Североморский лётчик. 1944, декабрь.

СМЕРТЬ Н&МЕЦКИМ ОККУПАНТАМ’ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ СБВЕ-РШШ ФЛОТА ИСКАТЬ И УНИЧТОЖАТЬ ВРАГА! ГНАТЬ ЕГО С МОРЯ. ТОПИТЬ НЕМЦЕВ БЕСПО­ ЩАДНО—ВОТ ДЕВИЗ СЕВЕРО­ МОРСКИХ ЛЕТЧИКОВ! № 299 (369) 19 декабря 1944 года, вторник № 288 (389) ТОПИТЬ НЕМЕЦКИЕ КОРАБЛИ, КАК ТОПИТ КХ МАШ! В день учреждения оборону Советского «Правда» в своей передовой статье писала: «Враг еще не добит. Вра­ жеские подводные лодки еще по­ являются в водах Ледовитого океана. Борьба с ними должна быть беспощадной и беспрерывной. Со­ ветские заполярники изгнали вра­ га с суши, вышвырнули его из баз Северной Норвегии. Надо навсегда и бесповоротно изгнать его с моря». Таковы задачи, стоящие теперь перед Северным флотом и нашими Воздушными Силами.—Искать и уничтожать врага, беспощадно то­ пить его подводные лодки и тран­ спорты, изгнать немцев с Баренцева моря—таков сегодняшний боевой лозунг североморцев. Корабли и подводные лодки на­ шего флота ведут с врагом само­ отверженную борьбу. В декабре их усилия увенчались новыми успеха­ ми. Несколько дней тому назад личный состав миноносца капита­ на 3-го ранга Рябченко обнаружил в море вражескую подводную лод­ ку, шедшую в надводном положе­ нии. Моряки проявили высокое ма- j стерство и мужество. Миноносец | таранил фашистского хищника, а 1 затем глубинными бомбами добил j его под водой. Сейчас, когда коммуникации и j базы врага находятся на большом удалении от аэродромов базирова­ ния нашей авиации, боевые дей- ] ствия летчиков сопряжены со эна- медали « З а ; дев, Литвинов и другие очень Заполярья», эффективно действовали на ком­ муникациях врага. Открыв 24 но­ ября сезон свободной «охоты», гвардейцы за месяц потопили около десяти немецких судов. Тогда они действовали в таких же условиях, зачастую их полеты были также полетами на полный радиус. Так, например, Герои Советского Союза тт. Зайцев и Пирогов проби­ вались в самые дальние базы про­ тивника, летая по 5 и больше ча­ сов. Старший лейтенант Маслов в подготовке к своим вылетам на свободную «охоту» умело исполь­ зовал богатый опыт тов. Пирогова. Летчик рассказывает: — В своей атаке 30 ноября я использовал опыт Героя Советско­ го Союза Пирогова. Заход на не­ приятельский корабль был по­ строен так, как это делал Пиро­ гов—с темной стороны. Долго готовился к своим труд­ ным полетам и штурман эки­ пажа лейтенант Жасан. Он спе­ циально встречался с опытным штурманом Героем Советского Союза Галкиным и в частых бесе­ дах перенимал от него богатый опыт торпедных атак в сумерках. Тщательная подготовка к поле­ ту, изучение опыта лучших севе­ роморских летчиков, умение во­ дить самолет в трудных метеороло­ гических условиях принесли успех экипажу старшего лейтенанта Ма­ слова. Но здесь надо отметить и чительными трудностями. Однако і такие качества, без которых немы- ' слима была бы победа,—НЕПРЕ­ КЛОННАЯ ВОЛЯ, ЖЕЛЕЗНАЯ НАСТОЙЧИВОСТЬ И УПОР­ СТВО, УМЕНИЕ ПРЕОДОЛЕТЬ ЛЮБЫЕ ТРУДНОСТИ НА ПУ­ ТИ К ПОБЕДЕ. Некоторые летчики не были до конца уверены в успехе, говорили, что «теперь нам не достать немца». «Достанем, обязательно доста­ нем!» -г- убеждал своих друзей Маслов. Мужественный летчик преодолевал все трудности, обхо­ дил и пробивал сплошные облака, возвращался обратно, а потом опять находил новый путь к цели и всегда пробивался к ней. В этом упорстве одна из причин побед Бориса Маслова. На нашем театре наступила но­ вая, более трудная фаза борьбы с немцем. Пока немцы еще сидят в дальних норвежских фиордах, по­ ка их подводные лодки и корабли рыскают в море, пока враг ие до­ бит—нам не может быть покоя. Искать и уничтожать врага. Гнать его с моря. Топить кемцеуа беспощадно — вот девиз северо­ морских летчиков! наши торпедоносцы не прекращают и в дальних фиордах искать и уничтожать немецкие корабли. В трудных условиях полярной ночи экипаж торпедоносца старшего лейтенанта Бориса Маслова одер­ жал две победы: 30 ноября он в многочасовом крейсерском полете потопил немецкий транспорт водо­ измещением в 5.000 тонн, а 16 де­ кабря от торпеды Маслова в даль­ нем норвежском фиорде пошел на дно другой транспорт противника, водоизмещением в 3.000 тонн. Победы торпедоносца Маслова показывают, что в нынешних слож­ ных условиях можно успешно добить неприятельские суда. Для этого нужно УМЕНИЕ ЛЕТАТЬ НА ДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ, БЫСТРО ОБНАРУЖИВАТЬ ВРАГА В СУМЕРКАХ И НОЧЬЮ, РЕШИТЕЛЬНО АТА­ КОВАТЬ ЕГО И ТОЧНЫМ УДА­ РОМ ТОПИТЬ НАВЕРНЯКА. С этой точки зрения весьма ха­ рактерны полеты экипажа Масло­ ва. Известно, что в прошлом году в это время (ноябрь и декабрь) летчики-гвардейцы Пирогов, Зай- ---- 0----- ■НАКАНУНЕ 65-ЛЕТИЯ ТОВАРИЩА СТАЛИНА Беседы и доклады в частях 20 я 21 декабря в частях Н-ского соединения для офи­ церского состава будет сде­ лан доклад на тему: «Т-оваршц Сталин великий стратег и полко­ водец вооруженных сил социали­ стического государства, творец нового военного искусства». В зѵи же дни проводятся политзаня­ тия, посвященные изучению жизни ю деятельности товарища Сталина. іНа-ідияіх в соединении состоял­ ся семинар агитаторов на тему: «Товарищ Сталин—великий полко- іводец и организатор разгрома не­ мецко-фашистских захватчиков». Капитан С, ШУШУРИН, (Вчера в нашем политотделе про­ ходил однодневный сбор агитато­ ров, которые прослушали докла­ ды; «Сталин—великий стратег и полководец», «Ленин и Сталин об основных принципах внешней по­ литики советского государства», «Международный обзор». Во вто­ рой половине дня подполковник т. Ефремов сделал обстоятельный доклад о задачах агитаторов в борьбе за безаварийность и дис­ циплину. Сегодня в политотделе соберут­ ся групповоды политзанятий. Они прослушают доклады: «Стали» — великий стратег и полководец», «Сталин о национальной -полити­ ке». Капитан % Б#ЛЬЖ. ОЧИСТИТЬ БДРЕНЦОВО МОРЕ ОТ ВРАЖЕСКИХ КОРАБЛЕЙ! Позавчера Советское Информбюро сообщило: «Авиацией Северного флота в Баренцовом море потоплен немецкий ^транспорт водоизмещением в 3 тысячи тонн». Ниже мы публикуем рассказ старшего лейте­ нанта Маслова о подробностях потопления фа­ шистского транспорта. Т о р п е д н а я а т а к а в д а л ь н е м ф и о р д е ( УТРА 16 декабря мой экипаж в готовности ожидал очеред­ ного вылета на коммуникации нем. цен Лишь после полудня, мы по­ лучили задаічу на уничтожение транспорта противника, шедшего, как сообщила воздушная разведка, в районе мыса Нордкап под при­ крытием сторожевого корабля. Всем экипажем стали быстро прорабатьшаіть задание. Моему штурману „лейтенанту Беляков;,- в составления маршрута оказал ■по­ мощь полковник Ермолаев. Точно уяснив себе задачу и метеообста­ новку на маршруте1, мы вылетели п рям ы м курсом в район Нордкапа. По пуги к цели, в юго-восточной части полуострова Варангер, вста­ ла стена тумана. Решили обойти ее немного мористее, придерживаясь заданного маршрута. В расчетное место цели пришли уже в сумерки. Это усложняло поиск транспорта. Но несмотря на трудности, весь экипаж тщательно просматривал водный район вра­ жеских коммуникаций. Высота по­ лета колебалась от бреющего до 300 метров. Сколько не искали—найти цель не могли. — Что будем делать, товарищ командир? Темновато стало, — ус. лышая я по СЛУ голос штурмана. Пролетали мы несколько часов, израсходовали горючее и мне без результата возвращаться на аэро­ дром не хотелось. Я решил про­ должать поиск транспорта в райо­ не порта, куда, кая мы предпола­ гали, шел указанный корабль. Около двух часов летали на бреющем, просматшЖая каждый мелкий фиорд. Сумерки сгущались все больше и больше. Берега сли­ лись в общий темный фон. Мы отошли на северную, темную часть горизонта, чтобы быть незамечен­ ным и лучше просматривать ком- муниікацнн. Поиск опять не привел Старшин лейтенант Б. Маслов. Фото Ю. Бузько. к услеху. Я развернул машину по направлению к порту X. Это было в начале восемнадцатого часа. Сквозь темноту, на внешнее рей­ де одновременно со штурманом я увидел световые сигналы «морзе». Разворачиваю машину в сторону сигналов, снижаюсь до 150 метров. Все зо'рко смотрим вниз. Под пло­ скостями машины а темноте про­ скочат силуэт корабля. Он шел: за кормой виднелись буруны. — Какой корабль?—спросил я у штурмана — Транспорт. Видел две боль­ ших мачты, — ответил лейтенант Беляков. Все было ясно. Цель обнару­ жена. — Заходим в атаку, одеть кас­ ки—подаю команду экипажу. Пока я разворачиваюсь, штур­ ман Беляков делает расчеты. При­ жимаю машину ближе к воде. Почти незамеченными! делаем раз­ ворот, затем в 2— 1,5 километрах от транспорта выскакиваем на рейд. Штурман наводит машину на центр борта транспорта под курсо- вы.и углом а 85 градусов. По его команде я вывожу торпедоносец на дистанцию в 800 метров. С это го выгодного положения штурман бросает торпеду... Кладу машину в левьгй разворот. Через 45—50 с е ­ кунд темноту озарила вспышка. Еще разче накренил машину в л е­ вую сторону н весь экипаж уви­ дел сильный взрыв. Столб огня и искр озарил торпедированный тран­ спорт. Сразу же подал радиограмму на аэродром*: «Торпедировал тран­ спорт. Наблюдаю». Над тонущим кораблем сделали еще три захода. Только сейчас опомнились немцы, обстреливая нас из пулеметов с берега и с мел­ ких лайб. Задание командования выполне­ но. Транспорт немцев водоизмеще­ нием а 3.000 тонн горел и с резким креном на правый борт погружал­ ся и воду. От цели мы уходили в полной темноте... -В вьшолнени задания отли­ чился весь экипаж. На славу пора­ ботал штурман Беляков и стрелки Олейник и Ожогин. Эта торпедная атака показала, что несмотря на удаление баз я коммуникаций противника от на­ ших аэродромов, невзирая на ко­ роткий заполярный день—можно с успехом искать, обнаруживать и топить немцев. Старший лейтенант Б. МАСЛОВ От Советского Информбюро Оперативная сводка за 17 декабря В течение 17 декабря на территории Венгрии северо-восточнее и северо-западнее города МИШ- КОЛЦ наши войска, продолжая наступление, овладели городом и железнодорожной станцией ПУТНОК, а также с боями заняли более 40 дру­ гих населенных пунктов, ів том числе ВАМОШ- УИФАЛУ, ТОЛЬЧВА, ЕРДЕ-ГОРРВАТИ, ЕРДЕ- БЕНИС, БОДОКЕ-ВАРАЛЬЯ, ВИЖОЛИ, АЛ- ШО-НОВАЙ, ПЕРКУПА, РАГАЛЬ, КЕЛЕМЕР, ШАЙО-НЕМЕТЬ, СУСА, ШАТА, ВИШНИО н же­ лезнодорожные станции ЛИССКА-ТОЛЬЧВА, БОДОКЕ-ВАРАЛЬЯ, КОРЛАТ-ВИЖОЛИ, ПАК- САЛЛАШ. Северо-восточнее БУДАПЕШТА паши войска овладели городом н железнодорожной станцией ПАСТО, а также с боями заняли населенные пункты МАТРАСЕЛЛЕШ, КИШ-БАРКАНЬ, ФОТ, МАДЬОРОД. В боях за 16 декабря севернее и северо-во­ сточнее города МИШКОЛЦ наши войска взяли в плен 1.150 немецких и венгерских солдат и офицеров. На других участках фронта существенных из­ менений не произошло. За 16 декабря наши войска подбили и уничто­ жили 14 немецких танков. Оперативная сводка за 18 декабря В течение 18 декабря ка территории ВЕНГ­ РИИ северо-восточнее города МИШКОЛЦ наши войска, в результате наступления, очистили от противника горно-лесі/стый район к западу от го­ рода ШАТОРАЛЬЯ-УИіХЕЛЬ н вышли на реку ГЕРНАД, заняв при этом населенные пункты АЛ- ШО-КЕКЕД, АБАУЙВАР, ТЕЛКИСАНИА, ГЕНЦ, ШУЙТА, СУРДОК и железнодорожные станции ГЕНЦ, ГИДАШНЕМЕТИ. Одновременно севернее и северо-западнее города МИШКОЛЦ, наши войска с боями заняли более 30 населенных пунктов, в том числе КАНИ, АНТАЛ МАЙОР, ХИДВЕГАРДО, БОДВАШИЛЯС, СИН, ЭГЕР- СЕГ, СУГАФЕ, МАЛЕ, БАНРЕВЕ и железнодо­ рожные станции БОДВАШИЛЯС, БАНРЕВЕ. На­ ши войска вышли с юга к границе Венгрии с Чехо­ словакией на фронте протяжением НО километров н, перейдя границу, заняли на территории Чехо­ словакии населенные пуиктьГБУЗИТА РЕШТЕ, ЯНОК, ТУРНЯНСКА, ВЕС, БОДВДВЕС. ХОРВА­ ТЫ, КЕСОВЦЕ, КЕРЕНЕЦ, АБОВЦЕ и желеі- нодорожную станцию КАМЕН-Мі. В боях за 17 декабря в районах северо-постом нее города МИШКОЛЦ наши войска в:»яди » плен 1.850 немецких и венгерских солдат и офицеров На других участках фрлнта существенных менений не произошло, (Окончание с*», на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz