Североморский лётчик. 1944, август.

25 августа 1944 г., № 202 (2?2) С Е В Е Р ОМ О Р С К И Й Л Е Т Ч И К Кои кисть Личный Капитал Обухов повел в бой своих торпедоносцев. Но караваи противника, по которому рассчи­ тывалось нанести удар, успел укрыться в порту. Возвращаться впустую командир не хотел и на­ чал поиск другого конвоя. Полет продолжался уже больше шести часов. Быстро сгущались с у ­ мерки. Обухов повернул группу домой, но в это время услышал го­ лос штурмана: — Слева караваи! Обухов всмотрелся в потемнев­ шее море, чуть озаренное восходя­ щей, луной, и только тогда разли­ чил силуэты вражеских судов. — Слева караван противника! — передал командир. — Захожу в атаку! Немцы заметили советские тор­ педоносцы и открыли по ним ура­ ганный огонь. Один из снарядов попал в левый мотор машины Обу­ хова, сильный удар отбросил само­ лет в сторону, вражеский транс­ порт сразу же выскочил из при­ цела. — Будем заходить вторично! — крикнул Обухов штурману. Левый мот^ор уже охватили язы ­ ки пламени, летчик включил огне­ тушитель и тогда из патрубков по­ шел густой черный дым... Ведомые сбросили по каравану торпеды и пошли обратно. — Командира нет, — доложили летчики, вернувшись домой. — Ви­ дели, как загорелся его самолет. Летчики молча курили и ж д а ­ ли: может быть, вернется. ... Обухов ушел в море и вновь развернулся на конвой. Пламя мо­ тора погасло. Только тоненькая по­ лоска дыма тянулась за машиной. Экипаж потерял из виду враже­ ские корабли, но огненные трассы немцев, все еще вспарывавшие ноч­ ное небо, выдали немцев. Конвой продолжал путь, горящих и тону­ щих судов не было видно. — Бросили мои ребята торпеды впустую, — сказал капитан. Поврежденный мотор сильно трясло, самолет становился неуп­ равляемым: торпеда тянула вниз. — Бросать надо,—передал Обу­ хов штурману, — упадем. — Еще немного. Еще чуть- чуть! — просил Маркин. Обухов прилагал все усилия. Он прибавил газ правому мотору, уменьшил триммером нагрузку со штурвала. Трудно было сохранить горизонтальный полет, выдержать высоту и скорость, необходимые дл я торпедирования. Но он спра­ вился с машиной. Торпеда была сброшена с предельно близкой ди ­ станции. В тот ж е момент немцы замети­ ли одинокий торпедоносец, сосре­ доточили на нем весь огонь. П ря­ мым попаданием снаряда у машины оторвало руль поворота. Она за­ тряслась и начала падать на торпе­ дированный транспорт. — Капитан, мачты! — крикнул штурман. — Выше! Выше! Правее!.. Обухов резко рванул самолет вверх и доотказа дал правую ногу. Торпедоносец с трудом переско­ чил атакованное судно и стал раз­ ворачиваться. Он летел теперь на одном моторе и без руля поворота. Машину сильно трясло. В любую минуту она могла свалиться в воду. — Транспорт взорвался! — крик­ нул стрелок-радист. — Завалили, завалили! — лико­ вал штурман. Только летчик молчал. Ему бы ­ ло не До восторга: Обухов знал, пример Новаторы торпедных атак Капитан П. Обухов. что рискованный полет мог каж ­ дую минуту окончиться купаньем, а может быть,, гибелью. — Приготовиться к посадке на воду! — приказал он. Сгустились сумерки. — Справа огни, — вдруг доло­ жил стрелок-радист. Обухов повернул голову, увидел светляки бортовых огней и вклю­ чил на мгновение огни своей маши­ ны. В ту же секунду он увидел длинную трассу. — Это немцы! — крикнул стре­ лок. Обухов прижал самолет к воде и ушел в темноту. Машина временами провалива­ лась, но Обухов не давал ей упасть. Летчик очень устал, руки дрожали от напряжения. Н о он довел само­ лет: через полчаса штурман увидел мелькнувший луч приводного про­ жектора родного аэродрома. Едва заглох мотор, как машину окружи­ ли бежавшие со всех сторон летчики, техники, мотористы. Обу­ хов не смог сам спуститься с пло­ хо сти, десятки рук протянулись на помощь. Командир еще молчал, а штурман и стрелок уже отвечали на многочисленные вопросы. — Потопили, потопили один, — разносилось по аэродрому. — На­ ши все живы. Командир полка обнял и расце­ ловал Обухова. Через час, когда экипаж чуть отдохнул, Обухов рас­ сказал о полете. — А как ж е вы с развороченным мотором рискнули итти на, второй круг? — спросил молодой летчик. Капитан поднял взгляд и корот­ ко произнес: — Я коммунист. Летчики смолкли. — Ну, всем спать! — приказал Обухов и поднялся. Через два дня группа, ведомая Обуховым, вновь вылетела на бое­ вое задание. Ведущий заметил ка­ раван противника и приказал вы ­ ходить в атаку. Торпедоносцы па­ рами пошли на конвой. Немцы о т ­ крыли ураганный огонь, но само­ леты, развернувшись фронтом, сбросили торпеды с предельно ко­ ротко# дистанции. Торпеда ве­ домого — Рукавицына, ставшего впоследствии Героем Советского Союза, взорвала транспорт. В е­ домый второй пары потопил дру­ гой транспорт в 5 тысяч тонн. — Сегодня вы дрались, как по­ добает советским офицерам, сказал капитан Обухов после по­ лета. — Так и держать! Ясно? Г. СВИРСКИЙ. - о — 75 мм. ПУШКА НА САМОЛЕТЕ Зима 1943 — 44 г.. была харак­ терна сложными метеоусловиями, очень коротким периодом светло­ го времени суток, частыми снеж­ ными зарядами и туманами, И с­ пользуя эти особенности погоды, противник старался проводить свои транспорты с меньшим количест­ вом кораблей охранения и без при­ крытия авиации. Сложность поле­ та значительно затрудняла поиск вражеских кораблей и не давала возможности установить постоян­ ное наблюдение за обнаруженной целыо. Воздействие по транспор­ там противника групповыми удара­ ми авиации исключалось. Встал вопрос о том, как воспрепятство­ вать движению немецких караванов и отдельных судов. Разрешение этого вопроса подсказал боевой опыт гвардейцев. Линия коммуникаций противни­ ка в радиусе действия самолетов- торпедоносцев заранее разбива­ лась на участки. С аэродрома под­ нималось 3—4 торпедоносца, кото­ рые шли каждый по своему марш­ руту- Торпедоносцы внимательно просматривали водную поверх­ ность, заходили в глубь фиордов, обходили острова. Такая активная разведка с подвешенными торпе­ дам», ' известная под назва­ нием «свободной охоты», поз­ волила эффективно воздействовать іо транспортам противника. Герой Советского Союза гвардии стар- иий лейтенант т. Францев за ко­ роткий промежуток времени пото- іил две подводных лодки. А сде­ лать это на самолете-торпедоносце іе так легко. Во-первых, подвод- гую лодку очень трудно обнару­ жить и атаковать с короткой ди ­ станции, т. к. при помощи соответ­ ствующих приборов лодка имеет возможность обнаружить прибли­ жающийся самолет раньше, чем обнаружат ее, и своевременно скрыться под водой, а, во-вторых,' торпеда, выпущенная по подлодке, находящейся в позиционном поло­ жении, имеет малую вероятность встречи с ней, ибо за время хода торпеды подлодка может погру­ зиться на несколько метров. Тогда торпеда пройдет над ней. Как же экипаж Францева добил­ ся победы? Может быть, это воен­ ное счастье, случайность? Ничего подобного. Только разумный твор­ ческий подход к делу дал ему воз­ можность достичь победы. Фран­ цев со штурманом Галкиным бук­ вально протраливали вражескую береговую черту, проливы, далеко заходили в глубь фиордов. Не один раз Францев обстреливал не­ мецкие шхуны и мотоботы, обнару­ женные у берегов противника. В один из таких полетов, тщательно просмотрев заданный район и не обнаружив кораблей, Францев до­ полнительно решил прощупать район между островами на важном изгибе линии коммуникаций. Низ­ кая облачность и малая видимость благоприятствовали скрытности полета. Между островами кораб­ лей не было. Смелый экипаж, и с­ пользуя рельеф местности, по ло­ щинам проскочил в сторону моря над одним из островов. Вблизи от берега старший лейтенант обнару­ жил в надводном положении под­ водную лодку. К ней шел катер. Противник ;не ожидал появления нашего самолета со стороны своей территории. С Предельно короткой дистанции по подлодке была сбро­ шена торпеда. Водяной столб с дымом взметнулся вверх. Это была первая пЪдводная лодка, потоплен­ ная самолетом-торпедоносцем. У с ­ пех решила дерзость, творческий подход к делу. Через месяц потоп­ лением второй подводной лодки экипаж гвардейца окончательно доказал, на что способны люди, р а ­ зумно и новаторски выполняющие всякое задание. Сумерки не позволяли торпедо­ носцам фотографировать ни момен • та атаки, ни результатов ее. С по явлением более светлого времени условия стали более благоприятны­ ми. Однако отдельные товарищи проявили медлительность, сомне­ ваясь в реальности фотографирова­ ния результатов удара. Экипаж Героя Советского Союза старшего лейтенанта т. Францева и здесь оказался первым. Он сф о то гр афи ­ ровал результаты своей дерзкой атаки танкера противника- водоиз­ мещением в 10 тысяч тонн. Первый фотоснимок, в момент сбрасывания торпеды по танкеру, показывает, что летчик атаковал цель с корот­ кой дистанции и правильно взял угол упреждения с учетом скоро­ сти движения танкера и его раз­ мера. Н а втором снимке зафикси­ рован взрыв торпеды в носовой части танкера и всплески воды от падения в нее разлетевшихся об­ ломков корабля. Там, где нет шаблона, где твор­ чески подходят к боевым дей с т­ виям, там всякой операции соп у т­ ствует успех. Повседневная боевая жизнь десятками примеров под­ тверждает это. В предстоящих бо ­ ях с врагом гвардейцам-торпедо- косцам придется немало потру­ диться. Творческий подход к делу даст возможность более эффектив­ но бить врага. Гвардии майор Д . КАЛИНИН . Авторитет члена партийного бюро На заседание партийного бюро были приглашены активисты — летчики, техники, механики. Об­ суждался вопрос о подготовке ма­ териальной части к боевым поле­ там. Слово взял член партийного бюро капитан Волынкин. Отметив самоотверженную работу стар­ шего техник-лёйтенанта Куликова, механиков Родченко, Рабинок, он подробно остановился на недо­ статках. —Инженер-капитан Макеев,--го­ ворил Волынкин,—опытный и уме­ лый специалист. Он сам работает много, но труд технического со­ става организует слабо. С большим вниманием слушали .коммунисты выступление капита­ ла. Знали, что каждое его слово обдуманно. Н е сразу завоевал коммунист. (Волынкин авторитет. Вначале он считался даже пассивным. Но бо­ евые успехи, обаятельный харак­ тер, внимание и забота о товари­ щах быстро выдвинули его в чис­ ло лучших. Он стал любимцем летчиков. В одном из боевых полетов Во­ лынкин увидел, что ведомый на развороте отстал. На него набро­ сились «мессеры». Тогда капитан сбавил скорость и пристроился к отставшей машине. Концентриро- Дпухмоториый бомбардировщик »Норт Америкен" - В - 2 5 вооружен 75 мм, пушкой, каждый снаряд от которой весит 9 кг. При испытании скорострельность пушки составила до 18 выстрелов в минуту. „Стил". ванным огнем двух самолетов нем­ цы были отогнаны. На аэродроме молодой летчик сразу же подошел к Волынкину и крепко пожал ему руку. -—Спасибо,— сказал он,— выру­ чили. Н е оставили в беде. Таких примеров товарищеской выручки, заботы о друзьях много в боевой жизни коммуниста Во­ лынкина. Летчики знали, что в са­ мой сложной обстановке он не бросит ведомого, 'Капитан Волынкин ввел в строй и воспитал четыре экипажа бом­ бардировщиков. Летчики Больша­ ков, Негуляев, Николаев и Батра­ ков обязаны ему своей воинской зрелостью. С этими летчиками он вылетал в бой. Только за месяц его группа потопила 8 немецких кораблей. Еще до сих пор рассказывают в части, как Волынкин посадил са­ молет, у которого не выходило пе­ реднее колесо. Командир знал, что Волынкин отличный летчик и, увидев, что ко­ лесо не выходит, приказал летчику по радио сделать «скоростного козла», т. е., выравняв самолет, 1резко ударить его основными ко- 1 лесами о землю. Два раза летчик Два поколения НА СНИМКЕ: старейший рабочий завода «Красное Сормово» П. Заломов— 'участник революционных событий 1905 года, герой повести М. Горького «Мать» — среди молодых бойцов. Фото Д . Чернова. Фотохроника ТАСС. таким образом «выбивал» переднее колесо и только на втором заходе ему это удалось. Машина была спасена. Блестящая посадка капитана подтвердила его безукоризненную технику пилотирования, летное ма­ стерство. 'Как летчик и как в е д у ­ щий он завоевал непререкаемый авторитет. Н о не только за это уважают Волынкина. Молодежь видит в нем чуткого отзывчивого учителя, принципиального коммуниста, бес­ пощадного к недостаткам. Когда один из коммунистов сжег мотор, Волынкин принял активное участие в обсуждении позорного случая на партийном бюро. Ни о д ­ на ошибка молодого летчика не проходит мимо его внимания. Он помогает командиру подразделе­ ния воспитывать новичков, дает им практические советы. Однажды лейтенант Чамара не сумел сбро­ сить весь бомбовый груз и отор­ вался от строяѵ Волынкин долго беседовал с молодым летчиком, разбирал причины его неудачи. Капитан Волынкин учит не то л ь­ ко тех летчиков, с которыми вме сте идет в бой, он стремится свой богатый боевой опыт сделать д о ­ стоянием всех молодых экипажей. Часто можно видеть, как вместе с комсоргом он составляет план ра­ боты комсомольской организации. На комсомольских собраниях в двух подразделениях о н _ п р о в е л беседы о взаимовыручке в бою. Волынкин часто присутствует на заседаниях бюро ВЛКСМ , помогая комсоргу конкретным советом, своим веским словом летчика, коммуниста и члена партийного бюро. Около года капитан Вольшкии был членом партийного бюро под­ разделения, и молодые воины — летчики и техники—всегда чув­ ствовали около себя заботливого и умелого воспитателя, который всегда и во всем поможет. М есяц тому назад коммунисты избрали капитана Вольпікнна чле­ ном бюро части. Старший .лейтенант і- В, ГЛАДКОВ ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz