Североморский лётчик. 1944, февраль.

февраля 1944 г., Лг 34 104 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ВЕСТИ С БАЛТИКИ БОЕВОЙ ДЕНЬ &ЛЕТЧИН0В '^П р е с л е д у я отступающего ^о а г а и в заим од ей с т в у я с ч а ­ стями Красной Армии, б а л ­ тийские летчики с каждым *%ем усиливают уд ары 'по Фашистским захватчикам . ^В один из боевых дней з а ­ мечательных успехов доби- “.гГсь летчики ропшннцы и ітчинцы. Первыми н ад по- ем боя появились штурмо- ! ;л;:дки ропши'нцы гвардии ! ^ ай о р а Мазуренко. Гвар- і! , ‘'эйцы уничтожили четыре днка и три тягача с тяже- j ыми орудиями, -семьдесят і ; ять автомашин, тридц ать |’ве шовдаки, паровоз,, трид- ать один вагон, три желез- ;; уодорожных цистерны -с го-1 ііцючим, несколько батарей , |! .дорвали четыре склада с ;і )ді>езапасам'и, а т а кж е рас- || греля.ш и истребили около ; Ю гитлеровцев. J6; ад Вслед з а гвардейцами вы- . цвгели штурмовики рошшгн- )| 'Pjbt части майора Акаева. В . дном из пунктов ропшинцы ,! ^йичтожили с ем ьде ся т пять •втомашігіі, три дц а т ь семь !; ..Оьозок, шесть артиллерий- || ѵ иих орудий и столько же ; лугонов с грузами , взорвали у.аровоз и склад боезапасов. id Пикировщики гатчинцы ча- ;і;;ХИ гвардии подцолковпика Еурочкішт разбили два ж е ­ лезнодорожных эшелона, исковеркали д вадц ать две ав- ліашнны, разрушили четы- i f здания с живой силой, вардбали восемь автомашин и ! в зв а ли п я т ь очагов пожара ; товарных поездах. (і: В тот ж е день активно ■ действовала по -наземным "елям наша .истребительная !| *внация. Летчики истребите- j! -и краснознаменной части 1 у п и т а н а Ш улин а с бреюще.- э поле та расстреливали ав-. . о т р а н с и о р т и ж и в у ю с и л у про тивника. Всего в течение суток лет- -иками балтийцами уничто ­ жено: пять танков, триста емь автомашин с грузами, ве автобен зи ноцист ерн ы , емьдеся-т пять повозок, три аровоза и сорок семь же- езно дорожных вагонов, три :елезнод ор ожн ых цистерн ы, іес-ть орудий, три тяжелых ■рудия с тягачами, четыре -енитных батареи и три ба- ареи мелкокалиберной ае- . итной артиллерии. Сбит еще оддін немецкий (самолет.' На кораблях флота Старшина 2-й стать» Вол­ ков, інаіблюдая за морем, з а ­ метил вдали смутное пятно. — Вижу транспорт,—доло­ жил он _ вахтенному коман­ диру. Когда приблизились, отчетливо увидели мачты и трубу вражеского корабля. Лодка пошла в атаку. Через несколько минут в отсеках отчетливо услышали взрывы ториед. Транспорт пошел ко д ву . * £ « Н-екая подводная лодка на- і ходитея н а ремонте. Поль­ зуясь случаем , -подводники изучают сбою специальность, совершенствуют знания. Б ы ­ валые моряки учат молодых краснофлотцев, дают советы, делятся своим опытом. Р е ­ зультаты налицо. Молодые краснофлотцы тт. Басов, Б у ­ кин и Дьячков хорошо ос­ воили материальную часть и активно участвуют в ре- менте. НАН МЫ ПОДОГРЕВАЕМ МОТОР Существующий метод подо­ грева моторов « а нашей марке самолетов им-л ряд недостат­ ков. Во-первых, он не давал возможности в короткие сроки добиться необходимой темпе­ ратуры, во-вторых, он являлся опасным в пожарном отноше­ нии, т. к. имелись случаи обго- рания коллекторов зажигания и проводников. Мы проделали эксперимен­ тальные работы по изменению подогрева. Сейчас производим его не спереди, как это было ранее, а с левой стороны мо- : тора (сбоку) в средней части : между задним рядом цилин- : дров и противопожарной пе- I регородкой. Д ля этой цели необходимо і сделать на левом моторе—сле­ ва н а верхней крайней юбке I цилиндра, на правом — слева, I выше крайней верхней юбки, ] вырезы по диаметру трубы подогрева. Отверстия закры- I ваюгся специальными лючка- ; ми. Причем, чтобы предохра- ' нить резину ‘буферов крепле­ ния мотора к подмоторной ра­ ме, нами сконструирован сие- j циальный жароотражатель из жести. Испытания я применение такого 'подогрева показали следующие преимущества: со­ кращается время подогрева в ' 2—3 раза по сравнению с { прежним методом. Исключает­ ся возможность обгорай ия коллектора зажигания. Улуч­ шается запуск моторов, т. к. при подобном подогреве тепло распространяется 'непосред­ ственно на картер, н а гн ета ­ тель, карбюратор, всасываю­ щие патрубки и цилиндры. Гвардии старший техник- лейтенант А. М И Х А Л Е В . Юрий Герман Р А С С К А З 1 . ротивника зонта л и и вертикали; 4. На- >лее эффективно использует- і вооружение самолета; 5. Йна-1 гельно увеличивается точ­ ить бомбардирования и об-1 пела целей. ) преимуществе комбнниро. т о г о удара свидетельствует лет; наших штурмовиков сов- стно с бомбардировщиками я гребителями в сентябре 19-13 за. До подхода штурмовиков и j ■ібардировщиков аэродром л блокирован и стр еби т ел ям и .1 рвыми появились над целью ѵгбарднровщшси. Они сброси. бомбы с горизонтального лета с высогы 1л00 метров. ; рез 2 минуты над целью по­ и л а с ь штурмовики наших со- ■дей. Они атаковали аэродром бреющего полета. Через ми- ту после них штурмовало и «било аэродром, пикируя с соты '900 метров, наше под з деление. Заходы всех групп ироизво- лись о разных направлений, терь от ЗА штурмовики, бом- рдиронщики и истребители имели, т ак как огонь ее был ссредоточен л в значнтел fa­ it степени подавлен, э этой операции противник Гвардии майор 1. Андреев потерял на земле не менее 20 самолетов, не считая сбитых нами в воздухе. Можно привести также и пример умелого использования нашими штурмовиками, метео­ условий для достижения вне­ запности при налете на немец­ кий аэродром в ноябре 1943 года. Облачность в 4—6 баллов держалась по линии фронта на высоте 800—1.000 \ метров. От линии фронта погода ухудши ­ лась. Облачность опустилась до 600—800 метров и усилилась до в—8 баллов. .Над целью она опустилась до 400 м. в была уже 10 баллов. Штурмовики на маршруте к цели искусно маскировались в облачности и подошли к аэрод­ рому под нижней кромкой об­ лаков. Цель была атакована с планирования, с высоты 400 метров. Налет для противника был внезапным, я немцы не успели встретить наших штурмовиков организованным огнем. Несмот­ ря н а то, что наши самолеты прошли на д аэродромом на вы­ соте 400 метров, противник не мог сбить ни одного штурмо- ВИК*. Х О Р О Ш И Й ь и Д И I t J l b Рейсовый автобус между ба­ зами водит краснофлотец На­ конечный. Это старательный и добросовестный водитель. Ма­ шину он содержит в чистоте, заботливо ухажийает за ней и грамотно экстглоатирует. Как- то выбыло из строя зажи­ гание. Сломалась одна неболь­ шая деталь, а из-за нее сры- Еался рейс. Наконечный, не­ смотря на холод, не отходил от машины. Пальцы коченели на ветру. Но к отходу автобуса неисправность была устранена. В безоблачную погоду штур­ мовка аэродрома н а Высоте 600 — 1.000 метров имеет и о т ­ рицательные стороны. Во-пер­ вых, при этом невозможно до­ биться внезапности выхода на цель и атаки ее; во-вторых, штурмовики, находясь над целью на высоте 600 — 1.000 метров, подвергаются сильному зенитному обстрелу, в резуль­ тате чего не имеют возможно­ сти произвести прицельное бомбометание д пушечно-пуле­ метный обстрел. Опьгт подсказывает, что для подавления ПВО противника необходимо выделять не 2 — 4 штурмовика, а больше, иначе они не выполнят своей задачи. Д ля этой цели необходимо так­ же обязательно использовать истребителей. Ни в асоем случ ае недопу­ стим шаблон при заходах на цель. В первых полетах это было у нас. Использовав нашу ошибку, противник усилил ЗА на направлении нашего захо ­ да. В последующие налеты мы каждый раз меняли заходы: если один налет совершался с запада, то другой либо с севе­ ра, либо с юга- и т. д. Учитывая наш опыт, подраз­ деления, которым придется штурмовать аэродромы против­ ника, могут лучше подготовить и о большей эффективностью наносить удары по врагу. У главстаршины Мовряко- ва были свои особые сче­ ты с германекимщ летчиками и потому, глядя сейчас с ходо­ вого мостика в небо, где шел воздушный бой, тлавстарши- на желал только одного: что­ бы проклятый немчура вы­ бросился из своего подбито­ го самолета на парашюте и, чтобы ему, главстаршняе Моврякову. было приказано доставить пленного на борт катера. — Вспоминаете, главстар- шнна? — спросил лейтенант Демидов. Еще бы не вспомнить. Вот эдакий воздушный бандит сорок минут 'продержал Д е ­ мидова и Мокряков а в л ед я ­ ной воде. Оба <Іни были ра­ нены, санитарный ботишкого- -рел н тонул, а вокруг гибли люди. Командир отдал приказа­ ние. Катер развернулся и пошел мористее. Тут делать было нечего: в голубоватых скалах прятались береговые батареи немцев,—обстрелива­ ют, что с них возьмешь. - Попадись бы мне н е ­ мец, — негромко, простужен­ ным голосом, сказал Мовря- ков, — попадись бы мне тот самый, я бы с ним побеседо­ вал. уж будьте покойны. Я по-немецки кое-что знаю, я бы ему сказал. Как вас зо­ вут — ви хае зи? И пошло бы! Будьте покойны! Вновь, как давеча, когда торпедировали германский транспорт, налетел снежный 2 . Г І емец вспыхнул и потерял управление. Он погибал— все было кончено. Яковенко : видел, как машина врата -спа- / чала скользнула, а потом і пошла вниз — пылающая и \ беспомощная. Пилот не ус- пел выброситься. А может быть Яковенко его убил? На всякий случай Яковенко еде- ; лал еще круг. Сквозь рваные облака он увидел, как про­ валивался к морю немец. Черный след вился за, ним еще секунду, еще две. По­ том все кончилось. Только теперь Яковенко заметил, что горит сам. Это было по меньшей ме­ ре глупо. Уничтожить немца и погибнуть самому. Яковенко выругался и при­ нял кое-какие меры. Не по­ могло. Самолет продолжал гореть. Пока Яковенко возился с машиной, надеясь на чудо, налетел снежный заряд. Внизу все затянуло, моря больше не было видно. А чудо так и н е пришло. Яковенко выбросился. заряд — короткая пурга — все вокруг завыло на разные голоса, ударила волна, посы­ пался . колючий снег, вмиг потемнело. А когда снежный заряд пронесло, откуда-то из-за туч вдруг вывалился коптящий .и пылающий германский само- j лет и. жужжа, повалился <в , холодное море, вздыбил аг- j ромную шапку воды и исчез j навеки, не оставив после ее- I бя ничего. — Накрылся! — произнес главе!таршкна и ь эту секун­ ду увидел серебристой облач­ ко парашюта под серой, ват­ ной тучей. Не сдержавшись и схватив за локоть лейте­ нанта вопреки всем прави- і лам субординации, главстар- ! шина крикнул:—Немец, пара­ шютист!—и застыл, неотрыв- ! но глядя на все увеличи­ вающийся серебряный купол. Теперь глаза всей команды еле; за германским летчиком, спускающимся в море. И каждый думал одно и тоже: если сейчас не застопорить и не спустить шлюпку за немцем, то за ним пошлют с береговых батарей, и тог­ да прощай пленный, не ви­ дать его катерникам, как своих ушей. А вель как бы­ ло бы славно: потопили транспорт тысячи на две тонн, а кроме того достави­ ли на базу пленного гер­ манского летчика. Вдруг еще ас какой-нибудь, майор или полковник, или обер, мало ли какие у них чины. Выбрасывался он почти спокойно, совершенно уве­ ренный в том, что подберут катерники, как уже однажды подобрали в прошлом году, когда он дрался над карава­ ном и когда его обезлошади­ ли два аса. Повиснув на стропах, он увидел, что его не очень относит от катера и что там уже спускают шлюпку. Нов это мгновение сновь налетел «нежный заряд, и Яковенко поволокло в сторону герман­ ских батарей. Ругаясь про себя нехорошими словами (нельзя не сказать, что Яко­ венко был ругателем, за что не раз, по собственному его признанию, «доставал фити­ ля»), громко ругаясь и рас­ качиваясь на стропах под тугими ударами снежного ветра, Яковенко достал тро­ фейный свой «Вальтер» и лриготвился к тому, к. чему, в сущности, был давно и раз навсегда готов: все до последнего патрона в нем­ цев, а последнюю пулю для себя. 3. К о-первых, он измучился с парашютом; во-вторых, жилетка почему-то не отра- ; ботала сразу; в-третьих, он наглотался соленой, ледяной воды, в-четвертых, он был вообще довольно-таки и зм у ­ чен. По всей вероятности цз- і ■за этих всех причин, ,услы- | шав близко от себя немецкие слова, он позорно промазал. — Вахен хинлээгн! — ус­ лышал он неподалеку и і опять промазал: люди в | шлюпке даже не пошевель- і ну л неь. Тогда он выстрелил в тре- I тий раз и тотчас же почув­ ствовал, как чья-то железная рука схватила его за шлем j и надавила. Яковенко ушел под воду, пуская пузыри. — Эргиб дих! — кричал над ним в свисте ветра к шума волн хриплый злой голос. Летчик изловчился и вы­ стрелил еще раз. Стрелять из воды было трудно, созна­ ние Яковенко мутилось, в ушах стоял грохот и звон, но тем не менее он выстре­ лил и попал. Железная ру ­ ка, которая держала за шлем, на мгновение ослабла, и Яко­ венко вырвался. Он понимал, что далеко ему не уплыть, что, если даже и удастся уйти от шлюпки, то в пер­ вом же снежном заряде его завертит, что силы остав­ ляют его, что не только плыть всерьез, но и просто держаться на воде он не может, а если бьг и мог плыть то куда же? *К нем­ цам. Для того, чтобы сразу попасть в их лапы. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz