Североморский лётчик. 1944, декабрь.
31 декабря 1944 г.,- № 310 (380). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ГЕРОИ - СЕВЕРОМОРЦЫ Доктор геологб-минералогтеских наук А. ЭБЕРДИН ЛЮБИМЕЦ, РАЗВЕДЧИНОВ Р АЗВЕДЧИКАМ отряда до рога память о первом своем командире—калитане Юневиче. Он до -конца выполнил свой долг и погиб смертью героя. Новый командир Иван Павлович Бар- чонко-Емельянов, принимая от ряд, сказал перед строем: — Не яам проливать слезы, товарищи бойцы. Матросы за своих друзей мстят. Надо уметь мстить... Боевая учеба, начатая капита лом Юневичем, продолжалась в отряде с еще большей настойчи востью. Темной сентябрьской ночью 1943 года разведчики отряда Барченко высадились на берег, занятый врагом, и захватили пленного и ценные документы. Задание было выполнено отлич но, и правительство отметило разведчиков наградами. В отряд прибыли новички. Их надо было приучить ко всем трудностям службы в разведке. Командир отряда постоянно тре бовал: — Тренируйтесь в ходьбе «а лыжах. Приучайте себя к холоду и большим переходам по гѳрам. Пригодится... На второй день нового 1944 года разведчики высадились на берег, занятый врагом. Шел снег. Маленькая группа разведчиков пробралась вплотную к опорным пунктам врага и устроила засаду. Вот здесь-то и пригодилась вы носливость. Бойцы Барченко про лежали в снегу неподвижно всю иочь. К утру показались немцы, их было до взвода. Подпустив врага вплотную, бойцы расстре ляли егерей и захватили пленно го. Барченко проводил тренировки и перед началом боев за Муста- Тунтури и Печенгу. Он знал, что его разведчикам снова придется воевать в тылу и готовил их к трудностям. Ночью совершались марши среди крутых гор. Бойцы стреляли, учась попадать в цель ие только лежа, из укрытия или с колена, но и на ходу, во время бега. Дни боев наступили. Разведчи ки подходили на катерах к бере гу. Противник начал обстрел. Берег ярко осветился. Но раз ведчики вели себя спокойно. Свет отчасти даже помог им быстрее высадиться. Капитал повел отряд в обход, ущельями и лощинами — там, где меньше всего мог заметить враг. На вторые сутки, чтобы вы играть время, Барченко, изменил путь: отряд стал держаться бли же к берегу. На коротком прива ле разведчики приняли радио грамму: «Противник бежит, не медленно выходите « цели». Отряд двинулся дальше. Путь к мысу Крестовому про легал через глубокие ущелья и по скользким скатам отвесных гор. Разведчики преодолели эти препятствия и напали на против ника смело и дерзко. Гитлеровцы высадили один за другим два де санта, четыре раза переходили в контратаку, но каждый раз отка тывались, не успевая подбирать убитых. Капитан Барченко своим отря дом обложил гитлеровцев со всех сторон. Они сопротивлялись с отчаянием обреченных, потеря ли немало убитыми и ранеными и, наконец, вынуждены были сдаться. А через пять часов после боя на мысу Крестовом отряд капи тана Барченко был переброшен в порт Лиииахамари. И хотя раз ведчики ие отдыхали в течение четырех суток похода и боя, от ряд успешно выполнил свою за дачу и на южных окраинах пор та. Не перечислить всех подвигов отряда разведчиков, возглавляе мого доблестным командиром, ныне Героем Советского Союза капитаном Иваном Павловичем Барченко-Емельяновым. Подви. ги эти — гордость Северного флота. А. ЖДАНОВ. о / с е а ш , Помощь коммунистам в политическом образовании Партийная организация Н-ской частя многочисленна, но молода по составу. Это требует от партий, кого бюро постоянного внимания к идейному росту коммунистов, Особенно — кандидатов в члены ВКЛ(б). Как же партийное бюро решает чту задачу? За последнее время м-ы заслу- . цдаш доклада парторгов подраз делений о выполнении партийных поручений и идейном росте ком мунистов, о помощи партийной организация идейному росту кан дидатов ВКП(б) и их успехах в учебе. Не так давно на общем партий ном собрании части обсуждался вопрос о состоянии политической учебы коммунистов, о задачах партийной, организации по идейно му воспитанию молодых коммуни стов. Вопросы идеологического воспитания ставились и на собра ниях партийного актива части. Реализуя решения бюро и пар тийных собраний, мы сумели ока- . зать помощь офицерам, самостоя тельно работающим над книгой. Лекции и доклады вызвали инте рес у слушателей. Наиболее по ложительно отозвались коммуші- ' сты о лекциях «Партия больше- вяков—организатор Исторических ‘ побед Красной Армии», «Идеоло гические основы нашей партии», *:<Что дает изучение «Краткого курса истории ВКЩб)». Лекции и доклады повышают идейный рост молодых коммуни сте®, но их одних; мало. Нужна серьезная учеба.. А у нас ие было И ней системы и последователь ности. Этот вопрос, мы к решили (обсудить на партийном собрании. (Коммунисты вскрыли недостатки !в идейном воспитании кандидатов to члены ВКЩб), и собрание при мяло конкретное решение. Парторгам подразделений пред ложено привлекать молодых ком мунистов к проведению бесед на актуальные темы. Эта форма хо роша тем, что молодой коммунист, готовящийся к беседе, работает над материалом, обогащая свои знания. Партийное собрание ре шило провести встречи коммуни стов с рекомендованными ими в партию товарищами. Наконец, го товится выпуск радиогазеты: «Мой кандидатский стаж»,—в ко торой будет рассказано об опыте молодого коммуниста в работе над собой. Для молодых комму- нистов-офицеров проведена тео ретическая конференция ва тему: «Товарищ Сталин—великий вождь народов, стратег и полководец». Подготовка к этой конференции послужила толчком для дальней шего улучшения дела марксист ско-ленинского самообразования коммунистов. Целеустремленность в идейном воспитании кандидатов ВКГІ(б) повысила их ответственность за работу над собой. Летчики—кан дидат в члены ВКЛ(б) т. Заверю ха и комсомолец т. Карачеве кий— настойчиво работают сейчас над Изучением «.Краткого курса исто рии1 ВіЮЩб)», читают политиче скую литературу, ведут конспек ты. Тов. Заверюха часто органи зует у себя в землянке беседы по прочитанным материалам и вызы вает на их живое обсуждение своих товарищей. Активную -помощь молодым ком мунистам в идейно-политическом самообразовании оказывает член партийного бюро т. Монахов. Сам подавая пример, он помогает кандидатам в работе над книгой, указывает дополнительные мате риалы и пред’являет требователь ность к занимающимся. Гвардии капитан И. СТАРКОВ. Несколько миллиардов лет от- , деляют нас от того момента, когда родилась земля. «Новорожденная» была сначала, клубком раскален- !; ных паров и газов. Этот клубок ! превратился затем п шар огненно- ! жидкой массы. Естественно, что тогда на Земле не было ни мате риков, ни океанов, не говоря уже о морях it рекаіх. В то время Земля представляла собой настолько I' раскаленную, расплавленную, шло. кочущучо и кипящую массу шаро- I видной формы, что все химические элементы и вещества, известные нам сейчас, были связаны в ней в : самой причудливой смеси. Очень и I] очень много прошло времени рань- !ше, чем Земля немного остыла. ; Расплавленная, огненно-жидкая ! масса Земли стала постепенно гу стеть н делаться вязкой. Различ ные вещества, входившие в состав этой раскаленной смеси, стали j отделяться друг от друга. Более і тяжелые вещества, вроде железа, опустились вниз, в середину зем- ! наго шара, а более легкие, наобо рот, всплыли наверх и, остывая все более я более, образовали тонкую корку. Покрывала ли эта корка вою Землю, или состояла из о т дельных глыб, передвигавшихся fio поверхности Земли1—нам ие извест. но. Вполне возможно, что эта корка была сйлОшпой я лишь впослед ствии, при дальнейшем охлажде нии стала стягиваться, морщи ниться и рваться на отдельные куски. Несомнешо только, что существующие сейчас материки образовались в своей основе из глыб, всплываівших на земную по верхность а те далекие безжизнен ные, или, как их называют в гео логии, «азойские» времена. 'Кора, первоначально одевавшая Землю, была довольно тонкой и весьма непрочной. Все под ней на ходилось в состояния движения — кипело, бурлило и клокотало. С глубины поднимались горячие га зы и давили изнутри на кору, к о торая в конце-концов не выдержи вала и рвалась. Вытекавшая вслед за газами на поверхность раскален, нал лаіва растекалась и, остывая, отвердевала. Бесконечное повто рение этого процесса приводило к наращиванию коры, к ее утоныпе- шш в отдельных местах. В по следних возникали громадные массы застывшей лавы, тогда к ак в других местак образовались гран диозные впадины. Первые явились цоколями и остовами будущих ма териков, вторые ложем будущих, наиболее крупных водных бассей нов—океанов. Земная кора очень плохой про водник тепла. Когда она образо валась, то отделила окутызашшие землю іслои воздуха, наиболее под. верженные охлаждению, от раска ленных зем-ныос глубин. В то время как остывание последних протека ло очень медленно, воздух, напол ненный водяными парами, остывал значительно быстрее. Наконец он охладился настолько, что мель чайшие частички водяных паров стали соединяться в дождевые капли. На Землю пролились пер вые дожди-лнвли. Впервые от момента образования Земли на ней появилась вода, ко торая заполнила впадины- Земли и разлилась ш ее поверхности б е з граничным океаном. Однако земная кора еще была горячей, и дождевые капли, кос нувшись ее, снова превращались в пар. Многочисленные потоки рас каленной лавы, извергавшейся по трещинам еще неокрепших матери ков, спускались в океаны. Вода в них кипела и водяные пары снова подымались кверху, окутывая зем лю толстым слоем туч. Но время шло; все более и более остывала поверхность земли, отвердевали и крепли континенты—материки, п е реставала кипеть вода в океанах, разделявших материки. Облачность становилась разреженной, дожди, выпадавшие на землю, заполняли водой все впадины и ложбины. Об разовались моря и Озера. Пробивая русло ц каменных скалах, потекли реки на материках. Но первозданные океаны суще ственно отличались от современ ных'—они не были столь солеными, .Как сейча£. Дождевые воды—прес ные. Поэтому, когда они заполняли впадины Земли, то вода1в океанах на первых порал была пресная. От куда же в них взялась соль? Р аз гадать причину осолонения морей и океанов позволило наблюдение над работой рек. Соль приносят реки. Речные воды в своем течении размывают горные породы и выще лачивают из ник соль. Количество ее в речной воде такое незначи тельное, что вода каж ется на вюус пресной.' Тем не менее за миллионы лет а морях и океанах накапли вается заметное количество соли. А так как она не поддается испа рению, как это происходит с самой водой, то вода в ншх становится все более и более соленой. Зная, какое количество соли растворено в морях и океанах и какое количе ство ее приносится в ник реками ежегодно, можно вычислить ск ол ь ко лет потребовалось для осолоне- ния океанов. По произведенным расчетам получается цифра в 200 миллионов лет. К сожалению, эти расчеты очень приблизительны, т. к. мы не знаем, как шло нако пление соли в минувшие времена-— так лиг как. сейчас, или медленнее или быстрее. Вообще же о прошлом океанов мы знаем сравнительно немного. Обгоняется эго тем, что открытых залеганий глубоководных океани ческих осадков іна современной с у ше ие Обнаружено, а донные о сад ки глубин океанов ученые изучат только я будущем, когда со зд а дутся и усовершенствуются мето ды таких исследовании. Значительно больше зияем мы о морях, озерах, реках, оставивших яркие и несомненные «документы» своего существования в минувшие эпохи в виде осадков, в которых сохранились также и следы ж и з ни Последняя возникла и разви лась после того, как поверхность земли несколько охладилась и создались условия, возможные для существования жизни организмов На основании истории развития жизни на земле геологи делят историю земли на след:; ощие эры—«безжизненную» (а :■ лйскую, о котороіі мы уже говорили), эру «зар.я жизни» (эозойскую), «древ ней жизни» (палеозойскую), «сред ней жизни» (мезозойскую) и «новой жизни» {кайнозойскую). Каждая из четырех последних эр характе ризуется свойственными ей форма ми животных и растений. И вот это-то обстоятельство позволяет нам читать великую естественную книгу и(стории земли. По ископае мым остаткам мы -можем судить о времени существования и а харак тере бесчисленных рек, озер и мо рей прошлого,’ в которых жили эти организмы. т ПЕРЕПИСНА С РОДНЫМИ В воспитании бойцов и сержан тов важную роль играет перепи ска с родными, ставшая теперь постоянной в нашей части. Р од ные—отцы’ и матери, находясь да леко в тылу, всегда энают о рабо те своих сыновей. Письма служат мобилизующей силой в борьбе с врагом: о)ни воодушевляют роди телей на новые производственные подвиги и в тоже время помогают укреплять дисциплину и органи зованность бойцов и сержантов части. Вот письмо матери краснофлот ца Василия Антипова: «До глубины души тронута поздравлением и благодарно стью, которую мы получили о т вас. в связи с награждением сы на. Я горжусь моим сыном, что он, как раньше, на любой ра боте в колхозе показывал тру долюбие и настойчивость, так и сейчас проявляет доблесть « мужество в боях с немецкими з ахв атчик ами... Благословляю сына — не жалеть своих сил в борьбе за свободу и независи мость нашей любимой Родины». Инвалид Отечественной войны, отец краснофлотца Крайнева, пи шет из глубокого тыла: «...Письмо ваше получил и не знаю, как радоваться за своего сына Виталия, получившего благод арность кома ндования. Значит, сыном можно гордить ся, если он с честью выполняет отцовский наказ—мстить немец ким захватчикам за пролитую мною кровь... После вашего письма, я хотя и инвалид, при ложу все силы, чтобы еще ------© 0 ---------- больше помогать своей работой громить врага в его собственной берлоге...». 70-летняя колхозница, мать краснофлотца Гаврилниа, получив письмо о работе своего сына, отве чает: «Благодарю вас за то, что не забываете нас, матерей Я очень рада, что мой сын слу жиг хорошо и является приме ром для других. Мне уже 70 лет. Четыре сына на фронте борются с немецкими палачами Я тоже, жиия в тылу, делаю вс*-', для того, чтобы помочь с/~ новьям скорее разбить Все свои сбережения ^ на заем, принимают участие и в друг- которые были о помощи фроі' отстаю от и в дал*'^ пеха s ' P o ' Механ. Д. Шевнѵ для пуі
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz