Североморский лётчик. 1944, февраль.
С Е В Е РОМ О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 3 ф евр ал я 1944 г., д Взаимодействие всех видов авиации в разгроме конвоя противника Уязвимость морских комму никаций окончательно измени ла характер организации мор ских транспортных оерсвозок как в части сведения тран спортов в крупные конвои, так и .в части увеличения средств прикрытия. Современные крупные конвои иногда насчитывают до 80—40 j транспортов и для их прикры- | тин выделяются примерно до 2—3 десятков кораблей охране ния, как-то: сторожевые кораб ли, специальные патрульные : суда — корветы и корабли ! ПВО, быстроходные тральщики, I миноносцы и даже крупные крейсера ы линкоры самых но вейших типов. Для освещения разбираемой нами темы необходимо, прежде всего, поставить перед -собой 2 вопроса: Первый— какие средства про тивник может противопоста вить нашим ударам с воздуха и какова ориентировочно будет организация его конвоя; и второй — какие, соответ ственно этому, виды ави ации ' могут быть привлечены для разгрома конвоя противника? Боевой опыт ВВС Север ного флота, где как раз имеется наибольшее количество характерных и весьма поучи тельных операций, может слу жить в этом отношении пре красным исходным и иллюстри рующим материком. Именно ка Севере вследствие особен ностей театра военных дей ствий противник пытался ор ганизовать проводку многих конвоев. Понеся значительные потери от наших ВМС и ВВС, в последние месяцы немцы стали сводить свои конвои в крупные массивы до о—8 и более транспортов, прикрывае мых значительным количеством кораблей охранения, достигаю щего порой 2-х десятков. В охранение конвоев против ником обычно выделяется 2—3 миноносца, 4—6 сторожевых ко раблей или тральщиков и до десятка более легких кораблей типа СКА или мотоботов. В части тактических прие мов, используемых противни ком, следует отметать следую щие моменты: При следовании вдоль по бережья конвои очень часто прижимаются к берегу, уходя лед защиту зенитных и бере говых батарей. В целях пари рования возможного нанесения торпедного удара немцы вы двигают корабли охранения далеко в море, в наиболее ве роятных направлениях атак торпедоносцев и штурмовиков и, наконец, всячески стремятся проходить наиболее угрожае мые участки пути в темное время суток или в неблагопри ятную для действий авиации погоду. Истребительное пр икрыт ие, в зависимости от удаленности аэродромов базирования, со стоит обычно из 4—6 много местных истребителей типа «Мѳ-110» или 8—12 одном'бст ных истребителей типа «Ме- 109» или «ФВ-190». Сказанное количество истре бителей^ прикрытия, естествен но, не бывает стабильным и определяется характером при крываемого конвоя и у д а л е нием его от н аш и х аэродромов . Фактически в с е гд а н а д о р а с считывать на во зможно сть п р и влечения противником г о р а з д о большего количе ств а ИА , ибо, как это д о к а зы в а е т опы т воздушных боев, п р о в е д е н ны х над конвоАми, противник с т а рается в м аксимальной с т е п е ни; н аращивать си лы и с тр еб и - j гелей. Ьес ьм а х а р а к т е р ны в | этом отношении воздушные'') оси, р а зы гр авши е с я л е том | прошлого года на к ом м у н и к а циях Ьаренцова моря, в ко т о рых в р е з у л ь т а т е п о с т еп ен н о го наращивания сил с обеих сторон участвовало б о л е е 80 истребителей. Это говорит о том, ч то к аж дый командир, о р г ан и з ующ и й удар, должен о б я з а т е л ь н о иметь какой-то, хотя бы и н е большой, м аневр енный р е з е р в ИА, лучше всего вы д в и н у ты й на один и з п ер ед овых а э р о дромов. Практика п о к а зы в а е т , ч то в решающий момент т а к им р е зервом можно резко п о в л и я т ь на исход во здушно го б о я и ли , если удаление р ай он а з а в я з а в шегося бон н е обесп ечивает' своевременность в вод а р е з е р в а в действие, по зволи т о т с е чь преследующих и с т р е б и т е л е й противника и отбить и х а т а к и ка отходе. Боевой опыт п о к а зы в а е т , что для ударов по конвоям про тивника могут п р и в л е к а т ь с я все без исключения в и ды а в и а ции, действующей методом п о следовательных и р а зн о в р ем е н ных ударов торп едоно сц ев , бомбардировщиков и ш т у р м о виков, или в совм е с тных о п е рациях при тесном т ак тич е с ком взаимодействии д р у г с д р у г ом . Причем во воех с л у ч а я х , к р ом е крейсерских полетов о д и н о ч ных или п ар торп едоно сц ев - «охотников», о р г а н и з а ц и я бом- бо-штурмового и то рп ед но г о удара об я зател ьно п р е д у с м а т ривает и стр еби тел ьно е при крытие. Первым я и с к лю ч и т е л ьн о важным этапом в о р г а н и з а ц и и любой крупной о п е р а ц и и по конвоям противник а я в л я е т с я сис те ма ти чес кая п-редв а р и- тельная р а з в ед к а его к ом м у н и каций. Р е з у л ь т а ты е е обычн о немедленно д оно с я т с я по ра дио в штаб ВВС и о д н о в р ем е н но в выделенные д л я н а н е с е ния удара части , ко т о ры е ч ащ е всего уже по этим д а н н ы м при водятся в повышенную г о тов ность. Данные наблюдений з а п е редвижением о б н а р уж енн о г о конвоя, включая и р а д и о с л еж ку, но возможности у т о ч н яю т ся контрольной р а з в е д к о й , а в некоторых с л у ч а я х и д опо лни тельной высылкой с а мол е т а - доразведчика (непосредственно от части, и д ущ ей н а боевое з а дание. Последнее т е м б о л е е н е обходимо, поскольку , о ж и д а я удар с в о з д у х а , п р о ти вн и к I обычно у к ры в а е т с я и о т с т а и вается в каком-либо и з в с тр е - ! тившихся н а п у т и фиордов , ; меняет скорости .или, чтобы ' ввести в з а б л уж д е н и е р а з в е д - I чика, заметив его, р а з в о р а ч и - 1вается всем составом к он в о я на 180 град, j Только л иш ь п р а в и л ь н о йа- цоленная и си с т ем а т и ч е с к и У ЛЕТЧИКОВ КАРЕЛЬСКОГО ФРОНТА В эту і і о ч ь с е р ж а н т Ка — * «J Л Ѵ О -Л А бельков со щтурманом Г е ращенко совершили два бое вых вылета. Первый вылет прошел нормально. Задание было успешно выполнено, несмотря на огневое проти водействие врага. Когда легкий бомбардиров щик Кабелькова второй раз появился над целью, немцы встретили его яростным зе нитным огнем. Но летчики не свернули с боового кур са я точно по цели сброси ли смертоносный груз. Одним из снарядов, ра зорвавшимся над самоле том, пробило ц ен тр опл а н и плоскость в у з л е и х с о е ди нения, а осколками р а з о р в а ло обшивку. Самолет с т а л труден в упр авл ении . Но не все бомбы были ещ е сбро шены, и Кабельков с Г е р а щенко сд ел али второй з а ход н а цель. Ш т у рм ан о б стрелял из пулем ета з е н и т ные точки, и только п о с л е этого был в з я т куре н а свой аэродром. Поса'дка была з а т р у д н е на: самолет в а л и л с я в сторону поврежденной п л о с кости, но Кабельков о тли ч - ио приземлял машину. П е р е д б о е вым вы л е т ом . Б о р т м е х а н и к с т а р ш и н а И. К у з н ец о в и к а п и т а н 11. А л е й н и ч о в п р о в е р яю т моторы п е р ед о ч е р е д ны м вы л е т ом . Ф о т о В. Мищенко. о р г а н и з у е м а я в о з д у ш н а я р а з в е д к а м ож е т Д а т ь н у ж н ы й эф ф е к т и о б е с п е ч и т ь к о м а н д о в а н и е д о с т а т о ч н о я с н ы м и и и с ч е р п ы в аю щ и м и д а н н ы м и о п р о ти в н и к е . И м е я с о о т в е т с т в ую щ и е д а н ны е в о з д уш н о й р а з в е д к и о п р о х ож д е н и и к он в о я п р о ти в н и к а н а з н а ч и т е л ь н о у д а л е н н ы х у ч а с т к а х к о м м у н и к а ц и й , и •первую о ч е р е д ь д л я н а н е с е н и я у д а р а , и с п о л ь з у е т с я , ка к и м еющ а я н а и б о л ьш и й р а д и у с д е й с т в и я т о р п е д о н о с н а я а в и а ция.. В э тих с л у ч а я х у д а р , н а н о с и мы й о д н и м и т о р п е д о н о с ц а м и , о с у щ е с т в л я е т с я под п р и к р ы т и ем н аш и х о т е ч е с т в е н н ы х мноіюмес тн ы х и с т р еб и т е л ей д а л ь н е г о д е й с т в и я и л и о д н о м е с т н ы х и с т р е б и т е л е й , с н а б ж е н ны х п о д в е с н ы м и б ач к ам и . Е с л и п о з в о л я е т о б с т а н о в к а , и с т р е б и т е л и с о п р о в ож д е н и я в м ом е н т а т а к и т о р п е д о н о с ц е в н а н о с я т с к о вы в ающ и й у д а р по с р е д с т в а м ПВО ко н в о я , и н о г д а с п е ц и а л ь н о в ы д е л е н н ы м с ам о летом - ды м з а в е с чико м с т а в и т с я ды м о в а я з а в е с а . Б о е в о е о б е с п е ч е н и е и с т р е б и т е л я м и с т р о и т с я в з а в и с и м о с т и о т п р и н я т о г о ; р еш е н и я в е д ущ и м к ом ан ди р ом г р у п п ы т о р п е д о н о с ц е в (с о д н о г о и л и н е с к о л ь ки х н а п р а в л е н и й , с о д н о г о и л и д в у х бортов), н а е г о ж е о б я з а н н о с т и л еж и т о т в е т с т в е н н о с т ь з а о бщ ую о р г а н и з а ц ию боево го у п р а в л е н и я н а в с е х э т а п а х в ы п о л н е н и я боево го вы л е т а . В о в с е х с л у ч а я х б о ев ой р а бо ты н а море и с т р е б и т е л и с о п р о в ож д е н и я в с е г д а о б я з а т е л ь н о д е л я т с я н а д в е г р у п пы : н е п о с р е д с т в е н н о г о о х р а н е н и я и у д а р н ую , п р и ч ем п е р в а я и м е е т з а д а ч у но о т р ы в а т ь с я о т о х р а н я е м ы х ими т о р п е д о н о с ц е в , бомб ардир о вщи ко в , ш т у р м о в и ков, о со б ен н о в м ом е н т н а х о ж д е н и я п о с л е д н и х н а боевом к у р с е , при их п р о ры в е с к в о з ь з а в е с у з е н и т н о г о о г н я а т а к у е мо го к он во я . Е с л и о п а с н о с т ь н а п а д е н и я и с т р е б и т е л е й про т и в н и к а н а н аш и а т а к ую щ и е с а м о л е ты о т с у т с т в у е т , то и с т р е б и т е л и с о п р о в ож д е н и я р е ш е н и ем в е д у щ е г о в с ей см ешан ной г р у п пы п р и в л е к аю т с я д л я 1 года вл е ни я и рот ив е д ей с тв у к» щ и х з е н и т н ы х « р е д е т ь о б о р о ны конвоя. С в х ож д е н и ем конвоя в зону д е й с т в и я п и к и р ующ и х бомбар д и р о вщ и к о в п о с л ед н ий п о д в е р г а е т с я их в о з д е й с т в ию , или лее с ц е л ью д о с т и ж е н и я боль ш е й эф ф е к т и в н о с т и н а н о с и т с я о д н о в р ем е н ны й тор н е д о -бом бо в ы й у д а р , вы зы в ающ и й рас- с р е л о т о ч е н и о о г н я с р е д с т в 1Ш(3 к о р а б л ей . С д а л ь н е й ш и м п р иб лиж ени ем к он в о я в с т у п аю т в д е й с т в и е ш т у рм о в и к и . О собенно э ф ф е к т и в н о в заимо д е й с т в и е ш т у рм о ви к о в и тор п е д о н о с ц е в . С л е д у я в общем боевом п о р я д к е с т о рп ед оно с ц ами , ш т у р м о в и к и по с и г н а л у в е д ущ е г о т о р п е д о н о с ц е в «ата ка» с р а з у ж е вы х о д я т в п е р е д и а т а к ую т к о р а б л и о х р а н е н и я или т р а н с п о р ты — почти о д н о в р е м е н н о с т о р п ед о н о с ц ам и , чем б е з у с л о в н о о б е с п е ч и в а е т с я б о л е е мощ ный и с о с р ед о точенный у д а р , с м е н ьш им в о зд е й с т в и ем с р е д с т в ПВО конвоя против к аж д о й и з а т а к ую щ и х групп . В одном и з боев, н е см о т р я н а и с к лю ч и т е л ь н о сильное п р оти в оД е й с т вн е ис тр еби те- л е й , о д н о в р ем е н ны й у д ар ш т у рм о ви к о в «ИЛ-2» и т о р п е д о н о с ц е в о б е с п е ч и л довольно з н а ч и т е л ь н ы е по эффекти вно с т и р е з у л ь т а т ы — был потоп л е н т р а н с п о р т в 8.000 т. водо и з м ещ е н и я и с е р ь е з н о п о в р еж д е ны ещ е 2 т р а н с п о р т а по 10.000—12.000 т., которые п р ед п о л ож и т е л ь н о т а к ж е з а тон у ли . В д р у г о м с л у ч а е , имевшем м е с т о при а т а к е конвоя про ти в н и к а . о д н о в р ем е н ны й удар т о р п е д о н о с ц е в и штурмовиков , Майор Л. Колосов рассредоточив и noji нитную оборону яр? обеспечил потоплвн с п о р т а в 5.000 тонн Ж. д е н и е транспорта в А; причем с нашей стщ т е р ь не имелось. Очень ч а с т о и споль зую тс я для т е л ь ны х д е й с т в и й , в е рш а я у ж е начатый носц ами и бомбардир ра з г ром вр а жес кого і э тих с л у ч а я х уд арш іі ми о б ы ч н о н а н о с и м р ов ания , с высот"!/' 1 .0 0 0 — 1 .2 0 0 м. одноврі м о щ н ы м б о м б о вы м 1! и с п о л ь з у я ЛУЛѲМОТНО у н ы й о г о н ь . № В заключенно ад ти т ь , что наиболее l н ы м по своим pef" несомненно, будет оді ный сосредоточѳнщ в с е х видов авиации^ н аибол е е идеально!) в заимодей ствия ВВС1 носцы являются осн®ш ной силой, а бомба®, и штурмовики наносіж ти вн и к у ДОИОЛНИТШі! ры, сковывают его г ность и ср о д с т в а конвоя. р&ссре; зен и тн ой п л Г ся О д н о в р е м е н н ы й „К видов ИВС обоим ' больший результат с; А 1 ПИ.МИ п о т е р я м и с нас-, ны ІЮ д е \ ж Однако он мім , своей организации . . . . . „ ,. а н до с л у ч а е в прим» м е тода боевого цело: ВВС Новости 2 аруСГежной техники Зеркальный прицел для пулеметов В США для защиты одномест ных самолетов от нападения сза ди сконструировано специальное приспособление, позволяющее вести огонь из пулеметов задне го обстрела. Наводка пулеметов на цель производится с помощью зеркального механизма. Пилот, уловик в зеркале изображение вражеского самолета, приводит в действие механизм, автомати чески направляющий пулеметы на самолет противника. Опасность прострела хвостово го оперения собственного само лета предотвращена фотоалемеіЬ - ны м выключателем, прерывающим стрельбу, когда при повороте пулеметов траектория пуль пе ресекает хвосточое оперение. („ПоПЮ ЛЯР МЕКАНИКС*) С и н х р о н и з а т о р с к о р о с т и в р ащ е н и я п р о п е л л е р о в Обществом „Кэртисс - Райт“ в CLI1 изобретен автоматический прибор-синхронизатор, позволяю щий нажатием кнопки синхрони зировать скорость вращения че тырех пропеллеров бомбардиров щика. Эго нововведение облег чает работу пилота, которому раньше с помощью соответству ющих рычагов приходилось регу лировать скорость вращения каж дого коленчатого вал.і авиамото ров в отдельности. („АЙРОН ЭЙДЖ-) С к о р о с т ь п и к и р о в а н и я Специальные приборы зарегист рировали скорость пикирования американских истребителей ,Сэи- 11. др д аж е иоц«Б к о гд а мы имеем дмш ст в н я м и на больщ%з ниях от аэродромов ',еІ пни, что сопряжено д рядом трудностей, %у ус лов иями совмести®аі к цели больших «!> групп . А Тогда, как иоказы»Г в д ей с т ви я х по разгрг жеско ге конвоя торк бомбардировщики и і> ки лучш е использовал дом последовательна « а всем протяжении зя муникации. Этим л«в бы с тро та ввода в дйл I маневренность всвгр ВВС, а также и бо*у I т ел ьно сть воздейсиясЕ j жеские конвои. Посжо j тод используется ір ! п р ак ти к е чаще, вслед л н ч и я радиусов до® дов авиации, а тявэт ных условий ПОГОЛЫР 1 ни суток, равно кана факторов воздушной г і ки, которые нѳизбеа* ! л яю т прибегать им* I повременным удара^ вою на всем дрот: п у ти следования. Разобранные зд№> конечно, не являются ласты вши м шаблонов непрерывно совершаю их в системе note боевой подготовки, ке ( Г і р е с с б ю р о Главно:^ ческого Управления*.. ---------- >г Г дерболт", которая со«,!б км. час, Это пяйно И что т рав вдаое превышав ли полета снаряда. гь пикировании с ль вывода М/за При пилоту для пике пришлось пользо*Ш ным рычагом, так KJ(o ние контрольными ЧІ‘ІИ примерзло. (.ПОПЮЛЯР МЕКА'ь ---------—Г гТ Новые посадит фонари ™ посадочных дорб*эт аэродрОмОТ1! иоЛт narpj- сч - я трое больше, чем него типа. Фонари 3' п т грунт, выступая наД!І" ;щ всего на 70 мм, („САЙНС н ь ю с ^ На риканских ются фонари из выдерживающего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz