Североморский лётчик. 1944, декабрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 29 декабря 1944 г., № 308 (378). Майор М. Еремцов Бомбометание по точечным целям К точечным целям на морском театре прилито относить: тральщи ки, сторожевые корабли и катера, десантные баржи, самоходные пои. тоны и т. д. На сухопутном театре к таким целям относятся: ж. д. мосты, до ты, дзоты и различного рода ба тареи вплоть до отдельных даль нобойных «ушек. Бомбометание с пикирования по точечным целямі—дело трудное, но практика покааала, что усиленна» тренировка: и хорошая выучка на ши» пшшро.вщиков дают полную возможность ето применения, осо бенно но сухопутным неподвижным малоразмерным об’ектам, Проведе ние бомбардировочных ударов по такого рода целям выявило ряд особенностей, без учета которых невозможно обеспечить успех. К этим особенностям относятся следующие: необходимость прямого попада ния для уничтожения цели; трудность выполнения боковой наіводки перед переходом в пики рование и прицеливания в момент ти тровани я; трудности отыскания цели на местности, вследствие расположе ния их в системе других построек и сооружений или вследствие их хорошей маскировки при обособ ленном расположении.; сильное противодействие ЗА и МЗА. Эти особенности требуют от эки. лажей высокой технической выуч ки и безукоризненной ориентации в воздухе. 'Правильный выход на цель, как выяснилось в процессе боевой драк,тики, имеет исключительно важное значение для результатов ударов. Сущность этого вопроса заключается в следующем. Обыч. но и ПВО об'ектов существуют сектора, более и менее защищен ные средствами ЗА. Выход на цель с одного направ ления при внезапном переходе в атаку обеспечивает и безопасный отход от цели. Быход с другого направления обеспечивает предварительную ра. боту экипажей перед вводом в пи кирование, но зато при отходе от цели пикировщики должны про скочить через огневой заслон сек торов, насыщенных З А Опыт подтвердил преимущество второго способа перед первым. Обратимся к примеру, 8 «ПЕ-2», разбитые на две груп пы, ведомые майором Раковым при штурмане Давыдове и капитаном Лазаревым при штурмане Мягкове вылетели для нанесения бомбоуда- ра по дальнобойному орудию. Ведущий восьмерки майор Ра ков решил произвести заход со стороны пункта «Н», т. е. из сек тора, наиболее защищенного сред стваіми ЗА с. тем, чтобы обеспечить себе выход из пикирования и от ход от цели.. В виду того, что цель была рас положена сравнительно близко к аэродрому, набор высоты в 3.500 метров был произведен в районе аэродрома. 'На подходе к цели пикировщи ки были встречены сильным огнем ЗА, резкий противозенитный ма невр нарушил компактность строя. Режим полета выдержать было трудно. Прицеливание да ввода в пикирование было недостаточно точным. В результате чего бомбы упали с отклонением от цели до 100 метров. Вслед за первой группой через 15 минут вылетела вторая груша из 6 «ПЕ-2» {ведущий группы ка питан Голубев, штурман ст. лей- тенант Поли тин). Заход на цель эта группа про извела со стороны солнца и через болото, т. е. со стороны, менее за щищенной средствами ЗА. На противозенитном маневре, который выполнялся по высоте и направлению, группа потеряла 400 метров и с высоты в 3.000 метров парами перешла в пикирование. Выход самолетов на цель ока зался для противника неожидан ным. Обстрел самолетов начался только в момент ввода самолетов в пикирование и был малоэффек тивным. В результате дальнобойное ору дие, получив прямое попадание, было уничтожено. Фотос’емка под твердила результаты визуальных наблюдений. Наиболее ответственным момен том для точного бомбометания яв ляется прицеливание до ввода в пикирование. Поэтому для выпол нения поставленной задачи во всех случаях следует стремиться к обеспечению -этого процесса, избе гая резкого 'маневрирования, что может «меть место или при вне запном подходе к цели или. при подходе к цели со стороны, -менее защищенной средствами ЗА. При выходе из атаки, т, е. после выполнения задачи, в зоне артогня противника может быть допущено более резкое маневрирование. Чрезвычайно важное значение имеет вопрос выбора метода бом бометания. Лучшим методом, дающим наи более высокий 'Эффект, нужно при. знать бомбометание одиночными самолетами. Но это возможно только при отличной и ровной подготовке экипажей. Кроме того противодействие ИЛ противника при бомбометании этим методом вызывает большие трудности орга. низации прикрытия пикировщиков истребителями. В практике больше всего приме няется бомбометание парами и звеном, по сигналу ведущего, что позволяет ставить ведомыми более слабые экипажи. Преимуществом данного метода является сохране ние огневого взаимодействия меж ду самолетами в оборонительном бою н возможно- in лучшего при крытия звеньев (пар) истребителя ми сопровождения. Вероятность поражения целей в этом случае несколько снижается, т. к. естественно, что промах ве дущего влечет за собой промах ведомых, а отсюда ведущими в звеньях при бомбометании по то чечным целям должны ставиться наиболее опытные, хорошо натре нированные -экипажи. Выбор высоты в-вода в пикирова ние чаще всего определяется раз мерами цели и противодействием противника. В боевой -практике частей диа пазон высот в зависимости от этих условий колеблется от 1.500—до 3.000 мітр. Наименьшая высота* вво да в пикирование применяется обычно при действиях по кораблям и плавсредствам, наибольшая (3.000 метров) при ударах по ста ционарным об’екта-м ВМБ и скоп лению коваблей в них. Такие большие высоты об’яс. няются тем, что указанные цели сильно прикрываются огнем ЗА и автоматов. Высоты подхода к цели обычно бывают на 500—800 метров выше высоты ввода. Такой запас высоты вполне обеспечивает противозенитный ма. Г^^АВИАЦИИ Для пробивания самозатягиваю- іцихся бензобаков с защитным рези новым слоем в США сконструи рована, так назы ваемая, составная СОСТАВНАЯ ПУЛЯ пуля. При почада- нии такой пули в бак задняя часть ее, имеющая вид гильзы, отделяет ся и застревает в стейке бака, ос тавляя тем самым отверстие в баке, а собственно пуля ударяет в проти воположную стен ку бака. .Пояпляр Сайенс*. нев-р даже при самом сильном противодействий п-ротивника Замедление взрывателей по ц е лям, не требующим пробивного действия,—ж. д. мостам, отоыты-м дальнобойным пушкам и батареям, устанавливается на мгновенное по целям закрытого типа — равным 0,1 сек. Качественные показатели эффек тиан-ости некоторых бомбардиро вочных ударов по целям малых размеров, проведенных гвардейца ми-пикировщиками Красноэна • меиного Ва л тайского флота дают основания сделать некоторые вы воды: 1. Целевая систематическая тренировка летного состава зна чительно поднимает класс пики рующим бомбардировщиков и по вышает эффективность их ударов по малоразмерным (точечным) це лям. 2. Фактические результаты точ ного бомбометания - опрокидывают -нормы теоретических расчетов, и при дальнейшем развитии техники бомбометания с пикирования, оче видно, на очередь дня будет по ставлен 'вопрос о более глубоком исследовании этого -метода и пе ресмотре расчетов на вероятность попадания. За проверкой материальной части самолета. В УЧЕБЕ НЕТ „МЕЛОЧЕЙ" Строго выполнять указания командиров О важности строгого выпОлие, ния всех указаний командиров мо лодые летчики разговаривают .у нас много. 'Когда же дело доходит да практического выполнения,' не которые летчики забывают о них. В результате допускают грубые ошибки. Случаи пренебрежения к указа ниям опытных товарищей были и у меня во время пераык боевых вы летов. «Что это каждый раз напо минает командир о всех мело чах?»1—думал я. Сделав несколько боевых вылетов, я посчитал себя уже опытным летчиком. Это был самообман, которым, к сож але нию, страдают и другие молодые штурмовики. Такое самомнение, преувеличенное представление о своих знаниях приводит ж тойуі что человек начинает отказывать, ся от дружеской помощи, о т сове та, начинает зазнаваться. А зазнай ство, как известно, к хорошему не приводит, ибо авиация не терпит невежд. Все, с чем приходится -сталкиваться летчику, что прихо дится эксплоаггировать ему, яв ляется одинаково важным. Коман дир, опытный летчик, указывая мо лодому, советуя ему, желает при нести только пользу. Передавае мые командиром знания—это опыт, добытый ш в боях потом и кровью. Поэтому относиться к отдельным, на -первый взгляд, не большим указаниям командира с «холодком», считать их «ме лочью»—вредное, и пагубное для молодого пилота дело. Возьмем для примера такой не большой вопрос, как зарулнвание самолета на стоямку. Любой л ет чик скажет, что это дело самое простое. Однако во время зарули- в аш я машин в нашем подразделе нии з а последние дни, едва не вы1- вели -из строя три- самолета. Не один- раз молодым летчикам мы.говорили, что при снежном и ледяном покрове рулиггь надо осторожнее, т. к. тормоза в этом случае действуют очень слабо. О д нако младший лейтенант Собенин пренебрег нашими советами. Н а деясь на тормоза, он по скользко му снежному покрову рулил с большой скоростью и в результате чуть не натолкнулся- на другую машину. Часто указывали молодым летчикам мы также и на то, что разворачивать «Ильюшин» на сто янку следует «на руках». Когда однажды на разворот самоле та потребевалюя большой радиус, младший лейтенант Нл-сурлаев за был об . этих указаниях и стал своим ходом доруливать машину «Зарулив» в яму, занесенную сне гом, Наеурлаев лишь случайно не поломал самолет. Если летчик пренебрегает сове тами и указаниями командира, Под Будапештом После надоедливой слякоти с гнилым туманом впервые за все пребывание наших войск в Венгрии наступила зимняя погода. ...Первому снежку особенно Об радовались наши бронебойщики, на водчики орудий, танкисты, само ходчики. Немецкие танки и броне- транспортера, шедшие впереди контратакующей пехоты, были о т четливо видны на снежном поле, их легка было ловить в перекрест ке паиорам-ы, брать на мушку противотанковых ружей. Попытки противника приоста новить наше наступление полно стью преодолены, а многие вра жеские части разгромлены. Поля сражений западнее Будапешта покрыты горами .уничтоженной и сожженной вражеской техники. После того, как советские вой ска перерезали две железнодо рожные и шоссейные магистрали, ■ведущие от Будапешта ііа юго-за пад и на запад, полностью очистив треугольник между ними, наши подвижные части ринулись я а се- вер^—к третьей л последней маги страли, идущей от Будапешта аа севера-заиад—на Естергом к по южному побережью Дуная. Стре мительный бросок советских под вижных соединений привел к успе ху. Последняя дорога, связываю щая Будапешт с вражеским тылом, на значительном участке была з а мята нашими частями. Подоспев, ціая пехота закрепила успех под- эижных соединений. Сегодня части З-го Украинского фронта, развивая наступление в обход -Будапешта с запада, вышли к; реке Дунай и овладели городом и железнодорожной станцией Естергом, а также заняли ряд дру гих -станций на железной дороге Естергом—'Будапешт. Таким обра зом, будапештская группировка (Немцев и -венгров полностью окру жена нашими частями. Передовые подразделения советских танки стов, вслед за которым» усТреми- лйсь наши пехотинцы и артилле ристы, ворвались а западные при городы венгерской столицы и с боями заняли их. ; Капитан П, МАКРУШЕНКО. 3-Й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 26 декабря. (Спец. корр. ТАСС). принимая их за «мелочь», — он допускает вначале ошибки в эк- енлоатации материальной части, йотом начинает хуже воевать, а в один прекрасный день расплачи вается за это э бою головой. Всем молодым летчикам-торпе доносцам, штурмовикам и истреби телям—я скажу одно: если они хотят стать настоящими воздуш ными воинами, -бить -врага наиболее эффективно — они должны; по стоянно учиться. А лучшим учеб- ником для них является боевой опыт старщ-их товарищей, коман диров, которые всегда с большим желанием его передают. Строго 'выполнять все указания командиров, не разделяя их на важные и «мелочи», — таково одно из основных требований к летчику. Старший лейтенант Н. СУРОВОВ. ===== ГЕРОИ ______ СЕВКРО ѵЮіЧІЫ Победы гвардейца Боевые дела Бориса Митрофа новича Ляха ~ кавалера двух орденов Красного Знамени н ор дена Нахимова 2-й степени —• пример бесстрашия и умения бить врага. Катер под его командованием более ста пятидесяти раз участ вовал в конвоировании кораблей, около пятидесяти раз выходил в море на поиск вражеских подло- док. Почти непрерывно в течение двух месяцев, в чрезвычайно тя желых гидрометеорологических условиях, катер гвардии старше го лейтенанта Ляха находился в походе. Двадцать один раз от важный командир катера выса живал десанты в тыл врага. В ночь на ІЗ-е октября катер Ляха одним из первых ворвался в порт Лиинахамари под ураган ным огнем немцев, высадил де сантников в районе причала, а затем более Двух часов вел бой с береговыми огневыми точками врага. За образцовое выполнение бое вых заданий командования на фронте борьбы 'с немецкими за хватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему; лейтенанту Борису Митрофановичу Ляху присвоено звание Героя Советского Союза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz