Североморский лётчик. 1944, август.

ЕВЕРНОГО ФЛОТА ГЕРОЙ Н А Ш Е Г О В Р Е М Е Н И ТОЛЬКО ВПЕРЕД! Майор I Когда в Доме флота раздвигает-: си бархатный театральный занавес, перед зрителем предстает второй занавес, сделанный к спектаклю «Офицер флота». На нем изобра­ жен символизирующий невскую столицу «Медный всадник», а на широкой Н е в е — вмерзшие в лед балтийские корабли. Да, это — Ленинград в трудную зиму 1941— 42 годов! Взвивается второй зана­ вес, и «а, сцене зритель видит уго­ лок Ленинграда, осажденного нем­ цами и финнами: старый петербург­ ский дом, за аркой двора — набе­ режная, у парапета которой стоит скованная льдом подводная лодка. С первого же акта спектакля си­ дящие в зрительном зале офицеры переносятся «а Балтику, в город Ленина, в суровую обстановку бло­ кады, начинают жить тем и чувст­ вовать то, чем жили и что чувст­ вовали моряки-балтийцы и гражда­ не Ленинграда, героически боров­ шиеся с фашистскими ордами в у с ­ ловиях голода, холода, непрестан­ ных авиационных налетов и вар­ варских артиллерийских обстре­ лов. (.'.ходящий с подводной лодки на набережную .капитан-лейтенант Горбунов отдает последнюю гале­ ту голодной старухе... Так мы знакомимся с центральным героем пьесы «Офицер флота» командиром подводной лодки Горбуновым. С •лого момента мы с неослабеваю­ щим вниманием следим за каждым поступком, прислушиваемся к к аж ­ дому слову Виктора Горбунова, и каждый его поступок и каждое его слово пробуждают множество мыслей в любом офицере флота, который смотрит новый спектакль нашего североморского театра. Спектакль кончается картиной, показывающей Горбунова в море, на мостике подводной лодки. По­ зади уже ряд успешных атак. Горбунов, израсходовав все тор­ педы, последний вражеский корабль топит снарядами своих пушек. І( ре­ зультате артиллерийского боя лод­ ка серьезно повреждена и находит­ ся в критическом положении. Все меры к спасению исчерпаны, и Гор­ бунов принимает решение взорвать лодку, если противник попытается ее захватить. Однако в последнюю минуту к терпящему бедствие Гор­ бунову подходит другая подводная лодка, которой командует его бое­ вой товарищ капитан 3-го ранга Кондратьев. Экипаж снят, по при­ казу, старшего начальника сходит Павлов с затопляемой лодки и Горбунов. Он переходит на новую лодку и тут же, вместе с Кондратьевым, идет атаковать показавшийся на горизонте немецкий миноносец. Какаія нравственная сила потре­ бовалась капитан-лейтенанту Гор­ бунову, чтобы после всех испыта­ ний непомерно трудного подводно­ го похода, оказавшись спасенным от неминуемой гибели, не только сохранить, но и умножить ж ажду боя с врагами Родины, итти только вперед, несмотря на все ожидаю ­ щие его новые опасности, испыта­ ния, трудности. Величайшая нрав­ ственная сила, несгибаемая воля к победе, никогда не оставляющие Горбунова чувства воинского д о л ­ га и партийной ответственности большевика, — это и есть харак­ терные черты, присущие офицеру советского Военно-Морского Фло­ та. «Только вперед!» — такими ело вами, произнесенными капитан-лей­ тенантом Горбуновым, заканчи­ вается спектакль. Слова эти как будто относятся к предстоящему бою, «о, имеете с тем, они являют си лейтмотивом всего спек такля. Ничто не может по­ мешать неудержимому стремле­ нию 1’орбукова всегда итти впе­ ред - ни личные блага, ни личные привязанности, ни препятствия, чи­ нимые чуждыми флоту чиновника­ ми (вроде пакостного бюрократа Селянина), пн трудности подводной войны в минированной немцами Балтике. Д л я Горбунова нет ниче­ го дороже чести офицера флота, чести военно-морского флага. Коі да Горбунов уходит в боевой по­ ход, в его жизни .нет других це­ лен, кроме одной цели....победить! Черты офицера флота Горбунова в той или иной мере свойственны каждому советскому моряку, в том числе ц офицерам морской авиации. Разве девиз Горбунова «Только вперед!» не перекликает­ ся, например, с боевым девизом мо­ их товарищей — североморских штурмовиков: «Штурмовики с бое­ вого курса не сворачивают!»? Воля и мужество, решимость и упорство, партийная принципиаль­ ность и высокое благородство, ярко выраженные в волнующем и глубо­ ко запечатлевающемся образе к а ­ питан-лейтенанта Горбунова, как бы призывают каждого офицера- летчика развивать в себе эти каче­ ства. На набережной Невы. Екатерина Ивановна (арт. Е. Соснова) и кари*ан-лейтенант Горбунов (арт. Б. Ильясов), В нашу среду, в среду офицеров Северного флота, вступил новый товарищ, которого все мы сразу по ­ любили вне зависимости от того, выходим ли мы в море на больших или малых кораблях, на подводных лодках или на самолетах. Капитан- лейтенант Горбунов, первое знаком­ ство с которым состоялось у н ас в Домах флота, быстро стал ж е л а н ­ ным, хотя и незримым гостем землянок, предметом широких одобрительных толков и о б с уж д е ­ ний в офицерской среде. Он зав о е­ вал нашу любовь и симпатию не л е г­ кой общительностью, порой д е л а ­ ющей бывалого и веселого оф и ­ цера центром кают-компанейских бесед и незаменимым сотрапезни­ ком. Он импонировал нам и не з а ­ конченной зрелостью отстоявших­ с я суждений, не авторитетом зн а­ ния и воинской мудрости, которые зачастую превращают старших офи ­ церов в непоколебимое оценочное мерило для офицерской молодежи. Нет, капитан-лейтенант Горбу­ нов^ пришел к нам, как д а в ­ нишний знакомец, как товарищ по боевым походам, как друг, с к о т о ­ рым мы уже не раз делились сокро­ венными мыслями в трудную мину­ ту, как наш сверстник, как офицер флота нашего поколения, ф л о тс к о ­ го поколения Великой Отечествен­ ной войны. «Офицер флота» — таково н а­ звание новой пьесы Александра Крона, а капитан-лейтенант Горбу­ нов — ее герой, ее центральный персонаж. П ьеса поставлена те ат­ ром Северного флота, и к нам, офи­ церам флота, обращены одновре­ менно и голос автора пьесы и го­ лос ее героя. Трудно разделить эти голоса: в подлинном и высоком смысле слова театралыю -иублици- стическое произведение, пьеса эта ставит перед нами образ п оложи ­ тельного героя во всей е г о кри­ стальной чистоте, прозрачности и прямолинейной последовательно­ сти, образ такого героя, по кото­ рому можно и должно равняться офицеру флота во всем его ж и т е й ­ ском, служебном и боевом поведе­ нии. В узкой среде литера­ турной критики кое-кто вновь начинает болтать о том, что не бывает, дескать, героев без суч­ ка, без задоринки, что нехорошо, мол, превращать героя в рупор для авторских высказываний, что не может, якобы, быть полноценным произведение, в котором публици стический элемент и. «общие рас суждения» персонажей занимают добрую половину текста. Знакомые мелодии, давно опровергнутые жизнью вздорные и вредные взгля-, ды! Не этим ли же эстетическим жупелом встретили критики-«эсте- ты» появление бессмертного рома­ на Чернышевского «Что делать?», в котором великий русский писа­ тель вывел таких героев своего времени, как Рахметов, Лопухов, Кирсанов и другие, которым с уж ­ дено. было стать знаменем целого поколения революционной молоде­ жи и незримо итти в его первых рядах на протяжении многих лет? Прошли годы, десятки лет, и ро­ ман Чернышевского попрежнему привлекает и волнует молодые умы. которые находят себе в нем драгоценную духовную пищу. То же можно сказать и о повести Островского «Как закалялась сталь». Как бы на первых порах ни морщились некоторые запозда­ лые жрецы «чистого искусства», наша молодежь сразу признала и приняла повесть Ост-ровского, сде­ лала ее своей любимой книгой и стала по ней учиться деятельной жизни во имя революции. Можно сказать без преувеличения, что ли­ тературный образ Павла Корчагина стал путеводным образом в ста­ новлении общественного сознания каждого «ашего комсомольца. Мы не собираемся, конечно, ста вить в один ряд такие разные по своему содержанию , теме, глубине мысли и худож ественной силе п ро ­ изведения, как роман Ч ерныш ев­ ского, повесть Островского и пьеса Крона. Но пьеса Крона, б е з у с ­ ловно, п родолжает одн у с ними плодотворную традицию русской литературы : она п р ед’я вл я ет сво е­ му зрителю и читателю тако го героя, который как бы сумми­ рует, об’единяет в себе лучшие черты морского офицерства наших дней и, ставя этого своего героя в Капитан-лейтенант Горбунов (арт. Б. Ильясов). трудные к сложные положения, показывает, как большевистская принципиальность, профессион аль­ ная воинская этика и ненависть к врагам Родины помогают офицеру флота неуклонно итти вперед по пути чести и боевого успеха. П о это ­ му зритель взволнованно с л е д и т за судьбой Горбунова, в котором он узнает близкие ему черты. Сюжет пьесы прост и незамы сло­ ват и вряд ли есть смысл п о с л е д о ­ вательно пересказывать его. Успех и ценность пьесы А. Крона не в б о ­ гатстве внешних драматургических коллизий, а п р ежд е всего в том, что драматургу безусловно удал ся образ центрального персонажа к а ­ питан-лейтенанта Горбунова, к ото­ рый поставлен в необходимость своими силами ремонтировать в осажденном Ленинграде п одвод­ ную лодку, настойчиво преодоле­ вая при этом безразличие и к о с - ' иость некоторых слабохарактерных или недостойных флотских коман­ диров. Моральный облик Горбуно­ ва, сложившийся в результате г л у ­ бокого осознания воинского долга н офицерской чести, противопостав­ лен, с одной стороны, моральному облику капитана 3-го ранга К о н д ­ ратьева, храброго и милого челове­ ка, лишенного, однако, в быту и службе необходимой офицеру прин­ ципиальности, и, с другой стороны, моральному облику военинженера 3-го ранга Селянина, чуждого ф л о ­ ту бюрократа, труса, ничтожной личности без чести и совести. Из взаимоотношений этих трех д ей ­ ствующих лиц вытекает движущий пьесу конфликт, разрешаемый в к а ­ бинете контр-адмирала Белоброва. Особенности коллизий, носящих все без исключения морально-эти­ ческий характер, дают драматургу возможность остро поставить и об­ разно разрешить коренные вопросы традиционного поведения лучших представителей русского морского офицерства, а также вопросы .вер­ ности, дружбы, офицерского до ­ стоинства. Пройдя через горнило выпавших на его долю испытаний, Горбунов к концу пьесы зап ечат­ левается в нашей памяти таким же безукоризненным «рыцарем без страха и упрека», каким он пред­ стал перед нами в момент его вы ­ хода на сцену в первом а к т е ,т о л ь ­ ко более сложные и глубоким. И невольно в спом и н аю тся слова J1. Т о л сто го , с к а за н ны е им об од. ном из защ и т н и к о в Севастополя: «Много ему н ад о бы л о пройти мо­ р ал ьны х стр адан и й, чтобы сд е л а т ь - ся тем спокойным , терп ели вым че- довеком в т р у д е и оп асности , ка­ ким мы п ри вы к ли в и д е т ь русского офицера». А рти ст Б. И л ь я с о в провел труд, ную р о л ь Г о р б у н о ва на аротнже- нии всего с п е к т а к л я умно, убеж-..?! денно, горячо и в то ж е время п р авди в о и е с т е с т в е н н о . Е го.рвСшЯ та, у чи ты вая о с о б ен н о сти п ь есы в целом и роли в час тн о сти , за с л у ­ ж и в а е т особой п о х ва лы . К с о ж а л е / нию, в его игре и н о г д а с к а зы в а е т ­ ся и злиш н яя н е р в о зн о ст ь , чуждый ц ел е у стр ем л е н ным лю д ям типа Горбунова н еко торый истерический надлом. А рти сты Е. К у зн е ц о в (ка- питан 3-го ранга К о н д р а т ь е в ), С. Аханов (к он тр -адм ир ал Белобров), Р. К и с сел ьм ан (в о епинж ен ер 3-го ранга С елянин ) и д р у ги е созд али запоминающи еся образы . О с та льны е д ей с т в ующ и е лица выполняют, по с ущ е с т в у , с л уж еб - ные зад ачи и их м есто в п ь есе и с п ек т а к л е не вы х о д и т за пределы о т дел ьны х эпи зод ов. Офицеры, старшины и к р а с н оф л о т цы так же, как и п р ед став и тел и гр аж д а н с к о г о н аселени я Л е н и н г р а д а , сп о со б с тв у ­ ют воссозданию н а сц ене общей атмосферы б л о ки ро ван но го фаши­ стами героич еск о го города, но их образы либо с л а б о выписаны , либо ( их х ар ак тер и сти ки д о в е д е н ы и у автора и у ак теро в д о степени гро ­ теска. К первым с л е д у е т отнести х у д ож н и к а И ван а К о н стан тино ви ­ ча (арт. Е. Котов), е го д о ч ь Е к а т е ­ рину И вановну (арт. Е. Соснова), Юлию Антоновну (арт. М. Мироно ­ ва) и других, к о вторым — Нико- . л а я Эрастовича (арт. А. Малых), е го ж е н у 1 амару (арт. В. Мухарин- ская) и в особенности Маришу (арт. Г. Д о б рж а н с к а я ). О тд ел ьно хочется отметить арт. А. Хлопото- ва в роли с тарш его к раснофлотца Соловцова и арт. Н. Волохова в р о ­ ли безымянного ш оф ера, к аж д ы й из которых (один в роли крупного плана, другой — в соверш енно про­ ходной) с ум ел за ст а в и т ь зрителя надолго себя запомнить. П остановщик с п е к т а к л я В ален­ тин П л у ч е к снова зар еком ендо вал себя с наилучшей стороны . П р е ды ­ дущие его работы («Слуга двух господ», «Собака н а сене», «Д а в ­ ным-давно») были построены на драм атургическом материале, д а ­ вавшем простор его ре>йиссерской изобретательности. «Офицер фло- та* — пьеса разговорная, чрезвы ­ чайно сл ож н а я д л я постановки. В. Плучек, глубоко гіѣняв идейное существо пьесы, р азрешил сто яв­ шие перед ним трудности , проак- центировав узловые моменты этих идейных столкновений, как сто л к ­ новений противоборствующих ха- рактеров, и тем самым прид ал спек­ таклю в целом необходимую ему Линамику. Всяческого одобрения зас л уж и ­ вает и работа х у д ож н и к о в В. "и Т Степановых. Своим оформлением сп ектакля они вывели его за рамки узких интерьеров на широкий го­ родской простор и в море. «Офицер флота» прочно войдет в сознание моряков Северного флота, з том числе и летчиков-северомор- цев. И ску сств о в обобщенной и об­ разной форме еще раз поставило перед ними те высокие проблемы нравственного порядка, которыми они живу т изо дня в день. Со с п е к ­ такля они уходят ещ е более мо­ рально-вооруженными д л я борьбы с. врагами своей Р одины : возвыша­ ющий пример Горбунова стоит пе­ ред их глазами. С. ВА РШАВ С КИЙ , Я . И СТ. — СЕВЕ РОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 1 — , " ------ 23 августа 1944 г., № 200 (270).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz