Североморский лётчик. 1944, декабрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 9 декабря 1944 іг., № 291 (361). Инженер-полковник Р. СОБЧЕНКО Их труд кует победу Во время наступательных боев по очищению Заполярья от немец­ ко-фашистских захватчиков вместе с летчиками большую самоотвер­ женную работу провел технический состав нашил частей и подразделе­ ний,, мастерских и баз. Боевой наступательный порыв, которым были охвачены северомор­ ские ленчики, передавался и тех­ ническому составу. Механики и оружейники, ,мотористы и электри­ ки, монтажники и слесари работа­ ли днем и 'Iі,очіью, іне считаясь со временем, отдыхая лишь считан­ ные часы. Несмотря «а то, что бое­ вое напряжение было много боль­ ше, чем ранее, процент исправной материальной части постоянно оставался у нас весьма высоким. Почти не было пи одного случая, чтобы самолеты из-за каких-либо технических неполадок возвраща- £лись на аэродром, не выполнив за­ дание. Высокая сознательная дис­ циплина, организованность в тру­ де, тщательный контроль за 'всем, что приходилось делать на мате­ риальной части — все это помо­ гало нашим людям работать бы­ стра и качественно. Период напряженных боев на­ учил технический состав очень бы­ стро вводить в строй подбитые в воздушном сражении машины». Бы­ ли случаи, когда ремонтники, где инженером т. Елисеев, получив ве­ чером 8 — 12 неисправных самоле­ тов, и утру полностью вводили их в строй. Быстрому ремонту прихо­ дящих из боя самолетов помогала, кроме высокого патриотического стремления людей, особая органи­ зация ремонтных работ п дни наступательных боев, которую мы будем практиковать и будущем. Эта организация заключается в следующем. На период боевых вы­ летом в часть является представи­ тель авиационной мастерской. Он вместо с инженером и старшим тех. «гиком подразделения тщательно осматривает все возвратившиеся да боя самолеты и тут же, на месте, определив характер ремонта, немед­ ленно ставит на нето свои брига­ ды или вызывает их из мастерской, если последние отсутствуют на аэродроме. Особенно хорошо рабо­ тали на аэродромах офицеры и сер­ жанты мастерских, которыми руко­ водят старшие офицеры тт. Со­ л о в е л и Комаров. Борясь за высокий процент ис­ правности материальной части, наш технический состав повседневно проявлял разумную сметку и ини­ циативу. Не имея иногда запасных частей, механики брали их от дру­ гих типов самолетов и без ущерба для качества вводили машины в строй. Большую работу на этот раз вы­ полняли инженеры экеллоатацион- ного и ремонтного отделов. Во время всей операции инже- I нер-капитаін т. Поляков находился на одном из наших оперативных аэ­ родромов. На его плечах, но с у ­ ществу, лежала вся ответствен­ ность за постоянную боеготовность самолетов, находящихся на этом аэродроме. Со своей задачей т. П о ­ ляков справился отлично и был на­ гражден орденом Отечественной войны II степени. Умело также ор­ ганизовывали труд на прикреплен­ ных об’ектах инженеры управления тт. Баранов, Леймаи и Бабкин. Высокий патриотизм, стремление быть достойными наших славных летчиков, поднимали техников и младших специалистов наших ча стей и подразделений на трудовые подвиги. Старшие техник-лейтенанты тт. Кузнецов и Баканов руководят двумя различными подразделения­ ми. Но одно об’ещиняет этих това,- рищей: самолеты, которые обслу­ живают они, не знают отказа в бое­ вой работе, летчики, прилетая с задания, ничего не могут сказать своим техникам, кроме благодар­ ности. Очень напряженно и много при­ шлось за последнее время порабо­ тать ПАРМ’у, руководимому офи­ цером т. Ясинским. Несмотря на то, что этот ПАРМ, ввиду отда­ ленности от своих баз, находится, по сравнению с другими, в менее выгодном положении, все задания командования он выполнял очень оперативно и досрочно. Своих героев труда, «наземных героев», как у нас называют иногда техников, имеет каждая часть, под­ разделение. В Н-еком Киркенес ском истребительном авиаполку служат старший техник-лейтенант Белоусов, старшина Николаев и сержант Болдузин. О их отличной работе в части знают все. Это — уважаемое товарищи. Лучшим механиком другой на шей части является старший сер­ жант Васильев. Самолет, обслужи­ ваемый нм с первых дней войны, ни разу не имел отказов в работе. В последних наступательных боях машина Васильева успешно произ­ водила по 5—6 боевых вылетов в день. Несколько фашистских транс­ портов пустил летчик на дно Ба­ ренцева моря на «Ильюшине», ко­ торый обслуживает механик само­ лета т. Шкабарь. Старший сер­ жант Шкабарь — умелый и опыт­ ный специалист своего дела. В статье трудно перечислить фа­ милии всех наших товарищей, о т­ личившихся в последних наступа- *тельных боях. Боевая работа мно- - 0 — КОНФЕРЕНЦИЯ ТЕХСОСТАВА Этот тип истребителя техниче­ ским составом Н-ской гвардейской части обслуживается продолжи­ тельное время. На нем летчики ча­ сти бьют врага на Севере более 2-х лет. Техники и инженеры так­ ж е накопили богатый опыт эк- сплоатации материальной части. Д л я того, чтобы подытожить этот опыт и наметить дальнейшие пути лучшей эк&влоатации самолета н мотора, техники-гвардейцы собра­ лись на-днях на конференцию. О работе маслянной системы мо­ тора при низких температурах рассказал гвардии техник-лейте­ нант т. Смирнов. Вскрыв дефекты, встречающиеся в работе системы, он подробно, ,на конкретных при­ мерах, показал пути их устранения и предупреждения. С докладами выступили также гвардии старшие техник-лейте­ нанты тт. Турин, Богданов и дру­ гие. Зсг/эуіГеэшіо ^АВИАЦИИ Строюіцийся ге­ ликоптер Сикор- ского нового типа оборудуется де- сятииилиидровым мотором Пратт эид Уитни „Уоса НОВЫЙ ГЕЛИКОПТЕР Юниор" мощно­ стью в 450 лоша­ диных сил с водя­ ным охлаждением. Геликоптер двух­ местный, макси­ мальная скорость его 176 клм. в час, радиус * дей­ ствия—640 кило­ метров. .Интѳравиа*. гих техников и младших специали­ стом отмечена орденами и медаля­ ми, многие получили благодарность от командования. Успехи, которых достигли наши инженеры, техники и младшие, спе­ циалисты, ни а коей мере не д о лж ­ ны успокаивать нас. 'Впереди — решающие бои. Они будут суровы­ ми и жестокими. Для того, чтобы во всеору жии встретить эти бои, от нашето ичпжечіерно-тех,нического состава требуется: время, свободное от боевой рабо­ ты, максимально использовать для приведения материальной части в полный порядок, в соответствии с указалиями, наставлениями и ин­ струкциям,и. Поднять дисциплину, порядок и организованность на еіце более высокий уровень; обратить все усилия на предот-, вращение ле.тных происшествий. Для этого увеличить требователь­ ность к себе, строго контролиро­ вать каждый свой шаг, не на сло ­ ва*, а на деле заниматься техниче­ ской учебой, причем не поверх­ ностно, а глубоко, по-настоящему; самолеты, полученные нашими техниками, в минимально корот­ кие сроки привести в боевую го ­ товность. Повышать культуру р а ­ боты на материальной части; в связи с наступившей зимой еще раз проверить, готова ли матери­ альная часть к зимней эксплоата- ции. Всякие отказы а работе мото­ ров и агрегатов самолета в зимнее время по вине технического соста­ ва должны быть исключены, -- О--- Любимец Н-ской гвардейской части, один из лучших ве­ дущих пар, летчик-истребитель /Николай Пилюс, сбивший три немецких самолета. Фото И. Михеева. МОЛОДОЙ ЛЕТЧИК, УЧИСЬ ВОЕВАТЬ У ГЕРОЕВ - СЕВЕРОМОРЦЕВ Отвага, к боям )В ленинской комнате нашей ча­ ста виісел плакат с портретом к а ­ питана Л. 'Колтунова с надписью: «Любить Родину и ненавидеть вра­ гов, как капитан КолтуновІ». В истории части Леониду Кол- туиову отведено несколько стра­ ниц. Они ярко Iповествуют о к о ­ роткой боевой жизни этого заме­ чательного офицера-,воина. ...Прибыв на Север с первой группой «Ильюшиных», Леонид Колтунов сразу ж е включился в боевую киіпучіую жизнь северомор­ ских летчиков. За 6 вылетов, в ко­ торых он участвовал, капитан сбил 2 немецких самолета, потопил 2 судна врага. Во всех этих вылетах мне пришлось быть ведомым у -Леонида іКолтунова. Отвага, уме­ нье, любовь ,к бояім — вот что о т ­ личало этого офицера. Период, в который пришлось воевать Колтумову, отличался большой интенсивностью враже.- ской авиации,. Немцы тогда уси­ ленно перевозили из Северной Норвегии в Германию руду и раз­ личное сырье. Ежедневно шло по нескольку караванов. Они охра­ нялись с моря—большим эскортом военных кораблей, с івоздуха — усиленным патрулем «Месеер- шмиттов» и «Фокке-іВульфов». Каждый вылет наших штурмови­ ков на караван противника был сопряжен с ожесточенной борьбой за возможность прорваться к не­ му. У отдельных летчиков поколеба­ лась вера в силу штурмовика, как морского пикировщика. Отвага к а ­ питана Колтунова разбила все эти сомнения. Д ело было так. Группой «Ильюшиных» под прикрытием 8 «Харрикейнов» мы вылетели на удар по каіравану врага. При под­ ходе к цели нас встретили «Мес- сершмятты». Фашисты шли со всех сторон. Они имели целыю сбить нас с боевого курса, не дать воз­ можности прорваться к каравану. — Отбиваем атаку, идем опять на конвой,—услышали мы голос ведущего. Производя змейки, ,мы сбили одного «Me-J 10». — Хорошо. Вперед, к конівою ! — Снова послышался голос капитана. У самой цели по машинам от­ крыли огонь зенитки. уменье, любовь Лейтенант П. ДОРОХОВ — Маневрируй! Вперед! Атакуем большой транспорт,—передал к а ­ питан. От бомб летчика Гуляева, ныне Героя Советского Союза, этот крупный транспорт взорвался. Мы потопили несколько мелких судов ив охраны. При выіходе из атаки штурмови­ ки снова были встречены немецки,- J ми истребителями. Умело органи­ зовав оборону, Колтунов вывел нас из-под удара и без потерь при­ вел на аэродром. На разборе боевого вылета к а­ питан іКолтунов, отметив положи­ тельные действия всех летчиков, сказал: — Сегодня мы доказали, что ни истребители врага, ни его зенит­ ный огонь не могут помешать нам в выполнении поставленной зад а­ чи. Нашим девизом должен быть: «Штурмовики с боевого курса не сворачивают!». Эти слова, сказанные капитаном Колтуновым, были сразу ж е под­ хвачены всеми летчиками части. Девиз «Штурмовики с боевого курса не сворачивают» стал бое­ вым лозунгом североморских штурмовиков. Отвагу в бою капитан іКолтуиов сочетал с мастерством, умением. С большой радостью всегда шли л ет­ чики с ним ,в бой. Они знали: этот командир не даст в обиду, сумеет вывести из любого затруднитель­ ного положения. Сколько бы вра­ гов ии было, Колтунов всегда был спокоен. Знакомый, уверенный г о ­ лос капитана в самые критические минуты внушал в летчиков веру в j свои силы, поднимал их боевой дух. Бывало набросится на нас так много «стодевятых» и «Фок- Ке-Вульфов», что кажется,, ни- ■ Что не может спасти от гибели, і И вот как раз в этот момент раз­ дается спокойный голос Колтуно­ ва: «Не рассыпайтесь, подтяни­ тесь. Я . здесь, будем отбивать атаки». Очень умело всегда строил капитан Колтунов также противо­ зенитный маневр. Честный и во всем правдивый, капитан 'Колтунов умело сочетал командирскую требовательность с заботой о подчищенных. 1 Особой чертой, которая отлича­ ла (Колтунова, была любовь к бо­ ям, настоящая, чистая любовь вои­ на к своему ремеслу. Не было т а ­ кого вылета, в котором (если дают задание его подразделению) не участвовал бы капитан. іКак-то раз в нашу часть пришел запрос на два экипажа. Погода была очень плохая. Однако коман­ дование не хотело упускать конвой противника, который ш ел в Варан- гер-фиюрде, и решило смешанной группой из наиболее опытных штурмовиков и торпедоносцев на­ нести по нему удар. Узнав о таком задании, Колтунов сразу ж е обра­ тился с просьбой послать его. Командование удовлетворило просьбу капитана. Вместе с торпе­ доносцами мы, в паре с капитаном Колтуновым, вылетели в море. Н е­ смотря на плохую видимость, я п о ­ стоянно слышал голос своего командира. — Вперед, вперед, пробьемся! — Я неотлучно шел за ним. Настой­ чивость победила. Около одного мыса а Варанігер-фиорде мы обна­ ружили немецкий конвой, который с воздуха прикрывался 12-ю «Ме- 109» и «ФВ-190». — Бомбить по большому тран­ спорту,—передал ведущий. Через несколько секунд он п о ­ вторил свою команду и приказал мне прорываться к каравану, с в я ­ зав сам боем немецких истребите- леи. Пробившись к транспортам врага, я с высоты 200 метров сбро­ сил бомбы и вернулся на помощь к капитану. Смело и очень настойчиво драл­ ся в том бою с фашистами капитан Колтунов. Но явное превосход­ ство враіга в силах решило исход битвы,: капитан Колтунов, сбив «Ме-109», не вернулся с задания... В нашу часть приходят молодые летчики. Знакомясь с ее историей, они с восхищением слушают рас­ сказы о боях капитана Леонида Колтунова. Короткая боевая жизнь этого замечательного советского летчика-офицера служ ил а и всегда будет служить для штурмовиков-— дважды краснознаменцев — при­ мером подражания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz