Североморский лётчик. 1944, декабрь.

30 декабря 1944 г., Jfs 309 (379). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Майор В. Зателепин Оперативность в наглядной агитации Лев Гумгілв&скиа Лозунги, плакаты, тематические монтажи, фотовитрины и другие формы наглядной агитации лишь л том случае достигают своей цели, если они оиераотпкно отражают политические собьшю, жизнь, уче­ бу и работу личного состава части или подразделения. В разгар боев за освобождение Печенгском области значительно улучшили наглядную агитацию тт. Бойченко, Лапин, Лагунов и Мануков. Они быстра отображали героические подвиги летчиков, мгновенно реагировали на проис- .ходавшне события. Перед началом наступления лич­ ный состав части был ознакомлен с обращением Военного Совета Северного флота. Сразу же после ■митинга а кубриках, ленинских камнапга-хі а в клубе появились ло­ зунги: «Наступил день расплаты с немецкими палачами в Залолярьи», -«Вперед, на запад! Товарищи: лет­ чики и техники! Уничтожайте нем­ цев н>аі Севере! Завоюйте салют Родимы.!», «Товарищи техники, обеспечивайте бесперебойную н отличную работу материальной части!», «Коммунисты в комсо­ мольцы, будьте .в авангарде боевой работы по окончательному унич­ тожению немцев на Севере!». Вскоре часть получила боевую задачу. Летчики,, уходившие на боевое задание, механики, гото­ вившие материальную часть, чи­ тали свежие, злободневные лозун­ ги, призывающие к образцовому (выполнению заданий. Лозунги и плакаты вывешивались ів- наиболее видных местах. Вся наглядная аги­ тация, созданная по инициативе тов. Бойченко, была сосредоточена я дежурной землянке и капонирах. }і качестве материала; использова­ лась 'бумага, фанера и старые га­ зеты. В первом боевом вылете истре­ бители показали образцы муже­ ства и героизма. «Сталинские соко­ лы,—говорилось и плакате, посвя­ щенном этому вылету;—вновь на­ несли удар па врагу. Особенно от­ личились в воздушном бою лет­ чики Бойченко,' Лапин, Шевічеяко, Родин, Кужаиов, Михайлов и Александров». Под текстом были помещены фотографии о т л и ч и в ­ ш и й с я , а далее шло приветствие: кСлава вам, доблестные летчики!». Плакат был подготовлен комсо­ мольцами. 6 боях' за Печеигу погиб летчик Кузнецов, которого любил весь дОяк. В подразделении в тот же день появился плакат, призываю­ щий мстить за 'Кузнецова, а вече­ ром состоялось комсомольское со­ брание, посвященное тому же во­ просу. Выступая на собрании, лет: чйк Михайлов указал на висевший здесь плакат. т - Надо жестоко отплатить вра. гу, — говорил он. — Гибель друга, о которой напоминает нам этот плакат, зовет на подвиг. Я клянусь открыта счет мести за Кузнецо­ ва. О том же говорил и летчик Алзоев. Наутро летчики отправились в бой, .во время которого Михайлов и Алзоев сбил» по одному самоле­ ту* противника. 'Вскоре стало известно, что с чет вражеских самолетов, сбитых се­ вероморскими летчиками за время войны, достиг тысячи и что тысяч­ ный самолет сбит парторгом т. Бойченко. 1001-й самолет был за- писан п этот же день па счет пар­ торга т. Лапина. И сразу же в землянка* и ленинских комнатах появились лозунги с фотография­ ми обоих парторгов. Операция подходила к концу, Леченгская область была осво­ бождена от немцев. В нашей части состоялся митинг. И когда люди пришли в клуб, они увидели большой фотомонтаж: «Они сра­ жались за Печенгу». В монтаже наглядно рассказывалось, что сде­ лала часть за период печенгской операции, в центре размещались фотографии летчиков и техников, их: боевой счет за это время. После опубликования доклада товарища. Сталина и его приказа № 220, нужно было оперативно и на высоком идейном уровне отра­ зить в наглядной агитации сталин­ ские документы*. Буквально в1тот же, день во всех кубриках появил­ ся текст этих документов, смонти­ рованный из газет. Вслед за этим в клубе ■части был вывешен мон­ таж, в центре которого мьв поме­ стили портрет товарища Сталина, а вокруг—фотографии командую­ щих фронтами. Этот монтаж наглядно показывает, кто руково­ дил десятью ударами Красной Ар. мни, на которые товарищ-Сталин указывал и своем докладе. Почти каждый из наших летчи­ ков ежедевно, а то и по несколь­ ко раз проходит мимо вышки командного пунхтаі и обязательно смотрит на нее. Отсюда даются различные команды, здесь часто находятся руководители полетов: вышка всегда приковывает внима­ ние. Теперь на ее стене висит лозунг: «Воины Красной Армии! Неустанно совершенствуйте свое боевое мастерство, полностью используйте нашу прекрасную бое­ вую технику, бейте вражеские войска до полного нх разгрома!». Этот призыв ЦК ВКЩб) постоян­ но напоминает летчикам, уходя­ щим э учебный полет или на бое­ вое задание, какова их обязан­ ность в выполнении сталинских указаний. Особую инициативу в наглядном отображении сталинских докумен­ тов .проявил парторг т. Л агукоВ і Под руководством т. Малиновско­ го, силами своих художников, зд есь , оформлены доклад и приказ вождя, вывешены лозунги, подго­ то в л е н монтаж, отображающий боевую жизнь подразделения, на­ конец, заново оборудована ленин­ ская комната. К новому году подготовлен большой фотомонтаж, отображаю­ щий жизнь части. Около двадцати различных снимков показывают эпизоды из боевой деятельности личного состава. На .этих снимках запечатлены моменты предполет­ ного осмотра самолетов, проработ­ ка задания, политинформация. на стоянке. Силами наши® активных комму­ нистов и комсомольцев создается а части оперативная, действенная наглядная ж итация. Авиаконструктор ДКАЖДЫ, разыскивая бю­ ро пропусков ка-кого-то военного учреждения, Анд­ рей (Николаевич Туполев обратил­ ся к проходившему мимо него ин­ женеру в авиационной форме. Тот весьма любезна взялся проводить его и тут же сказал.: — А вы меня не узнаете? — Простате, не могу припом­ нить... Инженер весело начал вспоми­ нать о встрече, происшедшей не­ сколько лег назад. — Я консультировался с вами по поводу- спроектированной мною машины. Вы были заняты, посмот­ рели проект при мне и сказали: («Вот тут она у вас сломается!». Я спорил с вами, не согласился, и самолет мы построили. — Ну и что же? — Представьте себе, сломался, проклятый, в этом самом месте! На первый взгляд кажется по>- чти сверх’естественной-.эта удиви? тельная способность Туполева оценивать каждую деталь в от­ дельности и всю конструкцию в целом такого исключительно тон кого и сложного инженерного со.- ору-жения, каким является совре­ менный самолет. Однако эта ка­ жущаяся «сверхъестественность» становится понятной и об’яснвмой, когда- знакомишься с тем, как упорно и настойчиво, с какой тре­ бовательностью к себе вырабаты­ вал талантливый конструктор зна­ ние, умение понимать и чувство­ вать машины, ставшие гтолъ близ­ кими его сердцу. Туполев родился в 18&8 году в селе Лустомазова Тверской губер­ нии. ’Его отец, бывший нотариус города Корчеаы, имел здесь не­ большой земельный участок и за­ нимался сельским хозяйством. По окончании сельской школы Туполев одиннадца-тилетним маль­ чиком поступил в Тверскую 'гим­ назию, которую и окончил в 1908 г. В том же году Туполев выдер­ жал конкурсные экзамены в Мо­ сковское высшее техническое учи­ лище н осенью был зачислен сту­ дентом этого популярного среди молодежи учебного заведения, ко­ торому суждено было сыграть та­ кую выдающуюся роль в истории -русской авиации. При училище был организован студенческий кружок, которым стал руководить «отец русской .авиации» профессор Н. Е. Жуков­ ский. Это был тот самый историче. екнй воздухоплавательный кружок (.МВТУ, -иэ которого вышли многие виднейшие деятели советской научной и практической авиации. Летом 1918 г. Н. Е. Жуковский созвал у себя дома в Мыльниковом переулке совещание по поводу Организаци научного центра авиа. «ни. Тут присутствовали почти все работники расчетно-испыта­ тельного бюро. Инициативная ігруша, .во главе с Жуковским и Туполевым, начала работать над проектом организации Централь­ ного -аэродинамического института коротко названного ЦАГИ. Н. Е. Жуковский и А. Н. Тупо­ лев представили проект в научно- А. Н. Туполев технический отдел Высшего совета народного хозяйства. Проект за­ тем был доложен В. И. Ленину и утвержде 11 правительс твом. Туполев пришел в авиацию не с аэродрома, как все наши авиакон­ структоры, вероятно, только пото­ му, что в- России начали летать уже после того, как он вошел в 'воздухоплавательный кружок. Но несомненно, что этот широкопле­ чий, жизнерадостный студент по складу своего ума і был в большей мере іп-ракти-ком авиации, чем ее теоретиком. Конструкцию он чув­ ствовал, как художник простран­ ство. Но он не начал со строитель­ ства самолетов, как можно было бы ожидать от нетерпеливой юно­ сти. Он начал строить аэросани— сани с пропеллером, чувствуя в этом сооружении бескрылый фю­ зеляж самолета, видя а этой ра­ боте практическую Подготовку к .постройке аэроплана. 1 Аэросаням, построенным вслед за1глиссером, было дано наим-ено- ,ванне «АНТ-іІ» — но инициалам конструктора. Сани вытащили че­ рез окно на-улицу и отвезли в Сокольники. Предстоял пробег аіэроеаней, построенные «зКомпа. сом» — комиссиеий по постройке аэросаней при Московском Совете. Пробег состоялся, Почт» все по­ строенные ранее сани переверты­ вались на третьем-пятом километ­ ре пробега. Аэросани Туполева па. ре-веркуЛись -на -пятидесятом кило­ метре. Молодой -конструктор ре­ шил, что теперь он может взяться и зз самолет, Туполев перенес свои мастер­ ские в новое здание и начал- стро­ ить новые металлические аэросани «АНТ-2», чтобы ігзѵчн-ть металл, как авиационный строительный материал. Материал этот — кольчуг-а-дю- мшыій—только что был выпущен -нашим Кольчугинсхим заводом. Когда, свойства нового металла окончательно выявились, причем, преимущества его перед деревом были очевидны, Туполев начал по­ стройку небольшого пассажирско­ го самолета «АНТ-2». -По оконча­ нии работ вытащить самолет через двери оказалось невозможным: пришлось разломать стену и по помосту со второго этажа спу­ стить м-ашину на землю, затем ее отправили нз аэродром для испы­ таний. Самолет летал, но плохо слу­ шался руля поворота и сказался неустойчивым а полете. Однако бросать машину было жалко, по­ тому что самолет обладал хоро­ шими другими качествами, и кон­ структор решил поправить дело, д-as самолету большее .вертикаль­ ное оперение. Предварительно он испытал имевшиеся у нега пять вариантов хвостового оперения в аэродинамической тр'-’бе. Товарищи Туполева по воздухо­ плавательному круіжку сконструи­ ровали специальный прибор для установки модели -при испытании на устойчивость и составили про- СЕВАСТОПОЛЬ ВОЗРОЖДАЕТСЯ Н Над генеральным планом ре- конструкции Севастополя в Моск­ ве работают две бригады архитек­ торов —• академика Гинзбу-рга и академика Бархина. Разработка плана дожна быть закончена к маю 1945 года. ■ Восстановление 1.500 квадрат­ ных метров жилой площади преду. сматрива-ет план коммунального строительства на 1945 год. На эти работы отпущено 6 млП. рублей. ■ 144 трофейных вагона отпра­ вили на вагоноремонтные заіводы страны вагонники Севастопольско- Дли восстанавливаемого Севастополя прлбыл строитель­ ный лес. го железнодорожного узла, до­ срочно выполнив приказ наркома. | ■ Ha-днях открылась больница на Корабельной стороне, досрочно введенная в строй строителями и работниками здравоохранения го­ рода. Родильное, детское и тера­ певтическое отделения приняли первых больных. ■ Годовой план выполнен кол­ лективом рабочих и инженерно- технических работников строй- ,площадки,, где начальником тов. Швыдченко. грамму испытания. Туполев пре­ вратился на некоторое время m практика в прилежного теоретика и, проведя немало часов и лабора­ тории, принял один из пяти вари­ антов вертикального оперения, не­ сколько изменив его. Самолет с таким оперением стал летать довольно успешно, но бо­ лее важным следствием происшед. (шего было то, что, взявшись за постройку нового самолета, Тупо- лев подверг его модель самым по­ дробным исследованиям в аэроди­ намической лаборатории. Резуль­ таты испытаний заставили кон­ структора несколько изменить проект. Время и груд, затраченные на. экспериментальное обследова­ ние модели, не пропали даром. Из мастерских ЦАГИ вышел самолет, по.лучяівщий известность не толь­ ко у. нас, но и ц Европе. Это был *АЙТ-3», который под названием «Пролетарий», управляемый М. М. Громовым, сделал круговой полет по Европе в 1926. г., а в следую­ щем году летчик Шестаков совер­ шил на нем перелет ив Москвы в Токио. -В 1928 г, Туполев показал миру свой знаменитый «АНТ-.9», Этот первый советский многомоторный самолет под названием «Крылья Советов» облетел всю Европу. На «АНТ -9» Туполев, качан, устанавливать моторы в крыле мо­ ноплана. -создал тот тип м-но.гома- топного бомблрдировщніка, кото, .рый вытеснил все иные конструк­ ции этого типа самолетов и в Европе и в Америке. Из военных вариантов самолетов -Туполева самым значительным был тяжелый бомбардировщик ,«ТБ-3», который в 1930 г. уже строился у нас серийно. Превосходное крыло «ТБ-3» бы. ло использована при постройке сз молета «АНіТ-'14», широко извест­ ного па агитсамолету «Правда». Под руководством Туполева бригадой В. М. Петлякова создан самый большой в мире самолет «Максим Горький», а затем этой ѵке бригадой был разработан про е-кт 100-тонной машины под .мо­ торную установку с 12 моторами -М-34, с размахом крыла 95 м. С таким же успехом самолет" («АНТ-25» <более известный как <кРД» — рекордный дальний) раз. .решил проблему самолета с наи­ большим радиусом действия. Этот самолет, .на котором были совершены исторические перелеты 'В. П. Чкалова и. М. М. Громова через Северный полюс в Америку, род общим руководством Тупо­ лева проектировался и строился бригадой (П. О. Сухого. - Че.ловек широких замыслов и быстрых решений, человек боль­ шого доверия к себе, твердый и властный, А. Н. Туполев повел свой огромный конструкторский коллектив по пути тяжелого само­ летостроения и стал родоначаль­ ником -современной бомба.рди-ро. вочной авиации. I Созданный Туполевым во время войны скоростной двухмоторный бомбардировщик «ТУ-2» блестяще сочетает в себе все главнейшие кэ. .честна современных машин этого тип». «ТУ-2» неоднократно бомби­ ли об’екты в глубоком тылу Гер­ мании. Исключительную роль сыграли бомбардировщики «ТУ-2» в на­ ступлении Красной Армии на Ка­ рельс ком лереше й-ке. В заключение необходимо доба­ вить, что все наши торпедные ка тера, самые быстроходные і> мире спроектированы также Туполе : Ту-полев — один из вы цг--' творцов советской аіуі- ірому no праву приу­ ч а я заслуга іроны Совете'" гражден ' Совет#-'' ....

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz