Североморский лётчик. 1944, август.
Красного Знамени Фото И. Михеева 2 августа Т944 г., Ж 182 (252). — ------ — — -------- ■----- ---------- — СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Д Е С Я Т Ы Й БОЕВОЙ 27 . июля летчик-штурмовик лейтенант Сергей Пантю- хов совершил 10-й боевой вылет. Он отлично шел в строю и точно сброшенными бомбами інанес сильные повреждения вра жескому ^транспорту Ів 6 тысяч тонн водоизмещением. Молодой офицер т. ГІантюхов за короткий промежуток времени зарекомендовал себя, как смелый, мужественный и умелый летчик. Еще ранее, при налете на Лиинахамари, он унич тожил воинский склад, а при ударе по порту Киркенес потопил каботажное судно врага. За успехи в боях Сергей Гіантюхов Ів День Военно-Морско го Флота награжден орденом Артисты Малого театра V летчиков Вот уже больше недели, как а р тисты фронтового филиала Г о с у дарственного ордена Ленина А к а демического Малого театра высту пают перед летчиками-северомор- цами. В их репертуаре комедия А. Н. Островского «Не в свои сани не садись», вечера старинного рус ского водевиля и- концертные про граммы. Фронтовой филиал, созданный при Малом театре в конце 1942 го да, до Северного флота побывал на многих фронтах. Игра артистов этого филиала пользовалась у бон дов и офицеров Красной Армии большим успехом. Пребывание фронтового филиала Малого театра у летчиков-северо- морцев — большое культурное со бытие. Пять спектаклей пьесы A. Н. Островского «Не в свои са ни не садись», данные в Доме Фло та ВВС, получили хорошую оцен ку у наших летчиков, техников, офицеров, сержантов- и рядовых всех специальных служб. Особен но большой популярностью лоль- 1зуется игра артистов Н. Н. Хари- I тонова, В. В. Елисеевой, Т. ГІ. Пан- ! ковой, П. С. Щербак, В. А. Попова. Постановка заслуженного артиста РСФСР С. П. Алексеева проста и ; оригинальна. Помимо выступлений в Доме Флота, дано 9 концертов на наших аэродромах и в клубах частей, явившихся прекрасным отдыхом д л я личного состава. В числе уча стников концерта особенно хочется отметить артистов В. А. Попова, B. А. Зволинкину и певицу т. Ли- ротскую. Артисты фронтового филиала Государственного ордена Ленина Академического Малого театра пробудут у наших летчиков еще несколько дней. Они еще раз по кажу т пьесу А. Н. Островского «Не в свои сани не садись» и да дут ряд концертов. Капитан Н. СУТЫРИН . Герой Советского С о ю з а г в а р д и и подполковник А . Е ф р е м о в * я ж З А П И С К И М О Р С К О Г О Л Е Т Ч И К А В О З Д УШ НЫ Й Д Е САН Т НА М А Й К О П С К И Й А Э Р О Д Р О М U . В О ТК РЫ ТОМ МО Р Е • Б О М Б А Р Д И Р О В Щ И К И , В РО ЛИ САМОЛ ЕТОВ П Р И К Р Ы Т И Я ® полный 1 П Е Р Е В О РО Т НА . . . Б О М Б А Р Д И Р О В Щ И К Е В предыдущей главе я намерен- ! Протас зам етил взм етн у вш ую ся с кор абл я о п о зн а т ел ь н ую р ак ету , он Парторг эскадрильи Парторг эскадрильи т. Боус по- ■ Умело организует парторг свою стояино связан с командиром работу в период подготовки опера- эскадрильи, командирами звеньев ций и боевых вылетов. Перед каж- и летчиками. Он находит время по- ■дой боевой операцией он собирает говорить с каждым летчиком, т е х - ! коммунистов техников, механиков ником, механиком, мотористом и по тому во всех д етал я х знает жизнь эскадрильи. — Чтобы руководить людьми, требовать с рядовых коммунистов образцовой работы, организованно сти и дисциплины, —- д елился со мною недавно т. Боус, — надо са мому быть образцом во всем. Тов. Боус лично обсл ужил 385 боевых вылетов. Самолет парторга всегда в образцовой готовности. Пример т. Боу с не мог не повлиять на молодых коммунистов. Механи ки тт. Удовиченко и Баранов, ору жейники Акчурин и Прокшин о т лично о бсл ужили более трехсот боевых вылетов каждый. Равняясь на коммунистов, д р уж но работает весь остальной техни ческий состав. Если у какого-либо механика случается зад ерж к а в подготовке машины, то коммуни-" сты всегда придут товарищу на помощь. В итоге материальная часть эскад рильи всегда в полной боевой готовности. В начале этого года в связи с введением в с т р о й .молодых летчи ков (В эскадрильи участились л е т ные происшествия. И зучив причи ны их возникновения, парторг д о л ож и л командиру о целесообраз ности обсудить на партийном соб рании насущный вопрос — о зад а чах парторганизации в борьбе за укрепление летной дисциплины. Р асп о лагая рядом убедительных фактов, т. Боус помог, командиру подготовить яркий, запоминающий ся доклад. Собрание прошло активно. Ком мунисты вскрыли недостатки и приняли конкретное решение, вы полнение которого привело к р езко му повышению летной дисципли ны. и мотористов и ставит конкретную задачу каждому. Механикам напо минает о необходимости тщ ател ь ной подготовки самолетов, более опытным, как коммунистам тт. Са- воськину, Баранову, поручает по мочь молодым механикам-комсо- мольцам. Закончив подготовку своего с а молета, парторг тут же, на линей ке, инструктирует редактора бое вого листка, чему посвятить сегод няшний. номер. По инициативе т. Боус в э с к а дрильи организована передвижная доска-витрина. На ней размещают с я известия с фронтов О течест венной войны, рассказы о подви гах бойцов и офицеров Красной Армии. Рядом вывешивается бое вой листок, фотографии летчиков, отличившихся в последних опера циях, посвященные им плакаты. Д о с к а эта находится либо непо средственно на стоянке самолетов, либо в ленинской комнате. Парторг практикует подведе ние итогов работы коммунистов за день. С этой целью т. Боус идет к командиру, выслушивает его з а мечания и оценки по работе ком мунистов, а затем, встречаясь с последними, указывает, как избе ж ать в дальнейшем допущенных ошибок, информирует о задачах. — Коммунист—образец во всем,— говорит т. Боус. И это в подразделении чувст вуется: везде подтянутость, взаим ные приветствия, строгое соблюде ние формы одежды. Парторганизация, руководимая т. Боус—хороший помощник коман дира. Лучшие люди эскадрильи стремятся вступить в ряды партии. Только в текущем году парторга низация выросла на 11 человек. но ограничил свои рассказ одной только работой на перевалах: слишком непохожа была эта рабо та на задания, которые обычно приходится выполнять морским летчикам! Но, воюя над горными вершинами, мы не переставали воевать и .над морем—ставить ми ны и наносить удары по ф аши ст ским конвоям. Море и суша попере менно простирались под п лоско стями наших самолетов. Из интересных заданий над с у шей, в которых нам пришлось в тот период принимать участие, на зову знаменитый воздушный д е сант, сброшенный черноморскими летчиками на захваченный немца ми Майкопский аэродром. Если при налете на Качинский аэродром мы были заинтересованы в извлечении из убежищ живой силы противника и нашему бомбо штурмовому удару предшествова ло, как я уж е рассказывал, сбра сывание парашютных макетов, ими тировавших воздушный десант, то теперь наши интересы сводились к противоположному: загнать в убе жища все, что было живого на Майкопском аэродроме. Этим мы рассчитывали облегчить последую щие действия парашютистов-де- сантников. Так он о и вышло: когда наши самолеты отбомбили аэро дром, над летным полем появились советские транспортные машины, десантники сбросились на пара шютах и, истребив тридцать вра жеских машин и двенадцать по вредив, вышли за яр еделы аэро дрома, пробились к партизанам, а затем, пройдя линию фронта, вер нулись в свою часть После разгрома немцев под Сталинградом и ликвидации непо средственной угрозы выхода нем цев к южным портам Черного мо ря, в незабываемое время, когда начался новый этап войны, зн аме нательный почти непрерывным н а ступлением Красной Армии и по следовательным изгнанием немцев с советской земли, все шире и шире стали развертываться насту-, пательные операции черноморской авиации « а морских путях. В апре ле 1943 года наша часть была п е реоснащена новыми самолетами,, и мы чаще, чем в прошлом, начали действовать на вражеских комму никациях, наносить торпедные и бомбовые удары по фашистским конвоям. На первых порах противник, не зная о получении нами новой ма териальной части, неоднократно принимал нас за своих. Мы не преминули использовать за б л уж дение врага. Однажды, например, группа самолетов, ведомая капита ном npofacoM, обнаружила на пе- капитан г- I реходе Севастополь—Ялта враже- 2S” "y * L cTo“ S : — * к“ авиаспециалисты тт. Удовиченко, Акчурин, Беляев и другие. Майор П. РАХМЕТЬЕВ . *) Продолжение. Начало см. «Се вероморский летчик» за 15, 16, 18, 119, 20, 21, 26, 28 и 30 июля. В перерыве между полетами. Летчики-гвардейцы слушают рассказ А. П. Читает штурман гвардии старший лейтенант Т. Мосин. Чехова «Хирургия». Фото И , Михеева. сразу ж е п о к а ч а л п ло ск о стями : свои, молі П ро ти вни к не о т к ры в а л огня и позволил сам о л етам б е с п р е пятственно сб л и зи ть ся с к о р а б л я ми. Л иш ь затем, к о гд а бомбы бы ли сброшены и д в е бы стр о х о дны е д е сантные баржи пошли на дно, опешившие ф аши сты забили и з орудий и пулем етов. Н о бы л о уж е поздно. В отличие о т северного театра, где летчикам п риходи тся д е й с т в о вать вблизи берегов противника, на Черном море у д а ры авиации по фашистским ко р аб л ям бо л ьш ей частью о с ущ е с т в л я л и с ь в о т к р ы том море, на коммуникациях, с в я зывавших Румынию и Крым ( К о н станца—Севастополь, К о н с та н ц а— Ял та и т. д.). Э т о д а в а л о нам во і- можность свободно го маневра: торпедоносцы , к прим еру, могли атаковать корабли с двух н а п р а в лений— с правого и левого бортов. Можно было зах о д и т ь на ц ель и н есколько раа, т. к. радиус д е й ствия немецких и стр еби телей не охватывал всего маршрута (сонвоя. Однако, чтобы защи ти ть свои к орабли о т черноморских т о р п е доносцев, немецкое морское командование н ачал о прикрывать конвои самолетами «Г ам б у р г-140», «Юнкерс-88». С р азу ж е назрела необходимость сопровождения и наших торпедоносцев самолетами прикрытия. Районы прохождени я фашистских конвоев оказывали с ь д л я наших истребителей ещ е б о лее далекими, чем д л я немцев, и использовать д л я сопровождения нашу истребительную авиацию н и как не удавалось. Мы вышли из положения, выдели в д л я прикры тия свои ж е пушечные бомбарди ровщики. Вооруженные четырьмя пушками, бомбардировщики, вы ступая в роли истребителей сопро вождения, отлично защищ али с а молеты-торпедоносцы. Они в сту п а ли в бои не т о л ько с «Юнкерсами» и «Гамбургами», но и с «Фокке- Вульфами-190». Во время одного из т аких боев и.мел место из ряда вон выходящий случай с летчиком Масловым, командиром пушечного бомбардировщика, дравшимся с «Фокке-Вульфом-190». Увлекшись боем, М асл о в на тяж ел ой машине повторял все эволюции немецкого истребителя и д аж е сделал п о л ный переворот! К а к рассказывал мне потом сам Маслов, эту необыч ную д л я бомбардировщика э в о лю цию он выполнил в азарте боя с к о рее инстинктивно, чем п редн ам е ренно, но неожиданно д л я с е бя. Выполнив ее, летчик сохранил полное хладнокровие: убедившись, что о к азал ся в выгодном п о л ож е нии относительно противника, он сбил «Фокке-Вульф» огнем своих пушек. ■В р езультате удара наших само летов-торпедоносцев, прикрывае мых однотипными самолетами-бом бардировщиками, без всяких по терь с нашей стороны были п о топлены немецкий транспорт в одо измещением 6 тысяч тонн ц сторо жевик, и сбит один самолет про тивника. Черноморский опыт убеждает меня в том, что в открытом море, там, где радиус действия не по зво л яет использовать дл я прикрытия истребительную авиацию, вполне возможно применить дл я борьбы с самолетами типа «Гамбург» или «Юнкере» наши соответственно вооруженные бомбардировщики. Разумеется, их задача в основном д о лж н а сводиться к тому, чтобы разогнать воздушное прикрытие противника и открыть торпедонос цам доступ к кораблям. В случае, если вражеский конвой и данном районе идет без прикрытии с воз духа, эти машины е успехом б у дут п одавлять зенитный огонь противника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz