Североморский лётчик. 1944, декабрь.

ШВПРОМОРСКИП ЛЕТЧИК л ьних дах • • л і. Э К И П А Ж М АШ И Н Ы БО Е ВОЙ [ЕТА іЕМ мы нашим эк и п а­ ж е м в се вместе у ж е д а в ­ но, — с к а з а л л ей тен ан т Ж о с а н , ш турм ан ста рш е го л ей тен ан та М а ­ слова. Л е т аю т они в м есте — летчик Маслов, ш турман Жосан. радист Олейник л с тр е л о к Ожогин — с. ноября прош л о го года, когда два офицера и д в а с е рж а н та образова­ ли эк и п аж м аш ины боевой. 1944 год то ва р ищ С талин назвал годом реш ающ их поб ед. Э то т год э к и п аж М а с л о в а провел в непре- р ы ш ы х боях. М а с л о в и е го (экипаж воев ал и на юге, к о гд а го то в и л ся и бы л н ан есен удар, о с ­ вободивший о т н ем ец ко го гнета К рым и О д е с с у . М а с л о в и е го эк и п аж в о е в а л и н а сев ер е, к о гд а гото в и л ся и н аносился удар. в р е ­ зу л ь та те к о то р о го немцы были вышиблены из района П еченги, и наши войска, п р е сл е д у я нем цев, в ступ и ли в п р е д е л ы сою зной нам Норвегии. М у ж е с т в о и м астер ство , н а ст о й ­ чи вость и воля к п о б ед е—п р оф е с ­ си он ал ьны е качества со в е т ск о го торпед оносца. Б М а с л о з е и членах е г о эк и п аж а эти к ач ес тва р а зв и в а ­ ли сь и у к р еп л ял и сь а н асту п а­ тел ьн ы х боях, заверш ивш и хся и з ­ гнанием нем ец ки х о к к у п а н го з с о всей с о ветск ой земли, о т Ч ерн о го д о Баіреяцова моря. И боевы е к а ­ честв а к р ы л а т ы х воинов морей вновь и вновь п ро я в л яю тся н а н о ­ вом этапе боев, к о гд а перед с е в е ­ роморской авиацией в ст а л а задача добить врага а Б ар ен ц ев ом море. 2. « О Б Я З А Т Е Л Ь Н О П О ТО П И Т Е !» . О б я з а т е л ь н о потопите! Эти напутственны е слова п ро ­ изнес. Г ерой С о в етс к о го Союза г. Ефремов, у точн яя п ер ед М асло- ’вым и Ж осам ом за д а ч у очередн о го кр ей сер ск о го полета. Л е т ч и к и ш турм ан п оп рощ али сь с о своим командиром. —Р а з х одят немцы в тех ф и о р ­ дах, н а д о их топить! Разьицем , д о ­ станем л потопим! В ы л ет ел и они за д о л го д о р а с ­ света. С ам о лет п о д н ял ся над со п ­ ками, внизу о с та л и сь огни огр ан и ­ чителей, с ве т ящ е ес я на с н егу по- седон ное Т. П е р в ую часть м арш ру та решено бы ло ос ущ е ст в и ть н а д сушей. Н о низкие облака с р а зу ж е п р иж ал и маш ину к вершинам с о п о к— &от- аот в р еж еш ь с я в остры е скалы . М асл о в отвер н у л в море: а такую муть н а д водой итти спокойнее. М аш и н а л е г л а н а к ур с к даль- «им фиордам . — О б я зат е л ь н о потопите! — вспомнились М а с л о в у слов а ком ан­ дира. Т р у д е н б у д ет путь д о цели. Н о л иш ь бы наш л ась ц ел ь. 3. « В И Ж У К О Р А Б Л Ь !» . П О В Р Е М Е Н И д о л ж е н был уж е н асту п и ть рассвет. Н еб о п осерело. Н о в п е р е д » о п я т ь на­ чи сл и мрачные снеговы е тучи, и сшять сгу с ти л и сь сум ер к и робкого утра. Н е т , н а д морем в с е ещ е в л ас тв о в а л а ночь. С ам о лет-то рп едон о сец прибли­ ж а л с я к району цели. Прошли мьгс Н. Два фиорда, раздел ен ны е полуостровом , о т к р ы ­ л и с ь эк и п аж у . М ож н о б ы л о начи­ нать поиски в р аж еск и х кораблей. В местах, г д е М а с л о в п р е д п о л а ­ гал в ст р е ти т ь противника, кораблей не оказал о сь. — П о й д ем дальш е! — соо бщ и л М а с л о в о своем решении эки паж у. П л о т н ы е сл о и н и зк о нависших снеговы х туч о с та л и сь а стороне, ^ е х о т я в ставал над морем б л ек - л ья зимний день. В идим ость не п р еву н а л а д в у х к илом етров. М аслоь, тл-ійая по б ереж ье, вел машину дальш е, на запад. Б е р е г в этом 1оайоне с и л ь н о и з­ резан. Выскочив і<з-за мыска, л е т ­ чик услыш ал а н «ушниках в зв о л ­ нованный голос Жо^ана: — С л ев а под Плоскостью к о ­ рабль! Л е т ч и к в з г л я н у ^ но к о р аб л я не увидел. — Г д е? — пе{>-«просил он, и с тр е л к и О лейни к и Ож огин, тож е услыш авш ие в телеф она* СПУ г о ­ лос штурмана, крикнули вслед за Масловым: — Г д е к о р аб л ь? Где'-1 — Л е в е е давай , к ом ан д и р, л е ­ вее,— затор оп и л л ет ч и к а штурман. М а с л о в р а зв ер н у л самолет. — Вижу! В иж у корабль!..— под­ твер д и л он, но ш турм ан у ж е до ­ к л ад ы в а л , что нм зам еч ен о ещ е о д н о судно, а п о зад и этих двух — третье... Т еперь в е с ь э к и п а ж ви д ел вра­ ж ес к и й конвой: в п еред и ш е л т р а н ­ спорт в одоизм ещ ен ием в 5.000 тонн, з з ним'— второй транспорт, в 3.000 тонн в одоизм ещ ен ия, по сто­ ронам—д в а миноносца, п о зад и — д э з сто р ож евы х катера. — Ц е л ы й караван! М а с л о в , р е зк о р а ззе р н у в с ам о ­ л ет вправо, б ы с тр о уш ел в море. 4. МАНЕВР Т у ІАСЛОВ уш ел в море потом}, *** что п о зи ц и я д л я а та к и—с хзо- ста к о н в о я—б ы л а яв н о н е в ы г о д ­ ная. Он у с п ел зам ети ть, что со второго транспор та в зв и л а сь с и г ­ нальная р акета. Н о о с та л ьны е корабли п р о д о лж а л и спокойно ит- ги вперед: зенитны й о го н ь по с а ­ м о л ет у о т к р ы т н е был. В озм ож но, что на к о р аб л ях решили намеренно н е о т к ры в а ть огня: н е ж д а н н о -н е ­ гадан н о появивш ийся сам о л е т о т ­ верн у л а море, м ож ет бы т ь он и не видел конвоя. А сам олет, п р о й д я 5—8 к и л ом ет. ров, п о т ер я л конвой из виду. В р а ­ ж е с к и е ко раб л и скры л и сь в т у ­ манной дымке. Н о сей ч ас эт о зн а ­ чения не имело: м есто конвоя бы­ ло засечено, и все теп ер ь с в о д и ­ л о сь к том у, чтобы избрать м а ­ невр, о бесп еч и вающ и й эф ф е к т и в ­ ность торпедной атаки. М а с л о в реш ил а та к о в а т ь конвой со стороны берега. М о ж н о бы ло не сом н ев ать ся в том, что есл и уш едш ий в море с ам о л е т и бы л за ­ мечен н аб лю д а т ел ям и на н е м ец ­ ких к ораблях, то им енно с моря, с к о р е е всего, б у д у т о ж и д а т ь они вторичное п о я в л ен и е сам о л ета. К р ом е того, небо с о стороны б е ­ рега бы л о о б л ож е н о темными о б л а ­ ками, а из опы та П и рогова и д р у ­ гих мастеров свободной «охоты», М а с л о в знал, что вы ход с темной стороны в с е гд а с о д ей ств у ет скры тн ости атаки. М иш енью д л я своей торпеды М а с л о в избр ал головной т р а н ­ спорт. П р е ж д е всего, это бы л о наиболее кр упно е с у д н о в конвое. И затем у М а с л о в а возник лю б о ­ пы тны й так ти ч е ск и й замы сел: к о ­ рабли к ак р аз п о д х о д и л и к в ы с о ­ кому я остром у мы су; М асло в рассчитал, что в момент а та к и это т ск а л и с ты й мыс о т д е л и т головной тран сп ор т от о стал ьны х кораб лей и у к р о ет от ко р аб ел ь ны х орудий атакующ и й сам ол ет. Реш ени е принято. О б х о д я с п ер е. д в в р аж е ск и й конвой, М а с л о в п ри казал го то в и ться к атаке... 5. АТАКА І / А К Маслов предполагал, так “ й о казал о сь... Од и н -еди н ствен ны й транспорт вы х од и л из-за с к а л и с т о г о мыса. Н а него устрем іілся с а м о л е т-т о р ­ педоносец. В небе все тихо; ни черных хлопков разры воа, ни п у ­ лем етны х трасс. Д и ст ан ц и я м еж д у сам ол етом и транспортом с о к р ащ ае тс я. — Б л и ж е подойдем , ближ е!.. Д о транспор та о с та в ал о с ь 600 метров, к о гд а Ж о с а н у с лы ш ал о т ­ ры вистую ком ан ду М аслова: — Бросай! — Сбросил! — мгновенно о т о ­ зв а л с я ш турман. И л иш ь тогда, к о гд а торпед а у ж е мчалась к обреченном у т р а н ­ спорту, миноносцы у в и д ел и вы хо­ д ящ и й и з а т а к и сам ол ет. П р о й д я по н осу тор п ед и ро ван н о. го транспорта, М а с л о в у в е л маши­ ну з тум анн ую даль. Н ем яы успе- іи д а ть лиш ь н е ск о л ь к о б е с п о р я ­ дочны х залпов. О т х о д и т ь д а л е к о М а с л о в не с о ­ би рался. Он тотчас ж е снова р а з­ вернул сам ол ет. В ды м к е п р о с т у ­ пили н еясны е с и л у эты кораблей. Впереди возник с т о л б огня. Взрыв бы л виден всем, к то н а х о д и л с я на б о р ту торпед оносца, и все ч е т в е ­ Летчик-торпедоносец старший лейтенант П. Маслов. Ф ото Ю. Б у зько . ★ -----------------— ро— л етчи к , ш турм ан, с тр е л к и —• закричали: — Взрыв! М асл о в п о к р у ж и л п о б л и зо с ти от конвоя. П о см о тр ел , к а к тонет транспорт. П е р е с ч и т а л д л я п о ­ р яд к а о с та вш и е ся ко раб л и . Л е т на обратны й курс. Д о л о г путь домой из д а л ьн е го фиорда. Н о п ри ятн о и р ад остн о в о зв р ащ а ть ся с победой. Кругом все посветлело. День можно было признать днем. 6. СНОВА В МОРЕ С ПУ С ТЯ н е с к о л ь к о дней, бы л о п уб ли к о ван У к а з П р е з и д и у ­ ма В ерхо вн ого С овета СССР об у ч р еж д е н и и м ед ал и «За оборону С о в ет с к о го Зап о л яр ья» . Л е т ч и к и чи тал и пер ед о вую «П р авды », п о св ящ ен н ую новой м е ­ д а л и—п оч етной н аграде з а п о л я р ­ ным воинам. «П р авда» писала: «...С оветские за п о л я р н и к и и згн а­ ли в рага с суши, выш вы р н у л и е г о из б а з С еверной Н о рвеги и . Н а д о н а в сегд а изгнать е г о с моря». П о б ед а эк и п аж а М а с л о в а с в и д е ­ т ел ьство в ал а: — М о ж н о л е т а ть и поляр н ой зи­ мой на о т д ал е н н ы е коммуникации п р отивника, м ож но топить немцев, в Б ар ен ц овом море— к а к бы н е о т ­ д а л и л и с ь новы е районы ц е л и от наших аэродромов. К новым дальним к р ей сер ск и м полета.м гото в и л ся к эк и п аж М а ­ слова. Н ак ан у н е вы лета за б о л е л ш т у р ­ ман Ж о с а н . К о гд а в воскресный д ек аб р ьск и й д е н ь вновь подня- ,тась н а д засн еж ен ным аэродромом машина М а с л о в а , на ш турм анском м есте с и д е л л ей те н а н т Б е л я к о в . •Б ел яков — опы тный ш турм ан, не раз участвовавш ий в успеш ны х т о р п ед ны х атаках. Н о о п я т ь-т ак и то рп ед и ро вать в р аж е ск и й корабль в ночное время л ей тен ан ту Б е л я ­ ко в у предстояло впервые. Э к и п а ж у М а с л о в а б ы л о п р и казан о уни чтож и ть нем ец ки й транспорт, об н аруж ен ны й в озд уш н ой р а з в е д ­ кой у мыса Н о рд кап . 7. У МЫСА НОРДКАП іу і АС ЛОВ вы л е т е л о к о л о 14 ча- I ” *оо в и п ош ел прямым к у р со м в I район н а х ож д ен и я цели. О н н а ­ д е я л с я настичь транспорт до на. : сту п л е н и я темноты , 1 П о г о д а к а з а л а с ь вполне «нор­ мальной»: о б л а ч н о с т ь—2-3 б а л л а, вы сота— 400 метров, видим ость д о 15 к и л ом етро в ,— ч е го -ж е лучш е? Е ди н ствен н ое, ч т о за т р у д н я л о п о ­ лет, эго-^-сильная б о л т ан к а , с в я ­ зан н ая с п р о х ож д ен и ем тыловой части х о л о д н о го фронта. С ам олет б р о с а л о н а 30— 40 м ет ­ ров, и М а с л о в у с б р ею щ е г о п о л е ­ та п р иш л о сь п о д н я т ь с я на вы соту 200—300 метров. Впрочем, на по- береж ьи В ар ан тер-ф и ор да нет бол ьш е в р аж е с к и х постов, л о к а- торных у стан ово к, б а та р е й и аэродром ов —м ож н о и тти к на1 вы ­ соте, противник т еб я , к ак эт о б ы ­ ло бы раньш е, н е засечет. Т ум ан и н и зк а я о б л а ч н о с т ь в ю го-во сто ч н ой части п ол уостро ва В арангер за ст а в и л и М а с л о в а не- с к о л ь к о о т к л о н и ть с я в сторону мо. ря, но, в основном, заданны й м арш ­ ру т в ы д е р ж и в а л с я неуклонно. П о д х о д я к в р аж еск им районам, М а с л о в вновь п е р еш е л н а б р ею ­ щий. Б о л т а н к а н е п р е к р ащ ал а сь , и от л ет ч и к а тр еб о в а л о сь огромное м ас тер с тв о , чтобы в ес ти сам о л ет ни зко над водой. К а к н и сп еш и л М а с л о в , но в е ­ черние с ум е р к и о п е р е д и л и его. У ж е стем н ел о , к о гд а сам о л ет д о ­ ш е л к мы су Н о р д к а п . В идим ость ум ен ьш и л ась д о п о л утора к и л о ­ метров. Т ем не м ен ее, район бы л тщ а т е л ь н о просмотрен экипаж ем . П о л то р а часа к р у ж и л и они зд ес ь, о б с л е д у я к а ж д ы й <Ьиорд, н о все тщ етно: б у д то вымерли проливы и бухты . — Ч то б у д ем д е л а т ь д а л ьш е? — с п р о си л Б е л я к о в .— Т емновато. В и ­ дим ость плохая. А б у д е т е щ е х у ­ же... — Б у д е м п р о д о лж а т ь и с к а т ь ц е л ь! — о твети л М аслов. 8. «НЕ БРОСАЙ ТОРПЕДЫ» Г УМ Е Р К И сгущ ал и сь. М аслов '- 'п р о д о л ж а л и с к ат ь цель. Он в е л сам о л ет вд о л ь б ерега, на з а ­ пад... И вдруг... — Корабли! — за к р и ч а л ш т у р ­ ман Б е л я к о в .— В п еред и д в а к о р а б ­ ля! Д е й с тв и т е л ь н о , впереди, а в е ­ черних сум ер ках, о т ч е тл и в о п р о ­ с туп ал и д в а темны х с и л у эта. — П р и го т о ви ть ся к ата к е!—п р и ­ к а з а л М асло в, н о ш турм ан а п р е ­ дуп ред и л : — Н е б р о сай торпеды , пока точно не о п о зн аеш ь кораблей. Беляков включил рубильник и с б р асы в ат ел ь . Вы д е рж и в а я :к о . рость, вы со т у , н ап р ав л ен и е. М а ­ с л о в вел с а м о л е т н а корабли. — Б л и ж е , бл иж е... П а л е ц ш ту рм а н а л е ж а л на л и т ­ к е сб р асы в ат ел я. Н о к н оп к у Б е л я ­ ко в н е н аж а л . П о ч ем у -т о у к о р аб л ей не бы л о б у р у н н о го следа. Т ак к не с б р о си в т о р п е д \ . М а ­ с л о в в-ышел из атаки. К о р аб л и или не к о р аб л и ? — И все же, это — корабли! — не совсем уверенно повторил Бе- ."ЯКОВ. — П ров ер им , — с о г л а с и л с я М а ­ слов. С д е л а л и вто рой заход. С и л у э т а ­ ми «кораб л ей» о к а з а л и с ь две в о з ­ выш ающ и еся над морем черные с к а лы . — Т ак ,— с к а за л М аслов . — Б ы ­ вает... А ц е л ь д л я наш ей торпеды мы в се -та к и достанем . О б я з а т е л ь ­ но достанем! 9. НА ВНЕШНЕМ РЕЙДЕ Я Р К И Е зв е зд ы з а м е ч а л и на ночном небе. — П ош л и в п о р т X.,—п р и к а за л М аслов. П ер в о е, что он и Б е л я к о в з а м е ­ тили, п о д о й д я к п орту, это к о р о т ­ кие и д л и н ны е вспыш ки п р о ж е к ­ тора на внешнем рейде. — М орзянка... С и гн ал ьн ом у п р ож ек т о р у на внешнем р е й д е б е р ег о т в е ч а л ми- г зн ь е м своих огней: точка-типе, точка-тире... М оре и б е р ег ож и в л ен н о бесе­ д овали. М а с л о в п о в е р н у л в с то рон у п р о ­ ж ек тора. Р я д о м с ним, немного- пониж е. о б о зн ач и л и с ь и д ругие, т у с к л ы е и ровны е огоньки: то-ли о с в ещ е н н ы е иллюм ин аторы , то-ли ч то-л и б о другое. — Корабль на рейде! — быстро произнес Маслов. — Т очно!—о т к л и к н у л с я Б е л я ­ ков. Н а вы со т е 150 м етров они я ра- ш ли н ад кораблем . — Транспорт... В иж у д в е мачты , в с е р е д и н е— т р у б а,— д о л о ж и л Б е ­ л яков. О го н ь ки на тран сп орте м гн ов ен ­ но погасли. Н о за т о у берега х л о ­ п о тл и в о «заморгали» пр иж авш и еся к при чалам ш хуны . Они за п р аш и ­ вали о п о зн ав а те л ь н ы е пл охо рал- линаемого в тем н о те сам ол ета. 10. ОТВЕТ ТОРПЕДОНОСЦА D С Е б ы л о яс н ее ясного. *-* — З а х о д и м в а т а к у , н адеть к аски! — р азн есл ась по проводам С П У ком анда. П о к а л етч и к р азв о рач и в ал м аш и­ ну д л я захода, Б е л я к о в закончи л расчет. П р и ж и м а я сам о л ет к воде, М а с л о в ш е л на с л и вш и й ся с ночью затем н ен ны й кораб ль. Б е л я , ков т о ч н о н авел сам ол ет на ц ен тр б о р та тр ан сп о р та— под курсовым у гл ом в 85 градусов. С к и л ом етрово й ди стан ции ш ту р ­ ман х отел б ы л о сбр оси ть торпеду. — П оврем ен и ч у т ь -ч у ть !—п р е­ д у п р е д и л М а с л о в д в иж е н и е леска- щ е й на с б р а с ы в а т е л е руки Беля'- к ова.—С к о р о с т ь е щ е велика. 'К ороткие и, вм есте с тем. б еск о . нечны е сек ун ды .. — Бросай!.. — Сбросил! И голо с с тр е л к о в : — Т о р п ед а пошла. М а с л о в н ак р ен и л машину, »тхо- дя о т п р и говорен ного к гибели к о ­ рабля. А с о ш ху н п р о д о лж а л и «мор­ гать» с и гн ал ьн ы е огни. Там асе е щ е т р еб ов ал и о т в е т а у н еи звест­ ного сам олета.., О т в е т п о с л ед о в а л через 40—50 с ек у н д : к о л о сс ал ь н о й с и л ы взрыв п р о гр о х о та л н а д рейдом, над пор­ том, И т у т т о л ь к о с берега и с о шхун за б и л и «эрликоны». С т о л б о гн я у ж е сп ад ал . В б а ­ гровом за р ев е о т ч е т л и в о в ы д е л я ­ л и сь о ч е р т ан и я го рящ его , н а к р е ­ н и вш егося вправо транспорта. Д е л а я к руг за кругом , эки п аж М а с л о в а н аб лю д ал , к а к г о р ящ ій транспорт м ед л ен н о п о гр уж а л ся в воду...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz