Североморский лётчик. 1944, июль.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 4 июля 1944 г., № 157 (227). Три б о г а т ыр я В эти грозные боевые дни наш народ самоот верженно трудится, что бы на фронт шли н епре рывные потоки боевой техники, боеприпасов, продовольствия д л я Красной Армии и Флота. Этот благородный т р у довой порыв советского ш л а , как могучее ды ха ние, передается воинам- фронтовикам, и они во имя своей матерн-Роди- ны, но имя своей боль шевистской партии, во имя своего любимого вождя Маршала Совет ск о го ' Союза товарища Сталина совершают чу деса героизма на иоле брани, умножая подвига ми славу русского о р у жия, славу своих боевых знамен. Три боевых товарища, л етчики Петр Обухов, Григорий Илыошкин и Григорий Хамков окончили различные лет ные училища и ранее служили в разных частях. Но когда вы посмотрите хотя бы один раз на р а бо ту этой славной трой ки летчиков - богаты рей, невольно возникает мысль, что это три брата. Они похожи по чувствам, по мыслям, по действиям, по героизму и мастерст ву. Как бы соревнуясь дру г с другом в бою, они увлекают боевым порывом и отвагой всех летчиков на ратные под виги. Ярким примером слу жит бомбовый удар по военным объектам и пла всредствам противника в Киркенесе днем 'Л и в ночь на 28-июня. Бомбить вражеское л огово вылетело три д р у га Обухов, Илыошкин, Хамков. Каждый из них вел пятерку тяжелых бомбардировщиков, на гружены ч тоннами ф у гасных и зажигательных бомб. Встав на полукру ге в строй клина, они кильватерной колонной легли на курс. В голове колонны мстителей шла пятерка капитана Петра Обухова, которая долж на была первая нанести удар. В назначенной точ ке группы разошлись для звездного налета. Ещ е на подходе к цели они были встречены шквалом зенитного огня. Р азрывы вставали перед самолетами огненной сте ной. Пятнистое небо ка залось огромным лицом исковерканным оспой. Группа, ведомая Обухо вым, войдя в зону огия легла на боевой курс. Расчеты ведущего штур- Капитан Григорий Петрович Хамков. Фото Ю. Бузько. ❖ ------------------ мана Геннадия Писарева оказались, как всегда, точными. Когда вторая пятерка подошла к цели, Илыошкин видел работу своего друга Петра О б у хова: в порту горело два корабля противника, пламя пожаров б уш е в а ло на портовых с о о р у жениях. — Хорошо поработал Петро,—сказал своему штурману Илыошкин,— смотри и ты не промах нись. Когда бомбы были сброшены, и новые в з ры вы взметнулись на ко раблях противника, штурман Ткаченко доло жил своему командиру: —Попал в еще б ол ь шую посудину, чем Пет ро. Когда к цели подходи ли самолеты, ведомые Хамковым, порт и город были объяты пламенем. Его группу встретили ураганным зенитным о г нем. Самолет ведущего, вздрагивающий ог з е н и т ных разрывов, н е пр е к лонно шел на цель. Вся группа, успешно отбомбившись, благопо лучно вернулась домой. На фотоснимках, фик си рующих результат бом- боудара, видны вра жеские суда, о б ъ я тые пламенем пожаров. Дым, застилавший цель, был настолько густым, что сразу установить результат удара было трудно. Тогда Хамков, решив, что он .м ен ьш е сработал на дно в р аж е ских судов", чем Петро и Григорий, подошел к своему командиру и по просил в честь годов щин і.і подразделения слетать еще разок. С такой же просьбой яви лись к командиру и о с тальные два друга. Р а з решение вскоре было дано. Умело и неотразимо нанес Григорий Хамков второй удар. На этот раз он перекрыл с в о их товарищей: его пя терка потопила три корабля общим в одои з мещением в 16— 18 тысяч тонн. Радуясь успехам боевого дня, и О бу хо в и Илыошкин признали, что Григорий Хамков их с е годня перекрыл. В этот день у Хамко- ва была особая причина радоваться. Он вел в бой тех летчиков, к о т о рых сам готовил на зем ле, тренировал в возду хе, выпускал в само стоятельные полеты,учил бомбить и стрелять на полигонах. Накануне славного дня годовщины бо ев ой д еятельности под разделения он в первые повел своих питомцев в бон. В бою он проверил бо евые и моральные к а чества своих подчи ненных. Еще на предполетной и о д г о т о в к еХ ам к о в г о в о рил молодым летчикам: —Наконец, дождались. Сегодня пойдем с вами в бой. Идите за мной, д ей ств уй те уверенно, смело. Несмотря ни на что, точно выдержи вай те боевой курс. П р а вильно маневрируйте. Делайте все спокойно. Короче, друзья, не з а будьте, чему я вас учил. Слова Хамкова имели для молодых летчиков огромное значение. Они их запоминали, как б о е вые заповеди. Каждый из них знал, что капитан Хамков о к о л о 50 раз водил бомбардировщики на базы и корабли п р о тивника. Поэтому и т е п ер ь они пошли спокой но и уверенно за своим любимым командиром и воспитателем. Почему молодые лет чики с п ер во го же бое в о го вылета так эфф е к тивно быот немецко- финских зах в атчи к о в? Потому, что Хамков, сочетая в себе лучшие качества военного и по литического воспитателя подчиненных, научил их не только грамотно в о дить самолет, метко бом бить и метко стрелять. Личным примером и большевистским страст ным словом он научил летчиков, штурманов, стрелков-радистов, в о з душных стрелков б е з гр а нично любить свою Р о дину и всей силой души ненавидеть врага. Почему группы летчи ков Хамкова, Обухова, Илыошкина достигли в такой к о ро ткий срок успехов, потопив за два вылета несколько судов? Потому, что они вдохновлены и в о спитаны нашей партией и ее вождем то варищ ем Сталиным, потому, что они проявили тот н а с т у пательный поры в, ко то рым охвачена н аша а р мия, освобождающая сей час Белоруссию и Карело- Финскую ССР. Потому, что североморские л е т чики вместе с н аступа ющей Красной Армией и героическим советским тылом стремятся бы стрее добить раненого фашистского зверя. НАШ КОМАНДИР В самые напряженные боевые дни лета 1943 года в эскадрилью пришел незнакомый старший лей тенант, маленький и коренастый. Он сообщил, что прислан к нам коман диром. Мы познакомились е ним, но тень легкого недоверия прошла по лицам летчиков: слишком уж тихоньким он нам показался. — Настоящий летчик не такой,— думали мы нро себя. — Товарищ командир, когда думаете выле тать? —• как бы вскользь, спросил его однажды один молодой летчик. — Д а вот ознакомлюсь с люд ь ми, поеду, нолучу орден и начнем работать,—-ответил нам старший лейтенант Амосов. Мы насторожились. — А где вы были до этого? — спросил я его. Он коротко рассказал о своем боевом пути. — В конце мая 1942 года я сбил седьмой вражескии самолет, а за тем меня послали учиться. Сейчас я опять буду драться. Нам еще очень многое нужно сделать для Радины,—сказал он в заключение. Мы очень обрадовались, что у нас будет настоящий боевой командир. Беседа была прервана внезапно: мы пошли в боевой полет. С этого дня между командиром и всеми летчиками укрепилась на стоящая боевая дружба. Когда нас через некоторое вре мя перебросили на отдаленную площадку, командир проявил исключительную хозяйственность. Были отлично отремонтированы землянки, оборудована дежурная комната для летчиков и техников и.даже построен турник. Вскоре старший лейтенант Амо сов прекрасно знал качества своих подчиненных, их способности и Гврой Советского Союза А. ЕФРЕМОВ. Майор А. СВИНОГЕЕВ. знания. От его взгляда не усколь зала ни одна мелочь. Он как-то го ворил нам, молодым офицерам: — Любите подчиненного, будьте ему самым близким другом и ог- цом, но никогда не оставляйте без наказания его халатность. И это так. Мы его очень любим, несмотря на то, что он строг к н е дисциплинированным людям. В бою мы всегда чувствуем, что нас ведет смелый и опытный летчик готовый пожертвовать собой ради спасения товарища. Мы никогда не забудем, как он дрался над вра жеским аэродромом с нескольки ми «Мессершмиттами» и сбил од ного из них. — Бить врага, как командир! — стало боевым девизом наших л ет чиков. Капитан і Амосов—любимец летчиков. Он дерется с врагом по- сафоновски и воспитывает по-са- фоновски. Он всегда будет для нас примером во всем: и в бою и в быту. Старший лейтенант П. БОГДАНОЙ. Лейтенант П. Лодочкин. НАВЕДЕНИЕ СВЯЗИ НА АЭРОДРОМЕ В этой статье мне хочется р ас сказать о том, как лучше и бы стрее обеспечить связью авиачасть, перебазировавшуюся на новую пло щадку. В конце февраля командование поручило мне во главе с неболь шой группой связистов разных с п е циальностей в весьма короткий срок навести связь на одной из прифронтовых посадочных п лощ а док. Получив это задание, мы о т четливо себе представили всю его важность, ибо от нас во многом з а висело перебазирование подразде ления, организация боевого управ ления им. Вместе с этим перед на ми сразу ж е встал ряд вопросов, без решения которых невозможно было бы справиться с делом. П режд е всего, отправляясь на новое место, надо было всесторон не обдумать, сколько и что брать с собой, т. к. дальнейшая работа связистов будет протекать в о т даленности от баз снабжения. Все сообща мы тщательно обсудили мероприятия подготовки перебази рования, составили список необ ходимых материалов и оборудо вания, распределили, кто за что отвечает. Следует отметить также и труд ность условий работы на новом незнакомом месте. Особенно это относится к зимнему периоду. Здесь, наряду с приготовлением техимущества, запасных материа лов и средств связи, необходимо учитывать вопросы помещений дл я связи и жилья, передвижения по бездорожной местности. Приведу один характерный при мер. Вскоре после того, как мы прибыли на место, командование поставило перед связистами задачу срочно навести телефонную связь на весьма важную сопку, находя щуюся на значительном удалении. Надо сказать, что подходы к этой сопке оказались весьма трудными: впереди у подножья крутые высо кие берега и обрывы с глубоким рыхлым снегом, а склон высоты опоясан скалами и наносами сне га. Обследовав местность и приго товив необходимые материалы, я и три бойца немедленно присту пили к работе. Наведение линии до указанных выше препятствий нам не представляло никакой труд ности. Но теперь «оставалось самое трудное—взобраться на сопку. П о пытки «форсировать» ее сходу на лыжах не дали желаемых резуль татов. Крутой склон, рыхлый гл у бокий снег и тяжелая ноша (у к аж дого из нас за спиной была к а тушка с проводами) оказались не под силу. Пришлось оставлять к а тушки и взбираться на сопку по лз ком по одному. При этом исключи тельное упорство и выносливость проявили тт. ГІичугин и Соколов, которые, взяв концы провода, ползком поочередно, забрасывая руками лыжи вперед и подтяги ваясь на них все выше, медленно продвигались к вершине. Более ча са продолжалось наше трудное продвижение. Только благодаря упорству, большой смекалке и расторопности мы это трудное за дание выполнили в срок. В наведении связи как линейной так и радио, большое значение имеет размещение отдельных точек и установок. Многие из них необ ходимо выносить далеко за преде лы взлетного поля, что, безуслов но, сопряжено' с немалыми труд ностями. Однажды группа наших связистов получила приказание оборудовать установку радиоточки на одной господствующей высоте. Эта работа предусматривала до ставку 'значительного количества материалов и оборудования, кото рые трудно было перебросить без транспорта на столь значительное расстояние. Связистам пришлось таскать все на себе. Почти двое суток продолжалась упорная ра бота в пургу и сильный ветер. В этой сложной операции высокие образцы выдержки и умения проя вили сержанты .Ермолин, Василев ский и Перхуров. Они приспособи ли переброску особо тяжелых де талей и агрегатов на лыжах, фа нерных листах и прочее. Хорошо и быстро смонтировали и оборудо вали установку радисты Лифагин, Чураков и механик Зайцев. Все они за отличное обеспечение ра диосвязью получили благодарность от командования. На их радиоуста новке нарисована звезда — знак победы летчиков-гвардейцев, ко торых наводили на противника по радиоустановке. Служба линейных надсмотрщи ков в зимних, весенних, да и в лет них условиях, пожалуй, самая трудная служба в связи. Резко пе ресеченная местность, распутица, выоги, морозы—сильно усложняют работу, особенно там, где линии тянутся свыше десятка километ ров. В ,мае связист-линейщик Круг лов восстанавливал одну телефон ную линию. Путь ему преградила разлившаяся река. Круглов пошел вперед по пояс в ледяной воде и исправил повреждение. Точно так же восстановил линию, проходив шую через озеро, краснофлотец Овчинников. Связисты нашего подразделения уже приобрели значительный опыт работы в трудных условиях отда ленного аэродрома. Совершенствуя свою боевую выучку, они и впредь будут бесперебойно обес печивать боевые части отличной и надежной связью. Накануне дня фузкультурника Всесоюзный к о митет по делам физкультуры и спорта при С о в наркоме СССР дал указания на места по проведению Всесоюзного дня физкультурника, который намечает ся 1о июля. В этот день в Москве, Ленин граде, Киеве, Б а ку, Тбилиси, Т аш кенте и других городах устр аи ваются массовые спортивные п разд ники. Состоятся соревнования по национальным в и дам спорта, ф аб рично-заводские и совхозно - к о лхоз ные спартакиады. Во многих э в а когоспиталях б у дут п р о ве д е ны спортивные со р е в нования с у ч а стием вы зд о р а вл и вающих бойцов и офицеров. Подготовка ко дню ф и з к у л ь т у р ника началась по всей стране. 11 О 13 О С I И з а .р у б ~ е у с н о й т е х н и к и ИСТРЕБИТЕЛЬ-РАКЕТА В США сформи рованы эскадрильи из ракетных ист ребителей. Само леты, снабженные реактивными дв и гателями, отлича ются быстрым на бором высоты, но имеют небольшой радиус действия. Они предназначе ны для использо вания в качестве перехватчиков, а также для дей ст вия на передовой линии фронта и для п р о т и в о в о з душной обороны „Интвравиа'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz