Североморский лётчик. 1944, декабрь.

13 декабря1944 г., № 294 (364). с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к ; з Полковник М. МОРОСАНОВ ВЫШЕ ШТУРМАНСКУЮ ПОДГОТОВКУ ЭКИПАЖЕЙ Ольге боевых действий нашей авиации показывает, что суще­ ствующие 'способы самолетовож­ дения надежно обеспечивают со- храпение ориентировки при выпол­ нении боевых заданий не только в простой., но и в сложной навига­ ционной обстановке. Оборудование наших основных театров .средствами технического обеспечения с амоле то вождени я знаічительяо усоверш енствова ло использование средств магнитно- компасной навигации. Приход на аэродром посадки в сложный метеорологических усло­ виях с помощью радионавигацион­ ных средств становится обычным явлением. В боевой практике известно мно­ го примеров', показывающих, что радиовождение является надежным средством восстановления ориенти. ровни. Однажды капитан Сушкин после воздушного боя полностью поте­ рял ориентировку и восстановил ее исключительно полетом па РНК на свою приводную радиостанцию. Летчики лейтенант Чистяков, стар, ший лейтенант 'Казакевич в тяж е­ лых условиях погоды осеннего пе­ риода восстановили ориентировку с помощью радионавигационных средств. Средствами радионавигации в сложных метеоусловиях пользуют­ ся летчики прославленной части Героія Советского Союза подпол­ ковника Борзова. Можно уверенно сказать, что наши летчики на своем опыте про­ верили значимость радиосредетв, и многие иіз них усвоили принципы действия и применение радионави- гациоН'Нрй аіппарату ры. Однако еше нельзя сказать, что радионавигационная культура эки­ пажей поднята на должную высо­ ту. Имеются отдельные случаи, которые говорят о недооценке эки­ пажами этого способа самолето­ вождения. Приведем примеры. Младший лейтенант Контаров- ский и штурман ш ад аш й лейте­ нант Данилин в ночном полете, всдедствии отсутствия контроля пути, потеряли ориентировку, не смогли ее восстановить, в резуль­ тате чего произвели посадку за много десятков ; километров от своего аэродрома. Причем экипаж имел полную возможность1восста­ новить ориентировку полетом по радиополукомпасу па приводную своего аэродрома. Штурман пы­ тайся по снятому радиопеленгу повернуть летчика на нужный курс, но делал это настолько не­ уверенно, что летчик предпочел лететь, не сворачивая с курса. Ил» вот другой пример: летчик -истреби­ тель младший лейтенант Яковлев, стараясь восстановить потерянную ориентировку, дважды настраивал­ ся на случайные радиостанции и летел на них, а позывные своей станции не смог уловить в эфире. 'Подобные случаи — результат слабой подготовки летного соста­ ва по радионавигации и их можно избежать усилением тренировки экипажей по использованию ра­ дионавигаіциошюй аиларатуры. Надо сказать еще и о том, что в летной практике ,встречаются так называемые «каботажники»—л ет­ чики, идущие в полет без всяких штурманских расчетов, базируясь только па визуальную ориентиров­ ку. Визуальная ориентировка (рас­ познавание пролетаемой местно­ сти), как известно, заключает .в себе два вида ориентировки: об­ щую и деталыиую. Сохранение общей ориентировки предопределяет уверенный подход к нанесению на карте точки на­ хождения самолета, т. е. является необходимым условием для пере­ хода к детальной ориентировке. Чтобы сохранить общую ориен­ тировку, штурману нет необходи­ мости без отрыва наблюдать за землей я отмечать на карте марш­ рут следования. Он должен умело использовать компас, часы и карту, чтобы, проложив маршрут, в рас­ четное время уточнить место де­ тальной ориентировки и убедиться в правильности взятого направле­ ния. Нужно так приучить себя, чтобы своевременно определять снос, путевую скорость и не тра­ тить время на безотносительное наблюдение за ориентирами, кото­ рое, кстати, не дает данных для гпаімотного продолжения полета. Штурманский расчет пошета на карте должен опережать движение самолета над местностью. Это необходимое условие культурной работы штурмана. Полеты без про­ кладки фактического пути дезор­ ганизуют штурмана, не прививают ему навигационной педантичности, крайне необходимой для полетов в сложной обстановке и особенно ночью. 'Высокая штурманская подготов­ ка летного состава и умелое ис­ пользование новейших средств на­ вигаций обеспечивает образцовое выполнение 'боевых заданий. т а к 1 1 .ѵѵ . :>f$ Яш Ш Ѣ - Перед боевым вылетом. Фото И. Михеева. ♦ ------------«= Проверка знаний технического состава В Н-оком подразделении Кирке- несокой авиачасти проводится про­ верка), как знает технический со­ став конструкций материальной части и ее аюсплоатаіціичо. Отличную оценку знаний на про верке получили участники насту плени я на Киркенес старшие тех ники-лейтенанты Белоусов, Шве цов и техник-лейтенант Д егаев На проверке они поделились с присутствующими опытам работы техников в период активных дей* ствий. Много интересного и нового в эк'сплоатации и ремонте истребите­ лей рассказал инженер-капитан тов. ОдаП'ванг. Ю. КОСТРОВ. БОЕВАЯ У^ЧЕБА ПОМОГЛА Младший лейтенант Таравинав в последних наступательных боях показал себя, как смелый и муже, ственный летчик. За эти бои он был награжден орденом Красного Знамени. Сейчас т. Таравинов усиленно учится, совершенствуя свое боевое мастерство. Он еще раз изучил устройства самолета и моггора, про. должиггельноо время тренировался в эксплоатации машины. Плоды учебы дали себя знать; во время инспекторской поверки младший лейтенант Таравинов во всем пока­ зал отличные .результаты. ------О— ВОЕННАЯ ИГРА іНа-днях у штурмовиков дважды краснознаменцев состоялась воен. »ая игра на тему: «Бомбо-штур- мовой удар по кораблям противни­ ка, стоящим в порту». Игру про­ водил майор т. Павлов. Быстро и тактически грамотно решал во вре­ мя этой игры все вопросы лейте­ нант Мельченко, отличившийся во время боев за Печенгу и Киркенес. ------О------ ПОПУЛЯРНЫЕ НАУЧНЫЕ ЛЕКЦИИ На-днях в офицерском «лубе со­ стоялись лекции на тему: «Не­ обыкновенные небесные явления» и «Есть ли жизнь на планетах?», со ­ провождавшиеся демонстрацией диапозитивав. Лектор Московского планетария Александр Иванович Самгии сумел быстро установить тесный контакт с аудиторией и в доходчивой форме научно об’яс- нил многие явления прицрды. Успех проведенных лекций об’яеняется и повышенным интере­ сом офицерского состава к естест­ венно-научным темам. Старший лейтенант А. ВАСИН. Торпедоносцы в современной войне Воздушные торпедоносцы, по­ явившиеся еще во время первой мировой войны!, оказались осо­ бенно эффективным оружием в современной войне на море. Первая «схватка» торпедонос­ цев с линейными кораблями про­ изошла в ноябре 1940 года в Средиземном море. Тогда ан­ глийские торпедоносцы «Фэри Суордфиш», базировавшиеся на . авианосцы, ночью торпедировали новейший итальянский линкор «Литто-рио» и два других линей­ ных корабля'. Один из них зато­ нул. Кроме того, были сильно повреждены два крейсера и два вспомогательных судна. Спустя две недели английский флот опять встретился у берегов Сар­ динии с итальянским флотом, со­ стоявшим из линейного корабля- «Витторио Венето», шести крей­ серов и других кораблей. Тор­ педоносцы «Фэри Альбакор», базировавшиеся на авианосец «Арк Рояль», торпедировали «Витторио Венето» и один крей­ сер и нанесли им тяжелые по­ вреждения. В начале 1941 года англий­ ские торпедоносцы вновь напа­ ли на крупные соединения итальянского флота и снова тор­ педировали «Витторио Венето». Скорость хода последнего уменьшилась до 10—-12 узлов. После этого весь итальянский флот снова укрылся в аортах. • По страницам зарубежной печати • Тогда в помощь тихоходным «Альбакорам» появились Бри­ столь «Бофор»—мощные торпе­ доносцы, несущие по одноіг 900 клгр. торпеде, которые базирова­ лись на африканские аэродромы. Те ж е старые «Суордфиши» в мае 1941 г. потопили германский линейный корабль «Бисмарк». В декабре 1941 года в Малак­ кском архипелаге сорок япон­ ских торпедоносцев атаковали и пустили на дно английский ли­ нейный корабль «Принц Уэль­ ский» и броненосный крейсер «Рипалс». Тяжелые повреждения причи­ нил итальянский торпедоносец «Фиат» английскому линейному кораблю «Нельсон». Одной из наиболее замечатель- ныіх операций торпедоносцев в текущей войне была битва у острова Мидуэй в Тихом океа­ не, когда базирующиеся на су ­ хопутные аэродромы американ­ ские бомбардировщики-торпе­ доносцы «Мэродѳр» нанесли тя­ желые поражения японскому флоту. Так же успешно действо­ вали американские торпедонос- • цы у берегов Аляски. Торпедоносцы «Бофор, «Бо­ стон», «Банши» и особенно «Ка­ талина» с радиусом действия в 6.900 клм., явились мощным средствам нападения на врага у Алеутских островов, в южной части Тихого океана и в Атлан­ тике. Все эти факты говорят о том, что торпедоносцы завоевали прочное место в арсенале мор­ ского оружия. Опыт показывает, что в совре­ менной войне в основном при­ меняются два способа атаки тор­ педоносцев. Первый — эшелона­ ми, когда самолеты идут на оп­ ределенном расМРояни»|друг за другом. Второй—тогда торпедо­ носцы, налетая на корабль с раз­ ных сторон, не дают ему воз­ можности уклониться от выпу­ щенных торпед. Иногда приме­ няется и комбинированная сов­ местная атака судна. При этом торпедоносцы атакуют цель че­ рез каждые 30 секунд или с ин­ тервалами в 1 минуту. При та­ ком концентрированном нападе­ нии значительно снижается эф­ фективность зенитной защиты кораблей. В некоторых а/гаках торпедоносцев ставится дымовая завеса. Практика показывает, что тор­ педоносцы являются сильным оружием в войне наморе и их значение в дальнейшем будет все более и более возрастать. «Модель Эрплен Ньюс». ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВОГО РЕМОНТА Когда авиации приходится под­ держивать наступление наземных войск, она, как правило, базирует­ ся на оперативных аэродромах, ме. нее приспособленных к эксплоата- цни. Одним из основных видов тех­ нической эксплоатации во время наступления является ремонт са­ молетов, т. к. частые вылеты и бои сильно изнашивают матери­ альную часть, отдельные детали машин быстро выходят из строя и, чтобы поддерживать необходимое количество боевых единиц в строю, требуется быстрый и, безусловно, качественный ремонт. В полевых условиях пользоваться услугами, стационарных мастерских нет воз­ можности. Однако даже самый сложный ремонт на оперативном аэродроме сделать можно при у с ­ ловии хорошей организации рабо­ ты ПіАРМ’а и при наличии спыт- ньк кадров ремонтников, на долю которых падает тяжесть всех мел- кик и больших восстановительных работ. Об этом наглядно расска­ зывают жизненные факты из Пе- ченгско - Киркенесской операции. Поэтому я и хочу поделиться опы­ том организации полевых ремонтов в нашей части. Еще задолго д о операции я совместно с начальником ПАРМ’а составим подробный пЛан переба­ зирования полевых мастерских. Было запланировано количество необходимого инструмента, мате риала, различных вспомогатель­ ных средств. Одновременно ПАРгМ’е началась практическая ра­ бота по освоению ремонтниками не скольких специальностей. Почти весь личный состав прошел прак­ тические работы по клепке непо­ средственно на самолете. Этим мы лпедостерегли себя огг замедления ремонта. Ведь бывает, когда не­ сколько самолетов требуют один и тот же ремонт.Ж примеру возьмем случай возвращения самолета с пробоинам». Если в ПАРМ’е най­ дется достаточное количество клепальщиков, машина быстро бу ­ дет введена в строй. Так у нас на клепке мажет работать весь лич­ ный состав. Предварительные мероприятия, проведенные нами перед началом интенсивных полетов, сразу же нам помогли 'Как только был по­ лучен приказ о перебазировании, ПАіРіМ за несколько часов изго­ товился для П«ребросжи на полевой аэродром, а на нем мы быстро рас­ положились для выполнения зада­ ний командования. Ремонтников было мало, а само­ летов полная стоянка. Зная, что работы будет очень много, мы раз- биіли площадку на секторы, на каждый из секторов было выделе­ но несколько человек ремситников- специалиетов, которыми руіково- А. Елисеев дилй начальник и механик 'ПАРМ’а, а одной из групп я руководил сам. Группы имели свой инструмент и материал для производства мел­ кого ремонта — защелки и заклей­ ки пробоин, небольшой клепки или покраски и т. д . С первого боевого- вылета мы стали придерживаться четкого графика выіхода ремонтников на стоянку самолетов. Мы ожидали самолегіы, выходя встречать иіх за 15 минут до возвращения с боево­ го задания. іКак только машины заруливали на . свои места, ре­ монтники вместе с механиками осматривали их, и если были ;мел- юие неполадки, сразу же приступа­ ли к устрашению их. Один из ру­ ководителей ремонтного подразде­ ления проходил по стоянке, выяв­ лял более крупные повреждения и готовил материалы, инструменты. По окончании мелких работ, ре­ монтники шли к самолету, имев­ шему более крупные повреждения и там приступали к работе на за­ ранее подготовленном рабочем ме­ сте. Так проводились дневное рабо­ ты. Хочу немного сказать о пар- мовских «парах». Для авиацион­ ной '«лепки, как правило, требует­ ся два человека. Создавая эти пары., нуАсно знать качества каж­ дого слещиалйста-ремоятника. Во- первых, при создании пар учиты­ вается то обстоятельство, чтобы оба товарища обладали одним темпом работы, чтобы умеющего быстро работать не тормозил ‘на­ парник своей вялостью и непово­ ротливостью. Во-вторых, каждая пара (группа) должна иметь стар­ шего с большим опытом работы а знаний. Основные крупные ремонтные работы, как правило, производятся ночью. Мы планировали их таким образом: на сложные об ’екты ста>- ишлись самые опытные ремонтни­ ки, а менее опытные производили мелкий ремонт. И так они специа­ лизировались до конца всей рабо­ ты, т. е. квалифицированные кад­ ры использовались рационально — только на сложно устранимых повреждениях, на устранение мел­ ких дефектов их не ставили. Однажды из боя вернулось 8 поврежденных машин. Это было уже под вечер. Нюмъ выдалась хо­ рошая и мы решили во что бы то ни стало использовать ее полно­ стью, чтобы ввести в строй все машины. Пришлось выдвинуть 'все неис­ правные самолеты вперед и вы­ звать прожектор, который был по­ ставлен под небольшим углом к линейке ремонтирующихся само­ летов. Все рабочие места, таким образом, освещались значительно лучше, чем переносными лампами. На этом мы сэкономили большое количество времени. ПЕРВЫЙ УСПЕХ МОЛОДЫХ ЛЕТЧИКОВ Младшие лейтенанты тт. Левая и Пупков пришли в краснознамен­ ную часть штурмовиков недавно. Они старательно принялись за изучение и освоение «Ильюшина». На-дяях Левин и Пупков участво­ вали в первом самостоятельном по­ лете, который прошел успешно. На разборе майор т. Осыка по­ ставил в пример другим пилотам тт. Левина я Пулкова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz