Североморский лётчик. 1944, декабрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 30 декабря 1944 г., № 309 (379). Золотые полоски на погонах Василия Моисеева Гвардии старший сержант Василий Моисеев вырос и суровых бо­ ях за Советское Заполярье. Здесь, на Севере, Моисеев стал радиоме­ хаником гвардейского подразделения, был награжден орденом Крас­ ной Звезды и значком «Отличный связист». Сегодня мы рассказываем о гвардии старшем сержанте Василии Моисееве, о его Соевом пути и рядах североморской авиации. ★ ★ ★ (. НАЧАЛО БОЕВОГО ПУТИ В П Е Р В Ы Е д н и в о й н ы Василий Моисеев был переведен из учебной роты в подразделение связи. — Проверить вас надо, - сказал командир. Радио —■штука тон­ кая. Одна дело на гражданских радиостанциях работать, другое — на войне радистом быть. Здесь быстрота, разворотлиівость потре­ буется. Сосредоточенный и медлитель, ный на первый взгляд, Моисеев вызывал у командира сомнение: «А хорош ли из него радист будет? Сможет ли он принимать необхо­ димое количество знаков?». С последним вопросом командир обратился к Моисееву. — Сколько будете передавать, столько и приму, — ответил ра­ дист. Запел зуммер. — Можно больше, — сказал Мо. язееев. — Хватит,—заключил командир, когда число передаваемы» знаков превысило нормативы. — Теперь несколько вопросов по материаль­ ной части. Ответы последовали четкие и •глубокие. Моисеев был казначея начальни­ ком радиостанции, а в июле 1941 ігода ему было присвоено звание младшего сержанта. Дни тогда были суровые. Нем- •цы, имея большой перевес в коли­ честве самолетов, налетали на наши об’екты по нескольку раз в сутки. Североморские1 истребители «же. еточению защищали от врата базы II аародромы. Единственная эска­ дрилья «ОБ* бомбила порты » дру­ гие военные сооружения против- ■чічка. Работали много все. Василий Моисеев вместе со своими радиста. ми ...Школьниковым и Мишиным, неотлучно находился на радиостан­ ции. Работаиш она у них беспере­ бойно. Проводил на задание бом­ бардировщиков, Моисеев -садился ип вахту и внимательно вслушк- ■вался и эфир, отыскивая в общем шуме позывные своих стрелков- .радистов. Трудно тогда приходи­ лось нашим радистам.. Немцы бес­ чинствовали в эфире: десятки их радиостанций бесперебойно работа, ли на самых различных волнах. Но каждый раз опытный слух радиста все же наосодил среди этого «воя» голоса своих самолетов и принимал от них донесения, передавал при­ казания. Работа только с бомбардиров­ щиками не удовлетворяла- Мои­ сеева. Ему часто приходилось на­ блюдать зз воздушными боями, ежедневно рзагоравшимися над на­ шими аэродромами. Он видел, как немцы, сговорившись между собой па радио, подлавливали одиночные советские машины и всей «кучей» наваливались на них, как яростно бились наши летчики с врагом, подчас в одиночку, не имея воз­ можности сговориться в воздухе об общих действиях. Каждую на­ шу потерю Моисеев тяжело пере­ живал. — Нашего сегодня сбили, — раздраженно говорил он. — А ведь можно бы было избежать этой по­ тери. И Моисеев рассказывая, как не­ мец подкрадывался к советскому самолету со стороны солнца, как хорошо его видел другой наш летчик, спешивший товарищу на помощь я как бы легко он мог предупредить его по радио о гро- ?.т;цей опасности. — Нужна двухсторонняя радио­ связь между истребителями, — заключал Моисеев. В октябре 1941 года к нам прибыли новь.-р радиостанции. Моисеев весь отдался их освое­ нию. іКогда наземные ->а.дисты бы- ms подготовлены для сямостоя- ^.іыюй вахты, перед Моисеевым встаг- более трудная задача; I установить контакт в работе с | летчиками-юстребителями. 11а станцию пришел Сафонов. — Что ж, радисты, учите. Те­ перь будем работать вместе. Через день к Моисееву пришли летчики тт. Синев, Обувалов, Хрусталь in Кравченко. Они вни­ мательно изучали правила радио­ обмена, тренировались в передаче. Через несколько времени ра­ дист сел на вахту и установил двухстороннюю связь с истребите­ лями. С этого дня начальник станции и его подчиненные кругло­ суточно находились у рации, И лучшим свидетельством качества их работы были многие благодар­ ности летчиков, возвращающихся после боя на аэродром. В -мае 1942 года Василия Мои­ сеева поздравляли с очередным воинским зваиие-м. На рукаве его фланелевки добавилась еще одна золотая полоска—знак совершен­ ствования воинского мастерства. Моисеев стал сержантом. 2. ВСТУПЛЕНИЕ В ГВАРДИЮ Л ЕТО 1942 года и зима 1942 — 43 гг. прошли в напряженной работе, в постоянном стремлении добиться улучшения радиообмена. В апреле 1943 года подразделе­ ние, в котором служил Василий Моисеев, отмечало свой юбилей. Лучшим связистам, в числе кото­ рых был и сержант Моисеев, вру­ чили значки «Отличный связист»'— первые награды, полученные свя­ зистами за войну. На празднике присутствовал североморский ас Герой Советского Союза гвардии капитан Петр Сгибиев. В своем выступлении он говорил: ...- Трудно себе представить как бы мы, летчики, могли бить врага без вас, связистов. Сколько раз радио помогало нам одержи­ вать победы. Вот хотя бы взять совсем недавний случай, когда мы «пощипали» немецких асов. Внача­ ле. немцы имели превосходство в силах и сумели захватить в свои руки инициативу боя. Находясь на земле, я услышал об этом по ра­ дио от моих летчиков. Тут же от­ ветил им: «Держитесь, иду на по­ мощь». Ответ мой поддержал боевой дух товарищей, и когда я подлетел к месту боя, наступали уже не немцы, а наши. Много бы­ ло и других примеров, когда радио помогало нам в боях. ГІомшіте, то­ варищи связисты,—заключил Сгиб- неа,—что летчики высоко ценят ваш труд, знают имена лучших ваших людей и с благодарностью говорят о них. Среди лучших связистов снова была названа фамилия сержанта Василия Моисеева. ...Лето 1943 года было временем напряженных воздушных боев. Истребители-гвардейцы несли тог- да охрану н-аших баз и аэродро­ мов. В одну из наших эскадри­ лий, в которой они служили, и был назначен вскоре Василий Моисеев. Его перевели туда, как одного из лучших связистові: слу­ жить в гвардейской сафоновской части — такая честь выпадает не каждому. В эскадрилья Василий Моисеев познакомился с техником Прива­ ловым. С тех пор они—неразлуч­ ные друзья. Привалов помог Мои­ сееву освоить новое дело, разо­ браться в сложных чертежах и схемах радиоаппаратуры. Ночи, проведенные над учебниками и схемами, дни практической работы на стошке, у радиостанций, скоро сделали сержанта знатоком новой радиотехники. Как хорошему, дисциплиниро­ ванному воину, специалисту своего дела Василию Моисееву вскоре был вручен гвардейский значок. Хорошие знания -по радиотехни­ ке, любовь к своему делу помогли сержанту Моисееву быстро завое­ вать авторитет среди товарищей. Он слыл в част» первым специа­ листом по радиовопро-сам. И когда -потребовалось установить местный радиоузел, на КП полка был вы­ зван сержант Моисеев. — С фронта идут прекрасные вести. Красная Армия гонит врага на запад, —• сказал заместитель командира по политчасти. — Надо как можно быстрее установить ра­ диоузел, дать возможность нашимі летчикам слушать последние из­ вестия. Через два дня ві части было установлено 6 радиоточек... В октябре 1943 года Василию Моисееву было присвоено звание— •гвардии старший сержант. 3. ГВАРДИИ СТАРШИЙ СЕРЖАНТ g ЧАСТЬ поступили новые сложные рации. Из-за недо­ статочного умения их эксплоатн- роиать, они давали перебои в ра­ боте. Однажды Моисеева, по этому поводу вызвали на КЛ эскадрильи. Командир сказал: — Будем работать напряженно. От вас в успех-a этой работы бу­ дет зависеть многое. Неладится у нас. пока с радио. Надо помочь летчикам, научить их пользоваться рацией а воздухе. Задача, поставленная коман­ диром, была нелегкой. Привить летчикам любовь к радио мож-но было только ликвидирован вовсе отказы и погрешности в -работе аппаратуры. Моисеев пошел посо­ ветоваться с летчиками, выслу­ шать их жалобы, — Слабо я очень слышу землю к товарищей в полете, — сказал гвардии капитан Сорокин. Моисеев направился к самолету капитана. Проверка на земле пока­ зала, что приемник Сорокина ра­ ботает отлично. «Значит, дело а шлемофоне летчика»,—решил ра. д помеханик. И точно: -шлемофон имел сопротивление в два раза большее, чем телефоны рации, само, лета. Соединив катушки шлемо­ фона параллельно, Моисеев умень­ шил сопротивление. — Теперь слышимость отлич­ ная,—сказал капитан, проверив ра­ боту рации в воздухе. Много лишнего шума в эфире получалось во время сбора летчи­ ков на задание, ибо, поднявшись с аэродрома, во-первых, каждый настраивал свою станцию на на­ земную, а во-вторых, связывался с товарищем. Все это загружало эфир. Моисеев решил «разгрузить» его. По способу, предложенному старшим радиотехником части, он стал настраивать рации самолетов на волну на-земной станции еще до вылета. Чтобы не поднимать шума в эфире, ст.а®ил рацию на прием телеграфных сигналов. Этому спо­ собу настройки научил и летчиков. -Внес Моисеев и ряд других усо­ вершенствований, которые помогли образцово наладить связь в эска­ дрильи. В феврале 1944 года гвардии старший сержант Василий Мои­ сеев, как опытный специалист своего дела, был назначен стар­ шим техникой подразделения по радио, а 19 августа 1944 года на­ гражден орденом ‘Красной Звезды. К . К Р ЕТОВ . ГЕРОИ -.СЕВЕРОМОРЦЫ ОН ВОДРУЗИЛ КРАСНЫЙ НАД ЛИИНАХАМАРИ Иван Павлович Каторж- ный начал свою службу в Военно-Морском Флоте в 1940 году на Дальнем Во­ стоке. Ему тогда было .двадцать лет. Незадолго до Отечественной войны моло­ дой боец был переведен на Северный флот. Старатель­ ность и любовь к военному дел(у помогли североморцу Каторжному в короткий срок стать младшим коман­ диром. В мае 1942 года он уча­ ствовал р десантной опера­ ции и стойко перенес все испытания трудных боев. За отличные боевые дей­ ствия т. Каторжный был на­ гражден орденом Красной Звезды. В октябре 1944 года был сформирован десантный от­ ряд. В его рядах был и ком­ мунист старший сержант .Каторжный. Десантники высажива­ лись в порту Лиинахамари под сильным артиллерий­ ским обстрелом. Командир взвода был ранен. Командо­ вание взял на себя Каторж­ ный. Взвод Каторжного первым ворвался на берег, нарушил телефонную связь немцев, взорвал несколько огневых точек вместе с расчетами и обеспечил успешную высад­ ку всего десантного отря­ да. Под командованием Ка­ торжного взвод уничтожил тринадцать огневых точек врага. Четыре из них унич­ тожил сам Каторжный. Воодушевленные приме­ ром командира, бойцы стре­ мительно цродвигалнсь впе­ ред и заняли важную высо­ ту. В течение ночи они от­ били несколько атак пре­ восходящего силами про­ тивника и удержали сопку, пока не подоспела помощь. В этих боях т. Каторжный дрался храбро и бесстрашно и уничтожил двадцать гит­ леровцев. Вместе е бойцом Королевым старший сержант Каторжный водрузил крас­ ный флаг на крыше здания гостиницы в Лиинахамари. За образцовое выполнение боевых заданий старший сержаінт Иван Павлович Каторжный был награжден орденом Красного Знамени. Вскоре о его боевых эаслу* гах узнал весь флот, вся наша страна. Родина высо­ ко оценила заслуги верного сына, удостоив «го знания Героя Советского Союза. Инженер-капитан И. Непомнящий Обеспечить постоянную готовность аэродромов В зиму нынешнего года аэро- дромно-инжеиерньм частям пред­ стоит выполнить гораздо боль, ший об’ем работы по обеспечению зимней готовности аэродромов. Это значит, что нам необходимо пересмотреть заново организацию работы, внедрить среди основной '.массы аэродромных частей пере­ довой опыт .прошлых зим и освоить новые, более эффективные методы снегоуборки новым техническим оснащением. Одним из существенных недо­ статков в снегоуборке прошлых зим являлись неудачные выборы мест свалок, ия плохое содержа­ ние, а также запущенность под'ездных путей от взлетно-нос а- дочкы* площадок до свалки. Это приводило к тому, что половина рабочего времени у нас терялась в проездах, на- разгрузку и на про­ стой в местах -ев-алки. Такую ник­ чемную трату времени в наступав­ шую зиму нужно изжить оконча­ тельно. А сделать это очень про­ сто. Необходимо заранее подобрать свалочные пункты, как можно ближе к взлетным площадкам и с таким расчетом, чтобы они в даль­ нейшем не были помехой в произ­ водстве полетов. Все кратча;й>шне яод ’ездные пути закрепит!» за оп­ ределенными людьми, которые должны- организовать расстановку снегозащитных щнггов я в даль­ нейшем поддерживать безупреч­ ный проезд- по этим дорогам. Простои под погрузкой и раз­ грузкой устраняются значительно легче. Здесь- все решают постоян­ ные бригады, которые закрепляют­ ся зз определенным количеством автомашин. Одновременно не нуж­ но забывать о контроле за меха­ низмами. В этом отношении показателен опыт части, где т. Жеринов. Там выделяют механика, который неот. лѵчно во время снегочистки дежу­ рит непосредственно у механизмов и по мере надобности оказывает необходимую помощь водителям автомобилей и спецмашин в устра­ нении неисправностей. Со всем личным составом яуж* но провести занятия по освоению очистки летных полей посредством волокуш. Этот метод для многих подразделений является новинкой и если до начала работ не прове­ сти учебы, будет много неувязок. Есть еще у нас товарищи, ко­ торые не умеют определить год­ ности летного поля при -помощи приборов (плотномеров я твердо­ меров). Необходимо ознакомить -офицеров с тех,шгкой определения качества покрова летной площад­ ки, чтобы каждый,, кто руководит подготовкой .летного поля, на учил - ся определять приборами качество его снежного покрова. Не менее важным дедам в рабо­ те аэродромно-инженерных частей является учет. Он у нас. страдал своей неточностью еще в летний сезон 1944 года. Все это происхо­ дило по вине слабой подготовлен*' яости учетчиков. С ними также следует провести учебу, научить их простейшим и точным вычисле­ ниям затраты- рабочего времени н т. п, Хочется бросить упрек комая*. днрам некоторых летных частей, которые, вменив аясь в де ла .офк - церба аэродромной службы, нару­ шают Порядок работы по подго­ товке летного поля. В прошлую зиму, после первого снегопада требовалось произвести укатку взлетно-посадочной площадки. Это. го требовала и инструкция по этосплоа-тации летного поля и опыт, т. к. в противном случае могло произойти обледенение поверхно­ сти площадки. Однако один из командиров, не будучи доста­ точно осведомленным а деле, эксплоатации аэродромов, при­ казал коменданту аэродрома и руководителям работ очистить площадку от снежного покро- ва до грунта. Правда, ввиду устойчивой погоды обледенения поля не произошло, но большой труд, горючее и ресурс 'механиз­ мов были затрачены понапрасну. Подобных случаев надо избегать,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz