Североморский лётчик. 1944, декабрь.

29 декабря 1944 г., К \ Ж (378). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК „Лекция" парторга Покровского О БЕЗОТВЕТСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ К ПРОПАГАНДЕ (Каждый прожитый нами час бо­ гат ■'событиями исторического зна­ чения. Поэтому К тем занятиям, где эти события должным образом р а з­ бираются и оцениваются, сержанты проявляют живейший интерес. О д ­ нако не все лекции и беседы про­ ходят на должной высоте. Мне до. велось прослушать лекцию т. П о ­ кровского — «Год решающих побед». Судя по теме, на эту л ек ­ цию ■можно, было возложить са- мыв лестные надежды во всех отношения*, поэтому не случайно на ней присутствовало много се р ­ жантов и старшин. Но увы! П ер ­ вые .же фразы лектора жестоко разочаровали слушателей. С пер­ вых фраз лектораі было ясно, что он недостаточно знает уровень политической подготовленности аудитории. Скомнаш вводную часть й не вы­ сказав ни одной законченной мы­ сли, лектор перешел к характери­ стике боевых действий Краснозна­ менного , Балтийского флота и затем известил наіс, что «войскаТ Ленинградского фронта и моряки КБФ прорвали блокаду Ленингра­ да и освободили Ленинградскую область». Затеи последовала попытка из­ ложить, какие бедствия несли немцы русскому народу. И здесь, вместо конкретны* фактов о чудо­ вищных злодеяниях врата, имев­ ших место на оккупированной тер­ ритории и нашедших обширное о т­ ражение на страницах нашей печа­ ти, лектор ограничился общими фразами и проклятиями по адресу, немецких оккупантов. В .следую,- здую минуту, безжалостна калеча и коверкая свой родной язык, л е к ­ тор стал рассказывать о бо ­ гатствах Заполярья. Слушате­ ли! ужа успели привыкнуть к причудливым скачкам лекто­ ра и, "чтобы чем-нибудь занять свое внимание, с интересом следи­ ли, куда он направит свой очеред­ ной прыжок. А он не заставил себя долго ждать. Бегая каранда­ шом по схеме маслосистемы мото­ ра, которая в эту минуту изобра^ ж ала Белоруссию, лектор стал рассказывать о прошедших успеш­ ных операциях под Бобруйском и Минском. Касаясь вопроса первоначаль­ ных временных неудач Красной Армии и нх> причин, т. Покровский сказал: «Русский человек бла­ годушный. Мы не надеялись, что немецкий рабочий станет с нами воевать». Вряд ли такое совершен, но неправильное об’яснение этого большого вопроса кого-нибудь могло удовлетворить. Далее по­ следовал рассказ о героическом прошлом русского народа, о советской индустрии и, наконец, двухчасовая «лекция» закончилась извещением о том, что наши вой­ ска; вступили на территорию Гер- маиииѵ Вопросов со стороны слуніате. лей, конечно, не последовало. Только несколько человек много­ значительно протянули: «Понят, но»... Понять же, что им понятно, было трудно: то ли тема выше­ означенной лекции, то ли непод­ готовленность лектора к заня­ тиям. Присутствующие знали не только то, что сказал лектор. Давно всем было известно, что Ленинградская область освобож­ дена, что немецкие палаічи нам несли рабство,, 'что наши войска -вступили на территорию Германии. Сержанты знали еще и то, как со­ ветские бойцы у стен Тильзита встречали годовщину Октября, благодаря каким именно операциям были достигнуты решающие победы Красной Армии и ряд дру­ гих подробностей. Они не нужда­ лись d простом констатировании фактов, а хотели услышать от лек. тора глубокий, правдивый и гра­ мотный анализ этих фактов и со­ бытий, почерпнутый из источни­ ков, почему-либо недоступных нм. і В основе лекции т. Покровского должен был лежать доклад товарища Сталина и приказ і№ 220, ибо они являются нашйм оружием победы, вооружать кото­ рым бойца) —- первейшая задача политических работников. Но делать это надо не так, как дблает т. Покровский—нарторг на­ шей части, а с полной ответствен­ ностью за каждое слово. I Ф. КУЛЬБОРИСОВ. О' — / НА БЫТОВЫЕ ТЁМЫ ПОЧТОВЫЕ НЕВЗГОДЫ Висел у шлагбаума почтовый д а н к и никто его не трогал. Опу­ скали туда письма летчики и тех­ ники. Все было хорошо. Но не нра­ вилось это начальнику почты Т. Суворову. ЯЩИК ПРИНОСИЛ хл о­ поты: письма вынимали из него редко и приходилось выслушивать много жалоб. И однажды Суворо­ ва. осенила мысль: — Чтобы не было жалоб на плохую работу почты, ящик снять. Сказано — сделано. ТІочтовый ящик валяется на грязном полу почтового отделения Суворов доволен. Теперь ни забот, ни жалоб. А тО, что. многим летчи­ кам и техникам приходится ходить за 5—6 километров в почтовое от­ деление, чтобы опустить письмо, это начальника ничуть не волнует... Капитан Я- БЯЛЫЙ. -O'- Перед новогодней елкой Н а новый год во многих частях, учреждениях, клубах и на кварти­ рах семей военнослужащих будут устраиваться елки. Каждому хо­ чется убрать елку, к ак можно пышнее, украсить ее игрушками, изготовленными большей частью из- бумаги и ваты. Нередко для освещения елки зажигаются свечи или; керосиновые лампы. Такие игрушки и примитивное освещение чаще всего и вызывают пожары, сопровождающиеся даже жерт. вами.. В 1939 году я присутствовал на елке, украшенной подобным' обра­ зом. В зале ходил «дед-мороз» — мальчик л ет тринадцати, наряжен­ ный в пышный костюм1 из ваты. Обходя елку, он задел свечу, г о ­ ревшую на ветке, и «костюм» мо­ ментально запылаіл. Огонь тут же охватил украшения, затем переки­ нулся а зіал. Поднялась паника. Загоревшегося «деда-мороза» стали тушить руками, но это оказалось бесполезным': обрывки ваты про- должаілн .вепкхцвать и пламя не .унималось. «Дед-мороз» получил сильные ожоги лица и рук. Такая Корабли Северного флота в боевом походе. ОТВЕЧАЕМ НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ Авиация Германии и ее тактика іі Летчики младшие лейтенанты Черноталов и Швидкой прислали в редакцию письмо, в кото- 1 ром пишут: • ' ; I «Просим на страницах нашей газеты рассказать в действиях немецкой авиации на советско- германском фронте за последний период времени, а также о состоянии немецких военно-воздуш- I ных сил». Публикуемой ниже статьей, написанной по материалам газеты «Сталинский сокол», отвечаем на вопрос тт. Черногалова и Швидкой. ж е участь постигла и тушивших его костюм. 'Чтобы не допускать чего-либо подобного, надо соблюдать меры предосторожности. Нельзя зажи­ гать на елке свечи или керосино­ вые лампы. У елки не должно стоять никакой мебели. Можно оставить лишь стулья, вплотную придвинутые к стенам. Ствол елки следует хорошо укрепить у осно­ вания, не допуская, чтобы ее вер­ хушки или ветви касались потолка и стен. Каждую елку и помеще­ ние, Тде она установлена, надо обязательно показать представи­ телю противопожарной службы. Н а новогодних маскарадах нель­ зя пользоваться костюмами из бу­ маги и ваты. Д л я этой цели, как и для украЩения елки, можно приме­ нять только специальную левое- пл вменяющуюся вату. Фейерверк и бенгальские огни жечь вокруг елки нельзя. Обязательное соблюдение усло­ вий противопожарной безопасно­ сти — обязанность каждого, кто устраивает новогоднюю елку. Старший лейтенант Н. ДЕМЧЕНКО. За последнее время немецкая авиация на советско-германском фронте значительно снизила масш­ таб своей деятельности: Если в 1942 году среднемесячное количе­ ство самолетовылетов противника на нашем фронте составляло 44.176, то э 1943 году эта цифра снизи­ лась до 34.292, а в текущем году до '26.328. Об’яеняется это очень многими причинами. Главная при­ чина резкого сокращения боевой деятельности фашистской авиации заключается в том, что нашим лет­ чикам удалось за время войны истребить лучшие летные кадры Германии .сбить с них былую спесь и заставить немецкую авиацию пе­ рейти к оборонительной тактике. Кроме того, качество теоретиче­ ской и практической подготовки молодого летного состава в Герма­ нии значительно ухудшилось: школы усовершенствования свои, миі выпусками не могут удовлетво­ рить потребность фронта. Авиацион ная п ромышленность Германии, вследствие недостатка квалифицированной рабочей силы, разрушения заводов нашей авиа­ цией и авиацией союзников, не в состоянии сейчас .восполнить боль­ ших потерь, понесенных немецкой авиацией. Ко всему этому Германия, осо­ бенно после потери Плоешти, ис­ пытывает острый кризис горючего (применяется основном синтети­ ческий авиационный бензин, кото­ рого также сейчас нехватает). Этот кризис будет еще более обо­ стряться в: связи с. ударами на­ ших ©ВС и авиации союзников по нефтеперегонным заводам. Соотношение количества бом­ бардировщиков и истребителей в боевом составе германских ВВС в 1944 году изменилось по сравнению с началом воины в сторону увели­ чения числа истребителей. Авиация противника перешла к оборони­ тельной тактике. Это уже начи­ нает сказываться в боях, которые ведет сейчас Красная Армия на территории Венгрии и Чехослова­ кии. Н е прекращая своей боевой активности, авиация Красной Ар­ мии оказывает большую поддерж­ ку нашим наземным войскам. Про­ кладывая им путь вперед, она, мае - сивностью и эффективностью сво­ их ударов сумела создать у немец, ких солдат н офицерові «самолето- боязнь», заставившую гитлеров­ ское командование в Венгрии издать специальный приказ, призы, вакяций при налетах - советской авиации «держаться более бодро». Немцы же действуют ів воздухе ограниченно, хотя порой на отдель. ны>х участках фронта; и разгорается в день по нескольку воздушных боев. В основном у фашистов в боях действуют' «ФВ-іІѲО» « «МЕ-'Ш9». Причем преобладают чаще всего первые. В тактике немцев особых изменений не произошло. Единст­ венное, что можно сказать, заклю­ чается Iв том, что немцы и «Фокке- Вульфов» и «Мессершмиттов» в широком масштабе стали использо. вать для штурмовки и бомбежки наземных целей. Обычно ударной группой идут — «ФВ-190», а МЕ- 109» .эскортируют их. Сейчас наша авиация, вместе со всей Красной Армией заняла «ис­ ходные позиции для решительного наступления на жизшенные центры Германии». Она вышла на эти по­ зиции, обогащенная огромным опы­ том, вооруженная первоклассной техникой, имея «...самолетов не меньше, а больше чем: немецкая армия». Однако было бы; неверно недооценивать все трудности пред. стоящего' полного и. окончательно­ го разгрома германских военно- воздушных сил. Впереди советских летчиков ждут большие напря­ женные бои, в которых они долж­ ны будут нанести немецко-.фашмет. ской авиации такие удары, после которых она не сможет больше подняться. Нет сомнении, что в этих боях, попрежнему имея в распоряжении возможность авиационного манев­ ра и создания на определенных участках фронта превосходства в силах, немцы попытаются вернуть господство в воздухе. Конечно, та. •кое превосходство в силах, при об. щем значительном сокращении с а ­ молетного парка Германии, какого.’ Второй Украинский фронт, в Венгрии. Пулеметчик под­ разделения, где командиром лей­ тенант А, А. Данилевич, ведет бой за овладение высотой в Карпатах. Фото Я. Паволоцкого. Фотохроника ТАСС*. нибудь серьезного значения иметь не будет. Тем не менее нашим лет­ чикам надо быть готовым к тому, чтобы на направлениях главного удара выдержать острую борьб). Тем более, противник, придержи­ ваясь сейчас в воздухе оборони тельной тактики, всячески стре­ мится сохранить свои летные кад­ ры для предстоящих боев по обо­ роне непосредственно Германии. Не имея никаких перспектив в плане количественного превосход­ ства в самолетном парке., немецкое командование старается за послед, нее время хоть в какой-то мере компенсировать это отставание усовершенствованием качества ма­ шин. Авиационные конструкторы Германии усиленно работают над созданием новых типов самолетов с реактивными двигателями. На се­ годня нам известны следующие типы новых немецких самолетов: «Ме-163», «Ме-262», «Хе-219» и «Ме-410». Все они имеют и моторы внутреннего сгорания и дополни­ тельные реактивные двигатели, на которые летчик может переклю­ читься в любой момент. Появле­ ние самолетов с реактивными дви­ гателями, имеющими скорость до 800 км., на сегодня зарегистриро­ вано лишь в одиночных экземпля­ рах (в частности «Хе-219» на одном из участков совете ко-герма некого фронта). Ввиду ограниченной про­ должительности полета действие их замечено пока вблизи своих а э ­ родромов. Есть основания пола­ гать, что новые типы самолетов, потребляющие большое количест­ во горючего, не смогут найти мас­ сового применения в фашистской авиации. Кроме того и германская авиапромышленность при нынеш­ нем ее состоянии вряд ли способна переключиться на серийное произ­ водство этих новых машин. Таким образом, хотя немцы н подняли кои лоссалыгую шумиху вокруг само­ летов с реактивными двигателями, ни в коей мере нельзя сказать, что они в этой области достигли боль­ ших успехов. История войн учит, что побеж дали всегда государства и армии, силы которых в ходе войны возра­ стали, а терпели поражения тс го­ сударства и армии, силы которых в ходе войны иссякали и уменьша­ лись. Какие бы усилия не делал враг, ясно одно — его воздушные силы неуклонно . тают, а наши непрерывно возрастают. Каковы бы ни были трудности последнего, за­ ключительного этапа войны, во время которого немцы до край­ ности напрягут остатки своих сил, победа будет за нами, враг будет^,,- радгромлеи п его берлоге. И в до стижении этой победы нояp f щую ролі. займет наша c jg jr авиация, за, после днее^ сильно окрепшая^ венном, так шениях

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz