Североморский лётчик. 1944, февраль.

. i ' O M O l J| ii ‘ 1i i f l г., Л» 'i (j(l5i ДОСТОЙНО ВСТРЕТИТЬ ДЕНЬ КРАСНОЙ АРМИИ Через д в е н ед ели народы со ­ ветской с тр аны б у д у т п р а з д н о ­ вать XXVI годовщину Красной Армии и Военно-Морского Ф л о ­ та. Этот день К р а сн а я Армиям Военно-Морской Ф л о т в с т р е ч а ­ ют победоносным н а с т у п л е ­ нием от Л е н и н г р а д а к Н ри б а л -| тике и на Правобережной Ук- : раин е, очищая от в р а г а все ■ новые города и с&ла, нанося ] войскам Ги т л е р а жестокие ] удары . ІІо всей с тран е ужо р а з ­ ве рн у л а с ь д е я т е л ь н а я под го ­ товка к великому п р а з д н и ­ ку. Т р у д ящ и е с я фабрик и заводов п ри ла г аю т в се силы к тому, чтобы досрочно з а в е р ­ шит ь месячную прои зводс тв ен ­ ную программу, д а т ь своей а р ­ мии больше вооружения, бое­ припасов и с н ар яж ени я . Кол ­ хо зн а я д ер е вн я образцово гото­ ви т ь с я к вес еннему с е в у ,о т п у ­ ск а ет с т р ан е дополни т ел ьны е продукты пи тания , на фронт и д у т п р а здни чны е подарки. — Достойно отметить славный юбилей,—вот ло зунг, под зн ам е ­ нем которого со ветские люди ид у т н а в с т р ечу XXVI годовщи ­ не Красной Армии и Военно- Морского Флота. Л у чш и е летчики северомор­ ской авиации т акже д ея т ел ьно готовятся к пр а здни ку : повы ­ шают боевую активность, еще лу чш е овл адевают боевым м а ­ стерством. Бомба рд и ров щи ки , г д е т. Бирюков, за последнее время нанесли ряд новых 'со­ крушит ельных ул аров по воен­ ным об’ектам и аэродромам противника. Экипажи старших л ейт енантов Платонова, Р ом а ­ нова. Новожилова и многих д р у ги х делают по 3—4 боевых выл е т а за ночь. Они п о я в л я ­ ются точно н а д заданными об ’ектамн, несмотря на ож е с т о ­ ч енное противодействие ПВО противника, настойчиво о ты ски ­ вают цели, освещают их и п р и ­ ц ел ьно обрушивают бомбы на головы фашистов. Тщ а т е л ьн о готови ть ся к бое­ вым вы-it»! ам, с каждым днем , все у сили в а т ь и у си ли в а т ь | боевую а к т и в н о с т ь ,з л е е и м е т -, іе р а зи т ь врага, — вот, ч т о ' должно с т а т ь сейч а с боевым ; деви зом каждого воина севе- . роморской авиации . Но о д н о г о ! ж е л а ни я бить вр а г а — мало. ! Каждый летчик , ш т у р м а н , ; авиационный техник должен | непрерывно повышать с в о е б о е ­ вое мастерство. Укипаж, до- I сконально н е овл адевший ра- | дио-навигацией , н е умеющий , водить с ам о л е т по приборам — ! не может р а с счи ты в а т ь на j с ер ь е зный у сп ех в бою. Между тем, не в с е н аши л е тч и к и о т ­ даю т себе полный отчет, что личный у спех целиком за ви си т о т самого себя. Е с ли гл у бж е по знаешь законы а э р о н а в и г а ­ ции, л у чш е о т работ аешь т е х ­ нику пилотирования и о гневое и с к у с с т в о—зн а ч и т в р а г а побе- кишь наверняк а. В подготовке к ХХѴ’1 годов ­ щине Красной Армии и Воен­ но-Морского Ф л о т а н ем алы е з а д ач и стоят перед политорга- нами, п артийными и комсо­ мольскими ор ганизациями . П р опа г андис т ская а г и т а ц и о н ­ ная работа должна приня ть самый широкий размах. Надо т ак ее поставить, чтобы не о с т алось ни одного во енно слу ­ жащего, которому н е были бы глубоко р а з ’я с н е ны м а тери алы X сессии Верховного Совета СССР и героический пу т ь н а ­ шей армии и Флота, пройден ­ ный под руководством партии .Ленина и Сталина в борьбе с немецко-фашистским ' имп ери а ­ лизмом. Велик ая годовщина зовет во здушных воинов к новым бо­ ям, К НОВЫМ успехам . Выше на- cj упа т ельный порыв, товарищи североморцы! Крепче 8) к°мм:,. Ав, іі раз„ обнаружила морских нациях корабль. сі К и торпедоносца 1 боевое задан уничтожить Пп тивника на И немедленно nr ходит все в'‘к жение. Экипаиѵ нимает свои уе в машине, а , ^ онные механик!' помогают зал стить моторы ; : иедоносца. дЛ но этот , 0ев • коллектив Г(тоВ|, удар по врагу На рисунке нщ ражен момент ц. ^ед боевым летом торпедо^, ца. Н. Рисунок ЦЕЙТЛИН,) Воздушная разведка на самолетах „ИЛ-2“ Капитан И. Дмитриенко Штурмовик «Ильюшин-2», имеющий н а борту р ади о ­ станцию и I фотоаппарат, с т а к ­ тически грамотным, о б л ад аю ­ щим высокой техникой пи ло ­ тирования экипажем, может быть успешно и спользов ан для ближней воздушной разшедки на глубину 50 — 100 км. и осо­ бенно д ля р азв едки поля боя. Мощное вооружение, брони­ рование, скорость и м ан е в р ен ­ ность позволяют «Ил-2» вести р а зв едк у в зоне, д аж е весьма насыщенной средствами ПВО противника. Тактич еские приемы и ме то ­ ды р а зв едки на самолетах- уд ары I штурмовиках уж е в достаточ- ѵлглліВРаГу' Встретим боевое ной мере проверены в боях л а V і-летие новыми подвигами j против германского фашизма, к победами, ускоряющими раз- ; Д л я ведени я р а зв едки обыч- ■ром немецкого фашизма. , но и сп о л ь з у ет с я пара самоле- Ему верят всегда \ скі?2* РА ЗВ ЕДЫВА ТЕЛ ЬНЫ Е ПОЛЕТЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛЕЙТЕНАНТА ШЕИНА Седые, курч авые облака не- і сколькими яру с ами висели над аэродром. Сквозь них и зредка вы г л я ды в а л о солнце и вновь пропадало, с еребря своим с в е ­ том вершины сопок. В такую погоду разведчику вольготнее в і;ебе. Хороша погодка. Наша по- ; годка, — закинув голову к не- ! бу, проговорил штурман Шейн. С летчиком, младшим л е й т е ­ нантом Самариным , он летел уже не впервые. Оба они хоро­ шо знают дру г друга. Летчик уверен в том. что штурман в любых условиях выведет м а ­ шину на цель, сфотографирует нуж но е и приведет самолет об ­ ратно; штурман зн ал своего командира, как отличного м а ­ с т е р а пилотирования. Уверен­ нос ть экипажа в себе всегда ; пр и д а в а л а ему силу. Так было и на этот оаз. Не успел разведчик і дойти до линии фронта, как на j пути в стр етили сь снежны е за- ] ряды . Они были в с е более и бо­ л е е частыми. Туманом закрыло I и море. Может в ерну т ь с я и д о -| ложить. что погоды нет? Сде­ л а т ь это экипаж имел полное право. Но не таков штурман Шейн , не таков и его летчик ( ’амарин. Идем вперед, веду точно,— то и дело, в з г л я ды в а я на при ­ боры. п еред ав ал ІНеин л е тч и ­ ку. Ныряя между облаками, о б ­ ходя за р я ды , сниж а я сь чуть ли не до воды, разведчик строго шел к вражеским берегам. ГІо ра с ч е т у времени должен быть п порт Н. Шейн передал об этом командиру, и он с т а л сни- •н Вни зу мелькнуло «ок Оно было очень малень- и скоростной аэроплан jPHHO проскочил его. Но и мгновение зоркий гл а з жать но». ким. мгно в это Уже даль- ро оно- появилось, настолько быстро и исчезло. Несколько минут штурман безотрывно смотрел вниз, в черную, быст- j Do несущуюся муть. Гл а за его | искали, ждали что вот-вот р а ­ зорвется она, «та сплошная дымка, и покажется море, а на кем немецкие корабли, безнадежным казались нейшие поиски. — Нет! Надо довести р а з в е д ­ ку до конца, - решил Шейн и вновь до боли в глазах в гл ядыв ал ся вниз. Настойчивость, так необходи­ мая для разведчиков, победила и здесь. Всего на несколько минут разошлись сплошные т у ­ чи и о т крыли немецкий к а р а ­ ван. Этого было достаточно IПейну, чтобы определить курс движения кораблей — против­ ник выходил из порта. Сразу протяжно зап ел апп арат Морзе. Чтобы дать точную ' погоду торпедоносцам, разведчик про­ летел немного вперед в р а й о н .і советский че ш т у рм а н а успел заметить ты р е крупных транспорта в о х р ан ении большого эскорта хораблей . Не известен был т о л ь ко курс их движения. По­ в ернули на второй круг. «Окна» уж е не было. Насколько быст- гдѳ они. примерно, должны б у ­ д у т 'н а н о с и т ь свой удар по кон­ вою. Теперь в с е в порядке. Л уш а штурмана была спокой­ н а : , он может обстоятельно до­ ложить обо всем командова­ нию. н е подведет он и своих говарищей-торпедоносцев. Д а нны е ра зведки ока за ли с ь безукоризненными. Крепко у д а ­ рили тогда, наши гвардейцы по немцам. Этот боевой эпизод х а р а к т е ­ ри зуе т лейт енант а Па вл а Ш е й ­ на, нын е Героя Советского Союза. Умение, смелость, н а ­ стойчивость — вот черты этого молодого.но опытнейшего ш т у р ­ мана части. Т р у дн а работа разведчика, тем более штурмана. Сложность ее ув еличив а ется особенностя­ ми заполярной погоды , у кото, рой, к ак говорят, на неделе Cf'Mb пятниц. Не в с е гд а можно зафиксиро ­ вать на пленку об'екты р а з в е д ­ ки. Полярная ночь — большая помеха. И вот здесь, особенно штурману, н адо иметь зоркий глаз, отличные знания, нема лый опыт. Ра зведчик один л а ­ зит по вражескому небу. Обна. ружив н еприятеля , он фикси­ рует его местонахождение и состояние. Ошибись немного, и может сорваться самая круп ­ ная операция. Вот почему надо, чтобы разведчик был на голо­ ву выше всякого другого л е т ­ чика, чтобы верили каждому е г о слову. Павлу Шейну верят всегда. Уж если он говорит — значит ошибки быть не может. В каждом боевом вылете Г е ­ рой Советского Союза Павел ІНеин прим ен я ет новые т а к т и ­ ческие приемы, обеспечивающие ему скрытный подход на цель и уход о т нее. 10 раз в с тр е ­ чался разведчик Шейн с и с т ­ ребителями врага и в с е г д а ! умело уходили о т них. Есть такие места н а Севере— в глубоком ты лу в ра га ,—г д е ! никогда не появлял ся ни один ; самолет. А Ш е й н ! тов «Ил-2», которая, к а к п о к а ­ за л опыт, способна в сложной обстановке вы п о лн я т ь с амы е р а зн о о б р а зны е з а д а ч и по т а к ­ тической ра зв едк е . Р а з в е д к у на ш турмо вик ах целесообразней в ести на вы с о ­ та х о т 2.000 м. до бреющего по ­ лета, ибо, и с п о л ь з у я этот д и а ­ п а зон высот, можно в и з у а л ь ­ ным н аб лю д ени ем в скрыть группи ро вку войск противника, систему инж ен ерных оборони ­ тельных с о оруж ений и т. д. Несмотря на то, что полеты Р а з« ед ч иков -пі т у рмов и ков п ро- исходят, как. правило, в зоне, наибол ее н а сыщ енной и с т р е би ­ т ел я и зени тными с р е д с т в а ­ ми противника, — опы тные э к и ­ пажи у спешно сп р а в л яю т с я с этими сложнейшими зад ани ями . Летчиками ч аст ей гв ардии полковника И суров а за. пол то ­ ра м е с яц а прои зв едено без единой потерн свыше У0 с амо ­ лето-вылетов на р а з в е д к у п е ­ реправ, ж е л е зны х дорог, .а в т о ­ перевозок, а также поля боя. Полеты р азве дчиков-штурмо- виков прои зводили сь и с ключи ­ т ельно в дневное время, с ,р а с ­ с в е т а до н а с т у п л е н и я темноты , нарами самолетов, а иногда, при плохих метеоусловиях, одиночн ым и с а мол ета ми : Все самолеты бр али бомбы д л я в едения .разведки боем, так как хорошо з ам а с ки р о в а в ­ шийся враг зач астую , чтобы не обнаружить себя, по о диноч ­ ным и парам самолетов н е в е ­ дет о г н я до тех пор, пока е го не бомбят или не о б с т р е л и в а ­ ют. Маршруты полетов постоянно менялись и с троились л ом а н ­ ными линиями. При полетах на ни зких высотах бреющий по­ л е т ч ередовался с горками. Перелет линии фронта обыч­ но прои зводился за облаками или на максимальной скорости в зоне болотистых и л есистых мест на бреющем полете. Опыт показал, что над т е р ­ риторией противника нужно всемерно избе га ть пол е т а вдоль линейных ориентиров, а в с л у ­ чае необходимости просмотра их. нужно несколько раз пер е ­ секать линейные ориентиры под у гл ами до 40 градусов. Разведчики-штурмовики не должны у влекат ься бомбарди­ ровкой и штурмовкой обнару ­ женных целей, они всегда должны помнить главное — точно выполнить зад ач у по р азв едк е и своевременно до ­ н е с ти о результатах. Oj п р и б л а гопри я тны х условз зам е ти в колонну противниц за с топори ее движение; до* ружи в з е ни т к у — подад " огонь. Ь о т один из примеров с-ие го и ум ело го проведения ■ в едки. л е й т е н а н т Елдытиев долу-j з а д а ч у : произвести в опи­ ленном р айон е разведку да и техники противника, уст," ви т ь н а л и ч и е и местораси® жение по зиций артллле: ских и минометных бат-,.- В аж ны е д а н ны е донести пор дно, р е з у л ь т а ты — сфотог;. фировать. Хорошо у я сн и в задачу, Ej дыш е в в з л е т е л , связался г дво с на земной станцией *« на курс. Пер е л ет е в линию фронта • бреющем полете, он в тм-; м —2о минут носился над ловам,и противника в заданно районе, обстреливая нем;; и уш ечн о-п у л ем ет ным огнем, д а в а я возможности ©рагу ■ сти приц ел ьный огонь. Е-з душный стрелок вшшатеод сл еди л за воздухом. В т д ан ны е Ел дышев передана: борта самолета, по радио. Дел горку н а вы с о ту -10—50 м. то графировал основные обг! ты. Весь пол ет продолжа; час. 45 мин. Выполнив задав? штурмовик благополучно к в р а т и л с я н а свой аэродром. Д л я успешного проведен; ра зв е дк и нуж но прежде все: хорошо у я с н и т ь поставлен;-:;! зад ачу , о знакомиться с душной и наземной обстан:.8 кой. з н а т ь линию фронта, сторасположение своих пѳрея вых аэродромов, опознавай:» ные сигналы . П рактик а показывает, что? леСообразно в частях штурм? вой а ви аци и выделить из е л а наиболее тактически трі мотных, обладающих высоки мас терством в технике пило:., рования и полетами в сложны: ме теоусловиях летчиков. 2- экипажа д л я выполнения за:; ііИй по разведке. Укомплеь: ва т ь их лучшими воздушный с трелек амп и повседневно::' пировать, учит ь эти экипаж- прои зводить в самых сложна условиях разведку,' доразн".:1 и фотоконтроль. Хорошо подготовленные эв пажи смогут обеспечить ком*1' дование ценными сведениям^ противнике. 200 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ На точно выводил туда свою м а ­ шину. запечатлел на пленке необходимое и незамеченным уходил обратно. Самые слож­ ные зад ани я поручаются в с е г ­ д а Павлу ПІеину. и он выпол ­ няет их с достоинством и честью. днях летчик-бомбардировщик старший лейтенант манов отметил своеобразный юбилей —- он совершил -1 боевых -вылетов н а бомбардировку живой силы, техники ра зличных военных об ектовпротивника. 17 вылетов пР® вел днем, ос т ал ьны е — ночью. Над многими немецкими лями побывал мужественный экипаж с таршего лейтенант везде о с т авл ял н а своем п у ти дымящие развалины. грУ-’ исковерканного м еталл а и т рупы ненавистных врагов. свои -актив ещ е десяток г. ВЫ.'*' Сейчас Романов запи с ал в т о в - ИЗ третьей сотни. Ко Дню Красной Армии иВ«: но-Морского Флота он пр едпол а г а ет побывать над многим- портами, базами и аэродромами врага, Г СЕВЕРНЫЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz