Североморский лётчик. 1944, август.
27 августа1944 г.,№ 204 (274). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Молодой летчик, Елизавета Сш/оарт будь осмотрительным! Вместе с боевыми товарищами я с большим интересом прочитал статью т. Тульского «Поче му очереди Добровольского по шли мимо цели»*). Эта статья пра вильно указывает на то, что для летчика мало уметь пилотировать, а надо и отлично знать самолет. Но можно хорошо пилотировать, можно знать самолет и все же оказаться жертвой врага. В трудном воздушном бою, который стесняет участников ограниченно- стью времени, очень важную, я бы сказал, главную роль приобре тает осмотрительность. Каждый летчик, прибывший в боевую часть, как правило, начи нает свою деятельность с ведомого лары. Известно, что ведомый яв ляется щитом ведущего. А разве можно быть надежным защитником в воздухе, не обладая хорошей осмотрительностью? Нет. Только осмотрительность позволяет ведо мому во-время замечать врага, о т бивать его от ведущего, помогать ведущему нанести удар по неприя тельскому самолету. Без осмотри тельности немыслима победа над врагом. Приведу поучительный пример. В одном из первых боевых выле тов, когда мне в группе с другими товарищами пришлось сопровож дать «Ильюшиных», на обратном пути, километрах в 10- 15 от аэро дрома, нас внезапно атаковало н е сколько «Ме-109» и «ФВ-190» Ни я, ни другие ведомые не заметили сразу врага, хотя, как нам каза лось, каждый из нас смотрел во все стороны. Немцы внезапно по дошли к нам на бреющем. Мы, хо тя и поздно заметили противника, все же успели отбить его атаку на штурмовиков. В то время, -когда несколько «Ме-109» и «ФВ-190», уклоняясь от огня нашей группы, уходили в облачность, такж е неожиданно, как и в первый раз, был атакован мой самолет одиночным «ФВ-190». Враг зашел в хвост и пытался о т крыть огонь. Видя безвыходное положение, я хватил резко ручку и сорвался в штопор. Это, пожа луй, и спасло меня от неминуемой гибели. Но теперь я оказал ся отор ванным от группы, на малой высо те и решил итти к аэродрому. 'Нельзя сказать, чтобы и тут, вблизи своего аэродрома, я был невнимателен. Однако на подходе к четвертому развороту мой само лет был атакован «Мессершмит- том-109». Враг перебил на моем *) См. „Североморский летчик" от 17 августа с. г. моторе коллектор нагнетателя и повредил несколько труб во- досиотемы. Я вынужден был, скользя, быстрее производить по садку. Этот пример показывает, на сколько плоха была у меня осмотрительность. Три раза в о д ном вылете ко мне неожиданно подходил противник. Три раза я оказывался в смертельной опасно сти. Случай этот заставил меня крепко призадуматься, сделать серьезные выводы. Я старался с этих пор быть в полете более бди тельным, сосредоточенным. Вскоре это дало свои результаты. Однажды в паре с лейтенантом Лапиным мы вылетели на развед ку. Я шел ведомым. На моей обя занности лежал просмотр всей зад ней и нижней полусферы. Пра вильно распределяя внимание, хладнокровно, не торопясь про сматривая всю свою зону, на под ходе к цели я заметил сзади ни же пару «Фокке-Вульфов». Они следовали параллельно нашему маршруту и, кажется, уже замети ли нас. Об этом сразу же было доложено ведущему. Лапин пошел с набором высоты под кромку облачности. Немцы, поняв, что мы их замети ли и можем уйти в облака, реши ли итти наперерез, но было уже поздно. К цели подошли мы рань ше и успели сделать свое дело до подхода противника. Этот пример подтверждает, ка кую огромную роль имеет осмотри тельность. Только благодаря ей мы сумели выполнить задание, исполь зовать выгодную для нас облач- — •® • --------- Молодой летчик т. Негулясв участник последнего налета на Вардэ и Вадсэ. ность и обмануть немцев, выслан ных специально. Своевременное обнаружение про тивника позволяет даже в таких условиях, когда он имеет преиму щества в обстановке, принять не обходимое решение, привести врага в смятение. Приведу пример. Воз вращаясь однажды с задания, я за метил сзади себя на расстоянии 3,5 клм. с превышением на 700 — 800 метров одиночный самолет. По- сколько в это время поблизости на ши самолеты наносили удар по не мецкому конвою, я принял самолет за своего фоторазведчика. Однако из поля зрения его не выпускал. Спустя некоторое время, когда между нами расстояние уменьши лось, я убедился, что это «Ме-109». Я решил принять бой, хотя враг имел преимущество в высоте и по ложении. Сделав вид, будто немца не замечаю, я обдумал хорошенько свои действия. Решил ошеломить врага неожиданной атакой на ло бовых. Так и сделал. Подпустив «Ме-109» на дистанцию 250 — 300 метров, резко развернулся и пошел с набором высоты прямо на немца. «Мессер» поспешил открыть огонь, но вести ему его долго не при шлось. Мы мгновенно проскочили друг мимо друга, после чего, рез ко положив машину в полувираже, я оказался в хвосте «стодевятого». Теперь положение у нас измени лось. Преследуя немца, я вскоре настиг н сбил его. Некоторые летчики, будучи ве домами, стараются чаще перехо дить из одного пеленга в другой, считая, что этим улучшается про смотр воздуха. Подобное мне к а жется неправильным. Такое «бол тание» отнимает у пилота много внимания, следовательно, затруд няет наблюдение за воздухом. Как правильно вести себя, что бы больше и лучше видеть? Рекомендуется просматривать сразу даль горизонта, насколько может захватывать зрение. После этого переносить взгляд непосред ственно к себе. Переход же с пе ленга необходим для того, чтобы видеть нижшоіо полусферу, т. к. несущая площадь самолета закры вает собой значительное простран ство. Этот переход должен выпол няться плавно, не торопясь. Просмотр воздуха надо начи нать со взлета и кончать зарули- ванием «а стоянку. Это особо важ но помнить молодому летчику. Ему никогда нельзя забывать об осмот рительности, ибо она — его жизнь и одно из главных условий победы. Лейтенант Г. ДМИТРИК. ЖИЗНЬ ПОДСКАЗАЛА. . . П О Ч ЕМ У П Л А Н П А РТ И Й Н О Й Р А БО Т Ы О КА ЗАЛ С Я Н ЕП О Л Н О Ц ЕН Н Ы М Происходившая в июле инспек торская проверка выявила ряд н е достатков в работе с молодыми экипажами. Партийная организация в основу очередного месячного плана положила указания инспек ции. Выполняя план, коммунисты тт. Казаков и Сушицкий рассказа ли молодежи об особенностях экоплоатации материальной части, гт- Губанов и Тищенко—о гвардей ских традициях. «Боевое крещение» нашей моло дежи прошло успешно. В первом же бомбоударе по Киркенесу лет чики Злобин, Гиоевой и другие ■проявили мужество и умение. Они отлично держались в строю и неплохо бомбили. Молодого летчика Батракова осколком ранило в руку. Истекая кровыо, он с помощью штурмана коммуниста Дзы за довел самолет и благополучно посадил его на своем аэродроме. Успехи молодых, казалось, мог- л*и удовлетворить д аж е самого требовательного командира. Но последние две недели принесли іеожиданноістн. Участились случаи нарушения отдельными летчиками оставления по производству но- •летов. Младший лейтенант Попов не справился с управлением ма шиной, а летчики Шопин и Гребнев допустили поломки. Чем об ’яснить эти недостатки? * Первые успехи в учебе и в боевой рабоуе породили зазнай ство и самоуспокоенность у неко торых молодых летчиков. Появи лась излишняя, ни на чем не осно ванная самоуверенность. За не сколько дней до происшествия младший лейтенант Попов недо вольно говорил: — Почему нас все еще считают школьниками? Поучились — хва тит. Этим словам не придали значе ния ни парторг, ни комсорг под разделения. Никто не обратил вни мания на то, что Попов начал за знаваться. Ни один из коммунистов не поговорил серьезно с молодым пилотом, не об’яснил ему, что он по-настоящему еще не знает осо бенностей машины. Летчик Бычков вступает иногда в пререкания. Это тоже — сл ед ствие зазнайства, излишней само уверенности. Конечно, при таком отношении к службе он не может рассчитывать на успех,. Казалось бы, что факты зазнай ства и самоуспокоенности некото рых молодых летчиков должны бы. ли встревожить парторга и комму нистов. Этого не произошло. За все время был вызван на партий ное бюро только один коммунист т. Храмов. Ему указали на о тсут ствие настойчивости в овладении материальной части. Коммунисты не увидели во-время новых задач, на которых было необходимо со средоточить внимание летного с о става. При проведении партийных мероприятий руководствовались планом, утвержденным в начале месяца. И первые выводы из недо статков были сделаны лишь после того, когда произошли нарушения. Коммунисты призваны зорко следить за ростом молодых воинов, немедленно пресекать всякое про явление зазнайства, самоуспокоен ности, недисциплинированности. Если жизнь ставит перед подраз- делением новые задачи, комму нисты обязаны немедленно мобили зоваться на их успешное разреше ние. Гвардии капитан Г, ГРИГОРЬЕВ. Елизавета Стюарт прибыла на Северный флот в составе д е л е г а ции трудящихся Новосибирской области, шефствующих над севе роморцами. Вместе с делегатами она побывала на кораблях, в ч а стях и подразделениях, у морских пехотинцев, летчиков и моряков. Ниже публикуем четыре стихо творения Елизаветы Стюарт. Р О С С И И Россия... Родина... Рассвет... Простор да тоненькие ели... Но кровью наливался век, Качая войны в колыбели. Мы знали — этот срок придет, Бедой и горем угрожая... Но мы навстречу шли вперед, Не по летам в пути мужая, И час настал. И был любой Из нас, как лучший сын, Россия, А все, что не было тобой, Как дым пожарищ относило. И все, что не было ~ любовь, Все нашей ненавистью было, И насмерть мы стояли вновь Сердец несокрушимой силой. Всей силой пережитых мук, Всей горечью воспоминаний, Тоскою разлученных рук И страстью прерванных свиданий. За то, чтобы над мраком лет, Где пули на просторах пели, Поднялся медленный рассвет, Качая счастье в колыбели. ★ ★ ★ Мы научились покидать Родное теплое жилище, И горсть земли с собою брать На разоренном пепелище... Мы научились хоронить Друзей, не плача в миг разлуки, И гнев сумели закалить В огне неповторимой муки. Мы научились не слабеть, Когда томят и боль и усталь... Но мы должны еще суметь Особым овладеть искусством: Постигнуть, в горе не сгорев, Вновь через все, что пережито,- И песню птицы на заре И прелесть почки нераскрытой.. С Ы Н У Мой сын, мой мальчик... Я тебя Любить учила в небе звезды... Не обижать других ребят, Не разорять сорочьи гнезда... Чтоб ты хорошим подрастал, Чтоб злым не подражал проказам... А ты передо мной стоял Нетерпеливый и чумазый. Ты верно думал о другом, Смотрел веселыми глазами, И снова бегал под окном Родной, растрепанный, «не-мамин»... Но ты меня вознаграждал Неотразимой детской лаской, Как только вечер наступал И у тебя слипались глазки. Совсем по сонному дыша, Ты слушал сказку о вороне, И мне была твоя душа Птенцом притихшим на ладони. Я относила на руках В кроватку маленького сына... Как ноша матери легка! Как час разлуки отодвинут! И, пяля пуговичный глаз, Медведь ложился на подушки... А вот в твоих руках сайчас Совсем не детские игрушки... Мой сын, мой мальчик—на войне. И мы давно с тобой не вместе... И чаще пишешь ты не мне, А тоненькой твоей невесте... Ну, что-ж, ты, значит, возмужал. А я заметить не успела, Как выросла твоя душа, Как по-мужски окрепло тело... Я только в день, когда прошла С тобой от дома до вокзала, Так на тебя взглянуть смогла, Что многое понятным стало... И за минуту до свистка Я видела тебя — мужчину... Как ноша матери тяжка, И как разлуки час придвинут!... Сейчас над головой твоей Земли окопной горечь злая И тяжкий грохот батарей По целым дням не умолкаег... Но сердцу старых матерей Дано понять — как новой метой На судьбы наших сыновей Ложатся отблески р а с с в е т . ★ ★ ★ Когда последний выстрел грянет Над затуманенной землей, И мрак, перехватив дыханье, Зажжется робкою зарей; Когда на невозможной грани Внезапно встанет тишина, И время зваться перестанет Жестоким Именем — война; Когда гнездиться птиц, заманят Израненные ветви рощ, И ясная зарница канет В налившую колосья рожь; Когда настанет час желанных И дни и ночи жданных встреч, И станет радостной и странной Бессвязная от счастья речь; А в городах по утру рано Рванутся флаги в небеса, И музыки над миром грянут Взволнованные голоса, Тогда минутою молчанья Почтите ранний их конец Тех, кто погиб на поле брани За чаянья людских сердец. А с ними тех, кто горем ранен Страшнее смерти во сто крат И кто на пепле всех желаний Опять возделывает ган
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz