Североморский лётчик. 1944, декабрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Как мы боремся с аварийностью БОЛЕЕ 100 ВЫЛЕТОВ Лейтенант \И. Кучер. Фото А. Петухова. ----® 9 --- П рошло лишь полтора года, как * * лейтенант Кучер окончил авиа­ ционную школу и пришел к нам в часть. Недоверчиво тогда смотре­ ли товарищи на молодого, еще не опытного штурмана, молчаливо­ го и спокойного. В пасмурный сентябрьский день 1943 года командование послало лейтенанта Кучера с летчиком Б а­ тищевым на разведку коммуника­ ций и портоа противника. Весь маршрут от аэродрома до враже­ ских берегов летчики прошли на бреющей высоте, стараясь не быть обнаруженными противником. По­ лет продолжался долго. Два часа находился разведчик в воздухе, а врага не было. — Что за оказия! Неужели ни одного кораблика те обнаружим?— озабоченно спрашивал летчика штурман Кучер. Погода, как на зло, стояла пло- битва за Москву О Ф И Ц Е Р С К О Е ° С О Б Р А Н И Е — Задачи офицерского состава па борьбе с аварийностью,—тако­ му вопросу было посвящено офи­ церское собрание Н-ской части. С подробиым докладом на собрании выступил майор т. Куренок. — Офицеры части,—сказал до­ кладчик, — должны' вести самую решительную борьбу против ава­ рийщиков. Аварии, даже самые маленькие, надо предотвращать. БОЕВЫХ Герой Советского Союза капитан П. Селезнев хая: низкая десятибалльная облач. ность, большие дождевые заряды с видимостью до 500 м., местами обледенение,—все это мешало в е ­ сти разведку. Но возвращаться до. мой, не выполнив задания, развед­ чики не могли. Тем более перед полетом командир эскадрильи спросил: справятся ли они с за ­ данием при такой погоде, а они оба в один голос ответили': «Опра­ вимся». Летчику и штурмаіну хоте­ лось сдержать свое слово. Несмотря на сложные метеоро­ логи,1ческие условия, экипаж на­ стойчиво продолжал разведку ком­ муникаций врага. Настойчивость помогла. Возле од?юго вражеского порта разведчики увидели боль­ шой караван противника. Сразу рассмотреть его не удалось. Противник обнаружил наш само­ лет и открыл по нему сильный зе­ нитный огонь. Это не смутило му­ жественный экипаж. Решение бы­ ло одно—рассмотреть детальнее караван и донести по радио коман­ дованию о его координатах и со ­ ставе. Чтобы уточнить состав, ско­ рость и ход конвоя, летчику при­ шлось трижды заходить на цель. Все ясно. Экипаж передал по ра­ дио о конвое врага. На аэродроме друзья поздравили лейтенанта Ку­ чера с первым успешным боевым вылетом. Много времени прошло с того дня. За это время лейтенант 'Ку­ чер стал смелым воздушным раз­ ведчиком. Более 100 боевых выле­ тов произвел он на разведку ком­ муникаций, портов и фотографи­ рование аэродромов и военно-мор­ ских баз противника. Сейчас Иван Кучер—один из лучших штурманов части. Наибо­ лее трудные, ответственные за д а­ ния поручаются ему и с каждым он справляется с честмо. За му­ жество и геройство, проявленные в боях с врагом, лейтенант Кучер получил три правительственных награды. 6 декабря 1944 г., № 288 (358). Для этого нужно поднять дисци­ плину и организованность, уси­ лить контроль за качеством вы­ полнения каждой работы, глубже изучать материальную часть само­ летов', строго выполнять все ин­ струкции и наставления. Майор т. Куренок подверг резкой крити­ ке летчиков Богданова и Росса- шанского, допустивших по своей вине вынужденные посадки. Некоторое время наше подраз­ деление было в числе отсталых, по сбережению материальной ча­ сти. Небрежное отношение к боевой технике привело к росту поломок материальной части, а моя фамилия упоминалась н доку­ ментах и на совещаниях в числе людей, которые не организовали настоящей борьбы за безаварий­ ную лепную работу. Естественно, что это заставило меня пересмотреть свою работу, толкнуло па более глубокий ана­ лиз допущенных ошибок. Партий, пая совесть подсказала мне, чго устранить недостатки можно лишь энергичным наведением строгого порядка во всех звеньях нашей работы. Прежде всего мы серьезнее ста­ ли заниматься обучением молодых летчиков. Известно, что авиацион­ ные училища не могут сразу дать кадры, уже полностью готовые к боевой работе на данном театре и на данном типе самолета. Иногда по приходе в часть вчерашний куірсант встречается с новой для него машиной или с модифициро­ ванным типом знакомого самолета. В обоих случаях новичку надо п е ­ реучиваться, входить в строй. Но даже и после того, когда молодой летчик получает знакомую маши­ ну, на нашем театре ему все же необходимо учиться почти заново. У пилота, только что пришедше­ го из школы, техника пилотирова­ ния еще слаба, знаний іи навыков в летном деле мало. Поэтому в мо­ лодом летчике необходимо разви­ вать любовь и стремление к теоре. тнческому и практическому само­ о б р а з о в а н и ю , к беспрестанному со- в е р ш е н с т Б О в а н н ю . Период, даю- щийся на в в о д в строй молодежи на войне, короток. Очень важно, чтобы он прошел с максимальным напряжением. Вот здесь то и ве­ лика '[юль командира, долг кото­ рого ' 'и® допустить, чтобы пе­ риод ввода п ет.рой прошел неор­ ганизованно. Какие недостатки были у нас по вводу п строй и обеснечешшо безаварийности? Прежде всего; они крылись в организации процесса подготовки молодого летного состава. Будучи заняты боевой работой, мы уделя­ ли слабое внимание воспитании) нового пополнении, ошибочно ото­ двигая это важное дело на задний план. Это привело к тому, что обучением молодых летчиков з а ­ нимались подчас не сами их коман­ диры, а второстепенные липа, процесс учебы проходил не стро­ го последовательно, в определен­ ной системе, а рывками, время от времени. Упустили мы такж-* и еще очень важное дело — жесткий контроль за техиико-эксплоатл - ционной службой. В результате допущенных оши­ бок и недостатков, в подразделе­ нии 'Возникли аварии и поломки по вине молодых летчиков, которые, имея слабую технику пилотирова­ ния, переоценили своп силы, были излишне самоуверенными, а неко­ торые попросту зазнались. Прибывший из училища млад­ ший лейтенант Демидов с прене­ брежением относился к изучению самолета, его технических и та к ­ тических данных. Кабину он кое- как зн ал и на этом курс обучения Майор А. Тульски а © считал законченным. В училище Демидов получил определенные навыюи и, видимо, думал, что это­ го достаточно и можно доволь­ ствоваться старым багажом. Са­ мостоятельно Демидов не занимал, ся, ограничиваясь только тем, что проходилось во время обязатель­ ных практических занятий. Од. наіжды командир дал Демидов/у задание--полет в зону с выполне­ нием нескольких виражей. Выпол­ нил задание, летчик, не имеющий необходимой подготовки и разре­ шения камаігдовання, допустил не­ мыслимую отсебятину: начал д е ­ лать боевые развороты, петли. Как и следовало ожидать, фигуры у нега не получались, ибо Деми­ дов допускал ошибку за ошибкой. Но молодой зазнайка не унимался. В результате он свалился в про­ извольный штопор... Непрочные знания быстро теряются. Об этом как раз забыл Демидов. То, что он знал и умел делать в училище полгода тому назад на одном само, лете, не далось ему и части на дру­ гом. Другой молодой летчик, млад­ ший лейтенант Соколов, пришел к нам с прочными знаниями. Это позволило ему быстро войти в строй. Однако как только Соко- лоз стал летать самостоятельно, у него от первых же успехов закру­ жилась голова. Выполняя боевые задания командования, он решил, что теперь ему учиться уже нечего. Опасная самонадеянность сказа­ лась в одном из вылетов. Летчик, не прогрев мотора, пошел на взлет. Холодный мотор начал д а­ вать перебои, и уже на высоте 50—60 метро» Соколов принял ре­ шение немедленно садиться. Новая машина была поломана только из- за неграмотной вынужденной по. садки Соколова. Неправильно было бы утверж­ дать, что в этих происшествиях повинны только летчики. За их слабую подготовку отвечаем преж­ де всего мы, те, кому поручено воспитанно и обучение молодежи. Поэтому я хочу остановиться на мерах, которые нами были приня­ ты в целях ликвидации имевших место ошибок. Мы увеличили количество тре­ нировочных полетов молодым л ет­ чикам. Увеличение пошло не за счет повторения одного и того же, а за счет введения некоторых но­ вых, более сложных заданий и нормативов, необходимых для пол­ нейшей отработкаі техники пило­ тирования на 'нашем типе самоле­ та. Так, например, теперь молодые летчики 6 обязательном порядке на спаренном самолете провозятся не только по кругу и в зону, как было раньше, но и отрабатывают вместе с опытным летчиком наибо­ лее сложные фигуры, в том числе и вывод самолета из штопора. На­ ряду с упорядочением практиче­ ской учебы, строже и организо­ ваннее проходят теоретические за­ нятия. На них уделяется большое внимание изучению Наставления по производству полетов. Мы до­ биваемся, чтобы оно стало на­ стольной книгой летчиков. Выше я говорил о недостаточном контроле за технико-эксплоатаци- ОШЮ.Й службой. Прошлую зиму из- за этого мы имели ряд неприятно­ стей. Недостаточное освоение от­ дельными инженерами и техниками всех моментов эксплоатации мото­ ра «Алисон» не дало возможности во-время вскрыть причины отказов материальной части. В результате у нас имелись вынужденные по­ садки, а иногда и поломки по «не­ известным» причинам. Анализ этих «неизвестных» причин, произведен­ ный квалифицированными специа. листами, показал, что дело в нас самих. Стоило техникам отказать­ ся от холодного запуска и начать более тщательно следить за тем­ пературным режимом работы мо­ тора, как всякие отказы исчезли. Неоценимую помощь и наведе­ нии порядка и организации в л ет­ но-технической подготовке оказа­ ла нам серьезная воспитательная работа, которую проводят партий, ная и комсомольская организации. На партийных и комсомольских собраниях несколько раз ставил­ ся вопрос об улучшении органи­ зации учебы с молодыми летчи­ ками, обсуждались ошибки от­ дельных коммунистов и комсо­ мольцев, повинных в авариях и по­ ломках. Недавно на партсобрании мы слушали летчиков Соколова и Карпенко, имевших в прошлом п о ­ ломки. Они рассказали о работе над собой, как повышали летное мастерство. В прениях выступили многие летчики и техники. Лейте­ нанты Поповкин и Васин указали т. Соколову, что он не совсем до­ бросовестно относятся к техниче­ ской учебе, пренебрегает важными мелочами, что все это неизбежно приведет Соколова к повторению ипибок. Собрание многому научи­ ло Соколова, и он стал гораздо серьешіес работать над собой. Настоящая борьба за безаварий­ ную летную работу не может огра­ ничиться «опросами, на которых я остановился. Четкая организация и дисциплина полетов, доброкаче­ ственная подготовка летных к а д ­ ров, отличная техника 'Пилотиро­ вания безукоризненная подготовка материальной части—это основное, на что должно быть обращено сей­ час внимание каждого руководя, щего офицера. В е л и к а я Три года назад под Москвой Красная Армия разгромила отбор­ ные войска немецких захватчиков и отбросила их от столицы совет - 1 ской страны. Сражение за Москву » 1941 го­ ду войдет в историю Великой Оте­ чественной войны, как один из ярких примеров оперативного ма-1 стерства советского командования и высокой боеспособности войск Красной Армии. Вместе с тем — это бессмертный образец патрио­ тизма-, мужества и пламенной нена­ висти советских людей к жестоко­ му и коварному врагу, напавшему на нашу Родину. Под Москвой | Красная Армия впервые разоблачи- j ла басню немцев о непобедимости; гитлеровской армии, показала все-! му миру, что немецких захватчиков можно бить. Битва за советскую столицу раз­ вернулась в грозной для нашей Родины обстановке. Гитлеровское! командование после провала своих планов молниеносного разгрома Красной Армии задалось целью покончить с Советским Союзом до наступления зимы. Для осуще­ ствления этой задачи немцы из­ брали московское стратегическое направление « сконцентрировали здесь крупные силы- Овладение столицей Советского Союза по расчетам фашистского коман­ дования должно было привести к капитуляции СССР и окончанию войны на востоке. Полковник И. Коротков Ф Насколько гитлеровцы были уве­ рены в успехе своего замысла, видно из приказа Гитлера по вой­ скам восточного фронта 2 октября 1941 года: «За несколько недель три самых основных промышлен­ ных района будут полностью а на­ ших руках,—писал Гитлер в этом приказе,—Создана, наконец, пред­ посылка к последнему огромному удару, который еще до наступле­ ния зимы должен привести к унич­ тожению врага». Второго октября 1941 года германские войска общей численностью до 30—35 дивизий начали наступление на Москву. На фронте протяжением около 450 километров развернулись ожесто­ ченные бои. Советские войска стойко встретили яростный на­ тиск врага. Борьба с самого начала приняла напряженный и острый характер. Наступлению фашистских диви­ зий была противопоставлена упор­ ная оборона советских войск. Она была глубокой и учитывала нали­ чие у врага большой массы тан­ ков. Опираясь па оборонительные ру­ бежи, наши войска изматывали противника и наносили ему боль­ шой урон в живой силе и технике. Исключительную -роль сыграла в этом советская артиллерия всех видов и калибров. Она своим мет­ ким огнем вывела из строя мно­ гие десятки танков противника. Ценой огромных усилий немцам удалось продвинуться на несколь­ ко десятков километров вперед и выйти на дальние подступы к Москве. Однако на линии можай­ ских укрепленных позиций враг вначале ноября был остановлен. 19 октября состоялось решение Государственного Комитета Обо­ роны, в котором были намечены решительные мероприятия по обо­ роне столицы и подготовке -раз­ грома врага. Величайшее истори­ ческое значение имели выступле­ ния товарища Сталина 6 и 7 но­ ября и московский военный парад 7 ноября 1941 года. Слова, полные спокойствия и уверенности в победе, прозвучали на всю страну, на 'весь мир и еще более мобили­ зовали советский ііарод на беспо­ щадную борьбу с гитлеровскими захватчиками. Потерпев неудачу в первом ок­ тябрьском наступлении на Москву, германская ставка начала подго­ товку ко второму удару. На ,этот раз силы, предназначенные для овладения столицей, были увели­ чены до 51 дивизии, в том числе находилось 13 танковых, т. е. по­ ловина всех танковых дивизии, имевшихся тогда у Германии. Оперативный план германского командования заключался в том, чтобы ударами сильных танковых 4к&шпи _ ^■МШИАЦИИ Л ГИГАНТСКАЯ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА В Кливлендском аэропорте (США.) сооруж ается к р у п ­ нейшая в мире аэрогидродиаами- ческая труба д л я исследования и испы тания а в и а ­ ционных моторов, рассчитанных на вы согны е полеты. Вентиляторы с огромными ло п а­ стями будут соз- д а в іг ь условия вегра скоростью до клм. а час. Мо.цная холодиль­ ная установка соз­ дает тем.іерагур- ные условия, со­ ответствующие в .ісоте 15 тыс. мегроа. Эга аэрогндро- д.шамическая тру­ ба рассчитана на испытание ави а­ ционных д в и г а т е ­ лей максимальной мощностью в 3.000 лошадиных сил, но в дальнейшем оаа сможет ис-" пользоваться для двигателей в 4.000 л. с. .Сайвнс Ньюс Латтвр*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz