Североморский лётчик. 1944, декабрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 29 декабря 1944 г., № 308 (378). Майор М. Еремцов Бомбометание по точечным целям К точечным целям на морском театре прилито относить: тральщи­ ки, сторожевые корабли и катера, десантные баржи, самоходные пои. тоны и т. д. На сухопутном театре к таким целям относятся: ж. д. мосты, до ты, дзоты и различного рода ба­ тареи вплоть до отдельных даль­ нобойных «ушек. Бомбометание с пикирования по точечным целямі—дело трудное, но практика покааала, что усиленна» тренировка: и хорошая выучка на­ ши» пшшро.вщиков дают полную возможность ето применения, осо­ бенно но сухопутным неподвижным малоразмерным об’ектам, Проведе­ ние бомбардировочных ударов по такого рода целям выявило ряд особенностей, без учета которых невозможно обеспечить успех. К этим особенностям относятся следующие: необходимость прямого попада­ ния для уничтожения цели; трудность выполнения боковой наіводки перед переходом в пики­ рование и прицеливания в момент ти тровани я; трудности отыскания цели на местности, вследствие расположе­ ния их в системе других построек и сооружений или вследствие их хорошей маскировки при обособ­ ленном расположении.; сильное противодействие ЗА и МЗА. Эти особенности требуют от эки. лажей высокой технической выуч­ ки и безукоризненной ориентации в воздухе. 'Правильный выход на цель, как выяснилось в процессе боевой драк,тики, имеет исключительно важное значение для результатов ударов. Сущность этого вопроса заключается в следующем. Обыч. но и ПВО об'ектов существуют сектора, более и менее защищен­ ные средствами ЗА. Выход на цель с одного направ­ ления при внезапном переходе в атаку обеспечивает и безопасный отход от цели. Быход с другого направления обеспечивает предварительную ра. боту экипажей перед вводом в пи­ кирование, но зато при отходе от цели пикировщики должны про­ скочить через огневой заслон сек­ торов, насыщенных З А Опыт подтвердил преимущество второго способа перед первым. Обратимся к примеру, 8 «ПЕ-2», разбитые на две груп­ пы, ведомые майором Раковым при штурмане Давыдове и капитаном Лазаревым при штурмане Мягкове вылетели для нанесения бомбоуда- ра по дальнобойному орудию. Ведущий восьмерки майор Ра­ ков решил произвести заход со стороны пункта «Н», т. е. из сек тора, наиболее защищенного сред стваіми ЗА с. тем, чтобы обеспечить себе выход из пикирования и от­ ход от цели.. В виду того, что цель была рас­ положена сравнительно близко к аэродрому, набор высоты в 3.500 метров был произведен в районе аэродрома. 'На подходе к цели пикировщи­ ки были встречены сильным огнем ЗА, резкий противозенитный ма­ невр нарушил компактность строя. Режим полета выдержать было трудно. Прицеливание да ввода в пикирование было недостаточно точным. В результате чего бомбы упали с отклонением от цели до 100 метров. Вслед за первой группой через 15 минут вылетела вторая груша из 6 «ПЕ-2» {ведущий группы ка­ питан Голубев, штурман ст. лей- тенант Поли тин). Заход на цель эта группа про­ извела со стороны солнца и через болото, т. е. со стороны, менее за­ щищенной средствами ЗА. На противозенитном маневре, который выполнялся по высоте и направлению, группа потеряла 400 метров и с высоты в 3.000 метров парами перешла в пикирование. Выход самолетов на цель ока­ зался для противника неожидан­ ным. Обстрел самолетов начался только в момент ввода самолетов в пикирование и был малоэффек­ тивным. В результате дальнобойное ору­ дие, получив прямое попадание, было уничтожено. Фотос’емка под­ твердила результаты визуальных наблюдений. Наиболее ответственным момен­ том для точного бомбометания яв­ ляется прицеливание до ввода в пикирование. Поэтому для выпол­ нения поставленной задачи во всех случаях следует стремиться к обеспечению -этого процесса, избе­ гая резкого 'маневрирования, что может «меть место или при вне­ запном подходе к цели или. при подходе к цели со стороны, -менее защищенной средствами ЗА. При выходе из атаки, т, е. после выполнения задачи, в зоне артогня противника может быть допущено более резкое маневрирование. Чрезвычайно важное значение имеет вопрос выбора метода бом­ бометания. Лучшим методом, дающим наи­ более высокий 'Эффект, нужно при. знать бомбометание одиночными самолетами. Но это возможно только при отличной и ровной подготовке экипажей. Кроме того противодействие ИЛ противника при бомбометании этим методом вызывает большие трудности орга. низации прикрытия пикировщиков истребителями. В практике больше всего приме­ няется бомбометание парами и звеном, по сигналу ведущего, что позволяет ставить ведомыми более слабые экипажи. Преимуществом данного метода является сохране­ ние огневого взаимодействия меж­ ду самолетами в оборонительном бою н возможно- in лучшего при­ крытия звеньев (пар) истребителя­ ми сопровождения. Вероятность поражения целей в этом случае несколько снижается, т. к. естественно, что промах ве­ дущего влечет за собой промах ведомых, а отсюда ведущими в звеньях при бомбометании по то­ чечным целям должны ставиться наиболее опытные, хорошо натре­ нированные -экипажи. Выбор высоты в-вода в пикирова­ ние чаще всего определяется раз­ мерами цели и противодействием противника. В боевой -практике частей диа­ пазон высот в зависимости от этих условий колеблется от 1.500—до 3.000 мітр. Наименьшая высота* вво­ да в пикирование применяется обычно при действиях по кораблям и плавсредствам, наибольшая (3.000 метров) при ударах по ста­ ционарным об’екта-м ВМБ и скоп­ лению коваблей в них. Такие большие высоты об’яс. няются тем, что указанные цели сильно прикрываются огнем ЗА и автоматов. Высоты подхода к цели обычно бывают на 500—800 метров выше высоты ввода. Такой запас высоты вполне обеспечивает противозенитный ма. Г^^АВИАЦИИ Для пробивания самозатягиваю- іцихся бензобаков с защитным рези­ новым слоем в США сконструи­ рована, так назы­ ваемая, составная СОСТАВНАЯ ПУЛЯ пуля. При почада- нии такой пули в бак задняя часть ее, имеющая вид гильзы, отделяет­ ся и застревает в стейке бака, ос­ тавляя тем самым отверстие в баке, а собственно пуля ударяет в проти­ воположную стен­ ку бака. .Пояпляр Сайенс*. нев-р даже при самом сильном противодействий п-ротивника Замедление взрывателей по ц е­ лям, не требующим пробивного действия,—ж. д. мостам, отоыты-м дальнобойным пушкам и батареям, устанавливается на мгновенное по целям закрытого типа — равным 0,1 сек. Качественные показатели эффек тиан-ости некоторых бомбардиро­ вочных ударов по целям малых размеров, проведенных гвардейца­ ми-пикировщиками Красноэна • меиного Ва л тайского флота дают основания сделать некоторые вы ­ воды: 1. Целевая систематическая тренировка летного состава зна­ чительно поднимает класс пики­ рующим бомбардировщиков и по­ вышает эффективность их ударов по малоразмерным (точечным) це­ лям. 2. Фактические результаты точ­ ного бомбометания - опрокидывают -нормы теоретических расчетов, и при дальнейшем развитии техники бомбометания с пикирования, оче­ видно, на очередь дня будет по­ ставлен 'вопрос о более глубоком исследовании этого -метода и пе­ ресмотре расчетов на вероятность попадания. За проверкой материальной части самолета. В УЧЕБЕ НЕТ „МЕЛОЧЕЙ" Строго выполнять указания командиров О важности строгого выпОлие, ния всех указаний командиров мо­ лодые летчики разговаривают .у нас много. 'Когда же дело доходит да практического выполнения,' не­ которые летчики забывают о них. В результате допускают грубые ошибки. Случаи пренебрежения к указа­ ниям опытных товарищей были и у меня во время пераык боевых вы­ летов. «Что это каждый раз напо­ минает командир о всех мело­ чах?»1—думал я. Сделав несколько боевых вылетов, я посчитал себя уже опытным летчиком. Это был самообман, которым, к сож але­ нию, страдают и другие молодые штурмовики. Такое самомнение, преувеличенное представление о своих знаниях приводит ж тойуі что человек начинает отказывать, ся от дружеской помощи, о т сове­ та, начинает зазнаваться. А зазнай­ ство, как известно, к хорошему не приводит, ибо авиация не терпит невежд. Все, с чем приходится -сталкиваться летчику, что прихо­ дится эксплоаггировать ему, яв­ ляется одинаково важным. Коман­ дир, опытный летчик, указывая мо­ лодому, советуя ему, желает при­ нести только пользу. Передавае­ мые командиром знания—это опыт, добытый ш в боях потом и кровью. Поэтому относиться к отдельным, на -первый взгляд, не­ большим указаниям командира с «холодком», считать их «ме­ лочью»—вредное, и пагубное для молодого пилота дело. Возьмем для примера такой не­ большой вопрос, как зарулнвание самолета на стоямку. Любой л ет­ чик скажет, что это дело самое простое. Однако во время зарули- в аш я машин в нашем подразделе­ нии з а последние дни, едва не вы1- вели -из строя три- самолета. Не один- раз молодым летчикам мы.говорили, что при снежном и ледяном покрове рулиггь надо осторожнее, т. к. тормоза в этом случае действуют очень слабо. О д ­ нако младший лейтенант Собенин пренебрег нашими советами. Н а ­ деясь на тормоза, он по скользко­ му снежному покрову рулил с большой скоростью и в результате чуть не натолкнулся- на другую машину. Часто указывали молодым летчикам мы также и на то, что разворачивать «Ильюшин» на сто ­ янку следует «на руках». Когда однажды на разворот самоле­ та потребевалюя большой радиус, младший лейтенант Нл-сурлаев за­ был об . этих указаниях и стал своим ходом доруливать машину «Зарулив» в яму, занесенную сне­ гом, Наеурлаев лишь случайно не поломал самолет. Если летчик пренебрегает сове­ тами и указаниями командира, Под Будапештом После надоедливой слякоти с гнилым туманом впервые за все пребывание наших войск в Венгрии наступила зимняя погода. ...Первому снежку особенно Об­ радовались наши бронебойщики, на­ водчики орудий, танкисты, само­ ходчики. Немецкие танки и броне- транспортера, шедшие впереди контратакующей пехоты, были о т­ четливо видны на снежном поле, их легка было ловить в перекрест­ ке паиорам-ы, брать на мушку противотанковых ружей. Попытки противника приоста­ новить наше наступление полно­ стью преодолены, а многие вра­ жеские части разгромлены. Поля сражений западнее Будапешта покрыты горами .уничтоженной и сожженной вражеской техники. После того, как советские вой­ ска перерезали две железнодо­ рожные и шоссейные магистрали, ■ведущие от Будапешта ііа юго-за­ пад и на запад, полностью очистив треугольник между ними, наши подвижные части ринулись я а се- вер^—к третьей л последней маги­ страли, идущей от Будапешта аа севера-заиад—на Естергом к по южному побережью Дуная. Стре­ мительный бросок советских под­ вижных соединений привел к успе­ ху. Последняя дорога, связываю­ щая Будапешт с вражеским тылом, на значительном участке была з а ­ мята нашими частями. Подоспев, ціая пехота закрепила успех под- эижных соединений. Сегодня части З-го Украинского фронта, развивая наступление в обход -Будапешта с запада, вышли к; реке Дунай и овладели городом и железнодорожной станцией Естергом, а также заняли ряд дру­ гих -станций на железной дороге Естергом—'Будапешт. Таким обра­ зом, будапештская группировка (Немцев и -венгров полностью окру­ жена нашими частями. Передовые подразделения советских танки­ стов, вслед за которым» усТреми- лйсь наши пехотинцы и артилле­ ристы, ворвались а западные при­ городы венгерской столицы и с боями заняли их. ; Капитан П, МАКРУШЕНКО. 3-Й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 26 декабря. (Спец. корр. ТАСС). принимая их за «мелочь», — он допускает вначале ошибки в эк- енлоатации материальной части, йотом начинает хуже воевать, а в один прекрасный день расплачи­ вается за это э бою головой. Всем молодым летчикам-торпе­ доносцам, штурмовикам и истреби­ телям—я скажу одно: если они хотят стать настоящими воздуш­ ными воинами, -бить -врага наиболее эффективно — они должны; по­ стоянно учиться. А лучшим учеб- ником для них является боевой опыт старщ-их товарищей, коман­ диров, которые всегда с большим желанием его передают. Строго 'выполнять все указания командиров, не разделяя их на важные и «мелочи», — таково одно из основных требований к летчику. Старший лейтенант Н. СУРОВОВ. ===== ГЕРОИ ______ СЕВКРО ѵЮіЧІЫ Победы гвардейца Боевые дела Бориса Митрофа­ новича Ляха ~ кавалера двух орденов Красного Знамени н ор­ дена Нахимова 2-й степени —• пример бесстрашия и умения бить врага. Катер под его командованием более ста пятидесяти раз участ­ вовал в конвоировании кораблей, около пятидесяти раз выходил в море на поиск вражеских подло- док. Почти непрерывно в течение двух месяцев, в чрезвычайно тя­ желых гидрометеорологических условиях, катер гвардии старше­ го лейтенанта Ляха находился в походе. Двадцать один раз от­ важный командир катера выса­ живал десанты в тыл врага. В ночь на ІЗ-е октября катер Ляха одним из первых ворвался в порт Лиинахамари под ураган­ ным огнем немцев, высадил де­ сантников в районе причала, а затем более Двух часов вел бой с береговыми огневыми точками врага. За образцовое выполнение бое­ вых заданий командования на фронте борьбы 'с немецкими за­ хватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему; лейтенанту Борису Митрофановичу Ляху присвоено звание Героя Советского Союза.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz