Североморский лётчик. 1944, июль.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ........................... — —— — ----- " ” 5 июля 1944 г., № 158 (228). Гвардии майор А. Усков Политическая работа в боевой операции За осмотром материальной части перед вылетом на учебное задание. Фото И. Михеева. Недавно летчики нашей части выполняли серьезную боевую за д а чу — обеспечивали разгром в раже ского каравана. Д л я этого требо валось сн ять барраж н ад конвоем немецких истребителей, устано вить над ним свой барраж и рас чистить путь к транспортам торпе доносцам, штурмовикам и бомбар дировщикам. Успеху операции в значительной мере способствовали массово-поли- тические мероприятия, которые нам удалось провести среди летного и технического состава. Участие в боевой операции сов пало со знаменательной дл я полка датой — двухлетием присвоения ему имени Сафонова. Вся подго товка к боевым вылетам проходила под лозунгами: гвардейцы свято чтят и с честыо несут имя Сафо нова; традиции Сафонова живы в боевых д е л а х гвардейцев; успехи Красной Армии на центральных фронтах п оддержим сокруши тельными удараіми по врагу на пра вом фланге Отечественной войны. В политическом обеспечении предстоящей операции участвовал весь партийный и комсомольский актив, агитаторы. Командиры эскадрилий подробно информирова ли своих партийных и комсомоль ских организаторов о задачах, по ставленных перед подразделением, выдвигали перед ни,ми свои требо вания, лично они на-коротке прове ли беседы с летчиками на тему: «Искать и бить врага, как Сафо нов». После постановки задачи летчи ки были призваны достойно отме тить знаменательный день полка и прославить его новыми боевыми подвигами, дерзкими сафоновскими атаками. Личному составу было со общено, что Герой Советского Союза Николай Бокий отправляет ся в свой четырехсотый боевой вы лет. Тогда слово попросил' ветеран полка гвардеец Захар Сорокин и от имени летного состава пожелал своему другу ознаменовать этот четырехсотый вылет новой победой. Наступательный порыв летчиков был очень высок. Каждый рвался в бой, но не каждому представлялась Связь между самолетами и торпедными катерами Взаимодействие торпедных кате ров и авиации пред’являет оссбые требования к организации связи. Н адеж н ая и бесперебойная прямая радиосвязь командира корабля с летчиком во многом обеспечивает успешное выполнение боевой зада чи, гарантируя обоим полное взаи модействие, взаимную информацию и взаимную поддержку на всех этапах совместного боевого похо да. Экипаж торпедного катера, имея круговое наблюдение за гори зонтом, видит больше чем летчик, и поэтому он в состоянии своевре менно оповестить летчика — от крыто, радиофоном о появлении воздушного противника. В то же время летчик, имея прямую связь с торпедным катером, в трудную для себя минуту может попросить корабль отсечь противника весьма мощным защитным огнем, а в слу чае нужды навести торпедный к а тер на свой раненый самолет или указать, где спасать сбитого това рища. Летчики по опыту знают, что в подобных обстоятельствах к а ж дый катерник сочтет своим пря мым долгом оказать крылатым со братьям братскую помощь и выру чить их из беды. Особо значительную роль пря мая с в язь торпедных катеров и са молетов играет при осуществлении совместных комбинированных у д а ров по конвоям и базам противника. П р е ж д е всего она дает летчикам в озможность навести торпедные ка тера на противника путем переда чи уточненных разведданных непо средственно на катера при их на хождении в море, что позволит командирам катеров принять наибо лее целесообразный вариант атаки. Л етч и ки , в задачу которых входит прикрытие торпедных катеров, мо- Кащпіан-лейтенант Ь. Смирнов -♦ гут предупредить катера о подходе авиации противника точно так же, как катера предупреждают летчи ков. В итоге такой взаимной ин формации фактор внезапности бу дет выбит из расчетов врага. Наши летчики воспрепятствуют авиации противника расстреливать наши катера пулеметно-пушечным огнем на бреющем полете, а это в высшей степени существенно, ибо опыт многих операций' свидетель ствует, что огонь кораблей по ата кующим катерам, как бы силен он ни был, в меньшей степени угро жает эффективному торпедному удару, чем штурмовые действия вражеской авиации. Чрезвычайно важна также такти чески грамотная связь между тор педными катерами и самолетами- дымзавесчиками. При этом следует помнить, что постановка дымзаве- сы, прикрывающей катера от арт огня противника, будет наиболее эффективной при условии своевре менности принятия самолетом-дым- завесчиком соответственного при казания торпедного катера. Техника, которой располагают летчики и катерники, обеспечивает их всем необходимым для органил зации уверенной связи, не.знающей перебоев. В непосредственном об щении летчиков и катерников д о стигается необходимая слажен ность, которая позволит нам в лю бой момент вместе выйти и выле теть в море на выполнение боевых задач без того, чтобы каждый раз сызнова прибегать к Излишним, предварительным переговорам. Летчики должны настолько знать организацию связи торпедных катеров, чтобы быть в состоянии без специального инструктажа дер жать с ними уверенную связь в к а ж дом очередном совместном боевом походе! Связистам авиационных ча стей, которые готовят связь на са молетах и д аю т по специальности указания летчикам, следовало бы побывать на торпедных катерах, по знакомиться с нашей материальной частью и условиями работы на ней, быть может, даж е выйти в море, чтобы понять трудность радио приема. на катерах. Укажу, кстати, что недавнее по сещение авиационной части груп пой офицеров-катерников принесло всем нам большую пользу. В част ности, я пришел к выводу, что мно гие недостатки в организации на дежной - связи об'ясняются порой на первый взгляд «мелкими» неб режностями отдельных авиацион ных связистов: если авиационный связист на земле плохо настроит аппаратуру (на 1—2 волны в сто рону против заданной, как это име ло место на некоторых самолетах), летчик в воздухе не будет слы шать торпедного катера. Связи стам авиационных частей следует особенно тщательно готовить, ра диоаппаратуру при операциях, осу ществляемых во взаимодействии с торпедными катерами, памятуя, что от их работы на земле во многом зависит исход боя и в воздухе и на море.' - Подчеркну в заключение, что при выходе в море во взаимодей ствии с самолетами тт. Дижевско- го и Петрова імы во всех случаях имели четкую, надежную, уверен ную связь самолетов с катерами. такая возможность. Н адо было н а блюдать, с какой настойчивостью гвардейцы Сорокин, Романов и другие просили командование р а з решить им участвовать в операции. Молодой пилот гвардии младший лейтенант Гіилюс перед вылетом обратился в парторганизацию с просьбой принять его в ряды ВКП(б). Мы немедленно созвали партбю ро, рассмотрели заявление т. Пи- люса и единодушно приняли его кандидатом в члены ВКП(б). Р е шение это тут же довели до всего личного состава. Сафоновцы горячо поздравляли своего друга и выра зили уверенность, что звание ком муниста он оправдает в бою. Свое слово летчик сдержал. Др ал ся тов. Л илю с умело и надежно, бес страшно прикрывал своего в е дущ его т. Гредюшко и в группе сбил самолет «До-24». В политической работе важно уметь использовать все средства и формы д л я достижения цели. Так, например, комсомольская органи зация за день до задания получила ответ на свое письмо от родных летчика т. Заподобникова. Родите ли Заподобникова высказывали свою радость по поводу того, что их сын Саша — отличный воздуш ный боец и примерный комсомолец. В письме они дали наказ сыну и всем гвардейцам полка еще метче разить немцев, своими ударами по врагу ускоряя освобождение Р о д и ны от фашистских захватчиков. Это патриотическое письмо было зачи тано всему летному и техническому составу. Оно произвело на всех большое впечатление. Роди тел ь ское слово явилось д л я сафоиовцев святым призывом к беспощадному истреблению немецких поработите лей. Эти массовые мероприятия содей ствовали успеху первого вылета и положительно сказались на всем ходе операции. Над самим к а раваном гвардейцы вели напряжен ный бой с фашистскими истребите лями. Немцы использовали новые тактические приемы, ставя своей целью нарушить взаимодействие наших пар. В этом жарком сраже нии коммунисты Бокий, Диденко, Максимович, ГІилюс, Гредюшко, Заподобников и другие являли при мер беспредельной отваги и муж е ства, показали непоколебимую стойкость и решимость до конца выполнить боевую задачу. Ими были сбиты 4 самолета противника. Летчики вернулись с задания усталыми, но радостными. На- до было воздушным бойцам орга низовать культурный отдых, помочь им разумно, с толком про вести свободные часы. Мы дали в летные землянки патефон с п л а стинками. Была организована чит ка веселых рассказов, некоторых, наиболее интересных глав из исто рии полка, главным образом о бое вых делах Бориса Сафонова. Времени до повторного вылета оставалось достаточно. Поэтому коммунисты Бокий, Гредюшко ко ротко рассказали товарищам о про веденных боях, поделились опы том взлета при сильном боковом ветре. К моменту вторичного взлета в подразделениях были выпущены боевые листки с предварительны ми результатами проведенной опе рации. В них рассказывалось, как прошло боевое крещение летчика Пилюс и о том, как он вместе с друзьями сбил «До-24». В одной из заметок сообщалось, как т. Бокий, отметил свой четырехсотый вылет. В боевых листках показывались лучшие механики и оружеиники, своей трудовой доблестью обеспе чившие летчикам успех в сражении. Парторги и комсорги подразде лений в коротких беседах с техни ческим составом обратили внима ние на тщательный осмотр и подго товку материальной части. Отдохнув, сафоновцы под коман дованием гвардии капитана Сухом лина вновь поднялись в воздух — на этот раз им следовало обезо пасить удар бомбардировщиков по порту Киркенес. И снова вели бой с немецкими истребителями и сно ва сбили и подбили четыре самоле та. По второй машине уничтожили в этот день Бокий и Диденко, хо рошо- показал себя в бою гвардии лейтенант Большаков. Наши летчи ки сковали действия немцев и обеспечили доступ к цели своим бомбардировщикам. Результаты этого большого дня стали быстро известны всему лич ному составу. Вечером во всех зем лянках были вывешены плакаты о победах гвардейцев, призывы рав няться по лучшим летчикам, тех никам, авиаспециалистам. Мы как- то необычно чествовали своих ге роев. Тов. Бокий преподнесли за ужином пирог с изображением циф ры «400», что означало количество совершенных им боевых вылетов. Были отмечены победы бойца са фоновской школы гвардии старше го лейтенанта Диденко — его сфо тографировали у его истребите ля, на.борту которого значится д е сять красных звездочек — число сбитых летчиком немецких само летов (теперь у него уже 11 побед). После операции мы еще больше усилили политическую работу. В эскадрильях проведены собрания, посвященные двухлетию присвое ния полку имени Б. Ф. Сафонова. Свои доклады тт. Коломиец и Мак симович увязали с итогами послед них боев, рассказали, как гвардей цы оправдывают на деле сафонов ское имя. Парторги Беседпых и Данилов остановились в своих вы ступлениях на авангардной роли коммунистов и комсомольцев. То варищи, Бокий, Диденко и Сорокин выступили перед микрофоном ме стного радиоузла и поделились впе чатлениями о проведенных боях. Мы пригласили в полк бригаду артистов Дома Военно-Морского Флота ВВС. Силами этой бригады было дано несколько концертов, показаны кинофильмы. Сама операция подсказала нам необходимость провести партсобра ния с вопросом: как коммунисты выполняют гвардейскую клятву. Такое собрание проведено в под разделении, где парторгом т. Д ан и лов. Оно прошло живо, интересно, имело большое воспитательное зн а чение для всей парторганизации. В арсенале политического воспи тания имеется много разнообраз ных форм и методов. Н адо лишь умело их использовать в своей ра боте, проявлять больше инициати вы и изобретательности, больше творческой выдумки. Нам, политработникам, надо го раздо больше внимания уделять о р ганизации отдыха летчиков, прояв лять о них подлинную заботу, не перегружать в момент подготовки к вылету. И последнее, что весьма важно, надо смелее и энергичнее привле кать к непосредственной воспита тельной работе командиров э с к а дрилий, парторгов и комсоргов — летчиков. Их голос для личного состава авторитетен, их влияние — огромно. ОВОС т И зсс/э г/6~£ s ^ ch ой т е х н и к и 6 и 8-ТОННЫЕ БОМБЫ Английской бом бардировочной авиацией при на летах на промыш ленные объекты противника приме няются н о в ы 9 сверхмощные бом бы весом в 6 и 8 тонн. Самолеты „Лан кастер*, с которых впервые были сброшены эти бом бы, при налете на Лимож (Франции) для достижения цели покрыли рас стояние в 640 км. .Интеравиа”
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz