Североморский лётчик. 1944, декабрь.
2 — СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК — 22 декабря 1944 г , № 302 (372), Ош и б к и ведомого Астафьева С разбора учебных полетов Весь день шли учебные полеты. Истребители вели воздушный «бой», ходили строем, учились держ аться о паре. К вечеру, когда над аэродромом сгустились сумер ки, мы собрались и земшянку «а разбор полетов. Шло .горячее об суждение «поведении» а -воздухе каждого летчика. Вместе с молодыми истребителя, ми II воздухе находился и коман дир 'Эскадрильи.. Он внимательно наібліюДал за иіх действиями « т е перь не менее внимательно слу шал. — Правильно отмечаете и поло- жи/тсльныс стороны и недостат ки,—сказал командир эскадрильи, когда летчики, высказав все пере чувствованное несколько минут назад, стихли. — Я хочу разобрать ошибки, допущенные о этом выле та ведомым младшим лейтенантом Астафьевым. Эти ошибки очень характерны для молодого истреби теля. Их часто допускают и дру гие ведомые. 'Получается это от того, что ‘молодые летчики не уміеют держаться около ведущего или, стараясь не отстать от него, при резких эволюциях срезают уг лы и проскакивают. Во время полета по прямой Астафьев или набирал очень боль шую скорость и проскакивал веду- ¥ f и* *. № ^ ф. т f g : Схема № I. іцего, или отставал ог ведущего на такую дистанцию, что лианалея воз. можиости «прикрывать» его. Ис править эти ошибки, т. е. стать mv домому на св'Ое место, ие представ ляет большого труда. Если ведо мый видит, что нагоняет ведущего и может проскочить его, должен сделать над ним энергичную змей ку и после «погашения» скорости к инерции самолета стать иа свое .место (см. схему № 1). Астафьев же, чувствуя, что может перегнать ведущего, резко отворачивал в сто. рону, как это показано на второй схеме. Этим летчик допускал три ошибки: 1). Если бы ведущий в тот самый момент по каким-нибудь притонам отвернул в обратную сторону, ведомый уже не смог бы найти его и пристроиться (особенно и воздушном бою); 2), При полете группой такой отворот .ведомого мешает рядом идущим парам стро го выдерживать свой строй; 3). В том случае, если ведомый в со стоянии нагнать ведущего после погашения скорости, он расходует горючего больше, чем обычно. ѵ * j * * / / • 1 ■ ( ■ і f \ ѵ \ V \ * I t ± ! і а а I: і і і f Ф Г j . т Схема № 2, Схема № 3. Во время разворота Астафьев ждал, пока самолет ведущего пе рейдет на другую сторону. После того, как ведущий разворачивался на 90 и более градусов, Астафьев не энергиино тянул ручку и этим сильно увеличивал радиус виража. Он отставал от ведущего, а также каждый раз вынужден был увели чивать число оборотов мотора, и как в первом, случае, расходовать дополнительное горючее (см. ex. 3). 'Как же должен поступать ведомый при развороте ведущего? Надо сделать резкий отворот во внеш нюю сторону и продолжать пошет за ведущим (см. с;х. 4). При вертикальном маневре лет чик Астафьев слишком сильно сре зал траекторию полета, держась от ведущего с внутренней стороны (см. сх. 5). Подобный маневр в бою может обойтись дорого. Астафьев, во-первых, выскакивал вперед веду щего и мешал ему выполнять за мысел, а, .во-вторых, оставлял ве дущего без прикрытия. При верти кальном Маневра ведомому нелегко держаться на своем месте. Но мож но. Если ведомый видит, что от стает от ведущего, он может (что бы чіе мешать его маневру) срезать расстояние и выйти в конце выпол нения фигуры во внутреннюю сто рону (см. сх. 6). Кроме этих основных ошибок, которые вели ведомого Астафьева: к отрыву от ведущего, командир указал летчику и на другие. Перио дами Астафьев ходил ниже веду щего (в то время, как обязан иметь над ним, метров 50 превышение). Этим затруднял маневр его, не имел запаса скорости по сравнению с вед ущ им и заставлял командира время от времени наклонять само лет, чтобы ие упустить его, ведо мого, из виду. Во время воздушно го боя, когда ведомый должен о т тягиваться от ведущего метров на 75—100, Астафьев, наоборот, слиш. ком близко подходил к иеміу и как бы прятался в хвосте его само лета.. Подобное приводило к томіу, что ведущий терял из виду ведо мого и сам был стеснен в маневре, а ведомый лишался возможности выполнять роль щита ведущего. Схема № 4. Заключая, командир эскадрильи сказал: — На опыте ошибок летчика Астафьева надо учиться молодым истребителям. Главной причиной гибели молодых летчиков в воз душном бою является их отрыв от ведущего. Так был у нас -сбит младший лейтенант Р. В то время, как его ведущий пошел вверх, он иѳ смог удержаться в хвосте, и, оставшись внизу, погнал ся за «Мессершмиттом». Второй немец атаковал Р. и сбил его, Чтобы успешно воевать, моло дым истребителям надо учиться ЙствФоЕѣ s \ V \ V \ i I » / * ' : /■ Схема № 5. технике пилотирования, умению хо. дить о паре с ведущим, вниматель но изучать все его особенности. Разбор полетов дал летчикам большую пользу. Я считаю, что разборы полетов і? боев ладо .про водить именно так: отметив в об щих чертах положительные сторо ны и недостатки боя или полета, подробно остановиться на каком- то одном вопросе, разобрать его так, чтобы все было ясно. У нас на 'разборах бывает иногда так, что говорят всегда почти обо всем и очень поверхностно. Летчику такие ! ! / / ; / / Схема № 6. разборы дают мало пользы. Раз бор, о котором я рассказал, принес как летчику Астафьеву, так и нам всем большую пользу. Лейтенант А. КОМАРОВ. Первым вражеский караваи 331- метил стрелок-радист Анатолий Чебачев. Он доложил об этом мне а затем и ведущему. Последовала команда: — АтакаІ Когда торпедоносцы прорыва лись к каравану, стрелок-радист непрерывно вел огонь по кораблям эскорта. При выходе из атаки Че- бачева ранило в обе руки и лицо. Но пулемет бил без перерыва. Только на обратном пути отваж ный стрелок-радист доложил мне, М У Ж Е С Т В О что ранен, ко свіязь он попрежием.у держал отлично. На следующий день экипаж вновь собрался в боевой полет. Че- бачев был в госпитале и мне дали другого радиста. И вдруг за не сколько минут до взлета подбе жал запыхавшийся Чебачев. — Стрелок-радиіст Чебачев к по лету 'готов! — доложил комсомо лец. С перевязанными руками, с повязкой на голове, он не хотел пропустить ни одного боевого вы лета. — Я не хочу отстать от экипа жа! — сказал он. Мужества комсомольца Чебаче. ва—пример для всех воинов наше го подразделения. Недаром выве шенный у нас плакат, призывает молодых гвардейцев брать с комсо. мольца пример настойчивости и упорства, воспитывать в себе жаж ду боя, воевать так, как Анатолий Чебачев, награжденный орденом Отечественной войны II степени. Гвардии младший лейтенант М. ЧБРДАНЦБВ. РУКОВОДИТЬ, А НЕ ПРИСМАТРИВАТЬСЯ Парторг эскадрильи истребите- [ лей т. Жашков, выступая с докла- дом о работе членов бюро, подверг их деятельность резкой критике. — Наше партийное бюро, — говорил он, — еще не являет ся органом коллективного ру ководства!, и, прежде всего, по вине членов бюро тт. Аржанова и Рудакова, недобросовестно вы^ полняющим партийные поручения. Эти товарищи не вовлекают ком мунистов в партийную жизнь, сто ронятся ее. Партийное бюро не ор ганизовало работу таким образом, чтобы каждый коммунист выпол нял решения собраний. Отдельные коммунисты совершают проступки, случаются неполадки в работе ма териальной части. Молодые ком мунисты не повышают своего идей ного уровня, треть членов и канди датов партии не имеет партийных поручений, а тт. Кишин, Ряб ухин и Кравченко совершенно устрани лись от партийной жизни. Доклад т. Жашкова вызвал оживленный обмен .мнениями. В прениях выступил командир одно го из подразделений т. Калашни ков. Я хочу, чтобы и в моем подраз делении партийное бюро работало лучше. Пока же оно работает пло хо. Парторг т. Лейбович, члены партийного бюро тт. Глвничев и Плотников о своих планах меня не информируют, что делают комму нисты, не говорят. — Партийное бюро — орган кол. лективного руководства, — про должает т. Калашников. — Оно окажет свое влияние на коммуни стов лишь в том случае, если б у дет работать слаженно, опираясь на крепко сколоченный актив. Большинство членов и кандидатов ВКП(б) обязано иметь и выполнять партийные поручения. Все это должно дополняться неослабным контролем и жесткой требователь ностью партийной организации. Только при таких условиях улуч шится общее положение в подраз делении, повысится воинская ди с циплина и организованность, клю чом забьет партийная жизнь. 'Партийное бюро :в подразделе нии топ. Калашникова работает действительно слабо. Это под тверждают хотя бы такие факты, что в октябре и ноябре отдельные коммунисты за нетактичное пове дение и нарушение формы одежды понесли строевые взыскания, а при проверке знаний офицеров тт. К ли мова и Суханова оказалось, что последние над повышением своего идейного и культурного уровня не работают. Почему же партийное бюро в подразделении т. Калашникова ра. богает плохо? Почему парторг т. Лейбович и члены бюро не смог, ли активизировать партийную жизнь? Прежде, чем ответить на этот во. прос, надо сказать о роликоманди. ра в руководстве партийной орга низацией. Как известно, никто иной, как командир-единоначаль ник, несет ответственность за состояние партийно-политической работы в эскадрилье. У него нет заместителя по политчасти, и его служебный долг — непосред ственно заниматься военно-полити, ческим и культурным воспитанием личного состава. Командир обязан нацеливать коммунистов на реше ние конкретных задач, использо вать силу партийной организации, оказывать повседневную поддерж ку и помощь в работе партийного бюро и парторга. Этого, к сожалению, не делает г. Калашников. Редко, очень р е д ко встречается он с парторгом и яочти не разговаривает по вопро сам внутрипартийной работы с ч л е нами бю.ро . Он не ставит задач пе ред партийной организацией, не интересуется теми мероприятиями, которые намечает партийное бюро. Не занимается он по-настояще му и воспитанием подчиненных, считая, что это дело политработни ков. З а два последних 'месяца тов. Калашников не провел ни одной беседы. 'Вместо того, чтобы руководить политработой в подразделении, непосредственно заниматься ею, направлять работу партийной о р ганизации, тов. Калашников за нял роль постороннего наблюдате ля и как будто со стороны крити кует серьезные недостатки партий, ной организации своего подразде ления. Отсюда ясно, почему плохо рабо тает партийное бюро, почему тр у д но приходится парторгу и активи стам. Они не ощущают руководст ва командира, его помощи в воспи. танин личного состава. Определенная дол я вины в с л а бости партийной работы в подраз делении лежит, конечно, и на парт, орге, член ал бюро и активистах, но одни они, сами по себе, ие в с о стоянии разрешить всех вопросов воспитания личного состава. Руководить партийио-поли тнче. ской работой, а не присматривать ся к ней со стороны — вот что тре. буется от тов. 'Калашникова, как и от каждого командира-единона. чальника. Майор Г. МЕЩЕРЯКОВ. В КАНДИДАТСКОЙ ГРУППЕ Более месяца тому назад в на-1 шей части начала заниматься труп-! па по изучению истории ВК.П(б). і Большинство состава группы — кандидаты а члены партии. Кандидатская группа регулярно собирается в клубе части на лек ции и доклады. В промежутках между занятиями слушатели за- нимаются дома, углубляя и закреп ляя свои знания. Большинство слушателей серьез но взялось за учебу. Вдумчиво ра ботают самостоятельно тт. Буйво лов и Решетников. в. козьмин. Вечер вопросов и ответов ■На-дням в Н-ском клубе по ини циативе парткабинета, где началь ником капитан т. Жеглов, был про веден вечер вопросов и ответов. На собранные до этого 150 вопро сов по политическим, военным, пра вовым, медицинским и другим те мам отвечали подполковник т. Кры лов, подполковник юстиции т. Важ- данов, капитан т. Жеглов, старшие лейтенанты тт. Сукачев и Левданский, инженер-капитан т. Ханин и капитан медицинской службы т. Хрипунов. С Е М И Н А Р Р А Б О Т Н И К О В Б И Б Л И О Т Е К Позавчера в Доме Военно-Мор ского Флота состоялся одноднев ный семинар работігиковбиблиотек. На семинаре присутствова ло 26 человек, Были разобраны вопросы практической работы биб лиотек — учет и хранение книж ных фондов, работа библиотекаря на абонементе. Капитан Н. КОВАЛЕВ. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ,МАСТЕРА" ИЗ НАШЕЙ ЦИРЮЛЬНИ" Под таким заголовком 10 де кабря в нашей газете была опу бликована статья о плохой работе парикмахерской. 'Как сообщает начальник отде ления іВоенфлотторга т. Браслав ский, факты, изложенные в статье капитана Бялого, подтвердились. За грубость и антисанитарное со стояние помещения парикмахерской заведующая Андреева от работы отстранена, а мастер Труфаноэа — уволена. В парикмахерскую назна чен новый заведующий и приняты меры к наведению порядка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz