Североморский лётчик. 1944, август.
25 августа 1944 г., № 202 (2?2) С Е В Е Р ОМ О Р С К И Й Л Е Т Ч И К Кои кисть Личный Капитал Обухов повел в бой своих торпедоносцев. Но караваи противника, по которому рассчи тывалось нанести удар, успел укрыться в порту. Возвращаться впустую командир не хотел и на чал поиск другого конвоя. Полет продолжался уже больше шести часов. Быстро сгущались с у мерки. Обухов повернул группу домой, но в это время услышал го лос штурмана: — Слева караваи! Обухов всмотрелся в потемнев шее море, чуть озаренное восходя щей, луной, и только тогда разли чил силуэты вражеских судов. — Слева караван противника! — передал командир. — Захожу в атаку! Немцы заметили советские тор педоносцы и открыли по ним ура ганный огонь. Один из снарядов попал в левый мотор машины Обу хова, сильный удар отбросил само лет в сторону, вражеский транс порт сразу же выскочил из при цела. — Будем заходить вторично! — крикнул Обухов штурману. Левый мот^ор уже охватили язы ки пламени, летчик включил огне тушитель и тогда из патрубков по шел густой черный дым... Ведомые сбросили по каравану торпеды и пошли обратно. — Командира нет, — доложили летчики, вернувшись домой. — Ви дели, как загорелся его самолет. Летчики молча курили и ж д а ли: может быть, вернется. ... Обухов ушел в море и вновь развернулся на конвой. Пламя мо тора погасло. Только тоненькая по лоска дыма тянулась за машиной. Экипаж потерял из виду враже ские корабли, но огненные трассы немцев, все еще вспарывавшие ноч ное небо, выдали немцев. Конвой продолжал путь, горящих и тону щих судов не было видно. — Бросили мои ребята торпеды впустую, — сказал капитан. Поврежденный мотор сильно трясло, самолет становился неуп равляемым: торпеда тянула вниз. — Бросать надо,—передал Обу хов штурману, — упадем. — Еще немного. Еще чуть- чуть! — просил Маркин. Обухов прилагал все усилия. Он прибавил газ правому мотору, уменьшил триммером нагрузку со штурвала. Трудно было сохранить горизонтальный полет, выдержать высоту и скорость, необходимые дл я торпедирования. Но он спра вился с машиной. Торпеда была сброшена с предельно близкой ди станции. В тот ж е момент немцы замети ли одинокий торпедоносец, сосре доточили на нем весь огонь. П ря мым попаданием снаряда у машины оторвало руль поворота. Она за тряслась и начала падать на торпе дированный транспорт. — Капитан, мачты! — крикнул штурман. — Выше! Выше! Правее!.. Обухов резко рванул самолет вверх и доотказа дал правую ногу. Торпедоносец с трудом переско чил атакованное судно и стал раз ворачиваться. Он летел теперь на одном моторе и без руля поворота. Машину сильно трясло. В любую минуту она могла свалиться в воду. — Транспорт взорвался! — крик нул стрелок-радист. — Завалили, завалили! — лико вал штурман. Только летчик молчал. Ему бы ло не До восторга: Обухов знал, пример Новаторы торпедных атак Капитан П. Обухов. что рискованный полет мог каж дую минуту окончиться купаньем, а может быть,, гибелью. — Приготовиться к посадке на воду! — приказал он. Сгустились сумерки. — Справа огни, — вдруг доло жил стрелок-радист. Обухов повернул голову, увидел светляки бортовых огней и вклю чил на мгновение огни своей маши ны. В ту же секунду он увидел длинную трассу. — Это немцы! — крикнул стре лок. Обухов прижал самолет к воде и ушел в темноту. Машина временами провалива лась, но Обухов не давал ей упасть. Летчик очень устал, руки дрожали от напряжения. Н о он довел само лет: через полчаса штурман увидел мелькнувший луч приводного про жектора родного аэродрома. Едва заглох мотор, как машину окружи ли бежавшие со всех сторон летчики, техники, мотористы. Обу хов не смог сам спуститься с пло хо сти, десятки рук протянулись на помощь. Командир еще молчал, а штурман и стрелок уже отвечали на многочисленные вопросы. — Потопили, потопили один, — разносилось по аэродрому. — На ши все живы. Командир полка обнял и расце ловал Обухова. Через час, когда экипаж чуть отдохнул, Обухов рас сказал о полете. — А как ж е вы с развороченным мотором рискнули итти на, второй круг? — спросил молодой летчик. Капитан поднял взгляд и корот ко произнес: — Я коммунист. Летчики смолкли. — Ну, всем спать! — приказал Обухов и поднялся. Через два дня группа, ведомая Обуховым, вновь вылетела на бое вое задание. Ведущий заметил ка раван противника и приказал вы ходить в атаку. Торпедоносцы па рами пошли на конвой. Немцы о т крыли ураганный огонь, но само леты, развернувшись фронтом, сбросили торпеды с предельно ко ротко# дистанции. Торпеда ве домого — Рукавицына, ставшего впоследствии Героем Советского Союза, взорвала транспорт. В е домый второй пары потопил дру гой транспорт в 5 тысяч тонн. — Сегодня вы дрались, как по добает советским офицерам, сказал капитан Обухов после по лета. — Так и держать! Ясно? Г. СВИРСКИЙ. - о — 75 мм. ПУШКА НА САМОЛЕТЕ Зима 1943 — 44 г.. была харак терна сложными метеоусловиями, очень коротким периодом светло го времени суток, частыми снеж ными зарядами и туманами, И с пользуя эти особенности погоды, противник старался проводить свои транспорты с меньшим количест вом кораблей охранения и без при крытия авиации. Сложность поле та значительно затрудняла поиск вражеских кораблей и не давала возможности установить постоян ное наблюдение за обнаруженной целыо. Воздействие по транспор там противника групповыми удара ми авиации исключалось. Встал вопрос о том, как воспрепятство вать движению немецких караванов и отдельных судов. Разрешение этого вопроса подсказал боевой опыт гвардейцев. Линия коммуникаций противни ка в радиусе действия самолетов- торпедоносцев заранее разбива лась на участки. С аэродрома под нималось 3—4 торпедоносца, кото рые шли каждый по своему марш руту- Торпедоносцы внимательно просматривали водную поверх ность, заходили в глубь фиордов, обходили острова. Такая активная разведка с подвешенными торпе дам», ' известная под назва нием «свободной охоты», поз волила эффективно воздействовать іо транспортам противника. Герой Советского Союза гвардии стар- иий лейтенант т. Францев за ко роткий промежуток времени пото- іил две подводных лодки. А сде лать это на самолете-торпедоносце іе так легко. Во-первых, подвод- гую лодку очень трудно обнару жить и атаковать с короткой ди станции, т. к. при помощи соответ ствующих приборов лодка имеет возможность обнаружить прибли жающийся самолет раньше, чем обнаружат ее, и своевременно скрыться под водой, а, во-вторых,' торпеда, выпущенная по подлодке, находящейся в позиционном поло жении, имеет малую вероятность встречи с ней, ибо за время хода торпеды подлодка может погру зиться на несколько метров. Тогда торпеда пройдет над ней. Как же экипаж Францева добил ся победы? Может быть, это воен ное счастье, случайность? Ничего подобного. Только разумный твор ческий подход к делу дал ему воз можность достичь победы. Фран цев со штурманом Галкиным бук вально протраливали вражескую береговую черту, проливы, далеко заходили в глубь фиордов. Не один раз Францев обстреливал не мецкие шхуны и мотоботы, обнару женные у берегов противника. В один из таких полетов, тщательно просмотрев заданный район и не обнаружив кораблей, Францев до полнительно решил прощупать район между островами на важном изгибе линии коммуникаций. Низ кая облачность и малая видимость благоприятствовали скрытности полета. Между островами кораб лей не было. Смелый экипаж, и с пользуя рельеф местности, по ло щинам проскочил в сторону моря над одним из островов. Вблизи от берега старший лейтенант обнару жил в надводном положении под водную лодку. К ней шел катер. Противник ;не ожидал появления нашего самолета со стороны своей территории. С Предельно короткой дистанции по подлодке была сбро шена торпеда. Водяной столб с дымом взметнулся вверх. Это была первая пЪдводная лодка, потоплен ная самолетом-торпедоносцем. У с пех решила дерзость, творческий подход к делу. Через месяц потоп лением второй подводной лодки экипаж гвардейца окончательно доказал, на что способны люди, р а зумно и новаторски выполняющие всякое задание. Сумерки не позволяли торпедо носцам фотографировать ни момен • та атаки, ни результатов ее. С по явлением более светлого времени условия стали более благоприятны ми. Однако отдельные товарищи проявили медлительность, сомне ваясь в реальности фотографирова ния результатов удара. Экипаж Героя Советского Союза старшего лейтенанта т. Францева и здесь оказался первым. Он сф о то гр афи ровал результаты своей дерзкой атаки танкера противника- водоиз мещением в 10 тысяч тонн. Первый фотоснимок, в момент сбрасывания торпеды по танкеру, показывает, что летчик атаковал цель с корот кой дистанции и правильно взял угол упреждения с учетом скоро сти движения танкера и его раз мера. Н а втором снимке зафикси рован взрыв торпеды в носовой части танкера и всплески воды от падения в нее разлетевшихся об ломков корабля. Там, где нет шаблона, где твор чески подходят к боевым дей с т виям, там всякой операции соп у т ствует успех. Повседневная боевая жизнь десятками примеров под тверждает это. В предстоящих бо ях с врагом гвардейцам-торпедо- косцам придется немало потру диться. Творческий подход к делу даст возможность более эффектив но бить врага. Гвардии майор Д . КАЛИНИН . Авторитет члена партийного бюро На заседание партийного бюро были приглашены активисты — летчики, техники, механики. Об суждался вопрос о подготовке ма териальной части к боевым поле там. Слово взял член партийного бюро капитан Волынкин. Отметив самоотверженную работу стар шего техник-лёйтенанта Куликова, механиков Родченко, Рабинок, он подробно остановился на недо статках. —Инженер-капитан Макеев,--го ворил Волынкин,—опытный и уме лый специалист. Он сам работает много, но труд технического со става организует слабо. С большим вниманием слушали .коммунисты выступление капита ла. Знали, что каждое его слово обдуманно. Н е сразу завоевал коммунист. (Волынкин авторитет. Вначале он считался даже пассивным. Но бо евые успехи, обаятельный харак тер, внимание и забота о товари щах быстро выдвинули его в чис ло лучших. Он стал любимцем летчиков. В одном из боевых полетов Во лынкин увидел, что ведомый на развороте отстал. На него набро сились «мессеры». Тогда капитан сбавил скорость и пристроился к отставшей машине. Концентриро- Дпухмоториый бомбардировщик »Норт Америкен" - В - 2 5 вооружен 75 мм, пушкой, каждый снаряд от которой весит 9 кг. При испытании скорострельность пушки составила до 18 выстрелов в минуту. „Стил". ванным огнем двух самолетов нем цы были отогнаны. На аэродроме молодой летчик сразу же подошел к Волынкину и крепко пожал ему руку. -—Спасибо,— сказал он,— выру чили. Н е оставили в беде. Таких примеров товарищеской выручки, заботы о друзьях много в боевой жизни коммуниста Во лынкина. Летчики знали, что в са мой сложной обстановке он не бросит ведомого, 'Капитан Волынкин ввел в строй и воспитал четыре экипажа бом бардировщиков. Летчики Больша ков, Негуляев, Николаев и Батра ков обязаны ему своей воинской зрелостью. С этими летчиками он вылетал в бой. Только за месяц его группа потопила 8 немецких кораблей. Еще до сих пор рассказывают в части, как Волынкин посадил са молет, у которого не выходило пе реднее колесо. Командир знал, что Волынкин отличный летчик и, увидев, что ко лесо не выходит, приказал летчику по радио сделать «скоростного козла», т. е., выравняв самолет, 1резко ударить его основными ко- 1 лесами о землю. Два раза летчик Два поколения НА СНИМКЕ: старейший рабочий завода «Красное Сормово» П. Заломов— 'участник революционных событий 1905 года, герой повести М. Горького «Мать» — среди молодых бойцов. Фото Д . Чернова. Фотохроника ТАСС. таким образом «выбивал» переднее колесо и только на втором заходе ему это удалось. Машина была спасена. Блестящая посадка капитана подтвердила его безукоризненную технику пилотирования, летное ма стерство. 'Как летчик и как в е д у щий он завоевал непререкаемый авторитет. Н о не только за это уважают Волынкина. Молодежь видит в нем чуткого отзывчивого учителя, принципиального коммуниста, бес пощадного к недостаткам. Когда один из коммунистов сжег мотор, Волынкин принял активное участие в обсуждении позорного случая на партийном бюро. Ни о д на ошибка молодого летчика не проходит мимо его внимания. Он помогает командиру подразделе ния воспитывать новичков, дает им практические советы. Однажды лейтенант Чамара не сумел сбро сить весь бомбовый груз и отор вался от строяѵ Волынкин долго беседовал с молодым летчиком, разбирал причины его неудачи. Капитан Волынкин учит не то л ь ко тех летчиков, с которыми вме сте идет в бой, он стремится свой богатый боевой опыт сделать д о стоянием всех молодых экипажей. Часто можно видеть, как вместе с комсоргом он составляет план ра боты комсомольской организации. На комсомольских собраниях в двух подразделениях о н _ п р о в е л беседы о взаимовыручке в бою. Волынкин часто присутствует на заседаниях бюро ВЛКСМ , помогая комсоргу конкретным советом, своим веским словом летчика, коммуниста и члена партийного бюро. Около года капитан Вольшкии был членом партийного бюро под разделения, и молодые воины — летчики и техники—всегда чув ствовали около себя заботливого и умелого воспитателя, который всегда и во всем поможет. М есяц тому назад коммунисты избрали капитана Вольпікнна чле ном бюро части. Старший .лейтенант і- В, ГЛАДКОВ ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz