Североморский лётчик. 1944, февраль.

СЕВЕРОМОРСКИЙ — 18 ф евраля 19-іі г ѵ> Р а д и о н а в и г а ц и я О С * ) Т 0П О & 1 П О Л 0 X 0 Лейтенант М . Найдович МШИВШИМ Всем известно, как необхо­ дим контроль полота, выпол­ няемого по магнитному компа­ су методами радионавигации. Особенно эффективно приме­ нение радионавигации там, где нот возможности подкрепит:, компасную навигацию в и зу а л ь ­ ной ориентировкой. Любой по­ лот над морем вне видимости берегов, над облаками, в у сло ­ виях ограниченной видимости и особенно слепой полет о б я ­ зываем штурмана подкреплять и контролировать прокладку пути с помощью средств радио, навигационного обеспечения. Самолетовождение в облаках н за облаками осуществимо при условии наличия у экипа­ жа определенных навыков. Слепой полет требует от л е т ­ чика огромного нервного н а ­ пряжения, которое расходуется на точное .и длительное сохра­ нение курса, скорости и высо­ ты, а такж е на выполнение снижения, под’ема и разворо­ тов. От штурмана эти полеты •требуют твердых практиче­ ских навыков в расчетах и измерениях , умения быстро и надежно восстанавливать де. тальную ориентировку после выхода под облака на основе точного определения расчет­ ных мест. Доказано, что штур ­ мам, который на 10—15 минут «летит впереди своего самоле­ та» и дублирует свои р асч е ­ ты навигационными методами, всегда проводит самолет по '4.-аиному пути .и точно выхо- -ИТ к аэродрому посадки. Все самолеты, вооруженные радиополукомпасом с поворот- рамкой, дают возможность контролировать прокладку пу ­ ти но только по направлению, но и по дальности — методом предвычисленного курсового угла радиостанции. Этот метод >чень прост, надежен и описан в руководствах по радионави­ гации. Для того, чтобы не з а ­ громождать себя лишними расчетами, следует лишь раз и навсегда пересоставить график радиодевиации. Чтобы пользо­ ваться методом гіредвычислен- ного курсового угла радио­ станции, необходимо, кроме обычного графика радиостан ­ ции, иметь другой график зави ­ симости дельта Р от курсового угла радиостанции. При с п и ­ сывании радиодйшъашш мы всегда получаем три величины лольта. Р. отсчет радиокомпа­ са и курсовой угол радио­ станции, на основании которых строится график зависимости дельта Р в функции от отсче­ та радиокомпаса, либо дельта Р в функции от курсового угла радиостанции. Мы пред ­ лагаем строить только один график в виде маленькой но­ мограммы, в которой дельта Р как бы не существует, а б е ­ рется сра зу отсчет радиоком­ паса, соответству’ющий данно­ му курсу у гл а радиостанции иди наоборот (см. схему). 0 2 0 4 0 6 0 9 0 1 2 0 1 1 4 0 . 1 1 7 0 1 9 0 1 0 Р К 0 2 5 5 0 6 5 9 0 1 1 5 1 3 0 1 6 5 1 9 0 К У Р 0 Р К 1 8 0 1 2 0 0 2 2 0 2 4 0 2 7 0 I 3 0 0 1 3 2 0 1 3 4 0 і 3 6 0 ... 1 К У Р 1 8 0 2 0 5 2 3 0 2 5 0 2 7 0 2 9 5 3 1 0 3 3 5 3 6 0 Приведу пример грамотного контроля пути этим методом штурмана капитана Селезнева п ри р азведке морских комму­ никаций Северной Норвегии. Для! определения момента прохождения тр а в е р з а порта ifi. он восстановил от него перпендикуляр к линии пути, н точку, полученную пересече. ки ем данных прямых, соединил с местом стоянки нашей ра- : диостааздни. Измерив тран ­ спортиром) курсовой угол р а ­ диостанции, он взял из г р а ­ фика значение отсчета радио­ компаса, ему соответствующее и развернул на него рамку. Когда стрелка индикатора курса пришла на нуль, штур­ ман отметил момент Прохож­ дения траверза порта. Способ ѳтот можно исполь­ зовать также для определения ВЕСТИ С ЧЕРНОМОРЬЯ Воздушные бои над Керченским проливом 23 сраж ения з а один день На днях летчики-черномор­ цы вели ожесточенные воз­ душные бои с вражескими самолетами над Нерченским проливом и позициями на­ ших войск. Немцы крупными силами авиации пытались нарушить переправу через Нерченский фолив и нанести удары по нашим войскам. Летчики- истребители частей Героя Советского Союза Авдеева и Алексеева сорвали замыслы гитлеровского командования. С первых встреч в воздухе наши истребители взяли ини­ циативу е свои руки. Боевой счет дня открыли летчики-гвардейцы групп истріебителей под командова­ нием Кологривова. Они завя­ зали бой с «Фокке-Вульфа- миі- и «Мессершмиттами». Схватка была короткой, но яжввточвнной. 8 результате смелых атак гвардии капитан Кологривов обил <Мессершмитт», гвар­ дии капитан Феоктистов ,<фокке-8ульф». В следующих воздушных боях гвардии майор Локин- ский, младшие лейтенанты ХворЮв, Нотов. Калашников и лейтенант Нозумов сбили каждый по одному вражеско­ му истребителю. Не раз от­ личившийся в боях гвардии капитан Войтенно в упор расстрелял фашистский бом­ бардировщик «Юнкерс-87». Особенно упорные схватки с вражескими истребителями разыгрались перед сумерка­ ми. Черноморцы, сохраняя за собой господство и инициа­ тиву в воздухе, наносили врагу дерзкие удары. По од­ ному «Мессершмиттуч сбили Герои Советского Союза гвар­ дии капитан Гриб, гвардии старший лейтенант Тарасов и младший лейтенант Агеев. Героически сражались в этот день старший лейтенант Шапочкин, гвардии младший лейтенант Акулов и младший лейтенант Парфимекко. Они сбили шесть «Мессершмит- тов > и один «Юнкере». Старший лейтенант Шапоч­ кин, на боевом счету кото­ рого уже было пять сбитых вражеских самолетов, унич­ тожил еще три «Мессер- шмитта», Акулов и Парфи- менко сбили по два враже­ ских самолета. Всего за день проведено 23 воздушных ісражения, в результате которых сбито 18 фашистских ^дмрлвтв*. момента разворота на следую- і щий курс. Большую любовь завоевал J себе радиомаяк, работающий і пеленгом. Этот маяк с е ч е т : маршрут на определенные} участки, помогает штурманам ъ определении расчетных мест. I позволяет обходить районы j противника, насыщенные силь- ; ной ПВО, облегчает опреде- j лять момент выхода с ам о л е т а . на меридиан аэродрома. Кро- ! ме того, штурман в любой точке окружности, ограничен- кой радиусом дальности дей ­ ствия радиомаяка, в любое время знает курс д л я во звра­ щения на аэродром. Ночная работа авиации д а л ь ­ него действия немыслима без применения радионавигации, как основного способа контро­ л я пути и при возвращении на аэродром. Штурман-ночник, как правило, на землю не смотрит, а ведег машину, комплекенруя методы компасной и радиона­ вигации. Все средства радио­ навигационного обеспечения полета дают вполне достаточ ­ ную точность для определения расчетных мест и для выхода на аэродром посадки. Но вы­ ход на цель компасная нави ­ гация решает точнее. Чем дальше расположены назем ­ ные радиосредства, тем меньше точность определения по ним. Поэтому в полете следует пользоваться радиостанциями противника, эшелонированными в глубину еро территории. На­ пример, майор Морозов для пе­ релета. о одного нашего отд а ­ ленного аэродрома использовал то обстоятельство, что прямая, соединяющая аэродром взлета с радиостанцией противника, выводит на характерный л и ­ нейный ориентир в районе по­ садки. Перелет был совершен блестяще н, кроме тренировки, доставил экипажу большое мо­ ральное удовлетворение. Штур. маны Скнарев. Сырчин, Селез­ нев, Белый, Смирнов, Козлов, и многие дру гие любят радио­ навигацию и умело сочетают ее с компасной навигацией в каждом полете. У нас созданы все условия для полетов в светлое и т ем ­ ное время суток без штурман­ ских происшествий. Надо толь­ ко постоянно совершенствовать и отрабатывать навык, с р а ­ дионавигационной апп арату ­ рой, а также знать напамять методы восстановления ориен­ тировки на нашем театре и применять необходимые меры по предотвращению потерн ее. і Вместе с первым эшелоном десанта, которому предстоит после быстрой высадки (в от­ дельных случаях даже без причаливания к самому б ер е ­ гу) броском овладеть берего­ выми укреплениями противни­ ка, высаживаются легкие сред ства усиления: противотанко­ вые пушки, легкие минометы, расчеты противотанковых р у ­ жей. Не исключена возможность, что в первые дни операции может разыграться шторм на море, который резко ограничит или же сд елае т совершенно невозможным использование судов небольшого ‘тоннажа для доставки десанту средств уси ­ ления*—танков, артиллерии — и всех видов питания. К этому всегда нужно быть готовым, и в такой обстановке авиации приходится работать с макси­ мальным напряжением. Одно­ временно восполняя недоста. ■точный огонь артиллерии, ко- Подготовка к боевому выло ту ночного бомбардировщ? Рис. на линолеуме Б. КрЫ ИОВОС ТИ АВИА ТЕХНИКИ ЗА РУБЕЖОМ .Летающее крыло" Начальник конструкторского бюро з а ' , водов „Генри Кайзера- ^США) сооб* , шает о разработке проекта нового т р а іг j спортною самолета типа „Л етающее крыло". Размах сам ол ета—S3 м. полет- -; ный вес — 80 т. Силовая установка со- ! стоит из четырех моторов по 2000 л. с. і Радиус действия „Летающего крыла" j при перевозке только горючего, достиг­ нет 27000 км. („Авиэйшеи Риверсивный пропеллер _ В Англии испытывается возможность применения риверсивного п роп еллера, для торможения скорости самолета при пикировании и посадке. Эта задача, не представляющая особых трудностей с механической стороны, сложна с аэро­ динамической точки зрения. „Эропленѵ И З БОЕВОГО ОПЫТА МОРСКОЙ АВИАЦИИ В з а и м о д е й с т в и е с м о р с к и м д е с а н т о м Подполковник Т. Пшеняник (О кончание . Начало ом. «Се вѳроморсний л е тч и к » от 17 февраля). торуто и з-за шторма нельзя п е ­ реправить десанту в необходи­ мом количестве, заменяя без­ действующие во время шторма плавсредства, приходится до­ ставлять десанту в грузовых парашютных мешках боепри­ пасы и дру гие грузы , необхо­ димые для бесперебойного п и ­ тания боя. Обстановка может заставить применить для этих целей н е только транспортные самолеты, но и боевую часть авиации, в первую очередь штурмовики и ночные легко ­ моторные бомбардировщики. Боевой опыт показал, что од ­ новременно с группами, сбра­ сывающими грузовые парашю­ ты. необходимо посылать сп е ­ циальные группы штурмовиков для подавления зенитных средств противника, выделяя достаточное количество истре. ■пнтел ей для их прикрытия. Наряду с действиями по .на­ земным целям, авиации в ин ­ тересах десанта придется дей ­ ствовать И ПО морскі:' противника. Этіі. ,№',; основном включают в 'ѵ задачи. Первой из них ег с я бомбардировочные к - мовые налеты на плаЕ? противника в его портах. Второй задачей яз.. действия авиации протй ] КИХ морских СИЛ-'прок»;: помощью которых он j пытаться блокировать ^ никации десанта. К ' ■ких легких морских, се' ■] вую очередь относятся я катера и быстрохоль сантные баржи (БДЫ. q женные 45-мм . и ками. Такие плавсредств! Д спасения потерь от_ нашей авиации главным образом ночью- Боевой опыт также что противник, ус-тан»1 плавсредствах мл.'-"; ную зенитную

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz