Североморский лётчик. 1944, декабрь.

североморский летчик ; — 23 декабря 1944 г., № 303 (373), Герой Советского Союза капитан П. САХАРОВ С ТАЛ ИИСКО Е С Л О ВО §•£ orда я впервые ступил на по­ рог Ивановского городского аэро­ клуба и когда мы, молодые учлеты, . только гіаічиін^ли знакомиться со сталинской аші а - . иней, помню, часто распевали иесшо: «Слово Сталина меж нами! Имя Сталина * \ средь нас!». Чудесные слова! Для меня, как для летчика, они приоб­ рели особый смысл после того, как я. впервые услышал о разговоре товарища Сталина с летчиком Чка. ловим. Великий вождь высоко оде- кил тогда советских авиаторов, заявив Валерию Чкалову, что его жизнь, жизнь советского летчика, для нас дороже любой машины. &ти слова отцовской любви, сталинской ласки и заботы, оста­ вили у меня п душе глубокий след. Как то сразу стало ясным, какую ответственность беру я на себя, вступая в семью сталинский авиаторов. Никогда не забыть мне и утро 3 июля 1941 года. В это грозное время я « мои боевые товарищи си­ дели .в готовности на одном из аэ­ родромов Смоленщины. Немвд ко­ лоннами танков и. самоходных ору­ дий дрсдодили по родной Белорус, сии. Черные стаи «Юнкерсоів», кХей-нкелсй» залетали в наше не­ бо, бомбили мирные города и села. Мы отступали. Порой возникало подавленное настроение. И вдруг мы услышали Сталина! Как сейчас помню его слова: «К вам обра­ щаюсь я, друзья мон...». Прослушав выступление вождя, я почувствовал, как сразу легче стало на душе,, как еще сильнее укрепилась дера в,«обеду над шра- гам. Вспоминаю один случай. Четвер­ кой міы вылетели штурмовать скоп­ ление немцев на полевой дороге. Пн подходе к цели наши самолеты были встречены ураганным зенит­ ным огнем. Машина одного из мо­ их товарищей получила серьезное повреждение. Она не могла боль­ ше держаться в воздухе. Перед тем,, как покинуть строй, летчик обратился к нам: «Бейте немцев, товарищи, так, как приказал Сталин...». ^б ноября 1941 года. товарищ Сталин выступил с докладом о 24 ігодовщине Октября. В те дни я находился в учебном полку и осваивал новую. материальную •часть. Вместе с другими летчиками мы внимательно слушали сталин­ ские слова. Разоблачая немецких «национал-сод»алистов», товарищ Сталин оговорил: «И эти люди, ли­ шенные совести я чести, люди с моралью животных имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации. Плеханова и Ленина;, Белинского и Чернышев­ ского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павло­ ва, Репина и, Сури­ кова, Суворова и Кутузова!..» Эти слова звали к свя­ щенной мести, к \ быстрейшему ос- 1 • '■ению новых ма- ] шин и возвраще- I нию на фронт. Мы J поклялись тогда свято выполнись задачу, поставлен­ ную вождем — «истребить всех немцев до единого,, пробравшихся на территорию нашей Родины». В 1942 году наша часть участво­ вала в героической обороне Ленин­ града. Весной мы производили по несколько вылетов в день на при­ крытие единственной тогда чТ.а- дожской ледяной дороги, связыва­ ющей .город Ленина с Родиной. В этих боях я ни раз вспоминал правдивые слова, русской посло­ вицы, приведенной товарищем Сталиным для характеристики не­ мецких солдат к офицеров; «Мо­ лодец против овец, а против мо­ лодца, сам овца». И точно, — не­ мец никогда не выстоит против- умелого русского летчика! Сталинское слово всегда вооду­ шевляло наших летчиков на герои­ ческие подвиги. Воюя на Севере, мы помнили наказ вождя: «...Креп­ че биггь врага, беспощадно истреб­ лять немецких захватчиков, иепре- стаЯіНо гнать их с советской зем­ ли». С особой силой боевые дела Наг ших летчиков проявились, когда Верховный Г лавпокомандующий Маршал Советского Союза .товарищ Сталин приказал очистить от немецких захватчиков советское Заполярье. 'Выполняя этот приказ, летчики нашего подразделения про. являли в боях замечательное каче­ ства советских воинов — героизм и храбрость, ни которые указывал товарищ Сталин. Однажды мы па­ рой успешно провели воздушный боіі с шестью «МессернімитТами», сбив при этом один самолет про­ тивника. В другой раз четверка лейтенанта Кириченко, прикрывая торпедные катеры, дралась с. восемью «Ме-'109» и вылгла из неравного боя победителем. Товарищ Сталин несколько раз в своих приказах об’являл благодар­ ность североморским летчикам. И каждый раз мы боевыми делами отвечали на благодарность вождя. Наше подразделение, например, ■после взятия Петсамо потопдао не­ сколько немецких судов и уничто­ жило несколько фашистских само­ летов. Слово Сталина меж нами! Имя Сталина средь нас! — Мы с гордостью говорим об этом. Вдохновляемые сталинским сло­ вом , с именем вождя, мы 'Г о то ви м , ся к решающим боям и оконча­ те л ь н о добьем ненавистного врага з е г о логовеі Н -СКИЙ АЭРОДРОМ. (По те- Дерзкие атаки североморцев 2, Летчики поддерживают десант в Лиинахамари леграфу), ------- О— ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В И-ском подразделении на-днях состоялась летно-техническая кон­ ференция по вопросу: «Эксплоата- циія самолета и мотора в зимних условиях». Конференция прошла оживленно. Инженер-каштан т. СнлОв, стар­ шие техпик-лейтенанты т,т. Бурла­ ков и Черэ рассказали о своем многолетием опыте. Хорошо раз’яс- ■нили-вопрос о самолетовождении в заполярных условиях и о борьібе с обледенением самолета в воздухе капитаны Петров и Ляган-. И. ПАЛКИН. Ц^-АВИАЦИИ РАКЕ Т ІЫЕ Б О М Б Ы В С ІІІА предло­ жено оборудовать авиационные бом­ бы ракетными дви­ гателями. Специ­ альный замедли­ тель обеспечивает пуск двигателя тольке после уда­ ления' бомб от самолета на до­ статочное расстоя­ ние. " ■ Использование ракетного двига­ теля ■ повышает скорость падеііия бомбы, чем увели­ чивает ее пробив­ ную' способность, а также повышает точность бомбоме1 тания. , Полюляр Сайенв*. Порт Лиинахамари являлся важ- ной военно-морской базой немцев. В Лиинахамари немцы построили густую сеть оборонительных со- о^'чжений. Простреливался бук- вально каждый метр. Сам порт был превращен в мощную крепость, прикрыіваемую артиллерийскими батареями. Еще до начала наступательных операций советских войск порт Ли. ииахамари неоднократно подвер­ гался интенсивным ударам северо­ морских летчиков. -Особенно акти­ визировала свои действия авиация по об’ектам порта и его огневым точкам перед высадкой десанта. За 2—3 дня было совершено не­ сколько групповых налетов на ог­ невые тонки, д том числе и на ба­ тарею а Нумеро-іНиеми. Метеорологические условия вы­ садки линнаіхамарокого десанта были значительно хуже, чем в день высадки первого десанта. Они исключили возможность прикрытия Десанта с воздуха. Несмотря на полное отсутствие помощи авиации и ожесточенное сопротивление противника, десант- ники майора Тимофеева и моряки, обеспечивавшие высадку, блестя, ще справились со своим делом. Побелила дерзость и умелые дей­ ствия флотских офицеров и рядо­ вых. Высадившиеся на вражеский бе­ рег бойцы майора Тимофеева бы­ стро прорвали первую полосу обо­ роны немцев и вышли ко второй, еще более укрепленной. Противник упорно сопротивлял­ ся всю ночь. Отвоевывая, каж­ дый метр земли, десантники подходили вплотную к посел­ ку и, огибая; его, штурмова­ ли позиции тяжелой батареи. На рассвете морские пехотинцы пред­ приняли две яростные атаки. Враг, не выдержав натиска, срочно стал подрывать орудия, поджигать и взрывать портовые сооружения и поселок. В ту минуту была пере- чвачена радиограмма коменданта- Лиинахамари, в которой открытым текстом говорилось: «Лиинахамари захвачен русскими матросами. От­ хожу на запад. Согласна приказа корнетепкапитана Френка все взрываю...» На аэродромах с самого рас­ света царило оживление. іВесть о высадке нового десанта радовала летчиков. Они сидели в готовности и с нетерпением ожидали, когда можно будет взлететь. Первыми в районе десанта поя­ вились разведчики. Им надлежало разведать подходы резервов про­ тивника., -который, по предположе. нию, накапливался в районе X. Долго и настойчиво искали врага разведчики/ Через несколько часов лейтенант 'Быстрое сообщил: «На подходе к X. обнаружил до 300 солдат, 35 автомашин, 10 цистерн и большое количество повозок». На помощь десантникам выде­ лили несколько групп «ИлМоши. ных» и истребителей-бомбардиров­ щиков. Первыми в воздух подня­ лись штурмовики капитана Евдо­ кимова. Быстро, с помощью целе­ указаний с земли, обнаружив -нуж­ ную высоту «Или» начали штур­ мовать сопку. Сопка была высокой, противник хорошо маскировался у ее подножий. Однако имея опыт действий в гористой местности, штурмовики, снизившись до брею­ щего полета, отыскали вражьи*но­ ры я обрушили -на них свои бомбы. Особо эффективным оказался удар по скоплению автомашин. Прямы, ми попаданиями бомб сразу было уничтожено более десятка автомо­ билей, груженных снаряжением и боеприпасами. После бомбоудара «Ильюшины» разошлись по цепоч­ ке в круг и продолжали «висеть» над сопкой, .воздействуя на немцев мощным огнем пушек и крупнока­ либерных пулеметов. Тем временем на смену .штурмо­ викам Евдокимова подходили труп- па «Илов», ведомая старшим лей­ тенантом Скопинцевым, и шестерка истребителей - бомбардировщиков старшего лейтенанта Николаева. Новый удар был еще сокрушитель, нее. Надежна охраняемые истреби­ телями прикрытия, ударные группы работали исключительно эффектив­ но. Во время действия последую­ щих групп немцы не смогли как следует организовать свою ПВО, т. к, штурмовики и истребители подавляли огонь всех зенитных батарей. Вся сопка бушевала в пламени и в огне. Наблюдая за действиями летчиков,' морские пехотинцы не могли скрыть своего восхищения. Командир отряда радировал.: «Авиация пришла на помощь немед­ ленно. Она действует у меня. Все сопки в огне и в дыму, аж сердце радуется..:». ■В результате нескольких после­ довательных бомбо-штурмовых ударов резервам противника был нанесен значительный урон. До 200 солдат и офицеров, 27 автома­ шин, 7 цистерн и 5 повозок унич­ тожили штурмовики и истребители- бомбардировщики. Это дало воз­ можность десантникам быстро пе­ регруппировать силы и начать ре­ шительную атаку, в итоге которой они овладели поселком Трифона и успешно продолжали продвижение к Петсамо. Начало см. «Североморский лет­ чик» за 17 декабря. 14 октября в наших руках были все важнейшие узлы и высоты на подходе к Печенге. Однако вход в Петсам-скнй залив продолжал оста­ ваться еще закрытым. Его прикры­ вали несколько сильных береговых батарей противника. И тут перед воздушными силами флота стала задача — подавить и уничтожить прислугу батарей, подготовить ус- ловия и обеспечить высадку мел­ ких десантов на мысе Нумиро- Ниеми и Нурмен-Сэтти. Для удара по батареям против­ ника подготавливались две груп­ пы штурмовиков и одна группа истребителей . бомбардировщиков, • которые -в назначенное время под­ нялись с аэродромов. В районе цели летчики встретили почти сплошную и низко оседавшую облачность. Но и это не помешало им выполнить свое задание. Хорошая подготовка экипажей позволила достаточно эффективно действовать с низких выюОт. В результате точного бом­ бометания' и прицельной стрельбы из пулеметно-пушечного оружия обе батареи были подавлены, а их прислуга в большинстве своем пе­ ребита. (уничтожено до 70 чело­ век). Успешные действия летчиков позволили 14 октября к концу дня высадить десанты и полностью овладеть батареями. Таким обра­ зом североморские корабли полу­ чили полную возможность свобод­ ного входа в ГІетсамский залив. 15 октября войска Карельского фронта, взаимодействуя с частями и кораблями Северного флота, ов­ ладели городом и портом Петсамо. Р # * Действия североморских летчи- ков по поддержке морских, десан­ тов в период наступательных боев получили высокую оценку коман­ дования и многочисленные благо* 1дармости десанта,пков. Хорошая подготовка к операциям дала свои положительные результаты: на всех этапах летчики действовали смело и решительно, во взаимодей. ствии с другими родами войск. Опыт проведенных десантных операций подтверждает особое зна­ чение и роль авиации в подгото­ вительный период. В это время летчики, ведя тща­ тельную воздушную разведку, со­ бирали всесторонние данные о про. тивнике во всех районах побе­ режья, куда намечалась высадка десанта. Практика показала, что в изучении позиций береговой и зе­ нитной артиллерии, расположения оборонительных сооружений и ук­ репленных рубежей, ведущую роль занимает аэрофоторазведка. Фото­ снимки, а также фотосхемы пред­ полагаемого района действий слу­ жат весьма ценными материалами для детального изучения района и непосредственно для разработки операции. Очень часто бывает, что в период, предшествующий высадке, необхо. дима предварительная воздушная обработка наиболее сильных при­ брежных умов сопротивления про­ тивника, его передовых аэродро­ мов. И наоборот, иногда удары с 1 воздуха целесообразнее наносить одновіременн-о с высадкой, чтобы достигнуть скрытности подготовки j десанта. іВ двух операциях, кото- I рые мы разбирали выше, наши лет. таки действовали как по первому, так и по второму варианту. Во время высадки десанта в Матти* Вуоно ими были нанесены пять мощных предварительных ударов по основным огневым точкам про­ тивника и в то же время была про­ явлена активность в момент самой высадки и перехода катеров мо­ рем. Характер авиационного обеспе­ чения десанта во время высадки и а период развертывания во многом зависит от характера противо­ действия противника. В наибо­ лее укрепленных районах по­ бережья надо подавлять с воз­ духа артиллерию, прожекторы, инженерные сооружения и про­ чее. Так, в лиияахамарекой операции, а также во время высад­ ки мелких десантов на мысы Ну- миро-Ниеми и Нурмен-Сэтти, зада* чей наших летчиков было нанесе­ ние нескольких последовательных ударов именно по береговой ар­ тиллерии немцев. Надо сказать, что на нашем театре борьба с бере­ говой артиллерией противника, ко, торую успешно вели воздушные силы, явилась важнейшей помощью десантам, 'Период развертывания и закреп­ ления десанта — наиболее ответ­ ственный этап операции. Здесь авиация принимает непосредствен­ ное участие в боях вместе с на­ земными войсками, что, естествен­ но, немыслимо без четкого и сла­ женного взаимодействия. Успеш­ ное взаимодействие достигается единым пониманием общей цели и конкретных задач. Поэтому зара­ нее нужно согласовать действия по срокам, рубежам и об’ектам, до- биться бесперебойной связи между авиационными и наземными коман­ дирами. Воздушная обстановка, в кото­ рой летчикам-североморцам прихо­ дилось действовать по поддержке морских десантов, была, сравни­ тельно легкой. Противник не имел достаточных сил, которыми можно было эффективно противодейство­ вать десантам с воздуха. 'Однако и те встречи с истребителями и бомбардировщиками немцев, кото­ рые имели нации летчики, по­ зволяют сделать следующий вы­ вод: в период высадки с мо­ ря, в период перехода десанта нуж ­ но надежное прикрытие с -воздуха. Причем надо прикрывать .не только высаживающиеся на побережье группы войск, по и корабли. Обес­ печение с воздуха должно быть организовано так, чтобы можно бы- ло перехватить авиацию противни­ ка еще на подступах к району вы­ садки. Капитан Н. ДУБИНИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz