Североморский лётчик. 1944, декабрь.
СЕВЕРОМОРСК ИП Л Е-ТЧИК >і декабря 1941 г.. JSTe SI0 <380) „ИЛЬЮШИН-2“ НАД СУШЕЙ С ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ШТУРМОВИКОВ Лет та тактическая конференция на тему: «Удар штурмовиков по мор-сжим целям « батареям про тивника», проведенная ранее а Н-ском дважды Краснознаменном Печенгском полку, не дала долж ных результатов. Несмотря на ценные доклады, сама тема за ставила летчиков говорить «обо всем понемногу». Этот недостаток командование части учло. Было решено подготовить конференцию по более узким вопросам. Па-днях такая конференция состоялась. Участник боев за Печеигу лейте нант т. Мельченко, выступил пе ред летчиками с докладом: «Бом- бо-штурмовой удар по колоннам врага, проходящим по прифронто вым дорогам», младший лейтенант т. Котляков рассказал, как нужно наносить удар по опорному пунк ту противника. Кроме этих двух докладов, по которым разверну лись оживленные прения (высту пило 9 человек), участники кон ференции заслушали выступление капитана Пейсахович «Офицер связи ВВС на переднем крае» и капитана Баркова «Немецкая си стема сухопутной обороны». Как видно даже из перечисле ния тем, эта конференция отлича лась большей конкретностью, что И позволило летчикам более де тально разобрать поднятые вопро сы. Однако конференция дала бы еще лучшие результаты, если бы все участники ее хорошо подго товились по темам докладов. Ха рактер большинства высказываний (кроме выступления майораі Гу ляева!), позволяет сделать вывод, что выступающие дополнительно го материала до конференции не прочитали, ибо ограничивались только примерами! из личной боевой жизни. К недостатку кон ференции следует отнести и> то, чтс* на ней не присутствовали представители от истребителей со провождения, хотя вопросы взаи модействия с ними поднимались. (Несмотря на эти недостатки, летно-тактическая конференция штурмовиков явилась хорошей школой боевого опыта. Поэтому мы печатаем краткое изложение докладов лейтенанта Мельченко, 'младшего лейтенанта Котлякова и .выступления майора Гуляева. Бомбо-штурмовой удар по колоннам врага ДОКЛАД ЛЕЙТЕНАНТА Н. МЕЛЬЧЕНКО Д л я того, чтобы более успешно нанести удар по колонкам врага, проходящим па прифронтовым до рогам, надо детально проработать задание на земле, по картам круп ного масштаба и фотоснимкам изучить цели в зависимости от рельефа местности, метеоусловий, (выбрать за ход на. нее и выход из атаки. Большое внимание при прора ботке подобного задания следует уделить заходу на цель. От его выбора, как показывает боевой опыт, за'г'-'н'г многое. Д л я точного выхода на цель можно использовать, во-первых, створные ориентиры (наиболее ха рактерные сопки, озера, пересече ния дорог и т. п.); во-вторых, по мощь наших артиллеристов, раз рывами снарядов показывающих цель и, и-третъих, пару или одного истребителя, хороша знающих «аземную обстановку « пикирова нием наказывающих место атаки. Последний способ мы широко применили во время наступатель ных боев. Он дал положительные результаты. Заіход іга цель лучше всего де л ать п-од углом 25—30 град., вы деляя (если идем шестеркой), четверку для ударе по голове Ко ломны к пару д л я уДара по ее хво сту (см. схему № 1). Такой орга низацией удара мы замыкаем к о лонну и заставляем немцев без выходно метаться на одном месте. Перед выходом в атаку штур мовики перестраиваются один за другим. При перестраивании по лучается некоторый снос машины. Об этом я говорю не случайно, ибо, не учтя сноса (что у нас бы вает), можно все бомбы сбросить не по цели. После выхода из атаки ведуще му следует проходить несколько вперед по курсу пикирования. Это нужно, чтобы собрать ведомых летчиков, которым, как известно, во время атаки и при выходе из нее очень трудно держаться за (Ведущим. При повторном заходе построе ние. группы должно оставаться та ким же. Однако угол захода сле дует несколько уменьшить. По следнее даст увеличение площади поражения и большую продолжи тельность нахождения ее под воз действием нашего огня. Ход штурмовки колонн протігв- шгка лучше всего организовать следующим образом: «Ильюши ны», имея одни от другого ди станцию, позволяющую взаимно прикрыть хюосты машин от враже ских истребителей, ходят по элли су. Средняя высота их полета 600—900 м. Истребители прикры тия находятся при подхода к це ли: группа боя—выше впереди; непосредственного прикрытия —■ часть сзади ниже и пара—спереди ниже ка 100—200 м. (См. схему № 1 ). Бомбо-штурмовой удар по опорному пункту противника ДОКЛАД МЛАДШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА Л. КОТЛЯКОВА Здесь, «а севере,—однообразная скалистая '.местность. Это затруд няет поиск цели, особенно Такой, кале опорный пункт. Если хочешь эффективно бомбить и штурмовать наземную цель, надо отлично знать местность. Способов нвуче: кия местности есть несколько. Лучший—это личный выезд лет чиков на передовую линию фрон та для изучения того района, в котором придется действовать. ироко примеиялс я %йоне Кишинева н !,Чльтаты. Наши зы езж а- •у же пункта входят пулеметные доты, дзоты, система траншей и иногда даже полковая артиллерия. Н е сколько опорных пунктов защи щаются зенитной артиллерией, каждый зенитными пулеметами. Д ля эффективного уничтожения опорного пункта лучшей тактиче ской группой я считаю шестерку. Она маневренна, позволяет орга низовать хороший просмотр цели и взаимодействие между отдель ными самолетами' для отражения нападений истребителей против- шіка (см. схему № 2). Опыт подсказал, что высота подхода к цели должна быть не -^лыше 1.600 м. Если опорный " -зрата расположен близко переднему краю, штур- s лучше вдоль линии ѵ -'^čgonacifr нас от '■^м. Штур- наиболее f растяну- между л и ведо- ) — 70 м., момент н = в о о н- + 4 Схема № 1. атаки истребители группы боя на ходится на высоте, группы непо средственного прикрытия встают в общий с нами растянутый круг ч патрулируют в обратную штур мовикам сторону. Схема Яз 2. По окончании штурмовки веду щий должен выйти вперед по курсу отхода всей группы и, на брав высоту, делая змейки, со брать своих летчиков. Воевать надо грамотно, с умом ВЫСТУПЛЕНИЕ МАЙОРА С. ГУЛЯЕВА ’ Я остановлюсь на тех вопро сах, которых ие затрагивали ни докладчики, ни выступающие. Первый вопрос—борьба с зенит ными точками врага. Некоторые летчики считают, что зенитные пушки и пулеметы предназначены для борьбы только с нами, летчи ками, и что, мол, зачем- их у-ничто- «жать, если нам поставлена зада ча «прочистить» дорогу наступаю щей пехоте,—ведь они ей мешать не будут. Думая так, товарищи глубоко ошибаются. Зенитные средства* врага надо уничтожать, «ьба они действуют ite, только против наших самолетов, на и очень успешно применяются для борьбы с нашей наступающей пе хотой. В одном ид разговоров с зенитчиками я, например, узнал, ч-rq из зенитной пушки легче по разить танк с одного выстрела, чем д аж е из пушки падевой ар тиллерии. Значит, борьба с зе нитными средствами противника при действиях по переднему краю обороны врага — не частное дело датчиков, и я бы, лично, 50 процен тов самолетов при штурмовке опорных пунктов неприятеля на переднем! крае всегда выделял для уничтожения ЗА. Бороться с зенитными средства ми врага надо умно. Бывает так, что, стремясь скрыть свое ПВО, немцы при первой нашей атаке не открывают по штурмовикам огня. ■Это сбивает нам ориентировку. (Поэтому не обязательно в таком случае сбрасывать бомбы ва вре мя первой . атаки. Пушечно-пуле метными очередями можно вы звать на себя огонь, а затем зай ти другой ржэ, точно прицелиться и сбросить бомбы. Здесь летчик должен проявить больше инициа тивы. Если оя видит, что ведущий отбомбился неточно, необязатель на -вслед за -ним высыпать свой бомбовый груз и ведомым. Выбери цель, прицелься по ней и тогда поражай'—вот мой совет летчику. ■Второй вопрос. Действуя- до переднему краю противника, лет- чики обязаны прекрасно знать его оборону. «Где находятся тран шеи? На каком удалении от них ставятся обычно! пулеметные гнезда, минометные батареи? В каких местах -находится полковая и дивизионная артиллерия?» (Все ,этн вопросы летчику-штурмовику долы-сны быть хорошо известны, іНе менее важно для нашего л е т чика. сейчас детально ознакомить с я с «Боевым уставом пехоты (1942 г.». Для чего это нужно? -Чтобы, во-первых, если можно так йыразиться, с воздуха ощущать фронт, а, во-вторых, зная его ли нию и построение обороны Крас ной Армии, не спутать и не у д а рить, например, по нашему бое вому охранению. Лейтенант Н. Жосан Об инициативе торпедоносца „охотника" ПІШѴДОДО л ттил гг* m jT T A T a а ѵ л . ~ ------------- гл . _____________ _ На примере одного вылета я хо чу рассказать, как инициатива и достигнутая внезапность атаки обеспечили нам потопление враже. ского транспорта водоизмещением в 5.000 тонн. Над нашей территорией погода стояла хорошая — такая, как и предсказывали метеорологи в предполетном прогнозе. Вылет произвели благополучно. Взялп курс в район цели,. И вот на марш руте начались первые неожидан ности. Вдоль побережья местами тянулись густые полосы тумана. Но это не ослабило нашу надеж ду на отыскание цели в указанном районе. Однако здесь на-м ие по везло. Все мелкие фиорды были закрыты туманом, и чем дальше проходил полет, тем плотнее ту ман закрывал поверхность моря. Теперь уже стало ясно, что атако вать цель в заданном районе нет никакой возможности. Казалось, что полет прошел впу стую. Но ста радий лейтенант т. Маслов возвращается домой только в исключительных сл у чаях. -Он всегда использует все возможности, чтобы и в трудных условиях осуществить свой дерз кий замысел, проявить инициати ву- Наг этот^раз командир экипажа решил воспользоваться данными разведки о продвижении конвоя немцев, полученными нами еще накануне полета). По моему предва рительному расчету неприятель-, ские корабли должны были уже находиться в районе мыса Норд кап. Сменили курс. Вскоре достигли расчетного места. Здесь также была облачность, но она позволяла нам обследовать порты и ближай шие фнорды. Сначала мы осмотре ли рейды портов—немцев не обна ружили, Старались ходить вдали от бата-рей противника и его на блюдательных постов, Ничего не обнаружив, решили взять курс немного мористее, хотя там облач ность была значительно ниже и гуще. Идя на высоте 150—200 метров, самолет то входил в облака, то выходил из них.. В одном из про светов я увидел на поверхности моря миноносец. Передал об этом командиру. Он отдал штурвал и, пробив облачность, повел машину на бреющем под облаками. Теперь мы шли на высоте, кото рая была достаточной для опреде ления курса* и скорости хода ко рабля. іНо увидать нам довелось ■много больше. Впереди и с обеих сторон миноносца я> заметил еще 5 немецких кораблей. Мы вышли на самую середину конвоя. Нас заметили. Мы увидели красную ракету над конвоем, которая види мо, предупреждала все суда о появлении торпедоносца. Но огня немцы не открывали. Было ясно, что если мы сейчас же будем атаковывать, то нас немцы встретят органиаоваішо, всеми средствами ПВО. Фактор внезапности был потерян. Чтобы -снова приобрести его, пришлось уйти в сторону на продолжитель ное время, к тому же атаковать любое судна конвоя- сходу быдо трудно, т. к. они очень близко прижались к берегам. Зная походный ордер конвоя, я точно рассчитал его возможное местонахождение через 30 минут, а Маслов отвернул в- сторону. Наконец, время истекло и мы пройдя далеко впереди конвоя, сделаЛ-и заход в атаку с суши. Немцы не ожидали такого ма невра и не смогли оказать нам про тиводействия. Мы спокойно выбре?- ли) цель—головной транспорт кон воя и по точному расчету сброс*» ли торпеду, которая и потопила, транспорт. Со старшим лейтеішнтом М асло вым я летаю давно. Характерной особенностью его торпедных атак является внезапность, которой он достигает хитростью и инициа тивой. В полете на «охоту» он не придерживается шаблона-, находя новые приемы, которые приносят успех.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz