Североморский лётчик. 1944, август.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 24 августа 1944 г., № 201 (271). Умножайте славные боевые традиции! К ТЫСЯЧЕ СБИТЫХ... I чет сбитых североморскими і летчиками фашистских само летов приближается к тысяче. Это — грозная цифра. Она говорит1 лам не только о числе истреблен-1 них немецких машин, но и о ко- [ личестве краснозвездных торпедо носцев, бомбардировщиков, штур- ■ мовиков, которые защитили наши летчики-истребители: большинство j побед в 1943 — 1944 годах одер жано ими при выполнении за д а ч ! на сопровождение. Бесформенным ломом всюду разбросаны в Заполярьи фаши стские «Юнкерсы», «Хейикели», «Мессершмитты», «Фокке-Вуль- фы». Они перелетали и перевози лись из Германии дл я того, чтобы завоевать небо над Мурманском, н ад базами Северного флота. Не вышло! Североморские летчики с высот неба вогнали немцев в соп ки, в пресные воды озер и соленые воды заливов и моря. В чем секрет успехов северомор ских летчиков-истребнтелей? На что надеялись фашисты, нападая на нас, и почему они просчитались? Летчики, которым пришлось драться на Севеое с первых дней войны, помнят суровость этого вре мени. Нахально, валами шли «Юн керсы», «Хейнкели», «Мессер шмитты» на наши аэродромы. Немцы надеялись силой, мол ниеносным ударом задушить североморскую авиацию на аэро дромах. Мы не имели в то время достаточного количества скоростных истребителей. «Чайки» и «бисы», даже при форсаже мо тора еле могли сравняться в ск о рости с «Юнкерсами». Но у наших летчиков была отличная боевая выучка, в их груди билось боль шое сердце советского человека, потомка великого русского летчи ка Нестерова, наследника Валерия Чкалова — человека, который го тов был ради интересов Родины отдать все свои силы, свою жизнь. Вот этого и не учли немцы. На третий день войны, 24 июня 1941 года, старший лейтенант Бо рне Сафонов сбивает первый немец кий самолет-разведчик «Хейн- кель-111». Его счет продолжают молодые тогда летчики тт. Адон- кин и Реутов. Борис Сафонов бы стро растет, обгоняет товарищей и «Me-109», поса женный на нашу территорию лет- чиком-истребите- леМ лейтенантом Дзюба. Фото И. Михеева. .уже 27 августа 1941 года сбивает Ю-іо фашистскую машину. Крепко и навсегда входит в боевую прак тику наших летчиков девиз: «Ьить врага по-сафоновски». К концу сентября 1941 года всем было ясно, что противник просчитался и воз душные бои все чаще стали пере носиться в его небо. После этого не раз t-ще немцы пытались выр вать из наших рук наступательную инициативу. Весенние бои 1942 го да, бои августа—сентября этого же года изобиловали попытками врага добиться господства в заполярном небе. Новые десятки сбитых фа шистских самолетов—таков был итог этих сражений. Победы не приходили к нам легко. Были дни, когда наши летчики терпели не удачи, но они . не падали духом Изучив причины того или иного неудачного для нас боя, взяв в образец себе образы Нестерова, Чкалова и нашего боевого товари ща североморца Бориса Сафоно ва, — североморские истребители смело шли на' врага и побеждали его. Три с лишним грда ожесточен пых сражений с немцем обогатили нас, истребителей; немалым опы том. Мы окончательно закрепили наше господство не только в своем небе, но и в небе врага. Трудом во инов и кровью своей отвоевали у врага североморские истребители господство в лебе. Отвоевали, — и никогда не отдадут его! Число сбитых североморской авиацией фашистских самолетов приближается к тысяче. Умножим вдш счет! Пусть каждый новый боевой день приносит нам новые победы. В грядущих боях с врагом не посрамим чести летчика сталин ской истребительной авиации — потомка Нестерова, наследника Чкалова и Сафонова. Уходя в новый бой, будем пом нить всегда клятву, данную това рищу Сталину великим летчиком нашего времени Валерием Чкало вым и повторенную в годы войны Борисом Сафоновым: драться за честь и независимость своей Роди ны до тех пор, пока руки держат штурвал, а глаза видят землю. Герой Советского Союза гвардии капитан 3. СОРОКИН . — О— ПРИКРЫВАЯ КОМАНДИРА МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ КОМСОМОЛЕЦ С. БАТРАКОВ ВЫПОЛНИЛ Группа бомбардировщиков, ведо мая капитаном Обуховым, подхо дила к Киркенесу. Немцы открыли яростный заградительный огонь. Один снаряд разорвался около са молета командира. И з левого мото ра ведущей машины показались языки пламени. Летчик младший лейтенант комсомолец С. Батраков внимательно наблюдал за самоле том капитана. Обухов на горящей машине точно выдерживал боевой курс до тех пор, пока его штурман не отбомбился. Затем он перевел машину в крутое планирование, пытаясь сбить пламя. Заместитель Обухова вышел вперед и повел группу домой. Батраков вышел из группы и устремился за команди ром. — Внизу четыре «Ме-109»! — крикнул стрелок-радист К. Быков. — Ничего. Пойдем за Обуховым, — ответил Батраков. — Прикроем ,командира. — Следите за «мессе рами»! — приказал он стрелкам. С В ^И ДОЛГ Вскоре Обухов выровнял горя щий самолет и повел его в море. Батраков пошел невдалеке от ка питана, готовый в любой момент своей машиной прикрыть коман* дира. Самолет Обухова вдруг провалил ся почти до воды. Он шел так низ ко, что воздушная струя от вин тов рябила волнистую гладь моря. — Сейчас он сядет на воду, — передал штурман Беляев. Стрелок-радист Быков отвязал спасательные лодки и приготовил ся сбросить их по команде штур мана. — Командир набирает высоту, идет дальше, — вновь передал штурман. Прилагая все свое мастерство, капитан Обухов дотянул самолет с горящим мотором до аэродрома и благополучно посадил бомбарди ровщик. Пламя сразу же погасили. Весь путь командира охранял Батраков. ТОРОПИТ СОВЕСТЬ Войсками пройден Неман синий. К Берлину все ведут дороги. Вонзились стрелы красных линий В ворота вражеской берлоги. Мы распахнем их настежь скоро! Торопит совесть нас:—Быстрее! За то, что волжские просторы Видали кровь,— ответит Шпрее! Снарядных трасс лучи косые В ночи, как молнии, струятся Идет в Берлин солдат России За горе с немцем расквитаться. К. ВАСИЛЬЕВ. п р о й д е н н ы й н а м и п у т ь н е БЫЛ ЛЕГКИМ, ‘НО ТРУД НОСТИ .И ИСПЫТАНИЯ ЗАКАЛИЛИ НАШ БОЕВОЙ ДУХ. В БО ЯХ С ВРАГАМИ РОДИНЫ ВЫРОСЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ КАДРЫ НАШИХ ЛЕТЧИКОВ, ВПИСАВШИЕ МНОГО СЛАВНЫХ СТРА НИЦ В ГЕРОИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ СОВЕТСКОГО НАРОДА. , Б. САФОНОВ. I P ж и і і Ш і і -J H n i Летчики-истребители (еле* ва направо) тт. Ткаченко, Тульский, Власов, Самарков, Бойченко К.» Герой Советского Союза А. Тарасов, Шевченко, Герой Советского .Союза С. Петренко. На их сче- Ту—сотни боевых вылетов, десят ки воздушных боев, свыке 50 сбитых немецких самолетов. Фотомонтаж И. Михеева. Так дерутся североморцы \ Л стория североморской авиации богата слав- * ными боевыми делами. Откройте журнал бое вых действий любой части и вы найдете примеры исключительного мужества, смелости и самопо жертвования наших людей. Первыми летчиками на Севере, открывшими счет мести врагу, были истребители. Своими подвигами они умножили славные традиции русской авиации, традиции Пет ра Нестерова и Валерия Чкалова. В июньские дни 1941 года, в дни начала великой битвы за Родину из среды североморских летчиков выдвинулся старший лейтенант Борис Сафонов. Наши победы 1941 — 1942 годов связаны с именем Сафонова. Во главе с Сафоновым и под его руководством севе роморские летчики уничтожили многие десятки вражеских самолетов. Нашим победам конца 1942 года, а также победам 1943 — 1944 годов постоян но сопутствовало имя этого неистового истребите ля. «Бить врага, как бил Сафонов», — с этим ло зунгом идут наши люди в бой и побеждают немца. Сегодня мы напоминем крылатым воинам Северного флота о том, как мужественно дрались с врагом на протяжении всей Оте чественной войны летчики-североморцы. Живы в среде североморских истребителей замечатель ные традиции русских летчиков. Потомки Несте рова, наследники Чкалова и Сафонова умножают их в боях! Самоотвержен ность хьі то было в начале августа * ^ 1 9 4 1 года. Поздно вечером д е вятка «Юнкерсов-88» под прикры тием двадцати «Мессершмиттов» шла в направлении нашего аэро дрома. Навстречу противнику в воздух поднялось звено «чаек». Старший лейтенант Воловиков по вел летчиков в лоб немецким пи кировщикам. На помощь своим подшефным бомбовозам ринулись «мессеры». Десятки разноцветных трасс сплелись вокруг наших са молетов. Но отвернуть — значит пропустить .врага к своему аэро дрому, дать ему возможность бом бить его. Воловиков продолжал сближение. Боясь тарана, «Юнкер сы» разошлись в разные стороны и бесцельно сбросили бомбы. Основ ная цель достигнута. Теперь—не дать себя и товарищей в обиду, успешно провести воздушный бой. Старший лейтенант огляделся. Его самолет был сильно побит: на пло скостях болталась перкаль, заяли отверстия. Воловиков опробовал все рычаги и, решив, что еще можно драться, пошел на с б лиж е ние с противником. Одна очередь, другая, и немец с дымом падает вниз. Но в это время летчик заме чает несколько трасс, идущих на него сзади. Машина вздрагивает, ожоги пронизывают все т ел о л ет чика. Воловиков пытается выров нять самолет, но он стремительно падает книзу. Рывок ручки, др у гой... «чайка» вновь пошла по го ризонтали. Но из мотора ее шёл уже дым, показывались языки пла мени. Воловиков, резко снижаясь, идет к аэродрому. Кровотечение у него с каждой минутой увеличи вается. Кровь застилает глаза, сма чивает рукавицы. Старший лейте нант делает последнее усилие и приземляет машину. Сознание по кидает его. Очнулся летчик Воловиков уже л госпитале. — Как машина? Прорвался ли хоть один «Юнкере» д аэродрому? — вот первые вопросы, с которыми обратился Воловиков к' сидящему около его конки комиссару. — Вреда немцы не принесли. М а шина цела, только подремонтиро вать немного надо, — ответил ко миссар. Умение шЛ х было семеро. Они забра- * * лись на высоту 6.900 метров, дышали через кислородные маски, терпеливо ждали, искали воздуш ного врага. Во главе семерки был капитан Петр Сгибнев. Д ев ять «Ю-87» в охранении «Мессершмиттов» шли ниже наших самолетов. Они подходили к М у р манску, чтобы посеять в нем по жар и разрушения. У наших лет чиков было превышение в высоте. Успех боя сейчас могла решить только дерзкая атака. Смело врезалась семерка совет ских летчиков в строй врага. Три «Юнкерса», подожженные пулями капитана Сгибнева, Дижевского и старшего лейтенанта Дилонян, упа ли в сопки. Враг встал в оборони тельный круг, стараясь обеспечить взаимную защиту и оттянуть наши самолеты в дым, стелющийся по небу. «Разбить кольцо!» — решил Сгибнев. Новая атака, и еще 4 «Юнкерса» горящими падают вниз. Мужество | < о время воздушного боя, про и с х о д и вш е г о на бреющей высо те, у лейтенанта Васильева кончи лись патроны. В эго время летчика атаковали два «Мессершмиттл». Лейтенант решил принять вызов врага. Он пошел в лобовую атаку на немца. Мужество советского пилота так подействовало на про тивника, что враг не выдержал и нырнул под самолет Васильев*. На этом и закончилась боевая карье ра фашистского летчика—«Ме-109» разбился об отвесную скалу. Жизнь за Родину Н н - с к о й части хранится, об- литый кровью, комсомоль ский билет № 3810560. Его вл ад е лец—секретарь комсомольского бю ро эскадрильи летчик-истребитель Василий Кравченко, погибший в неравной битве с врагом. Д е л о это было еще в 1942 году. На группу наших бомбардировщи ков, которую прикрывала семерка истребителей во главе со старшим лейтенантом Кравченко, напало 27 «Мессершмиттов». Кравченко о т дал команду: четверке истребите лей прикрыть бомбардировщиков, а’ сам вместе с двумя товарищами принял на себя удар всех вр аж е ских истребителей. Летчик дрался смело и уверенно. Один за другим два немецких истребителя, п одож женные очередями Василия Крав ченко, упали в сопки. Наконец, фа шистам удалось вывести из строя самолет секретаря комсомольско го бюро. Отважный летчик погиб, но не допустил врага до прикры ваемых бомбардировщиков. Когда позже спросили летчиков- бомбардировщиков, чем была обес печена их победа, они ответили: «Героизмом старшего лейтенанта Кравченко». За 3 дня — 24 победы 1 ,1 рикрывая действия нашей морской пехоты, высадившей ся на м. Пикшуев, североморские истребители за 11, 12, 13 мая 1942 года провели около 10 воздушных боев над территорией противника. Эти бои были ожесточенными и каждый продолжался по 20 —■ 40 минут. Сражаясь напористо и смело, ист ребители-североморцы одержали во всех боях крупные победы. 24 не мецких самолета сбили они за три дня мая. Особенно отличились л ет чики, ныне Герои Советского Союза тт. Курзенков, Сгибнев, сбившие за два боя по три самоле та противника каждый, капитан Орлов, уничтоживший две немец ких машинц. .............
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz