Североморский лётчик. 1944, февраль.
СЕВЕРОМОРСКИЙ — 18 ф евраля 19-іі г ѵ> Р а д и о н а в и г а ц и я О С * ) Т 0П О & 1 П О Л 0 X 0 Лейтенант М . Найдович МШИВШИМ Всем известно, как необхо дим контроль полота, выпол няемого по магнитному компа су методами радионавигации. Особенно эффективно приме нение радионавигации там, где нот возможности подкрепит:, компасную навигацию в и зу а л ь ной ориентировкой. Любой по лот над морем вне видимости берегов, над облаками, в у сло виях ограниченной видимости и особенно слепой полет о б я зываем штурмана подкреплять и контролировать прокладку пути с помощью средств радио, навигационного обеспечения. Самолетовождение в облаках н за облаками осуществимо при условии наличия у экипа жа определенных навыков. Слепой полет требует от л е т чика огромного нервного н а пряжения, которое расходуется на точное .и длительное сохра нение курса, скорости и высо ты, а такж е на выполнение снижения, под’ема и разворо тов. От штурмана эти полеты •требуют твердых практиче ских навыков в расчетах и измерениях , умения быстро и надежно восстанавливать де. тальную ориентировку после выхода под облака на основе точного определения расчет ных мест. Доказано, что штур мам, который на 10—15 минут «летит впереди своего самоле та» и дублирует свои р асч е ты навигационными методами, всегда проводит самолет по '4.-аиному пути .и точно выхо- -ИТ к аэродрому посадки. Все самолеты, вооруженные радиополукомпасом с поворот- рамкой, дают возможность контролировать прокладку пу ти но только по направлению, но и по дальности — методом предвычисленного курсового угла радиостанции. Этот метод >чень прост, надежен и описан в руководствах по радионави гации. Для того, чтобы не з а громождать себя лишними расчетами, следует лишь раз и навсегда пересоставить график радиодевиации. Чтобы пользо ваться методом гіредвычислен- ного курсового угла радио станции, необходимо, кроме обычного графика радиостан ции, иметь другой график зави симости дельта Р от курсового угла радиостанции. При с п и сывании радиодйшъашш мы всегда получаем три величины лольта. Р. отсчет радиокомпа са и курсовой угол радио станции, на основании которых строится график зависимости дельта Р в функции от отсче та радиокомпаса, либо дельта Р в функции от курсового угла радиостанции. Мы пред лагаем строить только один график в виде маленькой но мограммы, в которой дельта Р как бы не существует, а б е рется сра зу отсчет радиоком паса, соответству’ющий данно му курсу у гл а радиостанции иди наоборот (см. схему). 0 2 0 4 0 6 0 9 0 1 2 0 1 1 4 0 . 1 1 7 0 1 9 0 1 0 Р К 0 2 5 5 0 6 5 9 0 1 1 5 1 3 0 1 6 5 1 9 0 К У Р 0 Р К 1 8 0 1 2 0 0 2 2 0 2 4 0 2 7 0 I 3 0 0 1 3 2 0 1 3 4 0 і 3 6 0 ... 1 К У Р 1 8 0 2 0 5 2 3 0 2 5 0 2 7 0 2 9 5 3 1 0 3 3 5 3 6 0 Приведу пример грамотного контроля пути этим методом штурмана капитана Селезнева п ри р азведке морских комму никаций Северной Норвегии. Для! определения момента прохождения тр а в е р з а порта ifi. он восстановил от него перпендикуляр к линии пути, н точку, полученную пересече. ки ем данных прямых, соединил с местом стоянки нашей ра- : диостааздни. Измерив тран спортиром) курсовой угол р а диостанции, он взял из г р а фика значение отсчета радио компаса, ему соответствующее и развернул на него рамку. Когда стрелка индикатора курса пришла на нуль, штур ман отметил момент Прохож дения траверза порта. Способ ѳтот можно исполь зовать также для определения ВЕСТИ С ЧЕРНОМОРЬЯ Воздушные бои над Керченским проливом 23 сраж ения з а один день На днях летчики-черномор цы вели ожесточенные воз душные бои с вражескими самолетами над Нерченским проливом и позициями на ших войск. Немцы крупными силами авиации пытались нарушить переправу через Нерченский фолив и нанести удары по нашим войскам. Летчики- истребители частей Героя Советского Союза Авдеева и Алексеева сорвали замыслы гитлеровского командования. С первых встреч в воздухе наши истребители взяли ини циативу е свои руки. Боевой счет дня открыли летчики-гвардейцы групп истріебителей под командова нием Кологривова. Они завя зали бой с «Фокке-Вульфа- миі- и «Мессершмиттами». Схватка была короткой, но яжввточвнной. 8 результате смелых атак гвардии капитан Кологривов обил <Мессершмитт», гвар дии капитан Феоктистов ,<фокке-8ульф». В следующих воздушных боях гвардии майор Локин- ский, младшие лейтенанты ХворЮв, Нотов. Калашников и лейтенант Нозумов сбили каждый по одному вражеско му истребителю. Не раз от личившийся в боях гвардии капитан Войтенно в упор расстрелял фашистский бом бардировщик «Юнкерс-87». Особенно упорные схватки с вражескими истребителями разыгрались перед сумерка ми. Черноморцы, сохраняя за собой господство и инициа тиву в воздухе, наносили врагу дерзкие удары. По од ному «Мессершмиттуч сбили Герои Советского Союза гвар дии капитан Гриб, гвардии старший лейтенант Тарасов и младший лейтенант Агеев. Героически сражались в этот день старший лейтенант Шапочкин, гвардии младший лейтенант Акулов и младший лейтенант Парфимекко. Они сбили шесть «Мессершмит- тов > и один «Юнкере». Старший лейтенант Шапоч кин, на боевом счету кото рого уже было пять сбитых вражеских самолетов, унич тожил еще три «Мессер- шмитта», Акулов и Парфи- менко сбили по два враже ских самолета. Всего за день проведено 23 воздушных ісражения, в результате которых сбито 18 фашистских ^дмрлвтв*. момента разворота на следую- і щий курс. Большую любовь завоевал J себе радиомаяк, работающий і пеленгом. Этот маяк с е ч е т : маршрут на определенные} участки, помогает штурманам ъ определении расчетных мест. I позволяет обходить районы j противника, насыщенные силь- ; ной ПВО, облегчает опреде- j лять момент выхода с ам о л е т а . на меридиан аэродрома. Кро- ! ме того, штурман в любой точке окружности, ограничен- кой радиусом дальности дей ствия радиомаяка, в любое время знает курс д л я во звра щения на аэродром. Ночная работа авиации д а л ь него действия немыслима без применения радионавигации, как основного способа контро л я пути и при возвращении на аэродром. Штурман-ночник, как правило, на землю не смотрит, а ведег машину, комплекенруя методы компасной и радиона вигации. Все средства радио навигационного обеспечения полета дают вполне достаточ ную точность для определения расчетных мест и для выхода на аэродром посадки. Но вы ход на цель компасная нави гация решает точнее. Чем дальше расположены назем ные радиосредства, тем меньше точность определения по ним. Поэтому в полете следует пользоваться радиостанциями противника, эшелонированными в глубину еро территории. На пример, майор Морозов для пе релета. о одного нашего отд а ленного аэродрома использовал то обстоятельство, что прямая, соединяющая аэродром взлета с радиостанцией противника, выводит на характерный л и нейный ориентир в районе по садки. Перелет был совершен блестяще н, кроме тренировки, доставил экипажу большое мо ральное удовлетворение. Штур. маны Скнарев. Сырчин, Селез нев, Белый, Смирнов, Козлов, и многие дру гие любят радио навигацию и умело сочетают ее с компасной навигацией в каждом полете. У нас созданы все условия для полетов в светлое и т ем ное время суток без штурман ских происшествий. Надо толь ко постоянно совершенствовать и отрабатывать навык, с р а дионавигационной апп арату рой, а также знать напамять методы восстановления ориен тировки на нашем театре и применять необходимые меры по предотвращению потерн ее. і Вместе с первым эшелоном десанта, которому предстоит после быстрой высадки (в от дельных случаях даже без причаливания к самому б ер е гу) броском овладеть берего выми укреплениями противни ка, высаживаются легкие сред ства усиления: противотанко вые пушки, легкие минометы, расчеты противотанковых р у жей. Не исключена возможность, что в первые дни операции может разыграться шторм на море, который резко ограничит или же сд елае т совершенно невозможным использование судов небольшого ‘тоннажа для доставки десанту средств уси ления*—танков, артиллерии — и всех видов питания. К этому всегда нужно быть готовым, и в такой обстановке авиации приходится работать с макси мальным напряжением. Одно временно восполняя недоста. ■точный огонь артиллерии, ко- Подготовка к боевому выло ту ночного бомбардировщ? Рис. на линолеуме Б. КрЫ ИОВОС ТИ АВИА ТЕХНИКИ ЗА РУБЕЖОМ .Летающее крыло" Начальник конструкторского бюро з а ' , водов „Генри Кайзера- ^США) сооб* , шает о разработке проекта нового т р а іг j спортною самолета типа „Л етающее крыло". Размах сам ол ета—S3 м. полет- -; ный вес — 80 т. Силовая установка со- ! стоит из четырех моторов по 2000 л. с. і Радиус действия „Летающего крыла" j при перевозке только горючего, достиг нет 27000 км. („Авиэйшеи Риверсивный пропеллер _ В Англии испытывается возможность применения риверсивного п роп еллера, для торможения скорости самолета при пикировании и посадке. Эта задача, не представляющая особых трудностей с механической стороны, сложна с аэро динамической точки зрения. „Эропленѵ И З БОЕВОГО ОПЫТА МОРСКОЙ АВИАЦИИ В з а и м о д е й с т в и е с м о р с к и м д е с а н т о м Подполковник Т. Пшеняник (О кончание . Начало ом. «Се вѳроморсний л е тч и к » от 17 февраля). торуто и з-за шторма нельзя п е реправить десанту в необходи мом количестве, заменяя без действующие во время шторма плавсредства, приходится до ставлять десанту в грузовых парашютных мешках боепри пасы и дру гие грузы , необхо димые для бесперебойного п и тания боя. Обстановка может заставить применить для этих целей н е только транспортные самолеты, но и боевую часть авиации, в первую очередь штурмовики и ночные легко моторные бомбардировщики. Боевой опыт показал, что од новременно с группами, сбра сывающими грузовые парашю ты. необходимо посылать сп е циальные группы штурмовиков для подавления зенитных средств противника, выделяя достаточное количество истре. ■пнтел ей для их прикрытия. Наряду с действиями по .на земным целям, авиации в ин тересах десанта придется дей ствовать И ПО морскі:' противника. Этіі. ,№',; основном включают в 'ѵ задачи. Первой из них ег с я бомбардировочные к - мовые налеты на плаЕ? противника в его портах. Второй задачей яз.. действия авиации протй ] КИХ морских СИЛ-'прок»;: помощью которых он j пытаться блокировать ^ никации десанта. К ' ■ких легких морских, се' ■] вую очередь относятся я катера и быстрохоль сантные баржи (БДЫ. q женные 45-мм . и ками. Такие плавсредств! Д спасения потерь от_ нашей авиации главным образом ночью- Боевой опыт также что противник, ус-тан»1 плавсредствах мл.'-"; ную зенитную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz