Североморский лётчик. 1944, декабрь.
13 декабря1944 г., № 294 (364). с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к ; з Полковник М. МОРОСАНОВ ВЫШЕ ШТУРМАНСКУЮ ПОДГОТОВКУ ЭКИПАЖЕЙ Ольге боевых действий нашей авиации показывает, что суще ствующие 'способы самолетовож дения надежно обеспечивают со- храпение ориентировки при выпол нении боевых заданий не только в простой., но и в сложной навига ционной обстановке. Оборудование наших основных театров .средствами технического обеспечения с амоле то вождени я знаічительяо усоверш енствова ло использование средств магнитно- компасной навигации. Приход на аэродром посадки в сложный метеорологических усло виях с помощью радионавигацион ных средств становится обычным явлением. В боевой практике известно мно го примеров', показывающих, что радиовождение является надежным средством восстановления ориенти. ровни. Однажды капитан Сушкин после воздушного боя полностью поте рял ориентировку и восстановил ее исключительно полетом па РНК на свою приводную радиостанцию. Летчики лейтенант Чистяков, стар, ший лейтенант 'Казакевич в тяж е лых условиях погоды осеннего пе риода восстановили ориентировку с помощью радионавигационных средств. Средствами радионавигации в сложных метеоусловиях пользуют ся летчики прославленной части Героія Советского Союза подпол ковника Борзова. Можно уверенно сказать, что наши летчики на своем опыте про верили значимость радиосредетв, и многие иіз них усвоили принципы действия и применение радионави- гациоН'Нрй аіппарату ры. Однако еше нельзя сказать, что радионавигационная культура эки пажей поднята на должную высо ту. Имеются отдельные случаи, которые говорят о недооценке эки пажами этого способа самолето вождения. Приведем примеры. Младший лейтенант Контаров- ский и штурман ш ад аш й лейте нант Данилин в ночном полете, всдедствии отсутствия контроля пути, потеряли ориентировку, не смогли ее восстановить, в резуль тате чего произвели посадку за много десятков ; километров от своего аэродрома. Причем экипаж имел полную возможность1восста новить ориентировку полетом по радиополукомпасу па приводную своего аэродрома. Штурман пы тайся по снятому радиопеленгу повернуть летчика на нужный курс, но делал это настолько не уверенно, что летчик предпочел лететь, не сворачивая с курса. Ил» вот другой пример: летчик -истреби тель младший лейтенант Яковлев, стараясь восстановить потерянную ориентировку, дважды настраивал ся на случайные радиостанции и летел на них, а позывные своей станции не смог уловить в эфире. 'Подобные случаи — результат слабой подготовки летного соста ва по радионавигации и их можно избежать усилением тренировки экипажей по использованию ра дионавигаіциошюй аиларатуры. Надо сказать еще и о том, что в летной практике ,встречаются так называемые «каботажники»—л ет чики, идущие в полет без всяких штурманских расчетов, базируясь только па визуальную ориентиров ку. Визуальная ориентировка (рас познавание пролетаемой местно сти), как известно, заключает .в себе два вида ориентировки: об щую и деталыиую. Сохранение общей ориентировки предопределяет уверенный подход к нанесению на карте точки на хождения самолета, т. е. является необходимым условием для пере хода к детальной ориентировке. Чтобы сохранить общую ориен тировку, штурману нет необходи мости без отрыва наблюдать за землей я отмечать на карте марш рут следования. Он должен умело использовать компас, часы и карту, чтобы, проложив маршрут, в рас четное время уточнить место де тальной ориентировки и убедиться в правильности взятого направле ния. Нужно так приучить себя, чтобы своевременно определять снос, путевую скорость и не тра тить время на безотносительное наблюдение за ориентирами, кото рое, кстати, не дает данных для гпаімотного продолжения полета. Штурманский расчет пошета на карте должен опережать движение самолета над местностью. Это необходимое условие культурной работы штурмана. Полеты без про кладки фактического пути дезор ганизуют штурмана, не прививают ему навигационной педантичности, крайне необходимой для полетов в сложной обстановке и особенно ночью. 'Высокая штурманская подготов ка летного состава и умелое ис пользование новейших средств на вигаций обеспечивает образцовое выполнение 'боевых заданий. т а к 1 1 .ѵѵ . :>f$ Яш Ш Ѣ - Перед боевым вылетом. Фото И. Михеева. ♦ ------------«= Проверка знаний технического состава В Н-оком подразделении Кирке- несокой авиачасти проводится про верка), как знает технический со став конструкций материальной части и ее аюсплоатаіціичо. Отличную оценку знаний на про верке получили участники насту плени я на Киркенес старшие тех ники-лейтенанты Белоусов, Шве цов и техник-лейтенант Д егаев На проверке они поделились с присутствующими опытам работы техников в период активных дей* ствий. Много интересного и нового в эк'сплоатации и ремонте истребите лей рассказал инженер-капитан тов. ОдаП'ванг. Ю. КОСТРОВ. БОЕВАЯ У^ЧЕБА ПОМОГЛА Младший лейтенант Таравинав в последних наступательных боях показал себя, как смелый и муже, ственный летчик. За эти бои он был награжден орденом Красного Знамени. Сейчас т. Таравинов усиленно учится, совершенствуя свое боевое мастерство. Он еще раз изучил устройства самолета и моггора, про. должиггельноо время тренировался в эксплоатации машины. Плоды учебы дали себя знать; во время инспекторской поверки младший лейтенант Таравинов во всем пока зал отличные .результаты. ------О— ВОЕННАЯ ИГРА іНа-днях у штурмовиков дважды краснознаменцев состоялась воен. »ая игра на тему: «Бомбо-штур- мовой удар по кораблям противни ка, стоящим в порту». Игру про водил майор т. Павлов. Быстро и тактически грамотно решал во вре мя этой игры все вопросы лейте нант Мельченко, отличившийся во время боев за Печенгу и Киркенес. ------О------ ПОПУЛЯРНЫЕ НАУЧНЫЕ ЛЕКЦИИ На-днях в офицерском «лубе со стоялись лекции на тему: «Не обыкновенные небесные явления» и «Есть ли жизнь на планетах?», со провождавшиеся демонстрацией диапозитивав. Лектор Московского планетария Александр Иванович Самгии сумел быстро установить тесный контакт с аудиторией и в доходчивой форме научно об’яс- нил многие явления прицрды. Успех проведенных лекций об’яеняется и повышенным интере сом офицерского состава к естест венно-научным темам. Старший лейтенант А. ВАСИН. Торпедоносцы в современной войне Воздушные торпедоносцы, по явившиеся еще во время первой мировой войны!, оказались осо бенно эффективным оружием в современной войне на море. Первая «схватка» торпедонос цев с линейными кораблями про изошла в ноябре 1940 года в Средиземном море. Тогда ан глийские торпедоносцы «Фэри Суордфиш», базировавшиеся на . авианосцы, ночью торпедировали новейший итальянский линкор «Литто-рио» и два других линей ных корабля'. Один из них зато нул. Кроме того, были сильно повреждены два крейсера и два вспомогательных судна. Спустя две недели английский флот опять встретился у берегов Сар динии с итальянским флотом, со стоявшим из линейного корабля- «Витторио Венето», шести крей серов и других кораблей. Тор педоносцы «Фэри Альбакор», базировавшиеся на авианосец «Арк Рояль», торпедировали «Витторио Венето» и один крей сер и нанесли им тяжелые по вреждения. В начале 1941 года англий ские торпедоносцы вновь напа ли на крупные соединения итальянского флота и снова тор педировали «Витторио Венето». Скорость хода последнего уменьшилась до 10—-12 узлов. После этого весь итальянский флот снова укрылся в аортах. • По страницам зарубежной печати • Тогда в помощь тихоходным «Альбакорам» появились Бри столь «Бофор»—мощные торпе доносцы, несущие по одноіг 900 клгр. торпеде, которые базирова лись на африканские аэродромы. Те ж е старые «Суордфиши» в мае 1941 г. потопили германский линейный корабль «Бисмарк». В декабре 1941 года в Малак кском архипелаге сорок япон ских торпедоносцев атаковали и пустили на дно английский ли нейный корабль «Принц Уэль ский» и броненосный крейсер «Рипалс». Тяжелые повреждения причи нил итальянский торпедоносец «Фиат» английскому линейному кораблю «Нельсон». Одной из наиболее замечатель- ныіх операций торпедоносцев в текущей войне была битва у острова Мидуэй в Тихом океа не, когда базирующиеся на су хопутные аэродромы американ ские бомбардировщики-торпе доносцы «Мэродѳр» нанесли тя желые поражения японскому флоту. Так же успешно действо вали американские торпедонос- • цы у берегов Аляски. Торпедоносцы «Бофор, «Бо стон», «Банши» и особенно «Ка талина» с радиусом действия в 6.900 клм., явились мощным средствам нападения на врага у Алеутских островов, в южной части Тихого океана и в Атлан тике. Все эти факты говорят о том, что торпедоносцы завоевали прочное место в арсенале мор ского оружия. Опыт показывает, что в совре менной войне в основном при меняются два способа атаки тор педоносцев. Первый — эшелона ми, когда самолеты идут на оп ределенном расМРояни»|друг за другом. Второй—тогда торпедо носцы, налетая на корабль с раз ных сторон, не дают ему воз можности уклониться от выпу щенных торпед. Иногда приме няется и комбинированная сов местная атака судна. При этом торпедоносцы атакуют цель че рез каждые 30 секунд или с ин тервалами в 1 минуту. При та ком концентрированном нападе нии значительно снижается эф фективность зенитной защиты кораблей. В некоторых а/гаках торпедоносцев ставится дымовая завеса. Практика показывает, что тор педоносцы являются сильным оружием в войне наморе и их значение в дальнейшем будет все более и более возрастать. «Модель Эрплен Ньюс». ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВОГО РЕМОНТА Когда авиации приходится под держивать наступление наземных войск, она, как правило, базирует ся на оперативных аэродромах, ме. нее приспособленных к эксплоата- цни. Одним из основных видов тех нической эксплоатации во время наступления является ремонт са молетов, т. к. частые вылеты и бои сильно изнашивают матери альную часть, отдельные детали машин быстро выходят из строя и, чтобы поддерживать необходимое количество боевых единиц в строю, требуется быстрый и, безусловно, качественный ремонт. В полевых условиях пользоваться услугами, стационарных мастерских нет воз можности. Однако даже самый сложный ремонт на оперативном аэродроме сделать можно при у с ловии хорошей организации рабо ты ПіАРМ’а и при наличии спыт- ньк кадров ремонтников, на долю которых падает тяжесть всех мел- кик и больших восстановительных работ. Об этом наглядно расска зывают жизненные факты из Пе- ченгско - Киркенесской операции. Поэтому я и хочу поделиться опы том организации полевых ремонтов в нашей части. Еще задолго д о операции я совместно с начальником ПАРМ’а составим подробный пЛан переба зирования полевых мастерских. Было запланировано количество необходимого инструмента, мате риала, различных вспомогатель ных средств. Одновременно ПАРгМ’е началась практическая ра бота по освоению ремонтниками не скольких специальностей. Почти весь личный состав прошел прак тические работы по клепке непо средственно на самолете. Этим мы лпедостерегли себя огг замедления ремонта. Ведь бывает, когда не сколько самолетов требуют один и тот же ремонт.Ж примеру возьмем случай возвращения самолета с пробоинам». Если в ПАРМ’е най дется достаточное количество клепальщиков, машина быстро бу дет введена в строй. Так у нас на клепке мажет работать весь лич ный состав. Предварительные мероприятия, проведенные нами перед началом интенсивных полетов, сразу же нам помогли 'Как только был по лучен приказ о перебазировании, ПАіРіМ за несколько часов изго товился для П«ребросжи на полевой аэродром, а на нем мы быстро рас положились для выполнения зада ний командования. Ремонтников было мало, а само летов полная стоянка. Зная, что работы будет очень много, мы раз- биіли площадку на секторы, на каждый из секторов было выделе но несколько человек ремситников- специалиетов, которыми руіково- А. Елисеев дилй начальник и механик 'ПАРМ’а, а одной из групп я руководил сам. Группы имели свой инструмент и материал для производства мел кого ремонта — защелки и заклей ки пробоин, небольшой клепки или покраски и т. д . С первого боевого- вылета мы стали придерживаться четкого графика выіхода ремонтников на стоянку самолетов. Мы ожидали самолегіы, выходя встречать иіх за 15 минут до возвращения с боево го задания. іКак только машины заруливали на . свои места, ре монтники вместе с механиками осматривали их, и если были ;мел- юие неполадки, сразу же приступа ли к устрашению их. Один из ру ководителей ремонтного подразде ления проходил по стоянке, выяв лял более крупные повреждения и готовил материалы, инструменты. По окончании мелких работ, ре монтники шли к самолету, имев шему более крупные повреждения и там приступали к работе на за ранее подготовленном рабочем ме сте. Так проводились дневное рабо ты. Хочу немного сказать о пар- мовских «парах». Для авиацион ной '«лепки, как правило, требует ся два человека. Создавая эти пары., нуАсно знать качества каж дого слещиалйста-ремоятника. Во- первых, при создании пар учиты вается то обстоятельство, чтобы оба товарища обладали одним темпом работы, чтобы умеющего быстро работать не тормозил ‘на парник своей вялостью и непово ротливостью. Во-вторых, каждая пара (группа) должна иметь стар шего с большим опытом работы а знаний. Основные крупные ремонтные работы, как правило, производятся ночью. Мы планировали их таким образом: на сложные об ’екты ста>- ишлись самые опытные ремонтни ки, а менее опытные производили мелкий ремонт. И так они специа лизировались до конца всей рабо ты, т. е. квалифицированные кад ры использовались рационально — только на сложно устранимых повреждениях, на устранение мел ких дефектов их не ставили. Однажды из боя вернулось 8 поврежденных машин. Это было уже под вечер. Нюмъ выдалась хо рошая и мы решили во что бы то ни стало использовать ее полно стью, чтобы ввести в строй все машины. Пришлось выдвинуть 'все неис правные самолеты вперед и вы звать прожектор, который был по ставлен под небольшим углом к линейке ремонтирующихся само летов. Все рабочие места, таким образом, освещались значительно лучше, чем переносными лампами. На этом мы сэкономили большое количество времени. ПЕРВЫЙ УСПЕХ МОЛОДЫХ ЛЕТЧИКОВ Младшие лейтенанты тт. Левая и Пупков пришли в краснознамен ную часть штурмовиков недавно. Они старательно принялись за изучение и освоение «Ильюшина». На-дяях Левин и Пупков участво вали в первом самостоятельном по лете, который прошел успешно. На разборе майор т. Осыка по ставил в пример другим пилотам тт. Левина я Пулкова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz