Североморский лётчик. 1944, февраль.

С Е В Е РОМ О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 3 ф евр ал я 1944 г., д Взаимодействие всех видов авиации в разгроме конвоя противника Уязвимость морских комму­ никаций окончательно измени­ ла характер организации мор­ ских транспортных оерсвозок как в части сведения тран­ спортов в крупные конвои, так и .в части увеличения средств прикрытия. Современные крупные конвои иногда насчитывают до 80—40 j транспортов и для их прикры- | тин выделяются примерно до 2—3 десятков кораблей охране ния, как-то: сторожевые кораб­ ли, специальные патрульные : суда — корветы и корабли ! ПВО, быстроходные тральщики, I миноносцы и даже крупные крейсера ы линкоры самых но­ вейших типов. Для освещения разбираемой нами темы необходимо, прежде всего, поставить перед -собой 2 вопроса: Первый— какие средства про­ тивник может противопоста­ вить нашим ударам с воздуха и какова ориентировочно будет организация его конвоя; и второй — какие, соответ­ ственно этому, виды ави ации ' могут быть привлечены для разгрома конвоя противника? Боевой опыт ВВС Север­ ного флота, где как раз имеется наибольшее количество характерных и весьма поучи­ тельных операций, может слу­ жить в этом отношении пре­ красным исходным и иллюстри­ рующим материком. Именно ка Севере вследствие особен­ ностей театра военных дей­ ствий противник пытался ор­ ганизовать проводку многих конвоев. Понеся значительные потери от наших ВМС и ВВС, в последние месяцы немцы стали сводить свои конвои в крупные массивы до о—8 и более транспортов, прикрывае­ мых значительным количеством кораблей охранения, достигаю­ щего порой 2-х десятков. В охранение конвоев против­ ником обычно выделяется 2—3 миноносца, 4—6 сторожевых ко­ раблей или тральщиков и до десятка более легких кораблей типа СКА или мотоботов. В части тактических прие­ мов, используемых противни­ ком, следует отметать следую­ щие моменты: При следовании вдоль по­ бережья конвои очень часто прижимаются к берегу, уходя лед защиту зенитных и бере­ говых батарей. В целях пари­ рования возможного нанесения торпедного удара немцы вы­ двигают корабли охранения далеко в море, в наиболее ве­ роятных направлениях атак торпедоносцев и штурмовиков и, наконец, всячески стремятся проходить наиболее угрожае­ мые участки пути в темное время суток или в неблагопри­ ятную для действий авиации погоду. Истребительное пр икрыт ие, в зависимости от удаленности аэродромов базирования, со­ стоит обычно из 4—6 много­ местных истребителей типа «Мѳ-110» или 8—12 одном'бст ных истребителей типа «Ме- 109» или «ФВ-190». Сказанное количество истре­ бителей^ прикрытия, естествен­ но, не бывает стабильным и определяется характером при­ крываемого конвоя и у д а л е ­ нием его от н аш и х аэродромов . Фактически в с е гд а н а д о р а с ­ считывать на во зможно сть п р и ­ влечения противником г о р а з д о большего количе ств а ИА , ибо, как это д о к а зы в а е т опы т воздушных боев, п р о в е д е н ны х над конвоАми, противник с т а ­ рается в м аксимальной с т е п е ­ ни; н аращивать си лы и с тр еб и - j гелей. Ьес ьм а х а р а к т е р ны в | этом отношении воздушные'') оси, р а зы гр авши е с я л е том | прошлого года на к ом м у н и к а ­ циях Ьаренцова моря, в ко т о ­ рых в р е з у л ь т а т е п о с т еп ен н о ­ го наращивания сил с обеих сторон участвовало б о л е е 80 истребителей. Это говорит о том, ч то к аж ­ дый командир, о р г ан и з ующ и й удар, должен о б я з а т е л ь н о иметь какой-то, хотя бы и н е ­ большой, м аневр енный р е з е р в ИА, лучше всего вы д в и н у ты й на один и з п ер ед овых а э р о ­ дромов. Практика п о к а зы в а е т , ч то в решающий момент т а к им р е ­ зервом можно резко п о в л и я т ь на исход во здушно го б о я и ли , если удаление р ай он а з а в я з а в ­ шегося бон н е обесп ечивает' своевременность в вод а р е з е р в а в действие, по зволи т о т с е чь преследующих и с т р е б и т е л е й противника и отбить и х а т а к и ка отходе. Боевой опыт п о к а зы в а е т , что для ударов по конвоям про­ тивника могут п р и в л е к а т ь с я все без исключения в и ды а в и а ­ ции, действующей методом п о ­ следовательных и р а зн о в р ем е н ­ ных ударов торп едоно сц ев , бомбардировщиков и ш т у р м о ­ виков, или в совм е с тных о п е ­ рациях при тесном т ак тич е с ком взаимодействии д р у г с д р у г ом . Причем во воех с л у ч а я х , к р ом е крейсерских полетов о д и н о ч ­ ных или п ар торп едоно сц ев - «охотников», о р г а н и з а ц и я бом- бо-штурмового и то рп ед но г о удара об я зател ьно п р е д у с м а т ­ ривает и стр еби тел ьно е при ­ крытие. Первым я и с к лю ч и т е л ьн о важным этапом в о р г а н и з а ц и и любой крупной о п е р а ц и и по конвоям противник а я в л я е т с я сис те ма ти чес кая п-редв а р и- тельная р а з в ед к а его к ом м у н и ­ каций. Р е з у л ь т а ты е е обычн о немедленно д оно с я т с я по ра­ дио в штаб ВВС и о д н о в р ем е н ­ но в выделенные д л я н а н е с е ­ ния удара части , ко т о ры е ч ащ е всего уже по этим д а н н ы м при водятся в повышенную г о тов ­ ность. Данные наблюдений з а п е ­ редвижением о б н а р уж енн о г о конвоя, включая и р а д и о с л еж ­ ку, но возможности у т о ч н яю т ­ ся контрольной р а з в е д к о й , а в некоторых с л у ч а я х и д опо лни ­ тельной высылкой с а мол е т а - доразведчика (непосредственно от части, и д ущ ей н а боевое з а ­ дание. Последнее т е м б о л е е н е ­ обходимо, поскольку , о ж и д а я удар с в о з д у х а , п р о ти вн и к I обычно у к ры в а е т с я и о т с т а и ­ вается в каком-либо и з в с тр е - ! тившихся н а п у т и фиордов , ; меняет скорости .или, чтобы ' ввести в з а б л уж д е н и е р а з в е д - I чика, заметив его, р а з в о р а ч и - 1вается всем составом к он в о я на 180 град, j Только л иш ь п р а в и л ь н о йа- цоленная и си с т ем а т и ч е с к и У ЛЕТЧИКОВ КАРЕЛЬСКОГО ФРОНТА В эту і і о ч ь с е р ж а н т Ка — * «J Л Ѵ О -Л А бельков со щтурманом Г е ­ ращенко совершили два бое­ вых вылета. Первый вылет прошел нормально. Задание было успешно выполнено, несмотря на огневое проти­ водействие врага. Когда легкий бомбардиров­ щик Кабелькова второй раз появился над целью, немцы встретили его яростным зе­ нитным огнем. Но летчики не свернули с боового кур­ са я точно по цели сброси­ ли смертоносный груз. Одним из снарядов, ра­ зорвавшимся над самоле­ том, пробило ц ен тр опл а н и плоскость в у з л е и х с о е ди ­ нения, а осколками р а з о р в а ­ ло обшивку. Самолет с т а л труден в упр авл ении . Но не все бомбы были ещ е сбро­ шены, и Кабельков с Г е р а ­ щенко сд ел али второй з а ­ ход н а цель. Ш т у рм ан о б ­ стрелял из пулем ета з е н и т ­ ные точки, и только п о с л е этого был в з я т куре н а свой аэродром. Поса'дка была з а т р у д н е ­ на: самолет в а л и л с я в сторону поврежденной п л о с ­ кости, но Кабельков о тли ч - ио приземлял машину. П е р е д б о е вым вы л е т ом . Б о р т м е х а н и к с т а р ш и н а И. К у з ­ н ец о в и к а п и т а н 11. А л е й н и ч о в п р о в е р яю т моторы п е р ед о ч е р е д ны м вы л е т ом . Ф о т о В. Мищенко. о р г а н и з у е м а я в о з д у ш н а я р а з ­ в е д к а м ож е т Д а т ь н у ж н ы й эф ­ ф е к т и о б е с п е ч и т ь к о м а н д о в а ­ н и е д о с т а т о ч н о я с н ы м и и и с ч е р п ы в аю щ и м и д а н н ы м и о п р о ти в н и к е . И м е я с о о т в е т с т в ую щ и е д а н ­ ны е в о з д уш н о й р а з в е д к и о п р о х ож д е н и и к он в о я п р о ти в ­ н и к а н а з н а ч и т е л ь н о у д а л е н ­ н ы х у ч а с т к а х к о м м у н и к а ц и й , и •первую о ч е р е д ь д л я н а н е с е н и я у д а р а , и с п о л ь з у е т с я , ка к и м еющ а я н а и б о л ьш и й р а д и у с д е й с т в и я т о р п е д о н о с н а я а в и а ­ ция.. В э тих с л у ч а я х у д а р , н а н о с и мы й о д н и м и т о р п е д о н о с ц а м и , о с у щ е с т в л я е т с я под п р и к р ы ­ т и ем н аш и х о т е ч е с т в е н н ы х мноіюмес тн ы х и с т р еб и т е л ей д а л ь н е г о д е й с т в и я и л и о д н о ­ м е с т н ы х и с т р е б и т е л е й , с н а б ­ ж е н ны х п о д в е с н ы м и б ач к ам и . Е с л и п о з в о л я е т о б с т а н о в к а , и с т р е б и т е л и с о п р о в ож д е н и я в м ом е н т а т а к и т о р п е д о н о с ц е в н а н о с я т с к о вы в ающ и й у д а р по с р е д с т в а м ПВО ко н в о я , и н о г д а с п е ц и а л ь н о в ы д е л е н н ы м с ам о ­ летом - ды м з а в е с чико м с т а в и т с я ды м о в а я з а в е с а . Б о е в о е о б е с п е ч е н и е и с т р е б и ­ т е л я м и с т р о и т с я в з а в и с и м о с т и о т п р и н я т о г о ; р еш е н и я в е д ущ и м к ом ан ди р ом г р у п п ы т о р п е д о ­ н о с ц е в (с о д н о г о и л и н е с к о л ь ­ ки х н а п р а в л е н и й , с о д н о г о и л и д в у х бортов), н а е г о ж е о б я ­ з а н н о с т и л еж и т о т в е т с т в е н ­ н о с т ь з а о бщ ую о р г а н и з а ц ию боево го у п р а в л е н и я н а в с е х э т а п а х в ы п о л н е н и я боево го вы л е т а . В о в с е х с л у ч а я х б о ев ой р а ­ бо ты н а море и с т р е б и т е л и с о ­ п р о в ож д е н и я в с е г д а о б я з а ­ т е л ь н о д е л я т с я н а д в е г р у п пы : н е п о с р е д с т в е н н о г о о х р а н е н и я и у д а р н ую , п р и ч ем п е р в а я и м е е т з а д а ч у но о т р ы в а т ь с я о т о х р а ­ н я е м ы х ими т о р п е д о н о с ц е в , бомб ардир о вщи ко в , ш т у р м о в и ­ ков, о со б ен н о в м ом е н т н а х о ж ­ д е н и я п о с л е д н и х н а боевом к у р с е , при их п р о ры в е с к в о з ь з а в е с у з е н и т н о г о о г н я а т а к у е ­ мо го к он во я . Е с л и о п а с н о с т ь н а п а д е н и я и с т р е б и т е л е й про­ т и в н и к а н а н аш и а т а к ую щ и е с а м о л е ты о т с у т с т в у е т , то и с т р е б и т е л и с о п р о в ож д е н и я р е ­ ш е н и ем в е д у щ е г о в с ей см ешан ной г р у п пы п р и в л е к аю т с я д л я 1 года вл е ни я и рот ив е д ей с тв у к» щ и х з е н и т н ы х « р е д е т ь о б о р о ­ ны конвоя. С в х ож д е н и ем конвоя в зону д е й с т в и я п и к и р ующ и х бомбар ­ д и р о вщ и к о в п о с л ед н ий п о д в е р ­ г а е т с я их в о з д е й с т в ию , или лее с ц е л ью д о с т и ж е н и я боль ш е й эф ф е к т и в н о с т и н а н о с и т с я о д н о в р ем е н ны й тор н е д о -бом бо в ы й у д а р , вы зы в ающ и й рас- с р е л о т о ч е н и о о г н я с р е д с т в 1Ш(3 к о р а б л ей . С д а л ь н е й ш и м п р иб лиж ени ем к он в о я в с т у п аю т в д е й с т в и е ш т у рм о в и к и . О собенно э ф ф е к т и в н о в заимо ­ д е й с т в и е ш т у рм о ви к о в и тор ­ п е д о н о с ц е в . С л е д у я в общем боевом п о р я д к е с т о рп ед оно с ­ ц ами , ш т у р м о в и к и по с и г н а л у в е д ущ е г о т о р п е д о н о с ц е в «ата­ ка» с р а з у ж е вы х о д я т в п е р е д и а т а к ую т к о р а б л и о х р а н е н и я или т р а н с п о р ты — почти о д н о в р е ­ м е н н о с т о р п ед о н о с ц ам и , чем б е з у с л о в н о о б е с п е ч и в а е т с я б о ­ л е е мощ ный и с о с р ед о точенный у д а р , с м е н ьш им в о зд е й с т в и ем с р е д с т в ПВО конвоя против к аж д о й и з а т а к ую щ и х групп . В одном и з боев, н е см о т р я н а и с к лю ч и т е л ь н о сильное п р оти в оД е й с т вн е ис тр еби те- л е й , о д н о в р ем е н ны й у д ар ш т у рм о ви к о в «ИЛ-2» и т о р п е ­ д о н о с ц е в о б е с п е ч и л довольно з н а ч и т е л ь н ы е по эффекти вно ­ с т и р е з у л ь т а т ы — был потоп­ л е н т р а н с п о р т в 8.000 т. водо­ и з м ещ е н и я и с е р ь е з н о п о в р еж ­ д е ны ещ е 2 т р а н с п о р т а по 10.000—12.000 т., которые п р ед ­ п о л ож и т е л ь н о т а к ж е з а тон у ли . В д р у г о м с л у ч а е , имевшем м е с т о при а т а к е конвоя про ­ ти в н и к а . о д н о в р ем е н ны й удар т о р п е д о н о с ц е в и штурмовиков , Майор Л. Колосов рассредоточив и noji нитную оборону яр? обеспечил потоплвн с п о р т а в 5.000 тонн Ж. д е н и е транспорта в А; причем с нашей стщ т е р ь не имелось. Очень ч а с т о и споль зую тс я для т е л ь ны х д е й с т в и й , в е рш а я у ж е начатый носц ами и бомбардир ра з г ром вр а жес кого і э тих с л у ч а я х уд арш іі ми о б ы ч н о н а н о с и м р ов ания , с высот"!/' 1 .0 0 0 — 1 .2 0 0 м. одноврі м о щ н ы м б о м б о вы м 1! и с п о л ь з у я ЛУЛѲМОТНО у н ы й о г о н ь . № В заключенно ад ти т ь , что наиболее l н ы м по своим pef" несомненно, будет оді ный сосредоточѳнщ в с е х видов авиации^ н аибол е е идеально!) в заимодей ствия ВВС1 носцы являются осн®ш ной силой, а бомба®, и штурмовики наносіж ти вн и к у ДОИОЛНИТШі! ры, сковывают его г ность и ср о д с т в а конвоя. р&ссре; зен и тн ой п л Г ся О д н о в р е м е н н ы й „К видов ИВС обоим ' больший результат с; А 1 ПИ.МИ п о т е р я м и с нас-, ны ІЮ д е \ ж Однако он мім , своей организации . . . . . „ ,. а н до с л у ч а е в прим» м е тода боевого цело: ВВС Новости 2 аруСГежной техники Зеркальный прицел для пулеметов В США для защиты одномест­ ных самолетов от нападения сза­ ди сконструировано специальное приспособление, позволяющее вести огонь из пулеметов задне­ го обстрела. Наводка пулеметов на цель производится с помощью зеркального механизма. Пилот, уловик в зеркале изображение вражеского самолета, приводит в действие механизм, автомати­ чески направляющий пулеметы на самолет противника. Опасность прострела хвостово­ го оперения собственного само­ лета предотвращена фотоалемеіЬ - ны м выключателем, прерывающим стрельбу, когда при повороте пулеметов траектория пуль пе­ ресекает хвосточое оперение. („ПоПЮ ЛЯР МЕКАНИКС*) С и н х р о н и з а т о р с к о р о с т и в р ащ е н и я п р о п е л л е р о в Обществом „Кэртисс - Райт“ в CLI1 изобретен автоматический прибор-синхронизатор, позволяю­ щий нажатием кнопки синхрони­ зировать скорость вращения че­ тырех пропеллеров бомбардиров­ щика. Эго нововведение облег­ чает работу пилота, которому раньше с помощью соответству­ ющих рычагов приходилось регу­ лировать скорость вращения каж­ дого коленчатого вал.і авиамото­ ров в отдельности. („АЙРОН ЭЙДЖ-) С к о р о с т ь п и к и р о в а н и я Специальные приборы зарегист­ рировали скорость пикирования американских истребителей ,Сэи- 11. др д аж е иоц«Б к о гд а мы имеем дмш ст в н я м и на больщ%з ниях от аэродромов ',еІ пни, что сопряжено д рядом трудностей, %у ус лов иями совмести®аі к цели больших «!> групп . А Тогда, как иоказы»Г в д ей с т ви я х по разгрг жеско ге конвоя торк бомбардировщики и і> ки лучш е использовал дом последовательна « а всем протяжении зя муникации. Этим л«в бы с тро та ввода в дйл I маневренность всвгр ВВС, а также и бо*у I т ел ьно сть воздейсиясЕ j жеские конвои. Посжо j тод используется ір ! п р ак ти к е чаще, вслед л н ч и я радиусов до® дов авиации, а тявэт ных условий ПОГОЛЫР 1 ни суток, равно кана факторов воздушной г і ки, которые нѳизбеа* ! л яю т прибегать им* I повременным удара^ вою на всем дрот: п у ти следования. Разобранные зд№> конечно, не являются ласты вши м шаблонов непрерывно совершаю их в системе note боевой подготовки, ке ( Г і р е с с б ю р о Главно:^ ческого Управления*.. ---------- >г Г дерболт", которая со«,!б км. час, Это пяйно И что т рав вдаое превышав ли полета снаряда. гь пикировании с ль вывода М/за При пилоту для пике пришлось пользо*Ш ным рычагом, так KJ(o ние контрольными ЧІ‘ІИ примерзло. (.ПОПЮЛЯР МЕКА'ь ---------—Г гТ Новые посадит фонари ™ посадочных дорб*эт аэродрОмОТ1! иоЛт narpj- сч - я трое больше, чем него типа. Фонари 3' п т грунт, выступая наД!І" ;щ всего на 70 мм, („САЙНС н ь ю с ^ На риканских ются фонари из выдерживающего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz