Североморский лётчик. 1944, август.
6 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 20 августа 1944 г., № 198 (268). Творцы советских машин СЛУЧАЙ НА ЗАВОДЕ Х ЕИНКЕЛЯ Незадолго до войны группе на ших инженеров довелось побы вать в Германии и познакомиться с немецкой авиационной техникой. Немцы охотно показывали заво ды, производящие «Мессершмит- ты», «Хейнкели», «Юнкереы» и, разумеется, русские инженеры бы ли несколько озадачены столь не обычной в военном деле откровен ностью, проявляемой на герман ских авиационных заводах. Нскоре, однако, нашим инженерам стали понятны причины широкой и хваст ливой демонстрации немцами нови нок своего самолетостроения. ГІосл^ осмотра в Ораииенбурге (под Берлином) завода Хейнкеля, производившего бомбардировщики »10-88», гостям принесли завод скую книгу посетителей. По этой книге можно было увидеть,, что До русских завод Хейнкеля осматри вали уже военные, авиационные и дипломатические деятели Амери ки, Франции, Японии, Италии и других стран. Среди прочих во сторженных записей, которыми были испещрены страницы книги, директор завода обратил внимание русских на запись, сделанную на кануне войны между Германией и Францией командующим француз скими военно-воздушными силами генералом Виеменом. Французский генерал расточал похвалы заводу, его организатору Хейнкелю и восхвалял -мощь германской авиа ции. — Ну, что же,—сказали русские, инженеры,—запись интересная... На это директор завода, язви тельно усмехаясь, ответил: — Интересная-то, интересная, но вы посмотрите дату. Это было пе ред самой войной. Значит, фраицу- :іы нашу воздушную мощь оце нили, а выводов для себя не сде лали, потому что через несколько недель они отважились на аван тюру войны с нами. Рассказывая об этом случае, знаменитый советский конструктор Герой Социалистического 'Груда А. Яковлев пишет: «Тут стало понятно, что немцы показывают нам свои самолеты с целью нас запугать так же, как за пугивали французов. Однако немцы не учли характера русского чело века. Эффект получился обрат ный. Возвратившись в свою стра ну, наши инженеры сделали свои выводы». ВЫВОДЫ РУССКИХ ИНЖЕНЕРОВ Русские выводы, выводы наших конструкторов, творцов советских машин вскоре почувствовали на своей шкуре немцы, вторгнувшие ся в пределы нашей Родины. Эти «выводы», облеченные в стреми тельную плоть советских авиаци онных конструкций, с каждым го дом Великой Отечественной вой ны становились все более и бо- ■ лее ощутительными для немецко- фашистских захватчиков. Подумать только: давно ли ис пытывали на себе немцы, румыны, венгры, финны ярость «Яковле вых» я «Лавочкиных», «Ильюши ных» и «Петляковых» под Мо сквой и Ленинградом, под Сталин градом и Орлом, на полях.Украи ны и в кубанских степях, в крым ских горах и в лесах Белоруссии? А уже сегодня с ужасом глядят на небо гансы и гретхены, эва куирующиеся из Восточной Прус сии: — Гот им химмельі «Як-нойн», унд «Ла-фюнф»!4 ). ТАМ ОДЕРЖИВАЮТ АВИАЦИОННЫЕ ПОБЕДЫ Русские имена: Яковлев... Лавочкин... Илью шин... Петляков... Туполев... По ликарпов... Этими именами названы наши лучшие боевые машины, замеча тельные самолеты, на которых воюют сталинские соколы, одер- „Наша авиация по качеству превосходит немецкую авиацию.. “ У * И. СТАЛИН . Авиаконструктор Герой Социа листического труда С. Ильюшин. живая беспримерные победы над жестоким и свирепым врагом. Это—имена советских авиацион ных конструкторов. И имена эти— Яковлева, Лавочкина, Ильюшина, Петлякова—сияют а своей гром кой славе куда ярче, чем раз рекламированные чванливыми нем цами имена Мессершмитта, Фокке- Вульфа и Хейнкеля. Авиационные победы одержи ваются сталинскими летчиками в сражениях над полями и морями. Авиационные победы подготавли ваются и разрабатываются в шта бах и па командных пунктах ста линских генералов. Авиационные победы разрабатываются, наконец, и в тихих кабинетах наших кон структорских бюро: здесь гоже идет напряженная авиационная война! Что из того, что сюда не доно сятся грохот зениток, рев моторов, уханье пушечных очередей? Что из того, что не карты театра боевых действий, а лишь кальки чер тежей, таблицы математических выкладок и замысловатые счетные приборы загромождают рабочий стол? Прежде, чем перейдет чер теж из тихого кабинета в много голосые заводские цеха, и прежде, чем уйдет самолет с заводской площадки па фронтовой аэродром, мысль уносит авиационного кон структора в небесные выси, туда, где сражаются истребители, штур мовики, бомбардировщики. — Конструктор—прежде всего тактик,—как-то сказал Александр Сергеевич Яковлев, имя которого носит в бои лучший советский са молет-истребитель. — Авиацион ному конструктору трудно тво рить, не представляя во всей пол ноте картины воздушного боя. Картина боя о т крывает сильные и слабые стороны в машинах против ника. Немцы ме няют приемы в по летах. Надо не только узнать это, надо проникнуть в замысел врага-кон- структора, преду предить и . опере дить его. И советский авиа ционный конструк тор побеждает авиационного кон структора немца! Точно так же, как и наши отважные летчики, прослав ленные конструк ц и я м Иосифа Виссарионовича Сталина. Сталин—создатель могуществен ной советской авиации. Сталинские пятилетки сыграли решающую роль в развитии наше го самолетостроения. Выросшая по сталинскому плану крупная ма шиностроительная, моторострои тельная и металлургическая про мышленность стала могучей базой развития советской авиации. А в ходе войны, благодаря неутоми мому и всеохватывающему гению товарища Сталина, отечественная авиационная промышленность еще более развернулась, обогатилась мощными заводами, как в сказке возникшими за уральскими хреб тами и в просторах Сибири. Днем и ночью работают авиаци онные заводы. Самоотверженные труженики тыла строят тысячи са молетов, воплощая в металл див ный полет творческой мысли авиационных конструкторов, выпе стованных и вдохновляемых това рищем Сталиным. «О ЧЕМ ДУМАЕТ ГЕРР МЕССЕРШМИТТ?...» У каждого из наших талантли вых конструкторов есть свои за ветные воспоминания о незабы ваемых встречах с товарищем Сталиным, о встречах, ставших путеводными вехами в их жизни. И в рабочем кабинете, и в завод ском цеху они постоянно ощ у щают на себе внимательный взгляд глаз товарища Сталина. Кон структоры знают, чего требует от них этот взгляд. Сталин гово рит им: советская авиация д о лж на быть первой авиацией в мире, она ни в чем не может уступать вражеской авиации! Сталин гово рит конструкторам: ударом мысли вы должны отвечать на каждый удар вражеской изобретательно сти. «Конструктора обязаны далеко заглядывать вперед»,—указал о д нажды товарищ Сталин в беседе с Героем Социалистического Труда С. Лавочкиным. И творец «Лавочкина» рассказы вает: — Мне важно не только конста тировать то или иное изменение в конструкции «Мессершмитта» или «Фокке-Вульфа», но и угадать, о каком дальнейшем усовершенство вании думает сейчас герр Мессер- шмитт, чтобы опередить его. И мы знаем: товарищ Лавочкин опережает герра Мессершмитта и поэтому «Лавочкины» сбивают «Мессе ршмиттов». НАКАНУНЕ КУРСКОЙ БИТВЫ В воспоминаниях Героя Социали стического труда А. Яковлева при водится множество ярчайших при меров того, как пристально вни-. * ) «Як-9» и «Ла-5». Авиаконструктор Герой Социа листического труда А. Яковлев. кает товарищ Сталин в повседнев ную работу конструктора, как изо дня в день руководит он этой ра ботой, как он направляет ее. Приведем хотя бы такой при мер: «В мае 1943 года, — пишет тов. Яковлев, — иа Курском участке фронта часть истребителей «Яков лев» вышла из строя из-за того, что потрескалось покрытие крыла, что привело в нескольких случаях к срыву обшивки самолета в воз духе. Виноват был в этом серийный завод, отступивший от утвержден ных технических требований. Това рищ Сталин, до которого дошли эти факты, приказал расследовать это дело, принять меры к устране нию дефектов, а потом сказал мне: — Что же вы, конструктор, над вашей машиной издеваются, губят ее, а вы во-время не приняли мер. Разве вам это безразлично? Как вы себя сейчас чувствуете? Я ответил товарищу Сталину, что чувствую себя отвратительно, что все меры будут приняты для того, чтобы машины вступили в строй. Были приняты быстрые меры, и к началу Курской операции все было в порядке. Однако я на всю жизнь запом нил, что забота конструктора о ма- шице не исчерпывается созданием образца. Конструктор обязан сл е дить за своим детищем на всем протяжении его жизни: от момента рождения и особенно на поле боя». НАС УЧИТ ТОВАРИЩ СТАЛИН Столь же показательный пример непрестанного внимания товарища Сталина к повышению боевых ка честв советских самолетов приво дит С. Лавочкин. = _ =====_ _ _ Однажды к то- варищу Сталину была приглашена группа конструк торов: Яковлев, Ильюшин, Л авоч кин, Мясищев и другие, и перед ними был постав лен вопрос об уве личении дальности самолета. Товарищ Сталин об’яснил конструкторам, по чему этот вопрос сейчас ставится. Он сказал, что мы движемся вперед и трудно перебрасы вать наши самоле ты маленькими прыжками. Аэро дромы мы отобра ли у немцев, они Во время своего недавнего пребывания в Москве дважды Ге торы советских са- Р°й Советского Союза гвардии подполковник А. И. Покрышкин г о л ы / и х ^ ш р молетов называют 8стРетился с„Гер°«* Социалистического Труда лауреатом Сталин- д0 ОСнастить (де ло было в прош- А нам творцом своих ави- ской премии С. А. Лавочкиным ационных побед, НА СНИМКЕ: С. А. Лавочкин (справа) беседует с А. И. По- своим великим крышкиным. учителем и настав- Фото А. Лесс. Фотохроника ТАСС. лом году), нужйо иметь воз- можноств сразу прыгнуть вперед, иметь дальность. После этого товарищ Сталин стал выслушивать соображения кон структоров. Когда очередь дошла до Л а в о ч кина, тот встал и сказал: — Не могу увеличить дальность. — Не можете? — переспросил товарищ Сталин. — Не могу, товарищ Сталин, — повторил Лавочкин ч привел свои доводы. Он указал, ято увеличе ние дальности его машины потре бовало бы прибавления бензина, а значит и увеличения веса машины: летные качества самолета у х у д шились бы. — Значит, моего предложения ваш самолет не принимает?— ска зал товарищ Сталин. —■ Не принимает, товарищ Сталин. Не могу. — Посидите, подумайте. «Я сел,—вспоминает С. Л ав о ч кин.—После меня выступили дру гие конструкторы, которые гово рили о возможности повышать дальность их машин. Потом опять вернулись ко мне... Мне бы ло разрешено сделать нововведе ния, позволяющие повысить л е т ные данные истребителя, но не утяжеляющие машину...». Александр Сергеевич Яковлев говорит: «Товарищ Сталин учит нас, кон структоров, не останавливаться, двигаться вперед, изучать и опе режать технику противника. Това рищ Сталин требует от нас не только конструктивного мастер ства, уменья решать технологиче ские задачи, но и военных знаний. Каждый из нас, конструкторов, проходит замечательную школу, так как ни один принципиальный вопрос совершенствования боевой техники не проходит мимо товарища Сталина. Он всегда сам вызывает конструктора, очень ин тересуется мыслями и идеями кон структоров, сам ставит перед ни ми задачи и часто направляет мысль конструктора на правиль ные решения». СЛАВА СТАЛИНСКОЙ АВИАЦИИ! В конце 1943 года на Н-ском аэродроме состоялась встреча, полная глубокого, мы бы ск аза ли—символического смысла. Герой Социалистического труда А. С. Яковлев прибыл на аэродром, что бы передать построенный на при сужденную ему Сталинскую пре мию самолет летчику-истребителю- дважды Герою Советского Союза П. А. ГІокрышеву. Знаменитый конструктор и зна менитый летчик крепко пожали друг другу руки, и в этом дру жеском рукопожатии выразилась взаимная любовь и уважение вои нов сталинской авиации и творцов наших боевых машин. Крепко и горячо пожали бы друг другу руки, если бы им до велось встретиться, дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов и Герой Социалистического Труда Н. Н. Поликарпов — конструктор так любимого Сафоновым само лета «И -16». И разве не с глубо кой благодарностью вспоминает сейчас незабвенное имя Николая Николаевича Поликарпова к аж дый советский летчик, который— будь он теперь истребитель или штурмовик, торпедоносец или пи кировщик—впервые поднимался в воздух на верном и испытанном «У-2», ныне носящем имя своего творца—«Поликарпов-2». Высоко чтят имя Петлякова се вероморские пикировщики и раз ведчики. Герой Социалистического Труда Ильюшин вправе гордиться боевыми делами Героев Советско го Союза Катунина, Гуляева, Осы- ки, Синицина. — «Ильюшины» с боевого курса не сворачивают!»— рапортуют конструктору своей машины североморские штурмо вики. — Слава советским летчи кам!—слышим мы в громах великой битвы торжествующий голос победы. — Слава творцам совет ских самолетов! Слава сталинской авиации)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz