Североморский лётчик. 1944, декабрь.
североморский летчик ; — 23 декабря 1944 г., № 303 (373), Герой Советского Союза капитан П. САХАРОВ С ТАЛ ИИСКО Е С Л О ВО §•£ orда я впервые ступил на по рог Ивановского городского аэро клуба и когда мы, молодые учлеты, . только гіаічиін^ли знакомиться со сталинской аші а - . иней, помню, часто распевали иесшо: «Слово Сталина меж нами! Имя Сталина * \ средь нас!». Чудесные слова! Для меня, как для летчика, они приоб рели особый смысл после того, как я. впервые услышал о разговоре товарища Сталина с летчиком Чка. ловим. Великий вождь высоко оде- кил тогда советских авиаторов, заявив Валерию Чкалову, что его жизнь, жизнь советского летчика, для нас дороже любой машины. &ти слова отцовской любви, сталинской ласки и заботы, оста вили у меня п душе глубокий след. Как то сразу стало ясным, какую ответственность беру я на себя, вступая в семью сталинский авиаторов. Никогда не забыть мне и утро 3 июля 1941 года. В это грозное время я « мои боевые товарищи си дели .в готовности на одном из аэ родромов Смоленщины. Немвд ко лоннами танков и. самоходных ору дий дрсдодили по родной Белорус, сии. Черные стаи «Юнкерсоів», кХей-нкелсй» залетали в наше не бо, бомбили мирные города и села. Мы отступали. Порой возникало подавленное настроение. И вдруг мы услышали Сталина! Как сейчас помню его слова: «К вам обра щаюсь я, друзья мон...». Прослушав выступление вождя, я почувствовал, как сразу легче стало на душе,, как еще сильнее укрепилась дера в,«обеду над шра- гам. Вспоминаю один случай. Четвер кой міы вылетели штурмовать скоп ление немцев на полевой дороге. Пн подходе к цели наши самолеты были встречены ураганным зенит ным огнем. Машина одного из мо их товарищей получила серьезное повреждение. Она не могла боль ше держаться в воздухе. Перед тем,, как покинуть строй, летчик обратился к нам: «Бейте немцев, товарищи, так, как приказал Сталин...». ^б ноября 1941 года. товарищ Сталин выступил с докладом о 24 ігодовщине Октября. В те дни я находился в учебном полку и осваивал новую. материальную •часть. Вместе с другими летчиками мы внимательно слушали сталин ские слова. Разоблачая немецких «национал-сод»алистов», товарищ Сталин оговорил: «И эти люди, ли шенные совести я чести, люди с моралью животных имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации. Плеханова и Ленина;, Белинского и Чернышев ского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павло ва, Репина и, Сури кова, Суворова и Кутузова!..» Эти слова звали к свя щенной мести, к \ быстрейшему ос- 1 • '■ению новых ма- ] шин и возвраще- I нию на фронт. Мы J поклялись тогда свято выполнись задачу, поставлен ную вождем — «истребить всех немцев до единого,, пробравшихся на территорию нашей Родины». В 1942 году наша часть участво вала в героической обороне Ленин града. Весной мы производили по несколько вылетов в день на при крытие единственной тогда чТ.а- дожской ледяной дороги, связыва ющей .город Ленина с Родиной. В этих боях я ни раз вспоминал правдивые слова, русской посло вицы, приведенной товарищем Сталиным для характеристики не мецких солдат к офицеров; «Мо лодец против овец, а против мо лодца, сам овца». И точно, — не мец никогда не выстоит против- умелого русского летчика! Сталинское слово всегда вооду шевляло наших летчиков на герои ческие подвиги. Воюя на Севере, мы помнили наказ вождя: «...Креп че биггь врага, беспощадно истреб лять немецких захватчиков, иепре- стаЯіНо гнать их с советской зем ли». С особой силой боевые дела Наг ших летчиков проявились, когда Верховный Г лавпокомандующий Маршал Советского Союза .товарищ Сталин приказал очистить от немецких захватчиков советское Заполярье. 'Выполняя этот приказ, летчики нашего подразделения про. являли в боях замечательное каче ства советских воинов — героизм и храбрость, ни которые указывал товарищ Сталин. Однажды мы па рой успешно провели воздушный боіі с шестью «МессернімитТами», сбив при этом один самолет про тивника. В другой раз четверка лейтенанта Кириченко, прикрывая торпедные катеры, дралась с. восемью «Ме-'109» и вылгла из неравного боя победителем. Товарищ Сталин несколько раз в своих приказах об’являл благодар ность североморским летчикам. И каждый раз мы боевыми делами отвечали на благодарность вождя. Наше подразделение, например, ■после взятия Петсамо потопдао не сколько немецких судов и уничто жило несколько фашистских само летов. Слово Сталина меж нами! Имя Сталина средь нас! — Мы с гордостью говорим об этом. Вдохновляемые сталинским сло вом , с именем вождя, мы 'Г о то ви м , ся к решающим боям и оконча те л ь н о добьем ненавистного врага з е г о логовеі Н -СКИЙ АЭРОДРОМ. (По те- Дерзкие атаки североморцев 2, Летчики поддерживают десант в Лиинахамари леграфу), ------- О— ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В И-ском подразделении на-днях состоялась летно-техническая кон ференция по вопросу: «Эксплоата- циія самолета и мотора в зимних условиях». Конференция прошла оживленно. Инженер-каштан т. СнлОв, стар шие техпик-лейтенанты т,т. Бурла ков и Черэ рассказали о своем многолетием опыте. Хорошо раз’яс- ■нили-вопрос о самолетовождении в заполярных условиях и о борьібе с обледенением самолета в воздухе капитаны Петров и Ляган-. И. ПАЛКИН. Ц^-АВИАЦИИ РАКЕ Т ІЫЕ Б О М Б Ы В С ІІІА предло жено оборудовать авиационные бом бы ракетными дви гателями. Специ альный замедли тель обеспечивает пуск двигателя тольке после уда ления' бомб от самолета на до статочное расстоя ние. " ■ Использование ракетного двига теля ■ повышает скорость падеііия бомбы, чем увели чивает ее пробив ную' способность, а также повышает точность бомбоме1 тания. , Полюляр Сайенв*. Порт Лиинахамари являлся важ- ной военно-морской базой немцев. В Лиинахамари немцы построили густую сеть оборонительных со- о^'чжений. Простреливался бук- вально каждый метр. Сам порт был превращен в мощную крепость, прикрыіваемую артиллерийскими батареями. Еще до начала наступательных операций советских войск порт Ли. ииахамари неоднократно подвер гался интенсивным ударам северо морских летчиков. -Особенно акти визировала свои действия авиация по об’ектам порта и его огневым точкам перед высадкой десанта. За 2—3 дня было совершено не сколько групповых налетов на ог невые тонки, д том числе и на ба тарею а Нумеро-іНиеми. Метеорологические условия вы садки линнаіхамарокого десанта были значительно хуже, чем в день высадки первого десанта. Они исключили возможность прикрытия Десанта с воздуха. Несмотря на полное отсутствие помощи авиации и ожесточенное сопротивление противника, десант- ники майора Тимофеева и моряки, обеспечивавшие высадку, блестя, ще справились со своим делом. Побелила дерзость и умелые дей ствия флотских офицеров и рядо вых. Высадившиеся на вражеский бе рег бойцы майора Тимофеева бы стро прорвали первую полосу обо роны немцев и вышли ко второй, еще более укрепленной. Противник упорно сопротивлял ся всю ночь. Отвоевывая, каж дый метр земли, десантники подходили вплотную к посел ку и, огибая; его, штурмова ли позиции тяжелой батареи. На рассвете морские пехотинцы пред приняли две яростные атаки. Враг, не выдержав натиска, срочно стал подрывать орудия, поджигать и взрывать портовые сооружения и поселок. В ту минуту была пере- чвачена радиограмма коменданта- Лиинахамари, в которой открытым текстом говорилось: «Лиинахамари захвачен русскими матросами. От хожу на запад. Согласна приказа корнетепкапитана Френка все взрываю...» На аэродромах с самого рас света царило оживление. іВесть о высадке нового десанта радовала летчиков. Они сидели в готовности и с нетерпением ожидали, когда можно будет взлететь. Первыми в районе десанта поя вились разведчики. Им надлежало разведать подходы резервов про тивника., -который, по предположе. нию, накапливался в районе X. Долго и настойчиво искали врага разведчики/ Через несколько часов лейтенант 'Быстрое сообщил: «На подходе к X. обнаружил до 300 солдат, 35 автомашин, 10 цистерн и большое количество повозок». На помощь десантникам выде лили несколько групп «ИлМоши. ных» и истребителей-бомбардиров щиков. Первыми в воздух подня лись штурмовики капитана Евдо кимова. Быстро, с помощью целе указаний с земли, обнаружив -нуж ную высоту «Или» начали штур мовать сопку. Сопка была высокой, противник хорошо маскировался у ее подножий. Однако имея опыт действий в гористой местности, штурмовики, снизившись до брею щего полета, отыскали вражьи*но ры я обрушили -на них свои бомбы. Особо эффективным оказался удар по скоплению автомашин. Прямы, ми попаданиями бомб сразу было уничтожено более десятка автомо билей, груженных снаряжением и боеприпасами. После бомбоудара «Ильюшины» разошлись по цепоч ке в круг и продолжали «висеть» над сопкой, .воздействуя на немцев мощным огнем пушек и крупнока либерных пулеметов. Тем временем на смену .штурмо викам Евдокимова подходили труп- па «Илов», ведомая старшим лей тенантом Скопинцевым, и шестерка истребителей - бомбардировщиков старшего лейтенанта Николаева. Новый удар был еще сокрушитель, нее. Надежна охраняемые истреби телями прикрытия, ударные группы работали исключительно эффектив но. Во время действия последую щих групп немцы не смогли как следует организовать свою ПВО, т. к, штурмовики и истребители подавляли огонь всех зенитных батарей. Вся сопка бушевала в пламени и в огне. Наблюдая за действиями летчиков,' морские пехотинцы не могли скрыть своего восхищения. Командир отряда радировал.: «Авиация пришла на помощь немед ленно. Она действует у меня. Все сопки в огне и в дыму, аж сердце радуется..:». ■В результате нескольких после довательных бомбо-штурмовых ударов резервам противника был нанесен значительный урон. До 200 солдат и офицеров, 27 автома шин, 7 цистерн и 5 повозок унич тожили штурмовики и истребители- бомбардировщики. Это дало воз можность десантникам быстро пе регруппировать силы и начать ре шительную атаку, в итоге которой они овладели поселком Трифона и успешно продолжали продвижение к Петсамо. Начало см. «Североморский лет чик» за 17 декабря. 14 октября в наших руках были все важнейшие узлы и высоты на подходе к Печенге. Однако вход в Петсам-скнй залив продолжал оста ваться еще закрытым. Его прикры вали несколько сильных береговых батарей противника. И тут перед воздушными силами флота стала задача — подавить и уничтожить прислугу батарей, подготовить ус- ловия и обеспечить высадку мел ких десантов на мысе Нумиро- Ниеми и Нурмен-Сэтти. Для удара по батареям против ника подготавливались две груп пы штурмовиков и одна группа истребителей . бомбардировщиков, • которые -в назначенное время под нялись с аэродромов. В районе цели летчики встретили почти сплошную и низко оседавшую облачность. Но и это не помешало им выполнить свое задание. Хорошая подготовка экипажей позволила достаточно эффективно действовать с низких выюОт. В результате точного бом бометания' и прицельной стрельбы из пулеметно-пушечного оружия обе батареи были подавлены, а их прислуга в большинстве своем пе ребита. (уничтожено до 70 чело век). Успешные действия летчиков позволили 14 октября к концу дня высадить десанты и полностью овладеть батареями. Таким обра зом североморские корабли полу чили полную возможность свобод ного входа в ГІетсамский залив. 15 октября войска Карельского фронта, взаимодействуя с частями и кораблями Северного флота, ов ладели городом и портом Петсамо. Р # * Действия североморских летчи- ков по поддержке морских, десан тов в период наступательных боев получили высокую оценку коман дования и многочисленные благо* 1дармости десанта,пков. Хорошая подготовка к операциям дала свои положительные результаты: на всех этапах летчики действовали смело и решительно, во взаимодей. ствии с другими родами войск. Опыт проведенных десантных операций подтверждает особое зна чение и роль авиации в подгото вительный период. В это время летчики, ведя тща тельную воздушную разведку, со бирали всесторонние данные о про. тивнике во всех районах побе режья, куда намечалась высадка десанта. Практика показала, что в изучении позиций береговой и зе нитной артиллерии, расположения оборонительных сооружений и ук репленных рубежей, ведущую роль занимает аэрофоторазведка. Фото снимки, а также фотосхемы пред полагаемого района действий слу жат весьма ценными материалами для детального изучения района и непосредственно для разработки операции. Очень часто бывает, что в период, предшествующий высадке, необхо. дима предварительная воздушная обработка наиболее сильных при брежных умов сопротивления про тивника, его передовых аэродро мов. И наоборот, иногда удары с 1 воздуха целесообразнее наносить одновіременн-о с высадкой, чтобы достигнуть скрытности подготовки j десанта. іВ двух операциях, кото- I рые мы разбирали выше, наши лет. таки действовали как по первому, так и по второму варианту. Во время высадки десанта в Матти* Вуоно ими были нанесены пять мощных предварительных ударов по основным огневым точкам про тивника и в то же время была про явлена активность в момент самой высадки и перехода катеров мо рем. Характер авиационного обеспе чения десанта во время высадки и а период развертывания во многом зависит от характера противо действия противника. В наибо лее укрепленных районах по бережья надо подавлять с воз духа артиллерию, прожекторы, инженерные сооружения и про чее. Так, в лиияахамарекой операции, а также во время высад ки мелких десантов на мысы Ну- миро-Ниеми и Нурмен-Сэтти, зада* чей наших летчиков было нанесе ние нескольких последовательных ударов именно по береговой ар тиллерии немцев. Надо сказать, что на нашем театре борьба с бере говой артиллерией противника, ко, торую успешно вели воздушные силы, явилась важнейшей помощью десантам, 'Период развертывания и закреп ления десанта — наиболее ответ ственный этап операции. Здесь авиация принимает непосредствен ное участие в боях вместе с на земными войсками, что, естествен но, немыслимо без четкого и сла женного взаимодействия. Успеш ное взаимодействие достигается единым пониманием общей цели и конкретных задач. Поэтому зара нее нужно согласовать действия по срокам, рубежам и об’ектам, до- биться бесперебойной связи между авиационными и наземными коман дирами. Воздушная обстановка, в кото рой летчикам-североморцам прихо дилось действовать по поддержке морских десантов, была, сравни тельно легкой. Противник не имел достаточных сил, которыми можно было эффективно противодейство вать десантам с воздуха. 'Однако и те встречи с истребителями и бомбардировщиками немцев, кото рые имели нации летчики, по зволяют сделать следующий вы вод: в период высадки с мо ря, в период перехода десанта нуж но надежное прикрытие с -воздуха. Причем надо прикрывать .не только высаживающиеся на побережье группы войск, по и корабли. Обес печение с воздуха должно быть организовано так, чтобы можно бы- ло перехватить авиацию противни ка еще на подступах к району вы садки. Капитан Н. ДУБИНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz