Североморский лётчик. 1944, февраль.

СЕВЕРОМОРСКИЙ УХОД ОТ НОЧНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ВРАГА Вероятней всего и с т р е ­ бителей 'противника можно встрети ть при подходе к цели и отходе от нее после с б р а сы ­ в ани я 'бомб,' и р е ж е— н а д с а ­ мой целью. Р аэбору подробно каждый и з этих с л у ч а ев . Если бомбардировщик над враже ским о б ’октом 'попадает в лучи прожекторов и по н ему зени тный огонь но в е д е т с я . — это первый п ри зн ак того, что в районе цели ход ят ночные ист . ребители . Все противодействи е немцев в атом случае п о с т ­ роено на в з аимод ей с т вии и с т ­ ребителей с прожектористами : по сл едни е л о в я т наш с а м о л е т в лучи , а и с тр еби т ели приближа ­ ются к н ем у іна миним альную д ис т анцию и атакуют . Бы в а е т , что и истр еби т ел ь п оп ад а е т в л у чи прожектора. Т о г д а он с р а з у ж е д а е т р акету , причем цве т ее п рим ен я е т с я самый р а з ­ нообра зный , и л у ч гаснет. Как л у чш е уходить от п р е ­ сл е д о в ан и я противника над целью? Л у чи прожектора о с л е п ­ л яю т з р ен и е э кипажа , что з а ­ т р у д н я е т з ам е ти т ь противника. Е с л и до первой а т а ки и с тр еби ­ т е л я обнаружи ть н е уд алось , то н ужн о с тр еми т ьс я с р а з у ^ же выйти из луча. Сбить бомбар ­ дировщика с одной атаки очень трудно , ибо каждый экипаж н ад целью прои зводит маневр по высо т е и направлению . Однажды самолет, ведомый капи таном Родионовым, 'нахо ­ д я с ь в л у ч а х прожектора, был ат а ков ан ночным истребителем . После первой его пулеметной очереди стр е лок -р ади с т з а м е ­ тил врага и сообщил об этом летчику . К а п и т а н резким сн и ­ жением с посл едующим р а з в о ­ ротом вышел из л у ч а и у с к о л ь з ­ н у л о т немца. Над целью, в зоне зенитного огня, встречи с истр еби т ел ями про тивник а бы в аю т реже, чем s т ем но т е — н а цели и во время ухода от нее. В этом с л у ч а е гл авно е — в н и ­ м а т ел ьно с л е д и т ь з а воздухом , з а р а н е е р а с п р е д е л и в между вс емі (экипажем с-ектора воз душ . ного наблюдения. Важно во ­ время з ам е ти т ь противника, то гд а уйти от н е го буде т не­ трудно . 1 Как-то п ри 'налете- н а один Фашистский об ’ект еще до п о д ­ хода .к н ему р ади с т доложил мне, что слева с з ади в р а ж е ­ ский и с тр еби т ел ь пристран - СіпсIрший лейгпенанпг К. Плсг іонов в а е т с я к нашему самолету д л я а тайн. Р е з ким левым р а з в о р о ­ том л ушел от фашиста, в е р ­ ное, мы ра зош лис ь с ним д в о й ­ ными скоростями. Е сли и с т р е ­ битель оыл бы д аж е ниж е м е ­ ня, всерашш , боясь столкноще пня, он о б я з а т е л ьн о . отве<рнул бы. В своих п о сл едующих вы ­ л е т а х темной ночью и уходил от н е п р и я т е л я крутым р а з в о ­ ротом с о снижением н а «ноге. После т акой (эволюции п р о ти в ­ ник м еня терял . При уходе от пр есл едов ани я о дн ажды я д о п у с ти л ошибку, гіа левом развороте.' аюсл-е сбр асыв ани я бомб немецкий ночник с горки, справа, а т а к о в ал меня. Прекратив разворот, я с резкЦм снижением и с у б р а н ­ ным га зом ст ал кру то п л а н и ­ ров ать в р айон е цели. Немец продолжал преследовани е. Хо. рошо, что в тот р а з немецкие прожектористы пойм али св-оего и с тр еби т ел я в лучи . Вторично, з ам е ти в «мессера», я и зменил н ап р а в л ени е п о л е т а и ушол от в р а г а , • В т ем ны е ночи обнаружить и с тр еби т ел я в в о зду х е очень трудно . іВ этом с л у ч а е я п о с т у ­ паю так : п рид я в район п а т р у ­ лиров ания авиации противника, произвожу противоистребитель - ный маневр : теряю и набираю высоту, р е зк о и часто и зменяю н ап р а в л ен и е полета. Е с л и п р о ­ тивник и н ай д е т м е н я , то точно попа сть в мой самолет с п е р ­ вой очереди он в серавно в о сможет, а мы, у в ид я т р а с с у и вспышки от первых выс тр елов , можем без т р у д а уходить от врага. В ночь, когда одна сторона н еба св е тл а я , а д р у г а я темная, уходить на св е тлую н ел ь з я , так как этим самым д а еш ь возможность неприятелю б е с ­ пр епятственно ат аков ать се- На. старте. Р евут моторы. Стартер взмахом соц, сделав пробег, взмоет в вышину. Счастливый путь, товарищи! флажка Путь у ука зал путь него один— на взлет, на Запад! Сейчас торга На -немца! Рисунок Н. Цйв бя. В т акой обстановке подходе к э т о й 'п р и любых об сто я т ел ьс твах я в с е гд а делаю ра зворот н а т е м ­ ную сторону н е б а и со с н иж е ­ нием ухожу от фашистов. В о тд ел ьны х с л у ч а я х против н аш и х ночников немцы д е й с т ­ вуют парой своих и с т р е б и т е ­ лей. Один з аж и г а е т фару и н ах о ди т с я в стороне, о т в л ек а я на .себя вним ани е экипажа, д р у ­ гой жѳ при с тр аи в а е т с я к б ом ­ бардировщику и о ткры в а е т огонь. Об этой уловке в р а г а экипажи ночных бомбардиров ­ щиков д олжны в с е гд а помнить. / ~с Полет „Ильюшин-2" в сложн метеорологических условия штурмовой метеороло- заставляют переходить полету на- истребите Боевые действия ави ации в сложных гичес к-их. у слов ия х. менять так тику и от п о л е т а группы к ры без прикрытия ля-ми. Преимущество пары, в том, іто она более маневренна в бою, обеспечивает вне запность выхода на цель и способна обрушить н а в р а г а удар, когда он этого меньше в се го ожи­ дает. Успех парь» зависит прежде всего от ее слет анно ­ сти, умения, как говорится, ит-ти крыло в крыло, особенно на виражах . У -нас в части н е ­ мало опытных летчиков, но л е ­ тать, в т а к их условиях может не каждый . З а ним а т ь с я расче тами в в о з ­ духе л е тчик у некогда. Нужно перед вылетом тщательно раз- С О В Е Т Ы М О Л О Д Ы М Л Е Т Ч И К А М Тщательно принимай самолет Гвардии капитан 3. Сорокин В н а с т а в л е ни я х записано , что летчик , прежде чем в ы л е ­ т еть н а з а д ан и е , должен п о лу ­ чить доклад т е х н и к а о готов ­ ности машины , осмотреть ее, а з атем в бор тжурн ал е р а с п и ­ с а т ь с я в прием е самолет а . Правило это золотое, но у нас ино гд а пренебрегают им. — Что проверять? Я верю м е ­ ханику ! — рас сужд аю т т акие летчики. «Дружба дружбой, а служба службой», — г л а с и т н ар о дн а я пословица. Наш принцип один : доверяй , -но и проверяй . В каком порядке с л е д у е т производить проверку самоле. та? На что н ужн о обраща ть особое внимание? После того, как летник в ы ­ с л уш а е т доклад механика, он о б я з ан проверить все ли в по­ рядке- с питанием самолета: произведена ли з ап р а в к а горю ­ чим, маслом и охлаждающей жидкостью. З а т ем проверяет с я упр авл ение самолетом: к р е пл е ­ ние рулей , правильность о т к л о ­ нения их, ход ручки. Т р у б к а Ііи то расположена, на плоскости с левой стороны, а посадку в самол е т летчик производит с правой. Поэтому часто, особенно молодежь, з а ­ бывает посмотреть: сн я т ли чехол с трубки. У нас был о д ­ н ажды случай , когда д аж е опытный .летчик в зл е т ел и, з а ­ метив, что чехол с трубки н е снят, в ерн у л с я и з полета. З н а ­ чит, после проверки у п р а в л е ­ ния самолет ам , надо посмотреть и на трубку Пито. Мелочью ч а с то считают и т а ­ кой вопрос как состояние крепления лючков и капотов. Как-то у к апи т ан а Р еу тов а при И в холод, и в вьюгу Резкий холодный ветер бьет в лицо, руки коченеют к 'при­ лип ают к металлу, но гвардей­ цы техники и мотористы не прекращают работу. Гвардии с е рж ан ты - Дворик и Львов, гв ардии младший сержант Стрельцов очень аккуратно, быстро и без поломок произво­ дят все сборки материальной чь.сту. Хорошо работают под­ чиненные гвардии техник-лей- .іш а н та т, Морозова, Во всем они —■ передовые. Прекрасно справляется се своими обязан­ ностями и .гвардеец-оружейник т. Мельцов. — С Мельдова берут пример даже многие механики, --гово­ рит инженер. і Все гвардейцы горят жела­ нием, скорее закончить данное им задание. Гвардии старший техник- лейтвнант В. АЗУЬНОВ, в зл е т е сорвало на пулеметах люк, и пробило им стабили з а ­ тор. Л етчику пришлось пойти н а посадку. Стали выяснять причину. Оказалось, что меха­ ник не закрыл люк на замки, а пилот, не проверив э т о т , р а с ­ пис ал с я в бортовом журнале. Забывают у н а с иногда в з г л ян у т ь на шасси и винт, а это т а кж е имеет важное зн ач е ­ ние. Осмотрев и приняв все, что. помещается с внешней сторо­ ны самолета, летчик с а д и т с я в кабину и проверяет, п р авил ь ­ ность положения кранов, з а ­ слонок, шторок, штурвальчи- ков, триммеров, рулен поворота •и глубины. Правильность от ­ клонения закрылков отдельные летчики проверяют не .при р а ­ ботающем моторе, что может привести к выводу из строя аккумулятора . Они забывают ино гда проверить и наличие кислорода в баллонах. Нужно ли это делать? Обязательно! Однажды с земли мы наблюда­ ли, как один летчик ни с того, ни с : сото вдруг сорвался в штопор и резко полетел к зем ­ ле. Как потом выяснилось, у летчика Варченко нехватило кислорода, и от недостатка его ои потерял сознание. К окончательному атаиу при ем к 1 ( с а мол e ra о гноен п и та кже пров ерка прашtльнести показаний приборов, контроли­ рующих работу вин то-моторной груішы. Капитан И. Рожнов работать маршрут, сделать все расчеты, учесть вероятные от­ клонения и главное уметь от лично владеть глазомерной и роклад кой марш рута, чтоб і,і ср а зу восстановить потерянную ориентировку по компасу и времени пройденного пути. Уходя в облака ,от истреби­ телей или огня зенитной а р ­ тиллерии противника и затем, снова появляясь оттуда, бы­ вает трудно сра зу опознать местность. «Плыошины» подхо­ д я т к цели внезапно, на бреющем полете, и линейные ориентиры заметить трудно. Впереди и з-за местных пре­ пятствий обзор также ограни ­ чен. Поэтому от летчика-штур- моьика требуется высокая т ехника пилотирования и от­ личная ориентировка. Недавно мне пришлось в п а ­ ре вести разведку водного- р у ­ бежа. Высота облачности на маршруте была 15—20 м., го­ ри зонтальная видимость 200 — 300 м., моросил дождь. По­ скольку была ограниченная видимость, переправу против­ ника и скопление его техники мы обнаружили уже только под самолетом. Три раза над целью попадали мы под зенитный „и ,а { гт~~.... .—і — ' к --------------------- - гТ огонь противника, уц облачность, поддержище по радио. Мой напади готовленный к полетуі, борам, не отставал от в молочной пелене ofci видели только консоаад стей своих машин. р Р азведка прошла В8ЦВ пошко. Нам удалось і жить скопление немел ков. Чтобы безошиботр новить их количеств шлось сделать три ориентируясь но рву, і прилегал к населенно!; ту. Успеху спо-с(Хіс- также знание района Полет пары «ПльюЩ сложных метеородо» условиях требует от | хладнокровия, ловкости ни я маневри ровать ifP° че с истребителями Ще ка. Чтобы исключить і ность атаки истребите;^ хорошо применять < «ножниц», прижима® время к земле, надери крыівая друг друга, іэ Для успешного Л е і разведки и штурмов** противника экипажа* ^ неустанно соверщмс искусство пилотировав*1 зс ДЕРШШЕ 'РАЗВЕДИ Д ва истребителя один за другим поднимаются в воздух и прямо с хода идут в направ ­ лении вражеских баз. Прохо­ дит несколько минут, и небо вновь оглашается ревом мото­ ров. Самолеты, но д ел а я кру ­ га над аэродромом, производят посадку. Летчики .бегом на­ правляются на командный пункт и докладывают о ре­ зул ь т ат ах разведки'. В неприя­ тельский порт шла немецкая самоходная баржа. Ее «место нахождения сра зу же пере­ дается на КГІ артиллерийской батареи. Один, два, три... летят снаряды и, поднимая кверху кучи пенящейся воды, рвутся вокруг баржи. В воздух, по данным разведки, поднимаются штурмовики, ведомые младшим лейтенантом Соболевым. Огром. ной силы взрыв потрясает воздух. Баржа скрывается иод водой. , ' ы іѳ Все ѳто происходи1 быстро, буквально, за £ ко минут. Около 10 таких раИ извели з а послелннеД®% шие лейтенанты тт. Дмитрик. Под обстрелом противника, зуя складки мостно?» ность, внезапно появотт над вражескими баз». • фиксировав необходим« же быстро уходят. Все эти разведки л* Іх примеры умения, оп!ци сти и исключительн ,ч сти. Данные, которые ляют командований -'>з лейтенанты--Лапин и^ а ценными * ^а являются вают помощь в том, успешнее громить вр8,ГІ Д силами нашего флота- ,и> Н. С Е Р * ® — -------- іие Стрельбы стрелков-радисЛ На днях в подразделении, |.лучших где начальником связи т. Кре- гвардии стовский, прошли тренировоч­ ные стрельбы стрелков-ради- стой из личного оружия. Стрельба проводилась на ди­ станцию действительного огия.| дни старший тепко и гвардии лов. сержн н •• еРжа1 Ш сер»'55oj Г,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz