Североморский лётчик. 1944, декабрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 16 декабря 1944 г., № 297 (357). боях Североморские л е т чи ки в за Советское Заполярье Щ5ЕЕЭ Летчики — герои боев за Советское Заполярье (слева направо):дважды -Тарой ^Советского Союза Б» Сафонов, Герои Советского Союза П. Сгибнев, С. Лапшенков, В. Покровский, В. Адонким. ствовать .маша торпедоносная авиа.- циія. 29 июля 1942 года, впервые за время Отечественной войны в во дах Баренцов-а моря разорвалась торпеда, выпущенная с самолета и потопившая транспорт в 15 тысяч тонн водоизмещением. Летчиком, совершившим’' этот удаір, был ка; питан Иван Г-арбуз. В паре с Гар- бузом, явившимся, таким образом, пионером торпедоносной авиации наі Севере, шел летчик Громов. Это было д л я нашей авиации началом широкого наступления на врата на море. Через 11 дней, 9 августа, капи тан Гарбуз повторил свой дерзкий удар и вместе с летчиком Ткаче вым потопил еще один транспорт, водоизмещением д о 7 тысяч тонн. Своими действиями капитан Гарбуз окончательно разбил всякие с у ж дения насчет малой эффективности и невозможности использования торпедоносной авиации против к а раванов противника в Баренідовом море. Решительно поддержал к а питана Гарбуз летчик капитан П о пович: 23 августа 1942 г. он, не- емотря’яа яростное сопроти вление врага, 'торпедировал и потопил не- мецкий транспорт водоизмещением в 5—6 тысяч тонн. 7 ноября 1942 года товарищ Сталин оказал, что будет и на на шей улице праздник. И он, этот праздник, как известно, вскоре пришел: 19 ноября 1942 года н а чался разгром немецких войск под Сталинградом. В ответ на эту побе ду наши летчики усилили удары по врагу на Севере. Торпедоносцы известного североморского летчи ка капитана Стоянова, пикировщи ки Лапшенкова., Щербинина, Коб заря, (Вербицкого и Недригайло, морские разведчики Кравцова н а носили удары по кораблем и пор там противника. Успешно действо вали в тот период и летчики т. Жатькова. Выполняя специаль ные задания по прикрытию карава нов союзников с воздуха, они с у мели так организовать их обороту, что не давали врагу прорваться к цели. Были дни, когда летчики Жатькова выслеживали по 20 с лишним «10-88», приходящих на- караван в одиночку и тщательно прятавшихся в облаках, и или не допускали ах до цели, заставляя сбрасывать бомбы в воду, или сби вали. Особенно в этих боях отли чились летчики ныне Герой Со ветского Союза Виктор Стрельцов, а такж е тт.Торкушеико, Кирвяков и Колон тай. ‘Воздушные силы нашего флота в новый, 1943 год, вступили, завое вав полное /господство в небе. Они перенесли’свои главные удары на море — по кораблям и портам вра га. 'Не «Юнкерсы», «Хейикели» и «іМе-ссершммтты» летели теперь на восток', чтобы топить наши корабли и-предавать огню наши заполярные города и военно-морские базы: в воздухе ежедневно раздавался гул ; моторов наших торпедоносцев; бом бардировщиков и истребителей, шедших на запад. Североморская авиация настуш- К. ЗАРОДОВ. Илия Эренбурі в своей статье, «Мурманск» u 1942 году писал: «Немецкий генерал Ди і і заявил десять лет тому назад: '(Побе дить противника, как и девушку, можно только молниеносно»... По на войне генералу пришлось отка заться от молний: ©го горные стрел- ки топчутся на месте...». Такое положение на Мурманском участке фронта было весь 1942 год: на перешейке между- матери ком и полуостровом Средний мор ская пехота держала линию фрон та у пограничного столба; у устья реки Западная Лица линия фронта проходила по груш е высот, от стоявших от государственной гра ницы в глубь нашей территории всего на несколько километров. Враг, не имея больше сил для наступления, вгрызся в скалы и решил отсидеться до весны. Но как и последние месяцы 1941, первые месяцы 1942 -года уже не были спокойными для фашистов. Вместе с воинами Красной Армии, вместе с двумя морскими бригадами и от рядами североморцев, возглавляе мыми капитанами Сысоевым и ІІру- сенко, североморские летчики свои ми активными действиями не да-ва ли покоя врагу. Особенно много летали паши летчики ночью. Бом- бардировщиіки-раізведчикн тт. Крав цов, Хрыиов, Селиванов, бомбар дировщики первой на Севере гвар дейской части тт. Зуев, Бузаев, Евстафьев., Хорев и другие в слож неішшх уеловияіх Севера, когда приходилось, поднявшись со свое го аэродром» при абсолютной ви димости, через полчаса попадать в сплошной туман, показывали при мер исключительного умения и му жества-. Суровость природы Сеиераі, а главное постоянная наша актив ность, вызывали у заполярных еге рей уныние. В песне, найденной у одного убитого австрийца и распе ваемой фрицами, говорилось: «На Западной Лице Мурманские ветры шумят. Д рожит на пасту Гор но-егерский бледи ый солдат. Бормочут солдаты, Худые, больные цьшгой: «Когда мы івернемсяі? К огд а -мы вернемся домой-?». Но Гитлер и не думал оставлять Север. В платах «решительного» летнего наступления он немалое значение отводил новым боям за Мурманск. И это не случайно: Мурманск являлся окном в мир, воротами Советского Заполярья. Наряду с переброской на Север с у хопутных войск, немцы за зиму по. полнили и привели в порядок по грел аш ую в боях авиацию. Вместе с зеленой гитлеровской молодежью на Север в качестве пополнения были посланы асы из-под Берлина, ш -пбд Парижа и других городов Германии и оккупированных ею стран, а также инструкторы лет ных школ. Весной Гитлер намере вался дать реванш нашим летчиц кам, рассчитывал завоевать гос подства в воздухе. Но опять не в-ыш-ло! Не помогли Гитлеру асы и многочисленные эскадрильи «Мес. сершмиттов: весеннее наступление в воздухе начали наши летчики! 1942 года две североморских В начале міа-рта больших группы и1-1гребите ле-й, возглавляемых тт. А.ишуроішч if Амосовым, соверши, -иг налет H.s основной фашистский аэродром Луостари. Шесть не мецких самолетов было сожжено па земле. Іі воздушном- бою над неприятельским аэродромом наши летчики тт. Синев, Покровский, Мозеров, Нокии, Обувалов, Вер ховский и другие сбили еще не- окол ьк о вражес к и х истребителей. И'с клю •іител ь'ный ііример впаігмной выручки проявил тогда -лейтенант Верховский, неотлучно прикрывав ший подбитый самолет своего бое вого друга летчика Синева, и ист ребители Бокий с Мозеровыім, вы ручившие в бою летчика Амосова. 'Воздушные бои м а р т а и апреля 1942 -года показали возросшую си лу и мастерство наших летчиков. Наряду с гва р д ей ц аМ 'И -еа ф о н а в ц а - Міи, настойчиво отвоевывали у вра га небо истребители других наших частей. Имена летчиков Сгибнев-а, Адсйікина, (Коломийца, Дилонян Николаева, Игнатьева и многих дпуіги.ч 'стали быстро известны всем, как имена смелых и му-жест венных истребителей. Были дни, когда наши летчики сбивали по 10 и :'\:алее самолетов противника. 1 мая 1942 года истребителям- сафоно-вцам было воученб гвардей ское знамя. Принимая его, летчи ки, вслед за легендарным Борисом Сафоновым, поклялись «с честыо пронести победоносное -гвардей ское знамя через бури и штормы, сквозь огонь и пламя Великой Оте. чест в-onIной войііы». Гвардейцы-во много раз усилили боевую а к тишіост-ь. © конце апреля и в начале мая 19-12 года морская пехота Северно го (|ш >Т », ВЫСМНіЩЦІИЮЬ -крупным десантом, перешла в наступление, которое., как известно, сорвало хцастлиивыо планы немцев на Севе ре, составленные па лето 1942 го да. Перед Нашими «чайками» и «Харріикеннами» была поставлена задача: штурмовыми ударами по войскам противника помогать н а ступающей морской пехоте. Осо бенной дерзостью и смелостью ударов отличились, тогда «чайки» во главе t командиром Хряшко- вым. Маневренные, они внезапно подходили к меісту штурмовки и, сброісйн бомбы о пикирования, сно ва заходили в атаку, по 3—4 раза штурмуя врага. Умелыми действия ми отличались летчики Ткаченко, Алексеев, Афанасенко. Фашист ские «Мессершмит ты» всячески старались помешать нашим «чай кам», но советские летчики не только прекрасно штурмовали, но и умело дрались. В одном из боев лейтенант Игнатьев протаранил «Ме-і109'>. Это был первый таран летчнков-североморцев. іНе -раз командование наземных войск за іхорошую поддержку с воздуха благодарило .наших летчи ков. Во всю силу проявился в то вре- \/я боевой талант истребителя П ет ра Сгибнева. В конце мая на его личном счету было уже 10 сбитых немецких самолетов. сти. Однажды около 40 фашист ских Самолете®,, прикрываясь солн цем, шли бомбить город М.уірман-сі<; Самолеты врага были встречены нашими Летчиками, возглавляемы ми. Героем, Советского Союз а -Алек сандром Коваленко. 12 советских и;ст|>ебителей грудьло встали на за-, щиту столицы1 Советского Запо-j лярья. Стойкость победила. Немцы; не были допущены до Мурманска. 8 «Юнкере ов» и 7 «Ме-110» были сбиты североморцами. В другой раз над линией фронта 20 немецких, истребителей пытались атаковать наших бомбардировщиков, шедших бомбить вражеские войска. Гвар деец П авел Обувалов, вместе с другими летчиками, смело отстаи вал своих товарищей. Когда его машина была подожжена, когда огонь охватил одежду Обувалова, гвардеец не вышел йѳ боя,, а- п р о должал сражаться. Он погиб в этом бою, но не отступил перед врагом, не пропустил его к нашим; бомбардировщик ам Наряду с -воздушными боями над, сушей, североморские летчики пріТ^ крЫівали караваны союзников, иду щие в СССР с танками, самолета-, ми и другим оружием и снаряж е нием, так необходимым Красной; Армии. По 4—6 вылетав в день -со-, верщали тогда североморцы. Почти каждый вылет протекал с воздуш-. ным боем над морем, далеко от на ших баз. Случалось так, что бой длился несколько, часов подряд и самолеты, израсходовав весь боеза пас и горючее, возвращались на аэродром. з#правлялись и снова попадали в тот же самый бой. Бессменно гудели в небе над т я жело .1 (агруже нным-и транспорт г)ми союзников наши «ястребки». Герой ’Советского Соііопа Борис Сафонов, имевший м этому времени на счету 22 сбитых немецких самолета, уме ло руководил, этими операциями^, 30 -мал он сам, вместе с летчиками Орловым и Покровским, впослед ствии Героями Советского Союза, вылетел на прикрытие следовав шего к нам каравана союзников. «Юпкерсыі-88» напали на англий ские транспорты. Когда.они начали входить в пике, ик настигли севе роморские-летчики. Немцы попы тались уйти па бреющем, но совет ские истребители, снизившись до 15 ме.троо над поверхностью моря продолжали атаки. 3 «Ю-88» сбил в том бою Борис Сафонов, по одно му «Юнкерсу» уничтожили Орлов с Покровским. Подполковник Б. Ф. Сафонов был первым среди летчиков—у ч а стников Отечественной войны, на гр аж д ен второй медалью «Золотая Вторая половина -лета 1942 года была тяжелой д л я нашей Родины. Враг осатанело рвался к Волге и Кавказу, Для заполярной авиации это было вірем-я ожесточенной борь бы. Освоив в массовом масштабе модернизированный «Ме-109ф» и перебросив на Север новые кадры летчиков, враг -перешел в воздухе к новому наступлению. Его подо гревало продвижение фашистских армий на юге. Почти ежедневно над нашими гарнизонами разверты- М-ногне бон отличались .примера-1 вались ожесточенные воздушные ми .героизма и беззаветной стойко-1бои. Были у североморских летчи ков н неудачи, но они не сломили духа -сафоновцев. Критически р а з бирая свои бои, истребители совер шенствовали тактику и вновь упор но и настой 1 ив о продолжали с р а жаться. Помыслы, чаяния -всего- личного состава были направлены к одному — отстоять от врага за полярное небо. У ■Видя, что о захвате Мурманска не может быть и речи, фашистское командование поставило перед сво ими летчиками задачу — сжечь столицу Советского Заполярья Бомбить стали, главным образом, «Юнкерсьі-87». Чтобы избежать больших потерь, немцы приходили к нам на высотах- 6.000 — 8.000 метров, всячески хитрили. Но и это не помогало. 'Советской, а не немецкой авиации принадлежат ре корды высоты. Наши летчики наде ли кислородные маски и подня лись на высоту. Это была тяжелая борьба за то-, чтобы отстоять Мур манск с -воздуха-. 3 июля семерка истребителей во главе с капитаном Огибне-вым сбила семь «Ю-87». На другой день летчики Бабий и Ло гинов сразили еще по одному «Ю-87». Особенна ожесточенные воздуш ные -бои разгорелись в августе ■— сентябре 1942 года. Однако и их успех был снова решен в нашу пользу.. Много для" этого сделал капитан Сгибнев. Сам сражаясь бесстрашно и умело, он разработал новую тактику эшелонирования по высотам, которая помогла -северо морцам перейти от обор-оны к на- 1ступлемшо и -вырвать' из -рук врага господство в небе. Герою этих боев, верному последователю Са фонова — капитану Петру Сгибне- ву, Указом Президиума Верховно го Совета СССР от 23 октября 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза. ГІо примеру Игнатьева, спасая жизнь своего -ведущего, летчик сержант Карп Лопатин врезался в фашистский «Ме-109». Несколько позже третий таран произвел лей тенант Георгий Чюликов. Израсхо довав весь боезапас, он сблизился- с врагом и протаранил его. Умирая, Чилик-ов сказал': «Передайте това рищам, что я мало еще сделал для Родины. Я умираю за свой народ 1 партию... Берегите любимую Роди ну... :Смерть немцам..!». В то 'время, как североморские истребители дрались за господство -в небе, очищая его от «Мессер- шмиттов», «Юнкерсов» и «Хейнке- л-еій», наши бомбардировщики н а носили удары по базам и кораблям врага. У-же. июль 1942 года был отмечен многими победами северо морских летчиков на море. Отор ванность северных норвежских баз От Германии заставляла гитлеров ское -командование широко пользо ваться морскими путями. Воздуш ные силы Штумпфа испытывали тогда- недостаток в горючем, — и не случайно: только за дваі дня — 10 и Г4 июля — североморские бом бардировщики уничтожили -в море 2 танкера с горючим. Около десят ка тысяч тонн бензина не получи ли воздушные силы Штумпфа. В том же июле в истории севе роморской авиации произошло зна менательное-- событие—начала дей-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz