Североморский лётчик. 1944, август.
О Т Д Е Л П Р О П А Г А Н Д Ы Воздушные бои дважды Герія Советского Союза Б. Ф. Сафонова 1. БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА ГЕРОЯ Летчики Севера с полным осно ванием и с особой любовью счита ют дважды Героя Советского Союза .гвардии подполковника Б. Ф. Сафонова своим отцом и учи телем. Им гордятся, ему старают ся подражать, сопоставляя свои повседневные боевые действия с соответствующими примерами из его боевой деятельности. И это не случайно. Борис Сафонов является творцом тактики воздушного боя современ ной войны на Севере. Несмотря на то, что прошло свыше 2-х лет со дня гибели прославленного летчи ка и многое изменилось за это «ре вя (ход войны, соотношение сил, техника', люди и т. д.), тем не менее основные тактические положения воздушных боев, проведенных Б. Ф. Сафоновым, остались почти неиз менными до сих пор. Это еще раз подчеркивает насколько велик был в сэоем боевом мастерстве Б. Ф. Сафонов. Чтобы более полно представить себе Сафонова и его боевые дела, необходимо иметь ввиду всю слож ность обстановки, в которой про явился его богатырский талант, в которой начинал воевать и воевал наш герой. К июню 1941 года немцы на Се вере имели численное и тактиче ское превосходство на сухопутном участке f1понта и в воздухе. Более 400 самолетов, наилучших по сво им боевым качествам, было сосре доточено ими іна аэродромах Север ной Норвегии. Этой армаде проти востояли НО самолетов разнооб разных конструкций, которыми располагали ВВС Северного флота. ‘Немецкие летчики, действовав ши* и Заполярья, имели уже бое вой опыт и сложившуюся тактику. Именно такой тактики, проверен ной в боях, не было у нас. Ее нуж но было создавать, вырабатывать. Эта задачи выпала па долю Б. Ф. Сазонова н его боевых друзей. И они ее блестящее выполнили. Сафонов произвел 224 боевых вы лета, провел 34 воздушных боя, в ходе которых лично сбил 25 само летов противника. Таким образом, в каждом 7-м боевом полете он вел воздушный бой, в каждом 9-м сби вал самолет противника. Многие товарищи, оценивая бле стящие успехи Сафонова, считают, что основным условием их явл я лась преданность Родине и непре взойденная храбрость. Эго безус ловно правильно. Однако нельзя недооценивать и многих других ка честв героя, которые сопутствова ли успеху проведенных им боен. Рассмотрим их: 1. Умение ориентироваться в лю бой обстановке, принять быстрые и правильные решения, основанные на точном расчете. Сафонов никог да не оказывался в положении, из которого не находил бы выхода. Он отлично знал противника, его тех нику, тактику и даже отдельные уловки. 2. Стремление постоянно учиться и совершенствоваться в своем ма стерстве. Сафонов никогда в своих знаниях, в своем мастерстве не стоял на месте. Он каждое новое событие (в тактике, новизне техни ки противника) опережал своими знаниями и практическим опытом. «Воевать не числом, а уменьем»— таков был боевой девиз героя. 3. Военная хитрость Сафонова как бы олицетворяла собой природную смекалку русского человека. Никог да его действия в воздухе не были шаблонными. I 4. Высокая личная дисциплина, внутренняя собранность резко вы деляли Сафонова из среды других. Приказ командира, начальника служил для него непреложным за коном, являлся его постоянной за ботой. Сафонов постоянно думал о том, как лучше выполнить боевой приказ. 5. Личный пример в бою служил герою-могучим средством воспита ния подчиненны*, что в то же вре мя создавало ему неизменный і ав торитет, помогало спайке боевого коллектива на основе жесткой дисциплины. Гвардии майр И. Антонов 3. Т А К Т И К А В ОѴД У Ш Н Ы Х Б О Е В а. Боевой порядок наших исшрвбишвлей s. Обеспечение внезапности атаки Как известно до войны и в первый ее период основной та к тической единицей истребительной авиации было звено из 3-х самоле тов. Практикой проведенных воз душных боев в начале боевых дей ствий было установлено, что звено 3-самолетного состава, независимо от его строя (клин или пеленг), резко снижает маневренность группы и ставит ее в невыгодное положение по отношению к против нику. В самом деле, если взять гори зонтальный маневр, то легко убе диться, что радиус виража, выпол няемого группой в составе 3-х са молетов, гораздо больше, чем у пары. Например: на глубоком ви раже внутреннему ведомому (строй клина), особенно в бою, очень тр у д но держаться своего ведущего из- за избытка скорости, а второму в е домому в строю пеленга почти н е возможно. догнать ведущего из-за недостатка скорости, т. к. д л я не го радиус виража значительно больше, чем дл я ведущего и пер вого ведомого. В практике в о з душных боев были,часты случаи отрыва ведомых от звена. При т а ких обстоятельствах они станоа; Обеспечение внезапности атаки лись жертвой истребителей пр і!ЛИ маскировка в воздухе явля- іивника, а там, где ведущий сі лось постоянной заботой Сафонова, рался облегчить положение своід этом отношении его полеты бы- ведомых на маневре, резко снижли глубоко продуманы и рассчи- лась эффективность данного йй ,',,., невра. Г шл- Первым на Севере понял это В Облачность, солнце, фон и рис Сафонов. Именно он впервгРельеФ мес™ ости максимально ис- практически доказал преимущестРользовалксь дл я Т0Г0, чт°бы, оста- пары, как тактической едини#аясь незамеченньш> видеть все. истребителей перед звеном 3-са»Насколько умело пользовался Са- летного состава. Пара, приня-|фонов метеорологическими усло- героем, живет и успешно выполз ет свои время. функции в настояц іиями в боевом полете и насколько б. Наблюдение за воздухом эффективны были его действия при этом, расскажет следующий при мер воздушного боя. (См. сх е му № 4). 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БОЯ Изучая теперь воздушные бои Сафонова, мы легко делаем вывод, что в них заложены следующие о с новные принципы: 1). Лучшим оборонительным боем (в то время приходилось нашим летчикам обороняться) является наступательный бой. Почти все воздушные бои героя носили насту пательный характер. Если по об становке Сафонову и его ведомым в начале боя приходилось отби вать атаки, уклоняться от них, ма неврировать, то это делалось то л ь ко д л я того, чтобы в последующем этапе, выбив инициативу у врага, самому перейти в наступление, за кончив его преследованием. 2). При встрече с численно п р е восходящими силами противника — первая задача: разбить его по ча стям, нарушить боевой порядок врага с тем, чтобы в последующем уничтожать отдельные разрознен ные между собой грѵппы самоле тов. При этом очень важно, чтобы первыми атаками постараться вы бить ведущего. Такой принцип воз душного боя, которым пользовал с я герой, всегда имел под собой солидные основания: во-первых, это деморализовало немцев, лиша ло их управления боем и, во-вто рых, облегчало малочисленной группе наших истребителей задачу уничтожения противника по ча стям. 3). При встрече смешанной груп пы самолетов противника (бомбар дировщики под прикрытием истре бителей) необходимо уничтожать ударную авиацию. Большинство боев, проведенных Сафоновым, под тверждает этот важнейший прин цип. О том, насколько герой был в е рея ему, говорит тот факт, что на его личном боевом счету из 25 сби тых самолетов противника 23 бы ли бомбардировщики и разведчики Порой в воздушном бою не удава лось сбить самолеты противника однако, при этом образцово реша лась основная задача — заставить пчотивника сбросить бомбы вне об’екта, бесприцельно. 4). В воздушном бою атака д о л ж на быть внезапной и дерзкой, огонь прицельным и с коротких дистанций. Бить врага наверняка, не тратить зря боезапаса', беречь каждый пат рон. Если израсходован боезапас, не выходить и з боя, имитировать ата ки, помогая другим участникам боя. Такие примеры взаимной под держки были частыми в боях, про веденных Сафоновым и его боевы ми друзьями. Таковы основные принципы в о з душного боя, которыми широко и умело пользовался Б. Сафонов. Они неизменно приносили ему побе ду. Эти принципы твердо приняты на вооружение североморских и ст ребителей. Руководствуясь ими, на ши летчики блестяще продолжают громить немецкую авиацию по-са фоновски, так, как этому учил их- замечательный учитель. За всю свою боевую д е я т е л ь ность, во всех 34 воздушных боях Сафонов и его ведомые ни разу не были атакованы противником вне запно. Во всех случаях сафоновцы атаковывали самолеты противника первыми, навязывали ему бой. Чем об’яснить это обстоятельст во? Совпадением? Случайностью? Нет. Об’яенение этому успеху мы находим в правильно организован ном наблюдении за воздушной об становкой, в повседневном воспи тании у подчиненных летчиков к а чества осмотрительности, которое составляло д л я Сафонова, по вы ражению его самого, «половину победы». Схема № I. Сафонов сам являл блестящий пример того, как надо смотреть за воздухом и искать противника. Он особенно ж естко требовал высо кой бдительности, правильного рас пределения внимания и осмотри тельности в воздухе от своих под чиненных. Если летчик, возвра щаясь с победой, имел на своем с а молете хотя бы одну пробоину, то такая победа не имела похвалы у Сафонова. Наоборот, он всячески журил летчика, рассматривая про боину, как результат плохого на блюдения за воздухом.^В этих .слу чаях на' разборах, в указаниях, бе седах он больше указывал не на одержанную победу, а на ту опас ность, которой подвергался летчик, невнимательно смотревший за -воз духом. Однажды летчик в полете про явил невнимательность, не заметил, как к его самолету пристроился вражеский истребитель. Узнав об этом случае, Сафонов немедленно собрал весь летный состав подраз деления. Он подробно разобрал ошибки молодого истребителя и тут же на схеме об’яснил летчикам, ■как лучуше всего вести наблюде ние за воздухом. — Грош цена бойцу, которого первым обнаружит враг. В воз духе надо смотреть так, чтобы ви деть пятку костыля собственной машины, — говорил герой, поучая своих питомцев. В то -время была выработана практикой схема наблюдения за воздухом в звене. (См. схему № 1). Согласно ей ведущий обязан был просматривать переднюю и верх нюю полусферы, ведомые наблюда ли сектора, как указано на схеме, с тем, однако, чтобы постоянно иметь в поле зрения ведущего и второго ведомого. Организованное по такому принципу наблюдение за воздухом в боевом полете п о л ностью обеспечивало от .внезапно сти атаки со стороны самолетов противника и отвечало требова ниям того времени. Помимо жесткого требования, выполнения принятой схемы наблю дения, Сафонов никогда не забывал дать исчерпывающие, дополнитель ные указания летчикам в отноше нии осмотрительности в конкрет ной обстановке боевого полета. Н а пример, давались указания о на блюдении в условиях разорванной облачности, в безоблачную погоду и т. д. Схема № 2. Очень важно, чтобы наблюдение в воздухе было одинаково тщ а тельным на всем протяжении поле та. Отлично зная коварные приемы Звено самолетов «И -16» (веду щий Сафонов, ведомые Максимович и Животовский), имея задачу ока зать помощь самолетам «И -153» в районе Западная Лица, шло на бре ющем полете. Метеоусловия: об лачность кучевая 8—9 баллов, вы сота облачности 800— 1.000 метров. В районе линии фронта летчики на значительном расстоянии от себя заметили несколько «Ме-110» и «Ме-109». Ведущий звена — Сафо нов принял решение итти на про тивника. Д л я обеспечения внезап ности атаки решено было исполь зовать облачность. С набором вы соты Сафонов направился в окно облачности, при этом 2 «Ме-110» и Схема гитлеровцев, которые порой пьі лись внезапно нападать на на} самолеты в мало вероятных і стах (над своим аэродромом, пой ка), Сафонов требовал от летчиі одинаково быть бдительными всем протяжении полета, начвдг взлетом и кончая заруливанием стоянку. С переходом от звена 3-само/. ного состава к паре видоизме лась и схема наблюдения за духом. В паре она определил следующим образом. (См. му № 2). Такой принцип наблюдения в ставе пары целиком оправдал о и сохранился неизменным до с времени. Хорошо поставленное блюдение в боевом порядке, правило, обеспечивало герою зі тие исходного положения для а запяой атаки самолетов протиЕІ ка. Примером может служить с! дующий боевой эпизод. Гру[ истребителей, ведомая Сафонов! Мы уже достаточно останови- в боевом полете н ад линией фр|лись на условиях, обеспечивающих та обнаружила в стороне от с«атаки Сафонова. После этого с т а на значительном расстоянии Ловится понятным, что сафонов- «Ме-109», шедших на высоте Іекая атака — не оторванный и не ѵетров встречно пересекающштдельно .взятый этап боя, а про курсом. Сафонов принял решеідуманное, основанное на точных перейти на бреющий полет, чтарасчетах, подготовленное заранее пользуясь рельефом местшедействие. Теперь остается сказать обеспечить незаметное сближйоб атаке с точки зрения дистанции и внезапную атаку. Этот успеЦогня и его режима, проведенный бой, в результате! Бориса Сафонова справедливо торого был сбит 1 «Ме-109», «читают мастером атак с коротких твердил правильность приняэдистанций. Свое отрицательное о т решения. (См. схему № 3). ношение к дальним дистанциям он .обосновывал малой эффектив ностью огня и поэтому — напрас- а) своевременное обнаружфой тратой боезапаса. Дистанцией противника позволило лезамерачала открытия огня в атаке Са- занять исходное положение і д . Взаимодействие в бою 2 «Ме-109» пытались атаковать на ши самолеты. Сафонов уклонился от атаки уходом в облачность. Пробив облака, летчики обнаружи ли до 20 «10-87» и «Ю-88», до 20 «Ме-110» и «Ме-109», помимо тех, которых встретили при наборе вы соты. Бомбардировщики противника, встав в круг, бомбардировали наши войска, пользуясь сигнальными ра кетами, подаваемыми с земли про тивником. Видя это, наши летчики немедленно пошли на «Юикерсов». С первой же атаки, ведомый Мак симович сбил 1 «Ю-88». Появление наших истребителей, их атаки бы ли настолько внезапными и оше ломляющими, что остальные бом бардировщики поспешили беспри цельно сбросить бомбы, уйти в об лачность. Звено «И -16», выполнив свою ос новную задачу, уклонившись от атак большого количества истреби телей противника, возвратилось на свой аэродром без потерь. Сделаем вывод из этого боя: 1. Звено «И-16», несмотря на пре восходящие в несколько раз силы противника, блестяще выполнило свою задачу, не дав противнику прицельно бомбить наши войска. 2. Грамотное, тактически пра вильное использование метеоусло вий (облачности) нашими летчика ми обеспечило незаметный (для «Ю-87» и «Ю-88») подход к про тивнику и внезапную атаку его. 3. В бою нашла свое выражение истина — «Побеждают не числом, а умением». г. Атака и режим огня Сделаем вывод: фонов считал 100 метров и бли- полусферы, имея ввиду его мощ же. Лично сам он атаковал само- ' леты врага почти в упор и поэто му неизменно имел успех. Атаки Сафонова применительно к различным типам немецких само летов были разнообразными. Как правило, герой атаковал снизу сза ди. При этом с первой очереди стремился уничтожить стрелка, обеспечить себе свободу действий в задней полусфере. «Ме-109», по мимо атак сзади, целесообразно бить на встречных курсах. При этом учитывалась конструкция с а молета «И-16», у которого мотор воздушного охлаждения служил как бы броневым щитом. «Ме-110» предпочиталось атаковать с задней ное носовое воооужение. Режиму огня Сафонов пред’яв- лял особо жесткие требования. Огонь должен вестись только при цельно, очереди — быть по воз можности короткими. В случае израсходования боеза паса ведущим, на его место выхо дил ведомый. Выходить из боя по израсходовании боезапаса запреща лось. Этим сохранялась компакт ность боевого порядка. Нет патро нов —• имитируй атаку, прикрывай ведущего, — таков закон героя. Этот же закон остается в полной силе для наших летчиков и в наши дни. б) вследствие скрытности по; да к цели атака носила внезал характер; в) внезапная атака не дала можности противнику взять инициативу боя; г) в конечном счете успех наших истребителей был о®1 чен отличным наблюдением л« ков за воздушной обстановке* Подобными примерами вся Первые же воздушные бои с немцами потребовали четкого 'взаимодействия в боевых порядках наших истребителей. Стало и зв е стно, что дл я успешных действий против бомбардировщиков против ника необходимо связать боем его пстребятелей^прикрытия. Это, по жалуй, прежде всех здесь, на Се- понял Б. Ф. Сафонов. Все его и зоби л ьн ейши е воздушные бои пока- ----------- л 1 к гг|? тельны четким разграничением боевая деятельность о. ^фу....... -« нова и сафоновцея. Итак, осмотрительность в в* х е есть составная часть (°Д, важнейших) воздушного боя, оценивать ее, пренебрегать смерти подобно. ^ 2 НПО! Схема № 3. нкций между их участниками. : С июля 1941 г. в боевом порядке жаших истребителей различаются Две группы: сковывающая (теперь ее мы называем «группой боя») и Ударная. Первая имела задачей связать боем истребителей прикры тия, а вторая—уничтожение бомбар дировщиков противника. Н а с к о л ь ко четко было поставлено д ел о взаимодействия у Сафонова, можно Убедиться на опыте воздушного I 0я> проведенного им 9 сентября 41 г- (См. схему № 5). 6 «И-16» под командованием С а фонова имели задачу перехвата и І ничтожения самолетов противни- а ®Районе линии фронта. На высо- Іе 300 метров была кучевая девя- ^бальнаяоблачность. Следуя в з а данный район на бреющем, наши летчики в просвете облаков заме тили разрывы снарядов ЗА. Сафо новцы немедленно направились с набором высоты на разрывы и, вы скочив за облачность на высоте 800 метров, увидели 9 «Ю-87» под прикрытием 4 «Ме-109» и 2 «Ме- 110», шедших курсом на наши об’екты. Было решено дать бой. Звено т. Коваленко без осо бых на то сигналов пошло в атаку на истребителей прикрытия, связа ло их боем и обеспечило звену Са фонова удар по бомбардировщи кам. Последние беспорядочно сбро сили бомбы на сопки и также бес порядочно', поодиночке, пытались уйти на свою территорию, но на стигались нашими летчиками и уничтожались. В данном воздуш ном бою сафоновцы сбили 5 «Ю-87» и возвратились без потерь на свой аэродром. Что же обеспечило успех боя? Успех был обеспечен: во-первых, четким взаимодействием групп на ших истребителей между собой; во- вторых, взаимной поддержкой эки пажей; в-третьих, грамотным ис пользованием метеорологических условий (облачности), в результате чего была достигнута внезапность первой атаки. Уместно указать, что четко отра ботанное взаимодействие в группе Сафонова всегда позволяло орга низованно выходить нашим самоле там из боя, как бы он труден для них ни был. Выход из боя в усло виях воздействия противника строился на принципе «оборони тельного круга», когда выходящие из боя самолеты образовывали по следний, поджидая своих товари щей. (См. схему № 6). Этот поря док выхода из боя всегда обеспе чивал целостность наших самоле тов, создавая компактность боево го порядка после боя. Выход из боя на принципе «оборонительного кру га» не утратил своих преимуществ и в данное время. Мы не останавливаемся здесь на взаимодействии в паре, четверке. Оно осталось неизменным до сего времени. Следует только подчерк нуть, что Сафонов был особенно непримиримым к летчикам, отры вавшимся от пары, четверки или допустившим ослабление обороны боевого порядка всей группы. Исключительно высоко требовал он отработки групповой слетанности от подчиненных ему летчиков и при этом слетанности не парадной, а маневренной. Порой противник, явно превосхо дящий в силах, был бит сафонов- цами. Вот пример такого боя 9 ав густа 41 г. (См. схему № 7). Боль шая группа бомбардировщиков про тивника «Ю-87», «Ю-88» под силь ным прикрытием «Ме-110» и «Ме- 109» пыталась бомбардировать а э родром нашего базирования. Про тивник производил налет на высо те 2.000 метров при ясной погоде, причем заходил на цель со с т о роны солнца. \ г 'Ч J V t \ -D V Схема № 6. Четверка «И-16» во главе с Са фоновым была поднята по сигналу воздушной тревоги. На подступах к аэродрому сафоновцы перехвати ли две девятки «Ю-87» и о д н у д е вятку «Ю-88». Завязался бой, в х о де которого Сафонов сразу ж е сбил 1 «Ю-88». Вся группа, взаимодейст вуя между собой, смелой атакой, заставила немцев сбросить бомбы вне аэродрома, на сопки, расстрои ла их боевой порядок и тем самым обеспечила возможность успешно атаковать самолеты противника другим группам, находящимся в это время в воздухе («И-153», «Миг- 3»), не имея при этом потерь в своем составе. Итак, успех этого боя был о б е с печен в результате правильного взаимодействия меж ду парами, в парах и меж ду группами, сме лостью атак и разумной инициати вой ведущего. Ч . п в -ПО' \tuar Схема № 7. Схема № 5. е. Бой с истребителями противника Мы лишены возможности п о д робно остановиться на этом во просе, потому что в период боевых действий Сафонова основной зад а чей наших летчиков была борьба с бомбардировщиками немцев, а воз душные бои только с истребителя ми противника были редким исклю чением. Однако пользуясь сведе ниями, полученными путем бесед с летчиками, которые воевали вме сте с Сафоновым, отметим, что Са фонов строил свою тактику воз душного боя с истребителями про- Таков краткий обзор основных вопросов тактики воздушных боев, проведенных Б. Ф. Сафоновым. Дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник Б. Ф. Сафо нов своими бессмертными подви гами во славу нашей Родины обо- тивника, исходя из тех летно-так- тических данных, которыми об л а дал самолет «И-16» по отношению «Ме-109». Воздушный бой с «Ме-109» был выгоден для «И-16» на горизонта лях, т. к. последний обладал л у ч шей горизонтальной маневрен ностью. Не исключалась, а, наобо рот, была выгодной лобовая атака на «Ме-109». Сафоновцы охотно шли на нее, т. к. преимущество бы ло на стороне наших летчиков, за счет конструкции самолета «И-16». гатил науку побеждать. Д е л о чести наших летчиков — впитать в себя сафоновское мастерство воздушного боя, е г о храбрость и отвагу, е го точный расчет, разумную инициа тиву и — что в сего выше — е г о беспредельную любовь к Родине. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz