Североморский лётчик. 1944, июль.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 4 июля 1944 г., № 157 (227). Три б о г а т ыр я В эти грозные боевые дни наш народ самоот­ верженно трудится, что­ бы на фронт шли н епре­ рывные потоки боевой техники, боеприпасов, продовольствия д л я Красной Армии и Флота. Этот благородный т р у ­ довой порыв советского ш л а , как могучее ды ха­ ние, передается воинам- фронтовикам, и они во имя своей матерн-Роди- ны, но имя своей боль­ шевистской партии, во имя своего любимого вождя Маршала Совет­ ск о го ' Союза товарища Сталина совершают чу­ деса героизма на иоле брани, умножая подвига­ ми славу русского о р у ­ жия, славу своих боевых знамен. Три боевых товарища, л етчики Петр Обухов, Григорий Илыошкин и Григорий Хамков окончили различные лет­ ные училища и ранее служили в разных частях. Но когда вы посмотрите хотя бы один раз на р а ­ бо ту этой славной трой­ ки летчиков - богаты ­ рей, невольно возникает мысль, что это три брата. Они похожи по чувствам, по мыслям, по действиям, по героизму и мастерст­ ву. Как бы соревнуясь дру г с другом в бою, они увлекают боевым порывом и отвагой всех летчиков на ратные под­ виги. Ярким примером слу­ жит бомбовый удар по военным объектам и пла­ всредствам противника в Киркенесе днем 'Л и в ночь на 28-июня. Бомбить вражеское л огово вылетело три д р у­ га Обухов, Илыошкин, Хамков. Каждый из них вел пятерку тяжелых бомбардировщиков, на­ гружены ч тоннами ф у ­ гасных и зажигательных бомб. Встав на полукру­ ге в строй клина, они кильватерной колонной легли на курс. В голове колонны мстителей шла пятерка капитана Петра Обухова, которая долж на была первая нанести удар. В назначенной точ­ ке группы разошлись для звездного налета. Ещ е на подходе к цели они были встречены шквалом зенитного огня. Р азрывы вставали перед самолетами огненной сте­ ной. Пятнистое небо ка залось огромным лицом исковерканным оспой. Группа, ведомая Обухо вым, войдя в зону огия легла на боевой курс. Расчеты ведущего штур- Капитан Григорий Петрович Хамков. Фото Ю. Бузько. ❖ ------------------ мана Геннадия Писарева оказались, как всегда, точными. Когда вторая пятерка подошла к цели, Илыошкин видел работу своего друга Петра О б у ­ хова: в порту горело два корабля противника, пламя пожаров б уш е в а ­ ло на портовых с о о р у ­ жениях. — Хорошо поработал Петро,—сказал своему штурману Илыошкин,— смотри и ты не промах­ нись. Когда бомбы были сброшены, и новые в з ры ­ вы взметнулись на ко­ раблях противника, штурман Ткаченко доло­ жил своему командиру: —Попал в еще б ол ь ­ шую посудину, чем Пет­ ро. Когда к цели подходи­ ли самолеты, ведомые Хамковым, порт и город были объяты пламенем. Его группу встретили ураганным зенитным о г­ нем. Самолет ведущего, вздрагивающий ог з е н и т ­ ных разрывов, н е пр е к ­ лонно шел на цель. Вся группа, успешно отбомбившись, благопо­ лучно вернулась домой. На фотоснимках, фик си ­ рующих результат бом- боудара, видны вра­ жеские суда, о б ъ я ­ тые пламенем пожаров. Дым, застилавший цель, был настолько густым, что сразу установить результат удара было трудно. Тогда Хамков, решив, что он .м ен ьш е сработал на дно в р аж е ­ ских судов", чем Петро и Григорий, подошел к своему командиру и по­ просил в честь годов­ щин і.і подразделения слетать еще разок. С такой же просьбой яви­ лись к командиру и о с­ тальные два друга. Р а з ­ решение вскоре было дано. Умело и неотразимо нанес Григорий Хамков второй удар. На этот раз он перекрыл с в о ­ их товарищей: его пя­ терка потопила три корабля общим в одои з­ мещением в 16— 18 тысяч тонн. Радуясь успехам боевого дня, и О бу хо в и Илыошкин признали, что Григорий Хамков их с е ­ годня перекрыл. В этот день у Хамко- ва была особая причина радоваться. Он вел в бой тех летчиков, к о т о ­ рых сам готовил на зем­ ле, тренировал в возду­ хе, выпускал в само­ стоятельные полеты,учил бомбить и стрелять на полигонах. Накануне славного дня годовщины бо ев ой д еятельности под­ разделения он в первые повел своих питомцев в бон. В бою он проверил бо евые и моральные к а ­ чества своих подчи­ ненных. Еще на предполетной и о д г о т о в к еХ ам к о в г о в о ­ рил молодым летчикам: —Наконец, дождались. Сегодня пойдем с вами в бой. Идите за мной, д ей ств уй те уверенно, смело. Несмотря ни на что, точно выдержи вай ­ те боевой курс. П р а ­ вильно маневрируйте. Делайте все спокойно. Короче, друзья, не з а ­ будьте, чему я вас учил. Слова Хамкова имели для молодых летчиков огромное значение. Они их запоминали, как б о е ­ вые заповеди. Каждый из них знал, что капитан Хамков о к о л о 50 раз водил бомбардировщики на базы и корабли п р о ­ тивника. Поэтому и т е ­ п ер ь они пошли спокой­ но и уверенно за своим любимым командиром и воспитателем. Почему молодые лет­ чики с п ер во го же бое­ в о го вылета так эфф е к ­ тивно быот немецко- финских зах в атчи к о в? Потому, что Хамков, сочетая в себе лучшие качества военного и по­ литического воспитателя подчиненных, научил их не только грамотно в о ­ дить самолет, метко бом ­ бить и метко стрелять. Личным примером и большевистским страст­ ным словом он научил летчиков, штурманов, стрелков-радистов, в о з ­ душных стрелков б е з гр а ­ нично любить свою Р о ­ дину и всей силой души ненавидеть врага. Почему группы летчи­ ков Хамкова, Обухова, Илыошкина достигли в такой к о ро ткий срок успехов, потопив за два вылета несколько судов? Потому, что они вдохновлены и в о ­ спитаны нашей партией и ее вождем то варищ ем Сталиным, потому, что они проявили тот н а с т у ­ пательный поры в, ко то ­ рым охвачена н аша а р ­ мия, освобождающая сей ­ час Белоруссию и Карело- Финскую ССР. Потому, что североморские л е т ­ чики вместе с н аступа­ ющей Красной Армией и героическим советским тылом стремятся бы­ стрее добить раненого фашистского зверя. НАШ КОМАНДИР В самые напряженные боевые дни лета 1943 года в эскадрилью пришел незнакомый старший лей­ тенант, маленький и коренастый. Он сообщил, что прислан к нам коман­ диром. Мы познакомились е ним, но тень легкого недоверия прошла по лицам летчиков: слишком уж тихоньким он нам показался. — Настоящий летчик не такой,— думали мы нро себя. — Товарищ командир, когда думаете выле­ тать? —• как бы вскользь, спросил его однажды один молодой летчик. — Д а вот ознакомлюсь с люд ь­ ми, поеду, нолучу орден и начнем работать,—-ответил нам старший лейтенант Амосов. Мы насторожились. — А где вы были до этого? — спросил я его. Он коротко рассказал о своем боевом пути. — В конце мая 1942 года я сбил седьмой вражескии самолет, а за­ тем меня послали учиться. Сейчас я опять буду драться. Нам еще очень многое нужно сделать для Радины,—сказал он в заключение. Мы очень обрадовались, что у нас будет настоящий боевой командир. Беседа была прервана внезапно: мы пошли в боевой полет. С этого дня между командиром и всеми летчиками укрепилась на­ стоящая боевая дружба. Когда нас через некоторое вре­ мя перебросили на отдаленную площадку, командир проявил исключительную хозяйственность. Были отлично отремонтированы землянки, оборудована дежурная комната для летчиков и техников и.даже построен турник. Вскоре старший лейтенант Амо­ сов прекрасно знал качества своих подчиненных, их способности и Гврой Советского Союза А. ЕФРЕМОВ. Майор А. СВИНОГЕЕВ. знания. От его взгляда не усколь­ зала ни одна мелочь. Он как-то го­ ворил нам, молодым офицерам: — Любите подчиненного, будьте ему самым близким другом и ог- цом, но никогда не оставляйте без наказания его халатность. И это так. Мы его очень любим, несмотря на то, что он строг к н е­ дисциплинированным людям. В бою мы всегда чувствуем, что нас ведет смелый и опытный летчик готовый пожертвовать собой ради спасения товарища. Мы никогда не забудем, как он дрался над вра­ жеским аэродромом с нескольки­ ми «Мессершмиттами» и сбил од­ ного из них. — Бить врага, как командир! — стало боевым девизом наших л ет­ чиков. Капитан і Амосов—любимец летчиков. Он дерется с врагом по- сафоновски и воспитывает по-са- фоновски. Он всегда будет для нас примером во всем: и в бою и в быту. Старший лейтенант П. БОГДАНОЙ. Лейтенант П. Лодочкин. НАВЕДЕНИЕ СВЯЗИ НА АЭРОДРОМЕ В этой статье мне хочется р ас­ сказать о том, как лучше и бы ­ стрее обеспечить связью авиачасть, перебазировавшуюся на новую пло­ щадку. В конце февраля командование поручило мне во главе с неболь­ шой группой связистов разных с п е ­ циальностей в весьма короткий срок навести связь на одной из прифронтовых посадочных п лощ а­ док. Получив это задание, мы о т­ четливо себе представили всю его важность, ибо от нас во многом з а ­ висело перебазирование подразде­ ления, организация боевого управ­ ления им. Вместе с этим перед на­ ми сразу ж е встал ряд вопросов, без решения которых невозможно было бы справиться с делом. П режд е всего, отправляясь на новое место, надо было всесторон­ не обдумать, сколько и что брать с собой, т. к. дальнейшая работа связистов будет протекать в о т ­ даленности от баз снабжения. Все сообща мы тщательно обсудили мероприятия подготовки перебази­ рования, составили список необ­ ходимых материалов и оборудо­ вания, распределили, кто за что отвечает. Следует отметить также и труд­ ность условий работы на новом незнакомом месте. Особенно это относится к зимнему периоду. Здесь, наряду с приготовлением техимущества, запасных материа­ лов и средств связи, необходимо учитывать вопросы помещений дл я связи и жилья, передвижения по бездорожной местности. Приведу один характерный при­ мер. Вскоре после того, как мы прибыли на место, командование поставило перед связистами задачу срочно навести телефонную связь на весьма важную сопку, находя­ щуюся на значительном удалении. Надо сказать, что подходы к этой сопке оказались весьма трудными: впереди у подножья крутые высо­ кие берега и обрывы с глубоким рыхлым снегом, а склон высоты опоясан скалами и наносами сне­ га. Обследовав местность и приго­ товив необходимые материалы, я и три бойца немедленно присту­ пили к работе. Наведение линии до указанных выше препятствий нам не представляло никакой труд­ ности. Но теперь «оставалось самое трудное—взобраться на сопку. П о ­ пытки «форсировать» ее сходу на лыжах не дали желаемых резуль­ татов. Крутой склон, рыхлый гл у ­ бокий снег и тяжелая ноша (у к аж ­ дого из нас за спиной была к а ­ тушка с проводами) оказались не под силу. Пришлось оставлять к а ­ тушки и взбираться на сопку по лз­ ком по одному. При этом исключи­ тельное упорство и выносливость проявили тт. ГІичугин и Соколов, которые, взяв концы провода, ползком поочередно, забрасывая руками лыжи вперед и подтяги­ ваясь на них все выше, медленно продвигались к вершине. Более ча­ са продолжалось наше трудное продвижение. Только благодаря упорству, большой смекалке и расторопности мы это трудное за­ дание выполнили в срок. В наведении связи как линейной так и радио, большое значение имеет размещение отдельных точек и установок. Многие из них необ­ ходимо выносить далеко за преде­ лы взлетного поля, что, безуслов­ но, сопряжено' с немалыми труд­ ностями. Однажды группа наших связистов получила приказание оборудовать установку радиоточки на одной господствующей высоте. Эта работа предусматривала до­ ставку 'значительного количества материалов и оборудования, кото­ рые трудно было перебросить без транспорта на столь значительное расстояние. Связистам пришлось таскать все на себе. Почти двое суток продолжалась упорная ра­ бота в пургу и сильный ветер. В этой сложной операции высокие образцы выдержки и умения проя­ вили сержанты .Ермолин, Василев­ ский и Перхуров. Они приспособи­ ли переброску особо тяжелых де­ талей и агрегатов на лыжах, фа­ нерных листах и прочее. Хорошо и быстро смонтировали и оборудо­ вали установку радисты Лифагин, Чураков и механик Зайцев. Все они за отличное обеспечение ра­ диосвязью получили благодарность от командования. На их радиоуста­ новке нарисована звезда — знак победы летчиков-гвардейцев, ко­ торых наводили на противника по радиоустановке. Служба линейных надсмотрщи­ ков в зимних, весенних, да и в лет­ них условиях, пожалуй, самая трудная служба в связи. Резко пе­ ресеченная местность, распутица, выоги, морозы—сильно усложняют работу, особенно там, где линии тянутся свыше десятка километ­ ров. В ,мае связист-линейщик Круг­ лов восстанавливал одну телефон­ ную линию. Путь ему преградила разлившаяся река. Круглов пошел вперед по пояс в ледяной воде и исправил повреждение. Точно так же восстановил линию, проходив­ шую через озеро, краснофлотец Овчинников. Связисты нашего подразделения уже приобрели значительный опыт работы в трудных условиях отда­ ленного аэродрома. Совершенствуя свою боевую выучку, они и впредь будут бесперебойно обес­ печивать боевые части отличной и надежной связью. Накануне дня фузкультурника Всесоюзный к о ­ митет по делам физкультуры и спорта при С о в ­ наркоме СССР дал указания на места по проведению Всесоюзного дня физкультурника, который намечает­ ся 1о июля. В этот день в Москве, Ленин­ граде, Киеве, Б а ­ ку, Тбилиси, Т аш ­ кенте и других городах устр аи ­ ваются массовые спортивные п разд­ ники. Состоятся соревнования по национальным в и ­ дам спорта, ф аб­ рично-заводские и совхозно - к о лхоз­ ные спартакиады. Во многих э в а ­ когоспиталях б у ­ дут п р о ве д е ны спортивные со р е в ­ нования с у ч а ­ стием вы зд о р а вл и ­ вающих бойцов и офицеров. Подготовка ко дню ф и з к у л ь т у р ­ ника началась по всей стране. 11 О 13 О С I И з а .р у б ~ е у с н о й т е х н и к и ИСТРЕБИТЕЛЬ-РАКЕТА В США сформи­ рованы эскадрильи из ракетных ист­ ребителей. Само­ леты, снабженные реактивными дв и ­ гателями, отлича­ ются быстрым на­ бором высоты, но имеют небольшой радиус действия. Они предназначе­ ны для использо­ вания в качестве перехватчиков, а также для дей ст­ вия на передовой линии фронта и для п р о т и в о в о з ­ душной обороны „Интвравиа'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz