Североморский лётчик. 1944, август.

2 -------------------- - ----------— —------ ~ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК --------------- .................................................... -.•--* 2 августа 1944 г., № 182 (252) Страница старшин а сержантов MBXAHUK—ХОЗЯИН..САМОJШТД Механик самолета старший сержант Николай Мит­ рофанов ничем не отличается от других. Таких у нас много. Они выросли, закалились и стали зрелыми спе­ циалистами в дни Отечественной войны. 22-летний комсомолец, сын рабочего Тоцкой МТС Чкаловской области, Митрофанов по окончании 9 клас­ сов средней школы пришел » авиацию. За день до начала войны Митрофанов окончил Воен­ но-морское авиационно-техническое училище им. Моло­ това и сразу уехал на фронт. Воевал на Краснознаменной Балтике, на Черном море и на Северном флоте. Десятки раз самолеты, подготовленные к вылету его руками, на­ носили ощутимые удары но морским базам и караванам противника. С июня 1943 года Митрофанов работает первым ме­ хаником на советском торпедоносце. За успехи в работе он награжден орденом Красной Звезды и Медалью «За боевые заслуги». Со дня назначения Николая Митрофанова первым ме­ хаником машины прошло немного больше года. Около 100 успешных вылетов совершили летчики за это время на самолетах, обслуживаемых старшим сержантом. В ча­ сти о Митрофанове говорят, как об одном из лучших специалистов, настоящем хозяине своего самолета. Ниже печатаем рассказ Николая Митрофанова о том, как он рос, приобретал опыт н навыки, будучи первым механиком самолета. ★ Первые волнения Переживал я назначение на должность первого ме­ ханика самолета здорово. Такое ощущение испытывает, наверное, любой человек, когда ему поручают ответствен­ ное большое дело. Д о этого я был .вторым механиком у старшего техяйкаі т. Азовцева. За дел о 'болел, но всегда чувствовал, что есть человек выше меня, что моя работа обязательно будет проверена: «Он первый механик, с н е­ го и спросят, его, если нужно, похвалят, поругают, а я в стороне»,—так рассуждал я иногда. Это д о некоторой степени расхолаживало, и я редко вникал ® глубину д е ­ ла Однако работал я всегда, с душой, и Азовцев никогда не обижался. Как-то раз вечером меня вызвал старший механик другого подразделения. ' — Примете машину,—сказал он мне.—Идите при­ смотритесь к ней. Через пять дней мне пришлось, как говорят, стано­ виться ,на свои собственные -ноги. И когда я столкнулся с эксллоатацией, понял, как неправильно смотрел на свое дело, будучи вторым механиком. Теперь все приходилось дел ать самому, а знаний, опыта не хватало. Помню, смот­ ришь на самолет: стоит он исправный, на солнце побле­ скивает, а пугаешься его, потому что .не. уверен в себе. Особенно волновался, когда мой летчик впервые выле­ тел ка) учебные полеты. ...Полеты шли благополучно. После пятого по кругу они были приостановлены. Летчик, .немного отрулив от старта, остановил машину. Через несколько минут посту­ пило ноіпое приказание: полеты прекратить, самолеты не­ медленно поставить на места стоянок. Летчик моей ма­ шины сел в кабину. Я дал ручную раскрутку стартера. ... С колько дать шприцев для заливки мотора? — спросил меня летчик. — Восемь,—не задумываясь, ответил я ему. Мотор не запускался. В чем причина? Я стал вспоми­ нать все детали в работе мотора, но причины найти не . .мог. Командование торопило нас: надо было освобож­ дать летное поле. Через 15— 20 минут полез в кабину са-м. Д а л одни шприц—мотор заработал. Выяснилось — после полетов мотор был слишком горяч, и когда летчик д ал 8 шприцев, он оказался перезалитым. Этот урок я н адолго запомнил. Мало у меня знаний тогда было, а еще меньше опыта. Самолет возвращается из боя Д л я летчика первый бой—испытание сил, легных качеств, своего сердца, нервов. От того, как он сумеет | его провести, зависит все дальнейшее. Летчик всегда с нетерпением ж д ет первого боевого крещения. Значителен этот первый бой и для механика, впервые выпускающего самолет на боевое задание. Я лично его ж дал с большим волнением. «Здесь самолет летает, а как-то там, над вра­ ж еской землей или водами, за десятки километров от своих баз? -Как там он себя поведет?»,—думал я. Боевой вылет об’явили. Я все проверил сам, каждую д е т а л ь прощупал своими руками. Пришел летчик Триан- дафи л о в с экипажем. Все побритые, в наглаженных брю­ ках, в отличных кителях, с белыми, только что подши­ тыми подворотничками (у наших летчиков такая тради- дн я летать ла> задание «с иголочки»). Настроение у экип ажа прекрасное. Неужели, думаю, моя машина испортит им всю «погоду». Думаю , а в груди даже захолонуло. Проводив ма­ шины, мы ушли в яалат.ки . 'Каждый по времени пред­ ставлял, где сейчас наши летчики, что с ними. Не знаю, как другие, но я волновался особенно сильно. «Будет ли ругаться, корить меня командир, с каким настроением он .вернется?»—эти мысли тревожили. Время шло. Когда стрелка подошла к часу возвра­ щения самолетов на аэродром, я а числе первых &ышел из палатки. Стал вслушиваться. Где-то далеко раздавался ров­ ный рокот. С к аж д о й секундой он усиливался. — Наши идут,—передавалось от стоянки к стоянке. Вскоре показалось два бортовых огня. Чей возвра­ щ ается первым? Мой вылетел четвертым и поэтому, проследив взглядом посадку, вернувшегося, я снова стал Технический экипаж старшего сержанта Митрофанова за осмотром материальной части. Сверху — моторист сержант В. И. Казюлин, справа—старшина В. Бахмет, внизу—мастер по j вооружению младший сержант Н. Семенов. Фото И. Михеева. разглядывать темное небо. Пришел и четвертый, но т а к ­ же оказался не моим: как ли мигал я фонариком, как ни заманивал на стоянку—.летчик проруливал мимо. Пришедшие самолеты встали па свои места, пилоты выключили моторы. Н ад аэродромом снова воцарилась мертвая тишина. Она еще больше тревожила меня. Б е с ­ покойные думы не давали покоя: «Неужели не вер ­ нется?...». — Еще идут!—вскрикнул моторист. В темном небе показались два огонька, затем чуть позади еще два. 'Первым произвел посадку ’командир нашего экипажа. Он зарулил машину, встал на место и выклю ­ чил мотор. — Ну как? Что с машиной?—спросил я летчика, когда тот вылез из кабины. — Все нормально, молодец механик,—ответил он м,не. — А почему долго не возвращались?— не унимался я. Командир усмехнулся и «казал; — Не беспокойся, не по твоей вине. Просто работка была. А потом добавил: — Осмотри на всякий случай машину, зенитный огонь по ней вели сильный. Я принялся за работу. Похвала летчика воодушеви­ ла: теперь главное—не подкачать... Доверяй, но проверяй После первого боевого вылета я увереннее почув­ ствовал себя. Но ,в каждый новый полет машину попреж- нему снаряжал особенно тщательно. Уж к аж е т ся все в порядке, а ты ходишь вокруг нее и пересматриваешь, переделываешь то одно, то другое. Везде стремишься сам успеть. Уставал крепко, да иногда и просматривал какую-нибудь неполадку. Вместе со мной работали вто­ рой механик, .моторист и оружейник. Сила большая. Обдумав свой рабочий деиь, решил—надо больше дове- рять^подчиненным. Доверять и проверять! И с того вре­ мени'стал работать по этому принципу. Однажды мото­ ристу поручил зарядить масло в машину. — Как, все в порядке?—спросил я, когда, он доло­ жил об окончании работы. — Все,—ответил моторист. Поверив ему на слово, я выпустил машину в полет. При возвращении ее с задания на, плоскости обнаружил масло. «Что-то неладно с мотором»,—решил я и стал его осматривать. Однако все было в порядке. «Откуда же масло? Неужели из бачка?». Полез гуда, открыл лючок, взялся за пробку. Она стояла с перекосом, и масло выби­ валось. Этот сл учай научил меня: любую работу при любых обстоятельствах подчиненным доверяй, но обяза- тельно проверяй. Механик сам о л ета— хозяин машины г н его спрашивают заі работу и .мотора, и вооружения приборов. 'B 'повседневной жизни это правило стало зако­ ном д л я меня. И оно не раз выручало. Командир технического экипажа Кроме того, что .механик самолета я в л я е т ся хозяц. ном машины, он—командир т е хнич еско го экипажа. В его распоряжении люди, которых он призван воспитывать Именно здесь мне подчас бы вал о наиболее трудно, осо­ бенно — вначале.' ■Правда, подчиненные все мои указан и я выполняли беспрекословно. Но. жизнь д есятк ами ф акто в подсказы­ вала: дл я того, чтобы механик с ам о л ет а имел авторитет мало только власти, которой о б л е к а е т тебя служебное положение. Нужны твердые знания. И я усиленно рабо­ тал над собой. Д л я того, чтобы в о зб у д и т ь у подчиненных больший интерес к делу, я и сейчас стараюсь мотористу т. Казюлину п ередать все свои знания, многие участки работы доверяю производить самостоятельно, а затем, проверив выполнение, до к л ады ваю об этом старшему тех­ нику и обязательно при д о к л а д е указываю : «Сделал это Казюлин». Нельзя, однако, забывать, что ты— начальник, коман­ дир технического экипажа. О д н аж ды мы получили при­ казание: в короткий срок поставить н.а самолеты баки, Приказание поступило вечером. «Сегодня ж е поставить, до завтра о тк л ады в ать нечего»,— решил я и сказал об этом своему мотористу т. Арсентьеву. Мотори ст пустил­ ся было в рассуждения, но я реши тельно их пресек и по­ требовал исполнять приказание. П оставив баки, мы ушли спать. И очы о подняли весь технический состав по тревоге. Т ребовалось немед­ ленно поставить баки: самолеты шли на ответственное боевое задание. Мы с мотористом первыми доложили о готовности машины к вылету, а затем помогли в под­ готовке материальной части и другим э ки п аж ам . За этот случай нас с мотористом н аградили м едал ями «За бое­ вые заслуги». Дружба с летчиком К а к бы хороню ты ни работал, если с летчиком у тебя нет полного взаимопонимания по службе, трудно максимально использовать ^доверенную материальную часть. Нужно, чтобы летчик и механик дополняли друг друга, доверяли один другому. - Н ем ал ую роль в максимальном и правильном исп зовании боевЪй техники играет взаим ная помощь. Я лич­ но часто, бесед ую со своим .командиром эк и п аж а , вместе разрешаем р я д вопросов, вроде: «К а к п о ступи ть, если бу- . д у т перебиты шасси (Гидросистемы?», «К ак рассчитаггь горючее на дальность п олета?». Л е тч и к п омогает мне точнее установить причины слабой работы мотора, не­ нормальности в том или ином агрегате. Одно, время не­ ск о л ь ко раз повторились о тказы мотора н а взлете. Я принял ряд профилактических мер, а з а т е м попросил л етчика проследить работу обоих моторов о т взлета до посадки. Командир выполнил мою просьбу. Вернувшись, он .сказал, что один из моторов имел попы тку остановить­ ся на взлете. Этого, д л я меня бы л о д остаточно, чтобы определить причину дефекта. П о с л е у велич ени я малых оборотов и обогащения смеси на них мотор стал дей­ ствовать безотказно. «Дружба дружбой, а служба службой», — говорит старая русская пословица. Механик никогда не должен забывать, что он подчинен летчику — командиру экипажа. Постоянный доклад п ер ед вылетом о готовности маши­ ны, вежливость в обращении— основа моей работы. Чувство машины Теперь, к о гд а я смотрю на свой самолет, он кажет­ с я д л я меня прозрачным: в се трубки, провод- нички, отверстия, что скрываются за внешними стенка- і ми машины, я вижу, заранее, могу с к а за т ь , д о л г о ли про­ ж иву т они и какой .ремонт требуют. З ай д еш ь , бывало, раньше в мотогондолу, посмотришь вокруг — множество различных проводников и ничего непонятно. ДрУгое сейчас: к аж ды й проводничек д л я меня бли зо к. Когда я слушаю сейчас мотор, у га ды ваю все не­ нормальности и, если требуется, бы стро устраняю их. В се это. да л а мне повседневная учеба, боевой опыт. Лю­ бое д е л о выполняю один раз и более уверен в его каче­ стве. Правда, сам себя попрежнем у контролирую . Л етчи к тогда умело, дер ется, к о гд а чу в ств у ет свой самолет спиной, подошвами—всем организмом. Также д олж ен чувствовать на. земле свою машину и механик. З а год боевой ж и зн и я вырос. Э тому во многом обязан старшему технику т. Азов-цеву, под руководством которого работаю и по сей день. Впереди нас іждут ж есто ки е бои. Много придете*1 потрудиться нам, механикам. Учиться, учи ться и еШе раз учиться, работать, не п о кл ад ая ру к — вот зада1*1’ которые стоят передо мной. ★ Старший сержант Николай Митрофанов — механик по призванию и духу. Он любит свое дело и болеет з» него. Митрофанов постоянно стремится к повышению своих собственных знаний. Для таких механиков, ка* Митрофанов—у нас широкие перспективы роста. НаД» надеяться, что Николай Митрофанов твердо и неуклон­ но пойдет вперед, добиваясь безукоризненного действия материальной части и дальнейшего повышения своей квалификации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz