Североморский лётчик. 1944, декабрь.
2 декабря 1944 г., Я* 285 (355). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК С Т А Л И Н С К А Я К О Н С Т И Т У Ц И Я (ПРОДОЛЖЕНИЕ) гарантировала суверенитет послед, «их. Каждая союзная республика, вне пределов, указанных в ст. 14 Конституции, очертившей компе тенции Союза, осуществляет госу дарственную власть самостоятель но. Каждая союзная республика имеет свою Конституцию и обла дает правом выхода ,из СССР. Территория союзных республик не может быть изменена без их согла сия. Каждая союзная республика имеет свай высший орган власти— Верховным Совет, избирающий свой президиум и образующий правительство этой республики. Строгое: соответствие конститу ций союзных республик с Консти туцией СССР, единообразное по строение органов власти и управ ления во всех этих республиках, об’ясняется единством экономиче ской и политической основ во всех сб ’единивших’ся в Союз республи ках. Д ля руководства отдельными отраслями управления, за исклю чением тех, которые отнесены' всецело к компетенции Союза, в союзных республиках создаются народные комиссариаты. Послед ние делятся на союзно-республи канские и республиканские. Разни ца между теми и другими в том, что первые существуют наряду с одноименными наркоматами, созда ваемыми при Правительстве СССР, вторые же — создаются только в союзных и автономных республи ках, без организации одноименных наркоматов СССР. Закон 1 февраля 1944 г. внес су щественное изменение в компетен цию союзных республик, расширив их права в области международ ны* отношений и обороны. До это го существовали лишь общесоюз ные наркоматы обороны и иност ранных дел. Наша армия создавав лась, как общесоюзная армия, а отдельных войсковых формиро ваний республик не сущест вовало. Внешнеполитические о т ношения были сосредоточены целиком ів общесоюзном На. родном Комиссариате Иностран ных Дел, которому отдельные с о единившиеся в Союз республики передали полномочия по внешним сношениям. Ныне, согласно приня тому 10-й Сессией Верховного Со- івета СССР закону, .введены вой сковые формирования союзных рес публик, как составные части Крас ной Армии и предоставлены полно- імочиія этим республикам вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и за ключать с ними соглашения. В свя зи с этим существенным увеличе нием прав союзных республик об щесоюзные наркоматы обороны и иностранных дел были преобразо ваны в Союзно-Республиканские. Это значит, что, наряду с обще союзными указанными наркомата ми, теперь созданы одноименные і наркоматы и в союзных реепубли- і ках. «Смысл предлагаемого преобра- зования совершенно ясен, — гово рил товарищ Молотов на 10-й Сессии Верховного Совета СССР,—• это преобразование означает боль шое расширение деятельности со юзных республик, которое стало возможно в результате их полити ческого, экономического и куль турного роста, иначе говоря — в. результате их 'Национального раз вития. В этом нельзя не видеть нового важного шага в практиче ском разрешении национального вопроса в .многонациональном со ветском государстве, нельзя не в«. деть новой победы нашей ленин ско-сталинской национальной по литики. Однако это преобразова ние стало возможно не просто в результате укрепления наших рес публик, оно стало возможным в реізультаіте достигнутого укрепле ния нашего общесоюзного государ. ства в целом». Самая структура высшего органа власти СССР — Верховного Сове та СССР—его двухпалатное строе ние учитывает особенности много национального государства. Вер ховный Совет СССР, избираемый непосредственно гражданами СССР на началах всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на 4 года, со стоит из Совета Союза и Совета Национальностей. Если Совет Союза отражает общие интересы всех трудящихся СССР, независи мо от их национальности, то Сове г Национальностей призван отра жать особые, специфические инте ресы национальностей СССР, свя занные с Особенностями этих на циональностей!. Совет Союза изби рается гражданами СССР по изби рательным округам по норме 1 д е путат на 300 тысяч населения. Со вет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автоном ным областям и национальным ок ругам по норме по 25 депутатов от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от к аж. дюй автономной области и по одно, му депутату от каждого нацио нального округа. Обе палаты Верховного Совета равноправны, обеим в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива. Верховный Совет СССР ва совместном заседании своих палат избирает Президиум Верховного Совета, подотчетный ему во всей своей деятельности. По своим функциям, по своей роли этот орган, по меткому выражению товарища Сталина, может быть на. зван коллегиальным президентом. Верховный Совет, конструируя этот орган, избирает наряду с председателем президиума, 16 его заместителей, т. е. іпо числу вхо дящих в СССР союзных респуб лик. : ■ Правительство СССР, Совет На родных Комиссаров СССР обра зуется Верховным Советом СССР на совместном заседании его палат и подотчетно ему. Таким образом, государственное устройство СССР гарантирует равноправие народов' нашей страны и закрепляет их дружбу. Крепость дружбы народов СССР ярко продемонстрирована в ходе Великой Отечественной войны, опрокинувшей расчеты врага на то, что СССР под бременем войны распадется ніа свои составные части, что народы нашей страны начнут борьбу между собой. В дей ствительности народы нашей стра ны еще более сплотились в ходе войны, последняя как бы сцемен тировала совместно пролитой эти ми народами кровью их великую дружбу. Многонациональные народы ва. шей страны плечом к плечу бились беззаветно за свободу, независи мость и честь своего многонацио нального государства^ обеспечив шего им национальную государ ственность, расцвет национальной по форме и социалистической по содержанию культуры, поднявшего материальный и культурный уро вень отсталых в прошлом наций. В то время, как человеконенавист ническая политика расовой нена висти, проводимая фашизмом, ста ла «источником внутренней слабо сти и внешнеполитической изоля ции немецко-фашистского государ. стиа., одним из факторов развала гитлеровского- разбойничьего бло ка»-, ленинско-сталинская нацио нальная политика., напротив, при вела к еще большему внутреннему, укреплению СССР и огромному усилению его позиций на между народной арене. «В ходе войны, — говорил товарищ Сталин 6 ноября 1944 г. - гитлеровцы понесли не только военное, но и морально-политиче- ское поражение. Утвердившаяся в нашей стране идеология равнопра вия всех рас и наций, идеология дружбы народе® одержала полную победу над идеологией звериного национализма и расовой ненависти гитлеровцев». Сталинская Конституция — самая демократическая в мире Наше Советское государство уже с момента своего возникновения было самым демократическим в ■мире. Оно было таковым и не мог ло быть другим уже в силу того, что являлось (как является и ныне) государством диктатуры рабочего класса, т. е. государством, в кото ром ведущая роль принадлежит самому передовому классу обще ства, осуществляющему государ ственное руководство обществом (диктатуру) в тесном союзе с тру дящимся крестьянством. Наше го сударство не могло не быть с са мого начала наиболее демократи ческим в мире уже потому, что направляющей силой в системе диктатуры рабочего класса явля лась, как является и ныне, комму нистическая партия, всегда и по всюду проводящая наиболее по следовательную борьбу за демо кратию. Самая форма государственной власти а ССОР — Советы, как это уже показано вьпше> означает ги гантский шаг вперед по сравнению с «обычным», «общепринятым», буржуазно-демократическим пар ламентаризмом!. Демократия в иа- шей стране с самого начала про явила себя, каю новый, высший тип демократии, как социалистиче ские демократ!», т. е. демократия для» трудящихся Построение со циализма в нашей стране означало д&лммйнме-продвижение вперед <в деле демократизации нашего строя. Сталинская Конституция отрави, ліа с предельной точностью этот реэульта/г победы социализма,'.вне сла ряд преобразований в орга низационные формы нашего госу дарства, установив всеобщее, рав ное, прямое избирательное право при тайном голосовании.. Сталин ская Конституция полностью от менила имевшие место ранее огра>- ничения в избирательных правах. Еще в первые годы советской власти Ленин укааывал на времен ный характер таких мер, как огра ничение эюсшіоатаггоров в избира тельных правах, отмечая, что эта мера была нам нашзаиа самими эюсллоататорами, начавшими сра зу же гао установлении советской власти бешеную борьбу против нее. Ликвидация экоплоататорскйх классов в нашей стране сделала излишними оправдывавшие себя в прошлом ограничения в избира тельных правах по социальному положению, так как ныне асе граждане в нашей-'стране являются трудящимися. Согласно Сталинской Конститу ции, все граждане СССР, за исклю чением, лишь умалишенных и ли шенный прав по суду, имеют пра>- во выбирать и быть избранными в Советы. Сталинская Конституция • отменила- и известное неравенство норм представительства для ра бочего класса и крестьянства, имевшее место в прошлом.. Изменение в классовой структу ре нашей страны, стирание граней между рабочим классом и кресть янством сделали излишним боль шие нормы представительства от городского населения по сравне нию с сельским. Отменены были Сталинской Конституцией и имев шие до нее место непрямые, много степенные выборы в органы вла сти. Ранее население непосред ственно принимало участие лишь в выборах городских и сельских Со ветов. Выборы всех остальных ор ганов власти происходили без уча стия самих избирателей. Городские и сельские Советы избирали деле гатов на районные с ’еэды Советов.. Последние избирали делегатов на областной с ’езд Советов и т. д., вплоть до. Всесоюзного с ’езда Со ветов. Каждый с ’е»д Советов из бирал свой исполком,, являвшийся в границах соответствующей тер ритории высшим органом .власти в промежутки, между с ’ездами. Сталинская Конституция упразд нила совсем, ставшее и изменив шейся обстановке ненужным, такое звено, как С’езды Советов., Все Со веты депутатов трудящихся^ от сельских и городских и кончая Верхшным Советом СССР, изби раются ныне непосредственно населением на основе .всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Все эти изменения свидетель ствуют о последовательности со ветского демократизма. Хотя эк- сплоататорские классы в нашей стране ликвидированы, остались еще бывшие члены этик классов, из которых не все, конечно, при мирились с потерей своего приви легированного положения;, извест ная часть их продолжает вести скрытую борьбу против советской власти. Вместе с другими граж да нами и эти -чуждые элементы- по лучили ныне право голоса. Во вре мя всенародного обсуждения Кон ституции некоторые выражали по этому поводу опасения. Товарищ Сталин, отвечая этим участникам обсуждения, указал на то, что «волков бояться—в лес не ходить», что надо не бояться этого, а уси ливать 'Нашу агитационную работу, так как, если эта последняя будет веістнсь по-большевистски, народ не допустит в Советы чуждых элементов. Прошедшие согласно новой Кон ституции выборы во все органы власти подтвердили полностью слова товарища Сталина. Народ наш проявил поразительное едино душие, голосуя за кандидатов бло. ка коммунистов и беспартийных. Итоги этих выборов в сопоставле нии. с выборами в любой буржуаз но-демократической стране выяв ляют весь размах и глубину совет ского демократизма, невиданные в буржуазно-демократических стра нах активность избирателей и их единодушие. В этих выборах у нас приняло участие 96,8 проц. всех избирателей, а именшо'91 миллион из 94-х, 98,6 проц. всех голосую щих подали свои голоса за канди датов блока коммунистов и беспар тийных. Все кандидаты, выстав ленные этим блоком, и только они, оказались избранными. .«Таким образом, — говорится в «Кратком курсе истории ВКП(б)»,— 90 миллионов человек подтверди ли своим единодушным голосова нием победу, социализма в СССР» Сталинская Конституция отра зила все богатство и .величие тел основных прав и свобод, которыми располагают граждане нашей стра ны. Она закрепила, в частности, такое величайшее завоевание со циализма., как право на труд, яв лявшееся давдишней мечтой рабо чего класса с момента его прояв- ления на исторической арене. Это право,-немыслимое в условиях ка питализма, не могло быть сразу ре. ал изовата я в условиях победы со циалистической революции. Потре. ■бовалась социалистическая пере делка всего народного хозяйства, ликвидация капиталистической си стемы хозяйства и частной соб ственности на средства производ ства, уничтожившая безработицу и обеспечившая неуклонный рост производительных сия. Лишь на базе всего этого оказалось возмож ным в Конституции гарантировать право на труд воем гражданам, и Сталинская Конституция отразила и закрепила это как уже добытое и завоеванное. Граждане СССР, кроме права на труд, располагают следующими ос новными правами: правом на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и по тери1 трудоспособности, правом на образование, включая и высшее, свободой совести, свободой слова, печати, собраний и митингов, улич ных шествий и демонстраций, пра вом на об’единение в обществен ные организации, на неприкосно венность личности, жилища., тай ной переписки. Все граждане н а шей страны равноправны, незави симо от пола, расы и националь ности. Помимо этих великих прав, записанных в 10-й главе Конститу ции, ряд огромной важности прав граждан закреплен и в других гла вах Конституции, как, например, право личной собственности граж дан и ее наследования, право на защиту в суде и некоторые другие права. Об избирательных правах граждан СССР уже говорилось вы. ше. Нельзя -не упомянуть о такой от. лвдчаіющей нашу Конституцию от ряда буржуазных конституций чер те, как то, что военнослужащие в нашей стране пользуются, наряду со всеми гражданами, правом изби рать и быть избранными, а то вре мя, как в ряде буржуазных .госу дарств пребывание ів рядах армии влечет за собой на .весь срок этого пребывания запрещение участво вать в избирательной кампании. Характерной особенностью нашей Конституции, отличающей ее от всех конституций д аж е наиболее передавых бурж уавно -демок ратгг. ческих стран, является то. что она «не ограничивается фиксированием формальные прав граждан, а пере носит центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав., на вопрос о средствах осуществления этих прав» (Сталии). Так равноправие граждан не просто провозглашает ся, но и обеспечивается ’Законода тельным закреплением факта лик видации эксплоаггаци'и человека человеком,, как и рядом дополни тельных .материальных гарантий: Право на-труд обеспечивается о т сутствием кризисов в нашей стра не, уничтожением безработицы, демократические свободы гаран тируются также в законодательном порядке необходимыми для осу. ществле.ния их .материальными средствами (например, предостав ление зданий д л я собраний, для типографий и т. д., стипендий уча щимся, санаториев и домов отды ха для нуждающихся в отдыхе и лечении и т. д.). Это н есть та осо бенность социалистического демо кратизма, которая делает его выс шим.по сравнению с буржуазным демократизмом. Вместе с 'великими правами граждан СССР Сталинская Кон ституция зафиксировала и- основ ные обязанности гражданина СССР, обязанности, которые определяют моральный, облик советского чело века. Основные обязанности граж дан СССР неразрывно связаны с их основными правами, носят такой же демократический характер. Все граждане СССР несут равные о с новные обязанности, подобно то му, как они обладают и равными основными правами Эти основные обязанности таковы: исполнение Конституции и законов нашего го сударства, соблюдение дисципли-. ны труда, честное отношение к общественному долгу, уважение правил социалистического общ е жития, обязанность беречь и у к реплять социалистическую собѵ ственность, всеобщая воинская обязанность и защита Отечества. В проникновенных, доходящих в глубь сердца словах, Конститу-. ция СССР говорит о защите Оте чества.; «Защита Отечества есть священный долг каждого гражда нина СССР.. Измена Родине: нару шение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости зако на, как самое тяжкое злодеяние». В этих словах нашло свое выра жение великое чувство народной любви к своему социалистическо му Отечеству, неугасимая неиа- б и с т ь его к араогйм нашей Родимы и их пособникам.. Величественная эпопея освобо дительной войны советского наро да показала., как глубоко совет, ские люди еозна.іот свою важней шую обязанность •— защиту соци- алистиче ского Отечества.. Весь наш государственный строй, методы государственного руковод ства проникнуты глубочайшим д е мократизмом, что и нашло свое выражение в Сталинской Консти туции. В любом буржуазно-- де мо- кратическом государстве война не избежно ведет к свертыванию в той или иной мере демократиче ских институтов, к ограничению в той или иной степени элементар ных демократических нрав и сво бод. Наша страна, этого не знает. Чрезвычайные обстоятельства Ве ликой Отечественно!! войны не по родили необходимости свертыва ния советской социалистической демократии, наоборот — в ходе Отечественной войны выявились и развернулись новые формы прояв ления активности и участии народ ных масс в политической п обще ственной жизни. (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz