Североморский лётчик. 1944, декабрь.
29 декабря 1944 г., К \ Ж (378). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК „Лекция" парторга Покровского О БЕЗОТВЕТСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ К ПРОПАГАНДЕ (Каждый прожитый нами час бо гат ■'событиями исторического зна чения. Поэтому К тем занятиям, где эти события должным образом р а з бираются и оцениваются, сержанты проявляют живейший интерес. О д нако не все лекции и беседы про ходят на должной высоте. Мне до. велось прослушать лекцию т. П о кровского — «Год решающих побед». Судя по теме, на эту л ек цию ■можно, было возложить са- мыв лестные надежды во всех отношения*, поэтому не случайно на ней присутствовало много се р жантов и старшин. Но увы! П ер вые .же фразы лектора жестоко разочаровали слушателей. С пер вых фраз лектораі было ясно, что он недостаточно знает уровень политической подготовленности аудитории. Скомнаш вводную часть й не вы сказав ни одной законченной мы сли, лектор перешел к характери стике боевых действий Краснозна менного , Балтийского флота и затем известил наіс, что «войскаТ Ленинградского фронта и моряки КБФ прорвали блокаду Ленингра да и освободили Ленинградскую область». Затеи последовала попытка из ложить, какие бедствия несли немцы русскому народу. И здесь, вместо конкретны* фактов о чудо вищных злодеяниях врата, имев ших место на оккупированной тер ритории и нашедших обширное о т ражение на страницах нашей печа ти, лектор ограничился общими фразами и проклятиями по адресу, немецких оккупантов. В .следую,- здую минуту, безжалостна калеча и коверкая свой родной язык, л е к тор стал рассказывать о бо гатствах Заполярья. Слушате ли! ужа успели привыкнуть к причудливым скачкам лекто ра и, "чтобы чем-нибудь занять свое внимание, с интересом следи ли, куда он направит свой очеред ной прыжок. А он не заставил себя долго ждать. Бегая каранда шом по схеме маслосистемы мото ра, которая в эту минуту изобра^ ж ала Белоруссию, лектор стал рассказывать о прошедших успеш ных операциях под Бобруйском и Минском. Касаясь вопроса первоначаль ных временных неудач Красной Армии и нх> причин, т. Покровский сказал: «Русский человек бла годушный. Мы не надеялись, что немецкий рабочий станет с нами воевать». Вряд ли такое совершен, но неправильное об’яснение этого большого вопроса кого-нибудь могло удовлетворить. Далее по следовал рассказ о героическом прошлом русского народа, о советской индустрии и, наконец, двухчасовая «лекция» закончилась извещением о том, что наши вой ска; вступили на территорию Гер- маиииѵ Вопросов со стороны слуніате. лей, конечно, не последовало. Только несколько человек много значительно протянули: «Понят, но»... Понять же, что им понятно, было трудно: то ли тема выше означенной лекции, то ли непод готовленность лектора к заня тиям. Присутствующие знали не только то, что сказал лектор. Давно всем было известно, что Ленинградская область освобож дена, что немецкие палаічи нам несли рабство,, 'что наши войска -вступили на территорию Германии. Сержанты знали еще и то, как со ветские бойцы у стен Тильзита встречали годовщину Октября, благодаря каким именно операциям были достигнуты решающие победы Красной Армии и ряд дру гих подробностей. Они не нужда лись d простом констатировании фактов, а хотели услышать от лек. тора глубокий, правдивый и гра мотный анализ этих фактов и со бытий, почерпнутый из источни ков, почему-либо недоступных нм. і В основе лекции т. Покровского должен был лежать доклад товарища Сталина и приказ і№ 220, ибо они являются нашйм оружием победы, вооружать кото рым бойца) —- первейшая задача политических работников. Но делать это надо не так, как дблает т. Покровский—нарторг на шей части, а с полной ответствен ностью за каждое слово. I Ф. КУЛЬБОРИСОВ. О' — / НА БЫТОВЫЕ ТЁМЫ ПОЧТОВЫЕ НЕВЗГОДЫ Висел у шлагбаума почтовый д а н к и никто его не трогал. Опу скали туда письма летчики и тех ники. Все было хорошо. Но не нра вилось это начальнику почты Т. Суворову. ЯЩИК ПРИНОСИЛ хл о поты: письма вынимали из него редко и приходилось выслушивать много жалоб. И однажды Суворо ва. осенила мысль: — Чтобы не было жалоб на плохую работу почты, ящик снять. Сказано — сделано. ТІочтовый ящик валяется на грязном полу почтового отделения Суворов доволен. Теперь ни забот, ни жалоб. А тО, что. многим летчи кам и техникам приходится ходить за 5—6 километров в почтовое от деление, чтобы опустить письмо, это начальника ничуть не волнует... Капитан Я- БЯЛЫЙ. -O'- Перед новогодней елкой Н а новый год во многих частях, учреждениях, клубах и на кварти рах семей военнослужащих будут устраиваться елки. Каждому хо чется убрать елку, к ак можно пышнее, украсить ее игрушками, изготовленными большей частью из- бумаги и ваты. Нередко для освещения елки зажигаются свечи или; керосиновые лампы. Такие игрушки и примитивное освещение чаще всего и вызывают пожары, сопровождающиеся даже жерт. вами.. В 1939 году я присутствовал на елке, украшенной подобным' обра зом. В зале ходил «дед-мороз» — мальчик л ет тринадцати, наряжен ный в пышный костюм1 из ваты. Обходя елку, он задел свечу, г о ревшую на ветке, и «костюм» мо ментально запылаіл. Огонь тут же охватил украшения, затем переки нулся а зіал. Поднялась паника. Загоревшегося «деда-мороза» стали тушить руками, но это оказалось бесполезным': обрывки ваты про- должаілн .вепкхцвать и пламя не .унималось. «Дед-мороз» получил сильные ожоги лица и рук. Такая Корабли Северного флота в боевом походе. ОТВЕЧАЕМ НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ Авиация Германии и ее тактика іі Летчики младшие лейтенанты Черноталов и Швидкой прислали в редакцию письмо, в кото- 1 ром пишут: • ' ; I «Просим на страницах нашей газеты рассказать в действиях немецкой авиации на советско- германском фронте за последний период времени, а также о состоянии немецких военно-воздуш- I ных сил». Публикуемой ниже статьей, написанной по материалам газеты «Сталинский сокол», отвечаем на вопрос тт. Черногалова и Швидкой. ж е участь постигла и тушивших его костюм. 'Чтобы не допускать чего-либо подобного, надо соблюдать меры предосторожности. Нельзя зажи гать на елке свечи или керосино вые лампы. У елки не должно стоять никакой мебели. Можно оставить лишь стулья, вплотную придвинутые к стенам. Ствол елки следует хорошо укрепить у осно вания, не допуская, чтобы ее вер хушки или ветви касались потолка и стен. Каждую елку и помеще ние, Тде она установлена, надо обязательно показать представи телю противопожарной службы. Н а новогодних маскарадах нель зя пользоваться костюмами из бу маги и ваты. Д л я этой цели, как и для украЩения елки, можно приме нять только специальную левое- пл вменяющуюся вату. Фейерверк и бенгальские огни жечь вокруг елки нельзя. Обязательное соблюдение усло вий противопожарной безопасно сти — обязанность каждого, кто устраивает новогоднюю елку. Старший лейтенант Н. ДЕМЧЕНКО. За последнее время немецкая авиация на советско-германском фронте значительно снизила масш таб своей деятельности: Если в 1942 году среднемесячное количе ство самолетовылетов противника на нашем фронте составляло 44.176, то э 1943 году эта цифра снизи лась до 34.292, а в текущем году до '26.328. Об’яеняется это очень многими причинами. Главная при чина резкого сокращения боевой деятельности фашистской авиации заключается в том, что нашим лет чикам удалось за время войны истребить лучшие летные кадры Германии .сбить с них былую спесь и заставить немецкую авиацию пе рейти к оборонительной тактике. Кроме того, качество теоретиче ской и практической подготовки молодого летного состава в Герма нии значительно ухудшилось: школы усовершенствования свои, миі выпусками не могут удовлетво рить потребность фронта. Авиацион ная п ромышленность Германии, вследствие недостатка квалифицированной рабочей силы, разрушения заводов нашей авиа цией и авиацией союзников, не в состоянии сейчас .восполнить боль ших потерь, понесенных немецкой авиацией. Ко всему этому Германия, осо бенно после потери Плоешти, ис пытывает острый кризис горючего (применяется основном синтети ческий авиационный бензин, кото рого также сейчас нехватает). Этот кризис будет еще более обо стряться в: связи с. ударами на ших ©ВС и авиации союзников по нефтеперегонным заводам. Соотношение количества бом бардировщиков и истребителей в боевом составе германских ВВС в 1944 году изменилось по сравнению с началом воины в сторону увели чения числа истребителей. Авиация противника перешла к оборони тельной тактике. Это уже начи нает сказываться в боях, которые ведет сейчас Красная Армия на территории Венгрии и Чехослова кии. Н е прекращая своей боевой активности, авиация Красной Ар мии оказывает большую поддерж ку нашим наземным войскам. Про кладывая им путь вперед, она, мае - сивностью и эффективностью сво их ударов сумела создать у немец, ких солдат н офицерові «самолето- боязнь», заставившую гитлеров ское командование в Венгрии издать специальный приказ, призы, вакяций при налетах - советской авиации «держаться более бодро». Немцы же действуют ів воздухе ограниченно, хотя порой на отдель. ны>х участках фронта; и разгорается в день по нескольку воздушных боев. В основном у фашистов в боях действуют' «ФВ-іІѲО» « «МЕ-'Ш9». Причем преобладают чаще всего первые. В тактике немцев особых изменений не произошло. Единст венное, что можно сказать, заклю чается Iв том, что немцы и «Фокке- Вульфов» и «Мессершмиттов» в широком масштабе стали использо. вать для штурмовки и бомбежки наземных целей. Обычно ударной группой идут — «ФВ-190», а МЕ- 109» .эскортируют их. Сейчас наша авиация, вместе со всей Красной Армией заняла «ис ходные позиции для решительного наступления на жизшенные центры Германии». Она вышла на эти по зиции, обогащенная огромным опы том, вооруженная первоклассной техникой, имея «...самолетов не меньше, а больше чем: немецкая армия». Однако было бы; неверно недооценивать все трудности пред. стоящего' полного и. окончательно го разгрома германских военно- воздушных сил. Впереди советских летчиков ждут большие напря женные бои, в которых они долж ны будут нанести немецко-.фашмет. ской авиации такие удары, после которых она не сможет больше подняться. Нет сомнении, что в этих боях, попрежнему имея в распоряжении возможность авиационного манев ра и создания на определенных участках фронта превосходства в силах, немцы попытаются вернуть господство в воздухе. Конечно, та. •кое превосходство в силах, при об. щем значительном сокращении с а молетного парка Германии, какого.’ Второй Украинский фронт, в Венгрии. Пулеметчик под разделения, где командиром лей тенант А, А. Данилевич, ведет бой за овладение высотой в Карпатах. Фото Я. Паволоцкого. Фотохроника ТАСС*. нибудь серьезного значения иметь не будет. Тем не менее нашим лет чикам надо быть готовым к тому, чтобы на направлениях главного удара выдержать острую борьб). Тем более, противник, придержи ваясь сейчас в воздухе оборони тельной тактики, всячески стре мится сохранить свои летные кад ры для предстоящих боев по обо роне непосредственно Германии. Не имея никаких перспектив в плане количественного превосход ства в самолетном парке., немецкое командование старается за послед, нее время хоть в какой-то мере компенсировать это отставание усовершенствованием качества ма шин. Авиационные конструкторы Германии усиленно работают над созданием новых типов самолетов с реактивными двигателями. На се годня нам известны следующие типы новых немецких самолетов: «Ме-163», «Ме-262», «Хе-219» и «Ме-410». Все они имеют и моторы внутреннего сгорания и дополни тельные реактивные двигатели, на которые летчик может переклю читься в любой момент. Появле ние самолетов с реактивными дви гателями, имеющими скорость до 800 км., на сегодня зарегистриро вано лишь в одиночных экземпля рах (в частности «Хе-219» на одном из участков совете ко-герма некого фронта). Ввиду ограниченной про должительности полета действие их замечено пока вблизи своих а э родромов. Есть основания пола гать, что новые типы самолетов, потребляющие большое количест во горючего, не смогут найти мас сового применения в фашистской авиации. Кроме того и германская авиапромышленность при нынеш нем ее состоянии вряд ли способна переключиться на серийное произ водство этих новых машин. Таким образом, хотя немцы н подняли кои лоссалыгую шумиху вокруг само летов с реактивными двигателями, ни в коей мере нельзя сказать, что они в этой области достигли боль ших успехов. История войн учит, что побеж дали всегда государства и армии, силы которых в ходе войны возра стали, а терпели поражения тс го сударства и армии, силы которых в ходе войны иссякали и уменьша лись. Какие бы усилия не делал враг, ясно одно — его воздушные силы неуклонно . тают, а наши непрерывно возрастают. Каковы бы ни были трудности последнего, за ключительного этапа войны, во время которого немцы до край ности напрягут остатки своих сил, победа будет за нами, враг будет^,,- радгромлеи п его берлоге. И в до стижении этой победы нояp f щую ролі. займет наша c jg jr авиация, за, после днее^ сильно окрепшая^ венном, так шениях
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz