Североморский лётчик. 1944, август.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 27 августа 1944 г., № 204 (274). ПО Н Е М Е Ц К И М К О Р А Б Л Я М ! Б ь ю т с е в е р о м о р с к и е к а т е р н и к и 1 Фашистских кораблей потопили 19 августа североморские катер ники. Об этой операции Совинформбюро сообщало: «Советское Информбюро 20 августа сообщило о нападении тор педных катеров Северного флота на караван судов противника. Сегод ня получены подробности этой успешной операции. Воздушная разведка Северного флота обнаружила в Варангер- фиорде караван судов противника в составе 3 транспортов, 2 десант ных барж, 3 миноносцев, 8 сторожевых кораблей, 3 тральщиков и 12 сторожевых катеров. Ночью соединение торпедных катеров под командованием капи тана 3-го ранга Коршуновича под прикрытием дымовых завес сблизи лось с вражескими кораблями и с короткой дистанции атаковало их. Торпедный катер старшего лейтенанта Желвакова торпедировал и потопил немецкий миноносец. Торпедный катер капитан-лейтенанта Чернявского пустил ко дну второй вражеский миноносец. Катеры старших лейтенантов Диренко, Киреева и Павлова торпедировали три транспорта водоизмещением в 5 тысяч тонн каждый. Два из них пото нули, третий получил серьезные повреждения. Другие торпедные катеры атаковали сторожевые корабли, катеры и тральщики против ника. В результате смелых атак советские торпедные катеры в этом бою потопили два транспорта, два миноносца, шесть сторожевых ко раблей, три тральщика и один сторожевой катер». Публикуем некоторые лодроб ности этой операции. ★ ★ ★ К О Н В О Й О Б Н А Р У Ж Е Н РАССКАЗ ЛЕЙТЕНАНТА М. СОЛОГУБОВА Для летчика-разведчика полет лад морем — родная стихия. Ему •приходится ежедневно, а то и по несколько раз в день вылетать на боевые задания по разведке враже ских конвоев. Недаром говорят, что воздушная разведка — всевидя щее око флота. Я со своим экипажем сравни тельно недавно стал разедчиком. Но и за это короткое время мы уже сделали несколько десятков боевых вылетов, из которых боль шинство были успешными. Каждый раз, когда нам приходилось во вра жеских водах обнаруживать немец кие корабли, но нашим следам вы летали торпедоносцы или штурмо вики. Мне хорошо помнятся самый крупный успех экипажа — обнару жение немецкого конвоя 27 мая этого года, в пункте Н. В гот день метеорологические условия по. могали разведчику. Над морем стояла разорванная облачность при довольно хорошей видимости. ■Проходя по давно уже изведан ным местам, мы вдруг перед собой заметили движущиеся точки, за которыми тянулись белые нити пе нистых бурунов. — Караван, — передал мне штур ман экипажа младший лейтенант Скибин. Я вошел в облака, набрал необ ходимую высоту и, незаметно вы скочив в окно над караваном, снял необходимые данные о конвое. Гіро,- тивник тогда так и не знал, что его засек разведчик. А тем време нем по нашей радиограмме выле тели вначале торпедоносцы, а по том и штурмовики. 8 кораблей не досчитался после удара в своем караване враг. В июне и июле немцы боялись проводить суда крупными карава нами. Неся огромные потери в своем флоте, противник для про хода кораблей выбирал дни совер шенно нелетной погоды. Но и тог да наши разведчики контролирова ли море. Обнаруженные нами от дельные суда и небольшие группы кораблей неоднократно подверга лись ожесточенным атакам северо морских летчиков. Но мы знали, что враг еще по пытается проводить свои конвои. Действия разведчиков с новой си лой активизировались в августе. Более десятка раз в этом месяце вылетал на разведку и мой экипаж. Накануне Дня авиации на нашу до лю выпа ла честь во второй раз об наружить крупный немецкий кон вой, который потом был успешно разгромлен североморскими тор педными катерами. О том, как про текал этот полет я и хочу расска зать. Полет воздушного разведчика — это полет, как правило, на полный радиус. 18 августа мы готовились именно к такому заданию- Оно ТАК ПРОХОДИЛА ОПЕРАЦИЯ Лейтенант М. СОЛОГУБОВ. предусматривало тщательную раз ведку почти всего побережья Се верной Норвегии. В море, так же как и 27 мал, мы встретили разорванную облачность и местами дождевые заряды. Это помогало нам маскироваться и проходить вблизи побережья неза меченными, но вместе с этим такая погода затрудняла видимость, т. к. почти по всему маршруту приходи лось итти на бреющем. Так прошло около двух часов. Минуя один из портов, где ничего обнаружить не удалось, я опять повернул самолет ч море. И вдруг, совсем недалеко от берега, мы «напоролись» на ко рабли. Вначале было трудно опре делить, что это были за корабли и сколько, т. к. они растянулись вдоль берега. — Будем пробивать облака, — сказал я Скибину и сразу же сде лал разворот с набором высоты. Теперь надо было найти выгод ное окно, подсчитать суда, опреде лить их ход, сделать фотоснимок и сообщить обо всем этом своим. Но окон над кораблями не было. Нам пришлось несколько времени ожидать и набирать еще высоту. С этой целью я отошел в сторону и начал виражить. — Вижу корабли, — доложил вскоре стрелок-радист. Я развернулся и пошел к разры вам облачности. Теперь стало ясно, что под нами крупный немецкий конвой. Он состоял из трех транс портов, нескольких миноносцев и других кораблей охранения, кото рые шли курсом на юго-восток, ра стянувшись примерно на 1,5 — 2 клм. Мы прошли один раз над кон воем. Потом, войдя в облака, я опять развернулся и отдал прика зание фотографировать. Возвращались мы на свой аэро дром с надеждой, что через не сколько часов по нашим следам пойдут славные североморские ка терники, чтобы разгромить враже ский конвой. 1. На командном пункте Командованию соединения тор педных катеров еще за день до операции стало известно о том, что крупный немецкий конвой, насчи тывающий 30 различных кораблей, следует на .юг вдоль норвежского побережья в порт Н. Обычно, про водя караваны по этому пути, про тивник ожидает нападения нашего флота в глубине Вараигер-фиорда. Как показал опыт прошлых опера ций, в указанном районе немцы зна чительно усиливают охрану кон- воеів как с моря, так и с воздуха. Следовательно, более раннее напа дение на караван в данном случае оказалось бы вполне неожиданным. В разработке операции участво вали многие опытные командиры и офицеры штаба. Здесь, на КП , за ранее определялся предполагаемый путь вражеских кораблей, точно исчислялось время и место их на хождения на всем маршруте, про игрывался весь предстоящий удар. — Сегодня мы постараемся встретиться с фрицами несколько раньше, чем они этого ожидают, — спокойным голосом наказывал сво им подчиненным капитан 3-го ран га Коршунович, которому приказа но возглавлять всю операцию. — Это даст преимущество внезапно сти атаки. Однако помните, това рищи, что нам придется действо вать на большом удалении от своих баз. Командиры групп и отдельных катеров внимательно слушали за дание и тщательно изучали его по карте. Каждому участнику опе рации несколько раз сообщались по следние сведения о конвое, кото рые регулярно поступали от капи тан-лейтенанта Ефимова — коман дира катера-разведчика, наблюдав шего за движением фашистских кораблей в далеком тылу врага. На командном пункте готовилась дерзкая операция — все с нетер пением ожидали «добро» на выход в море... 2. Когда наступила ночь... С катера Ефимова поздно-вече- ром передал»: «Конвой замедлил движение, перестраивается». — Хорошо. Сейчас мы ему по можем «перестроиться», — ответи ли на это моряки и по сигналу командования спешно вышли из базы в море. Взяв курс к бере гам противника, три группы тор педных катеров быстро приближа лись к цели. Впереди остальных вел группу бывалый катерник ка- питан-лейтенаит Решетько. — Вижу силуэты кораблей, — доложили ему с катера лейтенанта Диренко. Прошли еще считанные минуты. На горизонте стали ясно вырисо вываться силуэты фашистских ко раблей. Достигнув необходимой ди станции, по сигналу флагмана к а тер старшего лейтенанта Быкова вырвался вперед и, промчавшись вдоль всего конвоя под ураганным огнем, поставил дымовую завесу. Теперь поступила команда «В атакуі», по которой на конвой стре мительно обрушилась группа к ате ров капитан-лейтенанта Решетько. Первым прорезал дымзавесу катер Диренко. Резко маневрируя, он сблизился со сторожевым кораб лем, который находился около ска листого берега, и с короткой ди станции выпустил торпеду. Р а з дался огромной силы взрыв. Он разрезал плотный воздух только что наступившей короткой авгу стовской ночи и как бы возвестил о начавшейся ожесточенной битве отважных торпедников. Капитан 3-го ранга С. КОРШУНОВИЧ. 3. В огне и дыму Вслед за лейтенантом Диренко по конвою нанесли удары старшие лейтенанты Домысловский ц Ки реев. Их катера противник встре тил шквальным артиллерийским огнем. Разноцветные трассы с вра жеских кораблей и берега букваль но .накрывали отважных катерни ков. Но нет силы, которая могла бы остановить порыв советских моря ков! Выбрав себе целями стороже вик и транспорт, два катера напра вили свои торпеды точно в кораб ли. Вновь раздались взрывы, хо лодные волны окутали еще две ог ромных фашистских посудины. Море сливалось с огнем и ды мом. На боевом курсе из-за дымо вой завесы на центральную часть конвоя пошла вторая группа кате ров во главе с флагманом. Дерзко и стремительно атаковали два ми ноносца капитан-лейтенант Ч ер нявский и старший лейтенант Ж е л ваков. .Прорвавшись сквозь несколько дымовых завес, Чернявский заме тил хорошо вооруженный корабль, который особо яростно вел артил лерийский огонь. Это был миноно сец. Чернявский решил во что бы то ни стало атаковать его. Но путь к миноносцу вдруг преградил сторожевик, с которого немцы вели интенсивный обстрел. Тогда катер ники вступили в артиллерийский поединок со сторожевиком. Комен дор Зарифуллин и пулеметчики Иванников и Державин ударили по немцам из пушек и пулеметов. Сто рожевик прекратил стрельбу, тем временем катер сблизился с мино носцем. Чернявский дал торпедны} залп. Сильный взрыв потряс воздух. За ним раздался второй — это тонул другой миноносец, атакованный Желваковым. 4. Немцы бьют сами себя В эскорте врага началось смятение. Миноносцы, катера- охотники, сторожевики вели огонь беспорядочно, наугад. Иног да случалр-сь так, что они не раз личали, где свои, а где чужие к а тера и без разбора били по своим из своих пушек. Когда вслед за Чернявским и Желваковым в атаку вышел катер старшего лейтенанта Фролова и, прорвавшись через дымовую заве су, вышел к конвою, моряки уви дели весьма интересную картину: два фашистских катера-охотника с короткой дистанции обстреливали друг друга... — Фрицы окончательно потеряли голову. По своим бьют, — смея лись катерники, наблюдая любо пытную дуэль охотников. Тем временем Фролов стреми тельно пронесся под огненным на весом трассирующих снарядов и точно торпедировал сторожеі.ик, который тут же затонул. 5. Подвиг краснофлотца Лялько Когда командир катера старший лейтенант Кузнецов, сблизившись со сторожевым кораблем, выпу стил торпеды и начал круто раз ворачиваться, боцман старшина 1-й статьи Гаряевский заметил справа немецкий охотник, который на пол ной скорости несся к катеру. На быстром ходу он вел обстрел, сна ряды ложились у -самых бортов к а тера. Командир подал команду от крыть винтиль и разбить запалы дымшашек. Шлейф желтого дыма потянулся за кормой, укрывая ма ленькое судно. Но враг продолжал преследование. Охотник вырывал ся из дыма и, заходя то справа, то слева, продолжал обстрел. Один из снарядов разорвался на кранце с боезапасом. Кранец задымил. Это грозило большой опасностью всему экипажу; — Беда, — прошептал про себя торпедист Лялько, стоявший у своего аппарата. Не долго думая, отважный моряк бросился к кранцу. Будучи ране ным в ногу, Л ял ь к о не покинул по ста до тех пор, пока не ликвидиро вал огонь. Несколько десяткоа го рящих обойм снарядов он выбро сил за, борт. 6. Конец второго транспорта Стремительные атаки северомор ских катерников, производимые с разных направлений, вызвали пани ку среди немцев. Их артиллерий ский огонь становился все беспоря дочнее. Видя, что конвой умень шается и окончательно потерял свой боевой порядок, враг попы тался защитить голову и центр ка равана. Д л я этой цели он стал под тягивать туда корабли охранения кз хвостовой части конвоя. Расчеты немцев и тут провали лись. Такой маневр облегчил зада чу советским морякам. Вырвавшись вперед, старший лейтенант Пазлоч метко пущенной торпедой потопил второй транспорт. Атаки североморцев стали те перь еще яростнее. Умело маски руясь дымзавесами, катера один за другим выходили в атаку. Вскоре старший лейтена-нт Шкутов нано сит смертельный удар но немецко му -тральщику и на выходе из ата ки артиллерийским огнем .топит не мецкий катер-охотник. А за ним бы ли пущены на дно еще два сторо жевых корабля противника. 7. Чистая работа — Разгром вражеского конвоя в Варангер-фиорде 19 августа можно считать наиболее крупной и значи тельной операцией торпедных кате ров Северного флота за все время войны, — так оценивает свою опе рацию капитан 3-го ранга' С. Кор шунович. За последнее время немцы часто испытывают мощные, удары с воз духа и моря. Взаимодействуя меж д у собой североморские летчики и катерники день ото дня совершен ствуют свое мастерство. Они дожи ваются того, чтобы каждый конвои, который немцы попытаются прове сти у побережья Норвегии, был полностью разгромлен. Летчики с удовлетворонис-ѵ узна ли о новой блестящей победе своих боевых друзей. Они говорят: ’ — Чистая работа, товарищи ка терники! ____ _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz