Североморский лётчик. 1944, декабрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Североморские л е т ч и к и за Советское Заполярье 14 декабря 1944 г., № 295 (365) в боях ' О Д 1 9 4 1 - й .. Еще задолго до войны, готовя вероломное нападение на Совет ский Союз, гитлеровские командо вание усиленно строило аэродромы I) Норвегии и Северной Финляндии. Все устраивалось капитально, на долго: летные площадки бетоішро. вались или выстилались и>з доj>eва, канониры строи лись из железобето на и /двойных бревенчатых стен с засыпанным между шми песком. К началу «войны на этих аэродромах было сосредоточено около 500 с а молетов — новейшие «Юнкерсы» и «Месеершмитггы». 'Немцы придава ли серьезное значение Северному фронту, поэтому германские воен но-воздушные силы были здесь укомплектованы опытными лет чиками, участниками многих на летов иа Англию, Францию, Нарве, гиію, Грецию, 'Польшу и другие страны Европы. Немцы были увере ны а победе, в своем превосходстве. Командующий германскими авиа ционными войсками на Севере ге нерал-полковник Штумпф писал: «Мы задушим .большевистскую авиацию иа ее аэродромах». Гитлер рассчитывал молниеносно захватить Мурманск, наши военно- морские баізы, выійти к Белому мо рю и окончательно отрезать Рос сию ог союзников. На Мурманском направлении в .районе реки Запад ная Лица были сконцентрированы горные иемецко-австрийские вой ска, прошедшие специальную под готовку к действиям в горной мест, ности. На занятие Мурманска су хопутному немецкому генералу Д и тлю і , позднее погибшему на на шем участке фронта, отводилось две недели. 'Особенно большие надежды нем цы возлаігали иа с>вою авиацию. Она должна была, но расчетам не мецкого командования, масси рованными удараіми уничтожить нашу авиацию на аэродромах и, обеспечив себе полное господство в воздухе, беспрепятственно топить корабли флота, жечь Наши военно- морские базы, заполярные города, бомбить и штурмовать советские наземные войска. В конце июня я в начале июля 1941 года «егеря» ринулись к Мур манску. Заполярное небо 'наполни лось гулом «Юнкерсов» и «Мес- сершмиттов». И тогда на пути «героев» Крита и Нарвика встали бойцы Красной Армии и первые отряды северомор ских моряков. Навстречу армадам машин, меченых паучьей свастикой, поднялись звенья наших «чаек» и «бисов». Н а Севере началась борьба, не на жизнь, а на смерть. Первыми удары воздушного вра га приняли летчики смешанного полка морской авиации нашего флота {ныне 2-го гвардейского Краснознаменного Печенгского им. Б. Ф. Сафонова). Суровые были тог да бои. Полярный день позволял немцам летать круглосуточно. На личие большого числа самолетов и хороших летных кадров давало противнику возможность совершать за сутки по 3—5 налетов на один и тот же об’ект. Североморские летчики неотлуч но находились на аэродроме, у своих машин. Едва приземлившись, они, не отдыхая, снова поднима лись в воздуіх. На третий день войны, 24 июня, «Хейнкелъ-І И» прошел над юж ным полем нашего аэродрома. Старший лейтенант Сафонов нахо дился ів это времія около своего самолета. Не надевая парашюта, он сел я кабину и сразу же, с места, дал газ. «И-16» послушно взлетел, пробежав несколько мет ров поперек аэродрома. Немец был настигнут нашим летчиком. Сафо нов подошел к «Хейнкелю» на ма лое расстояние и, прицелившись в одну из точек около стабилизатора, открыл огонь. От разведчика отле тел хвост. Кувыркаясь, «Хейнкель» на глазах у наших катерников упал в залив. Это был первый немецкий само лет, сбитый на Севере. Примеру Сафонова последовали и другие летчики. Они смело, не щадя жизни, вступали в яростные схватка с фашистами, обороняя от воздушного врага наши аэродромы и другие поенные об’екты. Охраняя заполярные базы, лет чики Северного флота наступали на врага сами. Когда немцы, имея яв ный перевес ів силах, стали теснить наши войска по шоссе Титовка — Мурманск, с североморских аэро дромов поднялись бомбардировщи. кн 'Погодина, и Осокина, истреби тели Сафонова и Туманова. Бомбо штурмовыми ударами они помогали нашим пехотинцам бить врага. Кро ме налетов на наземные войска противника, пятерки и шестерки с е вероморских бомбардировщиков на носили удары по основным базам врага — Петсамо, Киркенес, Вар- дэ. Были случаи, когда при выле тах двух наших звеньев немцы по всей Северной Норвегии об’являли воздушную тревогу. Переведя больше половины свое го флота в порты Северной Норве гии, фашисты асе чаще стали по являться и в Баренцевом море, за ходить в наши воды. Северомор ская авиация пришла на помощь морским силам, 9 июля 1941 года скорост 11 ыми бомбардировщвк ами Северного флота был атакован и потоплен неприятельский транс порт водоизмещением 3 тысячи тонн. іВ конце июля счет потоплен, ных транспортов противника резко увеличился. 20,21,22 июля в водах Баремцова моря нашли гибель еще три крупных транспорта и эскад ренный миноносец. Это было делом рук воздушных воинов, летающих на скоростных и морских бомбар дировщиках. Во всех этих боях летчики Се верного флота показали себя, как мужественные, смелые воины. Сра. жаяісь с втрое и с вчетверо превос. ходящим врагом, североморцы вы рабатывали свои законы боя, свою тактику. Числу противника было противопоставлено мужество, стой, кость, взаимная выручка, хитро стям и коварству—бдительность и умение. Имена таких летчиков, как Раздобудько, Воловиков, Васильев, Родин, Черчанский, Плотко, Ту манов, Соколов, Куіхаренко, Соро кин, Яковенко, как летчик истре битель Николай Кулаев, своей машиной прикрывший атакован ный «Месеертмиіттами» самолет Бориса Сафонова, и многих д р у гих — навсегда останутся в памя ти ініарода. Это они в первые дни войны здесь, на Севере, мужест венно приняли удар фашистских воздушных армад и своей исклю чительной смелостью и стойкостью своим мастерством сбили с против ника спесь. Только за июль 1941 года нашими летчиками в воздуш ных боях и на аэродромах было уничтожено 68 немецких [самоле тов. Труд наших техников и авиаспе циалистов в тот период был лоисти- не. героическим. 'Круглые сутки, под постоянными штурмовками, бомбежками врага технический со став безукоризненно готовил мате риальную часть к вылетам. Зуб ков, Семенов, Кулаков, Азубков, Под’ячен и многие другие техники выполняли тогда такую работу, к о торая мало поддается каким бы то ни было нормам учета. Смелость и стойкость наших летчиков, самоотверженность н а ших техников, не щадивших сил для того, чтобы остановить полчи ща врага', явились серьезным вкла^ дом в дело первого крупного успе ха на Севере. Немцы были оста новлены. (Воздушные фашистские пираты стали куда осторожтее. Чтобы замазать провал своего наступления на Мурманск, геббель- савское радио еще в июле 1941 го да на весь мир несколько раз об’- являло о «блестящих» победах своей авиации в Заполярьи. Немцы кричали: «На аэродромах Северно го флота уничтожено 200 советских самолетов (у наіс их тогда было к у да меньше!), города Мурманск, Ки. ровск и Мончегорск полностью разрущены, жел езнодорожные станции Мурманской дороги пре кратили свою работу, советские войска на Мурманском направле нии — разбиты». Обманывая мир немцы тем временем готовились к новому наступлению. В сопках фашистам не хотелось зимовать — фрицам мерещились тепл-ые квар тиры Мурманска. Подтянутым к 1941 год. Дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов со своими летчиками. Фотомонтаж Е. Халдея, Западной Лице свежим «егерям», специальным дивизиям СС — «Адольф Гитлер» и «іВелмкая Гер мания», переброшенным из-под Па рижа «асам» германское коман дование обещало отдать иа трех дневное разграбление столицу Со ветского Заполярья. Свое наступление немцы начали с воздуха задолго до основных боев. B' предрассветный час 9 авгу ста тихое заполярное небо, по к о торому медленно плыли серень кие облака, наполнилось ревом «Юнкерсов’» и «Хейнкелей». Они шли с равных направлений, боль шими группами и, пикируя ніа наш аэродром, сбрасывали бомбы. Воз дух содрогался от непрерывных взрывов. Вслед за одним налетам последовал другой, а затем — тре тий. Немногочисленные «И-16» и «чайки» встретили грудью нена вистного врага. Наши летчи ки шли в лобовую атаку, ме шая врагу сбрасывать бомбы, а за тем пристраивались в хвост нем цам и сбивали их. Восьмой по сче ту фашистский самолет сбил в этом боао Борис Сафонов. Отличи лись в эту ночь ныне Герои Совет ского Союза Покровский и Соро кин а также летчик Плотко. Вот что сообщало об этом нале те Советское Информбюро: «На-днях 60 — 70 немецко-фин. ских самолетов пытались совер шить міаесовый налет на район Мурманска. Отрады вражеских са молетов встретила наша истреби тельная авиация. Попытка крупнейшего за время войны налета немецко-фашистских самолетов скандально провалилась. В тридцать первый раз советские истребители и зенитчики этого района побили немецких и финских летчиков, не дав им возможности сбросить бомбы на военные об’екты. Во время зтого боя наши истре бители сбили в воздухе тринадцать немецко-фіинских бомбардировщи ков. Три- вражеских самолета под била зенитна-я артиллерия. Совет ская авиация потеряла один само лет. В два н®ших истребителя по пали осколки вражеских снарядов, но они были отремонтированы и че рез некоторое время вновь подня лись в воздух». Произведя перегруппировку сия, немцы пошли в наступление и на суше. Они форсировали реку З а падная Лица и стали продвигаться по основной магис/граіли на Мур манск. Сухопутных «егерей» много- ярусно прикрывали «Меесершмит- ты». «Ю-87» беспрестанно бомбили боевые порядки наших 'войск. Командование Северного флота выделило на помощь бойцам Красной Армии морские отря ды. Перед нашей авиацией была поставлена задача раз бомбить переправы через реку З а падная Лица и обеспечить прикры тие с воздуха сухопутных частей. Конец августа и сентября стояли не по-заполярному сухими и теп лыми. Бомбардировщики Погодина и истребители Туманова били по немецким переправам и по наступа ющим немецким 'войскам. Бои при ближались к Мурманску. Уже о т четливо была слышна в наших гар низона® артиллерийская канонада, техники не теряши ив виду улетев шие бомбить фронт самолеты — разрывы немецких зенитных снаря дов были прекрасно видны с основ ного североморского аэродрома. Д л я защиты Мурманска неличного состава ВВС формируется специ альный отряд ,во главе с капитаном Прусенко, ныне кавалером ордена Красного Знамени. Этот отряд в будущем своей смелостью снискал у пехотинцев немалый авторитет. Большую нагрузку приходи лось нести тогда нашим ист ребителям. Центром и, пожалуй, основой всей североморской авиал ции в то время была эскадрилья каш тана Сафонова. Борис Сафонов и его летчики Коваленко, Покров ский, Максимович, Семеяевко, Ви- иичеико и другие иокшьшаіла об* Щ разцы мастерства и непревзойден ного мужества. Смелыми, решительными дейст виями североморские летчики вы рвали инициативу из рук против ника. Это вынужден был признать даже враг. После боя 9 августа командующий фашистским корпу. сом «Норд» писал: «Избегать боя с советскими истребителями во всех Случаях, когда на старше немцев нет очевидного численного превосходства!». Последние дни августа н первые дни сентября явились для немцев черными днями. Почти совершенно не имея потерь, наши летчики ежедневно уничтожали врага. Навсегда вошел в историю день 15 сентября 1941. года. 7 против 52 — так обычно ;у нас именуют его. Пять сбитых немецких самюле.. тов, два из которых приходятся на долю Сафонова, и паническая р а диограмма немцев:. «Окружены рус скими истребителями. Нас истреб ляют...», — таков итог этого боя. На следующий день, 16 сентября, Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Борису Феоктистовичу Сафонову было присвоено звание Героя Советско го Союза, а полк, в котором он вое. вал, стал 'Краснознаменным. С наступлением осени и темных ночей выдохшийся враг почти не появлялся в нашем небе. По следний крупный налет на один из наших об’ектов был произведен немцами в первых числах октября 1941 года. Он оказался для немцев весьма плачевным: из 14 немецких самолетов было сбито 6. В полярную ночь североморские летчики резко активизировали свои действия. Они бомбили базы врага, линию фронта, используя для это го самолеты . «СБ», «МБР-2», «;По->2», «Харрикейны». Особенно большую боеву ю работу в это вре мя праве:л полк разведчиков (ны не Краснознаменный, Киркенес* ский). Самолеты этого полка не только вели разведку, но и бомби ли фашистские корабли. 6 сентяб ря 1941 года группа морских раз ведчиков), в которую входил в бу дущем знаггйый торпедоносец Герой Советского Союза Василий Киселев и ведущим которой был летчик Юрий Грязнов, потопила первую подводную лодку врага. С появлением темных ночей ста ли бомбить базы противника и ли нию фронта морские разведчики. Немцы в нашем небе не показы вались — у них не было кадров начников. Одураченные бредовыми планами Гитлера, они хотели еще до наступления холодов и поляр ной ночи победно закончить войну в Заполярьи. Но не вышло! В атом немалая заслуга наши-х северомор ских летчиков. 148 уничтоженных вражеских самолетов, 5 потоплен ных траінспортові, 2 подводных л о д ки, сотни убитых немцев—таков итог полугодовых боев летчиков Северного флога. С такими ре зультатами летчики -североморцы встретили новый 1942 год. JK. ЗАРОДОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz