Североморский лётчик. 1944, декабрь.

20 декабря 1944 г., № 300 (370) СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК а Боевой опыт—на вооружение молодых летчиков КАК В Н-СКОЙ ЧАСТИ ГОТОВЯТ К БОЯМ С ВРАГАМИ ЛЕТНЫЕ КАДРЫ Выполняя сложную и ответственную задачу по подготовке лет­ чиков, штурманов и стрелков-радистов, инструкторский, препода­ вательский и весь личный состав Н-ской части, проделал за год немалую работу. Североморская авиация получила из этой части десятки отличных воздушых бойцов. Многие из воспитанников этой части во время боев за Печенгу и Киркенес показали пример муже­ ства, отваги и воинского мастерства. Ниже мы публикуем материалы, рассказывающие о работе лич­ ного состава части. УЧИТЕСЬ УПОРНО, НАСТОЙЧИВО Совсем недавно мы прибыли на фронтовой аэродром. За это врем», вместе с другими летчика­ ми-, участвовали в боях по очи­ щению Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчи­ ков. Краснознаменный полк, в ко­ тором мы находимся, отличился в бояіх и пОлучил второй орден Красного Знамени и почетное наименование — «Печенгского». За участие в этих боях каждый из нас награжден орденом Крас­ ного Знамен». В наших боевых успехах боль­ шую роль сыграла подготовка, полученная нами в Н-ской ча­ сти, годовщина которой сегод­ ня отмечается. Мы благода­ рим инструкторский и препода­ вательский состав этой части и особенно инструктора" старшего лейтенанта Зайцева А. И. и командира старшего лейтенанта Соболева. Их опыт, переданный нам, во многом помог в боях. Заверяем вас, товарищи, — на­ ши первые учителя, что и впредь будем бить врага смело и муже­ ственно, так, как учили вы нас, неотступно выполняя основной боевой девиз североморских штурмовиков: «Штурмовики с боевого курса не сворачивают и бьют только наверняка!». Летчикам, проходящим обуче­ ние, советуем одно: учитесь упорно, настойчиво, перенимайте богатый боевой опыт северомор­ цев. Он окажет вам неоценимую услугу в первых же боях. Младший лейтенант В. СМИР. НОВ, младший лейтенант И. ШЛЮТОВ, младший лейте­ нант А, СОБЕНИН, младший лейтеиаят М. ТИХОМИРОВ. -О - ВОСПИТАНИЕ ВОИНА Воспитание боевых летчиков, штурманов и стрелков-радистов — нелегкое дело. Подготовить друж­ ные, крепко спаянные экипажи, способные в первый же день прибытия на фронтовой аэро­ дром успешно выполнить любое задание командования — задача, которая требует от инструктор­ ского состава немалых навыков и опыта. Как же мы решаем эту почетную и большую задачу? У всех прибывающих к нам това. ■ршцей мы проверяем знание ма­ терия льней части я опит ее экс- плоатации, выясняем уровень под­ готовки слушателей. Прежде чем сесть а самолет, наш слушатель проходит теоретиче­ скую и практическую подготовку. Подробно изучается устройство самолета и мотора, особенности работы в данном районе, на данном аэродроме, изучаются летные ин­ струкцией, указания. Материальную часть слушатели осваивают непо­ средственно на самолете. Специфические условия северно­ го театра, сложность метеообста­ новки пред’явили к работникам учебного центра ряд новых требо­ ваний в подготовке боевого экипа­ ж а и каждого воздушного бойца - б отдельности. Нужно было при­ учить летчиков уверенно, о б е ­ щаться С машиной та снежных аэродромах с различным полетным весом и нагрузкой, научить летчика пилотировать самолет на одном моторе с использованием всех его летно-тактических возможностей и грамотно держаться на -минималь­ ных скоростях полета. Д ля решения этой задачи -мы привлекали участников боев из на­ шего инструкторского и препода­ вательского -состава, которые чи­ тали лекции, проводили беседы, разборы отдельных операций. Не- Ийструкторско-летный состав Н-ской части (слева направо) капитан Гусев И. М., старший лей­ тенант Дубинец И. И., Герой Советского Союза гвардии майор Коваленко А. А., майор Хи­ бин Д, В, Фота И. Михеева. малую пользу принесли слуша­ телям и беседы летчиков-северо- морцев Героев Советского Союза тт. Пирогова, Бокия, Стрельцова и других, временно побывавших у нас. Значительную помощь в под­ готовке слушателей оказали нам и командиры тех частей, для ко­ торых готовились молодые экипа­ жи. Таким образом вся работа по выращиванию молодого летчика штурмана и стрелка-радиста стро­ ится в соответствии с требования­ ми, необходимыми для нормальной работы с фронтового аэродрома. В оЫнове учебного процесса ле. жит личный показ инструктора как надо выполнять то или иное уп­ ражнение в воздухе. Это вызывает интерес у слушателя,, стремление самому сделать упражнение -не ху же, чем показал инструктор. С теми товарищами, которые слабо усваи­ вали отдельные вопросы, занима­ лись дополнительно, вначале на земле, а затем в воздухе. В итоге выделились отличные бомбардиры и стрелки младшие лейтенанты, тт. Нккоряков, Чибисов, Бу.ренко, Бе- ломор, ІІерманов, Ропжия и дру­ гие. Опыт показал, что тщательная наземная подготовка — необходи­ мое условие успешного действия летчика в воздухе. Без этой под­ готовки неизбежны неполадки и даже летные происшествия. Подготовка способного, мужест­ венного воздушного бойца вклю­ чает в себя воспитание в наших слушателях всех качеств, прису­ щих советскому офицеру. Повышая качество учебы, при­ ближая ее к условиям боевой дей­ ствительности, мы будем постоян­ но совершенствовать выучку моло­ дых летчиков, готовя их к решаю­ щим боям с врагом. Майор Д. ХИБИН. У М Е Л О П Е Р Е Д А В А Т Ь Б О Е В О Й О П Ы Т Герой Советского Союза гвардии майор А. КОВАЛЕНКО Основой воспитания летного со­ става у нас является боевой опыт. Передают его инструкторы1—опыт­ ные североморские летчики. Среди них можно отметить таких, как ка- питан Митин, прибывший на Север вместе со знаменитым торпедонос­ цем Иваном Гарбуз и не раз вме­ сте с ним летавший на боевые за­ дания, капитаны Виниченко и Ро­ гожин — воспитанники Бориса Сафонова, старшие лейтенанты Толстяков, Большаков, Соболев и другие. Боевой опыт передается молодежи систематически—в каж ­ дом учебном вылете, во время каж. дого учебного боя. Инструкторы не только рассказывают как надо вы­ полнять то или иное упражнение, но и практически показывают их процесс, подтверждая это приме­ рами из боевой практики. Летчик т. Чернуха продолжи­ тельное время имел слабую осмот­ рительность. Мы, вместе с капи­ таном Рогожияым, несколько раз беседовали с Чернухой, причем необходимость быть в воздухе бди. тельным доказывали на примерах из своей боевой практики. Беседы помогли: летчик Чернуха стал бо­ лее осмотрительным. Хорошо передает свой большой боевой опыт летчик-штурмовик старший лейтенант Соболев. Его беседы о бомбо-штурмовых ударах по караванам, аэродромам и назем­ ным войскам противника, а также о воздушных боях «Илыошина-2» с немецкими истребителями всегда содержательны и насыщены приме, рам». На личном опыте т. Соболев учит летчиков, как нужно исполь­ зовать заполярный рельеф местно­ сти и метеоусловия для нанесения внезапных и эффективных ударов по врагу и для ухода от истреби­ телей противника после нанесения бомбо-штурмовото удара. Во время боев на Севере у старшего лейте­ нанта Соболева было несколько случаев, когда он приходил на аэ­ родром на подбитом «Ильюшине». Говоря о силе «Ил-2», его проч­ ности, Соболев приводил эти слу­ чаи. С большим интересом 'восприни­ маются беседы и лекции майора Родина. Это очень опытный севе­ роморский штурман, -прекрасно знающий северный театр я все его особенности. Каждое занятие т. Ро. дина—Содержательный рассказ о его полегая и поле-тах товарищей. Умело передают боевой опыг и другие наши инструкторы, В чи­ сле их тт. Кравченко, Хибин, Гу­ сев, Дубинец и другие. В вечерние часы, после занятий с молодыми летчиками, часто прак­ тикуются беседы. Я, например, за последнее -время провел беседы на следующие темы: «Тактика немец­ кой авиации за последнее время». «Нападение — основа победы ист­ ребителя», «Никогда не теряй ини­ циативы в .бою». На самые разно­ образные- темы из боевого опыта проводили беседы другие товарищи из инструкторского состава. Нам очень приятно, чго среди североморских летчиков, участво­ вавших в последних наступатель­ ных боях в Заполярья, есть много воспитанников нашей части. Среди них такие летчики, как тт. Смир­ нов, Шладтов, Тихомиров, А лек­ сандров, Лаптев, Комиссаров и другие. Личный состав части сознает всю ответственность за подготов­ ку летного состава. Подводя ито­ ги годовой работы, мы намечаем пути дальнейшего улучшения учеб- но-бевоей подготовки. Основой в этой подготовке остается боевой опыт. Хорошие специалисты Младшие специя листы -вооруже н- іцы сержанты тт. Волков, Зайцев и Хаиевский прибыли в нашу часть з первые дни ее организации. По своей специальности они имели только теоретическую подготовку, практического опыта у них не бы­ ло. Настойчивость, кропотливая повседневная работа над собой, по­ мощь техников тт. Романова и Жукова помогли оружейным ма­ стерам быстро освоить новое во­ оружение самолетов. Теперь со своими задачами они справляются отлично. Не было ни одного срыва полета или отказа вооружения по вине этил специалистов. За отличное содержание матери­ альной части и обеспечение выпол. нения заданий командования м-а-сте. ра по вооружению тт. Волков, Зай­ цев и Ханевский имеют ряд благо­ дарностей. Г. ЛОПАТИН. Знания бывалого летнина—молодежи Большую заботу о воспитания молодого летного состава прояв­ ляет капитан тов. Меньшиков. Это летчик с богатым опытом, не толь­ ко сам отлично владеющий техни­ кой полета, но и передающий свои знания я умение молодым пилотам. В прошлом тов. Меньшиков про­ служил много лет в авиашколах инструктором. В первый год войны он отшлифовал свой опыт-в боевых схватках с врагом над советским Заполярьем. Он знает и понимает душу курсанта, безошибочно, из одного-двух полетов определяет его летные качества и устремляет внимание на слабые стороны под­ готовки-. Решающее значение э обучении летчика имеет -наземная предвари­ тельная я предполетная подготов­ ка. Капитан Меньшиков уделяет ей исключительное внимание. Этим и об’ясняется тот факт, что за вре­ мя работы в подразделения, как сам капитан Меньшиков, так и его курсанты и слушатели не имели ни одной аварии и поломки. Многие летчики, получившие подготовку под руководством капитана Мень­ шикова,, умножили славу авиацион­ ного оружия в боях над Советским Заполярьем. Капитан С. АБРАМСОН. Самоотверженный труд техников Технический состав нашего под­ разделения в течение года изучил и освоил четыре типа самолетов и обеспечил 1.890 часов налета и 9.450 посадок. Примером в хорошем обеспече­ нии учебно-боевой работы личного состава служат старшие техники звеньев старший техник-лейтенант Орлов и гвардии старший техник- лейтенант Рябов. Они правильно организовали службу в своих звеньях и сумели добиться безава­ рийности в эксплоатации матери­ альной части. Самоотверженно трудится старшина т. Сосне. Он обеспечил безаварийную ра­ боту своего самолета. Его ма­ шина налетала 450 часов я сд е­ лала 1.000 посадок. Сержант Фи­ гурна — авиамоторист. Он само­ стоятельно обслуживает самолет. Его машина налетала- без аварий и поломок 400 часов и сделала 900 посадок. Более 400 часов налетали самолеты старшины Корякова и старшего Сержанта Голѵбева. Все эти механики не только в постоян­ ной готовности содержали матери­ альную часть ,но и учили молодых летчиков ее эксплоатации. Капитан В. РОГОЖИН, Старший техник-лейтеиаит J С. МЕЛЬНИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz