Североморский лётчик. 1944, декабрь.

31 декабря 1944 г.,- № 310 (380). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ГЕРОИ - СЕВЕРОМОРЦЫ Доктор геологб-минералогтеских наук А. ЭБЕРДИН ЛЮБИМЕЦ, РАЗВЕДЧИНОВ Р АЗВЕДЧИКАМ отряда до­ рога память о первом своем командире—калитане Юневиче. Он до -конца выполнил свой долг и погиб смертью героя. Новый командир Иван Павлович Бар- чонко-Емельянов, принимая от­ ряд, сказал перед строем: — Не яам проливать слезы, товарищи бойцы. Матросы за своих друзей мстят. Надо уметь мстить... Боевая учеба, начатая капита­ лом Юневичем, продолжалась в отряде с еще большей настойчи­ востью. Темной сентябрьской ночью 1943 года разведчики отряда Барченко высадились на берег, занятый врагом, и захватили пленного и ценные документы. Задание было выполнено отлич­ но, и правительство отметило разведчиков наградами. В отряд прибыли новички. Их надо было приучить ко всем трудностям службы в разведке. Командир отряда постоянно тре­ бовал: — Тренируйтесь в ходьбе «а лыжах. Приучайте себя к холоду и большим переходам по гѳрам. Пригодится... На второй день нового 1944 года разведчики высадились на берег, занятый врагом. Шел снег. Маленькая группа разведчиков пробралась вплотную к опорным пунктам врага и устроила засаду. Вот здесь-то и пригодилась вы­ носливость. Бойцы Барченко про­ лежали в снегу неподвижно всю иочь. К утру показались немцы, их было до взвода. Подпустив врага вплотную, бойцы расстре­ ляли егерей и захватили пленно­ го. Барченко проводил тренировки и перед началом боев за Муста- Тунтури и Печенгу. Он знал, что его разведчикам снова придется воевать в тылу и готовил их к трудностям. Ночью совершались марши среди крутых гор. Бойцы стреляли, учась попадать в цель ие только лежа, из укрытия или с колена, но и на ходу, во время бега. Дни боев наступили. Разведчи­ ки подходили на катерах к бере­ гу. Противник начал обстрел. Берег ярко осветился. Но раз­ ведчики вели себя спокойно. Свет отчасти даже помог им быстрее высадиться. Капитал повел отряд в обход, ущельями и лощинами — там, где меньше всего мог заметить враг. На вторые сутки, чтобы вы­ играть время, Барченко, изменил путь: отряд стал держаться бли­ же к берегу. На коротком прива­ ле разведчики приняли радио­ грамму: «Противник бежит, не­ медленно выходите « цели». Отряд двинулся дальше. Путь к мысу Крестовому про­ легал через глубокие ущелья и по скользким скатам отвесных гор. Разведчики преодолели эти препятствия и напали на против­ ника смело и дерзко. Гитлеровцы высадили один за другим два де­ санта, четыре раза переходили в контратаку, но каждый раз отка­ тывались, не успевая подбирать убитых. Капитан Барченко своим отря­ дом обложил гитлеровцев со всех сторон. Они сопротивлялись с отчаянием обреченных, потеря­ ли немало убитыми и ранеными и, наконец, вынуждены были сдаться. А через пять часов после боя на мысу Крестовом отряд капи­ тана Барченко был переброшен в порт Лиииахамари. И хотя раз­ ведчики ие отдыхали в течение четырех суток похода и боя, от­ ряд успешно выполнил свою за­ дачу и на южных окраинах пор­ та. Не перечислить всех подвигов отряда разведчиков, возглавляе­ мого доблестным командиром, ныне Героем Советского Союза капитаном Иваном Павловичем Барченко-Емельяновым. Подви. ги эти — гордость Северного флота. А. ЖДАНОВ. о / с е а ш , Помощь коммунистам в политическом образовании Партийная организация Н-ской частя многочисленна, но молода по составу. Это требует от партий, кого бюро постоянного внимания к идейному росту коммунистов, Особенно — кандидатов в члены ВКЛ(б). Как же партийное бюро решает чту задачу? За последнее время м-ы заслу- . цдаш доклада парторгов подраз­ делений о выполнении партийных поручений и идейном росте ком­ мунистов, о помощи партийной организация идейному росту кан ­ дидатов ВКП(б) и их успехах в учебе. Не так давно на общем партий­ ном собрании части обсуждался вопрос о состоянии политической учебы коммунистов, о задачах партийной, организации по идейно­ му воспитанию молодых коммуни­ стов. Вопросы идеологического воспитания ставились и на собра­ ниях партийного актива части. Реализуя решения бюро и пар­ тийных собраний, мы сумели ока- . зать помощь офицерам, самостоя­ тельно работающим над книгой. Лекции и доклады вызвали инте­ рес у слушателей. Наиболее по­ ложительно отозвались коммуші- ' сты о лекциях «Партия больше- вяков—организатор Исторических ‘ побед Красной Армии», «Идеоло­ гические основы нашей партии», *:<Что дает изучение «Краткого курса истории ВКЩб)». Лекции и доклады повышают идейный рост молодых коммуни­ сте®, но их одних; мало. Нужна серьезная учеба.. А у нас ие было И ней системы и последователь­ ности. Этот вопрос, мы к решили (обсудить на партийном собрании. (Коммунисты вскрыли недостатки !в идейном воспитании кандидатов to члены ВКЩб), и собрание при­ мяло конкретное решение. Парторгам подразделений пред­ ложено привлекать молодых ком­ мунистов к проведению бесед на актуальные темы. Эта форма хо­ роша тем, что молодой коммунист, готовящийся к беседе, работает над материалом, обогащая свои знания. Партийное собрание ре­ шило провести встречи коммуни­ стов с рекомендованными ими в партию товарищами. Наконец, го ­ товится выпуск радиогазеты: «Мой кандидатский стаж»,—в ко­ торой будет рассказано об опыте молодого коммуниста в работе над собой. Для молодых комму- нистов-офицеров проведена тео­ ретическая конференция ва тему: «Товарищ Сталин—великий вождь народов, стратег и полководец». Подготовка к этой конференции послужила толчком для дальней шего улучшения дела марксист­ ско-ленинского самообразования коммунистов. Целеустремленность в идейном воспитании кандидатов ВКГІ(б) повысила их ответственность за работу над собой. Летчики—кан­ дидат в члены ВКЛ(б) т. Заверю­ ха и комсомолец т. Карачеве кий— настойчиво работают сейчас над Изучением «.Краткого курса исто­ рии1 ВіЮЩб)», читают политиче­ скую литературу, ведут конспек­ ты. Тов. Заверюха часто органи­ зует у себя в землянке беседы по прочитанным материалам и вызы­ вает на их живое обсуждение своих товарищей. Активную -помощь молодым ком­ мунистам в идейно-политическом самообразовании оказывает член партийного бюро т. Монахов. Сам подавая пример, он помогает кандидатам в работе над книгой, указывает дополнительные мате­ риалы и пред’являет требователь­ ность к занимающимся. Гвардии капитан И. СТАРКОВ. Несколько миллиардов лет от- , деляют нас от того момента, когда родилась земля. «Новорожденная» была сначала, клубком раскален- !; ных паров и газов. Этот клубок ! превратился затем п шар огненно- ! жидкой массы. Естественно, что тогда на Земле не было ни мате­ риков, ни океанов, не говоря уже о морях it рекаіх. В то время Земля представляла собой настолько I' раскаленную, расплавленную, шло. кочущучо и кипящую массу шаро- I видной формы, что все химические элементы и вещества, известные нам сейчас, были связаны в ней в : самой причудливой смеси. Очень и I] очень много прошло времени рань- !ше, чем Земля немного остыла. ; Расплавленная, огненно-жидкая ! масса Земли стала постепенно гу­ стеть н делаться вязкой. Различ­ ные вещества, входившие в состав этой раскаленной смеси, стали j отделяться друг от друга. Более і тяжелые вещества, вроде железа, опустились вниз, в середину зем- ! наго шара, а более легкие, наобо­ рот, всплыли наверх и, остывая все более я более, образовали тонкую корку. Покрывала ли эта корка вою Землю, или состояла из о т­ дельных глыб, передвигавшихся fio поверхности Земли1—нам ие извест. но. Вполне возможно, что эта корка была сйлОшпой я лишь впослед­ ствии, при дальнейшем охлажде­ нии стала стягиваться, морщи­ ниться и рваться на отдельные куски. Несомнешо только, что существующие сейчас материки образовались в своей основе из глыб, всплываівших на земную по­ верхность а те далекие безжизнен­ ные, или, как их называют в гео­ логии, «азойские» времена. 'Кора, первоначально одевавшая Землю, была довольно тонкой и весьма непрочной. Все под ней на­ ходилось в состояния движения — кипело, бурлило и клокотало. С глубины поднимались горячие га­ зы и давили изнутри на кору, к о ­ торая в конце-концов не выдержи­ вала и рвалась. Вытекавшая вслед за газами на поверхность раскален, нал лаіва растекалась и, остывая, отвердевала. Бесконечное повто­ рение этого процесса приводило к наращиванию коры, к ее утоныпе- шш в отдельных местах. В по­ следних возникали громадные массы застывшей лавы, тогда к ак в других местак образовались гран­ диозные впадины. Первые явились цоколями и остовами будущих ма­ териков, вторые ложем будущих, наиболее крупных водных бассей­ нов—океанов. Земная кора очень плохой про­ водник тепла. Когда она образо­ валась, то отделила окутызашшие землю іслои воздуха, наиболее под. верженные охлаждению, от раска­ ленных зем-ныос глубин. В то время как остывание последних протека­ ло очень медленно, воздух, напол­ ненный водяными парами, остывал значительно быстрее. Наконец он охладился настолько, что мель­ чайшие частички водяных паров стали соединяться в дождевые капли. На Землю пролились пер­ вые дожди-лнвли. Впервые от момента образования Земли на ней появилась вода, ко­ торая заполнила впадины- Земли и разлилась ш ее поверхности б е з­ граничным океаном. Однако земная кора еще была горячей, и дождевые капли, кос­ нувшись ее, снова превращались в пар. Многочисленные потоки рас­ каленной лавы, извергавшейся по трещинам еще неокрепших матери­ ков, спускались в океаны. Вода в них кипела и водяные пары снова подымались кверху, окутывая зем­ лю толстым слоем туч. Но время шло; все более и более остывала поверхность земли, отвердевали и крепли континенты—материки, п е­ реставала кипеть вода в океанах, разделявших материки. Облачность становилась разреженной, дожди, выпадавшие на землю, заполняли водой все впадины и ложбины. Об­ разовались моря и Озера. Пробивая русло ц каменных скалах, потекли реки на материках. Но первозданные океаны суще­ ственно отличались от современ­ ных'—они не были столь солеными, .Как сейча£. Дождевые воды—прес­ ные. Поэтому, когда они заполняли впадины Земли, то вода1в океанах на первых порал была пресная. От­ куда же в них взялась соль? Р аз­ гадать причину осолонения морей и океанов позволило наблюдение над работой рек. Соль приносят реки. Речные воды в своем течении размывают горные породы и выще­ лачивают из ник соль. Количество ее в речной воде такое незначи­ тельное, что вода каж ется на вюус пресной.' Тем не менее за миллионы лет а морях и океанах накапли­ вается заметное количество соли. А так как она не поддается испа­ рению, как это происходит с самой водой, то вода в ншх становится все более и более соленой. Зная, какое количество соли растворено в морях и океанах и какое количе­ ство ее приносится в ник реками ежегодно, можно вычислить ск ол ь ­ ко лет потребовалось для осолоне- ния океанов. По произведенным расчетам получается цифра в 200 миллионов лет. К сожалению, эти расчеты очень приблизительны, т. к. мы не знаем, как шло нако­ пление соли в минувшие времена-— так лиг как. сейчас, или медленнее или быстрее. Вообще же о прошлом океанов мы знаем сравнительно немного. Обгоняется эго тем, что открытых залеганий глубоководных океани­ ческих осадков іна современной с у ­ ше ие Обнаружено, а донные о сад ­ ки глубин океанов ученые изучат только я будущем, когда со зд а­ дутся и усовершенствуются мето­ ды таких исследовании. Значительно больше зияем мы о морях, озерах, реках, оставивших яркие и несомненные «документы» своего существования в минувшие эпохи в виде осадков, в которых сохранились также и следы ж и з­ ни Последняя возникла и разви­ лась после того, как поверхность земли несколько охладилась и создались условия, возможные для существования жизни организмов На основании истории развития жизни на земле геологи делят историю земли на след:; ощие эры—«безжизненную» (а :■ лйскую, о котороіі мы уже говорили), эру «зар.я жизни» (эозойскую), «древ­ ней жизни» (палеозойскую), «сред­ ней жизни» (мезозойскую) и «новой жизни» {кайнозойскую). Каждая из четырех последних эр характе­ ризуется свойственными ей форма­ ми животных и растений. И вот это-то обстоятельство позволяет нам читать великую естественную книгу и(стории земли. По ископае­ мым остаткам мы -можем судить о времени существования и а харак­ тере бесчисленных рек, озер и мо­ рей прошлого,’ в которых жили эти организмы. т ПЕРЕПИСНА С РОДНЫМИ В воспитании бойцов и сержан­ тов важную роль играет перепи­ ска с родными, ставшая теперь постоянной в нашей части. Р од ­ ные—отцы’ и матери, находясь да­ леко в тылу, всегда энают о рабо­ те своих сыновей. Письма служат мобилизующей силой в борьбе с врагом: о)ни воодушевляют роди­ телей на новые производственные подвиги и в тоже время помогают укреплять дисциплину и органи­ зованность бойцов и сержантов части. Вот письмо матери краснофлот­ ца Василия Антипова: «До глубины души тронута поздравлением и благодарно­ стью, которую мы получили о т вас. в связи с награждением сы­ на. Я горжусь моим сыном, что он, как раньше, на любой ра­ боте в колхозе показывал тру­ долюбие и настойчивость, так и сейчас проявляет доблесть « мужество в боях с немецкими з ахв атчик ами... Благословляю сына — не жалеть своих сил в борьбе за свободу и независи­ мость нашей любимой Родины». Инвалид Отечественной войны, отец краснофлотца Крайнева, пи­ шет из глубокого тыла: «...Письмо ваше получил и не знаю, как радоваться за своего сына Виталия, получившего благод арность кома ндования. Значит, сыном можно гордить­ ся, если он с честью выполняет отцовский наказ—мстить немец­ ким захватчикам за пролитую мною кровь... После вашего письма, я хотя и инвалид, при­ ложу все силы, чтобы еще ------© 0 ---------- больше помогать своей работой громить врага в его собственной берлоге...». 70-летняя колхозница, мать краснофлотца Гаврилниа, получив письмо о работе своего сына, отве чает: «Благодарю вас за то, что не забываете нас, матерей Я очень рада, что мой сын слу жиг хорошо и является приме­ ром для других. Мне уже 70 лет. Четыре сына на фронте борются с немецкими палачами Я тоже, жиия в тылу, делаю вс*-', для того, чтобы помочь с/~ новьям скорее разбить Все свои сбережения ^ на заем, принимают участие и в друг- которые были о помощи фроі' отстаю от и в дал*'^ пеха s ' P o ' Механ. Д. Шевнѵ для пуі

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz