Североморский лётчик. 1944, декабрь.
' "m“ "...... .. 1...... ~.................. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК : — ІЗ декабря 1944 г., № 294 (364). Старший, лейтенант JI. Лапин ЗАПИСКИ ЛЕТЧИКА В наступлении — залог успеха «Советские воины закалилгісъ в сражениях , н а учили с ь громить гі побеждать врага. Красная Армия выросла в грозную силу и превосходит врага своими воинским умением и боевой техникой» . Автор этих записок старший лейтенант Леонид Ла пин — летчик-истребитель. При любых обстоятельствах он иіцет врага и, найдя его, сразу же стремится взять инициативу в свои [руки. Он постоянно ищет новых прие мов боя, совершенствует свою тактику. 8 вражеских са молетов <сбил т. Лапин, награжденный за доблесть и му жество, проявленные в боях с немецко-фашистскими за хватчиками, двумя орденами Красного Знамени и медалью «За оборону Ленинграда». Ha-днях приказом командующего Северным флотом старший лейтенант Л. П. Лапин награжден орденом На химова II степени. ★ ★ ★ Ь І стребнггель в бою никогда не должен думать об * * обороне, — это закон, десятки раз подтвержден ный боевой практикой. Д а и о какой победе может быть речь, если истребитель в бою обороняется, если он не ищет слабых мест врата и не бьет па ним, а думает о том, как бы себя защитить, уйти от атаки противника. При оборонительной тактике летчик теряет возмож ность, выбрав удобный момент, бить по неприятелю пер вым. Это лишает его т морального превосходства. «На смелого собака только лает, а трусливого всегда ку сает», — говорит .русская пословица. Так. получается и в бою. Если наступаешь па врага, атакуешь его смело — он, как правило, не принимает боя. Если же обороняешь ся, часто показываешь хвост своего самолета немцу,-он начинает нахальничать. Оборона в* бою связывает истре бителя! и, (вольно или! невольно, летчик теряет уве'ренность в ситах, в нем появляется боязнь. Для летчика-истребите^я основой в бою должно быть наступление, а где наступление — там и успех, победа. Боеівой опыт североморской авиации наглядно под тверждает этот вывод. Во всех случячс, когда наши лет чики переходили) .к обороіге, — я® били. Когда перехо дили к тактике наступления — одерживал» победы. В 1941 году, особенно весной 1942 года, наши летчи ки основой тактики считал1» обсцроштолшый круг., Тог да1были случаи, когда пара «Мессерпімиттов» связывала боем до 6 и 8 советски» истребителей и, не понеся потерь, сбивала наши самолеты. Получалось это потому, что немцы, заняв господствующее положение по высоте, не выпускал» его из свои» рук до конца боя, принуждая нас обороняться. Как обычно проходили такие бон? 'При появлении немецких 'истребителей несколько пар наших самолетов вставал» в вираж с целью взаимной охраны , хвостов машин. В это время фашисты' набирали высоту и сверху атаковывали советские, самолеты. Произведя первую атаку, враг» горкой уходили вверх и выбирали позицию для следующей. Так продолжалось до конца боя". После нескольких таких ©яванок с немцами северо морские летчики стали искать новых тактических прие мов, основанных на .наступлении. Результат не замедлил оказаться. В чем заключалась новая тактика наших летчиков? Наши истребители разбивались иа группы, 'которые эшелонировались иа высотам, и переходили к наступле нию. Эта тактика принесла нам тогда победу. Вторым периодом, доказавшим, что только наступа тельна» тактика шляется для истребителя побеідной, бы ли бои лета 1943 года. Тогда мы воевали уже на «Яков левых». Не зная .всех положительных сторон этого заме чательного советского истребителя, по старой памяти мы использовали его в бою только на виражах. А известно, что бон на виражах связывают летчика. Противник, д е рущийся на вертикалях, имеет преимущество в высоте , и в выборе атаки. Был у нас даже случай, когда шестерка «Яков», встав в оборонительный круіг, оказалась связан ной в бою парой «Ме-і109» и вынуждена была бросить подшефные самолеты. К началу 1943 года немцы стали применять в более широком масштабе свой новый истребитель — «ФВ-190», который, как известно, является более маневренным на виражах, чем «Ме.-і109». У отдельных летчиков, и.споль- зуюіцих «Як» только в бою на виражах, это создало неправильное мнение о силах и тактике неприятеля, и такие летчики начали больше опасаться противника, проявлять чрезмерную осторожность. И на этот .раз исход боев в нашу пользу опять-так» решил переход от оборонительной тактики к наступа тельной, т. е. переход от боев на виражаіх к боям на 'вертикалях. Сразу же резко снизились наши Потери - и увеличились потери врага. Те из летчиков, которые ранее не верили в силу «Яковлева», поняли, что они глубоко ошибались и что дело в них самих, в ошибо'щхти так тики, применяемой ими. 'Как и в первый раз, "во второй мы явственно убедились в решающем зна/чении для лет чик а-ж т ребите л я. умения наступать. Всякий наступательный бой можно разделит, на 3 этапа: 1) поиск противника; 2) занятие более выгодной позиции по отношению к противнику; 3) сближение и атака. Разберу каждый из этих этапов в отдельности Старший лейтенант Л. П. ЛАПИН Умелый поиск противника —■ главное а наступатель ном бою. От того, насколько правильно летчик будет распределять в полете свое внимание, как быстро он бу дет находить врага', зависит весь дальнейший ход боя и его успех. Недаром; у нас говорят: «Первым обнаружил врага — половину победы одержал». В поиск прежде .всего входит осмотрительность, т. е. правильное распределение внимания. Для того, чтобы поиск был наиболее эффективным; я обычно внутри пары обзор распределяю следующим' образом.: ведущий ищет противника и в основном'проглядывает переднюю полу-, сферу (периодами смотрит за ведШыім.); ведомый про сматривает заднюю полусферу и следит за ведущим. Врага ведомый не ищет. В практике у нас иногда встре чаются недостатки', которые мешают поиску врата. Поиск, в основном зависит от того, насколько слетай а пара, до- . статочно ли быстро понимает ведомый своего ведущего. Если ведущий не надеется на ведомого, — он отвлекает ся, боясь потерять его, и часть времени- тратит не на поиск противника, а на технику пилотирования. Немалое' значение ві успехе поиска имеет качество машин. Если у ведомого будет самолет с мотором более низкого качества, чем у ведущего (что у нас, к несчастью, иногда бывает), он, естественно, будет отста вать а отвлечет взимание ведущего от поиска. Поэтому желательно, чтобы ведущий и ведомый всегда находи лись на самолетах с мотором одной силы. Значение поиска в успехе, наступательного боя неод нократно доказывала боевая практика. ’Каждый раз, ког да мы хорошо искали противника, — первыми обнаружи вали его. Это всегда приносило нам успех. Так было во время вылета шестерки «Яков», возглавляемой Героем Советского Союза капитаном' Петренко, и четверки сво бодных «охотников» Героя Советского Союза майора Шипова. В первый раз, заметив 9 «ФВ-190», наііііи летчи ки, маскируясь облаками, отошли в сторону, обеспечили себя высотой и, не да® противнику опомниться, атаковали его. В результате, не потеря® ни одной своей машины, сби ли 5 «Фоюке-Вульфов». Во второй раз,.несмотря, на плохую видимость и на. то, что противник маскировался фоном местности, он. был обнаружен нами и атакован внезапно. Помог этому правильный поиск врага. Бой тогда мы. тоже Провели успешно: одну пару немцев сбили, другую — подбили, сам» же 'вернулись на аэродром без потерь. І>ыли и обратные случаи когда.слабый поиск врага, несмотря наі явное превосходство наших сил, дорого'об ходился североморским ^летчикам. Во время последних наступательных боев мыт явно господствовали в неприя тельском, небе. Однако и тогда ни. на минуту намі нельзя было нрекр&цзть поиск врага, ослаблять осмотритель ность. Как-то раз летчики, возглавляемые старшим лей тенантом т. Бойчеііко, 'во время возвращения с задания совершенно не искали противника. В результате, во-пер вых, дорого поплатились (бцл сбит один наш самолет), а, 'во-вторых, были вынуждены принять оборонительный бой. Произошло это очеиь просто: четверка: «ФВ-,190», маскируясь кромкой облачности, скрытно подобралась к нашим самолетам и внезапно атаковала их. Занятие более выгодной позиции для атаки — это второй и весьма важный этап наступательного боя. Мож но иметь хорошую осмотрительность и всегда первым1об- наруживать противника, но инициативу наступательного боя упустить. Это произойдет в том. случае, когда летчик И. СТАЛИН. не сможет правильно выбрать позицию для атаки и даст возможность .неприятелю раньше срока обнаружить себя. Однажды в паре с лейтенантом Богдановым я за'метил двух «Ме-.Ю9». 'По спокойному поведению, 'немце® было видно, что они меня, не видят. У нас с Богдановым: были все возможности, чтобы, как говорят, отличиться. Но я, обнаружив врага и не имея над ним никаких преимуществ (кроме внезапности), сразу ж е пошел в атаку. Немцы были выше и, заметив наши самолеты, ушли на. повышен ных скоростях, не приняв боя. Обидно тогда мне было: во-первых, пропал даром получасовой поиск противника; во-вторых, нам пришлось бы, если бы немецкие; летчики приняли бой, драться при невыгодном положении. А ведь мы имели запас скорости и могли, набрав высоту, атако вать фашистов скрытно, со стороны солнцаі Для того, чтобы и бою летчик 'всегда мог правильно занимать позицию, дл я атаки он обязан грамотно исполь зовать метеоусловия и фон местности. В первые дни .войны метеоусловия (облака, солнце) умело использовали немецкие летчики. «Где облака и солнце, там немцы», — говорили даже некоторые наши, летчики. Со временем североморские истребители убедились, что облачность и солнце при. грамотном их использовании можно с успе хом сделать союзниками в борьбе с врагом. Убедившись в этом., мы стали использовать их для обеспечения, себе внезапности удара, т. е. для занятия более выгодной по зиции в атаке. Также постепенно стал использоваться нашими летчиками для достижения внеэанности атаки и фон местности. Третий этап наступательного боя — сближение с вра гом и атака. Здесь летчик обязан проявить максимум дерзости. «Удивить —■победить», — говорил Суворов. Стремительной атакой наш истребитель должен ошело мить противника. Главное, что требуется при сближении и атаке, — первый удар сделать наиболее1эффективным. Для этого от нашего летчика требуется отлично знать зее уязвимые места немецких самолетов, секторы их об стрела. Так, например, летчики на «Ме-'109» и «ФВ-190» имеют плохой обзор снизу сзади под ракурсом от 0 до 1/4, а наі «Фокке-Вульфе», дополнительно,—снизу спереди. Во время сближения с противником летчику важно не выдать себя слишком ранней трассой. А такие случаи бывают. Они приводят к тому, что истребитель теряет все, чего он до етого достиг, и упускает врага, или, предупредив его о своем появлении, дерется в равных у с ловиях. Так случилось однажды со мной. Заметив немца и выбрав удобную позицию д л я атаки, я начал сбли жаться. Это было во время моих первых боев, а поэтому соблазн близкой добычи и боязнь ее упустить заставили меня слишком .рано открыть огонь. Враг, заметив трас су, сделал резкую эволюцию, и яі встретился с ним уже на лобовых. Крепко тогда пришлось попотеть мне, так как на помощь «стодевятому» пришел второй немец. О какой бы то ни было победе не могло быть и речи. Я тогда едва ноги домой унес. А ведь если бы не эта про клятая трасса, я мог сбить одного «мессера» и из .боя выйти победителем. Летчик-истребитель об обороне в воздушном бою никогда даже мысли не должен иметь. Если случится, что враг атакует внезапно и придется обороняться, истре битель сразу ж е обязан думать о том, как вырвать у про тивника инициативу боя, заставить перейти его к оборо не. Здесь потребуется проявление не только умения пи лотировать міашину, но и хитрость. О всех приемах хит рости рассказывать нет смысла. Каждый опытный .летчик имеет их в своем запасе достаточное количество. Я остановлюсь лишь на двух. Если противник атакует ме ня сзади, произвожу скольжение в сторону и прибираю газ. Враг проскакивает, подставляя хвост своего самоле та! под удар. Эту хитрость может применять с успехом каждый летчик. О другом1приеме хитрости1 рассказывает в своей статье «іКрылья истребителя» трижды Герой Со ветского Союза Александр Локрышкин. При атаке про тивника сзади, на горке Покрышкин делал восходящую бочку. Этим1он не- давал немецкому летчику возможности прицельно стрелять и «гасил» скорость своего самолета, пропуская .врага вперед, под огонь пулеметов. * # ❖ в о зд уш н ы е бои іво время наступления наших войск в Заполярья еще раз воочию убедили всех нас, истре бителей, что только наступательная тактика в воздуш ном бою приносит победу. Оборона—смерть для истре бителя. На; самом деле — почему Сафонов всегда побеждал врага? Почему успешна били немцев герои-североморцы Сгибнев, Орлов, Панин? Почему одерживал всегда побе ды любимец личного состава нашей части истребитель Катом Мельдизин? Потому, что все они искали врага, а найдя его, правильно занимали исходное положение для атаки и ойело, .решительно били по немцу. Потому, что основой их тактики было наступление. Молодой летчик, готовясь к боям, должен со дня своего прихода в часть .вырабатывать из себя бойца на ступления. Д л я этого нужно ещ е в уічебном. бою отшли фовывать темп, учиться быстро и правильно оценивать обстановку. В наступлении — залог Победы истребителя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz