Североморский лётчик. 1944, декабрь.

СЕВЕРОМОРСК ИП Л Е-ТЧИК >і декабря 1941 г.. JSTe SI0 <380) „ИЛЬЮШИН-2“ НАД СУШЕЙ С ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ШТУРМОВИКОВ Лет та тактическая конференция на тему: «Удар штурмовиков по мор-сжим целям « батареям про­ тивника», проведенная ранее а Н-ском дважды Краснознаменном Печенгском полку, не дала долж­ ных результатов. Несмотря на ценные доклады, сама тема за­ ставила летчиков говорить «обо всем понемногу». Этот недостаток командование части учло. Было решено подготовить конференцию по более узким вопросам. Па-днях такая конференция состоялась. Участник боев за Печеигу лейте­ нант т. Мельченко, выступил пе­ ред летчиками с докладом: «Бом- бо-штурмовой удар по колоннам врага, проходящим по прифронто­ вым дорогам», младший лейтенант т. Котляков рассказал, как нужно наносить удар по опорному пунк­ ту противника. Кроме этих двух докладов, по которым разверну­ лись оживленные прения (высту­ пило 9 человек), участники кон­ ференции заслушали выступление капитана Пейсахович «Офицер связи ВВС на переднем крае» и капитана Баркова «Немецкая си­ стема сухопутной обороны». Как видно даже из перечисле­ ния тем, эта конференция отлича­ лась большей конкретностью, что И позволило летчикам более де­ тально разобрать поднятые вопро­ сы. Однако конференция дала бы еще лучшие результаты, если бы все участники ее хорошо подго­ товились по темам докладов. Ха­ рактер большинства высказываний (кроме выступления майораі Гу­ ляева!), позволяет сделать вывод, что выступающие дополнительно­ го материала до конференции не прочитали, ибо ограничивались только примерами! из личной боевой жизни. К недостатку кон­ ференции следует отнести и> то, чтс* на ней не присутствовали представители от истребителей со­ провождения, хотя вопросы взаи­ модействия с ними поднимались. (Несмотря на эти недостатки, летно-тактическая конференция штурмовиков явилась хорошей школой боевого опыта. Поэтому мы печатаем краткое изложение докладов лейтенанта Мельченко, 'младшего лейтенанта Котлякова и .выступления майора Гуляева. Бомбо-штурмовой удар по колоннам врага ДОКЛАД ЛЕЙТЕНАНТА Н. МЕЛЬЧЕНКО Д л я того, чтобы более успешно нанести удар по колонкам врага, проходящим па прифронтовым до­ рогам, надо детально проработать задание на земле, по картам круп­ ного масштаба и фотоснимкам изучить цели в зависимости от рельефа местности, метеоусловий, (выбрать за ход на. нее и выход из атаки. Большое внимание при прора­ ботке подобного задания следует уделить заходу на цель. От его выбора, как показывает боевой опыт, за'г'-'н'г многое. Д л я точного выхода на цель можно использовать, во-первых, створные ориентиры (наиболее ха­ рактерные сопки, озера, пересече­ ния дорог и т. п.); во-вторых, по­ мощь наших артиллеристов, раз­ рывами снарядов показывающих цель и, и-третъих, пару или одного истребителя, хороша знающих «аземную обстановку « пикирова­ нием наказывающих место атаки. Последний способ мы широко применили во время наступатель­ ных боев. Он дал положительные результаты. Заіход іга цель лучше всего де­ л ать п-од углом 25—30 град., вы­ деляя (если идем шестеркой), четверку для ударе по голове Ко­ ломны к пару д л я уДара по ее хво­ сту (см. схему № 1). Такой орга­ низацией удара мы замыкаем к о ­ лонну и заставляем немцев без­ выходно метаться на одном месте. Перед выходом в атаку штур­ мовики перестраиваются один за другим. При перестраивании по­ лучается некоторый снос машины. Об этом я говорю не случайно, ибо, не учтя сноса (что у нас бы­ вает), можно все бомбы сбросить не по цели. После выхода из атаки ведуще­ му следует проходить несколько вперед по курсу пикирования. Это нужно, чтобы собрать ведомых летчиков, которым, как известно, во время атаки и при выходе из нее очень трудно держаться за (Ведущим. При повторном заходе построе­ ние. группы должно оставаться та­ ким же. Однако угол захода сле­ дует несколько уменьшить. По­ следнее даст увеличение площади поражения и большую продолжи­ тельность нахождения ее под воз­ действием нашего огня. Ход штурмовки колонн протігв- шгка лучше всего организовать следующим образом: «Ильюши­ ны», имея одни от другого ди­ станцию, позволяющую взаимно прикрыть хюосты машин от враже­ ских истребителей, ходят по элли­ су. Средняя высота их полета 600—900 м. Истребители прикры­ тия находятся при подхода к це­ ли: группа боя—выше впереди; непосредственного прикрытия —■ часть сзади ниже и пара—спереди ниже ка 100—200 м. (См. схему № 1 ). Бомбо-штурмовой удар по опорному пункту противника ДОКЛАД МЛАДШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА Л. КОТЛЯКОВА Здесь, «а севере,—однообразная скалистая '.местность. Это затруд­ няет поиск цели, особенно Такой, кале опорный пункт. Если хочешь эффективно бомбить и штурмовать наземную цель, надо отлично знать местность. Способов нвуче: кия местности есть несколько. Лучший—это личный выезд лет­ чиков на передовую линию фрон­ та для изучения того района, в котором придется действовать. ироко примеиялс я %йоне Кишинева н !,Чльтаты. Наши зы езж а- •у же пункта входят пулеметные доты, дзоты, система траншей и иногда даже полковая артиллерия. Н е ­ сколько опорных пунктов защи­ щаются зенитной артиллерией, каждый зенитными пулеметами. Д ля эффективного уничтожения опорного пункта лучшей тактиче­ ской группой я считаю шестерку. Она маневренна, позволяет орга­ низовать хороший просмотр цели и взаимодействие между отдель­ ными самолетами' для отражения нападений истребителей против- шіка (см. схему № 2). Опыт подсказал, что высота подхода к цели должна быть не -^лыше 1.600 м. Если опорный " -зрата расположен близко переднему краю, штур- s лучше вдоль линии ѵ -'^čgonacifr нас от '■^м. Штур- наиболее f растяну- между л и ведо- ) — 70 м., момент н = в о о н- + 4 Схема № 1. атаки истребители группы боя на­ ходится на высоте, группы непо­ средственного прикрытия встают в общий с нами растянутый круг ч патрулируют в обратную штур­ мовикам сторону. Схема Яз 2. По окончании штурмовки веду­ щий должен выйти вперед по курсу отхода всей группы и, на­ брав высоту, делая змейки, со­ брать своих летчиков. Воевать надо грамотно, с умом ВЫСТУПЛЕНИЕ МАЙОРА С. ГУЛЯЕВА ’ Я остановлюсь на тех вопро­ сах, которых ие затрагивали ни докладчики, ни выступающие. Первый вопрос—борьба с зенит­ ными точками врага. Некоторые летчики считают, что зенитные пушки и пулеметы предназначены для борьбы только с нами, летчи­ ками, и что, мол, зачем- их у-ничто- «жать, если нам поставлена зада­ ча «прочистить» дорогу наступаю­ щей пехоте,—ведь они ей мешать не будут. Думая так, товарищи глубоко ошибаются. Зенитные средства* врага надо уничтожать, «ьба они действуют ite, только против наших самолетов, на и очень успешно применяются для борьбы с нашей наступающей пе­ хотой. В одном ид разговоров с зенитчиками я, например, узнал, ч-rq из зенитной пушки легче по­ разить танк с одного выстрела, чем д аж е из пушки падевой ар­ тиллерии. Значит, борьба с зе­ нитными средствами противника при действиях по переднему краю обороны врага — не частное дело датчиков, и я бы, лично, 50 процен­ тов самолетов при штурмовке опорных пунктов неприятеля на переднем! крае всегда выделял для уничтожения ЗА. Бороться с зенитными средства­ ми врага надо умно. Бывает так, что, стремясь скрыть свое ПВО, немцы при первой нашей атаке не открывают по штурмовикам огня. ■Это сбивает нам ориентировку. (Поэтому не обязательно в таком случае сбрасывать бомбы ва вре­ мя первой . атаки. Пушечно-пуле­ метными очередями можно вы­ звать на себя огонь, а затем зай­ ти другой ржэ, точно прицелиться и сбросить бомбы. Здесь летчик должен проявить больше инициа­ тивы. Если оя видит, что ведущий отбомбился неточно, необязатель­ на -вслед за -ним высыпать свой бомбовый груз и ведомым. Выбери цель, прицелься по ней и тогда поражай'—вот мой совет летчику. ■Второй вопрос. Действуя- до переднему краю противника, лет- чики обязаны прекрасно знать его оборону. «Где находятся тран­ шеи? На каком удалении от них ставятся обычно! пулеметные гнезда, минометные батареи? В каких местах -находится полковая и дивизионная артиллерия?» (Все ,этн вопросы летчику-штурмовику долы-сны быть хорошо известны, іНе менее важно для нашего л е т ­ чика. сейчас детально ознакомить­ с я с «Боевым уставом пехоты (1942 г.». Для чего это нужно? -Чтобы, во-первых, если можно так йыразиться, с воздуха ощущать фронт, а, во-вторых, зная его ли ­ нию и построение обороны Крас­ ной Армии, не спутать и не у д а­ рить, например, по нашему бое­ вому охранению. Лейтенант Н. Жосан Об инициативе торпедоносца „охотника" ПІШѴДОДО л ттил гг* m jT T A T a а ѵ л . ~ ------------- гл . _____________ _ На примере одного вылета я хо­ чу рассказать, как инициатива и достигнутая внезапность атаки обеспечили нам потопление враже. ского транспорта водоизмещением в 5.000 тонн. Над нашей территорией погода стояла хорошая — такая, как и предсказывали метеорологи в предполетном прогнозе. Вылет произвели благополучно. Взялп курс в район цели,. И вот на марш­ руте начались первые неожидан­ ности. Вдоль побережья местами тянулись густые полосы тумана. Но это не ослабило нашу надеж­ ду на отыскание цели в указанном районе. Однако здесь на-м ие по­ везло. Все мелкие фиорды были закрыты туманом, и чем дальше проходил полет, тем плотнее ту ­ ман закрывал поверхность моря. Теперь уже стало ясно, что атако­ вать цель в заданном районе нет никакой возможности. Казалось, что полет прошел впу­ стую. Но ста радий лейтенант т. Маслов возвращается домой только в исключительных сл у ­ чаях. -Он всегда использует все возможности, чтобы и в трудных условиях осуществить свой дерз­ кий замысел, проявить инициати­ ву- Наг этот^раз командир экипажа решил воспользоваться данными разведки о продвижении конвоя немцев, полученными нами еще накануне полета). По моему предва­ рительному расчету неприятель-, ские корабли должны были уже находиться в районе мыса Норд­ кап. Сменили курс. Вскоре достигли расчетного места. Здесь также была облачность, но она позволяла нам обследовать порты и ближай­ шие фнорды. Сначала мы осмотре­ ли рейды портов—немцев не обна­ ружили, Старались ходить вдали от бата-рей противника и его на­ блюдательных постов, Ничего не обнаружив, решили взять курс немного мористее, хотя там облач­ ность была значительно ниже и гуще. Идя на высоте 150—200 метров, самолет то входил в облака, то выходил из них.. В одном из про­ светов я увидел на поверхности моря миноносец. Передал об этом командиру. Он отдал штурвал и, пробив облачность, повел машину на бреющем под облаками. Теперь мы шли на высоте, кото­ рая была достаточной для опреде­ ления курса* и скорости хода ко­ рабля. іНо увидать нам довелось ■много больше. Впереди и с обеих сторон миноносца я> заметил еще 5 немецких кораблей. Мы вышли на самую середину конвоя. Нас заметили. Мы увидели красную ракету над конвоем, которая види­ мо, предупреждала все суда о появлении торпедоносца. Но огня немцы не открывали. Было ясно, что если мы сейчас же будем атаковывать, то нас немцы встретят органиаоваішо, всеми средствами ПВО. Фактор внезапности был потерян. Чтобы -снова приобрести его, пришлось уйти в сторону на продолжитель­ ное время, к тому же атаковать любое судна конвоя- сходу быдо трудно, т. к. они очень близко прижались к берегам. Зная походный ордер конвоя, я точно рассчитал его возможное местонахождение через 30 минут, а Маслов отвернул в- сторону. Наконец, время истекло и мы пройдя далеко впереди конвоя, сделаЛ-и заход в атаку с суши. Немцы не ожидали такого ма­ невра и не смогли оказать нам про­ тиводействия. Мы спокойно выбре?- ли) цель—головной транспорт кон­ воя и по точному расчету сброс*» ли торпеду, которая и потопила, транспорт. Со старшим лейтеішнтом М асло­ вым я летаю давно. Характерной особенностью его торпедных атак является внезапность, которой он достигает хитростью и инициа­ тивой. В полете на «охоту» он не придерживается шаблона-, находя новые приемы, которые приносят успех.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz