Североморский лётчик. 1944, декабрь.

2 — СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК — 22 декабря 1944 г , № 302 (372), Ош и б к и ведомого Астафьева С разбора учебных полетов Весь день шли учебные полеты. Истребители вели воздушный «бой», ходили строем, учились держ аться о паре. К вечеру, когда над аэродромом сгустились сумер­ ки, мы собрались и земшянку «а разбор полетов. Шло .горячее об­ суждение «поведении» а -воздухе каждого летчика. Вместе с молодыми истребителя, ми II воздухе находился и коман­ дир 'Эскадрильи.. Он внимательно наібліюДал за иіх действиями « т е ­ перь не менее внимательно слу ­ шал. — Правильно отмечаете и поло- жи/тсльныс стороны и недостат­ ки,—сказал командир эскадрильи, когда летчики, высказав все пере­ чувствованное несколько минут назад, стихли. — Я хочу разобрать ошибки, допущенные о этом выле­ та ведомым младшим лейтенантом Астафьевым. Эти ошибки очень характерны для молодого истреби­ теля. Их часто допускают и дру­ гие ведомые. 'Получается это от того, что ‘молодые летчики не уміеют держаться около ведущего или, стараясь не отстать от него, при резких эволюциях срезают уг­ лы и проскакивают. Во время полета по прямой Астафьев или набирал очень боль­ шую скорость и проскакивал веду- ¥ f и* *. № ^ ф. т f g : Схема № I. іцего, или отставал ог ведущего на такую дистанцию, что лианалея воз. можиости «прикрывать» его. Ис­ править эти ошибки, т. е. стать mv домому на св'Ое место, ие представ­ ляет большого труда. Если ведо­ мый видит, что нагоняет ведущего и может проскочить его, должен сделать над ним энергичную змей­ ку и после «погашения» скорости к инерции самолета стать иа свое .место (см. схему № 1). Астафьев же, чувствуя, что может перегнать ведущего, резко отворачивал в сто. рону, как это показано на второй схеме. Этим летчик допускал три ошибки: 1). Если бы ведущий в тот самый момент по каким-нибудь притонам отвернул в обратную сторону, ведомый уже не смог бы найти его и пристроиться (особенно и воздушном бою); 2), При полете группой такой отворот .ведомого мешает рядом идущим парам стро­ го выдерживать свой строй; 3). В том случае, если ведомый в со­ стоянии нагнать ведущего после погашения скорости, он расходует горючего больше, чем обычно. ѵ * j * * / / • 1 ■ ( ■ і f \ ѵ \ V \ * I t ± ! і а а I: і і і f Ф Г j . т Схема № 2, Схема № 3. Во время разворота Астафьев ждал, пока самолет ведущего пе­ рейдет на другую сторону. После того, как ведущий разворачивался на 90 и более градусов, Астафьев не энергиино тянул ручку и этим сильно увеличивал радиус виража. Он отставал от ведущего, а также каждый раз вынужден был увели­ чивать число оборотов мотора, и как в первом, случае, расходовать дополнительное горючее (см. ex. 3). 'Как же должен поступать ведомый при развороте ведущего? Надо сделать резкий отворот во внеш­ нюю сторону и продолжать пошет за ведущим (см. с;х. 4). При вертикальном маневре лет­ чик Астафьев слишком сильно сре­ зал траекторию полета, держась от ведущего с внутренней стороны (см. сх. 5). Подобный маневр в бою может обойтись дорого. Астафьев, во-первых, выскакивал вперед веду­ щего и мешал ему выполнять за­ мысел, а, .во-вторых, оставлял ве­ дущего без прикрытия. При верти­ кальном Маневра ведомому нелегко держаться на своем месте. Но мож­ но. Если ведомый видит, что от­ стает от ведущего, он может (что­ бы чіе мешать его маневру) срезать расстояние и выйти в конце выпол­ нения фигуры во внутреннюю сто­ рону (см. сх. 6). Кроме этих основных ошибок, которые вели ведомого Астафьева: к отрыву от ведущего, командир указал летчику и на другие. Перио­ дами Астафьев ходил ниже веду­ щего (в то время, как обязан иметь над ним, метров 50 превышение). Этим затруднял маневр его, не имел запаса скорости по сравнению с вед ущ им и заставлял командира время от времени наклонять само­ лет, чтобы ие упустить его, ведо­ мого, из виду. Во время воздушно­ го боя, когда ведомый должен о т­ тягиваться от ведущего метров на 75—100, Астафьев, наоборот, слиш. ком близко подходил к иеміу и как бы прятался в хвосте его само­ лета.. Подобное приводило к томіу, что ведущий терял из виду ведо­ мого и сам был стеснен в маневре, а ведомый лишался возможности выполнять роль щита ведущего. Схема № 4. Заключая, командир эскадрильи сказал: — На опыте ошибок летчика Астафьева надо учиться молодым истребителям. Главной причиной гибели молодых летчиков в воз­ душном бою является их отрыв от ведущего. Так был у нас -сбит младший лейтенант Р. В то время, как его ведущий пошел вверх, он иѳ смог удержаться в хвосте, и, оставшись внизу, погнал­ ся за «Мессершмиттом». Второй немец атаковал Р. и сбил его, Чтобы успешно воевать, моло­ дым истребителям надо учиться ЙствФоЕѣ s \ V \ V \ i I » / * ' : /■ Схема № 5. технике пилотирования, умению хо. дить о паре с ведущим, вниматель­ но изучать все его особенности. Разбор полетов дал летчикам большую пользу. Я считаю, что разборы полетов і? боев ладо .про­ водить именно так: отметив в об­ щих чертах положительные сторо­ ны и недостатки боя или полета, подробно остановиться на каком- то одном вопросе, разобрать его так, чтобы все было ясно. У нас на 'разборах бывает иногда так, что говорят всегда почти обо всем и очень поверхностно. Летчику такие ! ! / / ; / / Схема № 6. разборы дают мало пользы. Раз­ бор, о котором я рассказал, принес как летчику Астафьеву, так и нам всем большую пользу. Лейтенант А. КОМАРОВ. Первым вражеский караваи 331- метил стрелок-радист Анатолий Чебачев. Он доложил об этом мне а затем и ведущему. Последовала команда: — АтакаІ Когда торпедоносцы прорыва­ лись к каравану, стрелок-радист непрерывно вел огонь по кораблям эскорта. При выходе из атаки Че- бачева ранило в обе руки и лицо. Но пулемет бил без перерыва. Только на обратном пути отваж­ ный стрелок-радист доложил мне, М У Ж Е С Т В О что ранен, ко свіязь он попрежием.у держал отлично. На следующий день экипаж вновь собрался в боевой полет. Че- бачев был в госпитале и мне дали другого радиста. И вдруг за не­ сколько минут до взлета подбе­ жал запыхавшийся Чебачев. — Стрелок-радиіст Чебачев к по­ лету 'готов! — доложил комсомо­ лец. С перевязанными руками, с повязкой на голове, он не хотел пропустить ни одного боевого вы­ лета. — Я не хочу отстать от экипа­ жа! — сказал он. Мужества комсомольца Чебаче. ва—пример для всех воинов наше­ го подразделения. Недаром выве­ шенный у нас плакат, призывает молодых гвардейцев брать с комсо. мольца пример настойчивости и упорства, воспитывать в себе жаж­ ду боя, воевать так, как Анатолий Чебачев, награжденный орденом Отечественной войны II степени. Гвардии младший лейтенант М. ЧБРДАНЦБВ. РУКОВОДИТЬ, А НЕ ПРИСМАТРИВАТЬСЯ Парторг эскадрильи истребите- [ лей т. Жашков, выступая с докла- дом о работе членов бюро, подверг их деятельность резкой критике. — Наше партийное бюро, — говорил он, — еще не являет­ ся органом коллективного ру­ ководства!, и, прежде всего, по вине членов бюро тт. Аржанова и Рудакова, недобросовестно вы^ полняющим партийные поручения. Эти товарищи не вовлекают ком­ мунистов в партийную жизнь, сто­ ронятся ее. Партийное бюро не ор­ ганизовало работу таким образом, чтобы каждый коммунист выпол­ нял решения собраний. Отдельные коммунисты совершают проступки, случаются неполадки в работе ма­ териальной части. Молодые ком­ мунисты не повышают своего идей­ ного уровня, треть членов и канди­ датов партии не имеет партийных поручений, а тт. Кишин, Ряб ухин и Кравченко совершенно устрани­ лись от партийной жизни. Доклад т. Жашкова вызвал оживленный обмен .мнениями. В прениях выступил командир одно­ го из подразделений т. Калашни­ ков. Я хочу, чтобы и в моем подраз­ делении партийное бюро работало лучше. Пока же оно работает пло­ хо. Парторг т. Лейбович, члены партийного бюро тт. Глвничев и Плотников о своих планах меня не информируют, что делают комму­ нисты, не говорят. — Партийное бюро — орган кол. лективного руководства, — про­ должает т. Калашников. — Оно окажет свое влияние на коммуни­ стов лишь в том случае, если б у ­ дет работать слаженно, опираясь на крепко сколоченный актив. Большинство членов и кандидатов ВКП(б) обязано иметь и выполнять партийные поручения. Все это должно дополняться неослабным контролем и жесткой требователь­ ностью партийной организации. Только при таких условиях улуч­ шится общее положение в подраз­ делении, повысится воинская ди с­ циплина и организованность, клю ­ чом забьет партийная жизнь. 'Партийное бюро :в подразделе­ нии топ. Калашникова работает действительно слабо. Это под­ тверждают хотя бы такие факты, что в октябре и ноябре отдельные коммунисты за нетактичное пове­ дение и нарушение формы одежды понесли строевые взыскания, а при проверке знаний офицеров тт. К ли ­ мова и Суханова оказалось, что последние над повышением своего идейного и культурного уровня не работают. Почему же партийное бюро в подразделении т. Калашникова ра. богает плохо? Почему парторг т. Лейбович и члены бюро не смог, ли активизировать партийную жизнь? Прежде, чем ответить на этот во. прос, надо сказать о роликоманди. ра в руководстве партийной орга­ низацией. Как известно, никто иной, как командир-единоначаль­ ник, несет ответственность за состояние партийно-политической работы в эскадрилье. У него нет заместителя по политчасти, и его служебный долг — непосред­ ственно заниматься военно-полити, ческим и культурным воспитанием личного состава. Командир обязан нацеливать коммунистов на реше­ ние конкретных задач, использо­ вать силу партийной организации, оказывать повседневную поддерж ­ ку и помощь в работе партийного бюро и парторга. Этого, к сожалению, не делает г. Калашников. Редко, очень р е д ­ ко встречается он с парторгом и яочти не разговаривает по вопро­ сам внутрипартийной работы с ч л е ­ нами бю.ро . Он не ставит задач пе­ ред партийной организацией, не интересуется теми мероприятиями, которые намечает партийное бюро. Не занимается он по-настояще­ му и воспитанием подчиненных, считая, что это дело политработни­ ков. З а два последних 'месяца тов. Калашников не провел ни одной беседы. 'Вместо того, чтобы руководить политработой в подразделении, непосредственно заниматься ею, направлять работу партийной о р ­ ганизации, тов. Калашников за ­ нял роль постороннего наблюдате­ ля и как будто со стороны крити­ кует серьезные недостатки партий, ной организации своего подразде­ ления. Отсюда ясно, почему плохо рабо­ тает партийное бюро, почему тр у д ­ но приходится парторгу и активи­ стам. Они не ощущают руководст­ ва командира, его помощи в воспи. танин личного состава. Определенная дол я вины в с л а ­ бости партийной работы в подраз­ делении лежит, конечно, и на парт, орге, член ал бюро и активистах, но одни они, сами по себе, ие в с о ­ стоянии разрешить всех вопросов воспитания личного состава. Руководить партийио-поли тнче. ской работой, а не присматривать­ ся к ней со стороны — вот что тре. буется от тов. 'Калашникова, как и от каждого командира-единона. чальника. Майор Г. МЕЩЕРЯКОВ. В КАНДИДАТСКОЙ ГРУППЕ Более месяца тому назад в на-1 шей части начала заниматься труп-! па по изучению истории ВК.П(б). і Большинство состава группы — кандидаты а члены партии. Кандидатская группа регулярно собирается в клубе части на лек­ ции и доклады. В промежутках между занятиями слушатели за- нимаются дома, углубляя и закреп­ ляя свои знания. Большинство слушателей серьез­ но взялось за учебу. Вдумчиво ра­ ботают самостоятельно тт. Буйво­ лов и Решетников. в. козьмин. Вечер вопросов и ответов ■На-дням в Н-ском клубе по ини­ циативе парткабинета, где началь­ ником капитан т. Жеглов, был про­ веден вечер вопросов и ответов. На собранные до этого 150 вопро­ сов по политическим, военным, пра­ вовым, медицинским и другим те­ мам отвечали подполковник т. Кры­ лов, подполковник юстиции т. Важ- данов, капитан т. Жеглов, старшие лейтенанты тт. Сукачев и Левданский, инженер-капитан т. Ханин и капитан медицинской службы т. Хрипунов. С Е М И Н А Р Р А Б О Т Н И К О В Б И Б Л И О Т Е К Позавчера в Доме Военно-Мор­ ского Флота состоялся одноднев­ ный семинар работігиковбиблиотек. На семинаре присутствова­ ло 26 человек, Были разобраны вопросы практической работы биб­ лиотек — учет и хранение книж­ ных фондов, работа библиотекаря на абонементе. Капитан Н. КОВАЛЕВ. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ,МАСТЕРА" ИЗ НАШЕЙ ЦИРЮЛЬНИ" Под таким заголовком 10 де­ кабря в нашей газете была опу­ бликована статья о плохой работе парикмахерской. 'Как сообщает начальник отде­ ления іВоенфлотторга т. Браслав­ ский, факты, изложенные в статье капитана Бялого, подтвердились. За грубость и антисанитарное со­ стояние помещения парикмахерской заведующая Андреева от работы отстранена, а мастер Труфаноэа — уволена. В парикмахерскую назна­ чен новый заведующий и приняты меры к наведению порядка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz