Североморский лётчик. 1944, декабрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 30 декабря 1944 г., № 309 (379). Золотые полоски на погонах Василия Моисеева Гвардии старший сержант Василий Моисеев вырос и суровых бо ях за Советское Заполярье. Здесь, на Севере, Моисеев стал радиоме хаником гвардейского подразделения, был награжден орденом Крас ной Звезды и значком «Отличный связист». Сегодня мы рассказываем о гвардии старшем сержанте Василии Моисееве, о его Соевом пути и рядах североморской авиации. ★ ★ ★ (. НАЧАЛО БОЕВОГО ПУТИ В П Е Р В Ы Е д н и в о й н ы Василий Моисеев был переведен из учебной роты в подразделение связи. — Проверить вас надо, - сказал командир. Радио —■штука тон кая. Одна дело на гражданских радиостанциях работать, другое — на войне радистом быть. Здесь быстрота, разворотлиівость потре буется. Сосредоточенный и медлитель, ный на первый взгляд, Моисеев вызывал у командира сомнение: «А хорош ли из него радист будет? Сможет ли он принимать необхо димое количество знаков?». С последним вопросом командир обратился к Моисееву. — Сколько будете передавать, столько и приму, — ответил ра дист. Запел зуммер. — Можно больше, — сказал Мо. язееев. — Хватит,—заключил командир, когда число передаваемы» знаков превысило нормативы. — Теперь несколько вопросов по материаль ной части. Ответы последовали четкие и •глубокие. Моисеев был казначея начальни ком радиостанции, а в июле 1941 ігода ему было присвоено звание младшего сержанта. Дни тогда были суровые. Нем- •цы, имея большой перевес в коли честве самолетов, налетали на наши об’екты по нескольку раз в сутки. Североморские1 истребители «же. еточению защищали от врата базы II аародромы. Единственная эска дрилья «ОБ* бомбила порты » дру гие военные сооружения против- ■чічка. Работали много все. Василий Моисеев вместе со своими радиста. ми ...Школьниковым и Мишиным, неотлучно находился на радиостан ции. Работаиш она у них беспере бойно. Проводил на задание бом бардировщиков, Моисеев -садился ип вахту и внимательно вслушк- ■вался и эфир, отыскивая в общем шуме позывные своих стрелков- .радистов. Трудно тогда приходи лось нашим радистам.. Немцы бес чинствовали в эфире: десятки их радиостанций бесперебойно работа, ли на самых различных волнах. Но каждый раз опытный слух радиста все же наосодил среди этого «воя» голоса своих самолетов и принимал от них донесения, передавал при казания. Работа только с бомбардиров щиками не удовлетворяла- Мои сеева. Ему часто приходилось на блюдать зз воздушными боями, ежедневно рзагоравшимися над на шими аэродромами. Он видел, как немцы, сговорившись между собой па радио, подлавливали одиночные советские машины и всей «кучей» наваливались на них, как яростно бились наши летчики с врагом, подчас в одиночку, не имея воз можности сговориться в воздухе об общих действиях. Каждую на шу потерю Моисеев тяжело пере живал. — Нашего сегодня сбили, — раздраженно говорил он. — А ведь можно бы было избежать этой по тери. И Моисеев рассказывая, как не мец подкрадывался к советскому самолету со стороны солнца, как хорошо его видел другой наш летчик, спешивший товарищу на помощь я как бы легко он мог предупредить его по радио о гро- ?.т;цей опасности. — Нужна двухсторонняя радио связь между истребителями, — заключал Моисеев. В октябре 1941 года к нам прибыли новь.-р радиостанции. Моисеев весь отдался их освое нию. іКогда наземные ->а.дисты бы- ms подготовлены для сямостоя- ^.іыюй вахты, перед Моисеевым встаг- более трудная задача; I установить контакт в работе с | летчиками-юстребителями. 11а станцию пришел Сафонов. — Что ж, радисты, учите. Те перь будем работать вместе. Через день к Моисееву пришли летчики тт. Синев, Обувалов, Хрусталь in Кравченко. Они вни мательно изучали правила радио обмена, тренировались в передаче. Через несколько времени ра дист сел на вахту и установил двухстороннюю связь с истребите лями. С этого дня начальник станции и его подчиненные кругло суточно находились у рации, И лучшим свидетельством качества их работы были многие благодар ности летчиков, возвращающихся после боя на аэродром. В -мае 1942 года Василия Мои сеева поздравляли с очередным воинским зваиие-м. На рукаве его фланелевки добавилась еще одна золотая полоска—знак совершен ствования воинского мастерства. Моисеев стал сержантом. 2. ВСТУПЛЕНИЕ В ГВАРДИЮ Л ЕТО 1942 года и зима 1942 — 43 гг. прошли в напряженной работе, в постоянном стремлении добиться улучшения радиообмена. В апреле 1943 года подразделе ние, в котором служил Василий Моисеев, отмечало свой юбилей. Лучшим связистам, в числе кото рых был и сержант Моисеев, вру чили значки «Отличный связист»'— первые награды, полученные свя зистами за войну. На празднике присутствовал североморский ас Герой Советского Союза гвардии капитан Петр Сгибиев. В своем выступлении он говорил: ...- Трудно себе представить как бы мы, летчики, могли бить врага без вас, связистов. Сколько раз радио помогало нам одержи вать победы. Вот хотя бы взять совсем недавний случай, когда мы «пощипали» немецких асов. Внача ле. немцы имели превосходство в силах и сумели захватить в свои руки инициативу боя. Находясь на земле, я услышал об этом по ра дио от моих летчиков. Тут же от ветил им: «Держитесь, иду на по мощь». Ответ мой поддержал боевой дух товарищей, и когда я подлетел к месту боя, наступали уже не немцы, а наши. Много бы ло и других примеров, когда радио помогало нам в боях. ГІомшіте, то варищи связисты,—заключил Сгиб- неа,—что летчики высоко ценят ваш труд, знают имена лучших ваших людей и с благодарностью говорят о них. Среди лучших связистов снова была названа фамилия сержанта Василия Моисеева. ...Лето 1943 года было временем напряженных воздушных боев. Истребители-гвардейцы несли тог- да охрану н-аших баз и аэродро мов. В одну из наших эскадри лий, в которой они служили, и был назначен вскоре Василий Моисеев. Его перевели туда, как одного из лучших связистові: слу жить в гвардейской сафоновской части — такая честь выпадает не каждому. В эскадрилья Василий Моисеев познакомился с техником Прива ловым. С тех пор они—неразлуч ные друзья. Привалов помог Мои сееву освоить новое дело, разо браться в сложных чертежах и схемах радиоаппаратуры. Ночи, проведенные над учебниками и схемами, дни практической работы на стошке, у радиостанций, скоро сделали сержанта знатоком новой радиотехники. Как хорошему, дисциплиниро ванному воину, специалисту своего дела Василию Моисееву вскоре был вручен гвардейский значок. Хорошие знания -по радиотехни ке, любовь к своему делу помогли сержанту Моисееву быстро завое вать авторитет среди товарищей. Он слыл в част» первым специа листом по радиовопро-сам. И когда -потребовалось установить местный радиоузел, на КП полка был вы зван сержант Моисеев. — С фронта идут прекрасные вести. Красная Армия гонит врага на запад, —• сказал заместитель командира по политчасти. — Надо как можно быстрее установить ра диоузел, дать возможность нашимі летчикам слушать последние из вестия. Через два дня ві части было установлено 6 радиоточек... В октябре 1943 года Василию Моисееву было присвоено звание— •гвардии старший сержант. 3. ГВАРДИИ СТАРШИЙ СЕРЖАНТ g ЧАСТЬ поступили новые сложные рации. Из-за недо статочного умения их эксплоатн- роиать, они давали перебои в ра боте. Однажды Моисеева, по этому поводу вызвали на КЛ эскадрильи. Командир сказал: — Будем работать напряженно. От вас в успех-a этой работы бу дет зависеть многое. Неладится у нас. пока с радио. Надо помочь летчикам, научить их пользоваться рацией а воздухе. Задача, поставленная коман диром, была нелегкой. Привить летчикам любовь к радио мож-но было только ликвидирован вовсе отказы и погрешности в -работе аппаратуры. Моисеев пошел посо ветоваться с летчиками, выслу шать их жалобы, — Слабо я очень слышу землю к товарищей в полете, — сказал гвардии капитан Сорокин. Моисеев направился к самолету капитана. Проверка на земле пока зала, что приемник Сорокина ра ботает отлично. «Значит, дело а шлемофоне летчика»,—решил ра. д помеханик. И точно: -шлемофон имел сопротивление в два раза большее, чем телефоны рации, само, лета. Соединив катушки шлемо фона параллельно, Моисеев умень шил сопротивление. — Теперь слышимость отлич ная,—сказал капитан, проверив ра боту рации в воздухе. Много лишнего шума в эфире получалось во время сбора летчи ков на задание, ибо, поднявшись с аэродрома, во-первых, каждый настраивал свою станцию на на земную, а во-вторых, связывался с товарищем. Все это загружало эфир. Моисеев решил «разгрузить» его. По способу, предложенному старшим радиотехником части, он стал настраивать рации самолетов на волну на-земной станции еще до вылета. Чтобы не поднимать шума в эфире, ст.а®ил рацию на прием телеграфных сигналов. Этому спо собу настройки научил и летчиков. -Внес Моисеев и ряд других усо вершенствований, которые помогли образцово наладить связь в эска дрильи. В феврале 1944 года гвардии старший сержант Василий Мои сеев, как опытный специалист своего дела, был назначен стар шим техникой подразделения по радио, а 19 августа 1944 года на гражден орденом ‘Красной Звезды. К . К Р ЕТОВ . ГЕРОИ -.СЕВЕРОМОРЦЫ ОН ВОДРУЗИЛ КРАСНЫЙ НАД ЛИИНАХАМАРИ Иван Павлович Каторж- ный начал свою службу в Военно-Морском Флоте в 1940 году на Дальнем Во стоке. Ему тогда было .двадцать лет. Незадолго до Отечественной войны моло дой боец был переведен на Северный флот. Старатель ность и любовь к военному дел(у помогли североморцу Каторжному в короткий срок стать младшим коман диром. В мае 1942 года он уча ствовал р десантной опера ции и стойко перенес все испытания трудных боев. За отличные боевые дей ствия т. Каторжный был на гражден орденом Красной Звезды. В октябре 1944 года был сформирован десантный от ряд. В его рядах был и ком мунист старший сержант .Каторжный. Десантники высажива лись в порту Лиинахамари под сильным артиллерий ским обстрелом. Командир взвода был ранен. Командо вание взял на себя Каторж ный. Взвод Каторжного первым ворвался на берег, нарушил телефонную связь немцев, взорвал несколько огневых точек вместе с расчетами и обеспечил успешную высад ку всего десантного отря да. Под командованием Ка торжного взвод уничтожил тринадцать огневых точек врага. Четыре из них унич тожил сам Каторжный. Воодушевленные приме ром командира, бойцы стре мительно цродвигалнсь впе ред и заняли важную высо ту. В течение ночи они от били несколько атак пре восходящего силами про тивника и удержали сопку, пока не подоспела помощь. В этих боях т. Каторжный дрался храбро и бесстрашно и уничтожил двадцать гит леровцев. Вместе е бойцом Королевым старший сержант Каторжный водрузил крас ный флаг на крыше здания гостиницы в Лиинахамари. За образцовое выполнение боевых заданий старший сержаінт Иван Павлович Каторжный был награжден орденом Красного Знамени. Вскоре о его боевых эаслу* гах узнал весь флот, вся наша страна. Родина высо ко оценила заслуги верного сына, удостоив «го знания Героя Советского Союза. Инженер-капитан И. Непомнящий Обеспечить постоянную готовность аэродромов В зиму нынешнего года аэро- дромно-инжеиерньм частям пред стоит выполнить гораздо боль, ший об’ем работы по обеспечению зимней готовности аэродромов. Это значит, что нам необходимо пересмотреть заново организацию работы, внедрить среди основной '.массы аэродромных частей пере довой опыт .прошлых зим и освоить новые, более эффективные методы снегоуборки новым техническим оснащением. Одним из существенных недо статков в снегоуборке прошлых зим являлись неудачные выборы мест свалок, ия плохое содержа ние, а также запущенность под'ездных путей от взлетно-нос а- дочкы* площадок до свалки. Это приводило к тому, что половина рабочего времени у нас терялась в проездах, на- разгрузку и на про стой в местах -ев-алки. Такую ник чемную трату времени в наступав шую зиму нужно изжить оконча тельно. А сделать это очень про сто. Необходимо заранее подобрать свалочные пункты, как можно ближе к взлетным площадкам и с таким расчетом, чтобы они в даль нейшем не были помехой в произ водстве полетов. Все кратча;й>шне яод ’ездные пути закрепит!» за оп ределенными людьми, которые должны- организовать расстановку снегозащитных щнггов я в даль нейшем поддерживать безупреч ный проезд- по этим дорогам. Простои под погрузкой и раз грузкой устраняются значительно легче. Здесь- все решают постоян ные бригады, которые закрепляют ся зз определенным количеством автомашин. Одновременно не нуж но забывать о контроле за меха низмами. В этом отношении показателен опыт части, где т. Жеринов. Там выделяют механика, который неот. лѵчно во время снегочистки дежу рит непосредственно у механизмов и по мере надобности оказывает необходимую помощь водителям автомобилей и спецмашин в устра нении неисправностей. Со всем личным составом яуж* но провести занятия по освоению очистки летных полей посредством волокуш. Этот метод для многих подразделений является новинкой и если до начала работ не прове сти учебы, будет много неувязок. Есть еще у нас товарищи, ко торые не умеют определить год ности летного поля при -помощи приборов (плотномеров я твердо меров). Необходимо ознакомить -офицеров с тех,шгкой определения качества покрова летной площад ки, чтобы каждый,, кто руководит подготовкой .летного поля, на учил - ся определять приборами качество его снежного покрова. Не менее важным дедам в рабо те аэродромно-инженерных частей является учет. Он у нас. страдал своей неточностью еще в летний сезон 1944 года. Все это происхо дило по вине слабой подготовлен*' яости учетчиков. С ними также следует провести учебу, научить их простейшим и точным вычисле ниям затраты- рабочего времени н т. п, Хочется бросить упрек комая*. днрам некоторых летных частей, которые, вменив аясь в де ла .офк - церба аэродромной службы, нару шают Порядок работы по подго товке летного поля. В прошлую зиму, после первого снегопада требовалось произвести укатку взлетно-посадочной площадки. Это. го требовала и инструкция по этосплоа-тации летного поля и опыт, т. к. в противном случае могло произойти обледенение поверхно сти площадки. Однако один из командиров, не будучи доста точно осведомленным а деле, эксплоатации аэродромов, при казал коменданту аэродрома и руководителям работ очистить площадку от снежного покро- ва до грунта. Правда, ввиду устойчивой погоды обледенения поля не произошло, но большой труд, горючее и ресурс 'механиз мов были затрачены понапрасну. Подобных случаев надо избегать,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz