Североморский лётчик. 1944, декабрь.

10 декабря І944 г., № 299 (369), СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к Подполковник Н. НЕСТЕРОВ Особенности зимнего самолетовождения над морем и сушей Самолетовождение зимой отли­ чается, в основном, трудностью визуальной ориентировки, так как внешний вид ориентиров, в . отли ­ чий от. других времен ігода, приоб­ ретает несколько иной вид. Летчику и штурману необходимо это помнить и при визуальной ори­ ентировке пользоваться ориенти­ рами, характерными для зимних условий. Береговая черта — основной ли- • нейный ориентир для морской авиа- 1ции. Вид береговой черты зимой ■резко изменяется: образуется при­ пай льда. С воздуха, даже днем при плохой видимости, очень труд­ но отличить границу суши и льда. Известно, что летчики в днев­ ных полетах, определяя береговую черту, руководствуются наличием ■растительности (кусты, отдельные деревья, лес). Ночью все эти при­ знаки заметны очень плохо и со­ здают впечатление совершенно другой местности, с новыми мыса­ ми, бухтами, островами и т. д. Чтобы избежать ошибок и затруд­ нений в полете, летному составу надо изучать расположение! льда и схематически наносить его на карту, используя для этой цели ■Фотоснимки, карты и доклады раз­ ведчиков, и вести систематическое наблюдение за состоянием бере­ говой черты. На суше целесообразно отда­ вать предпочтение промышленным центрам, крупным населенным пунктам, так как они хорошо за­ метны даже на большом удалении по свойственному им темносерому фону и характерной дымке над большими промышленными города­ ми. Шоссейные дороги, в отличие от железных, характеризуются отсут­ ствием прямолинейных контуров железнодорожных станций. Хоро­ шо наезженные дороги на общем белом фоне выделяются темным (грязным-) цветом и линией теле- ' Гвдф нЫ іХ столбов. Железные дороги, проходящие в лесистой местности, можно опре. делить по белой полосе просеки, а при пересеченной пестрой мест­ ности-наличием насаждений вдоль дороги, железнодорожных стан­ ций, дыму паровозов, подвижному составу и т. д. , /При выборе линейных ориенти­ ров на пестрой местности предпоч­ тение следует отдать шоссейной .дороге. Озера различимы только по бе­ лому фону, без наличия темных пя­ тен ,. созд аваемых растительностью на окружающей местности, и по: контуру берегов, окаймленному,' как правило, растительностью. Большие реки хорошо заметны в виде чистых белых полос и отли­ чаются от дорог естественными изгибами, наличием мостов, расти- тельноатью по берегам. Реки с крутыми берегами выделяются .резче. Остальные ориентиры, например узкоколейные мало используемые и проселочные дороги, мосты, не­ большие речки, заметны плохо. После снегопада их опознать чрез­ вычайно трудно. Пользоваться та­ кими ориентирами, как правило, не следует. . В общей и деталькой ориенти­ ровке зимой немалую рать играют лесные массивы, особенно хвойный лес, который резко выделяется на белом фоне снежного покрова. Пе­ ред полетом, над районом лесного массива для детальной ориенти­ ровки контуры его необходимо изучать по фотоснимкам и картам крупного масштаба, как 1:25000 и 1;50000. Метеорологические условия бал­ тийского театра в зимний период отличаются наличием низкой об­ лачности и плохой видимости. А полеты на низких высотах при больших скоростях ограничивают обзор местности и значительно со­ кращают время на рассматривание ориентиров. Поэтому, перед каж­ дым полетом, летчик и штурман должны знать на память ориенти­ ры по маршруту и ясно себе пред­ ставлять, как ориентиры будут вы­ глядеть при снежном пОкрове. Очень важно также при наличии снежного покрова иметь план вос­ становления ориентировки в районе полетов и местности в радиусе 50 километров от своего аэродрома. Основой этого плана являются ха­ рактерные линейные ориентиры. Нередко в зимний период при­ ходится производить полеты при угрозе обледенения, наличии тума­ на, снегопада, густой дымки. По­ этому летчику и штурману, как ве­ дущим, так и ведомым, необходи­ мо знать погоду. Экипажи — разведчики в целях скрытности и большей безопасно­ сти полета иногда принимают за­ ведомо неправильное решение, про­ изводя полет за облаками, не зная погоды в районе цели. 'Не имея опыта, молодой летчик не в со ­ стоянии оценить, чем грозит облач­ ность, когда ее пытаются пробить вниз. Здесь мало руководствовать­ ся одним показанием высотомера; нужно твердо помнить температуру воздуха И возможность обледене­ ния; знать, что при полете над низ­ кой облачностью и с ровной верх­ ней поверхностью, есть большая вероятность наличия тумана, опу­ скающегося до земли. Успешные полеты в этих усло­ виях могут совершать лишь гра­ мотный летчик и штурман, имею­ щие радиостанцию и исправное радионавигационное оборудов ание и умеющие ими пользоваться. Вот характерный пример, пока, зывающий к чему приводит слабое знание дела. Летчик младший лейтенант Кон- торовский и штурман младший лейтенант Данилин, производя ночной полет на боевое задание, при выходе на цель потеряли ориентировку. Для восстановления потерянной ориентировки экипаж воспользо­ вался имеющимся на борту бом­ бардировщика радиополукомпасом и настроился на свою аэродромную радиостанцию. ■Но делал это экипаж неуверен­ но, в результате едва не совершил посадку на территории противни­ ка. Только после продолжительно, го полета самолет совершил по­ садку на одном нашем аэродроме. Полеты морской авиации в зим­ них условиях усложняются вдвой­ не. Надо отыскать цель, находя­ щуюся далеко в море, без ориенти­ ров точно выйти на нее, метко по­ разить и возвратиться на свой аэродром. Точно выйти на цель в открытом море и возвратиться на аэродром посадки может лишь летчик, отлично освоивший само­ летовождение по компасу и мето­ ды радионавигации. Наличие на самолетах радиостанций, а на зем­ ле пеленгаторов, приводных стан­ ций позволяет это выполнить без особых усилий, В ноябре этого года лейтенант Ежов на истребителе вылетел на оазведку погоды. На маршруте он попал в дождь при десятибальной облачности, высотой в 50 метров и при видимости до одного километ­ ра. Летчик потерял ориентировку. Но, хорошо владея радиосамоле- товождением, он включил радно- ОБМЕН ЗНАНИЯМИ И ОПЫТОМ В подразделении, где старший техник-лейтенант т. Маршицкий, на-днях прошла техническая кон­ ференция оружейных мастеров. На конференции выступили: механик сержант Шейнин, рассказавший об устройстве авиапушки и своем сшы. те ее эксплоатации. Сержант Хря- щев поделился с присутствующи­ ми своими зданиями по устройству синхронной установки и рассказал о задержках, возникающих в ней. Много интересного сообщили и доугие докладчики. В этом же подразделении сейчас готовится конференция техниче­ ского состава. Опытные техники и механики готовят доклады по от­ дельный агрегатам самолета и мо­ тора. Ю, КОСТРОВ . станцию и «пассивным» методом вышел в район нашего аэродрома. Еще один случай. Четверка истребителей под командованием капитана Голосенко вылетела в тренировочный маршрутный полет по четырехугольнику. При подходе к третьему пункту на маршруте летчики пошли в сложные метео­ рологические условия: низкая д е ­ сятибальная облачность, осадки, видимость до 500 метров. Ведущим, сохраняя строй, про­ извел разворот с малым креном. Вследствие большого радиуса раз­ ворота он оторвался от линейного ориентира и потерял ориентировку. Не пытаясь восстановигь ее по земным ориентирам, Голосенко включил радиополукомпас на свою приводную радиостанцию и пошел по индикатору курса «пассивным» методом на аэродром, где к произ­ вел посадку. Из опыта полетов на одномест­ ных самолетах можно сделать вы­ вод, что летчик лучше учитывает время полета, чем направление, так как это сопряжено с риском произвести вынужденную посадку из-за отсутствия запаса горючего. Значительно хуже молодой лет­ чик справляется с выдерживанием направления. В практике чаще все­ го встречаются случаи так назы­ ваемого «уклонения». fОкончание следует). Старшина Г. Иванов — механик самолета-штурмовика. Он обслужил свыше 135 боевых вылетов, награжден ме­ далью «За боевые заслу гн». Фото И, Михеева. Народы СССР-фронту В дни Отечественной войны против немецко-фашистских захват­ чиков с особой силой проявилась сталинская нерушимая дружба на­ родов СССР. Миллионы самоотверженных тружеников, кующих днем и ночью оружие победы над врагом, являются могучей опорой Крас­ ной Армии и Военно-Морского Флота. Все республики и области ста­ ли мощными арсеналами Красной Армии. Отовсюду непрерывным по­ током идет уголь, металл, нефть, хлопок. Вооружение к боеприпасы, снаряжение и продовольствие в достатке поступают на фронт для Красной Армии и Военно-Морского Флота. Вот некоторые цифры н факты, свидетельствующие о том, как народы нашей страны помогают делу победы над немецко-фашист­ скими захватчиками. ★ ★ В РСФСР—первой среди равных союзных республик — осуще­ ствлена громадная работа по пере­ стройке хозяйства на нужды оборо. ны, построены новые заводы и фабрики. В 1943 г. промышленность РСФСР перевыполнила свои произ- водственмые планы и дала на 30,5 проц. больше накоплений, чем предполагалось. В 1944 г. п-ромьин- леяность РСФСР должна увели­ чить выпуск продукции на 14 проц. I/ПЕРВОМУ ОКТЯБРЯ 1944 * ГОДА на металлургических заводах Украины восстановлено 8 доменных, 37 мартеновских печей, 23 прокатных, стана, 55 коксовых батарей, восстановлены и введены в эксплоатацию 84 крупных шахты, восстановлено!* построена 470 мел­ ких шахт. Все они дают сейчас продукцию фронту. В 1944 году площадь всех зерновых культур на Украине составила 73 процента от довоенной. Возобновили деятель­ ность 1.173 МТС. Колхозники Ук­ раины полностью выполнили госу­ дарственный план хлебосдачи н сдали сверх плана £вьше 15 шл>- лионов пудов зерна а фонд Крас­ ной Армии, Д ОСРОЧНО ВЫПОЛНИЛА госудаірствеяный план хлеба- заготовок Белорусская ССР. В хлебный фоотд Красной Армии еда- но 3 миллиона пудов зерна. За 4 месяца после освобождения от не­ мецких захватчиков в республике восстановлено 27 предприятий союзного и республиканского зна­ чения. Сейчас ®се они- выпускают продукцию фронту и населению. О А ГОДЫ ВОЙНЫ чиатур- окне горняки (Грузия. В Чиа- турах наіходится треть мировых за­ пасов марганца) отираашш оборот­ ным заводам страны сотни тысяч теши 'высококаічестаенмого марган­ ца. Грузинские колхозники за годы Отечественной войны расширили на 80 тысяч гектаров зерновой клин и подтаяли урожайность в среднем наі полтора центнера с гек- і тара. Год от года, растет а Груши производство чан. Площадь под чаем увеличилась по отношению к 1913 году во сто раз, площадь под цитрусовыми — ів 500 раз. В 1943 году грузинские чаеводы собрали зеленого чайного листа на 10 ты­ сяч тонн больше, чем э 1942 году. 22 августа текущего года колхоз­ ница Кобулетского колхоза Сту- руа Хаджер -Какабадзе собрала 4,'в28 кг. зеленого чайного листа, выполнив норму на 27.542 процента и заработала за день 7.434 рубля. Весь с:вой дневной заработок она отдала в фонд обороны страны. П Е РЕ Д ВОЙНОЙ Азербайд- * * жан стал второй хлопковой ба­ зой Советского Союза. Нередки случаи, когда отдельные колхоз­ ницы собирают по 10—11 тонн хлопка, что вдвое превышает то количество, которое до войны да­ вало право на участие во Всесоюз­ ной сельскохозяйственной выстав­ ке. По-фронтовому работают б а. кинские нефтяники, непрерыв­ но увеличивая добычу горю­ чего фронту. Вслед за бакинской нефтью и различным вооружением для Красной Армии и Военно-Мор­ ского Флота из Азербайджана идут хлопок, рис, чай, табак, шелік, ви­ ноград. Трудящиеся Азербайджана внесли на создание танковой ко­ лонны 175 миллионов рублей и на постройку бронепоезда свыше по­ лутора миллионов рублей. Д О ВОЙНЫ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС предприятий тяжелой лромы- тленности в Узбекистане состав­ лял только 14 процентов. В 1943 году он достиг 50 процентов. Тру­ дящиеся республики активно уча­ ствуют в -стромтельетзе металлур­ гического завода. Одна мартеяов- екаія печь уже дает продукцию. Впервые а своей истории Узбеки­ стан производит металл. За послед­ ние три года здесь построено че­ тыре новых гидроэлектростанции (три из них пущены в 1943 году). Сейчас, строится третья по мощ­ ности в Советском Союзе электро­ станция. Более 500 миллионов руб­ лей внесли трудящиеся Узбекиста­ на на строительство танковой ко­ лонны. Они отправили свыше 500 вагонов подарков -воинам Красной Армии « Военно-Морского Флота. В АРМЕНИИ ВЫПУСК про­ мышленной продукции по сравнению с 1913 годом увеличил­ ся в 234 раза. Промышленность республики за годы войны освоила 270 ,новых видов продукции, боль­ шая часть которой производится на базе местного сырья. По с-раине- нию с 1940 годом посевная пло­ щадь расширилась на 30 тысяч га. Неуклонно развивалось животно­ водство. Трудящиеся республи­ ки за время войны послали на фронт более миллиона штук теплой одежды, свыше двух ты- тысяч индивидуальных посылок я более 60 вагонов разного продо­ вольствия. Колхозники Армении собрали 49.300.000 рублей на по­ стройку танковой копоины «Кол­ хозник Армении». Ю АЖНЕЙШИіЕ ДЛЯ ОБОРО- НЫ предприятия нефтяной и химической промышленности Турк­ менистана досрочна выполняют планы. Трест «Туркменозокерит» а 1943 году выполнит! план по добы ■ че озокерита на 110 процентов и по добыче нефти на 131 процент, Колхозники и колхозницы Туркме­ нии засеяли для помощи освобож­ денным районам 1.200 .гектаров зерновых, добровольно сдано для этой цели 15 тысяч толов скот»; Сумма добровольных взносов тру­ дящихся Туркмении в фонд оборо­ ны составляет около 170 миллио­ нов рублей. f ' ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭН ЕР. ГИЕЙ и энтузиазмом трудят­ ся народы Прибалтики — Литвы, Латвии, Эстонии — недавно вновь вернувшиеся в дружную семью 'на­ шей Родины. В Таллине уже рабо­ тает более 30 предприятий, в Вяль, нтосе и Каунасе сотня- фабрик и за­ водов'дают для франта и страны самую разнообразную продукцию. * * » Всюду —- от -Баѵітики до Тихого океана, от финских хладных скал до пламенной Колхиды — -в одном строю, под непобедимым знаменем Сталинской ’Конституции героиче­ ский советский народ кует победу над врагом, прославляя своими по­ двигами наше свободное О течест­ во -*-> надежный оплот дружбы и счастья наіродо». Эту #»лш ую дружбу вовек и« поколебать в р а г у. Она окрепла к закалилась « огне Отечественной войны, 1 П, АЛЕКСЕЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz