Североморский лётчик. 1944, декабрь.
10 декабря І944 г., № 299 (369), СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к Подполковник Н. НЕСТЕРОВ Особенности зимнего самолетовождения над морем и сушей Самолетовождение зимой отли чается, в основном, трудностью визуальной ориентировки, так как внешний вид ориентиров, в . отли чий от. других времен ігода, приоб ретает несколько иной вид. Летчику и штурману необходимо это помнить и при визуальной ори ентировке пользоваться ориенти рами, характерными для зимних условий. Береговая черта — основной ли- • нейный ориентир для морской авиа- 1ции. Вид береговой черты зимой ■резко изменяется: образуется при пай льда. С воздуха, даже днем при плохой видимости, очень труд но отличить границу суши и льда. Известно, что летчики в днев ных полетах, определяя береговую черту, руководствуются наличием ■растительности (кусты, отдельные деревья, лес). Ночью все эти при знаки заметны очень плохо и со здают впечатление совершенно другой местности, с новыми мыса ми, бухтами, островами и т. д. Чтобы избежать ошибок и затруд нений в полете, летному составу надо изучать расположение! льда и схематически наносить его на карту, используя для этой цели ■Фотоснимки, карты и доклады раз ведчиков, и вести систематическое наблюдение за состоянием бере говой черты. На суше целесообразно отда вать предпочтение промышленным центрам, крупным населенным пунктам, так как они хорошо за метны даже на большом удалении по свойственному им темносерому фону и характерной дымке над большими промышленными города ми. Шоссейные дороги, в отличие от железных, характеризуются отсут ствием прямолинейных контуров железнодорожных станций. Хоро шо наезженные дороги на общем белом фоне выделяются темным (грязным-) цветом и линией теле- ' Гвдф нЫ іХ столбов. Железные дороги, проходящие в лесистой местности, можно опре. делить по белой полосе просеки, а при пересеченной пестрой мест ности-наличием насаждений вдоль дороги, железнодорожных стан ций, дыму паровозов, подвижному составу и т. д. , /При выборе линейных ориенти ров на пестрой местности предпоч тение следует отдать шоссейной .дороге. Озера различимы только по бе лому фону, без наличия темных пя тен ,. созд аваемых растительностью на окружающей местности, и по: контуру берегов, окаймленному,' как правило, растительностью. Большие реки хорошо заметны в виде чистых белых полос и отли чаются от дорог естественными изгибами, наличием мостов, расти- тельноатью по берегам. Реки с крутыми берегами выделяются .резче. Остальные ориентиры, например узкоколейные мало используемые и проселочные дороги, мосты, не большие речки, заметны плохо. После снегопада их опознать чрез вычайно трудно. Пользоваться та кими ориентирами, как правило, не следует. . В общей и деталькой ориенти ровке зимой немалую рать играют лесные массивы, особенно хвойный лес, который резко выделяется на белом фоне снежного покрова. Пе ред полетом, над районом лесного массива для детальной ориенти ровки контуры его необходимо изучать по фотоснимкам и картам крупного масштаба, как 1:25000 и 1;50000. Метеорологические условия бал тийского театра в зимний период отличаются наличием низкой об лачности и плохой видимости. А полеты на низких высотах при больших скоростях ограничивают обзор местности и значительно со кращают время на рассматривание ориентиров. Поэтому, перед каж дым полетом, летчик и штурман должны знать на память ориенти ры по маршруту и ясно себе пред ставлять, как ориентиры будут вы глядеть при снежном пОкрове. Очень важно также при наличии снежного покрова иметь план вос становления ориентировки в районе полетов и местности в радиусе 50 километров от своего аэродрома. Основой этого плана являются ха рактерные линейные ориентиры. Нередко в зимний период при ходится производить полеты при угрозе обледенения, наличии тума на, снегопада, густой дымки. По этому летчику и штурману, как ве дущим, так и ведомым, необходи мо знать погоду. Экипажи — разведчики в целях скрытности и большей безопасно сти полета иногда принимают за ведомо неправильное решение, про изводя полет за облаками, не зная погоды в районе цели. 'Не имея опыта, молодой летчик не в со стоянии оценить, чем грозит облач ность, когда ее пытаются пробить вниз. Здесь мало руководствовать ся одним показанием высотомера; нужно твердо помнить температуру воздуха И возможность обледене ния; знать, что при полете над низ кой облачностью и с ровной верх ней поверхностью, есть большая вероятность наличия тумана, опу скающегося до земли. Успешные полеты в этих усло виях могут совершать лишь гра мотный летчик и штурман, имею щие радиостанцию и исправное радионавигационное оборудов ание и умеющие ими пользоваться. Вот характерный пример, пока, зывающий к чему приводит слабое знание дела. Летчик младший лейтенант Кон- торовский и штурман младший лейтенант Данилин, производя ночной полет на боевое задание, при выходе на цель потеряли ориентировку. Для восстановления потерянной ориентировки экипаж воспользо вался имеющимся на борту бом бардировщика радиополукомпасом и настроился на свою аэродромную радиостанцию. ■Но делал это экипаж неуверен но, в результате едва не совершил посадку на территории противни ка. Только после продолжительно, го полета самолет совершил по садку на одном нашем аэродроме. Полеты морской авиации в зим них условиях усложняются вдвой не. Надо отыскать цель, находя щуюся далеко в море, без ориенти ров точно выйти на нее, метко по разить и возвратиться на свой аэродром. Точно выйти на цель в открытом море и возвратиться на аэродром посадки может лишь летчик, отлично освоивший само летовождение по компасу и мето ды радионавигации. Наличие на самолетах радиостанций, а на зем ле пеленгаторов, приводных стан ций позволяет это выполнить без особых усилий, В ноябре этого года лейтенант Ежов на истребителе вылетел на оазведку погоды. На маршруте он попал в дождь при десятибальной облачности, высотой в 50 метров и при видимости до одного километ ра. Летчик потерял ориентировку. Но, хорошо владея радиосамоле- товождением, он включил радно- ОБМЕН ЗНАНИЯМИ И ОПЫТОМ В подразделении, где старший техник-лейтенант т. Маршицкий, на-днях прошла техническая кон ференция оружейных мастеров. На конференции выступили: механик сержант Шейнин, рассказавший об устройстве авиапушки и своем сшы. те ее эксплоатации. Сержант Хря- щев поделился с присутствующи ми своими зданиями по устройству синхронной установки и рассказал о задержках, возникающих в ней. Много интересного сообщили и доугие докладчики. В этом же подразделении сейчас готовится конференция техниче ского состава. Опытные техники и механики готовят доклады по от дельный агрегатам самолета и мо тора. Ю, КОСТРОВ . станцию и «пассивным» методом вышел в район нашего аэродрома. Еще один случай. Четверка истребителей под командованием капитана Голосенко вылетела в тренировочный маршрутный полет по четырехугольнику. При подходе к третьему пункту на маршруте летчики пошли в сложные метео рологические условия: низкая д е сятибальная облачность, осадки, видимость до 500 метров. Ведущим, сохраняя строй, про извел разворот с малым креном. Вследствие большого радиуса раз ворота он оторвался от линейного ориентира и потерял ориентировку. Не пытаясь восстановигь ее по земным ориентирам, Голосенко включил радиополукомпас на свою приводную радиостанцию и пошел по индикатору курса «пассивным» методом на аэродром, где к произ вел посадку. Из опыта полетов на одномест ных самолетах можно сделать вы вод, что летчик лучше учитывает время полета, чем направление, так как это сопряжено с риском произвести вынужденную посадку из-за отсутствия запаса горючего. Значительно хуже молодой лет чик справляется с выдерживанием направления. В практике чаще все го встречаются случаи так назы ваемого «уклонения». fОкончание следует). Старшина Г. Иванов — механик самолета-штурмовика. Он обслужил свыше 135 боевых вылетов, награжден ме далью «За боевые заслу гн». Фото И, Михеева. Народы СССР-фронту В дни Отечественной войны против немецко-фашистских захват чиков с особой силой проявилась сталинская нерушимая дружба на родов СССР. Миллионы самоотверженных тружеников, кующих днем и ночью оружие победы над врагом, являются могучей опорой Крас ной Армии и Военно-Морского Флота. Все республики и области ста ли мощными арсеналами Красной Армии. Отовсюду непрерывным по током идет уголь, металл, нефть, хлопок. Вооружение к боеприпасы, снаряжение и продовольствие в достатке поступают на фронт для Красной Армии и Военно-Морского Флота. Вот некоторые цифры н факты, свидетельствующие о том, как народы нашей страны помогают делу победы над немецко-фашист скими захватчиками. ★ ★ В РСФСР—первой среди равных союзных республик — осуще ствлена громадная работа по пере стройке хозяйства на нужды оборо. ны, построены новые заводы и фабрики. В 1943 г. промышленность РСФСР перевыполнила свои произ- водственмые планы и дала на 30,5 проц. больше накоплений, чем предполагалось. В 1944 г. п-ромьин- леяность РСФСР должна увели чить выпуск продукции на 14 проц. I/ПЕРВОМУ ОКТЯБРЯ 1944 * ГОДА на металлургических заводах Украины восстановлено 8 доменных, 37 мартеновских печей, 23 прокатных, стана, 55 коксовых батарей, восстановлены и введены в эксплоатацию 84 крупных шахты, восстановлено!* построена 470 мел ких шахт. Все они дают сейчас продукцию фронту. В 1944 году площадь всех зерновых культур на Украине составила 73 процента от довоенной. Возобновили деятель ность 1.173 МТС. Колхозники Ук раины полностью выполнили госу дарственный план хлебосдачи н сдали сверх плана £вьше 15 шл>- лионов пудов зерна а фонд Крас ной Армии, Д ОСРОЧНО ВЫПОЛНИЛА госудаірствеяный план хлеба- заготовок Белорусская ССР. В хлебный фоотд Красной Армии еда- но 3 миллиона пудов зерна. За 4 месяца после освобождения от не мецких захватчиков в республике восстановлено 27 предприятий союзного и республиканского зна чения. Сейчас ®се они- выпускают продукцию фронту и населению. О А ГОДЫ ВОЙНЫ чиатур- окне горняки (Грузия. В Чиа- турах наіходится треть мировых за пасов марганца) отираашш оборот ным заводам страны сотни тысяч теши 'высококаічестаенмого марган ца. Грузинские колхозники за годы Отечественной войны расширили на 80 тысяч гектаров зерновой клин и подтаяли урожайность в среднем наі полтора центнера с гек- і тара. Год от года, растет а Груши производство чан. Площадь под чаем увеличилась по отношению к 1913 году во сто раз, площадь под цитрусовыми — ів 500 раз. В 1943 году грузинские чаеводы собрали зеленого чайного листа на 10 ты сяч тонн больше, чем э 1942 году. 22 августа текущего года колхоз ница Кобулетского колхоза Сту- руа Хаджер -Какабадзе собрала 4,'в28 кг. зеленого чайного листа, выполнив норму на 27.542 процента и заработала за день 7.434 рубля. Весь с:вой дневной заработок она отдала в фонд обороны страны. П Е РЕ Д ВОЙНОЙ Азербайд- * * жан стал второй хлопковой ба зой Советского Союза. Нередки случаи, когда отдельные колхоз ницы собирают по 10—11 тонн хлопка, что вдвое превышает то количество, которое до войны да вало право на участие во Всесоюз ной сельскохозяйственной выстав ке. По-фронтовому работают б а. кинские нефтяники, непрерыв но увеличивая добычу горю чего фронту. Вслед за бакинской нефтью и различным вооружением для Красной Армии и Военно-Мор ского Флота из Азербайджана идут хлопок, рис, чай, табак, шелік, ви ноград. Трудящиеся Азербайджана внесли на создание танковой ко лонны 175 миллионов рублей и на постройку бронепоезда свыше по лутора миллионов рублей. Д О ВОЙНЫ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС предприятий тяжелой лромы- тленности в Узбекистане состав лял только 14 процентов. В 1943 году он достиг 50 процентов. Тру дящиеся республики активно уча ствуют в -стромтельетзе металлур гического завода. Одна мартеяов- екаія печь уже дает продукцию. Впервые а своей истории Узбеки стан производит металл. За послед ние три года здесь построено че тыре новых гидроэлектростанции (три из них пущены в 1943 году). Сейчас, строится третья по мощ ности в Советском Союзе электро станция. Более 500 миллионов руб лей внесли трудящиеся Узбекиста на на строительство танковой ко лонны. Они отправили свыше 500 вагонов подарков -воинам Красной Армии « Военно-Морского Флота. В АРМЕНИИ ВЫПУСК про мышленной продукции по сравнению с 1913 годом увеличил ся в 234 раза. Промышленность республики за годы войны освоила 270 ,новых видов продукции, боль шая часть которой производится на базе местного сырья. По с-раине- нию с 1940 годом посевная пло щадь расширилась на 30 тысяч га. Неуклонно развивалось животно водство. Трудящиеся республи ки за время войны послали на фронт более миллиона штук теплой одежды, свыше двух ты- тысяч индивидуальных посылок я более 60 вагонов разного продо вольствия. Колхозники Армении собрали 49.300.000 рублей на по стройку танковой копоины «Кол хозник Армении». Ю АЖНЕЙШИіЕ ДЛЯ ОБОРО- НЫ предприятия нефтяной и химической промышленности Турк менистана досрочна выполняют планы. Трест «Туркменозокерит» а 1943 году выполнит! план по добы ■ че озокерита на 110 процентов и по добыче нефти на 131 процент, Колхозники и колхозницы Туркме нии засеяли для помощи освобож денным районам 1.200 .гектаров зерновых, добровольно сдано для этой цели 15 тысяч толов скот»; Сумма добровольных взносов тру дящихся Туркмении в фонд оборо ны составляет около 170 миллио нов рублей. f ' ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭН ЕР. ГИЕЙ и энтузиазмом трудят ся народы Прибалтики — Литвы, Латвии, Эстонии — недавно вновь вернувшиеся в дружную семью 'на шей Родины. В Таллине уже рабо тает более 30 предприятий, в Вяль, нтосе и Каунасе сотня- фабрик и за водов'дают для франта и страны самую разнообразную продукцию. * * » Всюду —- от -Баѵітики до Тихого океана, от финских хладных скал до пламенной Колхиды — -в одном строю, под непобедимым знаменем Сталинской ’Конституции героиче ский советский народ кует победу над врагом, прославляя своими по двигами наше свободное О течест во -*-> надежный оплот дружбы и счастья наіродо». Эту #»лш ую дружбу вовек и« поколебать в р а г у. Она окрепла к закалилась « огне Отечественной войны, 1 П, АЛЕКСЕЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz