Североморский лётчик. 1944, декабрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 15 декабря 1944 г,, № 296 (366), ИЗ ОПЫТА НАСТУПАТЕЛЬНЫХ БОЕВ Офицер связи на переднем крае ■и Капитан Н. ДУБИНИН Д а начала активных наступа тельных операций на крайнем Се вере североморокая авиация почти не иімела опыта совместных .дейст вий с наземными войсками. Однако обстановка потребовала быстрого освоения нового дела как со сто роны боевых экипажей, так и со стороны штабов и их офицеров. На до сказать, что этому во многом помогла учеба на опыте передовых частей 'Красной Армии, а такіже авиации Балтики и Черного моря. Вместе со івсеми большую шко ду .предварительной подготовки прошли будущие офицеры связи. И х подготовка не ограничилась теорией. Все они заранее прошли практическую подготовку на ко раблях, ів частяіх и в штаба-х. За .несколько дней до начала операций офицеры связи прибыли на свои места. Здесь они более подробно ознакомились с предстоя щими действиями, лично общались с командирами, принимали участие в некоторых 'военных играх, где им пришлось практически трениро ваться в выполнении своих обязан ностей. В то же время офицеры свази провели ряд занятий с руководящим составом, на^ ко торых познакомили общевойско вых командиров с вопросами бое вого использования авиации, ее возможностями. Большую помадь в дальнейшем осуществлении взаи модействия сыграли также предва- рительные умения по связи, в ко- торыіх участвовали ®се офицеры, будучи уже на своих местах. Какую работу выполняли офице ры связи в период .развертывания активных действий >и самого на ступления? Прежде всего, они информирова ли свое командование об обстанов ке на театре, уточняли замыслы на земного командования по решению задачи на отдельных этапах боевых действий, что было очень важно для воздушного командования. Во- вторых, совместно с начальниками штабов наземных частей офицеры связи определяли перечень пред стоящей работы авиации и порядок ее выполнения. Далее, на долю офицеров евши падала организация своевременного обозначения перед, него края и целенаіведения, взаим ная информация об обстановке, об мен разведданными и пр. іКроме выполнения этих основ ных задач, связанных главным об разом с обеспечением нужными сведениями штаба, офицеры связи проделали большую работу непо средственна на переднем крае, по могая нашим летчикам в выполне нии .боевых задач. 11 октября іН-ский батальон мор ской пехоты с боем вышел к важ ной дороге в тышіу противника и оторвался от других подразделе ний. Восточнее него находилась сильная группировка немцев, угро жавшая нашим бойцам, а с запада враг подбрасывал большие резер вы. Офицер связи, зная положение дел на данном участке, согласовав предварительно вопрос с начальни. ком штаба части морской пехоты, ■решим на выручку морякам вызвать авиацию. По радио он передал за прос на оперативный аэродром и оттуда немедленно поднялись штурмовики и истребители-бомбар. дировщики. При этом экипажам давались подробные сведения о том, где именно и что. надо «обра ботать». Удар был произведен точ но по минометной батарее против ника и скоплению войск на западе. В результате батальон вышел из затруднительного положения и, получив подкрепление, успешно продолжал свое продвижение.* 13 октября по просьбе наземно го командования через офицера связи в .район Л. был выслан само лет-разведчик для уточнения дан ных по группировке противника, которая мешала наступлению на ших частей. Офицер связи, будучи невдалеке от позиций неприятеля, навел по радио разведчик на цель. Об’ект противника был сфотогра фирован. Но и это еще не все. Была вызвана ударная группа. Ее на цель навел также офицер связи, используя ракеты и трасси рующие пули. Конечно, не всегда офицерам связи' удавалось обеспечить вы полнение всех заявок пехотинцев Но для наземного командования имеет значение не только заявка. Ему важно знать, действует ли с е годня авиация на участках его со седей, на флангах. Общевойсково му командиру необходимо заранее знать задачи авиации и время их осуществления. На все эти вопро сы он получает ответ у офицера связи. О том, насколько велико зна чение оказанной своевременно по. мощи пехоте с воздуха, рас сказывает кіапиітан Пейсахо- ®ич: «В течение всего периода боев наша авиация отлично «займе, действует с пехотой. Приятно и радостно наблюдать, как работают наши товарищи в воздухе, расчи щая путь моряікам. Мне, авиацион ному офицеру ,в рядак пехоты, то И дело выпадает честь выслуши вать похвалы героических бойцов, обращенные к летчикам-северомор. ца.м. Когда над полем боя появля ются наши самолеты, пехотинцы с удесятеренными силами выбивают противника из самых неприступных позиций...». Интересна работа офицеров свя зи в десантных отрядах морской пехоты. Здесь им приходилось ор ганизовывать свое дело в весьма сложных условиях. Например, тот же капитан Пейсахович действо вал с Н -іС ки м десантным о т рядом, который высаживался в районе Лиикахаімари. Сразу же после того, как моряки достиг ли ^берега, Пейсахович в пер вык рядах сошел -с судна и ©ме сте со своими радистами принялся за установку рации. .По мере рас ширения плацдарма и .движения д е санта вперед, офицер связи яеиз менно следовал за передовыми от радами. Нехіваташо радиуса дейст вий аппаратуры — он связывался через промежуточные радиостан ции или непосредственно с само, летами, находящимися в воздухе. -В ходе боев создалось такое по ложение: противник, отошедший и укрепившийся на важной господ ствующей высоте, затруднял про движение десанта-. Немецкие огне вые точки ііе давали покоя северо морцам. Зная об этом и оценив по ложение (противника могли с успе. хом выбить с высоты «Ильюши ны»), Пейсахович договорился с командованием к вызвал с опера тивной площадки группу штурмо виков. Когда самолеты подходили к указанному району, офицер связи быстро связался с ведущим по ра дио и навел его на цель. Больше того, во время -самой штурмовки с земли летчикам давались ценные советы. Н а следующий день летчик-раз- ведчик Овчинников по заданию командования вблизи от нашего десанта должен был разведать о д ну важную огневую точку немцев. Разведчик вызвал по .радио офице ра связи: — Я Овчинников. Пейсахович, помогите мне разведать огневые точки. Услышав это, офицер связи немедленно навел разведчика на цель. И только когда тот сказал: «Отлично вижу цель», переклю чился на свою работу. Велика и многообразна роль офи церов связи на переднем крае. Ч е стно выполняя ее, наши офицеры помогли наступающим войскам и авиации эффективно уничтожать врага. -----0----- : :ЧІ f I В".. . :...... ■ - . . Экипаж торпедоносца готовится,в ночной боевой полет. Фото И. Михеева. Т ехник - лейтенант П иликин т. Л ЗАЩИТА САМОЛЕТОВ ОТ ТРОСОВ ВОЗДУШНОГО ЗАГРАЖДЕНИЯ Метод защиты английских бом бардировщиков от тросов аэроста тов воздушного заграждения, за ключающийся в установке специ альных приспо соблений в крыле, оказался вполне эффективным. Приспособление состоит из захват ной части, резца, помещенного в пиропатроне, и опорной колодки. При столкнове нии самолета с тросом последний скользит по кром ке крыла, попада ет в зев захватной части и нажимает при этом на спус ковые крючки, расположенные в обеих щеках зева. Нажатие на крюч ки вызывает взрыв пиропатрона. По роховые газы с большой силой выбрасывают ре зец, который при жимает трос к опорной колодке и моментально пе ререзает его. „Аэроплан*. На Север Георгий Пиликин при был уже офицером. Молодой, подвижной,, он явился к команди- ру истребительной части и. отра портовал: —■Младший техник-лейтенант Пиликин прибыл для прохожде ния дальнейшей службы. Командир взглянул на Пклики На. — Недавно стали офицером? — Так точно, недавно. — Хорошо, очень рады новому офицеру. 'Командир пожал Пиликину ру ку и добавил: — Идите отдыхать, располагай тесь в офицерской землянке. Радушно встретили Пиликин а офицеры части. Быстро он стал равноправным членом офицерского коллектива. ©начале Пиликин работал на разных машинах. К технику прис матривались, его проверяли. Скром ный, днем кропотливо работаю щий у самолета, вечером изучаю щий наставления по экеллоатации и статьи о боевом опыте, он по нравился .и товарищам и инженеру. — Пойдемте, Пиликин, со мной, — сказал как-то инженер. — ‘Куда, товарищ старший тех ник-лейтенант? — Пойдемте, узнаете. Инженер не хотел сразу гово рить Пиликину о новом его назна чении. Ему хотелось при .всех об’явить эту радость. Когда П и ликин и инженер, пройдя по всей стошке самолетов, подошли к краю ее, старший техник-лейте нант, показав на новенький «Яков лев», сказал: — Будете работать яа этом «НарьянчМароэце». Машина но вая, подарок. Летчиком на ней будет наш командир Герой Совет ского Союза капитан Тарасов. ...С тек пор прошло больше четы рех месяцев. И вот теперь, когда мы попросили инженера части назвать лучшего офицер а-техник а, он из старых указал на Белоусо ва — трижды отмеченного прави тельственными наградами, а из мо лодых—на Георгия Пиликин а — еще не награжденного, ао, как он сказал, умелого, способного, с хо рошими задатками. — Вог видите, это наіш «Нарьял- Маровец», самолет, который обслу живает Пиликин,—сказал инж е нер.—Хозяина видно по машине: чистая, исправная, всегда зачехле на аккуратно. Инженер обошел вокруг истре бителя и добавил : — Заметьте: многое, в том числе и чехлы на плоскостях, я не давал Пиликину. Все это он достал сам. Заботливый, очень заботливый офицер. Хорошо отзываются о Пиликине и его товарищи. Такие характеристики начальни ков и друзей на войне получают обычно люди, прошедшие все горнило войны. Н о Пиликин воюет .всего полгода, и, как техник, еще только начинает свой путь, свою службу Родине в рядах со ветских воинов. — Все обыкновенно: машина ле тает, отказов в работе не знает, летчик доволен,—говорит Пили кни. Да, все обыкновенно: техник Пиликин, как и его товарищи, с утра до вечера на стоянке самоле тов. Когда есть полеты, он отправ ляет машину в воздух, - ждет ее возвращения и затем с волнением встречает: «Как моторчик?» Когда нет полетов, техник ухаживает за самолетом, помогает в -работе то варищам, учится. Хроника дней Пиликина ничем не отличается от хроники дней других техников. Но у Пиликина в работе есть, свой стиль. Этот стиль состоит из пра вила: обращайся с самолетом на «вы», люби его и отлично знай. Придерживаясь этого правила, Пи ликин предотвращает всякие о т казы в работе материальной части, чувствует машину и, исправляя ■мелочи на ходу, никогда не допу скает самолет д о крупного ремон та, Такой стиль в работе помог Пиликину дать возможность Ге рою Советского Союза капитану Тарасову провести .всю наступа тельную кампанию на Севере без «остановки». Были дни, когда Т а расов водил своих летчиков в бой по 4—5 раз в д е н ь , когда с р а с света до темна на аэродроме ш у мели моторы. Чтобы обеспечить всегда полную боевую готовность своей машины, Пиликин вечером, при свете электрического фонари ка, тщательно осматривал все ее детали, Утром техник был спокоен за работу своего истребителя и всегда в с т р е ч а л командира слова'- MW. — Машина готова, .все в по рядке. Когда возвращался Тарасов -с задания, Пиликин спрашивал его: «Как самолет?». Обычно был один ответ: «Все нормально» Техник привык к такой характеристике своей работы и у него на душе было очень тяжело, когда одн аж ды знакомый «Як» шел к аэродро му «чихая». «Что с нимі? Неужели мотор? Или подбили?...». — Что-то мотор неважно рабо тает,—сказал Тарасов, выбираясь из кабины, — В чем причина? Не уловили, почему так получается?—волнуясь, спросил .Пиликин. — Свечи, -наверное, — ответил летчик. Пиликин отвернул Одну из све чей. На ней был большой нагар. Все ясно. Быстро заменив свечи, техник доложил о готовности с а молета к вылету. Через десять ми нут Тарасов снова ушел в воздух. Невелики еще заслуги младшего техник-лейтенанта Георгия Пили- кина. -Но и то, чего он достиг, по ставило молодого техника в чи сло передовых, сделало его д о стойным членом боевого офицер ского коллектива. Бывший с л е сарь одной из архангельских те л е фонных станций, он с гордостью носит офицерский мундир, достой но оправдывая свое высокое зв а ние. Георгий Пиликин Знает, что офи церская карьера для него только началась, что впереди его ждет большой труд, немалые испытания. 'Пиликин не боится трудностей. Ради -нашей победы, ради счастья народа он не пожалеет для Роди ны ни сил своих, ни жизни. К. КРЕТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz