Североморский лётчик. 1944, декабрь.

15 д«к.аібря 1,044 г., № 296 (366). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Наказ пытливому читателю нания человека о мире прихо- дят из разных источников. Первое средство познания—наблю­ дательность человека, его соб­ ственные ощущения. Но его ж и ­ вой опыт может охватить только жизнь, которая его окружает. Книга возникла из потребности людей обмениваться опитом, она возникла нз желания людей об­ щаться между собой, рассказы­ вать друг другу то, что они в ми­ ре видят, то, что им каж ется осо­ бенно замечательным и нужным, (Книга приходит к человеку в нынешнем обществе гораздо рань­ ше, чем он учится читать. С дет­ ства мы слышим сказки и при­ сказки. Когда мать пела вам ко­ лыбельную песию «Сіпи, младенец мой прекрасный...»,, а ваше сущест- вование уже вошла книга, и с это­ го времени она ваш большой друг и советчик на всю жизнь. іВ школе, изучая историю, вы начинаете узнавать о том, что делалось когда-то на земле. И зу­ чая географию, вы, никуда не выезжая из своего -города, начи­ наете узнавать о мире, о том, к а ­ кие существуют города, реки, ост­ рова, озера, моря. Полюбив книги, вы из них узнаете о многих' неиз­ вестны'.* вам странах, представите себе и песчаный смерч в пустыне, и шторм в море, узнаете много ин­ тересных, волнующих событий. Книги постепенно расширяют паши знания о жизни, знакомят нас с но­ выми людьми,, новыми явлениями, и человек начинает внутренне ра­ сти и обогащаться. И ум человека становится гибче, его знание при рады становится таким, что он луч ше приспосабливает природу к своим потребностям. Знания облег, чают наш труд, нашу жизнь. Вот зачем человеку нужна книга. Знания помогают ярче прояв­ ляться дарованиям человека. Чи­ тая любое произведение, легко увидеть, насколько проигрывает даж е большой писательский талант от того, что у него нехватает куль­ туры. Великие русские классики были людьми высокой разносто­ ронней культуры. С жадностью они вбирали в себя знания. ■Возьмите пример из жизни. Два друга—юноши, одинаково одарен­ ные люди, но один учится хоро­ шо, а другой учится плохо. На­ блюдая их из 'года в год, вы заме­ тите, насколько один 'Мельчает, а другой становится умнее и умнее, Достаточно успокоиться, потерять интерес к большому миру, н чело­ век становится рядовой личностью, обывателем. Ощутить всю красоту жизни каждому молодому человеку помо- Л . СУРКОВ гает книга — самый верный друг и самый верный спутник. Напомню такой замечательный факт. Михаил Васильевич Фрунзе был схвачен царскими жандарма­ ми и приговорен к смерти. >Но этот изумительный человек, сидя а к а ­ мере смертников в Шуйской тюрь­ ме, находил в себе силу и муже­ ство изучать книгу по вопросу ор­ ганизации вооруженного восста­ ния. Прочитайте автобиографию А. М. Горького и вы узнаете, какой до­ рогой шел этот человек к тому, чтобы стать одним из культурней­ ших и просвещеннейших людей мира.. А. М. Горький не окончил даже начальной школы. Но он мно­ го и упорно занимался самообразо­ ванием, читал и стал образованней­ шим человеком. Книги заинтересо­ вали Горького, вызвали у него жажду к чтению, пытливость ума и желание не только узналь многое о мире, но и самому рассказать о нем людям. Как книга и художественные об­ разы влияют на воспитание чело­ веческой личности, видно из речи одного из величайших русских марксистов Г. В. Плеханова, по­ священной памяти великого рус­ ского поэта Некрасова. Плеханов учился в военной гимназии. О д ­ нажды со своими с верстниками он прочел только что вышедшую тогда поэму Некрасова «Железная дорога». Эта поэм-а, описывающая тяжелую, беспросветную жизнь русского трудового человека, так повлияла на подростков, что им захотелось сейчас же взяться за оружие, немедленно встать на за­ щиту чести и достоинства угне­ тенного народа. У наших вождей — Владимира Ильича Ленина и Иосифа 'Висса­ рионовича Сталина — должны мы учиться любви и уважению к книге. В самые сложные и самые труд­ ные времена революции Ленин не расставался с книгой. Образован­ ие,йшим человеком- был Владимир Ильич. В своих сочинениях и пись­ мах он .упоминает многих мировых ученых. Страстно любил Ленин русскую литературу. Он знал на- память много .стихотворении Пуш­ кина, Лермонтова, Некрасова, мог прочесть напаімять большие от­ рывки из сочинений своего люби­ мого писателя Салтыкова-Щедри­ на. Как-то перед войной Иосиф Вис­ сарионович упомянул в разговоре, что считает д л я себя потерянным тот день, когда он не просмотрит 500 страниц ив сочинений разных авторов. 500 страниц! Это при той огромной работе, которую товарищ Сталин ведет. Иосиф Виссарионо­ вич, как и Владимир Ильич, не расстается с книгой — источником мудрости жизни. Роман Чернышевского «Что д е ­ лать?» стал для целого поколения передовых людей наставником их жизни, советчиком в поведении и быту. Он воспитал настоящих, пре­ данных, пламенных революционе­ ров, благородных борцоп за дело освобождения народа. Книги Горького, его «Песня о С ок ол» , его «Песнь о Буревес’т- нше», его изумительная легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль», его «Мать» оставляют след в нашей душе на всю жизнь. На этих произведениях воспиты­ вались лучшие представители на­ шего народа, восставшие против царизма и капитализма. Книга не только дает человеку широкое представление о. мире, она воспитывает его характер, его наклонности... Необозримо влияние книги на человеческую личность, на форми­ рование характера. Нужно, чтобы читатель умел выбирать нужную книгу. Многие предпочитают читать за ­ читанные до дыр романчики, а под­ ростки, случается, покупают за бешеные деньги такие низкопроб­ ные книженки, как Нат Пинкертон, и проходят мимо хорошей литера­ туры, дающей знания о Жизни. Когда читатель пристрастится к хорошей книге, к хорошей литера­ туре, он на захочет пользоваться плохой. Чувство личности — это изуми­ тельное чувство — растет от хо­ рошего, глубокого и серьезного чтения, от благородной и хорошей литературы, помогающей осознать свое место в мире. И тогда чело­ век начинает сам себя уважать и не позволит себя унижать другим. «Человею—это звучит гордо»,—пи­ сал Горький, и книга рождает это благородное, гордое сознание че­ ловека. Я знаю людей, которые на пе­ реднем крае обороны, где смерть стоит рядам с человеком, не рас­ стаются с хорошей книгой. Эти люди, как правило, хорошие сол­ даты. Человек, который несет в походной сумке замечательную книгу Николая Островского «Как закалилась сталь», человек, кото­ рый .любит подобное произведение, не может быть плохим бойцом. Та­ кие книги воспитывают благород­ ные чувства любви к Родине. Поэтому книга должна быть ва­ шим советчиком, лучшим другом. ЗА ДУНАЕМ У БУДАПЕШТА ВЕНГРИЯ , 13 декабря. (ТАСС). Сейчас на берегах Дунай стало ти­ ше. Правда, в небе стоит густой рокот MOTODOB. Немецкие самолеты не прекращают попыток нарушить работу переправ. Некоторым из н и к .изредка удается прорваться сквозь воздушные заслоны и огне­ вой щит зенитчиков. То в одном, то в другом месте свалится бомба, поднимая фонтаны леска и воды. Д есятки паромов непрерывно бороздят широкий плес Дуная, выбрасывая на западный берег по­ полнение, снаряды, оружие дл я войск, наступающих за Дунаем юго-западнее Будапешта. С выходом наших частей на д о ­ рогу Будапешт — Секешфехервар, протянувшуюся между столицей Венгрии и озером Веленце, бои сейчас с каждым днем принимают зд есь все более ожесточенный хаг рактер. Особенно ожесточенная борьба разгорелась в районе города и ж е ­ лезнодорожной станции Мартон- Вашар, превращенных немцами в сильный опорный пункт. Сосредо­ точив в оврагах и приусадебных ро­ щ ах помещичьих хозяйств крупные силы пехоты, танков и самоходной артиллерии, противник предпринял мощную контратаку а восточном) направлении. На позиции Н-ского соединения ринулось до 3 полков пехоты и 76 танков. Наши артил­ леристы встретили врага сосредо­ точенным огнем. Отдельные маши­ ны, которым удалось продвинуться сквозь этот заслон, были выведе­ ны из строя на подступах к наше­ му переднему краю бронебойщика­ ми. Потеряв несколько танков и с а ­ моходных орудий, противник вы­ нужден был отойти на исходные позиции. Черев час немцы повто­ рили контратаку, но с тем ж е ре­ зультатом. Весь день продолжа­ лось сражение, и когда наступила ночь, еще долго пылали в темноте немецкие танки, освещая измятое, кукурузное поле, на котором про­ исходило сражение. А на рассвете снова закипел Жіаркий бой. Когда солнце подня­ лось над придунайскими холмами, сражение уже гремело по всей ли ­ нии фронта, и, как всякое сраже­ ние, оно рождало новых героев. Группе бойцов во главе с млад­ шим лейтенантом Шинкаренко, увлекшись преследованием отсту­ пающего врага), оторвалась от своего подразделения. Бойцы сме­ ло атаковали огневые позиции немцев и, ворвавшись на батарею, захватили ее. Однако вскоре нем­ цы обнаружили, что бойцов всего лишь несколько человек. Едва смельчаки успели повернуть в сто­ рону врага все пять захваченных орудий, как гитлеровцы яростно кинулись в атаку. — Прямой наводкой, огонь! — скомандовал Шинкаренко. Третий Белорусский фронт. Зенитно-пушечный расчет на бро­ нетранспортерах ведет огонь по самолетам противника. Фото Д. Сорока, Фотохроника ТАСС. ОШИБКА ГРУППОВОДА ВЛАДЫКОВА Залп батареи несколько охладил пыл разорившихся гитлеровцев. Но ненадолго. Через несколько минут они снова устремились на батарею. И снова были остановле­ ны огнем своих же ііушек. Д ва ч а­ са вела неравную схватку с врагом горсточка советских храбрецов... Подойдя к батарее, бойцы наше­ го наступающего подразделения увидели 'вокруг нее горы враже­ ских трупов. Здесь же лежали бездыханные тела Шинкаренко к его солдат. Бойцы на минуту за­ держались у батареи, склонив об­ наженные головы над прахом тех, кто до конца, до последнего ды ­ хания остался верен воинскому ■долгу. Никто не говорил. Это бы­ л а немая клятва друзей по ору­ жию, и враг в следующем же бою испытал на себе силу этой клятвы. Можно много рассказывать о воинском мастерстве, об отваге, беззаветной храбрости ваших бой­ цов и офицеров, сражающихся сей. час за Дунаем и Будапештом. Из этих качеств слагается успех на­ шего наступления. Бои продолжаются упорные, про. вопролитные. Противник понимает, что здесь решается судьба всей будапештской (группировки, судьба венгерского фронта и, не считаясь ни с какими потеряіми, бросает в бой все новые и новые части. И. ЛАПОНОГОВ. Недавно я был на политзанятии а группе офицера т. Владыкова» Целью занятия было добиться ус­ воения слушателями темы «Пар­ тия большевиков — руководитель и организатор побед Великой Ок­ тябрьской .Социалистической Р е­ волюции». В задачу групповода входило глубокое раз’яснение уз­ ловых вопросов темы, евязаннык с ролью нашей партии в организа­ ции и победе Октября. Если бы т. Владыков успешно справился с этой задачей, он помог бы группе глубоко осознать ве­ ликое значение партии большеви­ ков, как организующей и руково­ дящей силы в борьбе за победу социализма, и помог бы также зн а­ чительно легче усвоить последую­ щие темы. Однако т. Владыков пренебрег полученными на ин­ структаже методическими указа, ниями, занятие построил по-своему, и в итоге поставленной цели не д о ­ стиг. Неизвестно почему, т. Влады>- к ш решил сразу, как говорится, в один присест, изложить всю 7-ю главу «Краткого курса истории ВК'Щб}». Обилие серьезного мате­ риала поставило групповода в за ­ труднительное положение, из к о ­ торого уже трудно было найти вы­ ход. В итоге т. Владыков прочел слушателям слабую, на низком идейном уровне лекцию, вылив­ шуюся, в конце концов, в добросо­ вестное 'изложение только хроники событий. Внутренняя связь собы­ тий, организующая роль партии в подготовке Октября, руководя­ щая роль вождей партии и народ­ ных масс — Ленина и Сталина — Остались нераскрытыми. Никаких выводов по основным вопросам темы сделано не было. Присутствовав­ шие на занятии остались в недо­ умении—чего хотел 'достичь груп­ повод своей торопливой и сбив­ чивой лекцией, изобилующей фак­ тами, подобранными случайно. Ошибка, допущенная т. Влады- ковым, бывает свойственна и не­ которым другим групповодам. Она привадит всегда к одному ре­ зультату: Слабому усвоению со­ держания темы слушателями. Иными словами — политзанятия в этом случае не достигают своей цели. Причина ошибки т. Владыков а кроется в том, что он, во-первых, пренебрег методическими указа'- ниями, данными на инструктаже, и, іво-вторых, позволял себе недо­ бросовестно подготовиться к за ­ нятию, не поработал над материа­ лами с должной настойчивостью и вниманием, хотя хорошо пони­ мает, что только глубокое само­ стоятельное изучение материалов по теме дает групповоду возмож­ ность интересно и с наибольшей пользой провести занятие. У нас нет недостатка в материа­ лах, которые помогают групповоду в его самостоятельной подготовке. Г аізетьі и журналы публикуют мно­ го статей, изобилующих яркими фактами и цифрами. Политот­ делы помогают групповодам с е ­ минарами. 'На состоявшемся не­ давно семинаре при нашем по­ литотделе были прочтены лекции «Сталинская Конституция», «Ленин и Сталин о .внешней политике СССР», «Как использовать худо ­ жественную литературу в полита а. нятиях». Гру-шюаоды ин :т ру кти- руются по узловым вопросам т е ­ мы, по методике занятий, получают списки литературы, рекомендуемой для самостоятельной подготовки. Пропагандисты выступают с лек­ циями, которые также являют, ся одним из средств повыше­ нии идейного уровня как самого групповода, так и проводимых им занятий. Д ело лишь за тем, чтобы наши групповоды правильно и серьезно этот материал использо­ вали в своих беседах со слушате­ лями. Ошибка т. Владыкова об’ясняет. ся и еще одним обстоятельством: некоторые наши политработники не уделяют должного внимания политзанятиям. Н е бьгло еще в на­ шей части случая, чтобы политра­ ботники собрали групповодов для обмена опытом, для разбора прове­ денного занятия. А партийные ор­ ганизации подразделений не вклю ­ чили еще в повестку дня доклады групповодов о их работе и об аван. гардной роли коммунистов в по­ литзанятиях. К таким выводам приходишь, анализируя ошибку т. Владыкова. Капитан Я. БЯЛЫЙ, ЛЕКЦИИ ДЛЯ ОФИЦЕРОВ Лекцию д л я офицеров на тему j части капитан т. Бялый прочитал «Значение национального вопроса | лекцию «Советский патриотизм в современной войне» прочитал источник героических подвигов Ha- т. Калинин. Д ля офицеров Н-сжой шия людей на фронте и в тылу». АРКТИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ УСПЕШНО ЗАВЕРШЕНА Успешно завершена аркти­ ческая навигация, проходившая в тяжелой ледовой обстановке. Н а­ чальник Главсевморпути в своем приказе поздравил моряков и премировал капитанов и их заме­ стителей. В числе капитанов — известные полярники Румке, Во­ ронин, Марышев, Ветров и дру ­ гие. Премированы также Лучшие судовые команды. Моряки запо­ лярных широт начали подготовку к предстоящей навигации. -о- ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ В ЛАТВИИ В Латвии полностью вос­ становлена почтовая связь. 535 агентств доставляют населению письмаі, газеты и журналы. Соз­ даны более 500 кошшх почтовых трактов, по которым почта посту «іает во все уголки республики. Срочная почта отправляется в уезды на самолетах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz