Североморский лётчик. 1944, декабрь.
СМЕРТЬ Н&МЕЦКИМ ОККУПАНТАМ’ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ СБВЕ-РШШ ФЛОТА ИСКАТЬ И УНИЧТОЖАТЬ ВРАГА! ГНАТЬ ЕГО С МОРЯ. ТОПИТЬ НЕМЦЕВ БЕСПО ЩАДНО—ВОТ ДЕВИЗ СЕВЕРО МОРСКИХ ЛЕТЧИКОВ! № 299 (369) 19 декабря 1944 года, вторник № 288 (389) ТОПИТЬ НЕМЕЦКИЕ КОРАБЛИ, КАК ТОПИТ КХ МАШ! В день учреждения оборону Советского «Правда» в своей передовой статье писала: «Враг еще не добит. Вра жеские подводные лодки еще по являются в водах Ледовитого океана. Борьба с ними должна быть беспощадной и беспрерывной. Со ветские заполярники изгнали вра га с суши, вышвырнули его из баз Северной Норвегии. Надо навсегда и бесповоротно изгнать его с моря». Таковы задачи, стоящие теперь перед Северным флотом и нашими Воздушными Силами.—Искать и уничтожать врага, беспощадно то пить его подводные лодки и тран спорты, изгнать немцев с Баренцева моря—таков сегодняшний боевой лозунг североморцев. Корабли и подводные лодки на шего флота ведут с врагом само отверженную борьбу. В декабре их усилия увенчались новыми успеха ми. Несколько дней тому назад личный состав миноносца капита на 3-го ранга Рябченко обнаружил в море вражескую подводную лод ку, шедшую в надводном положе нии. Моряки проявили высокое ма- j стерство и мужество. Миноносец | таранил фашистского хищника, а 1 затем глубинными бомбами добил j его под водой. Сейчас, когда коммуникации и j базы врага находятся на большом удалении от аэродромов базирова ния нашей авиации, боевые дей- ] ствия летчиков сопряжены со эна- медали « З а ; дев, Литвинов и другие очень Заполярья», эффективно действовали на ком муникациях врага. Открыв 24 но ября сезон свободной «охоты», гвардейцы за месяц потопили около десяти немецких судов. Тогда они действовали в таких же условиях, зачастую их полеты были также полетами на полный радиус. Так, например, Герои Советского Союза тт. Зайцев и Пирогов проби вались в самые дальние базы про тивника, летая по 5 и больше ча сов. Старший лейтенант Маслов в подготовке к своим вылетам на свободную «охоту» умело исполь зовал богатый опыт тов. Пирогова. Летчик рассказывает: — В своей атаке 30 ноября я использовал опыт Героя Советско го Союза Пирогова. Заход на не приятельский корабль был по строен так, как это делал Пиро гов—с темной стороны. Долго готовился к своим труд ным полетам и штурман эки пажа лейтенант Жасан. Он спе циально встречался с опытным штурманом Героем Советского Союза Галкиным и в частых бесе дах перенимал от него богатый опыт торпедных атак в сумерках. Тщательная подготовка к поле ту, изучение опыта лучших севе роморских летчиков, умение во дить самолет в трудных метеороло гических условиях принесли успех экипажу старшего лейтенанта Ма слова. Но здесь надо отметить и чительными трудностями. Однако і такие качества, без которых немы- ' слима была бы победа,—НЕПРЕ КЛОННАЯ ВОЛЯ, ЖЕЛЕЗНАЯ НАСТОЙЧИВОСТЬ И УПОР СТВО, УМЕНИЕ ПРЕОДОЛЕТЬ ЛЮБЫЕ ТРУДНОСТИ НА ПУ ТИ К ПОБЕДЕ. Некоторые летчики не были до конца уверены в успехе, говорили, что «теперь нам не достать немца». «Достанем, обязательно доста нем!» -г- убеждал своих друзей Маслов. Мужественный летчик преодолевал все трудности, обхо дил и пробивал сплошные облака, возвращался обратно, а потом опять находил новый путь к цели и всегда пробивался к ней. В этом упорстве одна из причин побед Бориса Маслова. На нашем театре наступила но вая, более трудная фаза борьбы с немцем. Пока немцы еще сидят в дальних норвежских фиордах, по ка их подводные лодки и корабли рыскают в море, пока враг ие до бит—нам не может быть покоя. Искать и уничтожать врага. Гнать его с моря. Топить кемцеуа беспощадно — вот девиз северо морских летчиков! наши торпедоносцы не прекращают и в дальних фиордах искать и уничтожать немецкие корабли. В трудных условиях полярной ночи экипаж торпедоносца старшего лейтенанта Бориса Маслова одер жал две победы: 30 ноября он в многочасовом крейсерском полете потопил немецкий транспорт водо измещением в 5.000 тонн, а 16 де кабря от торпеды Маслова в даль нем норвежском фиорде пошел на дно другой транспорт противника, водоизмещением в 3.000 тонн. Победы торпедоносца Маслова показывают, что в нынешних слож ных условиях можно успешно добить неприятельские суда. Для этого нужно УМЕНИЕ ЛЕТАТЬ НА ДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ, БЫСТРО ОБНАРУЖИВАТЬ ВРАГА В СУМЕРКАХ И НОЧЬЮ, РЕШИТЕЛЬНО АТА КОВАТЬ ЕГО И ТОЧНЫМ УДА РОМ ТОПИТЬ НАВЕРНЯКА. С этой точки зрения весьма ха рактерны полеты экипажа Масло ва. Известно, что в прошлом году в это время (ноябрь и декабрь) летчики-гвардейцы Пирогов, Зай- ---- 0----- ■НАКАНУНЕ 65-ЛЕТИЯ ТОВАРИЩА СТАЛИНА Беседы и доклады в частях 20 я 21 декабря в частях Н-ского соединения для офи церского состава будет сде лан доклад на тему: «Т-оваршц Сталин великий стратег и полко водец вооруженных сил социали стического государства, творец нового военного искусства». В зѵи же дни проводятся политзаня тия, посвященные изучению жизни ю деятельности товарища Сталина. іНа-ідияіх в соединении состоял ся семинар агитаторов на тему: «Товарищ Сталин—великий полко- іводец и организатор разгрома не мецко-фашистских захватчиков». Капитан С, ШУШУРИН, (Вчера в нашем политотделе про ходил однодневный сбор агитато ров, которые прослушали докла ды; «Сталин—великий стратег и полководец», «Ленин и Сталин об основных принципах внешней по литики советского государства», «Международный обзор». Во вто рой половине дня подполковник т. Ефремов сделал обстоятельный доклад о задачах агитаторов в борьбе за безаварийность и дис циплину. Сегодня в политотделе соберут ся групповоды политзанятий. Они прослушают доклады: «Стали» — великий стратег и полководец», «Сталин о национальной -полити ке». Капитан % Б#ЛЬЖ. ОЧИСТИТЬ БДРЕНЦОВО МОРЕ ОТ ВРАЖЕСКИХ КОРАБЛЕЙ! Позавчера Советское Информбюро сообщило: «Авиацией Северного флота в Баренцовом море потоплен немецкий ^транспорт водоизмещением в 3 тысячи тонн». Ниже мы публикуем рассказ старшего лейте нанта Маслова о подробностях потопления фа шистского транспорта. Т о р п е д н а я а т а к а в д а л ь н е м ф и о р д е ( УТРА 16 декабря мой экипаж в готовности ожидал очеред ного вылета на коммуникации нем. цен Лишь после полудня, мы по лучили задаічу на уничтожение транспорта противника, шедшего, как сообщила воздушная разведка, в районе мыса Нордкап под при крытием сторожевого корабля. Всем экипажем стали быстро прорабатьшаіть задание. Моему штурману „лейтенанту Беляков;,- в составления маршрута оказал ■по мощь полковник Ермолаев. Точно уяснив себе задачу и метеообста новку на маршруте1, мы вылетели п рям ы м курсом в район Нордкапа. По пуги к цели, в юго-восточной части полуострова Варангер, вста ла стена тумана. Решили обойти ее немного мористее, придерживаясь заданного маршрута. В расчетное место цели пришли уже в сумерки. Это усложняло поиск транспорта. Но несмотря на трудности, весь экипаж тщательно просматривал водный район вра жеских коммуникаций. Высота по лета колебалась от бреющего до 300 метров. Сколько не искали—найти цель не могли. — Что будем делать, товарищ командир? Темновато стало, — ус. лышая я по СЛУ голос штурмана. Пролетали мы несколько часов, израсходовали горючее и мне без результата возвращаться на аэро дром не хотелось. Я решил про должать поиск транспорта в райо не порта, куда, кая мы предпола гали, шел указанный корабль. Около двух часов летали на бреющем, просматшЖая каждый мелкий фиорд. Сумерки сгущались все больше и больше. Берега сли лись в общий темный фон. Мы отошли на северную, темную часть горизонта, чтобы быть незамечен ным и лучше просматривать ком- муниікацнн. Поиск опять не привел Старшин лейтенант Б. Маслов. Фото Ю. Бузько. к услеху. Я развернул машину по направлению к порту X. Это было в начале восемнадцатого часа. Сквозь темноту, на внешнее рей де одновременно со штурманом я увидел световые сигналы «морзе». Разворачиваю машину в сторону сигналов, снижаюсь до 150 метров. Все зо'рко смотрим вниз. Под пло скостями машины а темноте про скочат силуэт корабля. Он шел: за кормой виднелись буруны. — Какой корабль?—спросил я у штурмана — Транспорт. Видел две боль ших мачты, — ответил лейтенант Беляков. Все было ясно. Цель обнару жена. — Заходим в атаку, одеть кас ки—подаю команду экипажу. Пока я разворачиваюсь, штур ман Беляков делает расчеты. При жимаю машину ближе к воде. Почти незамеченными! делаем раз ворот, затем в 2— 1,5 километрах от транспорта выскакиваем на рейд. Штурман наводит машину на центр борта транспорта под курсо- вы.и углом а 85 градусов. По его команде я вывожу торпедоносец на дистанцию в 800 метров. С это го выгодного положения штурман бросает торпеду... Кладу машину в левьгй разворот. Через 45—50 с е кунд темноту озарила вспышка. Еще разче накренил машину в л е вую сторону н весь экипаж уви дел сильный взрыв. Столб огня и искр озарил торпедированный тран спорт. Сразу же подал радиограмму на аэродром*: «Торпедировал тран спорт. Наблюдаю». Над тонущим кораблем сделали еще три захода. Только сейчас опомнились немцы, обстреливая нас из пулеметов с берега и с мел ких лайб. Задание командования выполне но. Транспорт немцев водоизмеще нием а 3.000 тонн горел и с резким креном на правый борт погружал ся и воду. От цели мы уходили в полной темноте... -В вьшолнени задания отли чился весь экипаж. На славу пора ботал штурман Беляков и стрелки Олейник и Ожогин. Эта торпедная атака показала, что несмотря на удаление баз я коммуникаций противника от на ших аэродромов, невзирая на ко роткий заполярный день—можно с успехом искать, обнаруживать и топить немцев. Старший лейтенант Б. МАСЛОВ От Советского Информбюро Оперативная сводка за 17 декабря В течение 17 декабря на территории Венгрии северо-восточнее и северо-западнее города МИШ- КОЛЦ наши войска, продолжая наступление, овладели городом и железнодорожной станцией ПУТНОК, а также с боями заняли более 40 дру гих населенных пунктов, ів том числе ВАМОШ- УИФАЛУ, ТОЛЬЧВА, ЕРДЕ-ГОРРВАТИ, ЕРДЕ- БЕНИС, БОДОКЕ-ВАРАЛЬЯ, ВИЖОЛИ, АЛ- ШО-НОВАЙ, ПЕРКУПА, РАГАЛЬ, КЕЛЕМЕР, ШАЙО-НЕМЕТЬ, СУСА, ШАТА, ВИШНИО н же лезнодорожные станции ЛИССКА-ТОЛЬЧВА, БОДОКЕ-ВАРАЛЬЯ, КОРЛАТ-ВИЖОЛИ, ПАК- САЛЛАШ. Северо-восточнее БУДАПЕШТА паши войска овладели городом н железнодорожной станцией ПАСТО, а также с боями заняли населенные пункты МАТРАСЕЛЛЕШ, КИШ-БАРКАНЬ, ФОТ, МАДЬОРОД. В боях за 16 декабря севернее и северо-во сточнее города МИШКОЛЦ наши войска взяли в плен 1.150 немецких и венгерских солдат и офицеров. На других участках фронта существенных из менений не произошло. За 16 декабря наши войска подбили и уничто жили 14 немецких танков. Оперативная сводка за 18 декабря В течение 18 декабря ка территории ВЕНГ РИИ северо-восточнее города МИШКОЛЦ наши войска, в результате наступления, очистили от противника горно-лесі/стый район к западу от го рода ШАТОРАЛЬЯ-УИіХЕЛЬ н вышли на реку ГЕРНАД, заняв при этом населенные пункты АЛ- ШО-КЕКЕД, АБАУЙВАР, ТЕЛКИСАНИА, ГЕНЦ, ШУЙТА, СУРДОК и железнодорожные станции ГЕНЦ, ГИДАШНЕМЕТИ. Одновременно севернее и северо-западнее города МИШКОЛЦ, наши войска с боями заняли более 30 населенных пунктов, в том числе КАНИ, АНТАЛ МАЙОР, ХИДВЕГАРДО, БОДВАШИЛЯС, СИН, ЭГЕР- СЕГ, СУГАФЕ, МАЛЕ, БАНРЕВЕ и железнодо рожные станции БОДВАШИЛЯС, БАНРЕВЕ. На ши войска вышли с юга к границе Венгрии с Чехо словакией на фронте протяжением НО километров н, перейдя границу, заняли на территории Чехо словакии населенные пуиктьГБУЗИТА РЕШТЕ, ЯНОК, ТУРНЯНСКА, ВЕС, БОДВДВЕС. ХОРВА ТЫ, КЕСОВЦЕ, КЕРЕНЕЦ, АБОВЦЕ и желеі- нодорожную станцию КАМЕН-Мі. В боях за 17 декабря в районах северо-постом нее города МИШКОЛЦ наши войска в:»яди » плен 1.850 немецких и венгерских солдат и офицеров На других участках фрлнта существенных менений не произошло, (Окончание с*», на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz