Североморский лётчик. 1944, декабрь.
30 декабря 1944 г., Jfs 309 (379). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Майор В. Зателепин Оперативность в наглядной агитации Лев Гумгілв&скиа Лозунги, плакаты, тематические монтажи, фотовитрины и другие формы наглядной агитации лишь л том случае достигают своей цели, если они оиераотпкно отражают политические собьшю, жизнь, уче бу и работу личного состава части или подразделения. В разгар боев за освобождение Печенгском области значительно улучшили наглядную агитацию тт. Бойченко, Лапин, Лагунов и Мануков. Они быстра отображали героические подвиги летчиков, мгновенно реагировали на проис- .ходавшне события. Перед началом наступления лич ный состав части был ознакомлен с обращением Военного Совета Северного флота. Сразу же после ■митинга а кубриках, ленинских камнапга-хі а в клубе появились ло зунги: «Наступил день расплаты с немецкими палачами в Залолярьи», -«Вперед, на запад! Товарищи: лет чики и техники! Уничтожайте нем цев н>аі Севере! Завоюйте салют Родимы.!», «Товарищи техники, обеспечивайте бесперебойную н отличную работу материальной части!», «Коммунисты в комсо мольцы, будьте .в авангарде боевой работы по окончательному унич тожению немцев на Севере!». Вскоре часть получила боевую задачу. Летчики,, уходившие на боевое задание, механики, гото вившие материальную часть, чи тали свежие, злободневные лозун ги, призывающие к образцовому (выполнению заданий. Лозунги и плакаты вывешивались ів- наиболее видных местах. Вся наглядная аги тация, созданная по инициативе тов. Бойченко, была сосредоточена я дежурной землянке и капонирах. }і качестве материала; использова лась 'бумага, фанера и старые га зеты. В первом боевом вылете истре бители показали образцы муже ства и героизма. «Сталинские соко лы,—говорилось и плакате, посвя щенном этому вылету;—вновь на несли удар па врагу. Особенно от личились в воздушном бою лет чики Бойченко,' Лапин, Шевічеяко, Родин, Кужаиов, Михайлов и Александров». Под текстом были помещены фотографии о т л и ч и в ш и й с я , а далее шло приветствие: кСлава вам, доблестные летчики!». Плакат был подготовлен комсо мольцами. 6 боях' за Печеигу погиб летчик Кузнецов, которого любил весь дОяк. В подразделении в тот же день появился плакат, призываю щий мстить за 'Кузнецова, а вече ром состоялось комсомольское со брание, посвященное тому же во просу. Выступая на собрании, лет: чйк Михайлов указал на висевший здесь плакат. т - Надо жестоко отплатить вра. гу, — говорил он. — Гибель друга, о которой напоминает нам этот плакат, зовет на подвиг. Я клянусь открыта счет мести за Кузнецо ва. О том же говорил и летчик Алзоев. Наутро летчики отправились в бой, .во время которого Михайлов и Алзоев сбил» по одному самоле ту* противника. 'Вскоре стало известно, что с чет вражеских самолетов, сбитых се вероморскими летчиками за время войны, достиг тысячи и что тысяч ный самолет сбит парторгом т. Бойченко. 1001-й самолет был за- писан п этот же день па счет пар торга т. Лапина. И сразу же в землянка* и ленинских комнатах появились лозунги с фотография ми обоих парторгов. Операция подходила к концу, Леченгская область была осво бождена от немцев. В нашей части состоялся митинг. И когда люди пришли в клуб, они увидели большой фотомонтаж: «Они сра жались за Печенгу». В монтаже наглядно рассказывалось, что сде лала часть за период печенгской операции, в центре размещались фотографии летчиков и техников, их: боевой счет за это время. После опубликования доклада товарища. Сталина и его приказа № 220, нужно было оперативно и на высоком идейном уровне отра зить в наглядной агитации сталин ские документы*. Буквально в1тот же, день во всех кубриках появил ся текст этих документов, смонти рованный из газет. Вслед за этим в клубе ■части был вывешен мон таж, в центре которого мьв поме стили портрет товарища Сталина, а вокруг—фотографии командую щих фронтами. Этот монтаж наглядно показывает, кто руково дил десятью ударами Красной Ар. мни, на которые товарищ-Сталин указывал и своем докладе. Почти каждый из наших летчи ков ежедевно, а то и по несколь ко раз проходит мимо вышки командного пунхтаі и обязательно смотрит на нее. Отсюда даются различные команды, здесь часто находятся руководители полетов: вышка всегда приковывает внима ние. Теперь на ее стене висит лозунг: «Воины Красной Армии! Неустанно совершенствуйте свое боевое мастерство, полностью используйте нашу прекрасную бое вую технику, бейте вражеские войска до полного нх разгрома!». Этот призыв ЦК ВКЩб) постоян но напоминает летчикам, уходя щим э учебный полет или на бое вое задание, какова их обязан ность в выполнении сталинских указаний. Особую инициативу в наглядном отображении сталинских докумен тов .проявил парторг т. Л агукоВ і Под руководством т. Малиновско го, силами своих художников, зд есь , оформлены доклад и приказ вождя, вывешены лозунги, подго то в л е н монтаж, отображающий боевую жизнь подразделения, на конец, заново оборудована ленин ская комната. К новому году подготовлен большой фотомонтаж, отображаю щий жизнь части. Около двадцати различных снимков показывают эпизоды из боевой деятельности личного состава. На .этих снимках запечатлены моменты предполет ного осмотра самолетов, проработ ка задания, политинформация. на стоянке. Силами наши® активных комму нистов и комсомольцев создается а части оперативная, действенная наглядная ж итация. Авиаконструктор ДКАЖДЫ, разыскивая бю ро пропусков ка-кого-то военного учреждения, Анд рей (Николаевич Туполев обратил ся к проходившему мимо него ин женеру в авиационной форме. Тот весьма любезна взялся проводить его и тут же сказал.: — А вы меня не узнаете? — Простате, не могу припом нить... Инженер весело начал вспоми нать о встрече, происшедшей не сколько лег назад. — Я консультировался с вами по поводу- спроектированной мною машины. Вы были заняты, посмот рели проект при мне и сказали: («Вот тут она у вас сломается!». Я спорил с вами, не согласился, и самолет мы построили. — Ну и что же? — Представьте себе, сломался, проклятый, в этом самом месте! На первый взгляд кажется по>- чти сверх’естественной-.эта удиви? тельная способность Туполева оценивать каждую деталь в от дельности и всю конструкцию в целом такого исключительно тон кого и сложного инженерного со.- ору-жения, каким является совре менный самолет. Однако эта ка жущаяся «сверхъестественность» становится понятной и об’яснвмой, когда- знакомишься с тем, как упорно и настойчиво, с какой тре бовательностью к себе вырабаты вал талантливый конструктор зна ние, умение понимать и чувство вать машины, ставшие гтолъ близ кими его сердцу. Туполев родился в 18&8 году в селе Лустомазова Тверской губер нии. ’Его отец, бывший нотариус города Корчеаы, имел здесь не большой земельный участок и за нимался сельским хозяйством. По окончании сельской школы Туполев одиннадца-тилетним маль чиком поступил в Тверскую 'гим назию, которую и окончил в 1908 г. В том же году Туполев выдер жал конкурсные экзамены в Мо сковское высшее техническое учи лище н осенью был зачислен сту дентом этого популярного среди молодежи учебного заведения, ко торому суждено было сыграть та кую выдающуюся роль в истории -русской авиации. При училище был организован студенческий кружок, которым стал руководить «отец русской .авиации» профессор Н. Е. Жуков ский. Это был тот самый историче. екнй воздухоплавательный кружок (.МВТУ, -иэ которого вышли многие виднейшие деятели советской научной и практической авиации. Летом 1918 г. Н. Е. Жуковский созвал у себя дома в Мыльниковом переулке совещание по поводу Организаци научного центра авиа. «ни. Тут присутствовали почти все работники расчетно-испыта тельного бюро. Инициативная ігруша, .во главе с Жуковским и Туполевым, начала работать над проектом организации Централь ного -аэродинамического института коротко названного ЦАГИ. Н. Е. Жуковский и А. Н. Тупо лев представили проект в научно- А. Н. Туполев технический отдел Высшего совета народного хозяйства. Проект за тем был доложен В. И. Ленину и утвержде 11 правительс твом. Туполев пришел в авиацию не с аэродрома, как все наши авиакон структоры, вероятно, только пото му, что в- России начали летать уже после того, как он вошел в 'воздухоплавательный кружок. Но несомненно, что этот широкопле чий, жизнерадостный студент по складу своего ума і был в большей мере іп-ракти-ком авиации, чем ее теоретиком. Конструкцию он чув ствовал, как художник простран ство. Но он не начал со строитель ства самолетов, как можно было бы ожидать от нетерпеливой юно сти. Он начал строить аэросани— сани с пропеллером, чувствуя в этом сооружении бескрылый фю зеляж самолета, видя а этой ра боте практическую Подготовку к .постройке аэроплана. 1 Аэросаням, построенным вслед за1глиссером, было дано наим-ено- ,ванне «АНТ-іІ» — но инициалам конструктора. Сани вытащили че рез окно на-улицу и отвезли в Сокольники. Предстоял пробег аіэроеаней, построенные «зКомпа. сом» — комиссиеий по постройке аэросаней при Московском Совете. Пробег состоялся, Почт» все по строенные ранее сани переверты вались на третьем-пятом километ ре пробега. Аэросани Туполева па. ре-веркуЛись -на -пятидесятом кило метре. Молодой -конструктор ре шил, что теперь он может взяться и зз самолет, Туполев перенес свои мастер ские в новое здание и начал- стро ить новые металлические аэросани «АНТ-2», чтобы ігзѵчн-ть металл, как авиационный строительный материал. Материал этот — кольчуг-а-дю- мшыій—только что был выпущен -нашим Кольчугинсхим заводом. Когда, свойства нового металла окончательно выявились, причем, преимущества его перед деревом были очевидны, Туполев начал по стройку небольшого пассажирско го самолета «АНТ-2». -По оконча нии работ вытащить самолет через двери оказалось невозможным: пришлось разломать стену и по помосту со второго этажа спу стить м-ашину на землю, затем ее отправили нз аэродром для испы таний. Самолет летал, но плохо слу шался руля поворота и сказался неустойчивым а полете. Однако бросать машину было жалко, по тому что самолет обладал хоро шими другими качествами, и кон структор решил поправить дело, д-as самолету большее .вертикаль ное оперение. Предварительно он испытал имевшиеся у нега пять вариантов хвостового оперения в аэродинамической тр'-’бе. Товарищи Туполева по воздухо плавательному круіжку сконструи ровали специальный прибор для установки модели -при испытании на устойчивость и составили про- СЕВАСТОПОЛЬ ВОЗРОЖДАЕТСЯ Н Над генеральным планом ре- конструкции Севастополя в Моск ве работают две бригады архитек торов —• академика Гинзбу-рга и академика Бархина. Разработка плана дожна быть закончена к маю 1945 года. ■ Восстановление 1.500 квадрат ных метров жилой площади преду. сматрива-ет план коммунального строительства на 1945 год. На эти работы отпущено 6 млП. рублей. ■ 144 трофейных вагона отпра вили на вагоноремонтные заіводы страны вагонники Севастопольско- Дли восстанавливаемого Севастополя прлбыл строитель ный лес. го железнодорожного узла, до срочно выполнив приказ наркома. | ■ Ha-днях открылась больница на Корабельной стороне, досрочно введенная в строй строителями и работниками здравоохранения го рода. Родильное, детское и тера певтическое отделения приняли первых больных. ■ Годовой план выполнен кол лективом рабочих и инженерно- технических работников строй- ,площадки,, где начальником тов. Швыдченко. грамму испытания. Туполев пре вратился на некоторое время m практика в прилежного теоретика и, проведя немало часов и лабора тории, принял один из пяти вари антов вертикального оперения, не сколько изменив его. Самолет с таким оперением стал летать довольно успешно, но бо лее важным следствием происшед. (шего было то, что, взявшись за постройку нового самолета, Тупо- лев подверг его модель самым по дробным исследованиям в аэроди намической лаборатории. Резуль таты испытаний заставили кон структора несколько изменить проект. Время и груд, затраченные на. экспериментальное обследова ние модели, не пропали даром. Из мастерских ЦАГИ вышел самолет, по.лучяівщий известность не толь ко у. нас, но и ц Европе. Это был *АЙТ-3», который под названием «Пролетарий», управляемый М. М. Громовым, сделал круговой полет по Европе в 1926. г., а в следую щем году летчик Шестаков совер шил на нем перелет ив Москвы в Токио. -В 1928 г, Туполев показал миру свой знаменитый «АНТ-.9», Этот первый советский многомоторный самолет под названием «Крылья Советов» облетел всю Европу. На «АНТ -9» Туполев, качан, устанавливать моторы в крыле мо ноплана. -создал тот тип м-но.гома- топного бомблрдировщніка, кото, .рый вытеснил все иные конструк ции этого типа самолетов и в Европе и в Америке. Из военных вариантов самолетов -Туполева самым значительным был тяжелый бомбардировщик ,«ТБ-3», который в 1930 г. уже строился у нас серийно. Превосходное крыло «ТБ-3» бы. ло использована при постройке сз молета «АНіТ-'14», широко извест ного па агитсамолету «Правда». Под руководством Туполева бригадой В. М. Петлякова создан самый большой в мире самолет «Максим Горький», а затем этой ѵке бригадой был разработан про е-кт 100-тонной машины под .мо торную установку с 12 моторами -М-34, с размахом крыла 95 м. С таким же успехом самолет" («АНТ-25» <более известный как <кРД» — рекордный дальний) раз. .решил проблему самолета с наи большим радиусом действия. Этот самолет, .на котором были совершены исторические перелеты 'В. П. Чкалова и. М. М. Громова через Северный полюс в Америку, род общим руководством Тупо лева проектировался и строился бригадой (П. О. Сухого. - Че.ловек широких замыслов и быстрых решений, человек боль шого доверия к себе, твердый и властный, А. Н. Туполев повел свой огромный конструкторский коллектив по пути тяжелого само летостроения и стал родоначаль ником -современной бомба.рди-ро. вочной авиации. I Созданный Туполевым во время войны скоростной двухмоторный бомбардировщик «ТУ-2» блестяще сочетает в себе все главнейшие кэ. .честна современных машин этого тип». «ТУ-2» неоднократно бомби ли об’екты в глубоком тылу Гер мании. Исключительную роль сыграли бомбардировщики «ТУ-2» в на ступлении Красной Армии на Ка рельс ком лереше й-ке. В заключение необходимо доба вить, что все наши торпедные ка тера, самые быстроходные і> мире спроектированы также Туполе : Ту-полев — один из вы цг--' творцов советской аіуі- ірому no праву приу ч а я заслуга іроны Совете'" гражден ' Совет#-'' ....
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz