Североморский лётчик. 1944, февраль.
февраля 1944 г., Лг 34 104 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ВЕСТИ С БАЛТИКИ БОЕВОЙ ДЕНЬ &ЛЕТЧИН0В '^П р е с л е д у я отступающего ^о а г а и в заим од ей с т в у я с ч а стями Красной Армии, б а л тийские летчики с каждым *%ем усиливают уд ары 'по Фашистским захватчикам . ^В один из боевых дней з а мечательных успехов доби- “.гГсь летчики ропшннцы и ітчинцы. Первыми н ад по- ем боя появились штурмо- ! ;л;:дки ропши'нцы гвардии ! ^ ай о р а Мазуренко. Гвар- і! , ‘'эйцы уничтожили четыре днка и три тягача с тяже- j ыми орудиями, -семьдесят і ; ять автомашин, тридц ать |’ве шовдаки, паровоз,, трид- ать один вагон, три желез- ;; уодорожных цистерны -с го-1 ііцючим, несколько батарей , |! .дорвали четыре склада с ;і )ді>езапасам'и, а т а кж е рас- || греля.ш и истребили около ; Ю гитлеровцев. J6; ад Вслед з а гвардейцами вы- . цвгели штурмовики рошшгн- )| 'Pjbt части майора Акаева. В . дном из пунктов ропшинцы ,! ^йичтожили с ем ьде ся т пять •втомашігіі, три дц а т ь семь !; ..Оьозок, шесть артиллерий- || ѵ иих орудий и столько же ; лугонов с грузами , взорвали у.аровоз и склад боезапасов. id Пикировщики гатчинцы ча- ;і;;ХИ гвардии подцолковпика Еурочкішт разбили два ж е лезнодорожных эшелона, исковеркали д вадц ать две ав- ліашнны, разрушили четы- i f здания с живой силой, вардбали восемь автомашин и ! в зв а ли п я т ь очагов пожара ; товарных поездах. (і: В тот ж е день активно ■ действовала по -наземным "елям наша .истребительная !| *внация. Летчики истребите- j! -и краснознаменной части 1 у п и т а н а Ш улин а с бреюще.- э поле та расстреливали ав-. . о т р а н с и о р т и ж и в у ю с и л у про тивника. Всего в течение суток лет- -иками балтийцами уничто жено: пять танков, триста емь автомашин с грузами, ве автобен зи ноцист ерн ы , емьдеся-т пять повозок, три аровоза и сорок семь же- езно дорожных вагонов, три :елезнод ор ожн ых цистерн ы, іес-ть орудий, три тяжелых ■рудия с тягачами, четыре -енитных батареи и три ба- ареи мелкокалиберной ае- . итной артиллерии. Сбит еще оддін немецкий (самолет.' На кораблях флота Старшина 2-й стать» Вол ков, інаіблюдая за морем, з а метил вдали смутное пятно. — Вижу транспорт,—доло жил он _ вахтенному коман диру. Когда приблизились, отчетливо увидели мачты и трубу вражеского корабля. Лодка пошла в атаку. Через несколько минут в отсеках отчетливо услышали взрывы ториед. Транспорт пошел ко д ву . * £ « Н-екая подводная лодка на- і ходитея н а ремонте. Поль зуясь случаем , -подводники изучают сбою специальность, совершенствуют знания. Б ы валые моряки учат молодых краснофлотцев, дают советы, делятся своим опытом. Р е зультаты налицо. Молодые краснофлотцы тт. Басов, Б у кин и Дьячков хорошо ос воили материальную часть и активно участвуют в ре- менте. НАН МЫ ПОДОГРЕВАЕМ МОТОР Существующий метод подо грева моторов « а нашей марке самолетов им-л ряд недостат ков. Во-первых, он не давал возможности в короткие сроки добиться необходимой темпе ратуры, во-вторых, он являлся опасным в пожарном отноше нии, т. к. имелись случаи обго- рания коллекторов зажигания и проводников. Мы проделали эксперимен тальные работы по изменению подогрева. Сейчас производим его не спереди, как это было ранее, а с левой стороны мо- : тора (сбоку) в средней части : между задним рядом цилин- : дров и противопожарной пе- I регородкой. Д ля этой цели необходимо і сделать на левом моторе—сле ва н а верхней крайней юбке I цилиндра, на правом — слева, I выше крайней верхней юбки, ] вырезы по диаметру трубы подогрева. Отверстия закры- I ваюгся специальными лючка- ; ми. Причем, чтобы предохра- ' нить резину ‘буферов крепле ния мотора к подмоторной ра ме, нами сконструирован сие- j циальный жароотражатель из жести. Испытания я применение такого 'подогрева показали следующие преимущества: со кращается время подогрева в ' 2—3 раза по сравнению с { прежним методом. Исключает ся возможность обгорай ия коллектора зажигания. Улуч шается запуск моторов, т. к. при подобном подогреве тепло распространяется 'непосред ственно на картер, н а гн ета тель, карбюратор, всасываю щие патрубки и цилиндры. Гвардии старший техник- лейтенант А. М И Х А Л Е В . Юрий Герман Р А С С К А З 1 . ротивника зонта л и и вертикали; 4. На- >лее эффективно использует- і вооружение самолета; 5. Йна-1 гельно увеличивается точ ить бомбардирования и об-1 пела целей. ) преимуществе комбнниро. т о г о удара свидетельствует лет; наших штурмовиков сов- стно с бомбардировщиками я гребителями в сентябре 19-13 за. До подхода штурмовиков и j ■ібардировщиков аэродром л блокирован и стр еби т ел ям и .1 рвыми появились над целью ѵгбарднровщшси. Они сброси. бомбы с горизонтального лета с высогы 1л00 метров. ; рез 2 минуты над целью по и л а с ь штурмовики наших со- ■дей. Они атаковали аэродром бреющего полета. Через ми- ту после них штурмовало и «било аэродром, пикируя с соты '900 метров, наше под з деление. Заходы всех групп ироизво- лись о разных направлений, терь от ЗА штурмовики, бом- рдиронщики и истребители имели, т ак как огонь ее был ссредоточен л в значнтел fa it степени подавлен, э этой операции противник Гвардии майор 1. Андреев потерял на земле не менее 20 самолетов, не считая сбитых нами в воздухе. Можно привести также и пример умелого использования нашими штурмовиками, метео условий для достижения вне запности при налете на немец кий аэродром в ноябре 1943 года. Облачность в 4—6 баллов держалась по линии фронта на высоте 800—1.000 \ метров. От линии фронта погода ухудши лась. Облачность опустилась до 600—800 метров и усилилась до в—8 баллов. .Над целью она опустилась до 400 м. в была уже 10 баллов. Штурмовики на маршруте к цели искусно маскировались в облачности и подошли к аэрод рому под нижней кромкой об лаков. Цель была атакована с планирования, с высоты 400 метров. Налет для противника был внезапным, я немцы не успели встретить наших штурмовиков организованным огнем. Несмот ря н а то, что наши самолеты прошли на д аэродромом на вы соте 400 метров, противник не мог сбить ни одного штурмо- ВИК*. Х О Р О Ш И Й ь и Д И I t J l b Рейсовый автобус между ба зами водит краснофлотец На конечный. Это старательный и добросовестный водитель. Ма шину он содержит в чистоте, заботливо ухажийает за ней и грамотно экстглоатирует. Как- то выбыло из строя зажи гание. Сломалась одна неболь шая деталь, а из-за нее сры- Еался рейс. Наконечный, не смотря на холод, не отходил от машины. Пальцы коченели на ветру. Но к отходу автобуса неисправность была устранена. В безоблачную погоду штур мовка аэродрома н а Высоте 600 — 1.000 метров имеет и о т рицательные стороны. Во-пер вых, при этом невозможно до биться внезапности выхода на цель и атаки ее; во-вторых, штурмовики, находясь над целью на высоте 600 — 1.000 метров, подвергаются сильному зенитному обстрелу, в резуль тате чего не имеют возможно сти произвести прицельное бомбометание д пушечно-пуле метный обстрел. Опьгт подсказывает, что для подавления ПВО противника необходимо выделять не 2 — 4 штурмовика, а больше, иначе они не выполнят своей задачи. Д ля этой цели необходимо так же обязательно использовать истребителей. Ни в асоем случ ае недопу стим шаблон при заходах на цель. В первых полетах это было у нас. Использовав нашу ошибку, противник усилил ЗА на направлении нашего захо да. В последующие налеты мы каждый раз меняли заходы: если один налет совершался с запада, то другой либо с севе ра, либо с юга- и т. д. Учитывая наш опыт, подраз деления, которым придется штурмовать аэродромы против ника, могут лучше подготовить и о большей эффективностью наносить удары по врагу. У главстаршины Мовряко- ва были свои особые сче ты с германекимщ летчиками и потому, глядя сейчас с ходо вого мостика в небо, где шел воздушный бой, тлавстарши- на желал только одного: что бы проклятый немчура вы бросился из своего подбито го самолета на парашюте и, чтобы ему, главстаршняе Моврякову. было приказано доставить пленного на борт катера. — Вспоминаете, главстар- шнна? — спросил лейтенант Демидов. Еще бы не вспомнить. Вот эдакий воздушный бандит сорок минут 'продержал Д е мидова и Мокряков а в л ед я ной воде. Оба <Іни были ра нены, санитарный ботишкого- -рел н тонул, а вокруг гибли люди. Командир отдал приказа ние. Катер развернулся и пошел мористее. Тут делать было нечего: в голубоватых скалах прятались береговые батареи немцев,—обстрелива ют, что с них возьмешь. - Попадись бы мне н е мец, — негромко, простужен ным голосом, сказал Мовря- ков, — попадись бы мне тот самый, я бы с ним побеседо вал. уж будьте покойны. Я по-немецки кое-что знаю, я бы ему сказал. Как вас зо вут — ви хае зи? И пошло бы! Будьте покойны! Вновь, как давеча, когда торпедировали германский транспорт, налетел снежный 2 . Г І емец вспыхнул и потерял управление. Он погибал— все было кончено. Яковенко : видел, как машина врата -спа- / чала скользнула, а потом і пошла вниз — пылающая и \ беспомощная. Пилот не ус- пел выброситься. А может быть Яковенко его убил? На всякий случай Яковенко еде- ; лал еще круг. Сквозь рваные облака он увидел, как про валивался к морю немец. Черный след вился за, ним еще секунду, еще две. По том все кончилось. Только теперь Яковенко заметил, что горит сам. Это было по меньшей ме ре глупо. Уничтожить немца и погибнуть самому. Яковенко выругался и при нял кое-какие меры. Не по могло. Самолет продолжал гореть. Пока Яковенко возился с машиной, надеясь на чудо, налетел снежный заряд. Внизу все затянуло, моря больше не было видно. А чудо так и н е пришло. Яковенко выбросился. заряд — короткая пурга — все вокруг завыло на разные голоса, ударила волна, посы пался . колючий снег, вмиг потемнело. А когда снежный заряд пронесло, откуда-то из-за туч вдруг вывалился коптящий .и пылающий германский само- j лет и. жужжа, повалился <в , холодное море, вздыбил аг- j ромную шапку воды и исчез j навеки, не оставив после ее- I бя ничего. — Накрылся! — произнес главе!таршкна и ь эту секун ду увидел серебристой облач ко парашюта под серой, ват ной тучей. Не сдержавшись и схватив за локоть лейте нанта вопреки всем прави- і лам субординации, главстар- ! шина крикнул:—Немец, пара шютист!—и застыл, неотрыв- ! но глядя на все увеличи вающийся серебряный купол. Теперь глаза всей команды еле; за германским летчиком, спускающимся в море. И каждый думал одно и тоже: если сейчас не застопорить и не спустить шлюпку за немцем, то за ним пошлют с береговых батарей, и тог да прощай пленный, не ви дать его катерникам, как своих ушей. А вель как бы ло бы славно: потопили транспорт тысячи на две тонн, а кроме того достави ли на базу пленного гер манского летчика. Вдруг еще ас какой-нибудь, майор или полковник, или обер, мало ли какие у них чины. Выбрасывался он почти спокойно, совершенно уве ренный в том, что подберут катерники, как уже однажды подобрали в прошлом году, когда он дрался над карава ном и когда его обезлошади ли два аса. Повиснув на стропах, он увидел, что его не очень относит от катера и что там уже спускают шлюпку. Нов это мгновение сновь налетел «нежный заряд, и Яковенко поволокло в сторону герман ских батарей. Ругаясь про себя нехорошими словами (нельзя не сказать, что Яко венко был ругателем, за что не раз, по собственному его признанию, «доставал фити ля»), громко ругаясь и рас качиваясь на стропах под тугими ударами снежного ветра, Яковенко достал тро фейный свой «Вальтер» и лриготвился к тому, к. чему, в сущности, был давно и раз навсегда готов: все до последнего патрона в нем цев, а последнюю пулю для себя. 3. К о-первых, он измучился с парашютом; во-вторых, жилетка почему-то не отра- ; ботала сразу; в-третьих, он наглотался соленой, ледяной воды, в-четвертых, он был вообще довольно-таки и зм у чен. По всей вероятности цз- і ■за этих всех причин, ,услы- | шав близко от себя немецкие слова, он позорно промазал. — Вахен хинлээгн! — ус лышал он неподалеку и і опять промазал: люди в | шлюпке даже не пошевель- і ну л неь. Тогда он выстрелил в тре- I тий раз и тотчас же почув ствовал, как чья-то железная рука схватила его за шлем j и надавила. Яковенко ушел под воду, пуская пузыри. — Эргиб дих! — кричал над ним в свисте ветра к шума волн хриплый злой голос. Летчик изловчился и вы стрелил еще раз. Стрелять из воды было трудно, созна ние Яковенко мутилось, в ушах стоял грохот и звон, но тем не менее он выстре лил и попал. Железная ру ка, которая держала за шлем, на мгновение ослабла, и Яко венко вырвался. Он понимал, что далеко ему не уплыть, что, если даже и удастся уйти от шлюпки, то в пер вом же снежном заряде его завертит, что силы остав ляют его, что не только плыть всерьез, но и просто держаться на воде он не может, а если бьг и мог плыть то куда же? *К нем цам. Для того, чтобы сразу попасть в их лапы. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz