Североморский лётчик. 1944, август.

6 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 20 августа 1944 г., № 198 (268). Творцы советских машин СЛУЧАЙ НА ЗАВОДЕ Х ЕИНКЕЛЯ Незадолго до войны группе на ших инженеров довелось побы­ вать в Германии и познакомиться с немецкой авиационной техникой. Немцы охотно показывали заво­ ды, производящие «Мессершмит- ты», «Хейнкели», «Юнкереы» и, разумеется, русские инженеры бы­ ли несколько озадачены столь не­ обычной в военном деле откровен­ ностью, проявляемой на герман­ ских авиационных заводах. Нскоре, однако, нашим инженерам стали понятны причины широкой и хваст­ ливой демонстрации немцами нови­ нок своего самолетостроения. ГІосл^ осмотра в Ораииенбурге (под Берлином) завода Хейнкеля, производившего бомбардировщики »10-88», гостям принесли завод­ скую книгу посетителей. По этой книге можно было увидеть,, что До русских завод Хейнкеля осматри­ вали уже военные, авиационные и дипломатические деятели Амери­ ки, Франции, Японии, Италии и других стран. Среди прочих во­ сторженных записей, которыми были испещрены страницы книги, директор завода обратил внимание русских на запись, сделанную на­ кануне войны между Германией и Францией командующим француз­ скими военно-воздушными силами генералом Виеменом. Французский генерал расточал похвалы заводу, его организатору Хейнкелю и восхвалял -мощь германской авиа­ ции. — Ну, что же,—сказали русские, инженеры,—запись интересная... На это директор завода, язви­ тельно усмехаясь, ответил: — Интересная-то, интересная, но вы посмотрите дату. Это было пе­ ред самой войной. Значит, фраицу- :іы нашу воздушную мощь оце­ нили, а выводов для себя не сде­ лали, потому что через несколько недель они отважились на аван­ тюру войны с нами. Рассказывая об этом случае, знаменитый советский конструктор Герой Социалистического 'Груда А. Яковлев пишет: «Тут стало понятно, что немцы показывают нам свои самолеты с целью нас запугать так же, как за­ пугивали французов. Однако немцы не учли характера русского чело­ века. Эффект получился обрат­ ный. Возвратившись в свою стра­ ну, наши инженеры сделали свои выводы». ВЫВОДЫ РУССКИХ ИНЖЕНЕРОВ Русские выводы, выводы наших конструкторов, творцов советских машин вскоре почувствовали на своей шкуре немцы, вторгнувшие­ ся в пределы нашей Родины. Эти «выводы», облеченные в стреми­ тельную плоть советских авиаци­ онных конструкций, с каждым го­ дом Великой Отечественной вой­ ны становились все более и бо- ■ лее ощутительными для немецко- фашистских захватчиков. Подумать только: давно ли ис­ пытывали на себе немцы, румыны, венгры, финны ярость «Яковле­ вых» я «Лавочкиных», «Ильюши­ ных» и «Петляковых» под Мо­ сквой и Ленинградом, под Сталин­ градом и Орлом, на полях.Украи­ ны и в кубанских степях, в крым­ ских горах и в лесах Белоруссии? А уже сегодня с ужасом глядят на небо гансы и гретхены, эва­ куирующиеся из Восточной Прус­ сии: — Гот им химмельі «Як-нойн», унд «Ла-фюнф»!4 ). ТАМ ОДЕРЖИВАЮТ АВИАЦИОННЫЕ ПОБЕДЫ Русские имена: Яковлев... Лавочкин... Илью­ шин... Петляков... Туполев... По­ ликарпов... Этими именами названы наши лучшие боевые машины, замеча­ тельные самолеты, на которых воюют сталинские соколы, одер- „Наша авиация по качеству превосходит немецкую авиацию.. “ У * И. СТАЛИН . Авиаконструктор Герой Социа­ листического труда С. Ильюшин. живая беспримерные победы над жестоким и свирепым врагом. Это—имена советских авиацион­ ных конструкторов. И имена эти— Яковлева, Лавочкина, Ильюшина, Петлякова—сияют а своей гром­ кой славе куда ярче, чем раз­ рекламированные чванливыми нем­ цами имена Мессершмитта, Фокке- Вульфа и Хейнкеля. Авиационные победы одержи­ ваются сталинскими летчиками в сражениях над полями и морями. Авиационные победы подготавли­ ваются и разрабатываются в шта­ бах и па командных пунктах ста­ линских генералов. Авиационные победы разрабатываются, наконец, и в тихих кабинетах наших кон­ структорских бюро: здесь гоже идет напряженная авиационная война! Что из того, что сюда не доно­ сятся грохот зениток, рев моторов, уханье пушечных очередей? Что из того, что не карты театра боевых действий, а лишь кальки чер­ тежей, таблицы математических выкладок и замысловатые счетные приборы загромождают рабочий стол? Прежде, чем перейдет чер­ теж из тихого кабинета в много­ голосые заводские цеха, и прежде, чем уйдет самолет с заводской площадки па фронтовой аэродром, мысль уносит авиационного кон­ структора в небесные выси, туда, где сражаются истребители, штур­ мовики, бомбардировщики. — Конструктор—прежде всего тактик,—как-то сказал Александр Сергеевич Яковлев, имя которого носит в бои лучший советский са­ молет-истребитель. — Авиацион­ ному конструктору трудно тво­ рить, не представляя во всей пол­ ноте картины воздушного боя. Картина боя о т ­ крывает сильные и слабые стороны в машинах против­ ника. Немцы ме­ няют приемы в по­ летах. Надо не только узнать это, надо проникнуть в замысел врага-кон- структора, преду­ предить и . опере­ дить его. И советский авиа­ ционный конструк­ тор побеждает авиационного кон­ структора немца! Точно так же, как и наши отважные летчики, прослав­ ленные конструк­ ц и я м Иосифа Виссарионовича Сталина. Сталин—создатель могуществен­ ной советской авиации. Сталинские пятилетки сыграли решающую роль в развитии наше­ го самолетостроения. Выросшая по сталинскому плану крупная ма­ шиностроительная, моторострои­ тельная и металлургическая про мышленность стала могучей базой развития советской авиации. А в ходе войны, благодаря неутоми­ мому и всеохватывающему гению товарища Сталина, отечественная авиационная промышленность еще более развернулась, обогатилась мощными заводами, как в сказке возникшими за уральскими хреб­ тами и в просторах Сибири. Днем и ночью работают авиаци­ онные заводы. Самоотверженные труженики тыла строят тысячи са­ молетов, воплощая в металл див­ ный полет творческой мысли авиационных конструкторов, выпе­ стованных и вдохновляемых това­ рищем Сталиным. «О ЧЕМ ДУМАЕТ ГЕРР МЕССЕРШМИТТ?...» У каждого из наших талантли­ вых конструкторов есть свои за­ ветные воспоминания о незабы­ ваемых встречах с товарищем Сталиным, о встречах, ставших путеводными вехами в их жизни. И в рабочем кабинете, и в завод­ ском цеху они постоянно ощ у ­ щают на себе внимательный взгляд глаз товарища Сталина. Кон­ структоры знают, чего требует от них этот взгляд. Сталин гово­ рит им: советская авиация д о лж ­ на быть первой авиацией в мире, она ни в чем не может уступать вражеской авиации! Сталин гово­ рит конструкторам: ударом мысли вы должны отвечать на каждый удар вражеской изобретательно­ сти. «Конструктора обязаны далеко заглядывать вперед»,—указал о д ­ нажды товарищ Сталин в беседе с Героем Социалистического Труда С. Лавочкиным. И творец «Лавочкина» рассказы­ вает: — Мне важно не только конста­ тировать то или иное изменение в конструкции «Мессершмитта» или «Фокке-Вульфа», но и угадать, о каком дальнейшем усовершенство­ вании думает сейчас герр Мессер- шмитт, чтобы опередить его. И мы знаем: товарищ Лавочкин опережает герра Мессершмитта и поэтому «Лавочкины» сбивают «Мессе ршмиттов». НАКАНУНЕ КУРСКОЙ БИТВЫ В воспоминаниях Героя Социали­ стического труда А. Яковлева при­ водится множество ярчайших при­ меров того, как пристально вни-. * ) «Як-9» и «Ла-5». Авиаконструктор Герой Социа­ листического труда А. Яковлев. кает товарищ Сталин в повседнев­ ную работу конструктора, как изо дня в день руководит он этой ра­ ботой, как он направляет ее. Приведем хотя бы такой при­ мер: «В мае 1943 года, — пишет тов. Яковлев, — иа Курском участке фронта часть истребителей «Яков­ лев» вышла из строя из-за того, что потрескалось покрытие крыла, что привело в нескольких случаях к срыву обшивки самолета в воз­ духе. Виноват был в этом серийный завод, отступивший от утвержден­ ных технических требований. Това­ рищ Сталин, до которого дошли эти факты, приказал расследовать это дело, принять меры к устране­ нию дефектов, а потом сказал мне: — Что же вы, конструктор, над вашей машиной издеваются, губят ее, а вы во-время не приняли мер. Разве вам это безразлично? Как вы себя сейчас чувствуете? Я ответил товарищу Сталину, что чувствую себя отвратительно, что все меры будут приняты для того, чтобы машины вступили в строй. Были приняты быстрые меры, и к началу Курской операции все было в порядке. Однако я на всю жизнь запом­ нил, что забота конструктора о ма- шице не исчерпывается созданием образца. Конструктор обязан сл е­ дить за своим детищем на всем протяжении его жизни: от момента рождения и особенно на поле боя». НАС УЧИТ ТОВАРИЩ СТАЛИН Столь же показательный пример непрестанного внимания товарища Сталина к повышению боевых ка­ честв советских самолетов приво­ дит С. Лавочкин. = _ =====_ _ _ Однажды к то- варищу Сталину была приглашена группа конструк­ торов: Яковлев, Ильюшин, Л авоч­ кин, Мясищев и другие, и перед ними был постав­ лен вопрос об уве­ личении дальности самолета. Товарищ Сталин об’яснил конструкторам, по­ чему этот вопрос сейчас ставится. Он сказал, что мы движемся вперед и трудно перебрасы­ вать наши самоле­ ты маленькими прыжками. Аэро­ дромы мы отобра­ ли у немцев, они Во время своего недавнего пребывания в Москве дважды Ге торы советских са- Р°й Советского Союза гвардии подполковник А. И. Покрышкин г о л ы / и х ^ ш р молетов называют 8стРетился с„Гер°«* Социалистического Труда лауреатом Сталин- д0 ОСнастить (де­ ло было в прош- А нам творцом своих ави- ской премии С. А. Лавочкиным ационных побед, НА СНИМКЕ: С. А. Лавочкин (справа) беседует с А. И. По- своим великим крышкиным. учителем и настав- Фото А. Лесс. Фотохроника ТАСС. лом году), нужйо иметь воз- можноств сразу прыгнуть вперед, иметь дальность. После этого товарищ Сталин стал выслушивать соображения кон­ структоров. Когда очередь дошла до Л а в о ч ­ кина, тот встал и сказал: — Не могу увеличить дальность. — Не можете? — переспросил товарищ Сталин. — Не могу, товарищ Сталин, — повторил Лавочкин ч привел свои доводы. Он указал, ято увеличе­ ние дальности его машины потре­ бовало бы прибавления бензина, а значит и увеличения веса машины: летные качества самолета у х у д ­ шились бы. — Значит, моего предложения ваш самолет не принимает?— ска­ зал товарищ Сталин. —■ Не принимает, товарищ Сталин. Не могу. — Посидите, подумайте. «Я сел,—вспоминает С. Л ав о ч ­ кин.—После меня выступили дру­ гие конструкторы, которые гово­ рили о возможности повышать дальность их машин. Потом опять вернулись ко мне... Мне бы ­ ло разрешено сделать нововведе­ ния, позволяющие повысить л е т ­ ные данные истребителя, но не утяжеляющие машину...». Александр Сергеевич Яковлев говорит: «Товарищ Сталин учит нас, кон­ структоров, не останавливаться, двигаться вперед, изучать и опе­ режать технику противника. Това­ рищ Сталин требует от нас не только конструктивного мастер­ ства, уменья решать технологиче­ ские задачи, но и военных знаний. Каждый из нас, конструкторов, проходит замечательную школу, так как ни один принципиальный вопрос совершенствования боевой техники не проходит мимо товарища Сталина. Он всегда сам вызывает конструктора, очень ин­ тересуется мыслями и идеями кон­ структоров, сам ставит перед ни­ ми задачи и часто направляет мысль конструктора на правиль­ ные решения». СЛАВА СТАЛИНСКОЙ АВИАЦИИ! В конце 1943 года на Н-ском аэродроме состоялась встреча, полная глубокого, мы бы ск аза­ ли—символического смысла. Герой Социалистического труда А. С. Яковлев прибыл на аэродром, что­ бы передать построенный на при­ сужденную ему Сталинскую пре­ мию самолет летчику-истребителю- дважды Герою Советского Союза П. А. ГІокрышеву. Знаменитый конструктор и зна­ менитый летчик крепко пожали друг другу руки, и в этом дру­ жеском рукопожатии выразилась взаимная любовь и уважение вои­ нов сталинской авиации и творцов наших боевых машин. Крепко и горячо пожали бы друг другу руки, если бы им до­ велось встретиться, дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов и Герой Социалистического Труда Н. Н. Поликарпов — конструктор так любимого Сафоновым само­ лета «И -16». И разве не с глубо­ кой благодарностью вспоминает сейчас незабвенное имя Николая Николаевича Поликарпова к аж ­ дый советский летчик, который— будь он теперь истребитель или штурмовик, торпедоносец или пи­ кировщик—впервые поднимался в воздух на верном и испытанном «У-2», ныне носящем имя своего творца—«Поликарпов-2». Высоко чтят имя Петлякова се­ вероморские пикировщики и раз­ ведчики. Герой Социалистического Труда Ильюшин вправе гордиться боевыми делами Героев Советско­ го Союза Катунина, Гуляева, Осы- ки, Синицина. — «Ильюшины» с боевого курса не сворачивают!»— рапортуют конструктору своей машины североморские штурмо­ вики. — Слава советским летчи­ кам!—слышим мы в громах великой битвы торжествующий голос победы. — Слава творцам совет­ ских самолетов! Слава сталинской авиации)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz