Североморский лётчик. 1944, декабрь.

Высокая награда вдохновляет на новые ратные дела НАШЕ ЗАПОЛЯРЬЕ Герой Советского Союза капитан П. СЕЛЕЗНЕВ Сурова природа за Полярным кругом. Неприступные скалы , и с ­ хоженные места. Трудно здесь с непривычки новому человеку/ Но стоит поближе познакомиться с Заполярьем, постоять за него в боях с врагом, как ближе и роднее становится эта суровая древняя земля. I Еще два столетия тому н а з а д ' Михаила Ломоносов доказывал царскому правительству наличие огромных богатств в недрах С еве­ ра. Великий русский ученый на­ стойчиво призывал изучить недра этого богатого края. Без ответа оставались просьбы Ломоносова. Новая жизнь пришла в Запо­ лярье с советской властью . Горя­ чо убеж д ал Сергей Миронович Киров: «Встряхнуть эту старую землю». Оін призывал научные о р ­ ганизации и практических работни. ков последовать совету Ломоносо­ ва. Поддерж анные товарищем Сталиным, ленинградские больше­ вики во главе с Кировым ваялись за освоение края, о.котором рань­ ше говорилось: «Это там, куд а Макар телят не гонял». .^Началась великая стройка. В хибинских горах был найден «ка­ мень плодородия»—апатит. К б е ­ регу красивого озера Вудьявр пролегла железная дорога. Загре- мел аммонал. И величайшие в ми­ ре запасы апатита конвейером по­ текли в страну. У рудника вырос социалистический город, ныне но­ сящий имя Кирова. Рядом с К и ­ ровском возник совхоз «Инду­ стрия». Заполярье, впервые в исто­ рии, увидело свои овощи. Отсюда же, с изумительного по красоте озера Имандра, на берегу которого расположился детский санаторий, протянулись в удаленные концы Кольского полуострова первые заполярные авиалинии. Появился новый город Монче­ горск. И з Монча-тундры пошли тонны первого советского никеля. На Туломе и Ниве выросли корпу­ са гидростанций, и питаемые их током электровозы помчали к Мурманску тяіжеловесяые поезда. Все пути Заіполяірья сходятся в Мурманске—у ворот в мир. Здесь, У причалов северного советского форпоста, день и ночь раагружа лщсь рыбные траулеры , отсюда шли во все порты мира корабли под флагами многих стран, сюда возвращался после славных похо дов ледокол «И. Сталин», отсюда Же уходил он по сквозному Се верному Морскому пути во Вла Диаосток. В первые годы Великой Отече ствеігной войны, когд а советская страна оказалась в тяжелом по лоокении, многие „коммуняка Ции с союзниками были прер ваны. Единственной дорогой на запад — дорогой в мир оставался незамерзающий порт Мурманск. Сюда, к причалам заполярного порта, по артерии, связывавшей советскую страну с союзниками, Шла помощь. Тяжело груженые составы везли на наши фронта са­ молеты, танки, орудия, продоволь­ ствие. Вражеская авиация предприни­ мала отчаянные попытки, чтобы сорвать перевозки, 'нарушить жи з­ ненную силу артерии. Нам, севе­ роморским летчикам, выпала .ве­ ликая честь не допустить этого, И когда мы поднимались в воздух на боевых машинах, то прежде всего думали о земле, которая оставалась под нашими самолета­ ми. З а нее шли а бой мои славные друзья Герои Советского Союза Елькин и Вербицкий. О ней думал и я, уходя в море вместе с Героем Советского Союза Турковым или с Вербицким, пробивая облачность у Тромее... И вот а честь всех защитников Советского Заполярья, отстояв­ ших его земли, отстоявших до. рогу в мир, учреждена от- ныне медаль «За оборону Совет­ ского Заполярья». Она является СИМВОЛОМ іВСеіГО того, за что мы здесь сражались/ не допустив врага к богатствам края, не позво-) лив ему нарушить нашей дороги в 1 мир. Она является символом ѵуже. ства и стойкости героических з а ­ щитников Советского Заполярья.. С особой радостью примут высо­ кую награду '.мои .товарищи по ору­ жию Герой Советского Союза т. Іурков, тт. Наконечный, Хаім- дохов, Андреев, Калейников и По­ ловим. Их жизнь и борьба с вра­ гом протекали в Заполярья. Почти каждый из них служит здесь ' со дня рождения североморской авиа. ции и каждый с первого дня вой­ ны защищает эту землю. Третий год нахожусь я на Севе­ ре. Здесь я удостоен высокого звания Героя Советского Союза, два ордена Красного Знамени и ор­ ден Красной Звезды вручены мне. И вот теперь, к медаіли «За оборо- ну Ленинграда», полученной за за­ щиту города-героя в первые годы войны, прибавится медаль «За обо. рону Советского Заполярья». Эта радость вдохновляет нас. В такой момент еще явственнее встает іперед глазами суровая зем* ля Советского Заполярья, земля, родство с которой скреплено кровью друзей, земля, которую мы отстояли от немецко-фашистских захватчиков. На обороте новой медали есть надпись: «За вашу Советскую Родину». Североморцы с гордистью могут сказать: это награда тебя, наше Заполярье! НАГРАДА ДОСТОЙНЫМ Мне одним из первых пришлось на краснозвездном самолете под­ няться с заполярного аэродрома в воздух. Это было за несколько лет до начала Великой Отечественной войны. С тех пор, с первого полета на «У-<2», прошло уже много вре­ мени. Но незабываемо первое впе­ чатление и радость, Испытанные в полете над заполярной зеѵле-й .. За эту землю североморские лет. чики с первого дня войны подня­ лись на советских машинах против «Юнкерсов» и «Мессершмиттов» Тяжельши и неравными были пер вые бои в заполярном небе. Про тивник превосходил нас в несколь ко рая по количеству. Но мы вы стояли. Мы защитили Мурманск и его мировые причалы. Мы отстоя­ ли наше Заполярье. Кто в нашей стране не знает имя легендарного Сафонова — первого бесстрашного защитника Совет­ ского Заполярья? Оно известно по. всюду. Сафонов всей душой любил Север. Я помню, как осенью 1941 года, когда в заполярном небе были особо напряженными бои, он говорил нам: — Друзья! Люблю я наш Север. За его и жизнь свою рад отдать... Мы его обязательно защитим, На­ вечно он будет наш — советский, русский... В этих словах большая любовь к родной земле. Увлекаемые и ве­ домые Сафоновым, истребители- североморцы насмерть, по-сафонов- скн разили и разят ненавистного врага. j| В 1942— 1943 гг. североморские истребители прочно держали ct»oe господство в небе Советского Се­ вера. Достойные ученики и на­ следники Сафонова Герои Совет­ ского Союза гвардейцы Орлсв, Покровский, Климов, Коломиец, Диденко, истребители-сафоновцы Адонкин, Дорошин, Максимович и многие, многие другие, не щздя своей жизни, защищали и зашищі- і ют любимую землю. Северяне на- j долго запомнят боевые дела наших ! истребителей. ,| Неувядаемой славой покрыли свои имена североморские летчики в наступательных боях этого года, когда они помогали войскам Ка- j рельского фроюта и морякам Се­ верного флота изгонять немцев из . Печенги и Киркенес а. В этих боях они показали новые образцы му­ жества и геройства. Гори же ярко, дорогая медаль— награда славным защитникам на­ шего родного Заполярья! Майор Д. СИНЕВ. ХРОНИКА ПОБЕД' ЖЕЛЕЗНАЯ СТОЙКОСТЬ Сосредоточив на аэродромах Се­ верной Норвегии и Финляндии около 500 новейших «Юнкерсов» и «Мессершмиттов», немцы в июне 1941 года начали против нас свое воздушное наступление. «Мы за­ душим большевистскую авиацию на ее аэродромах», — писал тогда командующий германскими авиа­ ционными войсками на Севере г е ­ нерал-полковник Штумпф. Немногочисленные северомор­ ские истребители приняли удар врага. Навстречу армадам самоле­ тов, меченных паучьей свастикой, поднялись звенья наших «И-16», «чаек» и «бисов». Началась борьба не на жизнь, а на смерть. Не имея достаточного боевого опыта, североморские летчики си­ ле врага, его коварству противо­ поставили свою железную стой­ кость, мужество и выдержку. Вслед за легендарным Борисом Сафоновым, примеры мужества по­ казали летчики Герой Советского Союза Губанов, тт. Туманов, Адон. кии, Дорошин, Реутов и дру­ гие. Постепенно, при неимоверном напряжении сил, наши истребители метр за метром отвоевывали у вра­ га небо. Воздушные бои июля, ав­ густа и сентября 1941 года, осо­ бенно проводимые эскадрильей Бо­ риса Сафонова, окончательно над­ ломили силы врага, навсегда со­ рвали с него спесь. Теперь, когда мы господствуем не только у себя^ но и в небе вра­ га, явственно встают те суровые JJHH боев за господство в небе, а значит и за успехи наших сухопут­ ных и морских сил. Стойкость, ж е ­ лезная стойкость, —■вот один из главных элементов, который помог нашим летчикам одержать победу над хвалеными армадами немецких «Юнкерсов» и «Мессе ршммттоів». Весть об учреждении медали «За оборону Советского Запо­ лярья» для нас, североморце.ві , — большое и волнующее событие. Особенно оно радует тех, кто с первых дней войны сражается в небе Севера, кто прошел весь славный и трудный путь борьбы за Мурманск — окно в мир, за се­ верные '.морские коммуникации. Майор Ф. ПЛОТКО. D СЕНТЯБРЕ 1941 года тор- ll педный катер капитан-лей­ тенанта Шабалина, ныне дваж­ ды Героя Советского Союза, от­ крыл боевой счет катерников. С того дня счет североморских ка­ терников рос и множился. За три года на Севере торпед­ ными катерами потоплено 13 не­ мецких транспортов, 5 стороже­ вых кораблей, 1 эсминец и 2 подводных лодки. 1 ' * * * *7 ПРОТИВ 52-х — так обычно * именуют у нас день 15 сен­ тября 1941 года. В этот день 7 наших летчиков сражались про­ тив 52 немецких. 5 сбитых не­ мецких самолетов, 2 из которых приходится на долю Сафонова,— і таков итог этого боя. * * * ! г т ИЮЛЯ 1942 года впервые j ^ за время Отечественной вой­ ны в водах Баренцева моря тор­ педой, выпущенной летчиком-се- вероморцем Иваном Гарбуз, был потоплен фашистский транспорт водоизмещением 15 тысяч тонн. * Ч U МЕРНЫМ месяцем для нем- * цев был январь 1943 г о д а - 18 различных транспортов и ко­ раблей врага водоизмещением в 103.660 тонн потопили в тот ме­ сяц наши летчики. 15 января бессмертный подвиг совершил экипаж гвардейца Андрея Баш- тыркова. * * * О МЕСТЕ с воинами Красной Армии морские пехотинцы Северного флота отстояли самый крайний северный форпост нашей страны — полуостров Рыбачий и преградили немцам путь к Мур­ манску. Затем, также совместно с пехотинцами, моряки флота вышвырнули фашистов из Запо­ лярья. Только за три года Великой Отечественной войны морские пехотинцы, снайперы, пулем’ет- чики, минометчики и артиллери­ сты истребили свыше 20 тысяч немецких солдат и офицеров. Героические подвиги Василия Кислякова, Ивана Сивкова, Александра Торцева, Василия Боровкова, морских пехотинцев Царегородцева, Дмитриенко, Ка­ торжного навсегда сохранятся в і памяти народа. Участники героического наступления в Заполярье: гвардии майор А, Волошин, гвардии капитан В. ников, капитан П. Евдокимов, старший лейтенант Л- Лапин. Максимович, капитан В. Стрель- Фото И. Михеева. 7 декабря 1944 г., № 289 (359). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz