Североморский лётчик. 1944, декабрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 9 декабря 1944 іг., № 291 (361). Инженер-полковник Р. СОБЧЕНКО Их труд кует победу Во время наступательных боев по очищению Заполярья от немец ко-фашистских захватчиков вместе с летчиками большую самоотвер женную работу провел технический состав нашил частей и подразделе ний,, мастерских и баз. Боевой наступательный порыв, которым были охвачены северомор ские ленчики, передавался и тех ническому составу. Механики и оружейники, ,мотористы и электри ки, монтажники и слесари работа ли днем и 'Iі,очіью, іне считаясь со временем, отдыхая лишь считан ные часы. Несмотря «а то, что бое вое напряжение было много боль ше, чем ранее, процент исправной материальной части постоянно оставался у нас весьма высоким. Почти не было пи одного случая, чтобы самолеты из-за каких-либо технических неполадок возвраща- £лись на аэродром, не выполнив за дание. Высокая сознательная дис циплина, организованность в тру де, тщательный контроль за 'всем, что приходилось делать на мате риальной части — все это помо гало нашим людям работать бы стра и качественно. Период напряженных боев на учил технический состав очень бы стро вводить в строй подбитые в воздушном сражении машины». Бы ли случаи, когда ремонтники, где инженером т. Елисеев, получив ве чером 8 — 12 неисправных самоле тов, и утру полностью вводили их в строй. Быстрому ремонту прихо дящих из боя самолетов помогала, кроме высокого патриотического стремления людей, особая органи зация ремонтных работ п дни наступательных боев, которую мы будем практиковать и будущем. Эта организация заключается в следующем. На период боевых вы летом в часть является представи тель авиационной мастерской. Он вместо с инженером и старшим тех. «гиком подразделения тщательно осматривает все возвратившиеся да боя самолеты и тут же, на месте, определив характер ремонта, немед ленно ставит на нето свои брига ды или вызывает их из мастерской, если последние отсутствуют на аэродроме. Особенно хорошо рабо тали на аэродромах офицеры и сер жанты мастерских, которыми руко водят старшие офицеры тт. Со л о в е л и Комаров. Борясь за высокий процент ис правности материальной части, наш технический состав повседневно проявлял разумную сметку и ини циативу. Не имея иногда запасных частей, механики брали их от дру гих типов самолетов и без ущерба для качества вводили машины в строй. Большую работу на этот раз вы полняли инженеры экеллоатацион- ного и ремонтного отделов. Во время всей операции инже- I нер-капитаін т. Поляков находился на одном из наших оперативных аэ родромов. На его плечах, но с у ществу, лежала вся ответствен ность за постоянную боеготовность самолетов, находящихся на этом аэродроме. Со своей задачей т. П о ляков справился отлично и был на гражден орденом Отечественной войны II степени. Умело также ор ганизовывали труд на прикреплен ных об’ектах инженеры управления тт. Баранов, Леймаи и Бабкин. Высокий патриотизм, стремление быть достойными наших славных летчиков, поднимали техников и младших специалистов наших ча стей и подразделений на трудовые подвиги. Старшие техник-лейтенанты тт. Кузнецов и Баканов руководят двумя различными подразделения ми. Но одно об’ещиняет этих това,- рищей: самолеты, которые обслу живают они, не знают отказа в бое вой работе, летчики, прилетая с задания, ничего не могут сказать своим техникам, кроме благодар ности. Очень напряженно и много при шлось за последнее время порабо тать ПАРМ’у, руководимому офи цером т. Ясинским. Несмотря на то, что этот ПАРМ, ввиду отда ленности от своих баз, находится, по сравнению с другими, в менее выгодном положении, все задания командования он выполнял очень оперативно и досрочно. Своих героев труда, «наземных героев», как у нас называют иногда техников, имеет каждая часть, под разделение. В Н-еком Киркенес ском истребительном авиаполку служат старший техник-лейтенант Белоусов, старшина Николаев и сержант Болдузин. О их отличной работе в части знают все. Это — уважаемое товарищи. Лучшим механиком другой на шей части является старший сер жант Васильев. Самолет, обслужи ваемый нм с первых дней войны, ни разу не имел отказов в работе. В последних наступательных боях машина Васильева успешно произ водила по 5—6 боевых вылетов в день. Несколько фашистских транс портов пустил летчик на дно Ба ренцева моря на «Ильюшине», ко торый обслуживает механик само лета т. Шкабарь. Старший сер жант Шкабарь — умелый и опыт ный специалист своего дела. В статье трудно перечислить фа милии всех наших товарищей, о т личившихся в последних наступа- *тельных боях. Боевая работа мно- - 0 — КОНФЕРЕНЦИЯ ТЕХСОСТАВА Этот тип истребителя техниче ским составом Н-ской гвардейской части обслуживается продолжи тельное время. На нем летчики ча сти бьют врага на Севере более 2-х лет. Техники и инженеры так ж е накопили богатый опыт эк- сплоатации материальной части. Д л я того, чтобы подытожить этот опыт и наметить дальнейшие пути лучшей эк&влоатации самолета н мотора, техники-гвардейцы собра лись на-днях на конференцию. О работе маслянной системы мо тора при низких температурах рассказал гвардии техник-лейте нант т. Смирнов. Вскрыв дефекты, встречающиеся в работе системы, он подробно, ,на конкретных при мерах, показал пути их устранения и предупреждения. С докладами выступили также гвардии старшие техник-лейте нанты тт. Турин, Богданов и дру гие. Зсг/эуіГеэшіо ^АВИАЦИИ Строюіцийся ге ликоптер Сикор- ского нового типа оборудуется де- сятииилиидровым мотором Пратт эид Уитни „Уоса НОВЫЙ ГЕЛИКОПТЕР Юниор" мощно стью в 450 лоша диных сил с водя ным охлаждением. Геликоптер двух местный, макси мальная скорость его 176 клм. в час, радиус * дей ствия—640 кило метров. .Интѳравиа*. гих техников и младших специали стом отмечена орденами и медаля ми, многие получили благодарность от командования. Успехи, которых достигли наши инженеры, техники и младшие, спе циалисты, ни а коей мере не д о лж ны успокаивать нас. 'Впереди — решающие бои. Они будут суровы ми и жестокими. Для того, чтобы во всеору жии встретить эти бои, от нашето ичпжечіерно-тех,нического состава требуется: время, свободное от боевой рабо ты, максимально использовать для приведения материальной части в полный порядок, в соответствии с указалиями, наставлениями и ин струкциям,и. Поднять дисциплину, порядок и организованность на еіце более высокий уровень; обратить все усилия на предот-, вращение ле.тных происшествий. Для этого увеличить требователь ность к себе, строго контролиро вать каждый свой шаг, не на сло ва*, а на деле заниматься техниче ской учебой, причем не поверх ностно, а глубоко, по-настоящему; самолеты, полученные нашими техниками, в минимально корот кие сроки привести в боевую го товность. Повышать культуру р а боты на материальной части; в связи с наступившей зимой еще раз проверить, готова ли матери альная часть к зимней эксплоата- ции. Всякие отказы а работе мото ров и агрегатов самолета в зимнее время по вине технического соста ва должны быть исключены, -- О--- Любимец Н-ской гвардейской части, один из лучших ве дущих пар, летчик-истребитель /Николай Пилюс, сбивший три немецких самолета. Фото И. Михеева. МОЛОДОЙ ЛЕТЧИК, УЧИСЬ ВОЕВАТЬ У ГЕРОЕВ - СЕВЕРОМОРЦЕВ Отвага, к боям )В ленинской комнате нашей ча ста виісел плакат с портретом к а питана Л. 'Колтунова с надписью: «Любить Родину и ненавидеть вра гов, как капитан КолтуновІ». В истории части Леониду Кол- туиову отведено несколько стра ниц. Они ярко Iповествуют о к о роткой боевой жизни этого заме чательного офицера-,воина. ...Прибыв на Север с первой группой «Ильюшиных», Леонид Колтунов сразу ж е включился в боевую киіпучіую жизнь северомор ских летчиков. За 6 вылетов, в ко торых он участвовал, капитан сбил 2 немецких самолета, потопил 2 судна врага. Во всех этих вылетах мне пришлось быть ведомым у -Леонида іКолтунова. Отвага, уме нье, любовь ,к бояім — вот что о т личало этого офицера. Период, в который пришлось воевать Колтумову, отличался большой интенсивностью враже.- ской авиации,. Немцы тогда уси ленно перевозили из Северной Норвегии в Германию руду и раз личное сырье. Ежедневно шло по нескольку караванов. Они охра нялись с моря—большим эскортом военных кораблей, с івоздуха — усиленным патрулем «Месеер- шмиттов» и «Фокке-іВульфов». Каждый вылет наших штурмови ков на караван противника был сопряжен с ожесточенной борьбой за возможность прорваться к не му. У отдельных летчиков поколеба лась вера в силу штурмовика, как морского пикировщика. Отвага к а питана Колтунова разбила все эти сомнения. Д ело было так. Группой «Ильюшиных» под прикрытием 8 «Харрикейнов» мы вылетели на удар по каіравану врага. При под ходе к цели нас встретили «Мес- сершмятты». Фашисты шли со всех сторон. Они имели целыю сбить нас с боевого курса, не дать воз можности прорваться к каравану. — Отбиваем атаку, идем опять на конвой,—услышали мы голос ведущего. Производя змейки, ,мы сбили одного «Me-J 10». — Хорошо. Вперед, к конівою ! — Снова послышался голос капитана. У самой цели по машинам от крыли огонь зенитки. уменье, любовь Лейтенант П. ДОРОХОВ — Маневрируй! Вперед! Атакуем большой транспорт,—передал к а питан. От бомб летчика Гуляева, ныне Героя Советского Союза, этот крупный транспорт взорвался. Мы потопили несколько мелких судов ив охраны. При выіходе из атаки штурмови ки снова были встречены немецки,- J ми истребителями. Умело органи зовав оборону, Колтунов вывел нас из-под удара и без потерь при вел на аэродром. На разборе боевого вылета к а питан іКолтунов, отметив положи тельные действия всех летчиков, сказал: — Сегодня мы доказали, что ни истребители врага, ни его зенит ный огонь не могут помешать нам в выполнении поставленной зад а чи. Нашим девизом должен быть: «Штурмовики с боевого курса не сворачивают!». Эти слова, сказанные капитаном Колтуновым, были сразу ж е под хвачены всеми летчиками части. Девиз «Штурмовики с боевого курса не сворачивают» стал бое вым лозунгом североморских штурмовиков. Отвагу в бою капитан іКолтуиов сочетал с мастерством, умением. С большой радостью всегда шли л ет чики с ним ,в бой. Они знали: этот командир не даст в обиду, сумеет вывести из любого затруднитель ного положения. Сколько бы вра гов ии было, Колтунов всегда был спокоен. Знакомый, уверенный г о лос капитана в самые критические минуты внушал в летчиков веру в j свои силы, поднимал их боевой дух. Бывало набросится на нас так много «стодевятых» и «Фок- Ке-Вульфов», что кажется,, ни- ■ Что не может спасти от гибели, і И вот как раз в этот момент раз дается спокойный голос Колтуно ва: «Не рассыпайтесь, подтяни тесь. Я . здесь, будем отбивать атаки». Очень умело всегда строил капитан Колтунов также противо зенитный маневр. Честный и во всем правдивый, капитан 'Колтунов умело сочетал командирскую требовательность с заботой о подчищенных. 1 Особой чертой, которая отлича ла (Колтунова, была любовь к бо ям, настоящая, чистая любовь вои на к своему ремеслу. Не было т а кого вылета, в котором (если дают задание его подразделению) не участвовал бы капитан. іКак-то раз в нашу часть пришел запрос на два экипажа. Погода была очень плохая. Однако коман дование не хотело упускать конвой противника, который ш ел в Варан- гер-фиюрде, и решило смешанной группой из наиболее опытных штурмовиков и торпедоносцев на нести по нему удар. Узнав о таком задании, Колтунов сразу ж е обра тился с просьбой послать его. Командование удовлетворило просьбу капитана. Вместе с торпе доносцами мы, в паре с капитаном Колтуновым, вылетели в море. Н е смотря на плохую видимость, я п о стоянно слышал голос своего командира. — Вперед, вперед, пробьемся! — Я неотлучно шел за ним. Настой чивость победила. Около одного мыса а Варанігер-фиорде мы обна ружили немецкий конвой, который с воздуха прикрывался 12-ю «Ме- 109» и «ФВ-190». — Бомбить по большому тран спорту,—передал ведущий. Через несколько секунд он п о вторил свою команду и приказал мне прорываться к каравану, с в я зав сам боем немецких истребите- леи. Пробившись к транспортам врага, я с высоты 200 метров сбро сил бомбы и вернулся на помощь к капитану. Смело и очень настойчиво драл ся в том бою с фашистами капитан Колтунов. Но явное превосход ство враіга в силах решило исход битвы,: капитан Колтунов, сбив «Ме-109», не вернулся с задания... В нашу часть приходят молодые летчики. Знакомясь с ее историей, они с восхищением слушают рас сказы о боях капитана Леонида Колтунова. Короткая боевая жизнь этого замечательного советского летчика-офицера служ ил а и всегда будет служить для штурмовиков-— дважды краснознаменцев — при мером подражания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz