Североморский лётчик. 1944, декабрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 15 декабря 1944 г,, № 296 (366), ИЗ ОПЫТА НАСТУПАТЕЛЬНЫХ БОЕВ Офицер связи на переднем крае ■и Капитан Н. ДУБИНИН Д а начала активных наступа­ тельных операций на крайнем Се­ вере североморокая авиация почти не иімела опыта совместных .дейст­ вий с наземными войсками. Однако обстановка потребовала быстрого освоения нового дела как со сто­ роны боевых экипажей, так и со стороны штабов и их офицеров. На­ до сказать, что этому во многом помогла учеба на опыте передовых частей 'Красной Армии, а такіже авиации Балтики и Черного моря. Вместе со івсеми большую шко­ ду .предварительной подготовки прошли будущие офицеры связи. И х подготовка не ограничилась теорией. Все они заранее прошли практическую подготовку на ко­ раблях, ів частяіх и в штаба-х. За .несколько дней до начала операций офицеры связи прибыли на свои места. Здесь они более подробно ознакомились с предстоя­ щими действиями, лично общались с командирами, принимали участие в некоторых 'военных играх, где им пришлось практически трениро­ ваться в выполнении своих обязан­ ностей. В то же время офицеры свази провели ряд занятий с руководящим составом, на^ ко­ торых познакомили общевойско­ вых командиров с вопросами бое­ вого использования авиации, ее возможностями. Большую помадь в дальнейшем осуществлении взаи­ модействия сыграли также предва- рительные умения по связи, в ко- торыіх участвовали ®се офицеры, будучи уже на своих местах. Какую работу выполняли офице­ ры связи в период .развертывания активных действий >и самого на­ ступления? Прежде всего, они информирова­ ли свое командование об обстанов­ ке на театре, уточняли замыслы на­ земного командования по решению задачи на отдельных этапах боевых действий, что было очень важно для воздушного командования. Во- вторых, совместно с начальниками штабов наземных частей офицеры связи определяли перечень пред­ стоящей работы авиации и порядок ее выполнения. Далее, на долю офицеров евши падала организация своевременного обозначения перед, него края и целенаіведения, взаим­ ная информация об обстановке, об­ мен разведданными и пр. іКроме выполнения этих основ­ ных задач, связанных главным об­ разом с обеспечением нужными сведениями штаба, офицеры связи проделали большую работу непо­ средственна на переднем крае, по­ могая нашим летчикам в выполне­ нии .боевых задач. 11 октября іН-ский батальон мор­ ской пехоты с боем вышел к важ­ ной дороге в тышіу противника и оторвался от других подразделе­ ний. Восточнее него находилась сильная группировка немцев, угро­ жавшая нашим бойцам, а с запада враг подбрасывал большие резер­ вы. Офицер связи, зная положение дел на данном участке, согласовав предварительно вопрос с начальни. ком штаба части морской пехоты, ■решим на выручку морякам вызвать авиацию. По радио он передал за­ прос на оперативный аэродром и оттуда немедленно поднялись штурмовики и истребители-бомбар. дировщики. При этом экипажам давались подробные сведения о том, где именно и что. надо «обра­ ботать». Удар был произведен точ­ но по минометной батарее против­ ника и скоплению войск на западе. В результате батальон вышел из затруднительного положения и, получив подкрепление, успешно продолжал свое продвижение.* 13 октября по просьбе наземно­ го командования через офицера связи в .район Л. был выслан само­ лет-разведчик для уточнения дан­ ных по группировке противника, которая мешала наступлению на­ ших частей. Офицер связи, будучи невдалеке от позиций неприятеля, навел по радио разведчик на цель. Об’ект противника был сфотогра­ фирован. Но и это еще не все. Была вызвана ударная группа. Ее на цель навел также офицер связи, используя ракеты и трасси­ рующие пули. Конечно, не всегда офицерам связи' удавалось обеспечить вы­ полнение всех заявок пехотинцев Но для наземного командования имеет значение не только заявка. Ему важно знать, действует ли с е ­ годня авиация на участках его со­ седей, на флангах. Общевойсково­ му командиру необходимо заранее знать задачи авиации и время их осуществления. На все эти вопро­ сы он получает ответ у офицера связи. О том, насколько велико зна­ чение оказанной своевременно по. мощи пехоте с воздуха, рас­ сказывает кіапиітан Пейсахо- ®ич: «В течение всего периода боев наша авиация отлично «займе, действует с пехотой. Приятно и радостно наблюдать, как работают наши товарищи в воздухе, расчи­ щая путь моряікам. Мне, авиацион­ ному офицеру ,в рядак пехоты, то И дело выпадает честь выслуши­ вать похвалы героических бойцов, обращенные к летчикам-северомор. ца.м. Когда над полем боя появля­ ются наши самолеты, пехотинцы с удесятеренными силами выбивают противника из самых неприступных позиций...». Интересна работа офицеров свя­ зи в десантных отрядах морской пехоты. Здесь им приходилось ор­ ганизовывать свое дело в весьма сложных условиях. Например, тот же капитан Пейсахович действо­ вал с Н -іС ки м десантным о т­ рядом, который высаживался в районе Лиикахаімари. Сразу же после того, как моряки достиг ли ^берега, Пейсахович в пер вык рядах сошел -с судна и ©ме­ сте со своими радистами принялся за установку рации. .По мере рас­ ширения плацдарма и .движения д е ­ санта вперед, офицер связи яеиз менно следовал за передовыми от­ радами. Нехіваташо радиуса дейст­ вий аппаратуры — он связывался через промежуточные радиостан­ ции или непосредственно с само, летами, находящимися в воздухе. -В ходе боев создалось такое по­ ложение: противник, отошедший и укрепившийся на важной господ­ ствующей высоте, затруднял про­ движение десанта-. Немецкие огне­ вые точки ііе давали покоя северо­ морцам. Зная об этом и оценив по­ ложение (противника могли с успе. хом выбить с высоты «Ильюши­ ны»), Пейсахович договорился с командованием к вызвал с опера­ тивной площадки группу штурмо­ виков. Когда самолеты подходили к указанному району, офицер связи быстро связался с ведущим по ра­ дио и навел его на цель. Больше того, во время -самой штурмовки с земли летчикам давались ценные советы. Н а следующий день летчик-раз- ведчик Овчинников по заданию командования вблизи от нашего десанта должен был разведать о д ­ ну важную огневую точку немцев. Разведчик вызвал по .радио офице­ ра связи: — Я Овчинников. Пейсахович, помогите мне разведать огневые точки. Услышав это, офицер связи немедленно навел разведчика на цель. И только когда тот сказал: «Отлично вижу цель», переклю­ чился на свою работу. Велика и многообразна роль офи­ церов связи на переднем крае. Ч е­ стно выполняя ее, наши офицеры помогли наступающим войскам и авиации эффективно уничтожать врага. -----0----- : :ЧІ f I В".. . :...... ■ - . . Экипаж торпедоносца готовится,в ночной боевой полет. Фото И. Михеева. Т ехник - лейтенант П иликин т. Л ЗАЩИТА САМОЛЕТОВ ОТ ТРОСОВ ВОЗДУШНОГО ЗАГРАЖДЕНИЯ Метод защиты английских бом­ бардировщиков от тросов аэроста­ тов воздушного заграждения, за ­ ключающийся в установке специ­ альных приспо­ соблений в крыле, оказался вполне эффективным. Приспособление состоит из захват­ ной части, резца, помещенного в пиропатроне, и опорной колодки. При столкнове­ нии самолета с тросом последний скользит по кром­ ке крыла, попада­ ет в зев захватной части и нажимает при этом на спус­ ковые крючки, расположенные в обеих щеках зева. Нажатие на крюч­ ки вызывает взрыв пиропатрона. По­ роховые газы с большой силой выбрасывают ре­ зец, который при­ жимает трос к опорной колодке и моментально пе­ ререзает его. „Аэроплан*. На Север Георгий Пиликин при­ был уже офицером. Молодой, подвижной,, он явился к команди- ру истребительной части и. отра портовал: —■Младший техник-лейтенант Пиликин прибыл для прохожде­ ния дальнейшей службы. Командир взглянул на Пклики На. — Недавно стали офицером? — Так точно, недавно. — Хорошо, очень рады новому офицеру. 'Командир пожал Пиликину ру­ ку и добавил: — Идите отдыхать, располагай­ тесь в офицерской землянке. Радушно встретили Пиликин а офицеры части. Быстро он стал равноправным членом офицерского коллектива. ©начале Пиликин работал на разных машинах. К технику прис­ матривались, его проверяли. Скром­ ный, днем кропотливо работаю­ щий у самолета, вечером изучаю­ щий наставления по экеллоатации и статьи о боевом опыте, он по­ нравился .и товарищам и инженеру. — Пойдемте, Пиликин, со мной, — сказал как-то инженер. — ‘Куда, товарищ старший тех­ ник-лейтенант? — Пойдемте, узнаете. Инженер не хотел сразу гово­ рить Пиликину о новом его назна­ чении. Ему хотелось при .всех об’явить эту радость. Когда П и ­ ликин и инженер, пройдя по всей стошке самолетов, подошли к краю ее, старший техник-лейте­ нант, показав на новенький «Яков­ лев», сказал: — Будете работать яа этом «НарьянчМароэце». Машина но­ вая, подарок. Летчиком на ней будет наш командир Герой Совет­ ского Союза капитан Тарасов. ...С тек пор прошло больше четы­ рех месяцев. И вот теперь, когда мы попросили инженера части назвать лучшего офицер а-техник а, он из старых указал на Белоусо­ ва — трижды отмеченного прави­ тельственными наградами, а из мо­ лодых—на Георгия Пиликин а — еще не награжденного, ао, как он сказал, умелого, способного, с хо­ рошими задатками. — Вог видите, это наіш «Нарьял- Маровец», самолет, который обслу­ живает Пиликин,—сказал инж е­ нер.—Хозяина видно по машине: чистая, исправная, всегда зачехле­ на аккуратно. Инженер обошел вокруг истре­ бителя и добавил : — Заметьте: многое, в том числе и чехлы на плоскостях, я не давал Пиликину. Все это он достал сам. Заботливый, очень заботливый офицер. Хорошо отзываются о Пиликине и его товарищи. Такие характеристики начальни­ ков и друзей на войне получают обычно люди, прошедшие все горнило войны. Н о Пиликин воюет .всего полгода, и, как техник, еще только начинает свой путь, свою службу Родине в рядах со­ ветских воинов. — Все обыкновенно: машина ле­ тает, отказов в работе не знает, летчик доволен,—говорит Пили­ кни. Да, все обыкновенно: техник Пиликин, как и его товарищи, с утра до вечера на стоянке самоле­ тов. Когда есть полеты, он отправ­ ляет машину в воздух, - ждет ее возвращения и затем с волнением встречает: «Как моторчик?» Когда нет полетов, техник ухаживает за самолетом, помогает в -работе то­ варищам, учится. Хроника дней Пиликина ничем не отличается от хроники дней других техников. Но у Пиликина в работе есть, свой стиль. Этот стиль состоит из пра­ вила: обращайся с самолетом на «вы», люби его и отлично знай. Придерживаясь этого правила, Пи­ ликин предотвращает всякие о т­ казы в работе материальной части, чувствует машину и, исправляя ■мелочи на ходу, никогда не допу­ скает самолет д о крупного ремон­ та, Такой стиль в работе помог Пиликину дать возможность Ге­ рою Советского Союза капитану Тарасову провести .всю наступа­ тельную кампанию на Севере без «остановки». Были дни, когда Т а­ расов водил своих летчиков в бой по 4—5 раз в д е н ь , когда с р а с ­ света до темна на аэродроме ш у ­ мели моторы. Чтобы обеспечить всегда полную боевую готовность своей машины, Пиликин вечером, при свете электрического фонари­ ка, тщательно осматривал все ее детали, Утром техник был спокоен за работу своего истребителя и всегда в с т р е ч а л командира слова'- MW. — Машина готова, .все в по­ рядке. Когда возвращался Тарасов -с задания, Пиликин спрашивал его: «Как самолет?». Обычно был один ответ: «Все нормально» Техник привык к такой характеристике своей работы и у него на душе было очень тяжело, когда одн аж ­ ды знакомый «Як» шел к аэродро­ му «чихая». «Что с нимі? Неужели мотор? Или подбили?...». — Что-то мотор неважно рабо­ тает,—сказал Тарасов, выбираясь из кабины, — В чем причина? Не уловили, почему так получается?—волнуясь, спросил .Пиликин. — Свечи, -наверное, — ответил летчик. Пиликин отвернул Одну из све­ чей. На ней был большой нагар. Все ясно. Быстро заменив свечи, техник доложил о готовности с а ­ молета к вылету. Через десять ми­ нут Тарасов снова ушел в воздух. Невелики еще заслуги младшего техник-лейтенанта Георгия Пили- кина. -Но и то, чего он достиг, по­ ставило молодого техника в чи­ сло передовых, сделало его д о ­ стойным членом боевого офицер­ ского коллектива. Бывший с л е ­ сарь одной из архангельских те л е­ фонных станций, он с гордостью носит офицерский мундир, достой­ но оправдывая свое высокое зв а ­ ние. Георгий Пиликин Знает, что офи­ церская карьера для него только началась, что впереди его ждет большой труд, немалые испытания. 'Пиликин не боится трудностей. Ради -нашей победы, ради счастья народа он не пожалеет для Роди ­ ны ни сил своих, ни жизни. К. КРЕТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz