Североморский лётчик. 1944, декабрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Как мы боремся с аварийностью БОЛЕЕ 100 ВЫЛЕТОВ Лейтенант \И. Кучер. Фото А. Петухова. ----® 9 --- П рошло лишь полтора года, как * * лейтенант Кучер окончил авиа ционную школу и пришел к нам в часть. Недоверчиво тогда смотре ли товарищи на молодого, еще не опытного штурмана, молчаливо го и спокойного. В пасмурный сентябрьский день 1943 года командование послало лейтенанта Кучера с летчиком Б а тищевым на разведку коммуника ций и портоа противника. Весь маршрут от аэродрома до враже ских берегов летчики прошли на бреющей высоте, стараясь не быть обнаруженными противником. По лет продолжался долго. Два часа находился разведчик в воздухе, а врага не было. — Что за оказия! Неужели ни одного кораблика те обнаружим?— озабоченно спрашивал летчика штурман Кучер. Погода, как на зло, стояла пло- битва за Москву О Ф И Ц Е Р С К О Е ° С О Б Р А Н И Е — Задачи офицерского состава па борьбе с аварийностью,—тако му вопросу было посвящено офи церское собрание Н-ской части. С подробиым докладом на собрании выступил майор т. Куренок. — Офицеры части,—сказал до кладчик, — должны' вести самую решительную борьбу против ава рийщиков. Аварии, даже самые маленькие, надо предотвращать. БОЕВЫХ Герой Советского Союза капитан П. Селезнев хая: низкая десятибалльная облач. ность, большие дождевые заряды с видимостью до 500 м., местами обледенение,—все это мешало в е сти разведку. Но возвращаться до. мой, не выполнив задания, развед чики не могли. Тем более перед полетом командир эскадрильи спросил: справятся ли они с за данием при такой погоде, а они оба в один голос ответили': «Опра вимся». Летчику и штурмаіну хоте лось сдержать свое слово. Несмотря на сложные метеоро логи,1ческие условия, экипаж на стойчиво продолжал разведку ком муникаций врага. Настойчивость помогла. Возле од?юго вражеского порта разведчики увидели боль шой караван противника. Сразу рассмотреть его не удалось. Противник обнаружил наш само лет и открыл по нему сильный зе нитный огонь. Это не смутило му жественный экипаж. Решение бы ло одно—рассмотреть детальнее караван и донести по радио коман дованию о его координатах и со ставе. Чтобы уточнить состав, ско рость и ход конвоя, летчику при шлось трижды заходить на цель. Все ясно. Экипаж передал по ра дио о конвое врага. На аэродроме друзья поздравили лейтенанта Ку чера с первым успешным боевым вылетом. Много времени прошло с того дня. За это время лейтенант 'Ку чер стал смелым воздушным раз ведчиком. Более 100 боевых выле тов произвел он на разведку ком муникаций, портов и фотографи рование аэродромов и военно-мор ских баз противника. Сейчас Иван Кучер—один из лучших штурманов части. Наибо лее трудные, ответственные за д а ния поручаются ему и с каждым он справляется с честмо. За му жество и геройство, проявленные в боях с врагом, лейтенант Кучер получил три правительственных награды. 6 декабря 1944 г., № 288 (358). Для этого нужно поднять дисци плину и организованность, уси лить контроль за качеством вы полнения каждой работы, глубже изучать материальную часть само летов', строго выполнять все ин струкции и наставления. Майор т. Куренок подверг резкой крити ке летчиков Богданова и Росса- шанского, допустивших по своей вине вынужденные посадки. Некоторое время наше подраз деление было в числе отсталых, по сбережению материальной ча сти. Небрежное отношение к боевой технике привело к росту поломок материальной части, а моя фамилия упоминалась н доку ментах и на совещаниях в числе людей, которые не организовали настоящей борьбы за безаварий ную лепную работу. Естественно, что это заставило меня пересмотреть свою работу, толкнуло па более глубокий ана лиз допущенных ошибок. Партий, пая совесть подсказала мне, чго устранить недостатки можно лишь энергичным наведением строгого порядка во всех звеньях нашей работы. Прежде всего мы серьезнее ста ли заниматься обучением молодых летчиков. Известно, что авиацион ные училища не могут сразу дать кадры, уже полностью готовые к боевой работе на данном театре и на данном типе самолета. Иногда по приходе в часть вчерашний куірсант встречается с новой для него машиной или с модифициро ванным типом знакомого самолета. В обоих случаях новичку надо п е реучиваться, входить в строй. Но даже и после того, когда молодой летчик получает знакомую маши ну, на нашем театре ему все же необходимо учиться почти заново. У пилота, только что пришедше го из школы, техника пилотирова ния еще слаба, знаний іи навыков в летном деле мало. Поэтому в мо лодом летчике необходимо разви вать любовь и стремление к теоре. тнческому и практическому само о б р а з о в а н и ю , к беспрестанному со- в е р ш е н с т Б О в а н н ю . Период, даю- щийся на в в о д в строй молодежи на войне, короток. Очень важно, чтобы он прошел с максимальным напряжением. Вот здесь то и ве лика '[юль командира, долг кото рого ' 'и® допустить, чтобы пе риод ввода п ет.рой прошел неор ганизованно. Какие недостатки были у нас по вводу п строй и обеснечешшо безаварийности? Прежде всего; они крылись в организации процесса подготовки молодого летного состава. Будучи заняты боевой работой, мы уделя ли слабое внимание воспитании) нового пополнении, ошибочно ото двигая это важное дело на задний план. Это привело к тому, что обучением молодых летчиков з а нимались подчас не сами их коман диры, а второстепенные липа, процесс учебы проходил не стро го последовательно, в определен ной системе, а рывками, время от времени. Упустили мы такж-* и еще очень важное дело — жесткий контроль за техиико-эксплоатл - ционной службой. В результате допущенных оши бок и недостатков, в подразделе нии 'Возникли аварии и поломки по вине молодых летчиков, которые, имея слабую технику пилотирова ния, переоценили своп силы, были излишне самоуверенными, а неко торые попросту зазнались. Прибывший из училища млад ший лейтенант Демидов с прене брежением относился к изучению самолета, его технических и та к тических данных. Кабину он кое- как зн ал и на этом курс обучения Майор А. Тульски а © считал законченным. В училище Демидов получил определенные навыюи и, видимо, думал, что это го достаточно и можно доволь ствоваться старым багажом. Са мостоятельно Демидов не занимал, ся, ограничиваясь только тем, что проходилось во время обязатель ных практических занятий. Од. наіжды командир дал Демидов/у задание--полет в зону с выполне нием нескольких виражей. Выпол нил задание, летчик, не имеющий необходимой подготовки и разре шения камаігдовання, допустил не мыслимую отсебятину: начал д е лать боевые развороты, петли. Как и следовало ожидать, фигуры у нега не получались, ибо Деми дов допускал ошибку за ошибкой. Но молодой зазнайка не унимался. В результате он свалился в про извольный штопор... Непрочные знания быстро теряются. Об этом как раз забыл Демидов. То, что он знал и умел делать в училище полгода тому назад на одном само, лете, не далось ему и части на дру гом. Другой молодой летчик, млад ший лейтенант Соколов, пришел к нам с прочными знаниями. Это позволило ему быстро войти в строй. Однако как только Соко- лоз стал летать самостоятельно, у него от первых же успехов закру жилась голова. Выполняя боевые задания командования, он решил, что теперь ему учиться уже нечего. Опасная самонадеянность сказа лась в одном из вылетов. Летчик, не прогрев мотора, пошел на взлет. Холодный мотор начал д а вать перебои, и уже на высоте 50—60 метро» Соколов принял ре шение немедленно садиться. Новая машина была поломана только из- за неграмотной вынужденной по. садки Соколова. Неправильно было бы утверж дать, что в этих происшествиях повинны только летчики. За их слабую подготовку отвечаем преж де всего мы, те, кому поручено воспитанно и обучение молодежи. Поэтому я хочу остановиться на мерах, которые нами были приня ты в целях ликвидации имевших место ошибок. Мы увеличили количество тре нировочных полетов молодым л ет чикам. Увеличение пошло не за счет повторения одного и того же, а за счет введения некоторых но вых, более сложных заданий и нормативов, необходимых для пол нейшей отработкаі техники пило тирования на 'нашем типе самоле та. Так, например, теперь молодые летчики 6 обязательном порядке на спаренном самолете провозятся не только по кругу и в зону, как было раньше, но и отрабатывают вместе с опытным летчиком наибо лее сложные фигуры, в том числе и вывод самолета из штопора. На ряду с упорядочением практиче ской учебы, строже и организо ваннее проходят теоретические за нятия. На них уделяется большое внимание изучению Наставления по производству полетов. Мы до биваемся, чтобы оно стало на стольной книгой летчиков. Выше я говорил о недостаточном контроле за технико-эксплоатаци- ОШЮ.Й службой. Прошлую зиму из- за этого мы имели ряд неприятно стей. Недостаточное освоение от дельными инженерами и техниками всех моментов эксплоатации мото ра «Алисон» не дало возможности во-время вскрыть причины отказов материальной части. В результате у нас имелись вынужденные по садки, а иногда и поломки по «не известным» причинам. Анализ этих «неизвестных» причин, произведен ный квалифицированными специа. листами, показал, что дело в нас самих. Стоило техникам отказать ся от холодного запуска и начать более тщательно следить за тем пературным режимом работы мо тора, как всякие отказы исчезли. Неоценимую помощь и наведе нии порядка и организации в л ет но-технической подготовке оказа ла нам серьезная воспитательная работа, которую проводят партий, ная и комсомольская организации. На партийных и комсомольских собраниях несколько раз ставил ся вопрос об улучшении органи зации учебы с молодыми летчи ками, обсуждались ошибки от дельных коммунистов и комсо мольцев, повинных в авариях и по ломках. Недавно на партсобрании мы слушали летчиков Соколова и Карпенко, имевших в прошлом п о ломки. Они рассказали о работе над собой, как повышали летное мастерство. В прениях выступили многие летчики и техники. Лейте нанты Поповкин и Васин указали т. Соколову, что он не совсем до бросовестно относятся к техниче ской учебе, пренебрегает важными мелочами, что все это неизбежно приведет Соколова к повторению ипибок. Собрание многому научи ло Соколова, и он стал гораздо серьешіес работать над собой. Настоящая борьба за безаварий ную летную работу не может огра ничиться «опросами, на которых я остановился. Четкая организация и дисциплина полетов, доброкаче ственная подготовка летных к а д ров, отличная техника 'Пилотиро вания безукоризненная подготовка материальной части—это основное, на что должно быть обращено сей час внимание каждого руководя, щего офицера. В е л и к а я Три года назад под Москвой Красная Армия разгромила отбор ные войска немецких захватчиков и отбросила их от столицы совет - 1 ской страны. Сражение за Москву » 1941 го ду войдет в историю Великой Оте чественной войны, как один из ярких примеров оперативного ма-1 стерства советского командования и высокой боеспособности войск Красной Армии. Вместе с тем — это бессмертный образец патрио тизма-, мужества и пламенной нена висти советских людей к жестоко му и коварному врагу, напавшему на нашу Родину. Под Москвой | Красная Армия впервые разоблачи- j ла басню немцев о непобедимости; гитлеровской армии, показала все-! му миру, что немецких захватчиков можно бить. Битва за советскую столицу раз вернулась в грозной для нашей Родины обстановке. Гитлеровское! командование после провала своих планов молниеносного разгрома Красной Армии задалось целью покончить с Советским Союзом до наступления зимы. Для осуще ствления этой задачи немцы из брали московское стратегическое направление « сконцентрировали здесь крупные силы- Овладение столицей Советского Союза по расчетам фашистского коман дования должно было привести к капитуляции СССР и окончанию войны на востоке. Полковник И. Коротков Ф Насколько гитлеровцы были уве рены в успехе своего замысла, видно из приказа Гитлера по вой скам восточного фронта 2 октября 1941 года: «За несколько недель три самых основных промышлен ных района будут полностью а на ших руках,—писал Гитлер в этом приказе,—Создана, наконец, пред посылка к последнему огромному удару, который еще до наступле ния зимы должен привести к унич тожению врага». Второго октября 1941 года германские войска общей численностью до 30—35 дивизий начали наступление на Москву. На фронте протяжением около 450 километров развернулись ожесто ченные бои. Советские войска стойко встретили яростный на тиск врага. Борьба с самого начала приняла напряженный и острый характер. Наступлению фашистских диви зий была противопоставлена упор ная оборона советских войск. Она была глубокой и учитывала нали чие у врага большой массы тан ков. Опираясь па оборонительные ру бежи, наши войска изматывали противника и наносили ему боль шой урон в живой силе и технике. Исключительную -роль сыграла в этом советская артиллерия всех видов и калибров. Она своим мет ким огнем вывела из строя мно гие десятки танков противника. Ценой огромных усилий немцам удалось продвинуться на несколь ко десятков километров вперед и выйти на дальние подступы к Москве. Однако на линии можай ских укрепленных позиций враг вначале ноября был остановлен. 19 октября состоялось решение Государственного Комитета Обо роны, в котором были намечены решительные мероприятия по обо роне столицы и подготовке -раз грома врага. Величайшее истори ческое значение имели выступле ния товарища Сталина 6 и 7 но ября и московский военный парад 7 ноября 1941 года. Слова, полные спокойствия и уверенности в победе, прозвучали на всю страну, на 'весь мир и еще более мобили зовали советский ііарод на беспо щадную борьбу с гитлеровскими захватчиками. Потерпев неудачу в первом ок тябрьском наступлении на Москву, германская ставка начала подго товку ко второму удару. На ,этот раз силы, предназначенные для овладения столицей, были увели чены до 51 дивизии, в том числе находилось 13 танковых, т. е. по ловина всех танковых дивизии, имевшихся тогда у Германии. Оперативный план германского командования заключался в том, чтобы ударами сильных танковых 4к&шпи _ ^■МШИАЦИИ Л ГИГАНТСКАЯ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА В Кливлендском аэропорте (США.) сооруж ается к р у п нейшая в мире аэрогидродиаами- ческая труба д л я исследования и испы тания а в и а ционных моторов, рассчитанных на вы согны е полеты. Вентиляторы с огромными ло п а стями будут соз- д а в іг ь условия вегра скоростью до клм. а час. Мо.цная холодиль ная установка соз дает тем.іерагур- ные условия, со ответствующие в .ісоте 15 тыс. мегроа. Эга аэрогндро- д.шамическая тру ба рассчитана на испытание ави а ционных д в и г а т е лей максимальной мощностью в 3.000 лошадиных сил, но в дальнейшем оаа сможет ис-" пользоваться для двигателей в 4.000 л. с. .Сайвнс Ньюс Латтвр*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz