Североморский лётчик. 1944, февраль.
Авнация Краснознаменного Б<іл і иискогд наступательных боях под Ленинградом Ленин от его Это началось 1 4 я н в а р я Это началось 14 января под Ленинградом о громе непре рывной артиллерийской кано нады, в грохоте бесчисленных моторов на земле и в небе, в мощных перекатах красноар мейского «ура» атакующих ча стой Ленинградского фронта. Командный пункт генерал- лейтенанта Самохіша, коман дующего Военно-Воздушными Силами Краснознаменного Б а л тийского флота, был вынесен на один из фронтовых аэро дромов, в район действия н а ших наступающих войск, ру ководимых генералом армии Говоровым. Сюда сходились нее нити авиационного наступ ления балтийцев. Перед летчиками Балтики были поставлены сложные з а дачи. Генерал-лейтенанту, при нявшему на себя непосредст венное личное руководство все ми сложными операциями своих частей н соединений, лучше, чем кону-либр другому, было известно, что решительные н а ступательные действия, на правленные на окончательный разгром немцев под градом, потребуют и воинов исключительного на пряжения сил, высокого воин ского мастерства, невиданного героизма. И вместе с тем ок был уверен, что прославленные герои Ханко и Эзеля, Таллина и ладожской «дороги жизни» люди, имена которых знал и с любовью произносил каждый ленинградец, с честью выпол нят свой долг и завоюют побе ду уменьем, подвигами, ес- ли надо—самопожертвованием. Мощная авиационная техника и отличное вооружение, кото рыми располагали эскадрильи, полки и дивизии, были теперь и руках многоопытных воздуш ных бойцов, проверенных в непрерывных схватках на под ступах к городу Ленина. Шта бы соединений и частей тща тельно к всесторонне подгото вились к решению ответствен нейших задач, и генерал-лей тенант уверенно следил за н а чалом операций, в которых его летчики должны были содей ствовать артиллерии, танками пехоте при взломе вражеской обороны. Известно, что за два с поло виной года немцы воздвигли вокруг Ленинграда сильно ук- репл енную глубоко- эшелониро- ванную долговременную обо рону. Их фортификационный «панцырь»,на первый взгляд—- непроницаемый, представлял собой разветвленную систему прочных железобетонных и Де- рево-земляных пулеметных и артиллерийских точек, густую сеть артилл ери'йско-миномет- ных позиций и инженерных з а граждений. Оборона врага ооз давалась и совершенствовалась непрерывно и была доведена до степени, которая отвечала самым строгим современным оперативно-тактическим требо ваниям. Этот железобетонный н огневой пояс, окружавший Ленинград, надлежало во что бы то ни стало разбить вой скам Ленинградского фронта, с которыми взаимодействовала авиация Краснознаменного Б ал тийского'. флота. Задача, поставленная перед флотом, ограничивалась вве дением в действие корабельной береговой и железнодорожной артиллерии и морской авиации В соответствии с этим, когда В результате произведенною прорыва войска фронта 19 января штурмом овладели ... опор ным пунктом обороны противника и важным у злом дорог —- РОПШ А . При прорыве обороны немцев и в боях за... РОПШ А отличились... летчики генерал-лейте нанта авиации САМОХИНА . В ознаменование одержанной победы наибо лее отличившимся в боях соединениям и частям присвоить наименование... „ РОПШИН СК И Х “ и представить их к награждению орденами , Из приказа Верховного Главнокомандующего часгупление началось, флот ская дальнобойная артиллерия и авиации сразу же составили вместе с артиллерийскими и воздушными силами Ленин градского фронта тот грозный наступательный таран, кото рый и был необходим для про рыва оборонительной полосы. Но точно так же, как и а р тиллерии флота, его авиации надлежало не только поддер живать пехоту и не только разрушать укрепления про тивника. Задачи морской ави а ции были горазда шире и к а сались воздействия на систему вражеской обороны по всей ее оперативной глубине и на ком муникации неприятеля. Л е т чики-балтийцы призваны были вести разведку войск и ком муникаций немцев перед фрон том наших наступающих ча- . стой, наносить бомбовые и штурмовые удары по войскам, технике и коммуникациям вра га в полосе наступления н а ших войск, осуществлять их истребительное прикрытие, бомбо-штурмовое к истреби тельное сопровождение танко вых групп в наступление и корректировать огонь дально бойной артиллерии. Велики и многообразны ока зались требования, которые командование пред’являло к крылатым балтийцам. Но лет чики, полные священной нена висти: к фашистскому зверью, терзавшему любимый город, с огромным воодушевлением принялись осуществлять свою радостную и почетную мис сию. Этого часа с нетерпением ждали они с тех далеких дней; когда петля блокады впервые сжала горло города-героя, и он, как могучий исполин из бо гатырского народного эпоса, с неиссякаемой силой противо борствовал кровавым ордам раа’яренных . врагов. Об этом часе возмездия и расплаты с немцами именно здесь, у стен Ленинграда, мечтал своей са мой заветной мечтой каждый балтийский летчик. Этот час наступил теперь в громе не прерывной артиллерийской ка нонады. в грохоте бесчислен ных моторов на земле и в не бе, в мощных перекатах крас ноармейского «ура» атакующих частей Ленинградского фронта. „ Я — ж е л е з о ! О т л и ч н о , ш т у р м 6 в и к и ! “ 14 января в 9 часов 45 ми нут воздух потрясли залпы бесчисленных орудий, обру шивших расскаленный металл на гнездовья врага. Когда же— в назначенный срок--артилле рия1перенесла огонь в глубь немецкой обороны, на повер женных н ошеломленных нем цев поднялась славная совет ская пехота и двинулись тан- ки. Молодой летчик Михаил Ов чаренко-сделал в этот день свой первый боевой вылет. Через несколько дней он имел на счету около д в а д цати автомашин с войска ми и грузами, шесть уничто женных зенитных точек, две минометные батареи, истребил много немецких солдат и офи церов. вместе с лейтенантом Родионовым взорвал склад боеприпасов.. Но особо памят ным остался для него день 18 января, и вот почему; На этот, раз Овчаренко вы летел в составе группы штур мовиков на сопровождение танков. Три балтийских штур мовика — Терещенков, Фомен- ков и он—піли к линии фрон та. Вдруг все трое услышали голос командира танкистов: — Я —железо! Я — железо! Заходите и атакуйте н а опуш ке леса огневые точки, скопле ние живой силы! Мгновение, и три штурмови ка разворачиваются в указан ную с земли сторону и произ водят' три захода на опушку и на колонну немецких солдат, проходящую по дороге. Когда бомбы сброшены и расстреля ны все снаряды и патроны, — море огня полыхает внизу, огневые точки' врага подавле ны и уничтожены. Отлично! И. словно вторя этой мысли молодого летчика, снова р а з дается ободряющий голос р а з горяченного боем танкиста: — Отлично, штурмовики, от лично! „ Ч и с т а я р а б о т а — б а л т и й с к а я 1“ Штурмовики 'Н-ского соеди нения балтийской авиации славно поработали на линии фронта в первых же боях по прорыву- обороны противника южнее Ораниенбаума. З а один только первый день наступле ния капитан Бухаров, старший лейтенант Фоменков, лейтенан. ты Бежанов, Прок удин, Третья ков, Наумов, младший лейте нант Нагибин и другие, сделав по два—три боевых вылета, разрушили несколько дотов, дзотов и блиндажей, взорвали три склада боеприпасов, унич тожили артиллерийскую и ми нометную батареи противника, подавили ряд огневых точек, сожгли десятки автомашин и повозок и истребили сотни гитлеровцев. Вот что пишут бойцы и командиры , наземных частей, участвовавшие в атих легендарных боях, в своем письме штурмовик а м-ба лтий. цам: «Артиллерийская и ави а ционная подготовка наступле ния была настолько мощной, что мы без особого труда преодолели первую линию не мецкой обороны. Когда совет ские танковые подразделения подошли к населенному пунк ту Гос*илицы, немцы опомни лись подтянули много ар тил - церии и открыли ураганный огонь, и наше продвижение несколько задержалось. И то г да в воздухе появились ш тур мовики морской авиации. Мы с восхищением наблюдали, как они истребляли, кромсали в р а га. Молодцы, балтийцы! Неда ром называют их соколами. Иногда штурмовики, опуска- ■лись так низко, что нам к а з а лось, вот-вот врежутся в зем лю. Но ничуть этого не быва ло. Сбросив свой смертельный груз на немчуру, наши дорогие дру зья — балтийцы — снова взмывали в воздух и уходили на свою территорию. После нескольких налетов штурмовиков мы снова рину лись в атаку и опрокинули сопротивлявшихся немцев. З а няв I остнлицы, мы воочию убе дились, какими страшными для врага были штурмовые н а л е ты: разгромленные командные пункты, сотііш расстрелянных гитлеровцев, разбитые ав то машины. и повозки, разворо ченные дзоты и землянки. Од ним словом, чистая работа •— балтийская!». В з а и м о д е й с т в и е в б о ю Успех штурмовых действий балтийской авиации отнюдь не был случаен. Он опирался на самую тщательную подготовку, на кропотливую предваритель ную отработку всех вопросов, связанных с взаимодействием штурмовиков с наземными войсками, в частности и в первую очередь—с танковыми подразделениями. Штабы авиа ционных частей задолго до н а чала наступления широко практиковали совместные уче ния! на земле и с практиче скими вылетами экипажей. Не раз организовывались и това рищеские встречи офицеров- летчиков с пехотинцами, тан кистами!, артиллеристами. На встречах обсуждалась тактика совместных действий. Все это содействовало развитию еди ных взглядов, укрепляло в за имопонима ние ра зличя ых сил в бою. Гибкое боевое управление обеспечивало реализацию на ступательных планов. Неожи данности в оперативной обста новке, которые возникали н но могли ие возникать, новые так тические моменты, отдельные ошибки и недостатки находи ли себе быстрое разрешение благодаря постоянному конт ролю за действиями летчиков. Особое- внимание обращалось на связь самолетов с танками, пехотой, артиллерией. На поле бон контакт между взаимо действующими силами был не прерывен. Д ля этого офице ры—спецналисты ави ацион ных частей регулярно выезжали в наземные части и на мосте решали вопросы взаимодей ствия. Кроме того, один из от ветственных офицеров авиасое динения постоянно находился на передовой линии, в районе действия своих самолетов, и управлял ими по радио. Пол ковник Сербии п своей статье «Балтийские летчики в боях на Ленинградском фронте» приво дит характерные выдержки из передач майора Дмитриевско го штурмовикам: «Вы идете над овонмн. Возьмите южнее. Действуйте», «Противник отходит в II. В Н. немецкие танки. Бейте но войскам на дороге». «До вас бьют э д а ш и - Сво дите за Второй немец, жайте- Р но осмелился т “ З а с о в а л , вально держи пулеметным огнем видя ата- нуто сняу с% йнесколько дней про одного «Илькжш- правлял ее ^ро.мя «Фокке-Вульфа- рес-ах наст) уру0Щ1.к возвращался частей. о задания. Неожидан- Летчики, с» 'лаков вынырнул «ФВ- самолету. Третьяков немца и, раз- очередь; Не вправо. исполмом® ірпьітадая пристроиться дачи ДОН<- | нашему самолету, своих иаолм- ЛРЙ.тснант таком виде. , заметил «В резудаѴь, дал ра один дли: ге в пункте вреМЯ воздушный стре. еялы п р о тирк е ) доложил коман- Подоонью -ио.тста: ляли быстро -ѳ 0ДИН «фоикѳ-Цульф» пажи самом .ходит в хвост. ШИХСЯ в ВОЗЗІ{ков развернулся влево Командиры трассой встретил ционных перешел на брею- тщательно Я; наземных вом на «Ильюшина» устре- дения резудафбтий немецкий истре- или б о м ^ - н одновреме нно—один командирам , ' ІЙ зашел в хвост, танковых Щ® отвернул вправо и лидировали ? Фашиста. Немецкий ствий зкипада который заходил с молетов. !а-л под огонь стрел - П о Ѵ Ч Й Т ^ давно ждал этого WOTHO восполь- 7 же оче- Э П И З О Д ^ пулемета он проучил --------—■ “ истребитель. «Фок- Боевых> ^ю , Задымил и рухнул SSTSsfer «о» - п т Штурмов^» «ил поврежден и от раз приход0' Оставшиеся «Фокке- в воздух* « вамвтилв это и противника, В. тервененнем законам Jj тики, выход все зависело от из порой И мав(^Г!ИК:! Третьяков, Так штурі і е с н ы и 1ГРУЯ‘ прижима' полііяя 6 < b!c««M массивам, все атакован Л £ Лонялся от атак фа- обстаі^У® истребителей и су- пршіять иолучно о победой шись. 99 ** с еще стали возвратиться на свои аэро дром. Оба эти эпизода лишний ірап свидетельствуют о том, что штурмовик должен всегда при нимать активный оборонитель ный бой с. истребителями про тивника и не уклоняться от него. Подвиг к а п и т а н а И р ж а к Летчики-североморцы хорошо знают капитана Иржак. Выло время—он сражался в одном с ними строю. В дни на сту пленил.' под Ленинградом капитан Иржак со своими лет чиками помогал доблестным красноармейским частям гнать ненавистную немчуру, окру жать J 4 уничтожать ее. Однажды в землянке, где в свяі ЗН с ненастной погодой проходили занятия по и зуче нию района полетов, зазвонил телефон. Ад’ютант подразде ления принял приказание: — Капитан Иржак, лейтенант Максюта. лейтенант Голиков, младший лейтенант Савченко, немедленно выруливайте на старт. Ведущий—капитан Ир жак.. Летчики бросились к маши нам:. Уже гудят моторы. Еще мгновение—и в небо о рваны ми облаками навивается раке та. Штурмовики уходят к л и нии фронта, чтобы нанести бомбо-штурмовой удар по ско плению живой силы н авто транспорту врага в прифрон товом пункте. Над целью «Ильюшины» поя. вились неожиданно, нспользо ва,в низкую облачность, н лет чики увидели под крыльями своих машин центральную улицу, доотказа забитую не мецкими солдатами и автома шинами. Капитан Иржак, спустившись почти до бреющего, стреми тельно пронесся вдоль улицы, расстреливая врагов пушечно- пулеметньш огнем. Ведомые следовали за своим коман диром. Изуродованные маши ны, десятки расстрелянных немцев, перевернутые обозы в хаотическом нагромождении валялись там, где проштурмо- вал капитан Иржак. Заговорили молчавшие до этого немецкие автоматы. Весь огонь они сосредоточили на ведущем. Загорелась кабина летчика, огонь охватил весь самолет, и летчики увидели, как капитан Иржак последним усилием развернул самолет вправо к молнией врезался в большое здание, вокруг кото рого скопилось много автома шин и пехоты, противника. Р а з дался страшный взрыв, и в небо потянулись огромные языки пламени, озаряя путь героя в бессмертие. В б о я х з а Р о п ш у Особенно трудные задания выполняли балтийские летчики в боях за Ропшу. На подсту пах к этому сильно укреплен ному пункту немцы сосредото чили большие силы и попы тались оказатъ ожесточенное сопротивление. Яростно отби вали они атаки наступавших красноармейских частей, Груп пы балтийских штурмовиков, ведомых Героем Советского Союза гвардии майором. Кара севым1 и майором Акаевым, по могали пехотинцам и непре- рыодие аиседи над целью. Войска Ленинградского фронта, развивая I наступление, в ночь на 26 января штурмом ов ладели. городом и крупным железнодорожным узлом ГАТЧИНА (Красногвардейск)... { В боях за овладение городом ГА ГЧИНА от - личились... летчики генерал-лейтенанта авиации : САМОХИНА . В ознаменование одержанной победы наибо лее отличившиеся в боях соединения и части ' представить к присвоению наименований „ГА Т ‘ ПИНСКИХ" и к награждению орденами. Из приказа Ьерховного Главнокомандующего, Вставая в круг, они беспро рыбным 1 огнем буквально при жимали' неміііев к земле. 13 итоге героических ствий наших летчиков Ропшей были истреблены ни немецких солдат й дей- под сот- офн цѳров я уничтожено много военной техники противника. Боевая активность летчиков Балтики во многом способство вала успеху операции и в зн а чительной степени содейство вала занятию этого сильного опорного пункта и важного уз ла дорог. Приказом Верховного І л а в нокомандующего соединению балтийских летчиков было при своено наименование «Роп- шинского». Эта высокая честь добыта в боях, потребовавших предельного напряжения енл н беззаветного героизма. «Роп- шинцы» в труднейших ме 'пч>рологнческих условиях до конца выполнили свой долг, и в летописях великой леніш градской победы вечно будут значиться их имена. Под Ропшей активно дей ствовала и балтийская бом барднровочная авиация. На до рогах вокруг города и в са мом городе были сконцент рированы крупные Скопле ш ія неприятельских войск, техники и автотранспорта, с т я гивавшихся сюда под неудер жимым натиском советских частей. Командование нашло целесообразным именно здесь нанести врагу мощный удар силами пикирующих в ночных бомбардировщиков. Задания выполняли капита ны Победкни, Стрелецкий и другие. Умело подсвечивая цель, они всю ночь громили вражеские расположения, а днем над целью появились прославленные ^ пикировщики подполковника Курочкина. По года не благоприятствовала их действиям, но, несмотря на это. они применили массовые налеты и, наращивая силы, последовательными волнами метко бомбили забитый враже ской техникой узел дорог. Осо. бенно отличились капитаны Голубев, Лазарев, младший лейтенант Ка-ратодіш и дру гие. В течение этих суток на ши части сломили сопротивле ние уже значительно намотан, ного гарнизона и стремитель ным штурмом овладели Роп шей. Присвоение пикировочному полку подполковника Курочки на звания Гвардейского и на граждение двух других пол ков орденами Красного Знаме ни совпало с получением «ропшннцамн» их славного наименования. С ы н ы в е л и к о й п а р т и и Летчики-коммунисты, как всегда, так и теперь, в дни наступления под Ленинградом, была » первых рядах гродаого воздушного воинства, громив- шето врага. Верные сыны ве ликой партии Ленина. - Сталина, они цементировали наступательные строи крыла тых балтийцев, героическим примером умножали их ратные подвиги. Вражеские огневые точки мешали войскам фронта гнать немцев от Ленинграда. Комму, нист-летчик Кулаго получил задание наводить наши танки на подавление огневых точек противника. Тринадцать раз под ураганным обстрелом з е ниток он один, как метеор, проносился над полем боя — и наводимые им танки успеш но громили вражеские дзоты. Кулаго свято выполнил свой долг, и только когда его са молет был буквально изреше чен зенитным огнем, он совер шил посадку. Летчику предло жили отдохнуть—&едь задание было таким напряженным. Но коммунист Кулаго настойчиво просил снова послать его в воздух-добивать врага. Он по летел вновь, этот подлинный воин-большевик. Вражеские огневые точки были подавле ны. Наша пехота двинулась вперед. И таких примеров—десятки, сотни. В дни ожесточенных насту нательных боев лучшие летчи ки, штурманы, стрелки-ради сты и техники вступали в р я ды большевистской партии, ру ководимые одним желанием итти в бой коммунистами, драться с немцами так, как де рутся большевики. По боевым характеристикам был принят в партию знатный штурмовик гвардии старший лейтенант Фоменков, в кандидаты пар тин—молодой летчик гвардии младший лейтенант Балашов, уничтоживший за четыре бое вых дня пять немецких тан ков, три артиллерийские ба тареи, четыре зенитных ав томата, тридцать девять авто машин, много живой силы нротивника. На высоком уровне стояла I политическая работа в дни наступления. Партийный актив заслушивал, например, доклад Героя Советского Союза гвар дии майора Карасева, обоб щавший нтогн боевой и пар тнйно-политической работы за первые пять суток боев. В пе рерывах между боевыми выле тами мастера штурмовок Фо менков и Родионов делились опытом штурмовых атак с мо лодыми летчиками, допускав шнми ряд ошибок. Некоторые летчики утвер. ждали, что на скоростном истребителе штурмовать на земные войска противника не возможно. Парторг эскадрильи Сусанин не стал спорить. Он поднял четверку истребителей в воздух и направился к ли нии фронта. Здесь истребители атаковали неміцав, 29 автофур гонов. свыше 50 немецких сол дат уничтожили штурмовым налетом истребители. Т а к п ар торг личным нриАіером учил, как надо уничтожать врага. Парторг Матыкин прикрепил з кабинах самолетов портреты товарища Сталина. Это было сделано перед самым боевым вылетом. Какова была радость летчиков, когда, взлетев, они увидели портрет родного Сталина в своих кабинах! Л ет чик ОвчАренко- говорил, что У ного было такое чувство,, слов но рядом с ним, в кабине с а молета, находится сам Сталин. О том лее говорили и другш» летчики: «Сталин смотрел на нас, и мы были сильнее нем пев со всеми их зенитками автоматами и истребителями». Г а т ч и н ц ы Когда самолет гвардии лей тенанта Кафоева на очень низкой высоте появился над автоколонной, немцы открыли яроет ный пул еметно-автомат - ный огонь. Но гвардеец Ка- фоѳв прорвался к цели п сбросил бомбы на самое боль шое скопление- автотранспорта. Разоренные немцы стали ещь яростнее» стрелять но уходяще му самолету. Несколько пуль н осколков впились в тело лет чнка. Кафоев почувствовал острую боль в левой ноге, но продолжал вести машину. Штурман гвардии лейтенант Богомолов, узнав о ранении летчика, быстро перевязал ему ногу. Превозмогая боль. Ка- фоѳв привел самолет н а свой аиродром и, произвел посадку. При осмотре машины было обнаружено двадцать пробоин, а также пробитая покрышка шасси одного пз колес. Только исключительная стойкость, му- ж'осгно и летное мастерство позволили, ра веному гвардвй- цу привести поврежденный са молет на аэродром. Кафоев—один из летчиков того авиационного соединения Краснознаменной Балтики, ко. торому приказом Верховного Главнокомандующего товарища Сталина было присвоено наиме нование «Гатчинского». В про рыве вражеской обороны под Ленинградом и в овладении сильно укрепленным оборони тельным узлом немцев отваж ным .летчикам, штурманам и стрелкам-радистам этого сое динения пришлось проявить все мастерство, добытое за го ды войны, весь неиссякаемый боевой энтузиазм. В о и м я п о б е д ы Летчики Гатчинского авиа ционного соединения Военно- Воздушных Сил Краснознамен ного Балтийского флота так же, как и летчики Роптнин- ского авиационного соедине ния, получили свои наимено вания «ропшннцев» и агат чинцев» в результате высокой оценки их боевого труда со стороны Верховного Глав- нокомандующех'о товарища Сталина. Со всех флотов шлют летчики советских морей позд. равления н братские приветы соколам - балтийцам. Желая ярошпикцам» и «гатчинцам» Новых боевых успехов, при ближающих час окончательного разгрома врага, летчики-севе роморцы, клянутся не уронить чести и своего родного Север ного флота и с еще большей, неизменно наступательной яро. стью уничтожать фашистское отребье в воздухе, на море и на земле. Они берут себе на вооружение опыт насгулатель ных боев авиации Балтики, чтобы применить его во имя победы и во славу отчааиы-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz