Североморский лётчик. 1944, август.

О Т Д Е Л П Р О П А Г А Н Д Ы Воздушные бои дважды Герія Советского Союза Б. Ф. Сафонова 1. БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА ГЕРОЯ Летчики Севера с полным осно­ ванием и с особой любовью счита­ ют дважды Героя Советского Союза .гвардии подполковника Б. Ф. Сафонова своим отцом и учи­ телем. Им гордятся, ему старают­ ся подражать, сопоставляя свои повседневные боевые действия с соответствующими примерами из его боевой деятельности. И это не случайно. Борис Сафонов является творцом тактики воздушного боя современ­ ной войны на Севере. Несмотря на то, что прошло свыше 2-х лет со дня гибели прославленного летчи­ ка и многое изменилось за это «ре­ вя (ход войны, соотношение сил, техника', люди и т. д.), тем не менее основные тактические положения воздушных боев, проведенных Б. Ф. Сафоновым, остались почти неиз­ менными до сих пор. Это еще раз подчеркивает насколько велик был в сэоем боевом мастерстве Б. Ф. Сафонов. Чтобы более полно представить себе Сафонова и его боевые дела, необходимо иметь ввиду всю слож ­ ность обстановки, в которой про­ явился его богатырский талант, в которой начинал воевать и воевал наш герой. К июню 1941 года немцы на Се­ вере имели численное и тактиче­ ское превосходство на сухопутном участке f1понта и в воздухе. Более 400 самолетов, наилучших по сво­ им боевым качествам, было сосре­ доточено ими іна аэродромах Север­ ной Норвегии. Этой армаде проти­ востояли НО самолетов разнооб­ разных конструкций, которыми располагали ВВС Северного флота. ‘Немецкие летчики, действовав­ ши* и Заполярья, имели уже бое­ вой опыт и сложившуюся тактику. Именно такой тактики, проверен­ ной в боях, не было у нас. Ее нуж­ но было создавать, вырабатывать. Эта задачи выпала па долю Б. Ф. Сазонова н его боевых друзей. И они ее блестящее выполнили. Сафонов произвел 224 боевых вы­ лета, провел 34 воздушных боя, в ходе которых лично сбил 25 само­ летов противника. Таким образом, в каждом 7-м боевом полете он вел воздушный бой, в каждом 9-м сби­ вал самолет противника. Многие товарищи, оценивая бле­ стящие успехи Сафонова, считают, что основным условием их явл я­ лась преданность Родине и непре­ взойденная храбрость. Эго безус­ ловно правильно. Однако нельзя недооценивать и многих других ка­ честв героя, которые сопутствова­ ли успеху проведенных им боен. Рассмотрим их: 1. Умение ориентироваться в лю­ бой обстановке, принять быстрые и правильные решения, основанные на точном расчете. Сафонов никог­ да не оказывался в положении, из которого не находил бы выхода. Он отлично знал противника, его тех­ нику, тактику и даже отдельные уловки. 2. Стремление постоянно учиться и совершенствоваться в своем ма­ стерстве. Сафонов никогда в своих знаниях, в своем мастерстве не стоял на месте. Он каждое новое событие (в тактике, новизне техни­ ки противника) опережал своими знаниями и практическим опытом. «Воевать не числом, а уменьем»— таков был боевой девиз героя. 3. Военная хитрость Сафонова как бы олицетворяла собой природную смекалку русского человека. Никог­ да его действия в воздухе не были шаблонными. I 4. Высокая личная дисциплина, внутренняя собранность резко вы­ деляли Сафонова из среды других. Приказ командира, начальника служил для него непреложным за­ коном, являлся его постоянной за ­ ботой. Сафонов постоянно думал о том, как лучше выполнить боевой приказ. 5. Личный пример в бою служил герою-могучим средством воспита­ ния подчиненны*, что в то же вре­ мя создавало ему неизменный і ав­ торитет, помогало спайке боевого коллектива на основе жесткой дисциплины. Гвардии майр И. Антонов 3. Т А К Т И К А В ОѴД У Ш Н Ы Х Б О Е В а. Боевой порядок наших исшрвбишвлей s. Обеспечение внезапности атаки Как известно до войны и в первый ее период основной та к ­ тической единицей истребительной авиации было звено из 3-х самоле­ тов. Практикой проведенных воз­ душных боев в начале боевых дей­ ствий было установлено, что звено 3-самолетного состава, независимо от его строя (клин или пеленг), резко снижает маневренность группы и ставит ее в невыгодное положение по отношению к против­ нику. В самом деле, если взять гори­ зонтальный маневр, то легко убе­ диться, что радиус виража, выпол­ няемого группой в составе 3-х са ­ молетов, гораздо больше, чем у пары. Например: на глубоком ви­ раже внутреннему ведомому (строй клина), особенно в бою, очень тр у д ­ но держаться своего ведущего из- за избытка скорости, а второму в е ­ домому в строю пеленга почти н е ­ возможно. догнать ведущего из-за недостатка скорости, т. к. д л я не­ го радиус виража значительно больше, чем дл я ведущего и пер­ вого ведомого. В практике в о з­ душных боев были,часты случаи отрыва ведомых от звена. При т а ­ ких обстоятельствах они станоа; Обеспечение внезапности атаки лись жертвой истребителей пр і!ЛИ маскировка в воздухе явля- іивника, а там, где ведущий сі лось постоянной заботой Сафонова, рался облегчить положение своід этом отношении его полеты бы- ведомых на маневре, резко снижли глубоко продуманы и рассчи- лась эффективность данного йй ,',,., невра. Г шл- Первым на Севере понял это В Облачность, солнце, фон и рис Сафонов. Именно он впервгРельеФ мес™ ости максимально ис- практически доказал преимущестРользовалксь дл я Т0Г0, чт°бы, оста- пары, как тактической едини#аясь незамеченньш> видеть все. истребителей перед звеном 3-са»Насколько умело пользовался Са- летного состава. Пара, приня-|фонов метеорологическими усло- героем, живет и успешно выполз ет свои время. функции в настояц іиями в боевом полете и насколько б. Наблюдение за воздухом эффективны были его действия при этом, расскажет следующий при­ мер воздушного боя. (См. сх е­ му № 4). 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БОЯ Изучая теперь воздушные бои Сафонова, мы легко делаем вывод, что в них заложены следующие о с ­ новные принципы: 1). Лучшим оборонительным боем (в то время приходилось нашим летчикам обороняться) является наступательный бой. Почти все воздушные бои героя носили насту­ пательный характер. Если по об­ становке Сафонову и его ведомым в начале боя приходилось отби­ вать атаки, уклоняться от них, ма­ неврировать, то это делалось то л ь­ ко д л я того, чтобы в последующем этапе, выбив инициативу у врага, самому перейти в наступление, за­ кончив его преследованием. 2). При встрече с численно п р е­ восходящими силами противника — первая задача: разбить его по ча­ стям, нарушить боевой порядок врага с тем, чтобы в последующем уничтожать отдельные разрознен­ ные между собой грѵппы самоле­ тов. При этом очень важно, чтобы первыми атаками постараться вы­ бить ведущего. Такой принцип воз­ душного боя, которым пользовал­ с я герой, всегда имел под собой солидные основания: во-первых, это деморализовало немцев, лиша­ ло их управления боем и, во-вто­ рых, облегчало малочисленной группе наших истребителей задачу уничтожения противника по ча­ стям. 3). При встрече смешанной груп­ пы самолетов противника (бомбар­ дировщики под прикрытием истре­ бителей) необходимо уничтожать ударную авиацию. Большинство боев, проведенных Сафоновым, под­ тверждает этот важнейший прин­ цип. О том, насколько герой был в е ­ рея ему, говорит тот факт, что на его личном боевом счету из 25 сби­ тых самолетов противника 23 бы ­ ли бомбардировщики и разведчики Порой в воздушном бою не удава­ лось сбить самолеты противника однако, при этом образцово реша­ лась основная задача — заставить пчотивника сбросить бомбы вне об’екта, бесприцельно. 4). В воздушном бою атака д о л ж ­ на быть внезапной и дерзкой, огонь прицельным и с коротких дистанций. Бить врага наверняка, не тратить зря боезапаса', беречь каждый пат­ рон. Если израсходован боезапас, не выходить и з боя, имитировать ата­ ки, помогая другим участникам боя. Такие примеры взаимной под­ держки были частыми в боях, про­ веденных Сафоновым и его боевы­ ми друзьями. Таковы основные принципы в о з­ душного боя, которыми широко и умело пользовался Б. Сафонов. Они неизменно приносили ему побе­ ду. Эти принципы твердо приняты на вооружение североморских и ст­ ребителей. Руководствуясь ими, на­ ши летчики блестяще продолжают громить немецкую авиацию по-са­ фоновски, так, как этому учил их- замечательный учитель. За всю свою боевую д е я т е л ь ­ ность, во всех 34 воздушных боях Сафонов и его ведомые ни разу не были атакованы противником вне­ запно. Во всех случаях сафоновцы атаковывали самолеты противника первыми, навязывали ему бой. Чем об’яснить это обстоятельст­ во? Совпадением? Случайностью? Нет. Об’яенение этому успеху мы находим в правильно организован­ ном наблюдении за воздушной об­ становкой, в повседневном воспи­ тании у подчиненных летчиков к а­ чества осмотрительности, которое составляло д л я Сафонова, по вы­ ражению его самого, «половину победы». Схема № I. Сафонов сам являл блестящий пример того, как надо смотреть за воздухом и искать противника. Он особенно ж естко требовал высо­ кой бдительности, правильного рас­ пределения внимания и осмотри­ тельности в воздухе от своих под­ чиненных. Если летчик, возвра­ щаясь с победой, имел на своем с а ­ молете хотя бы одну пробоину, то такая победа не имела похвалы у Сафонова. Наоборот, он всячески журил летчика, рассматривая про­ боину, как результат плохого на­ блюдения за воздухом.^В этих .слу­ чаях на' разборах, в указаниях, бе­ седах он больше указывал не на одержанную победу, а на ту опас­ ность, которой подвергался летчик, невнимательно смотревший за -воз­ духом. Однажды летчик в полете про­ явил невнимательность, не заметил, как к его самолету пристроился вражеский истребитель. Узнав об этом случае, Сафонов немедленно собрал весь летный состав подраз­ деления. Он подробно разобрал ошибки молодого истребителя и тут же на схеме об’яснил летчикам, ■как лучуше всего вести наблюде­ ние за воздухом. — Грош цена бойцу, которого первым обнаружит враг. В воз­ духе надо смотреть так, чтобы ви­ деть пятку костыля собственной машины, — говорил герой, поучая своих питомцев. В то -время была выработана практикой схема наблюдения за воздухом в звене. (См. схему № 1). Согласно ей ведущий обязан был просматривать переднюю и верх ­ нюю полусферы, ведомые наблюда­ ли сектора, как указано на схеме, с тем, однако, чтобы постоянно иметь в поле зрения ведущего и второго ведомого. Организованное по такому принципу наблюдение за воздухом в боевом полете п о л ­ ностью обеспечивало от .внезапно­ сти атаки со стороны самолетов противника и отвечало требова­ ниям того времени. Помимо жесткого требования, выполнения принятой схемы наблю­ дения, Сафонов никогда не забывал дать исчерпывающие, дополнитель­ ные указания летчикам в отноше­ нии осмотрительности в конкрет­ ной обстановке боевого полета. Н а­ пример, давались указания о на­ блюдении в условиях разорванной облачности, в безоблачную погоду и т. д. Схема № 2. Очень важно, чтобы наблюдение в воздухе было одинаково тщ а ­ тельным на всем протяжении поле­ та. Отлично зная коварные приемы Звено самолетов «И -16» (веду­ щий Сафонов, ведомые Максимович и Животовский), имея задачу ока­ зать помощь самолетам «И -153» в районе Западная Лица, шло на бре­ ющем полете. Метеоусловия: об­ лачность кучевая 8—9 баллов, вы ­ сота облачности 800— 1.000 метров. В районе линии фронта летчики на значительном расстоянии от себя заметили несколько «Ме-110» и «Ме-109». Ведущий звена — Сафо­ нов принял решение итти на про­ тивника. Д л я обеспечения внезап­ ности атаки решено было исполь­ зовать облачность. С набором вы­ соты Сафонов направился в окно облачности, при этом 2 «Ме-110» и Схема гитлеровцев, которые порой пьі лись внезапно нападать на на} самолеты в мало вероятных і стах (над своим аэродромом, пой ка), Сафонов требовал от летчиі одинаково быть бдительными всем протяжении полета, начвдг взлетом и кончая заруливанием стоянку. С переходом от звена 3-само/. ного состава к паре видоизме лась и схема наблюдения за духом. В паре она определил следующим образом. (См. му № 2). Такой принцип наблюдения в ставе пары целиком оправдал о и сохранился неизменным до с времени. Хорошо поставленное блюдение в боевом порядке, правило, обеспечивало герою зі тие исходного положения для а запяой атаки самолетов протиЕІ ка. Примером может служить с! дующий боевой эпизод. Гру[ истребителей, ведомая Сафонов! Мы уже достаточно останови- в боевом полете н ад линией фр|лись на условиях, обеспечивающих та обнаружила в стороне от с«атаки Сафонова. После этого с т а ­ на значительном расстоянии Ловится понятным, что сафонов- «Ме-109», шедших на высоте Іекая атака — не оторванный и не ѵетров встречно пересекающштдельно .взятый этап боя, а про­ курсом. Сафонов принял решеідуманное, основанное на точных перейти на бреющий полет, чтарасчетах, подготовленное заранее пользуясь рельефом местшедействие. Теперь остается сказать обеспечить незаметное сближйоб атаке с точки зрения дистанции и внезапную атаку. Этот успеЦогня и его режима, проведенный бой, в результате! Бориса Сафонова справедливо торого был сбит 1 «Ме-109», «читают мастером атак с коротких твердил правильность приняэдистанций. Свое отрицательное о т ­ решения. (См. схему № 3). ношение к дальним дистанциям он .обосновывал малой эффектив­ ностью огня и поэтому — напрас- а) своевременное обнаружфой тратой боезапаса. Дистанцией противника позволило лезамерачала открытия огня в атаке Са- занять исходное положение і д . Взаимодействие в бою 2 «Ме-109» пытались атаковать на­ ши самолеты. Сафонов уклонился от атаки уходом в облачность. Пробив облака, летчики обнаружи­ ли до 20 «10-87» и «Ю-88», до 20 «Ме-110» и «Ме-109», помимо тех, которых встретили при наборе вы­ соты. Бомбардировщики противника, встав в круг, бомбардировали наши войска, пользуясь сигнальными ра­ кетами, подаваемыми с земли про­ тивником. Видя это, наши летчики немедленно пошли на «Юикерсов». С первой же атаки, ведомый Мак­ симович сбил 1 «Ю-88». Появление наших истребителей, их атаки бы­ ли настолько внезапными и оше­ ломляющими, что остальные бом­ бардировщики поспешили беспри­ цельно сбросить бомбы, уйти в об­ лачность. Звено «И -16», выполнив свою ос­ новную задачу, уклонившись от атак большого количества истреби­ телей противника, возвратилось на свой аэродром без потерь. Сделаем вывод из этого боя: 1. Звено «И-16», несмотря на пре­ восходящие в несколько раз силы противника, блестяще выполнило свою задачу, не дав противнику прицельно бомбить наши войска. 2. Грамотное, тактически пра­ вильное использование метеоусло­ вий (облачности) нашими летчика­ ми обеспечило незаметный (для «Ю-87» и «Ю-88») подход к про­ тивнику и внезапную атаку его. 3. В бою нашла свое выражение истина — «Побеждают не числом, а умением». г. Атака и режим огня Сделаем вывод: фонов считал 100 метров и бли- полусферы, имея ввиду его мощ же. Лично сам он атаковал само- ' леты врага почти в упор и поэто­ му неизменно имел успех. Атаки Сафонова применительно к различным типам немецких само­ летов были разнообразными. Как правило, герой атаковал снизу сза­ ди. При этом с первой очереди стремился уничтожить стрелка, обеспечить себе свободу действий в задней полусфере. «Ме-109», по­ мимо атак сзади, целесообразно бить на встречных курсах. При этом учитывалась конструкция с а ­ молета «И-16», у которого мотор воздушного охлаждения служил как бы броневым щитом. «Ме-110» предпочиталось атаковать с задней ное носовое воооужение. Режиму огня Сафонов пред’яв- лял особо жесткие требования. Огонь должен вестись только при­ цельно, очереди — быть по воз­ можности короткими. В случае израсходования боеза­ паса ведущим, на его место выхо­ дил ведомый. Выходить из боя по израсходовании боезапаса запреща­ лось. Этим сохранялась компакт­ ность боевого порядка. Нет патро­ нов —• имитируй атаку, прикрывай ведущего, — таков закон героя. Этот же закон остается в полной силе для наших летчиков и в наши дни. б) вследствие скрытности по; да к цели атака носила внезал характер; в) внезапная атака не дала можности противнику взять инициативу боя; г) в конечном счете успех наших истребителей был о®1 чен отличным наблюдением л« ков за воздушной обстановке* Подобными примерами вся Первые же воздушные бои с немцами потребовали четкого 'взаимодействия в боевых порядках наших истребителей. Стало и зв е ­ стно, что дл я успешных действий против бомбардировщиков против­ ника необходимо связать боем его пстребятелей^прикрытия. Это, по­ жалуй, прежде всех здесь, на Се- понял Б. Ф. Сафонов. Все его и зоби л ьн ейши е воздушные бои пока- ----------- л 1 к гг|? тельны четким разграничением боевая деятельность о. ^фу....... -« нова и сафоновцея. Итак, осмотрительность в в* х е есть составная часть (°Д, важнейших) воздушного боя, оценивать ее, пренебрегать смерти подобно. ^ 2 НПО! Схема № 3. нкций между их участниками. : С июля 1941 г. в боевом порядке жаших истребителей различаются Две группы: сковывающая (теперь ее мы называем «группой боя») и Ударная. Первая имела задачей связать боем истребителей прикры ­ тия, а вторая—уничтожение бомбар­ дировщиков противника. Н а с к о л ь ­ ко четко было поставлено д ел о взаимодействия у Сафонова, можно Убедиться на опыте воздушного I 0я> проведенного им 9 сентября 41 г- (См. схему № 5). 6 «И-16» под командованием С а ­ фонова имели задачу перехвата и І ничтожения самолетов противни- а ®Районе линии фронта. На высо- Іе 300 метров была кучевая девя- ^бальнаяоблачность. Следуя в з а ­ данный район на бреющем, наши летчики в просвете облаков заме­ тили разрывы снарядов ЗА. Сафо­ новцы немедленно направились с набором высоты на разрывы и, вы ­ скочив за облачность на высоте 800 метров, увидели 9 «Ю-87» под прикрытием 4 «Ме-109» и 2 «Ме- 110», шедших курсом на наши об’екты. Было решено дать бой. Звено т. Коваленко без осо­ бых на то сигналов пошло в атаку на истребителей прикрытия, связа­ ло их боем и обеспечило звену Са­ фонова удар по бомбардировщи­ кам. Последние беспорядочно сбро­ сили бомбы на сопки и также бес­ порядочно', поодиночке, пытались уйти на свою территорию, но на­ стигались нашими летчиками и уничтожались. В данном воздуш­ ном бою сафоновцы сбили 5 «Ю-87» и возвратились без потерь на свой аэродром. Что же обеспечило успех боя? Успех был обеспечен: во-первых, четким взаимодействием групп на ших истребителей между собой; во- вторых, взаимной поддержкой эки пажей; в-третьих, грамотным ис пользованием метеорологических условий (облачности), в результате чего была достигнута внезапность первой атаки. Уместно указать, что четко отра­ ботанное взаимодействие в группе Сафонова всегда позволяло орга­ низованно выходить нашим самоле­ там из боя, как бы он труден для них ни был. Выход из боя в усло­ виях воздействия противника строился на принципе «оборони­ тельного круга», когда выходящие из боя самолеты образовывали по­ следний, поджидая своих товари­ щей. (См. схему № 6). Этот поря­ док выхода из боя всегда обеспе­ чивал целостность наших самоле­ тов, создавая компактность боево­ го порядка после боя. Выход из боя на принципе «оборонительного кру­ га» не утратил своих преимуществ и в данное время. Мы не останавливаемся здесь на взаимодействии в паре, четверке. Оно осталось неизменным до сего времени. Следует только подчерк­ нуть, что Сафонов был особенно непримиримым к летчикам, отры­ вавшимся от пары, четверки или допустившим ослабление обороны боевого порядка всей группы. Исключительно высоко требовал он отработки групповой слетанности от подчиненных ему летчиков и при этом слетанности не парадной, а маневренной. Порой противник, явно превосхо­ дящий в силах, был бит сафонов- цами. Вот пример такого боя 9 ав­ густа 41 г. (См. схему № 7). Боль­ шая группа бомбардировщиков про­ тивника «Ю-87», «Ю-88» под силь­ ным прикрытием «Ме-110» и «Ме- 109» пыталась бомбардировать а э ­ родром нашего базирования. Про­ тивник производил налет на высо­ те 2.000 метров при ясной погоде, причем заходил на цель со с т о ­ роны солнца. \ г 'Ч J V t \ -D V Схема № 6. Четверка «И-16» во главе с Са­ фоновым была поднята по сигналу воздушной тревоги. На подступах к аэродрому сафоновцы перехвати­ ли две девятки «Ю-87» и о д н у д е ­ вятку «Ю-88». Завязался бой, в х о ­ де которого Сафонов сразу ж е сбил 1 «Ю-88». Вся группа, взаимодейст­ вуя между собой, смелой атакой, заставила немцев сбросить бомбы вне аэродрома, на сопки, расстрои­ ла их боевой порядок и тем самым обеспечила возможность успешно атаковать самолеты противника другим группам, находящимся в это время в воздухе («И-153», «Миг- 3»), не имея при этом потерь в своем составе. Итак, успех этого боя был о б е с ­ печен в результате правильного взаимодействия меж ду парами, в парах и меж ду группами, сме­ лостью атак и разумной инициати­ вой ведущего. Ч . п в -ПО' \tuar Схема № 7. Схема № 5. е. Бой с истребителями противника Мы лишены возможности п о д ­ робно остановиться на этом во­ просе, потому что в период боевых действий Сафонова основной зад а­ чей наших летчиков была борьба с бомбардировщиками немцев, а воз­ душные бои только с истребителя­ ми противника были редким исклю­ чением. Однако пользуясь сведе­ ниями, полученными путем бесед с летчиками, которые воевали вме­ сте с Сафоновым, отметим, что Са­ фонов строил свою тактику воз­ душного боя с истребителями про- Таков краткий обзор основных вопросов тактики воздушных боев, проведенных Б. Ф. Сафоновым. Дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник Б. Ф. Сафо­ нов своими бессмертными подви­ гами во славу нашей Родины обо- тивника, исходя из тех летно-так- тических данных, которыми об л а­ дал самолет «И-16» по отношению «Ме-109». Воздушный бой с «Ме-109» был выгоден для «И-16» на горизонта­ лях, т. к. последний обладал л у ч ­ шей горизонтальной маневрен­ ностью. Не исключалась, а, наобо­ рот, была выгодной лобовая атака на «Ме-109». Сафоновцы охотно шли на нее, т. к. преимущество бы ­ ло на стороне наших летчиков, за счет конструкции самолета «И-16». гатил науку побеждать. Д е л о чести наших летчиков — впитать в себя сафоновское мастерство воздушного боя, е г о храбрость и отвагу, е го точный расчет, разумную инициа­ тиву и — что в сего выше — е г о беспредельную любовь к Родине. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz