Североморский лётчик. 1944, февраль.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК — 10 fjsenr Iля 1944 Г ,Ѵо Заметки о создании слетанно пары Ctnapuiu-й. лейтенант Корабли Северного флота: в боевом походе. Фото В. Мищенко. В газете «Североморский лет­ чик» много писалось о ббевой паре, как тактической едини­ це истребительной авиации. Действительно, опыт Отечѳ. ствѳнной войны показал, что пара—основа боевого порядка, малая и самая маневренная ударная группа самолетов. В своей статье я хочу оста* повиться на вопросах создания пары, воспитания ведомого. Что прежде всего нужно для того, чтобы пара была креп­ кой. слетаиной? В народе хо­ дит хорошая пословица: «То­ гда крепка дружба, когда знаешь друга, как самого се­ бя, и веришь ему». Вот с то­ го, чтобы ведущий и ведомый отлично знали друг друга, -на­ до начинать создание пары. Иногда, этому должного значе­ ния не придается. Узнает ве­ дущий фамилию ведомого, по­ интересуется, сколько, с кем и на какие задания он летал, и знакомство на этом кончается. «Остальное в боях», —рассуж­ дает такой ведущий. Конечно, качества летчика проверяются в бою, однако, период до боя, Чудовищные преступления творят финские фашисты. В изобретательности по части зверств и издевательств не' только не уступают своим не­ мецким хозяевам, но зачастую превосходят их. Финны были- участника­ ми губительного артилле­ рийского обстрела Ленин­ града. Финнами наполовину сожжен и разрушен Петроза­ водск — столица Карело-Фин- окой республики. Многие горо­ да и села в захваченных ими районах финны разрушили. Мирное население в большин­ стве своем загнано в концла- герц и в принудительном по­ рядке используется на тяже­ лых работах. Режим, создан­ ный финским1» фашистами для советских гражіан на оккупи­ рованной территории, направ­ лен на методическое истреб­ ление мирного населения. По сообщениям иностранных газет, русские военнопленные используются в Финляндии для мучительных медицинских экспериментов. Издевательства над пленными красноармейца­ ми, известные нашим воинам нще но прошлой войне, носят самый изуверский характер Раненых красноармейцев под­ вергают зверским пыткам — выжигают звезды на теле, сди­ рают с живых кожу, отрезают ступни, жгут живьем. Сердце наливается неизме- Финские злодеи римым гневом при известии о jродромов на бомбежку единст- злодеяниях финнов. И желание] венной в свое время жизнен- каждого воина —- бить беспо- jной артерии Ленинграда — щадно гадов, мечтающих о но- іЛадожской трассы. Но разве не коронии советских народов, о | финские газеты еще недавно завоевании и присоединении jписали; «Ленинград всегда был к Финляндии - громадной со- і врагом нашего народа, врагом, ветскои^ территории, вплоть до Урала. Эти сумасбродные пла­ ны о «Великофииляндии» вы­ нашивались данным- - давно финскими фашистами. Эти бре­ довые мечты получили офи- воторый 'пытался уничтожить нас. Теперь атот город должен погибнуть так же, как Содом и Гоморра. Мы видим в этомбо^ женственную справедливость». Тысячи мирных жителей циалъное признание- в речах | Ленинграда погибли от фин- I юти, в приказах Манноргеймп ских снарядов и бомб. Тысячи и стали программой финских фашистов в ■войне против Со­ советских .замучены граждан финнами уоиты и в захва- встсюого Союза. Советская Ка- ;чѳнных ими районах Карелии, релия. Мурманская область, j За все свои разбойничьи де- Мурманская железная дорога-- jла финны получат сполна. Воз- вот на что оскалил» пасть фин. ;мездие наступило. Оно нача- ские заправилы. ,|лось мощным налетом нашей Увидев поражение герман­ ской' армии и испытав мощь Красной Армии на своей шку­ ре. финны пытаются бить от­ бой. Они «отмежевываются» от своего берлинского хозяина и уже не так охотно вопят о «Ве- ликофинляндии». Они уже уве­ ряют всех, что ведут только <оборонительную войну». Боль­ ше того, боясь ответственности за совершенные злодеяния. Финны уверяют, что непричаст­ ны к преступлениям, соверша­ ющимся в захваченных ими со­ ветских районах, что они но блокировали Ленинград, не разрушали этого города, не по­ сылали самолетов с своих аэ- I бомбардировочной авиации на Хельсинки и. Котку. «И если финские правители рассчиты­ вали- «оборонять Финляндию восточнее Петрозаводска», то теперь они скоро убедятся.что Красная Армия способна за­ щищать границы Советского Союза в районе Хельсинки». («Правда»), Отливаются фин­ скому волку слезы женщин и детей, замученных мирных со­ ветских людей! Летчик-североморец! Малень­ кая ядовитая гадина не менее опасна, чем хищный зверь. Раздави гадину! Еще сильнее ударь по немецко-финеким об’ектам и базам! НАЗНАЧЕНИЕ ПОДОГРЕВА ТЕЛЯ ВОЗДУХА И ПОЛЬЗОВАНИЕ ИМ Главное назначение подогре­ вателя воздуха—предотвратить образование льда в карбюрато­ ре. Лед опасен. так как уменьшает свободное сечение воздушного канала, что пони­ жает отдачу мотора, который в худшем случае может отка­ зать. И далее: куски отломав­ шегося льда могут попасть в нагнетатель и при больших скоростях вращения •крыльчат­ ки (20—30 тысяч оборотов) они могут вызвать поломку ее ло­ паток. Испарение топлива п. :-і вы­ ходе его из жиклеров и фор­ сунок влечет за собоіі пони­ жение температуры в этом пункте на 5—20 град. С. в за­ висимости от летучести топли­ ва. состава смеси и других факторов. Водяные пары, со­ держащиеся в воздухе, прохо­ дя мимо жиклеров-расширите­ лей, часто конденсируются, за. мерзают и осаждаются в виде льдянок на форсунках, рагаы- диффузо- деталях. карбюра- в дожде- . лителях. на стоиках I ра н на других ! Большой частью аз 1 торе появляется лед і .чую или сырую 'погоду, весной Iи осенью, 'когда опносительная ; влажность ноздуха высока и Iтемпература его .находится в Iпределах от 0 град. , до 20 j ! град. С. В таких случаях • ; температура воздуха в диффу- ! j зоре карбюратора может быть j \ ниже точки замерзания воды I и в то же время ниже «точки ; росы» воздуха, т. е. влага, вы. ! деляясь из пето, образует[ капли воды, а последние пре- j г.раідаются в лед. При температуре воздуха на і земле ниже плюс 7 град. С I созможность образования льда.; не так.велика., ибо содержание ьлагн .в воздухе незначитель но. То. же относится к воздуху і на болиной'.высоте во всякое время года. В этих двух слу­ чаях ф у н к ц и я подогревателя; сводится к улучшению репа- і рения и распределению топли­ ва по цилиндрам. Как показывают опыты, в холодную погоду или на боль­ ших высотах наивысшая эко­ номия топлива получается при полном использовании подо­ грева. Подогрев подаваемого в карбюратор воздуха даст улучшение- приемистости. Для правильного использова­ ния подогревателя надо при­ держиваться следующих пра- г-пя: убедиться, что рычаг ул- і-авлеішя подогревом работает нормально. Когда температура воздуха на земле ниже ~ 20 град. С, а также в дождли­ вую и сырую погоду заслонка должна быть приоткрыта. Это важно для безопасности поле­ та и избежания повреждения мотора. В ^очень холодную погоду и на больших высотах подогре­ ватель должен быть открыт почти полностью или полно­ стью. в зависимости от -темпе­ ратуры окружающего воздуха. При слабом подогреве мотор может охладиться настолько, что остановится. Инжешзр-майор А, Л Е Б ІД Е І. шясноные всех положитель­ ных и отрицательных чері ве­ домого—это тоже немаловаж­ ный вопрос. О ведомом веду­ щий должен знать все: как и где учился, какую летную под­ готовку проходил. На земле, а также в учебных боях ведущий проверяет качества ведомого, ого способности. Все это должен знать я ве­ домый о своем ведущем. Поче­ му у нас иногда случается, что в первом же воздушном бою ведомый срывается в што­ пор, отрывается от ведущего и теряет его из вида? Чаще по одной, очень простой причи­ не,—он не знает своего веду­ щего. Вернувшись с задания, последний начинает корить его и даже наказывает. А по су­ ществу разобраться, то ведо­ мый просто не -знал ведущего, на ожидал, какой маневр он может предпринять и, расте­ рявшись, оторвался. Как-то раз во время барража мою пару (ведомым тогда был младший лейтенант Богданов) атаковала четверка «Мессер- шмиттов». Заметив врага, н сразу же полез на высоту, памятуя, что главное в воздуш­ ном бою—преимущество в вы­ соте. Богданов же, уходя от атаки, резко спикировал вниь. Весь бой с немцами мне пришлось вести одному. На земле Я! раз’яснил Богданову его ошибку и даже сделал вид, что недоволен им (это был не первый его вылет). Богданов переживал. В следующий 'полет он уже отлично держался, имея в-се время -преимущество в высоте, и даже в бою сбил «стодевятого». Пара укрепляется не только личным знакомством веду­ щего и ведомого, учебой, пер­ выми боями, но ш дальнейшим совершенствованием своей бое -1 вой выучки. Если ведущий бу­ дет воевать одними и теми же тактическими приемами н не будет передавать свой опыт ведомому—пара потеряет силу. В бою ведомому надо приви­ вать стремление атаковать са­ молет. противника с самой ко­ роткой дистанции. Делать это нужно личным примером. В од­ ном из воздушных боев, когда «Ме-109»' шел в атаку на наши «Летляковы- 2 », я передал команду ведомому: — Атакую «стодевятого®, смотри за мной. Ведомый остался наверху и стал наблю­ дать. Немей, видимо, ‘здорово увлекся «добычей» ж не заме­ чал меня. Воспользовавшись ?тим, я совсем близко подошел к врагу и 'после первой же длинной очереди снял его. Когда «мессер» вспыхнул, я услышал по радио: «Горит, хорошо!» Ведомый видел мою атаку и радовался победе. В атом бою ж ему удалось удач­ но атаковать немца.. Я наблю­ дал за действиями ведомого. Он смело тел на сближение с противником. Первый урок по­ мог—фашист был сбит. Важно не только метко стре­ лять, но и правильно исполь­ зовать в бою боезапас. Как-то р воздушном бою я расстре­ лял все патроны е. больших ракурсов. Когда после не­ скольких фигур мне удалось зайти «стодевятому» почти строго в хвост, вооружение мое молчало—кончились снаряды и патроны. После этого случая я стал б ©сги огонь гик: курса 2/4 и больше""’^ «■ ТОЛЬКО из пулеметов н а * веду огонь с ракурсу « ниже. Такому методу от 1 учу я И своих ведомыз! Как понимать слова <с,„ нал пара»? Значат только то. что ведомый бых условиях умеет гл -і ходить за ведущим? Мна* мается, что нет и, воспі б таком духе веде- щ _ Я WMOIUtL щий делает Ошибку и, перед вылетом ведущщ ^ РИ Т ВеДОМОМу «30 М6ТЦг/% станция, 30—интерваГ метра в сторону». -Ивот мый «торчит» .в хвосте у щего. Он перестает \ вать» свой самолет и не ? jжет быть использован ;ЩИМ для ОСМОТРИТОЛЬЙ-' |и в поиске противника Н» і мотно используется у сало? ;ведомого и мощность мотов ; К вопросу действия ДО ПОДХОДИТЬ ТВОрчеСЕИ воздушном бою, вела ведущ- видит необходимость, он ■жен дать возможность мд® Iму свободно ходить 8 Лйт ;плоскостях и на любую ѵ- ; ность. Это не будет разрыв пары, а явится лишь тщзд ским приемом, вызванным здавшейся обстановкой. В одном из боев я вщл с летчиком Богдановым » провождал подбитого торщ носца. Вдали показались; «Ме-109». «Нашей задачей ло не допустить врага прикрываемого самолета, « зать боем обоих «Мессершщ тов». Я -приказал Богданов встать фронтом в растянуто: интервале. Тогда немцыто разошлись по одному, мый—на ведомого, а ведан: пытался проскочить к тори доносцу.„ но увидев, "что хожусь выше его и сзади,- казался от атаки. На тораі заходе «Ме-109» был лод(ш произвол вынужденную -пмаз ку. Оставшийся «Мс-ссершмий отошел ка предел видимости встал по курсу с намн. Ез тактика была ясна—навета 8 і нас свои самолеты Через которое время я заметал «Ме-ЖЪ. Гитлеровцы,- зама нашу пару, растянутую фронту, разделились на 2 гр- пы —• на меня пошла «Мессерпімнттов», на Богдане ва — пара. Имея запас скоро­ сти, я резко пошел на вор» калі» не по прямой, а с рШ рогом. В таком положении оставался до тех пор, покаи фашисты не положили своиг молеты на крыло. Теперь имел полное преимущество і высоте и, использовав Я сразу же атаковал оди* «стодевятого». Враги даго лись. В это время торпедой цу опасность не угрожал.^ подал команду о .выходе ' боя. Если бы МЫ В ТОТ Р» держались строго sf паре, связать все самолеты ^прот?^ ника, не смогли. Не шаололп* тактика помогла нам озерш победу. Ведущий должен с--треміль_. к тому, чтобы его ведомый с* боднее вел себя в возд.• чтобы в любую минуту ОН■ если потребует обстано^ встать на места атакуюшеги- бнть врага. Повседневно го т о б и т ь кне слѳтанные дары.—о0"..| ность каждого вРДУШ ег0 НОВОСТИ АВИАТЕХНИКИ ЗА РУБЕЖОЦ Истребитель „Тайфун" Новый истребитель общества Хаукер „Тайфун* оборудован 24-цилкндровым мотором, мощностью 2000 л. с., с жидко­ стным охлаждением. Максимальная ско­ рость полета 672 кмічас. Истребитель вооружен четырьмя 20 м].м пушками или двенадцатью пулеметами калибра 7,/ м)м. Остальные данные не приводят- ся- (.Бизнесе Уик“). Макет „Тирпица" — мишень для бомбохметания На одном из аародромных полей СШ ^ выстрвен точный макет германског0 линкора вТирПВД“, который служит мв* шенью дл я тренировки шиков. Установлено, что .°в» по мишеням, изображающим' Р объекты бомбардировок, зи к ц. повышает интерес обучаюши._ нятияя. ( „ П л п ю л я р Мвкани» Временные деревянные колеса для самолет В целях сохранения рышек заводы Северо-лм '^ыПускіь авиационного объединения г самолеты ,Л\усганг" на дер хоД‘!І ! лесах. На них самолет пр зей.іі аэродромные испытания пЫтзиз" только перед летнымИг>и(Ік)іся , деревянные колеса заме * ц ц Л ными. (.Пвп»ляр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz