Североморский лётчик. 1944, февраль.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК — 10 fjsenr Iля 1944 Г ,Ѵо Заметки о создании слетанно пары Ctnapuiu-й. лейтенант Корабли Северного флота: в боевом походе. Фото В. Мищенко. В газете «Североморский лет чик» много писалось о ббевой паре, как тактической едини це истребительной авиации. Действительно, опыт Отечѳ. ствѳнной войны показал, что пара—основа боевого порядка, малая и самая маневренная ударная группа самолетов. В своей статье я хочу оста* повиться на вопросах создания пары, воспитания ведомого. Что прежде всего нужно для того, чтобы пара была креп кой. слетаиной? В народе хо дит хорошая пословица: «То гда крепка дружба, когда знаешь друга, как самого се бя, и веришь ему». Вот с то го, чтобы ведущий и ведомый отлично знали друг друга, -на до начинать создание пары. Иногда, этому должного значе ния не придается. Узнает ве дущий фамилию ведомого, по интересуется, сколько, с кем и на какие задания он летал, и знакомство на этом кончается. «Остальное в боях», —рассуж дает такой ведущий. Конечно, качества летчика проверяются в бою, однако, период до боя, Чудовищные преступления творят финские фашисты. В изобретательности по части зверств и издевательств не' только не уступают своим не мецким хозяевам, но зачастую превосходят их. Финны были- участника ми губительного артилле рийского обстрела Ленин града. Финнами наполовину сожжен и разрушен Петроза водск — столица Карело-Фин- окой республики. Многие горо да и села в захваченных ими районах финны разрушили. Мирное население в большин стве своем загнано в концла- герц и в принудительном по рядке используется на тяже лых работах. Режим, создан ный финским1» фашистами для советских гражіан на оккупи рованной территории, направ лен на методическое истреб ление мирного населения. По сообщениям иностранных газет, русские военнопленные используются в Финляндии для мучительных медицинских экспериментов. Издевательства над пленными красноармейца ми, известные нашим воинам нще но прошлой войне, носят самый изуверский характер Раненых красноармейцев под вергают зверским пыткам — выжигают звезды на теле, сди рают с живых кожу, отрезают ступни, жгут живьем. Сердце наливается неизме- Финские злодеи римым гневом при известии о jродромов на бомбежку единст- злодеяниях финнов. И желание] венной в свое время жизнен- каждого воина —- бить беспо- jной артерии Ленинграда — щадно гадов, мечтающих о но- іЛадожской трассы. Но разве не коронии советских народов, о | финские газеты еще недавно завоевании и присоединении jписали; «Ленинград всегда был к Финляндии - громадной со- і врагом нашего народа, врагом, ветскои^ территории, вплоть до Урала. Эти сумасбродные пла ны о «Великофииляндии» вы нашивались данным- - давно финскими фашистами. Эти бре довые мечты получили офи- воторый 'пытался уничтожить нас. Теперь атот город должен погибнуть так же, как Содом и Гоморра. Мы видим в этомбо^ женственную справедливость». Тысячи мирных жителей циалъное признание- в речах | Ленинграда погибли от фин- I юти, в приказах Манноргеймп ских снарядов и бомб. Тысячи и стали программой финских фашистов в ■войне против Со советских .замучены граждан финнами уоиты и в захва- встсюого Союза. Советская Ка- ;чѳнных ими районах Карелии, релия. Мурманская область, j За все свои разбойничьи де- Мурманская железная дорога-- jла финны получат сполна. Воз- вот на что оскалил» пасть фин. ;мездие наступило. Оно нача- ские заправилы. ,|лось мощным налетом нашей Увидев поражение герман ской' армии и испытав мощь Красной Армии на своей шку ре. финны пытаются бить от бой. Они «отмежевываются» от своего берлинского хозяина и уже не так охотно вопят о «Ве- ликофинляндии». Они уже уве ряют всех, что ведут только <оборонительную войну». Боль ше того, боясь ответственности за совершенные злодеяния. Финны уверяют, что непричаст ны к преступлениям, соверша ющимся в захваченных ими со ветских районах, что они но блокировали Ленинград, не разрушали этого города, не по сылали самолетов с своих аэ- I бомбардировочной авиации на Хельсинки и. Котку. «И если финские правители рассчиты вали- «оборонять Финляндию восточнее Петрозаводска», то теперь они скоро убедятся.что Красная Армия способна за щищать границы Советского Союза в районе Хельсинки». («Правда»), Отливаются фин скому волку слезы женщин и детей, замученных мирных со ветских людей! Летчик-североморец! Малень кая ядовитая гадина не менее опасна, чем хищный зверь. Раздави гадину! Еще сильнее ударь по немецко-финеким об’ектам и базам! НАЗНАЧЕНИЕ ПОДОГРЕВА ТЕЛЯ ВОЗДУХА И ПОЛЬЗОВАНИЕ ИМ Главное назначение подогре вателя воздуха—предотвратить образование льда в карбюрато ре. Лед опасен. так как уменьшает свободное сечение воздушного канала, что пони жает отдачу мотора, который в худшем случае может отка зать. И далее: куски отломав шегося льда могут попасть в нагнетатель и при больших скоростях вращения •крыльчат ки (20—30 тысяч оборотов) они могут вызвать поломку ее ло паток. Испарение топлива п. :-і вы ходе его из жиклеров и фор сунок влечет за собоіі пони жение температуры в этом пункте на 5—20 град. С. в за висимости от летучести топли ва. состава смеси и других факторов. Водяные пары, со держащиеся в воздухе, прохо дя мимо жиклеров-расширите лей, часто конденсируются, за. мерзают и осаждаются в виде льдянок на форсунках, рагаы- диффузо- деталях. карбюра- в дожде- . лителях. на стоиках I ра н на других ! Большой частью аз 1 торе появляется лед і .чую или сырую 'погоду, весной Iи осенью, 'когда опносительная ; влажность ноздуха высока и Iтемпература его .находится в Iпределах от 0 град. , до 20 j ! град. С. В таких случаях • ; температура воздуха в диффу- ! j зоре карбюратора может быть j \ ниже точки замерзания воды I и в то же время ниже «точки ; росы» воздуха, т. е. влага, вы. ! деляясь из пето, образует[ капли воды, а последние пре- j г.раідаются в лед. При температуре воздуха на і земле ниже плюс 7 град. С I созможность образования льда.; не так.велика., ибо содержание ьлагн .в воздухе незначитель но. То. же относится к воздуху і на болиной'.высоте во всякое время года. В этих двух слу чаях ф у н к ц и я подогревателя; сводится к улучшению репа- і рения и распределению топли ва по цилиндрам. Как показывают опыты, в холодную погоду или на боль ших высотах наивысшая эко номия топлива получается при полном использовании подо грева. Подогрев подаваемого в карбюратор воздуха даст улучшение- приемистости. Для правильного использова ния подогревателя надо при держиваться следующих пра- г-пя: убедиться, что рычаг ул- і-авлеішя подогревом работает нормально. Когда температура воздуха на земле ниже ~ 20 град. С, а также в дождли вую и сырую погоду заслонка должна быть приоткрыта. Это важно для безопасности поле та и избежания повреждения мотора. В ^очень холодную погоду и на больших высотах подогре ватель должен быть открыт почти полностью или полно стью. в зависимости от -темпе ратуры окружающего воздуха. При слабом подогреве мотор может охладиться настолько, что остановится. Инжешзр-майор А, Л Е Б ІД Е І. шясноные всех положитель ных и отрицательных чері ве домого—это тоже немаловаж ный вопрос. О ведомом веду щий должен знать все: как и где учился, какую летную под готовку проходил. На земле, а также в учебных боях ведущий проверяет качества ведомого, ого способности. Все это должен знать я ве домый о своем ведущем. Поче му у нас иногда случается, что в первом же воздушном бою ведомый срывается в што пор, отрывается от ведущего и теряет его из вида? Чаще по одной, очень простой причи не,—он не знает своего веду щего. Вернувшись с задания, последний начинает корить его и даже наказывает. А по су ществу разобраться, то ведо мый просто не -знал ведущего, на ожидал, какой маневр он может предпринять и, расте рявшись, оторвался. Как-то раз во время барража мою пару (ведомым тогда был младший лейтенант Богданов) атаковала четверка «Мессер- шмиттов». Заметив врага, н сразу же полез на высоту, памятуя, что главное в воздуш ном бою—преимущество в вы соте. Богданов же, уходя от атаки, резко спикировал вниь. Весь бой с немцами мне пришлось вести одному. На земле Я! раз’яснил Богданову его ошибку и даже сделал вид, что недоволен им (это был не первый его вылет). Богданов переживал. В следующий 'полет он уже отлично держался, имея в-се время -преимущество в высоте, и даже в бою сбил «стодевятого». Пара укрепляется не только личным знакомством веду щего и ведомого, учебой, пер выми боями, но ш дальнейшим совершенствованием своей бое -1 вой выучки. Если ведущий бу дет воевать одними и теми же тактическими приемами н не будет передавать свой опыт ведомому—пара потеряет силу. В бою ведомому надо приви вать стремление атаковать са молет. противника с самой ко роткой дистанции. Делать это нужно личным примером. В од ном из воздушных боев, когда «Ме-109»' шел в атаку на наши «Летляковы- 2 », я передал команду ведомому: — Атакую «стодевятого®, смотри за мной. Ведомый остался наверху и стал наблю дать. Немей, видимо, ‘здорово увлекся «добычей» ж не заме чал меня. Воспользовавшись ?тим, я совсем близко подошел к врагу и 'после первой же длинной очереди снял его. Когда «мессер» вспыхнул, я услышал по радио: «Горит, хорошо!» Ведомый видел мою атаку и радовался победе. В атом бою ж ему удалось удач но атаковать немца.. Я наблю дал за действиями ведомого. Он смело тел на сближение с противником. Первый урок по мог—фашист был сбит. Важно не только метко стре лять, но и правильно исполь зовать в бою боезапас. Как-то р воздушном бою я расстре лял все патроны е. больших ракурсов. Когда после не скольких фигур мне удалось зайти «стодевятому» почти строго в хвост, вооружение мое молчало—кончились снаряды и патроны. После этого случая я стал б ©сги огонь гик: курса 2/4 и больше""’^ «■ ТОЛЬКО из пулеметов н а * веду огонь с ракурсу « ниже. Такому методу от 1 учу я И своих ведомыз! Как понимать слова <с,„ нал пара»? Значат только то. что ведомый бых условиях умеет гл -і ходить за ведущим? Мна* мается, что нет и, воспі б таком духе веде- щ _ Я WMOIUtL щий делает Ошибку и, перед вылетом ведущщ ^ РИ Т ВеДОМОМу «30 М6ТЦг/% станция, 30—интерваГ метра в сторону». -Ивот мый «торчит» .в хвосте у щего. Он перестает \ вать» свой самолет и не ? jжет быть использован ;ЩИМ для ОСМОТРИТОЛЬЙ-' |и в поиске противника Н» і мотно используется у сало? ;ведомого и мощность мотов ; К вопросу действия ДО ПОДХОДИТЬ ТВОрчеСЕИ воздушном бою, вела ведущ- видит необходимость, он ■жен дать возможность мд® Iму свободно ходить 8 Лйт ;плоскостях и на любую ѵ- ; ность. Это не будет разрыв пары, а явится лишь тщзд ским приемом, вызванным здавшейся обстановкой. В одном из боев я вщл с летчиком Богдановым » провождал подбитого торщ носца. Вдали показались; «Ме-109». «Нашей задачей ло не допустить врага прикрываемого самолета, « зать боем обоих «Мессершщ тов». Я -приказал Богданов встать фронтом в растянуто: интервале. Тогда немцыто разошлись по одному, мый—на ведомого, а ведан: пытался проскочить к тори доносцу.„ но увидев, "что хожусь выше его и сзади,- казался от атаки. На тораі заходе «Ме-109» был лод(ш произвол вынужденную -пмаз ку. Оставшийся «Мс-ссершмий отошел ка предел видимости встал по курсу с намн. Ез тактика была ясна—навета 8 і нас свои самолеты Через которое время я заметал «Ме-ЖЪ. Гитлеровцы,- зама нашу пару, растянутую фронту, разделились на 2 гр- пы —• на меня пошла «Мессерпімнттов», на Богдане ва — пара. Имея запас скоро сти, я резко пошел на вор» калі» не по прямой, а с рШ рогом. В таком положении оставался до тех пор, покаи фашисты не положили своиг молеты на крыло. Теперь имел полное преимущество і высоте и, использовав Я сразу же атаковал оди* «стодевятого». Враги даго лись. В это время торпедой цу опасность не угрожал.^ подал команду о .выходе ' боя. Если бы МЫ В ТОТ Р» держались строго sf паре, связать все самолеты ^прот?^ ника, не смогли. Не шаололп* тактика помогла нам озерш победу. Ведущий должен с--треміль_. к тому, чтобы его ведомый с* боднее вел себя в возд.• чтобы в любую минуту ОН■ если потребует обстано^ встать на места атакуюшеги- бнть врага. Повседневно го т о б и т ь кне слѳтанные дары.—о0"..| ность каждого вРДУШ ег0 НОВОСТИ АВИАТЕХНИКИ ЗА РУБЕЖОЦ Истребитель „Тайфун" Новый истребитель общества Хаукер „Тайфун* оборудован 24-цилкндровым мотором, мощностью 2000 л. с., с жидко стным охлаждением. Максимальная ско рость полета 672 кмічас. Истребитель вооружен четырьмя 20 м].м пушками или двенадцатью пулеметами калибра 7,/ м)м. Остальные данные не приводят- ся- (.Бизнесе Уик“). Макет „Тирпица" — мишень для бомбохметания На одном из аародромных полей СШ ^ выстрвен точный макет германског0 линкора вТирПВД“, который служит мв* шенью дл я тренировки шиков. Установлено, что .°в» по мишеням, изображающим' Р объекты бомбардировок, зи к ц. повышает интерес обучаюши._ нятияя. ( „ П л п ю л я р Мвкани» Временные деревянные колеса для самолет В целях сохранения рышек заводы Северо-лм '^ыПускіь авиационного объединения г самолеты ,Л\усганг" на дер хоД‘!І ! лесах. На них самолет пр зей.іі аэродромные испытания пЫтзиз" только перед летнымИг>и(Ік)іся , деревянные колеса заме * ц ц Л ными. (.Пвп»ляр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz