Североморский лётчик. 1944, декабрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Североморские л е т ч и к и за Советское Заполярье 14 декабря 1944 г., № 295 (365) в боях ' О Д 1 9 4 1 - й .. Еще задолго до войны, готовя вероломное нападение на Совет­ ский Союз, гитлеровские командо­ вание усиленно строило аэродромы I) Норвегии и Северной Финляндии. Все устраивалось капитально, на­ долго: летные площадки бетоішро. вались или выстилались и>з доj>eва, канониры строи лись из железобето­ на и /двойных бревенчатых стен с засыпанным между шми песком. К началу «войны на этих аэродромах было сосредоточено около 500 с а ­ молетов — новейшие «Юнкерсы» и «Месеершмитггы». 'Немцы придава­ ли серьезное значение Северному фронту, поэтому германские воен­ но-воздушные силы были здесь укомплектованы опытными лет­ чиками, участниками многих на­ летов иа Англию, Францию, Нарве, гиію, Грецию, 'Польшу и другие страны Европы. Немцы были увере­ ны а победе, в своем превосходстве. Командующий германскими авиа­ ционными войсками на Севере ге­ нерал-полковник Штумпф писал: «Мы задушим .большевистскую авиацию иа ее аэродромах». Гитлер рассчитывал молниеносно захватить Мурманск, наши военно- морские баізы, выійти к Белому мо­ рю и окончательно отрезать Рос­ сию ог союзников. На Мурманском направлении в .районе реки Запад­ ная Лица были сконцентрированы горные иемецко-австрийские вой­ ска, прошедшие специальную под­ готовку к действиям в горной мест, ности. На занятие Мурманска су ­ хопутному немецкому генералу Д и тлю і , позднее погибшему на на­ шем участке фронта, отводилось две недели. 'Особенно большие надежды нем­ цы возлаігали иа с>вою авиацию. Она должна была, но расчетам не­ мецкого командования, масси­ рованными удараіми уничтожить нашу авиацию на аэродромах и, обеспечив себе полное господство в воздухе, беспрепятственно топить корабли флота, жечь Наши военно- морские базы, заполярные города, бомбить и штурмовать советские наземные войска. В конце июня я в начале июля 1941 года «егеря» ринулись к Мур­ манску. Заполярное небо 'наполни­ лось гулом «Юнкерсов» и «Мес- сершмиттов». И тогда на пути «героев» Крита и Нарвика встали бойцы Красной Армии и первые отряды северомор­ ских моряков. Навстречу армадам машин, меченых паучьей свастикой, поднялись звенья наших «чаек» и «бисов». Н а Севере началась борьба, не на жизнь, а на смерть. Первыми удары воздушного вра­ га приняли летчики смешанного полка морской авиации нашего флота {ныне 2-го гвардейского Краснознаменного Печенгского им. Б. Ф. Сафонова). Суровые были тог­ да бои. Полярный день позволял немцам летать круглосуточно. На­ личие большого числа самолетов и хороших летных кадров давало противнику возможность совершать за сутки по 3—5 налетов на один и тот же об’ект. Североморские летчики неотлуч­ но находились на аэродроме, у своих машин. Едва приземлившись, они, не отдыхая, снова поднима­ лись в воздуіх. На третий день войны, 24 июня, «Хейнкелъ-І И» прошел над юж­ ным полем нашего аэродрома. Старший лейтенант Сафонов нахо­ дился ів это времія около своего самолета. Не надевая парашюта, он сел я кабину и сразу же, с места, дал газ. «И-16» послушно взлетел, пробежав несколько мет­ ров поперек аэродрома. Немец был настигнут нашим летчиком. Сафо­ нов подошел к «Хейнкелю» на ма­ лое расстояние и, прицелившись в одну из точек около стабилизатора, открыл огонь. От разведчика отле­ тел хвост. Кувыркаясь, «Хейнкель» на глазах у наших катерников упал в залив. Это был первый немецкий само­ лет, сбитый на Севере. Примеру Сафонова последовали и другие летчики. Они смело, не щадя жизни, вступали в яростные схватка с фашистами, обороняя от воздушного врага наши аэродромы и другие поенные об’екты. Охраняя заполярные базы, лет­ чики Северного флота наступали на врага сами. Когда немцы, имея яв­ ный перевес ів силах, стали теснить наши войска по шоссе Титовка — Мурманск, с североморских аэро­ дромов поднялись бомбардировщи. кн 'Погодина, и Осокина, истреби­ тели Сафонова и Туманова. Бомбо­ штурмовыми ударами они помогали нашим пехотинцам бить врага. Кро­ ме налетов на наземные войска противника, пятерки и шестерки с е ­ вероморских бомбардировщиков на­ носили удары по основным базам врага — Петсамо, Киркенес, Вар- дэ. Были случаи, когда при выле­ тах двух наших звеньев немцы по всей Северной Норвегии об’являли воздушную тревогу. Переведя больше половины свое­ го флота в порты Северной Норве­ гии, фашисты асе чаще стали по­ являться и в Баренцевом море, за­ ходить в наши воды. Северомор­ ская авиация пришла на помощь морским силам, 9 июля 1941 года скорост 11 ыми бомбардировщвк ами Северного флота был атакован и потоплен неприятельский транс­ порт водоизмещением 3 тысячи тонн. іВ конце июля счет потоплен, ных транспортов противника резко увеличился. 20,21,22 июля в водах Баремцова моря нашли гибель еще три крупных транспорта и эскад­ ренный миноносец. Это было делом рук воздушных воинов, летающих на скоростных и морских бомбар­ дировщиках. Во всех этих боях летчики Се­ верного флота показали себя, как мужественные, смелые воины. Сра. жаяісь с втрое и с вчетверо превос. ходящим врагом, североморцы вы­ рабатывали свои законы боя, свою тактику. Числу противника было противопоставлено мужество, стой, кость, взаимная выручка, хитро­ стям и коварству—бдительность и умение. Имена таких летчиков, как Раздобудько, Воловиков, Васильев, Родин, Черчанский, Плотко, Ту­ манов, Соколов, Куіхаренко, Соро­ кин, Яковенко, как летчик истре­ битель Николай Кулаев, своей машиной прикрывший атакован­ ный «Месеертмиіттами» самолет Бориса Сафонова, и многих д р у ­ гих — навсегда останутся в памя­ ти ініарода. Это они в первые дни войны здесь, на Севере, мужест­ венно приняли удар фашистских воздушных армад и своей исклю­ чительной смелостью и стойкостью своим мастерством сбили с против­ ника спесь. Только за июль 1941 года нашими летчиками в воздуш­ ных боях и на аэродромах было уничтожено 68 немецких [самоле­ тов. Труд наших техников и авиаспе­ циалистов в тот период был лоисти- не. героическим. 'Круглые сутки, под постоянными штурмовками, бомбежками врага технический со ­ став безукоризненно готовил мате­ риальную часть к вылетам. Зуб­ ков, Семенов, Кулаков, Азубков, Под’ячен и многие другие техники выполняли тогда такую работу, к о ­ торая мало поддается каким бы то ни было нормам учета. Смелость и стойкость наших летчиков, самоотверженность н а­ ших техников, не щадивших сил для того, чтобы остановить полчи­ ща врага', явились серьезным вкла^ дом в дело первого крупного успе­ ха на Севере. Немцы были оста­ новлены. (Воздушные фашистские пираты стали куда осторожтее. Чтобы замазать провал своего наступления на Мурманск, геббель- савское радио еще в июле 1941 го ­ да на весь мир несколько раз об’- являло о «блестящих» победах своей авиации в Заполярьи. Немцы кричали: «На аэродромах Северно­ го флота уничтожено 200 советских самолетов (у наіс их тогда было к у ­ да меньше!), города Мурманск, Ки. ровск и Мончегорск полностью разрущены, жел езнодорожные станции Мурманской дороги пре­ кратили свою работу, советские войска на Мурманском направле­ нии — разбиты». Обманывая мир немцы тем временем готовились к новому наступлению. В сопках фашистам не хотелось зимовать — фрицам мерещились тепл-ые квар­ тиры Мурманска. Подтянутым к 1941 год. Дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов со своими летчиками. Фотомонтаж Е. Халдея, Западной Лице свежим «егерям», специальным дивизиям СС — «Адольф Гитлер» и «іВелмкая Гер­ мания», переброшенным из-под Па­ рижа «асам» германское коман­ дование обещало отдать иа трех­ дневное разграбление столицу Со­ ветского Заполярья. Свое наступление немцы начали с воздуха задолго до основных боев. B' предрассветный час 9 авгу­ ста тихое заполярное небо, по к о ­ торому медленно плыли серень­ кие облака, наполнилось ревом «Юнкерсов’» и «Хейнкелей». Они шли с равных направлений, боль­ шими группами и, пикируя ніа наш аэродром, сбрасывали бомбы. Воз­ дух содрогался от непрерывных взрывов. Вслед за одним налетам последовал другой, а затем — тре­ тий. Немногочисленные «И-16» и «чайки» встретили грудью нена­ вистного врага. Наши летчи­ ки шли в лобовую атаку, ме­ шая врагу сбрасывать бомбы, а за­ тем пристраивались в хвост нем­ цам и сбивали их. Восьмой по сче­ ту фашистский самолет сбил в этом боао Борис Сафонов. Отличи­ лись в эту ночь ныне Герои Совет­ ского Союза Покровский и Соро­ кин а также летчик Плотко. Вот что сообщало об этом нале­ те Советское Информбюро: «На-днях 60 — 70 немецко-фин. ских самолетов пытались совер­ шить міаесовый налет на район Мурманска. Отрады вражеских са­ молетов встретила наша истреби­ тельная авиация. Попытка крупнейшего за время войны налета немецко-фашистских самолетов скандально провалилась. В тридцать первый раз советские истребители и зенитчики этого района побили немецких и финских летчиков, не дав им возможности сбросить бомбы на военные об’екты. Во время зтого боя наши истре­ бители сбили в воздухе тринадцать немецко-фіинских бомбардировщи­ ков. Три- вражеских самолета под­ била зенитна-я артиллерия. Совет­ ская авиация потеряла один само­ лет. В два н®ших истребителя по­ пали осколки вражеских снарядов, но они были отремонтированы и че­ рез некоторое время вновь подня­ лись в воздух». Произведя перегруппировку сия, немцы пошли в наступление и на суше. Они форсировали реку З а ­ падная Лица и стали продвигаться по основной магис/граіли на Мур­ манск. Сухопутных «егерей» много- ярусно прикрывали «Меесершмит- ты». «Ю-87» беспрестанно бомбили боевые порядки наших 'войск. Командование Северного флота выделило на помощь бойцам Красной Армии морские отря­ ды. Перед нашей авиацией была поставлена задача раз­ бомбить переправы через реку З а ­ падная Лица и обеспечить прикры­ тие с воздуха сухопутных частей. Конец августа и сентября стояли не по-заполярному сухими и теп­ лыми. Бомбардировщики Погодина и истребители Туманова били по немецким переправам и по наступа­ ющим немецким 'войскам. Бои при­ ближались к Мурманску. Уже о т­ четливо была слышна в наших гар­ низона® артиллерийская канонада, техники не теряши ив виду улетев­ шие бомбить фронт самолеты — разрывы немецких зенитных снаря­ дов были прекрасно видны с основ­ ного североморского аэродрома. Д л я защиты Мурманска неличного состава ВВС формируется специ­ альный отряд ,во главе с капитаном Прусенко, ныне кавалером ордена Красного Знамени. Этот отряд в будущем своей смелостью снискал у пехотинцев немалый авторитет. Большую нагрузку приходи­ лось нести тогда нашим ист­ ребителям. Центром и, пожалуй, основой всей североморской авиал ции в то время была эскадрилья каш тана Сафонова. Борис Сафонов и его летчики Коваленко, Покров­ ский, Максимович, Семеяевко, Ви- иичеико и другие иокшьшаіла об* Щ разцы мастерства и непревзойден­ ного мужества. Смелыми, решительными дейст­ виями североморские летчики вы­ рвали инициативу из рук против­ ника. Это вынужден был признать даже враг. После боя 9 августа командующий фашистским корпу. сом «Норд» писал: «Избегать боя с советскими истребителями во всех Случаях, когда на старше немцев нет очевидного численного превосходства!». Последние дни августа н первые дни сентября явились для немцев черными днями. Почти совершенно не имея потерь, наши летчики ежедневно уничтожали врага. Навсегда вошел в историю день 15 сентября 1941. года. 7 против 52 — так обычно ;у нас именуют его. Пять сбитых немецких самюле.. тов, два из которых приходятся на долю Сафонова, и паническая р а­ диограмма немцев:. «Окружены рус­ скими истребителями. Нас истреб­ ляют...», — таков итог этого боя. На следующий день, 16 сентября, Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Борису Феоктистовичу Сафонову было присвоено звание Героя Советско­ го Союза, а полк, в котором он вое. вал, стал 'Краснознаменным. С наступлением осени и темных ночей выдохшийся враг почти не появлялся в нашем небе. По­ следний крупный налет на один из наших об’ектов был произведен немцами в первых числах октября 1941 года. Он оказался для немцев весьма плачевным: из 14 немецких самолетов было сбито 6. В полярную ночь североморские летчики резко активизировали свои действия. Они бомбили базы врага, линию фронта, используя для это­ го самолеты . «СБ», «МБР-2», «;По->2», «Харрикейны». Особенно большую боеву ю работу в это вре­ мя праве:л полк разведчиков (ны­ не Краснознаменный, Киркенес* ский). Самолеты этого полка не только вели разведку, но и бомби­ ли фашистские корабли. 6 сентяб­ ря 1941 года группа морских раз­ ведчиков), в которую входил в бу­ дущем знаггйый торпедоносец Герой Советского Союза Василий Киселев и ведущим которой был летчик Юрий Грязнов, потопила первую подводную лодку врага. С появлением темных ночей ста­ ли бомбить базы противника и ли­ нию фронта морские разведчики. Немцы в нашем небе не показы­ вались — у них не было кадров начников. Одураченные бредовыми планами Гитлера, они хотели еще до наступления холодов и поляр­ ной ночи победно закончить войну в Заполярьи. Но не вышло! В атом немалая заслуга наши-х северомор­ ских летчиков. 148 уничтоженных вражеских самолетов, 5 потоплен­ ных траінспортові, 2 подводных л о д ­ ки, сотни убитых немцев—таков итог полугодовых боев летчиков Северного флога. С такими ре­ зультатами летчики -североморцы встретили новый 1942 год. JK. ЗАРОДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz