Североморский лётчик. 1944, декабрь.
20 декабря 1944 г., № 300 (370) СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК а Боевой опыт—на вооружение молодых летчиков КАК В Н-СКОЙ ЧАСТИ ГОТОВЯТ К БОЯМ С ВРАГАМИ ЛЕТНЫЕ КАДРЫ Выполняя сложную и ответственную задачу по подготовке лет чиков, штурманов и стрелков-радистов, инструкторский, препода вательский и весь личный состав Н-ской части, проделал за год немалую работу. Североморская авиация получила из этой части десятки отличных воздушых бойцов. Многие из воспитанников этой части во время боев за Печенгу и Киркенес показали пример муже ства, отваги и воинского мастерства. Ниже мы публикуем материалы, рассказывающие о работе лич ного состава части. УЧИТЕСЬ УПОРНО, НАСТОЙЧИВО Совсем недавно мы прибыли на фронтовой аэродром. За это врем», вместе с другими летчика ми-, участвовали в боях по очи щению Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчи ков. Краснознаменный полк, в ко тором мы находимся, отличился в бояіх и пОлучил второй орден Красного Знамени и почетное наименование — «Печенгского». За участие в этих боях каждый из нас награжден орденом Крас ного Знамен». В наших боевых успехах боль шую роль сыграла подготовка, полученная нами в Н-ской ча сти, годовщина которой сегод ня отмечается. Мы благода рим инструкторский и препода вательский состав этой части и особенно инструктора" старшего лейтенанта Зайцева А. И. и командира старшего лейтенанта Соболева. Их опыт, переданный нам, во многом помог в боях. Заверяем вас, товарищи, — на ши первые учителя, что и впредь будем бить врага смело и муже ственно, так, как учили вы нас, неотступно выполняя основной боевой девиз североморских штурмовиков: «Штурмовики с боевого курса не сворачивают и бьют только наверняка!». Летчикам, проходящим обуче ние, советуем одно: учитесь упорно, настойчиво, перенимайте богатый боевой опыт северомор цев. Он окажет вам неоценимую услугу в первых же боях. Младший лейтенант В. СМИР. НОВ, младший лейтенант И. ШЛЮТОВ, младший лейте нант А, СОБЕНИН, младший лейтеиаят М. ТИХОМИРОВ. -О - ВОСПИТАНИЕ ВОИНА Воспитание боевых летчиков, штурманов и стрелков-радистов — нелегкое дело. Подготовить друж ные, крепко спаянные экипажи, способные в первый же день прибытия на фронтовой аэро дром успешно выполнить любое задание командования — задача, которая требует от инструктор ского состава немалых навыков и опыта. Как же мы решаем эту почетную и большую задачу? У всех прибывающих к нам това. ■ршцей мы проверяем знание ма терия льней части я опит ее экс- плоатации, выясняем уровень под готовки слушателей. Прежде чем сесть а самолет, наш слушатель проходит теоретиче скую и практическую подготовку. Подробно изучается устройство самолета и мотора, особенности работы в данном районе, на данном аэродроме, изучаются летные ин струкцией, указания. Материальную часть слушатели осваивают непо средственно на самолете. Специфические условия северно го театра, сложность метеообста новки пред’явили к работникам учебного центра ряд новых требо ваний в подготовке боевого экипа ж а и каждого воздушного бойца - б отдельности. Нужно было при учить летчиков уверенно, о б е щаться С машиной та снежных аэродромах с различным полетным весом и нагрузкой, научить летчика пилотировать самолет на одном моторе с использованием всех его летно-тактических возможностей и грамотно держаться на -минималь ных скоростях полета. Д ля решения этой задачи -мы привлекали участников боев из на шего инструкторского и препода вательского -состава, которые чи тали лекции, проводили беседы, разборы отдельных операций. Не- Ийструкторско-летный состав Н-ской части (слева направо) капитан Гусев И. М., старший лей тенант Дубинец И. И., Герой Советского Союза гвардии майор Коваленко А. А., майор Хи бин Д, В, Фота И. Михеева. малую пользу принесли слуша телям и беседы летчиков-северо- морцев Героев Советского Союза тт. Пирогова, Бокия, Стрельцова и других, временно побывавших у нас. Значительную помощь в под готовке слушателей оказали нам и командиры тех частей, для ко торых готовились молодые экипа жи. Таким образом вся работа по выращиванию молодого летчика штурмана и стрелка-радиста стро ится в соответствии с требования ми, необходимыми для нормальной работы с фронтового аэродрома. В оЫнове учебного процесса ле. жит личный показ инструктора как надо выполнять то или иное уп ражнение в воздухе. Это вызывает интерес у слушателя,, стремление самому сделать упражнение -не ху же, чем показал инструктор. С теми товарищами, которые слабо усваи вали отдельные вопросы, занима лись дополнительно, вначале на земле, а затем в воздухе. В итоге выделились отличные бомбардиры и стрелки младшие лейтенанты, тт. Нккоряков, Чибисов, Бу.ренко, Бе- ломор, ІІерманов, Ропжия и дру гие. Опыт показал, что тщательная наземная подготовка — необходи мое условие успешного действия летчика в воздухе. Без этой под готовки неизбежны неполадки и даже летные происшествия. Подготовка способного, мужест венного воздушного бойца вклю чает в себя воспитание в наших слушателях всех качеств, прису щих советскому офицеру. Повышая качество учебы, при ближая ее к условиям боевой дей ствительности, мы будем постоян но совершенствовать выучку моло дых летчиков, готовя их к решаю щим боям с врагом. Майор Д. ХИБИН. У М Е Л О П Е Р Е Д А В А Т Ь Б О Е В О Й О П Ы Т Герой Советского Союза гвардии майор А. КОВАЛЕНКО Основой воспитания летного со става у нас является боевой опыт. Передают его инструкторы1—опыт ные североморские летчики. Среди них можно отметить таких, как ка- питан Митин, прибывший на Север вместе со знаменитым торпедонос цем Иваном Гарбуз и не раз вме сте с ним летавший на боевые за дания, капитаны Виниченко и Ро гожин — воспитанники Бориса Сафонова, старшие лейтенанты Толстяков, Большаков, Соболев и другие. Боевой опыт передается молодежи систематически—в каж дом учебном вылете, во время каж. дого учебного боя. Инструкторы не только рассказывают как надо вы полнять то или иное упражнение, но и практически показывают их процесс, подтверждая это приме рами из боевой практики. Летчик т. Чернуха продолжи тельное время имел слабую осмот рительность. Мы, вместе с капи таном Рогожияым, несколько раз беседовали с Чернухой, причем необходимость быть в воздухе бди. тельным доказывали на примерах из своей боевой практики. Беседы помогли: летчик Чернуха стал бо лее осмотрительным. Хорошо передает свой большой боевой опыт летчик-штурмовик старший лейтенант Соболев. Его беседы о бомбо-штурмовых ударах по караванам, аэродромам и назем ным войскам противника, а также о воздушных боях «Илыошина-2» с немецкими истребителями всегда содержательны и насыщены приме, рам». На личном опыте т. Соболев учит летчиков, как нужно исполь зовать заполярный рельеф местно сти и метеоусловия для нанесения внезапных и эффективных ударов по врагу и для ухода от истреби телей противника после нанесения бомбо-штурмовото удара. Во время боев на Севере у старшего лейте нанта Соболева было несколько случаев, когда он приходил на аэ родром на подбитом «Ильюшине». Говоря о силе «Ил-2», его проч ности, Соболев приводил эти слу чаи. С большим интересом 'восприни маются беседы и лекции майора Родина. Это очень опытный севе роморский штурман, -прекрасно знающий северный театр я все его особенности. Каждое занятие т. Ро. дина—Содержательный рассказ о его полегая и поле-тах товарищей. Умело передают боевой опыг и другие наши инструкторы, В чи сле их тт. Кравченко, Хибин, Гу сев, Дубинец и другие. В вечерние часы, после занятий с молодыми летчиками, часто прак тикуются беседы. Я, например, за последнее -время провел беседы на следующие темы: «Тактика немец кой авиации за последнее время». «Нападение — основа победы ист ребителя», «Никогда не теряй ини циативы в .бою». На самые разно образные- темы из боевого опыта проводили беседы другие товарищи из инструкторского состава. Нам очень приятно, чго среди североморских летчиков, участво вавших в последних наступатель ных боях в Заполярья, есть много воспитанников нашей части. Среди них такие летчики, как тт. Смир нов, Шладтов, Тихомиров, А лек сандров, Лаптев, Комиссаров и другие. Личный состав части сознает всю ответственность за подготов ку летного состава. Подводя ито ги годовой работы, мы намечаем пути дальнейшего улучшения учеб- но-бевоей подготовки. Основой в этой подготовке остается боевой опыт. Хорошие специалисты Младшие специя листы -вооруже н- іцы сержанты тт. Волков, Зайцев и Хаиевский прибыли в нашу часть з первые дни ее организации. По своей специальности они имели только теоретическую подготовку, практического опыта у них не бы ло. Настойчивость, кропотливая повседневная работа над собой, по мощь техников тт. Романова и Жукова помогли оружейным ма стерам быстро освоить новое во оружение самолетов. Теперь со своими задачами они справляются отлично. Не было ни одного срыва полета или отказа вооружения по вине этил специалистов. За отличное содержание матери альной части и обеспечение выпол. нения заданий командования м-а-сте. ра по вооружению тт. Волков, Зай цев и Ханевский имеют ряд благо дарностей. Г. ЛОПАТИН. Знания бывалого летнина—молодежи Большую заботу о воспитания молодого летного состава прояв ляет капитан тов. Меньшиков. Это летчик с богатым опытом, не толь ко сам отлично владеющий техни кой полета, но и передающий свои знания я умение молодым пилотам. В прошлом тов. Меньшиков про служил много лет в авиашколах инструктором. В первый год войны он отшлифовал свой опыт-в боевых схватках с врагом над советским Заполярьем. Он знает и понимает душу курсанта, безошибочно, из одного-двух полетов определяет его летные качества и устремляет внимание на слабые стороны под готовки-. Решающее значение э обучении летчика имеет -наземная предвари тельная я предполетная подготов ка. Капитан Меньшиков уделяет ей исключительное внимание. Этим и об’ясняется тот факт, что за вре мя работы в подразделения, как сам капитан Меньшиков, так и его курсанты и слушатели не имели ни одной аварии и поломки. Многие летчики, получившие подготовку под руководством капитана Мень шикова,, умножили славу авиацион ного оружия в боях над Советским Заполярьем. Капитан С. АБРАМСОН. Самоотверженный труд техников Технический состав нашего под разделения в течение года изучил и освоил четыре типа самолетов и обеспечил 1.890 часов налета и 9.450 посадок. Примером в хорошем обеспече нии учебно-боевой работы личного состава служат старшие техники звеньев старший техник-лейтенант Орлов и гвардии старший техник- лейтенант Рябов. Они правильно организовали службу в своих звеньях и сумели добиться безава рийности в эксплоатации матери альной части. Самоотверженно трудится старшина т. Сосне. Он обеспечил безаварийную ра боту своего самолета. Его ма шина налетала 450 часов я сд е лала 1.000 посадок. Сержант Фи гурна — авиамоторист. Он само стоятельно обслуживает самолет. Его машина налетала- без аварий и поломок 400 часов и сделала 900 посадок. Более 400 часов налетали самолеты старшины Корякова и старшего Сержанта Голѵбева. Все эти механики не только в постоян ной готовности содержали матери альную часть ,но и учили молодых летчиков ее эксплоатации. Капитан В. РОГОЖИН, Старший техник-лейтеиаит J С. МЕЛЬНИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz