Североморский лётчик. 1944, февраль.
СЕВЕРОМОРСКИЙ УХОД ОТ НОЧНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ВРАГА Вероятней всего и с т р е бителей 'противника можно встрети ть при подходе к цели и отходе от нее после с б р а сы в ани я 'бомб,' и р е ж е— н а д с а мой целью. Р аэбору подробно каждый и з этих с л у ч а ев . Если бомбардировщик над враже ским о б ’октом 'попадает в лучи прожекторов и по н ему зени тный огонь но в е д е т с я . — это первый п ри зн ак того, что в районе цели ход ят ночные ист . ребители . Все противодействи е немцев в атом случае п о с т роено на в з аимод ей с т вии и с т ребителей с прожектористами : по сл едни е л о в я т наш с а м о л е т в лучи , а и с тр еби т ели приближа ются к н ем у іна миним альную д ис т анцию и атакуют . Бы в а е т , что и истр еби т ел ь п оп ад а е т в л у чи прожектора. Т о г д а он с р а з у ж е д а е т р акету , причем цве т ее п рим ен я е т с я самый р а з нообра зный , и л у ч гаснет. Как л у чш е уходить от п р е сл е д о в ан и я противника над целью? Л у чи прожектора о с л е п л яю т з р ен и е э кипажа , что з а т р у д н я е т з ам е ти т ь противника. Е с л и до первой а т а ки и с тр еби т е л я обнаружи ть н е уд алось , то н ужн о с тр еми т ьс я с р а з у ^ же выйти из луча. Сбить бомбар дировщика с одной атаки очень трудно , ибо каждый экипаж н ад целью прои зводит маневр по высо т е и направлению . Однажды самолет, ведомый капи таном Родионовым, 'нахо д я с ь в л у ч а х прожектора, был ат а ков ан ночным истребителем . После первой его пулеметной очереди стр е лок -р ади с т з а м е тил врага и сообщил об этом летчику . К а п и т а н резким сн и жением с посл едующим р а з в о ротом вышел из л у ч а и у с к о л ь з н у л о т немца. Над целью, в зоне зенитного огня, встречи с истр еби т ел ями про тивник а бы в аю т реже, чем s т ем но т е — н а цели и во время ухода от нее. В этом с л у ч а е гл авно е — в н и м а т ел ьно с л е д и т ь з а воздухом , з а р а н е е р а с п р е д е л и в между вс емі (экипажем с-ектора воз душ . ного наблюдения. Важно во время з ам е ти т ь противника, то гд а уйти от н е го буде т не трудно . 1 Как-то п ри 'налете- н а один Фашистский об ’ект еще до п о д хода .к н ему р ади с т доложил мне, что слева с з ади в р а ж е ский и с тр еби т ел ь пристран - СіпсIрший лейгпенанпг К. Плсг іонов в а е т с я к нашему самолету д л я а тайн. Р е з ким левым р а з в о р о том л ушел от фашиста, в е р ное, мы ра зош лис ь с ним д в о й ными скоростями. Е сли и с т р е битель оыл бы д аж е ниж е м е ня, всерашш , боясь столкноще пня, он о б я з а т е л ьн о . отве<рнул бы. В своих п о сл едующих вы л е т а х темной ночью и уходил от н е п р и я т е л я крутым р а з в о ротом с о снижением н а «ноге. После т акой (эволюции п р о ти в ник м еня терял . При уходе от пр есл едов ани я о дн ажды я д о п у с ти л ошибку, гіа левом развороте.' аюсл-е сбр асыв ани я бомб немецкий ночник с горки, справа, а т а к о в ал меня. Прекратив разворот, я с резкЦм снижением и с у б р а н ным га зом ст ал кру то п л а н и ров ать в р айон е цели. Немец продолжал преследовани е. Хо. рошо, что в тот р а з немецкие прожектористы пойм али св-оего и с тр еби т ел я в лучи . Вторично, з ам е ти в «мессера», я и зменил н ап р а в л ени е п о л е т а и ушол от в р а г а , • В т ем ны е ночи обнаружить и с тр еби т ел я в в о зду х е очень трудно . іВ этом с л у ч а е я п о с т у паю так : п рид я в район п а т р у лиров ания авиации противника, произвожу противоистребитель - ный маневр : теряю и набираю высоту, р е зк о и часто и зменяю н ап р а в л ен и е полета. Е с л и п р о тивник и н ай д е т м е н я , то точно попа сть в мой самолет с п е р вой очереди он в серавно в о сможет, а мы, у в ид я т р а с с у и вспышки от первых выс тр елов , можем без т р у д а уходить от врага. В ночь, когда одна сторона н еба св е тл а я , а д р у г а я темная, уходить на св е тлую н ел ь з я , так как этим самым д а еш ь возможность неприятелю б е с пр епятственно ат аков ать се- На. старте. Р евут моторы. Стартер взмахом соц, сделав пробег, взмоет в вышину. Счастливый путь, товарищи! флажка Путь у ука зал путь него один— на взлет, на Запад! Сейчас торга На -немца! Рисунок Н. Цйв бя. В т акой обстановке подходе к э т о й 'п р и любых об сто я т ел ьс твах я в с е гд а делаю ра зворот н а т е м ную сторону н е б а и со с н иж е нием ухожу от фашистов. В о тд ел ьны х с л у ч а я х против н аш и х ночников немцы д е й с т вуют парой своих и с т р е б и т е лей. Один з аж и г а е т фару и н ах о ди т с я в стороне, о т в л ек а я на .себя вним ани е экипажа, д р у гой жѳ при с тр аи в а е т с я к б ом бардировщику и о ткры в а е т огонь. Об этой уловке в р а г а экипажи ночных бомбардиров щиков д олжны в с е гд а помнить. / ~с Полет „Ильюшин-2" в сложн метеорологических условия штурмовой метеороло- заставляют переходить полету на- истребите Боевые действия ави ации в сложных гичес к-их. у слов ия х. менять так тику и от п о л е т а группы к ры без прикрытия ля-ми. Преимущество пары, в том, іто она более маневренна в бою, обеспечивает вне запность выхода на цель и способна обрушить н а в р а г а удар, когда он этого меньше в се го ожи дает. Успех парь» зависит прежде всего от ее слет анно сти, умения, как говорится, ит-ти крыло в крыло, особенно на виражах . У -нас в части н е мало опытных летчиков, но л е тать, в т а к их условиях может не каждый . З а ним а т ь с я расче тами в в о з духе л е тчик у некогда. Нужно перед вылетом тщательно раз- С О В Е Т Ы М О Л О Д Ы М Л Е Т Ч И К А М Тщательно принимай самолет Гвардии капитан 3. Сорокин В н а с т а в л е ни я х записано , что летчик , прежде чем в ы л е т еть н а з а д ан и е , должен п о лу чить доклад т е х н и к а о готов ности машины , осмотреть ее, а з атем в бор тжурн ал е р а с п и с а т ь с я в прием е самолет а . Правило это золотое, но у нас ино гд а пренебрегают им. — Что проверять? Я верю м е ханику ! — рас сужд аю т т акие летчики. «Дружба дружбой, а служба службой», — г л а с и т н ар о дн а я пословица. Наш принцип один : доверяй , -но и проверяй . В каком порядке с л е д у е т производить проверку самоле. та? На что н ужн о обраща ть особое внимание? После того, как летник в ы с л уш а е т доклад механика, он о б я з ан проверить все ли в по рядке- с питанием самолета: произведена ли з ап р а в к а горю чим, маслом и охлаждающей жидкостью. З а т ем проверяет с я упр авл ение самолетом: к р е пл е ние рулей , правильность о т к л о нения их, ход ручки. Т р у б к а Ііи то расположена, на плоскости с левой стороны, а посадку в самол е т летчик производит с правой. Поэтому часто, особенно молодежь, з а бывает посмотреть: сн я т ли чехол с трубки. У нас был о д н ажды случай , когда д аж е опытный .летчик в зл е т ел и, з а метив, что чехол с трубки н е снят, в ерн у л с я и з полета. З н а чит, после проверки у п р а в л е ния самолет ам , надо посмотреть и на трубку Пито. Мелочью ч а с то считают и т а кой вопрос как состояние крепления лючков и капотов. Как-то у к апи т ан а Р еу тов а при И в холод, и в вьюгу Резкий холодный ветер бьет в лицо, руки коченеют к 'при лип ают к металлу, но гвардей цы техники и мотористы не прекращают работу. Гвардии с е рж ан ты - Дворик и Львов, гв ардии младший сержант Стрельцов очень аккуратно, быстро и без поломок произво дят все сборки материальной чь.сту. Хорошо работают под чиненные гвардии техник-лей- .іш а н та т, Морозова, Во всем они —■ передовые. Прекрасно справляется се своими обязан ностями и .гвардеец-оружейник т. Мельцов. — С Мельдова берут пример даже многие механики, --гово рит инженер. і Все гвардейцы горят жела нием, скорее закончить данное им задание. Гвардии старший техник- лейтвнант В. АЗУЬНОВ, в зл е т е сорвало на пулеметах люк, и пробило им стабили з а тор. Л етчику пришлось пойти н а посадку. Стали выяснять причину. Оказалось, что меха ник не закрыл люк на замки, а пилот, не проверив э т о т , р а с пис ал с я в бортовом журнале. Забывают у н а с иногда в з г л ян у т ь на шасси и винт, а это т а кж е имеет важное зн ач е ние. Осмотрев и приняв все, что. помещается с внешней сторо ны самолета, летчик с а д и т с я в кабину и проверяет, п р авил ь ность положения кранов, з а слонок, шторок, штурвальчи- ков, триммеров, рулен поворота •и глубины. Правильность от клонения закрылков отдельные летчики проверяют не .при р а ботающем моторе, что может привести к выводу из строя аккумулятора . Они забывают ино гда проверить и наличие кислорода в баллонах. Нужно ли это делать? Обязательно! Однажды с земли мы наблюда ли, как один летчик ни с того, ни с : сото вдруг сорвался в штопор и резко полетел к зем ле. Как потом выяснилось, у летчика Варченко нехватило кислорода, и от недостатка его ои потерял сознание. К окончательному атаиу при ем к 1 ( с а мол e ra о гноен п и та кже пров ерка прашtльнести показаний приборов, контроли рующих работу вин то-моторной груішы. Капитан И. Рожнов работать маршрут, сделать все расчеты, учесть вероятные от клонения и главное уметь от лично владеть глазомерной и роклад кой марш рута, чтоб і,і ср а зу восстановить потерянную ориентировку по компасу и времени пройденного пути. Уходя в облака ,от истреби телей или огня зенитной а р тиллерии противника и затем, снова появляясь оттуда, бы вает трудно сра зу опознать местность. «Плыошины» подхо д я т к цели внезапно, на бреющем полете, и линейные ориентиры заметить трудно. Впереди и з-за местных пре пятствий обзор также ограни чен. Поэтому от летчика-штур- моьика требуется высокая т ехника пилотирования и от личная ориентировка. Недавно мне пришлось в п а ре вести разведку водного- р у бежа. Высота облачности на маршруте была 15—20 м., го ри зонтальная видимость 200 — 300 м., моросил дождь. По скольку была ограниченная видимость, переправу против ника и скопление его техники мы обнаружили уже только под самолетом. Три раза над целью попадали мы под зенитный „и ,а { гт~~.... .—і — ' к --------------------- - гТ огонь противника, уц облачность, поддержище по радио. Мой напади готовленный к полетуі, борам, не отставал от в молочной пелене ofci видели только консоаад стей своих машин. р Р азведка прошла В8ЦВ пошко. Нам удалось і жить скопление немел ков. Чтобы безошиботр новить их количеств шлось сделать три ориентируясь но рву, і прилегал к населенно!; ту. Успеху спо-с(Хіс- также знание района Полет пары «ПльюЩ сложных метеородо» условиях требует от | хладнокровия, ловкости ни я маневри ровать ifP° че с истребителями Ще ка. Чтобы исключить і ность атаки истребите;^ хорошо применять < «ножниц», прижима® время к земле, надери крыівая друг друга, іэ Для успешного Л е і разведки и штурмов** противника экипажа* ^ неустанно соверщмс искусство пилотировав*1 зс ДЕРШШЕ 'РАЗВЕДИ Д ва истребителя один за другим поднимаются в воздух и прямо с хода идут в направ лении вражеских баз. Прохо дит несколько минут, и небо вновь оглашается ревом мото ров. Самолеты, но д ел а я кру га над аэродромом, производят посадку. Летчики .бегом на правляются на командный пункт и докладывают о ре зул ь т ат ах разведки'. В неприя тельский порт шла немецкая самоходная баржа. Ее «место нахождения сра зу же пере дается на КГІ артиллерийской батареи. Один, два, три... летят снаряды и, поднимая кверху кучи пенящейся воды, рвутся вокруг баржи. В воздух, по данным разведки, поднимаются штурмовики, ведомые младшим лейтенантом Соболевым. Огром. ной силы взрыв потрясает воздух. Баржа скрывается иод водой. , ' ы іѳ Все ѳто происходи1 быстро, буквально, за £ ко минут. Около 10 таких раИ извели з а послелннеД®% шие лейтенанты тт. Дмитрик. Под обстрелом противника, зуя складки мостно?» ность, внезапно появотт над вражескими баз». • фиксировав необходим« же быстро уходят. Все эти разведки л* Іх примеры умения, оп!ци сти и исключительн ,ч сти. Данные, которые ляют командований -'>з лейтенанты--Лапин и^ а ценными * ^а являются вают помощь в том, успешнее громить вр8,ГІ Д силами нашего флота- ,и> Н. С Е Р * ® — -------- іие Стрельбы стрелков-радисЛ На днях в подразделении, |.лучших где начальником связи т. Кре- гвардии стовский, прошли тренировоч ные стрельбы стрелков-ради- стой из личного оружия. Стрельба проводилась на ди станцию действительного огия.| дни старший тепко и гвардии лов. сержн н •• еРжа1 Ш сер»'55oj Г,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz