно отме­ тить знаменательный день полка и прославить его новыми боевыми подвигами, дерзкими сафоновскими атаками. Личному составу было со­ общено, что Герой Советского Союза Николай Бокий отправляет­ ся в свой четырехсотый боевой вы ­ лет. Тогда слово попросил' ветеран полка гвардеец Захар Сорокин и от имени летного состава пожелал своему другу ознаменовать этот четырехсотый вылет новой победой. Наступательный порыв летчиков был очень высок. Каждый рвался в бой, но не каждому представлялась Связь между самолетами и торпедными катерами Взаимодействие торпедных кате­ ров и авиации пред’являет оссбые требования к организации связи. Н адеж н ая и бесперебойная прямая радиосвязь командира корабля с летчиком во многом обеспечивает успешное выполнение боевой зада­ чи, гарантируя обоим полное взаи­ модействие, взаимную информацию и взаимную поддержку на всех этапах совместного боевого похо­ да. Экипаж торпедного катера, имея круговое наблюдение за гори­ зонтом, видит больше чем летчик, и поэтому он в состоянии своевре­ менно оповестить летчика — от­ крыто, радиофоном о появлении воздушного противника. В то же время летчик, имея прямую связь с торпедным катером, в трудную для себя минуту может попросить корабль отсечь противника весьма мощным защитным огнем, а в слу­ чае нужды навести торпедный к а ­ тер на свой раненый самолет или указать, где спасать сбитого това­ рища. Летчики по опыту знают, что в подобных обстоятельствах к а ж ­ дый катерник сочтет своим пря­ мым долгом оказать крылатым со ­ братьям братскую помощь и выру­ чить их из беды. Особо значительную роль пря­ мая с в язь торпедных катеров и са­ молетов играет при осуществлении совместных комбинированных у д а ­ ров по конвоям и базам противника. П р е ж д е всего она дает летчикам в озможность навести торпедные ка­ тера на противника путем переда­ чи уточненных разведданных непо­ средственно на катера при их на­ хождении в море, что позволит командирам катеров принять наибо­ лее целесообразный вариант атаки. Л етч и ки , в задачу которых входит прикрытие торпедных катеров, мо- Кащпіан-лейтенант Ь. Смирнов -♦ гут предупредить катера о подходе авиации противника точно так же, как катера предупреждают летчи­ ков. В итоге такой взаимной ин­ формации фактор внезапности бу­ дет выбит из расчетов врага. Наши летчики воспрепятствуют авиации противника расстреливать наши катера пулеметно-пушечным огнем на бреющем полете, а это в высшей степени существенно, ибо опыт многих операций' свидетель­ ствует, что огонь кораблей по ата­ кующим катерам, как бы силен он ни был, в меньшей степени угро­ жает эффективному торпедному удару, чем штурмовые действия вражеской авиации. Чрезвычайно важна также такти­ чески грамотная связь между тор­ педными катерами и самолетами- дымзавесчиками. При этом следует помнить, что постановка дымзаве- сы, прикрывающей катера от арт­ огня противника, будет наиболее эффективной при условии своевре­ менности принятия самолетом-дым- завесчиком соответственного при­ казания торпедного катера. Техника, которой располагают летчики и катерники, обеспечивает их всем необходимым для органил зации уверенной связи, не.знающей перебоев. В непосредственном об­ щении летчиков и катерников д о ­ стигается необходимая слажен­ ность, которая позволит нам в лю­ бой момент вместе выйти и выле­ теть в море на выполнение боевых задач без того, чтобы каждый раз сызнова прибегать к Излишним, предварительным переговорам. Летчики должны настолько знать организацию связи торпедных катеров, чтобы быть в состоянии без специального инструктажа дер­ жать с ними уверенную связь в к а ж ­ дом очередном совместном боевом походе! Связистам авиационных ча­ стей, которые готовят связь на са­ молетах и д аю т по специальности указания летчикам, следовало бы побывать на торпедных катерах, по­ знакомиться с нашей материальной частью и условиями работы на ней, быть может, даж е выйти в море, чтобы понять трудность радио­ приема. на катерах. Укажу, кстати, что недавнее по­ сещение авиационной части груп­ пой офицеров-катерников принесло всем нам большую пользу. В част­ ности, я пришел к выводу, что мно­ гие недостатки в организации на­ дежной - связи об'ясняются порой на первый взгляд «мелкими» неб­ режностями отдельных авиацион­ ных связистов: если авиационный связист на земле плохо настроит аппаратуру (на 1—2 волны в сто­ рону против заданной, как это име­ ло место на некоторых самолетах), летчик в воздухе не будет слы­ шать торпедного катера. Связи­ стам авиационных частей следует особенно тщательно готовить, ра­ диоаппаратуру при операциях, осу­ ществляемых во взаимодействии с торпедными катерами, памятуя, что от их работы на земле во многом зависит исход боя и в воздухе и на море.' - Подчеркну в заключение, что при выходе в море во взаимодей­ ствии с самолетами тт. Дижевско- го и Петрова імы во всех случаях имели четкую, надежную, уверен­ ную связь самолетов с катерами. такая возможность. Н адо было н а­ блюдать, с какой настойчивостью гвардейцы Сорокин, Романов и другие просили командование р а з­ решить им участвовать в операции. Молодой пилот гвардии младший лейтенант Гіилюс перед вылетом обратился в парторганизацию с просьбой принять его в ряды ВКП(б). Мы немедленно созвали партбю­ ро, рассмотрели заявление т. Пи- люса и единодушно приняли его кандидатом в члены ВКП(б). Р е ­ шение это тут же довели до всего личного состава. Сафоновцы горячо поздравляли своего друга и выра­ зили уверенность, что звание ком ­ муниста он оправдает в бою. Свое слово летчик сдержал. Др ал ся тов. Л илю с умело и надежно, бес­ страшно прикрывал своего в е ­ дущ его т. Гредюшко и в группе сбил самолет «До-24». В политической работе важно уметь использовать все средства и формы д л я достижения цели. Так, например, комсомольская органи­ зация за день до задания получила ответ на свое письмо от родных летчика т. Заподобникова. Родите­ ли Заподобникова высказывали свою радость по поводу того, что их сын Саша — отличный воздуш­ ный боец и примерный комсомолец. В письме они дали наказ сыну и всем гвардейцам полка еще метче разить немцев, своими ударами по врагу ускоряя освобождение Р о д и ­ ны от фашистских захватчиков. Это патриотическое письмо было зачи ­ тано всему летному и техническому составу. Оно произвело на всех большое впечатление. Роди тел ь­ ское слово явилось д л я сафоиовцев святым призывом к беспощадному истреблению немецких поработите­ лей. Эти массовые мероприятия содей­ ствовали успеху первого вылета и положительно сказались на всем ходе операции. Над самим к а ­ раваном гвардейцы вели напряжен­ ный бой с фашистскими истребите­ лями. Немцы использовали новые тактические приемы, ставя своей целью нарушить взаимодействие наших пар. В этом жарком сраже­ нии коммунисты Бокий, Диденко, Максимович, ГІилюс, Гредюшко, Заподобников и другие являли при­ мер беспредельной отваги и муж е­ ства, показали непоколебимую стойкость и решимость до конца выполнить боевую задачу. Ими были сбиты 4 самолета противника. Летчики вернулись с задания усталыми, но радостными. На- до было воздушным бойцам орга­ низовать культурный отдых, помочь им разумно, с толком про­ вести свободные часы. Мы дали в летные землянки патефон с п л а ­ стинками. Была организована чит­ ка веселых рассказов, некоторых, наиболее интересных глав из исто­ рии полка, главным образом о бое­ вых делах Бориса Сафонова. Времени до повторного вылета оставалось достаточно. Поэтому коммунисты Бокий, Гредюшко ко ­ ротко рассказали товарищам о про­ веденных боях, поделились опы­ том взлета при сильном боковом ветре. К моменту вторичного взлета в подразделениях были выпущены боевые листки с предварительны­ ми результатами проведенной опе­ рации. В них рассказывалось, как прошло боевое крещение летчика Пилюс и о том, как он вместе с друзьями сбил «До-24». В одной из заметок сообщалось, как т. Бокий, отметил свой четырехсотый вылет. В боевых листках показывались лучшие механики и оружеиники, своей трудовой доблестью обеспе­ чившие летчикам успех в сражении. Парторги и комсорги подразде­ лений в коротких беседах с техни­ ческим составом обратили внима­ ние на тщательный осмотр и подго­ товку материальной части. Отдохнув, сафоновцы под коман­ дованием гвардии капитана Сухом­ лина вновь поднялись в воздух — на этот раз им следовало обезо­ пасить удар бомбардировщиков по порту Киркенес. И снова вели бой с немецкими истребителями и сно­ ва сбили и подбили четыре самоле­ та. По второй машине уничтожили в этот день Бокий и Диденко, хо­ рошо- показал себя в бою гвардии лейтенант Большаков. Наши летчи­ ки сковали действия немцев и обеспечили доступ к цели своим бомбардировщикам. Результаты этого большого дня стали быстро известны всему лич­ ному составу. Вечером во всех зем­ лянках были вывешены плакаты о победах гвардейцев, призывы рав­ няться по лучшим летчикам, тех­ никам, авиаспециалистам. Мы как- то необычно чествовали своих ге­ роев. Тов. Бокий преподнесли за ужином пирог с изображением циф­ ры «400», что означало количество совершенных им боевых вылетов. Были отмечены победы бойца са­ фоновской школы гвардии старше­ го лейтенанта Диденко — его сфо­ тографировали у его истребите­ ля, на.борту которого значится д е ­ сять красных звездочек — число сбитых летчиком немецких само­ летов (теперь у него уже 11 побед). После операции мы еще больше усилили политическую работу. В эскадрильях проведены собрания, посвященные двухлетию присвое­ ния полку имени Б. Ф. Сафонова. Свои доклады тт. Коломиец и Мак­ симович увязали с итогами послед­ них боев, рассказали, как гвардей­ цы оправдывают на деле сафонов­ ское имя. Парторги Беседпых и Данилов остановились в своих вы ­ ступлениях на авангардной роли коммунистов и комсомольцев. То­ варищи, Бокий, Диденко и Сорокин выступили перед микрофоном ме­ стного радиоузла и поделились впе­ чатлениями о проведенных боях. Мы пригласили в полк бригаду артистов Дома Военно-Морского Флота ВВС. Силами этой бригады было дано несколько концертов, показаны кинофильмы. Сама операция подсказала нам необходимость провести партсобра­ ния с вопросом: как коммунисты выполняют гвардейскую клятву. Такое собрание проведено в под­ разделении, где парторгом т. Д ан и ­ лов. Оно прошло живо, интересно, имело большое воспитательное зн а ­ чение для всей парторганизации. В арсенале политического воспи­ тания имеется много разнообраз­ ных форм и методов. Н адо лишь умело их использовать в своей ра­ боте, проявлять больше инициати­ вы и изобретательности, больше творческой выдумки. Нам, политработникам, надо го­ раздо больше внимания уделять о р ­ ганизации отдыха летчиков, прояв­ лять о них подлинную заботу, не перегружать в момент подготовки к вылету. И последнее, что весьма важно, надо смелее и энергичнее привле­ кать к непосредственной воспита­ тельной работе командиров э с к а ­ дрилий, парторгов и комсоргов — летчиков. Их голос для личного состава авторитетен, их влияние — огромно. ОВОС т И зсс/э г/6~£ s ^ ch ой т е х н и к и 6 и 8-ТОННЫЕ БОМБЫ Английской бом ­ бардировочной авиацией при на­ летах на промыш­ ленные объекты противника приме­ няются н о в ы 9 сверхмощные бом ­ бы весом в 6 и 8 тонн. Самолеты „Лан­ кастер*, с которых впервые были сброшены эти бом бы, при налете на Лимож (Франции) для достижения цели покрыли рас­ стояние в 640 км. .Интеравиа”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz