Североморский лётчик. 1944, август.
2 -------------------- - ----------— —------ ~ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК --------------- .................................................... -.•--* 2 августа 1944 г., № 182 (252) Страница старшин а сержантов MBXAHUK—ХОЗЯИН..САМОJШТД Механик самолета старший сержант Николай Мит рофанов ничем не отличается от других. Таких у нас много. Они выросли, закалились и стали зрелыми спе циалистами в дни Отечественной войны. 22-летний комсомолец, сын рабочего Тоцкой МТС Чкаловской области, Митрофанов по окончании 9 клас сов средней школы пришел » авиацию. За день до начала войны Митрофанов окончил Воен но-морское авиационно-техническое училище им. Моло това и сразу уехал на фронт. Воевал на Краснознаменной Балтике, на Черном море и на Северном флоте. Десятки раз самолеты, подготовленные к вылету его руками, на носили ощутимые удары но морским базам и караванам противника. С июня 1943 года Митрофанов работает первым ме хаником на советском торпедоносце. За успехи в работе он награжден орденом Красной Звезды и Медалью «За боевые заслуги». Со дня назначения Николая Митрофанова первым ме хаником машины прошло немного больше года. Около 100 успешных вылетов совершили летчики за это время на самолетах, обслуживаемых старшим сержантом. В ча сти о Митрофанове говорят, как об одном из лучших специалистов, настоящем хозяине своего самолета. Ниже печатаем рассказ Николая Митрофанова о том, как он рос, приобретал опыт н навыки, будучи первым механиком самолета. ★ Первые волнения Переживал я назначение на должность первого ме ханика самолета здорово. Такое ощущение испытывает, наверное, любой человек, когда ему поручают ответствен ное большое дело. Д о этого я был .вторым механиком у старшего техяйкаі т. Азовцева. За дел о 'болел, но всегда чувствовал, что есть человек выше меня, что моя работа обязательно будет проверена: «Он первый механик, с н е го и спросят, его, если нужно, похвалят, поругают, а я в стороне»,—так рассуждал я иногда. Это д о некоторой степени расхолаживало, и я редко вникал ® глубину д е ла Однако работал я всегда, с душой, и Азовцев никогда не обижался. Как-то раз вечером меня вызвал старший механик другого подразделения. ' — Примете машину,—сказал он мне.—Идите при смотритесь к ней. Через пять дней мне пришлось, как говорят, стано виться ,на свои собственные -ноги. И когда я столкнулся с эксллоатацией, понял, как неправильно смотрел на свое дело, будучи вторым механиком. Теперь все приходилось дел ать самому, а знаний, опыта не хватало. Помню, смот ришь на самолет: стоит он исправный, на солнце побле скивает, а пугаешься его, потому что .не. уверен в себе. Особенно волновался, когда мой летчик впервые выле тел ка) учебные полеты. ...Полеты шли благополучно. После пятого по кругу они были приостановлены. Летчик, .немного отрулив от старта, остановил машину. Через несколько минут посту пило ноіпое приказание: полеты прекратить, самолеты не медленно поставить на места стоянок. Летчик моей ма шины сел в кабину. Я дал ручную раскрутку стартера. ... С колько дать шприцев для заливки мотора? — спросил меня летчик. — Восемь,—не задумываясь, ответил я ему. Мотор не запускался. В чем причина? Я стал вспоми нать все детали в работе мотора, но причины найти не . .мог. Командование торопило нас: надо было освобож дать летное поле. Через 15— 20 минут полез в кабину са-м. Д а л одни шприц—мотор заработал. Выяснилось — после полетов мотор был слишком горяч, и когда летчик д ал 8 шприцев, он оказался перезалитым. Этот урок я н адолго запомнил. Мало у меня знаний тогда было, а еще меньше опыта. Самолет возвращается из боя Д л я летчика первый бой—испытание сил, легных качеств, своего сердца, нервов. От того, как он сумеет | его провести, зависит все дальнейшее. Летчик всегда с нетерпением ж д ет первого боевого крещения. Значителен этот первый бой и для механика, впервые выпускающего самолет на боевое задание. Я лично его ж дал с большим волнением. «Здесь самолет летает, а как-то там, над вра ж еской землей или водами, за десятки километров от своих баз? -Как там он себя поведет?»,—думал я. Боевой вылет об’явили. Я все проверил сам, каждую д е т а л ь прощупал своими руками. Пришел летчик Триан- дафи л о в с экипажем. Все побритые, в наглаженных брю ках, в отличных кителях, с белыми, только что подши тыми подворотничками (у наших летчиков такая тради- дн я летать ла> задание «с иголочки»). Настроение у экип ажа прекрасное. Неужели, думаю, моя машина испортит им всю «погоду». Думаю , а в груди даже захолонуло. Проводив ма шины, мы ушли в яалат.ки . 'Каждый по времени пред ставлял, где сейчас наши летчики, что с ними. Не знаю, как другие, но я волновался особенно сильно. «Будет ли ругаться, корить меня командир, с каким настроением он .вернется?»—эти мысли тревожили. Время шло. Когда стрелка подошла к часу возвра щения самолетов на аэродром, я а числе первых &ышел из палатки. Стал вслушиваться. Где-то далеко раздавался ров ный рокот. С к аж д о й секундой он усиливался. — Наши идут,—передавалось от стоянки к стоянке. Вскоре показалось два бортовых огня. Чей возвра щ ается первым? Мой вылетел четвертым и поэтому, проследив взглядом посадку, вернувшегося, я снова стал Технический экипаж старшего сержанта Митрофанова за осмотром материальной части. Сверху — моторист сержант В. И. Казюлин, справа—старшина В. Бахмет, внизу—мастер по j вооружению младший сержант Н. Семенов. Фото И. Михеева. разглядывать темное небо. Пришел и четвертый, но т а к же оказался не моим: как ли мигал я фонариком, как ни заманивал на стоянку—.летчик проруливал мимо. Пришедшие самолеты встали па свои места, пилоты выключили моторы. Н ад аэродромом снова воцарилась мертвая тишина. Она еще больше тревожила меня. Б е с покойные думы не давали покоя: «Неужели не вер нется?...». — Еще идут!—вскрикнул моторист. В темном небе показались два огонька, затем чуть позади еще два. 'Первым произвел посадку ’командир нашего экипажа. Он зарулил машину, встал на место и выклю чил мотор. — Ну как? Что с машиной?—спросил я летчика, когда тот вылез из кабины. — Все нормально, молодец механик,—ответил он м,не. — А почему долго не возвращались?— не унимался я. Командир усмехнулся и «казал; — Не беспокойся, не по твоей вине. Просто работка была. А потом добавил: — Осмотри на всякий случай машину, зенитный огонь по ней вели сильный. Я принялся за работу. Похвала летчика воодушеви ла: теперь главное—не подкачать... Доверяй, но проверяй После первого боевого вылета я увереннее почув ствовал себя. Но ,в каждый новый полет машину попреж- нему снаряжал особенно тщательно. Уж к аж е т ся все в порядке, а ты ходишь вокруг нее и пересматриваешь, переделываешь то одно, то другое. Везде стремишься сам успеть. Уставал крепко, да иногда и просматривал какую-нибудь неполадку. Вместе со мной работали вто рой механик, .моторист и оружейник. Сила большая. Обдумав свой рабочий деиь, решил—надо больше дове- рять^подчиненным. Доверять и проверять! И с того вре мени'стал работать по этому принципу. Однажды мото ристу поручил зарядить масло в машину. — Как, все в порядке?—спросил я, когда, он доло жил об окончании работы. — Все,—ответил моторист. Поверив ему на слово, я выпустил машину в полет. При возвращении ее с задания на, плоскости обнаружил масло. «Что-то неладно с мотором»,—решил я и стал его осматривать. Однако все было в порядке. «Откуда же масло? Неужели из бачка?». Полез гуда, открыл лючок, взялся за пробку. Она стояла с перекосом, и масло выби валось. Этот сл учай научил меня: любую работу при любых обстоятельствах подчиненным доверяй, но обяза- тельно проверяй. Механик сам о л ета— хозяин машины г н его спрашивают заі работу и .мотора, и вооружения приборов. 'B 'повседневной жизни это правило стало зако ном д л я меня. И оно не раз выручало. Командир технического экипажа Кроме того, что .механик самолета я в л я е т ся хозяц. ном машины, он—командир т е хнич еско го экипажа. В его распоряжении люди, которых он призван воспитывать Именно здесь мне подчас бы вал о наиболее трудно, осо бенно — вначале.' ■Правда, подчиненные все мои указан и я выполняли беспрекословно. Но. жизнь д есятк ами ф акто в подсказы вала: дл я того, чтобы механик с ам о л ет а имел авторитет мало только власти, которой о б л е к а е т тебя служебное положение. Нужны твердые знания. И я усиленно рабо тал над собой. Д л я того, чтобы в о зб у д и т ь у подчиненных больший интерес к делу, я и сейчас стараюсь мотористу т. Казюлину п ередать все свои знания, многие участки работы доверяю производить самостоятельно, а затем, проверив выполнение, до к л ады ваю об этом старшему тех нику и обязательно при д о к л а д е указываю : «Сделал это Казюлин». Нельзя, однако, забывать, что ты— начальник, коман дир технического экипажа. О д н аж ды мы получили при казание: в короткий срок поставить н.а самолеты баки, Приказание поступило вечером. «Сегодня ж е поставить, до завтра о тк л ады в ать нечего»,— решил я и сказал об этом своему мотористу т. Арсентьеву. Мотори ст пустил ся было в рассуждения, но я реши тельно их пресек и по требовал исполнять приказание. П оставив баки, мы ушли спать. И очы о подняли весь технический состав по тревоге. Т ребовалось немед ленно поставить баки: самолеты шли на ответственное боевое задание. Мы с мотористом первыми доложили о готовности машины к вылету, а затем помогли в под готовке материальной части и другим э ки п аж ам . За этот случай нас с мотористом н аградили м едал ями «За бое вые заслуги». Дружба с летчиком К а к бы хороню ты ни работал, если с летчиком у тебя нет полного взаимопонимания по службе, трудно максимально использовать ^доверенную материальную часть. Нужно, чтобы летчик и механик дополняли друг друга, доверяли один другому. - Н ем ал ую роль в максимальном и правильном исп зовании боевЪй техники играет взаим ная помощь. Я лич но часто, бесед ую со своим .командиром эк и п аж а , вместе разрешаем р я д вопросов, вроде: «К а к п о ступи ть, если бу- . д у т перебиты шасси (Гидросистемы?», «К ак рассчитаггь горючее на дальность п олета?». Л е тч и к п омогает мне точнее установить причины слабой работы мотора, не нормальности в том или ином агрегате. Одно, время не ск о л ь ко раз повторились о тказы мотора н а взлете. Я принял ряд профилактических мер, а з а т е м попросил л етчика проследить работу обоих моторов о т взлета до посадки. Командир выполнил мою просьбу. Вернувшись, он .сказал, что один из моторов имел попы тку остановить ся на взлете. Этого, д л я меня бы л о д остаточно, чтобы определить причину дефекта. П о с л е у велич ени я малых оборотов и обогащения смеси на них мотор стал дей ствовать безотказно. «Дружба дружбой, а служба службой», — говорит старая русская пословица. Механик никогда не должен забывать, что он подчинен летчику — командиру экипажа. Постоянный доклад п ер ед вылетом о готовности маши ны, вежливость в обращении— основа моей работы. Чувство машины Теперь, к о гд а я смотрю на свой самолет, он кажет с я д л я меня прозрачным: в се трубки, провод- нички, отверстия, что скрываются за внешними стенка- і ми машины, я вижу, заранее, могу с к а за т ь , д о л г о ли про ж иву т они и какой .ремонт требуют. З ай д еш ь , бывало, раньше в мотогондолу, посмотришь вокруг — множество различных проводников и ничего непонятно. ДрУгое сейчас: к аж ды й проводничек д л я меня бли зо к. Когда я слушаю сейчас мотор, у га ды ваю все не нормальности и, если требуется, бы стро устраняю их. В се это. да л а мне повседневная учеба, боевой опыт. Лю бое д е л о выполняю один раз и более уверен в его каче стве. Правда, сам себя попрежнем у контролирую . Л етчи к тогда умело, дер ется, к о гд а чу в ств у ет свой самолет спиной, подошвами—всем организмом. Также д олж ен чувствовать на. земле свою машину и механик. З а год боевой ж и зн и я вырос. Э тому во многом обязан старшему технику т. Азов-цеву, под руководством которого работаю и по сей день. Впереди нас іждут ж есто ки е бои. Много придете*1 потрудиться нам, механикам. Учиться, учи ться и еШе раз учиться, работать, не п о кл ад ая ру к — вот зада1*1’ которые стоят передо мной. ★ Старший сержант Николай Митрофанов — механик по призванию и духу. Он любит свое дело и болеет з» него. Митрофанов постоянно стремится к повышению своих собственных знаний. Для таких механиков, ка* Митрофанов—у нас широкие перспективы роста. НаД» надеяться, что Николай Митрофанов твердо и неуклон но пойдет вперед, добиваясь безукоризненного действия материальной части и дальнейшего повышения своей квалификации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz